Рыбный Мурман. 1966 г. Декабрь.
КОГДА МОРЯКИ МЫСЛЯТ Р ЫБНАЯ путина — это та же хлебная страда ; ни покоя тебе, ни отдыха. Тут все спутается . Если днем д о з е л о с ь отдохнуть, то ночыо мо жешь н ап або гать ся так, что едва-едва доберешься до нойки, разденешься и— бух под белую простыню, а крепкий сон закрыл весь мир. На Мурмане путину в году переживают дважды : весной и осенью. Крупные скопления мойвы или мелкой прибрежной сельди набиваются в губы Мо товского залива , и тогда рыболовные сейнеры и ма лые траулеры («мартышки » , как их называют мо ряки) покидают порт и, словно уточки, торопятся в намеченный район. — « Королевский флот» засуетился , — замечают с досюинством моряки больших судов. Но тут мож но было бы подобрать и другое слово, потому что у моряков сейнеров в такую пору не столько суеты , сколько горячего энтузиазма : всем хочется как мож но больше «схватить» рыбы. Как обычно случается , и в этом году к берегам сельдь подошла неожиданно. Не успел первоогкры- Батель извлечь из невода тридцатитонный улов, как вокруг него, словно грачи на свежевспаханный пласт земли, налетели проворные сейнеры. Оставляя лун ные хвосты за кормой, они ка притихшей матового отблеска воде вязали кружева из пенопластовых поплавков. Л спустя какое-то время у борта каждо го из суденышек в неводах кипела сельдь. Говорили или не говорили вслух , однако всем было понятно— путина началась. Теперь все зависело от рыбаков. Нет, кое от чего я другого... с ей н е ры и д у т В ПАРЕ И СХОДИЛ ноябрь, но ртуть на градуснике тяну лась кверху от ноля. Слышно было, как шур шит, подтаивая, снег и гудит далекий маяк . <К хмурой погоде», говорили знатоки. С ними и соглашались и не соглашались, зная неожиданную измему вегра , в поведении которого нередко оши баются сами синоптики. А порт, отягощенный работой и заботами, жил своей, неуемной жизнью. Колеса машин, сапоги про хожих размашисто давили на причале мокрый и грязный, перемешанный с солью снег. Двое не замечали всей этой рабочей сутолоки. Они стояли на самом краешке четырнадцатого при чала, как раз напротив диспетчерской, из широких ©нон которой тугим потоком лился яркий свет . Вид но было, как женщина что-то отстукивала на машин ке и диспетчер — молодой мужчина в морской фор ме — разговаривая по одному телефону, тянулся за трубкой другого. Д во е—оба выше среднего роста, крепко сбитые, в телогрейках, в сапогах и шапка-х- ушанках с подвернутыми клапанами, не прерывая беседы, иногда поглядывали на освещенные окна. — Значит, так , — говорил капитан «Тайфуна» Николай Дмитриевич Мороз, — мы набираем воду, идем на Угольную базу, а вы тем временем сходите вод топливо. Подождем на северном рейде. — Добро, Дмитрич, — отвечал капитан «Полуноч ника» Николай Григорьевич Кузнецов. На том и разошлись. Снабжение водой не отняло много времени, и на конец, пошли под уголь. На маленькой палубе сей нера продолжалось хождение моряков и деловая воз ня. Все, способное двигаться и падать в качку , мат росы расставляли по своим местам и накрепко з а т я гивали веревками. Чтоб не отнимать у них времени, капитан сам встал за штурвал, задавал телеграфом ход судну и на волнующие вызовы «Полуночника» отвечал в микрофон «Акации» , а затем , перекатывая в крепких руках штурвал, покачивал головой и, у лы баясь , говорил: — Жить не может без «Тайфуна» ... На Угольной базе капитан бегом отнес требование в диспетчерскую, а матросы, установив стальной лоток с причала в бункер корабля, подносили в вед рах уголь, который шумно сползал вниз. Все делалось расчетливо и четко, будто экипаж готовился к бою. Радиостанция так и не выключа лась: «Алло , алло, трехсотый, вас вызывает восемь десят второй»... Справившись о готовности к выходу судов в море, капитаны пожелали дру г дру гу счаст ливого плавания, и ручки телеграфов переместились на «полный вперед» . Позади укладывался спать город, по берегам з а лива тощали ожерелья из электрических огней, впе реди подмигивали маяки , прерывая капитанские мысли. На судовых радиостанциях вспыхивали нрас- ные лампочки, и два капитана, несмотря на то, что уж е попрощались, продолжали держать совет. — Идем в Сайда-губу. Говорят, у самых берегов рыба плещется. ИДЕИ КАПИТАНА МОРОЗА М НОГО лет кряду выходит в море на сейнерах капитан Мороз. Суденышко, доверенное ему , побывало и на океанских просторах, и в море Баренца, и прошло все губы северного побережья Кольского полуострова Сам капитан Мороз знает эти губы и фиорды как свои пять пальцев. В куль минационный момент путины он именно там, где р ы ба «сам а прет в невод». Говорят, ему везет. Так это или нет, он не может ответить. Но чтобы не выпол нить за год два плана — это он считает оплош ностью, даже позором. Может быть, такая беспокой ная натура дана ему природой, а может, приучило к такому наше время дерзаний и свершений. В наш век , эпоху борьбы за счастливую жизнь, одно от дру гого неотделимо. Но капитан Мороз все-таки есть напитан Мороз. Он вечно насыщен идеями. Лет шесть тому назад в этом же самом заливе промышляли сельдь норвежские и советские суда . Соседи заваливались рыбой, а у наших сейнеров, что ни замет , то «пустыш ка » . Ломали-ломали голо вы наши моряки, махнули рукой и решили податься на тресковый промысел. А что сделал Мороз? Он подошел к норвежцам и задал вопрос «на пальцах» : «Что у вас за невод?» И когда коллеги показали на пальцах «восемьдесят» , капитан даж е постучал се бя по голове: «Олухи мы » . Он был отчасти прав. Ведь сельдь находилась на глубине, а таким малым неводам разве возьмешь ее. Значит, тоже нужен не вод в восемьдесят аршин. Где его взять? Вот тогда- то и предложил Мороз капитану Кузнецову сделать из двух один большой невод. Матросы постарались, и невод получился на славу . Потекла рыба в трюмы сейнеров, да жаль , скоро путина закончилась. А то вот еще был такой случай. Заметал «Тай фун» видимо-невидимо рыбы, а тут откуда ни возь мись ветер нагнал волну, и пошли бомбардировать траулер излома-ниые белые гребни. Не до рыбы стало морякам: как бы невод спасти, да от шторма укрыться в губе. И рыбу выпускать жаль . Разносит капитан клубки табачного дыма по рулевой рубке: «Что же делать? Что делать ?» А сейнер в «коше л ек » гонит. И уж е машиной работать нельзя : на винт намотается невод и выбирать нет никакой воз можности: волна шибко бьет. Но тут повезло. Бежит в губу какой-то сейнер. Мороз просит его: «Отбуксируй, пожалуйста» . У моряков закон — в беде товарища не оставлять . В губе за громадой сопок ни ветерка , ни волны. Загрузились рыбой оба судна и к базе. Придал ли внимание этому случаю коллега ила нет — осталось при нем, но Мороз крепко зад ум ал ся . Не подойди этот сейнер, не было бы ни улова* может, и невода, а так ... «Какие же мы олухи» —* опять с досадой подумал капитан. Надо ловить в па ре, и можно добывать в два , в три, в пять раз боль ше рыбы. Сколько ее приходится выпускать после того как заполняются трюмы и палубы? А если б т а к—один заметал , а другой черпает и доставляет к базе, а? . . Улов, разумеется , пополам. Как это раньше не дошли до такой простой истины?! Серьезно, стыд но. Стал Мороз подыскивать себе напарника. Не полу чалось: у одного «Акации» нет, с другим невозмож но сработаться, вдобавок моряки стали возмущаться : — Это что ж выходит, мы будем рыбу ловить, а кто-то денежки получать. Нет, товарищ капитан, так дело не пойдет. Но отступать было нельзя . Нельзя потому, что работа в паре выгодна флоту, государству ’ а , значит, и самим морякам. Прямая зависимость. Но как это растолковать матросам. Они привыкли к большим уловам, привыкли получать в месяц по сем ьсот—девятьсот рублей. И промысел в паре им каж ет ся потерей материального стимула . Да , дело, действительно, принимало щепетильный характер . Тогда Мороз обратился к своему старому др у г у — коллеге Кузнецову. — Давай, Николай Григорьевич, попробуем в па* ре, а? — Видишь ли, — медлил с ответом Кузнецов, — вы на третий годовой тянете, а у нас еще и двух планов нет. Вам, пожалуй, невыгодно с на»ми будет. — Ну брось-ка, брось буржуйские замашки, — с легкой обидой говорил Мороз. — Мы ж советские люди... И Кузнецов дал согласие «рыбачить в общий ко т ел » . Оставался еще один разговор, самый правдивый и трудный, — разговор с матросами, с экипажем. По« тупя взгляды , моряки слушали, как капитан «гнул свою д у г у » . — В крайнем случае , выходит, что я не только вам , но и себе враг. Вот, посмотрите, вам сотни раз приходилось видеть, как выпускали из невода рыбу. А из-за чего? На борт всю рыбу не возьмешь, рядом транспортных судов нет. Вот такая петрушка и по-* лучается . А в свежую пагоду — попробуй, возьми эту селедку на борт. Но когда рядом другой сейнер, оттащит и выбирай себе на здоровье рыбку. Одному экипажу трудно будет, на подмогу подойдет другой. Да что там втолковывать, все вы здравомыслящие люди и прекрасно понимаете обстановку.. . Капитан иногда сбивался, подыскивая нужные ~~* слова: ем у так хотелось, чтобы матросы поняли. А не пойдут, начнут бежать. Тогда к а к—-и без того те кучка кадров: многим кажется труд на сейнере тя* желым . Оно так и есть. Ежедневно тяжеленные боч ки с рыбой, урывками сон, тесные каюты. Потому так искренне, так проникновенно говорил Мороз, чтобы моряки были склонны поверить в перспективу парного промысла. Перелом проходил настороженно, с анализом лич ной выгоды. И только когда «Полуночник» заметал около ста тонн сельди, а «Тайфун» еле успевал пе ревозить ее к базе, -тогда сомнение у матросов с т а 4 ло рассеиваться: все-таки выгодно работать в паре. А сельдь все шла и шла именно на эти суда . Капи таны с других сейнеров час го жаловались: мешала свеж ая погода, пропадали богатые уловы. У напар ников, наоборот, тщательно выбиралась из невода заметанная рыба, и по производственным показате лям они выходили вперед. Матросам понравилось работать по-новому. Еще бы! Сколько нервов, бывало, они надрывали, выпу с к а я заметанную рыбу. Теперь не то, вся сельдь шла в дело. Продолжала разгораться упорная борьба за обильные уловы, которые совсем недавно обременя ли моряков. Посмеивались матросы на судах-побра* тимах: «Вот так ловко придумали!» Да, они см ея лись. Не подозревая того сами, они радовались одер жанной над собой победе. Коллективизм, определен ный всем ходом времени, вытеснял индивидуалиам. А между тем, сельдяная путина пуще входила в сваи права. З А М Е Т В ГУБЕ Кислухе уже было набито с десяток сей неров. Тугие снопы света, вы толкнутые про жекторами, освещали невода, кишевшие живым клубком сельди. «Тайфун» придержал ход. Капитан не сводил в з гл яда с экрана эхолота. — Ну и пишет. Вс§ черно, — не мог удержаться вахтенный штурман. Сыграли аврал , и матросы, натягивая на ходу робу, повыскакивали на палубу. — Мечем, — предупредил их в открытое окно Мороз. И в то же мгновенье матросы бросились к своим рабочим места-м. После еще нескольких коротких команд за кормой остался буй, плавучий якорь, и изогнутой линией потянулись белые -поплавки. Опи сав красивый круг , сейнер застопорил ход, и не* сколько матросов, протягивая багры, выловили буй. «Тайфун» наваливало на «кошелек» , но «Полуноч ник» понемножку оттаскивал его. А когда стали стягивать нижнюю подбору, Кузнецов спросил: — Помощь нужна? — Не пекмешает, Григорьевич. Рыба есть. Вскоре из-под полубака «Полуночника» один эт другим стали выходить моряки, одергивая на себе оранжевую робу. Они перебирались на палубу своего соседа и принимались подсушивать невод. Без всякого предупреждения свободные от вахты штур маны и механики, облачившись в прорезиненную робу, тут же по деревянной палубе стучали тяжелы ми коваными сапогами. Сейчас в этой монолитной массе было невозможно отличить, скажем , матроса от штурмана или механика. Без лишних разговоров н суеты каждый из них подобрал по себе занятие, и весь этот трудовой ансамбль оказался в красивом расположении. Капитан Мороз находился тоже на этой малень» ной покачивающейся палубе, давая распоряжения н советы. Люди его слушались беспрекословно. Вот кто-то поднес длинный шест. Капитан опустил его в невод, нащупывая «низ» . Не теряя времени, матросы стали готовить сачки и.-* иоплер. Сдернули брезент и уключины с трюма, кто-™-ч. то уж е скрылся в горловине, и одна за другой стали появляться пустые бочки. Несколько моряио® иод-* — Та“ > «онуют туманы.., Рлс, капитана траулера «Алупка» В. А. Толмачева, Ч \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz