Рыбный Мурман. 1966 г. Декабрь.

КОГДА МОРЯКИ МЫСЛЯТ Р ЫБНАЯ путина — это та же хлебная страда ; ни покоя тебе, ни отдыха. Тут все спутается . Если днем д о з е л о с ь отдохнуть, то ночыо мо­ жешь н ап або гать ся так, что едва-едва доберешься до нойки, разденешься и— бух под белую простыню, а крепкий сон закрыл весь мир. На Мурмане путину в году переживают дважды : весной и осенью. Крупные скопления мойвы или мелкой прибрежной сельди набиваются в губы Мо­ товского залива , и тогда рыболовные сейнеры и ма ­ лые траулеры («мартышки » , как их называют мо­ ряки) покидают порт и, словно уточки, торопятся в намеченный район. — « Королевский флот» засуетился , — замечают с досюинством моряки больших судов. Но тут мож­ но было бы подобрать и другое слово, потому что у моряков сейнеров в такую пору не столько суеты , сколько горячего энтузиазма : всем хочется как мож­ но больше «схватить» рыбы. Как обычно случается , и в этом году к берегам сельдь подошла неожиданно. Не успел первоогкры- Батель извлечь из невода тридцатитонный улов, как вокруг него, словно грачи на свежевспаханный пласт земли, налетели проворные сейнеры. Оставляя лун­ ные хвосты за кормой, они ка притихшей матового отблеска воде вязали кружева из пенопластовых поплавков. Л спустя какое-то время у борта каждо­ го из суденышек в неводах кипела сельдь. Говорили или не говорили вслух , однако всем было понятно— путина началась. Теперь все зависело от рыбаков. Нет, кое от чего я другого... с ей н е ры и д у т В ПАРЕ И СХОДИЛ ноябрь, но ртуть на градуснике тяну­ лась кверху от ноля. Слышно было, как шур­ шит, подтаивая, снег и гудит далекий маяк . <К хмурой погоде», говорили знатоки. С ними и соглашались и не соглашались, зная неожиданную измему вегра , в поведении которого нередко оши­ баются сами синоптики. А порт, отягощенный работой и заботами, жил своей, неуемной жизнью. Колеса машин, сапоги про­ хожих размашисто давили на причале мокрый и грязный, перемешанный с солью снег. Двое не замечали всей этой рабочей сутолоки. Они стояли на самом краешке четырнадцатого при­ чала, как раз напротив диспетчерской, из широких ©нон которой тугим потоком лился яркий свет . Вид­ но было, как женщина что-то отстукивала на машин­ ке и диспетчер — молодой мужчина в морской фор­ ме — разговаривая по одному телефону, тянулся за трубкой другого. Д во е—оба выше среднего роста, крепко сбитые, в телогрейках, в сапогах и шапка-х- ушанках с подвернутыми клапанами, не прерывая беседы, иногда поглядывали на освещенные окна. — Значит, так , — говорил капитан «Тайфуна» Николай Дмитриевич Мороз, — мы набираем воду, идем на Угольную базу, а вы тем временем сходите вод топливо. Подождем на северном рейде. — Добро, Дмитрич, — отвечал капитан «Полуноч­ ника» Николай Григорьевич Кузнецов. На том и разошлись. Снабжение водой не отняло много времени, и на ­ конец, пошли под уголь. На маленькой палубе сей­ нера продолжалось хождение моряков и деловая воз­ ня. Все, способное двигаться и падать в качку , мат­ росы расставляли по своим местам и накрепко з а т я ­ гивали веревками. Чтоб не отнимать у них времени, капитан сам встал за штурвал, задавал телеграфом ход судну и на волнующие вызовы «Полуночника» отвечал в микрофон «Акации» , а затем , перекатывая в крепких руках штурвал, покачивал головой и, у лы ­ баясь , говорил: — Жить не может без «Тайфуна» ... На Угольной базе капитан бегом отнес требование в диспетчерскую, а матросы, установив стальной лоток с причала в бункер корабля, подносили в вед ­ рах уголь, который шумно сползал вниз. Все делалось расчетливо и четко, будто экипаж готовился к бою. Радиостанция так и не выключа­ лась: «Алло , алло, трехсотый, вас вызывает восемь­ десят второй»... Справившись о готовности к выходу судов в море, капитаны пожелали дру г дру гу счаст­ ливого плавания, и ручки телеграфов переместились на «полный вперед» . Позади укладывался спать город, по берегам з а ­ лива тощали ожерелья из электрических огней, впе­ реди подмигивали маяки , прерывая капитанские мысли. На судовых радиостанциях вспыхивали нрас- ные лампочки, и два капитана, несмотря на то, что уж е попрощались, продолжали держать совет. — Идем в Сайда-губу. Говорят, у самых берегов рыба плещется. ИДЕИ КАПИТАНА МОРОЗА М НОГО лет кряду выходит в море на сейнерах капитан Мороз. Суденышко, доверенное ему , побывало и на океанских просторах, и в море Баренца, и прошло все губы северного побережья Кольского полуострова Сам капитан Мороз знает эти губы и фиорды как свои пять пальцев. В куль ­ минационный момент путины он именно там, где р ы ба «сам а прет в невод». Говорят, ему везет. Так это или нет, он не может ответить. Но чтобы не выпол­ нить за год два плана — это он считает оплош­ ностью, даже позором. Может быть, такая беспокой­ ная натура дана ему природой, а может, приучило к такому наше время дерзаний и свершений. В наш век , эпоху борьбы за счастливую жизнь, одно от дру ­ гого неотделимо. Но капитан Мороз все-таки есть напитан Мороз. Он вечно насыщен идеями. Лет шесть тому назад в этом же самом заливе промышляли сельдь норвежские и советские суда . Соседи заваливались рыбой, а у наших сейнеров, что ни замет , то «пустыш ка » . Ломали-ломали голо­ вы наши моряки, махнули рукой и решили податься на тресковый промысел. А что сделал Мороз? Он подошел к норвежцам и задал вопрос «на пальцах» : «Что у вас за невод?» И когда коллеги показали на пальцах «восемьдесят» , капитан даж е постучал се ­ бя по голове: «Олухи мы » . Он был отчасти прав. Ведь сельдь находилась на глубине, а таким малым неводам разве возьмешь ее. Значит, тоже нужен не­ вод в восемьдесят аршин. Где его взять? Вот тогда- то и предложил Мороз капитану Кузнецову сделать из двух один большой невод. Матросы постарались, и невод получился на славу . Потекла рыба в трюмы сейнеров, да жаль , скоро путина закончилась. А то вот еще был такой случай. Заметал «Тай­ фун» видимо-невидимо рыбы, а тут откуда ни возь­ мись ветер нагнал волну, и пошли бомбардировать траулер излома-ниые белые гребни. Не до рыбы стало морякам: как бы невод спасти, да от шторма укрыться в губе. И рыбу выпускать жаль . Разносит капитан клубки табачного дыма по рулевой рубке: «Что же делать? Что делать ?» А сейнер в «коше­ л ек » гонит. И уж е машиной работать нельзя : на винт намотается невод и выбирать нет никакой воз­ можности: волна шибко бьет. Но тут повезло. Бежит в губу какой-то сейнер. Мороз просит его: «Отбуксируй, пожалуйста» . У моряков закон — в беде товарища не оставлять . В губе за громадой сопок ни ветерка , ни волны. Загрузились рыбой оба судна и к базе. Придал ли внимание этому случаю коллега ила нет — осталось при нем, но Мороз крепко зад ум ал ­ ся . Не подойди этот сейнер, не было бы ни улова* может, и невода, а так ... «Какие же мы олухи» —* опять с досадой подумал капитан. Надо ловить в па­ ре, и можно добывать в два , в три, в пять раз боль­ ше рыбы. Сколько ее приходится выпускать после того как заполняются трюмы и палубы? А если б т а к—один заметал , а другой черпает и доставляет к базе, а? . . Улов, разумеется , пополам. Как это раньше не дошли до такой простой истины?! Серьезно, стыд­ но. Стал Мороз подыскивать себе напарника. Не полу­ чалось: у одного «Акации» нет, с другим невозмож­ но сработаться, вдобавок моряки стали возмущаться : — Это что ж выходит, мы будем рыбу ловить, а кто-то денежки получать. Нет, товарищ капитан, так дело не пойдет. Но отступать было нельзя . Нельзя потому, что работа в паре выгодна флоту, государству ’ а , значит, и самим морякам. Прямая зависимость. Но как это растолковать матросам. Они привыкли к большим уловам, привыкли получать в месяц по сем ьсот—девятьсот рублей. И промысел в паре им каж ет ся потерей материального стимула . Да , дело, действительно, принимало щепетильный характер . Тогда Мороз обратился к своему старому др у г у — коллеге Кузнецову. — Давай, Николай Григорьевич, попробуем в па* ре, а? — Видишь ли, — медлил с ответом Кузнецов, — вы на третий годовой тянете, а у нас еще и двух планов нет. Вам, пожалуй, невыгодно с на»ми будет. — Ну брось-ка, брось буржуйские замашки, — с легкой обидой говорил Мороз. — Мы ж советские люди... И Кузнецов дал согласие «рыбачить в общий ко­ т ел » . Оставался еще один разговор, самый правдивый и трудный, — разговор с матросами, с экипажем. По« тупя взгляды , моряки слушали, как капитан «гнул свою д у г у » . — В крайнем случае , выходит, что я не только вам , но и себе враг. Вот, посмотрите, вам сотни раз приходилось видеть, как выпускали из невода рыбу. А из-за чего? На борт всю рыбу не возьмешь, рядом транспортных судов нет. Вот такая петрушка и по-* лучается . А в свежую пагоду — попробуй, возьми эту селедку на борт. Но когда рядом другой сейнер, оттащит и выбирай себе на здоровье рыбку. Одному экипажу трудно будет, на подмогу подойдет другой. Да что там втолковывать, все вы здравомыслящие люди и прекрасно понимаете обстановку.. . Капитан иногда сбивался, подыскивая нужные ~~* слова: ем у так хотелось, чтобы матросы поняли. А не пойдут, начнут бежать. Тогда к а к—-и без того те­ кучка кадров: многим кажется труд на сейнере тя* желым . Оно так и есть. Ежедневно тяжеленные боч­ ки с рыбой, урывками сон, тесные каюты. Потому так искренне, так проникновенно говорил Мороз, чтобы моряки были склонны поверить в перспективу парного промысла. Перелом проходил настороженно, с анализом лич­ ной выгоды. И только когда «Полуночник» заметал около ста тонн сельди, а «Тайфун» еле успевал пе­ ревозить ее к базе, -тогда сомнение у матросов с т а 4 ло рассеиваться: все-таки выгодно работать в паре. А сельдь все шла и шла именно на эти суда . Капи­ таны с других сейнеров час го жаловались: мешала свеж ая погода, пропадали богатые уловы. У напар­ ников, наоборот, тщательно выбиралась из невода заметанная рыба, и по производственным показате­ лям они выходили вперед. Матросам понравилось работать по-новому. Еще бы! Сколько нервов, бывало, они надрывали, выпу­ с к а я заметанную рыбу. Теперь не то, вся сельдь шла в дело. Продолжала разгораться упорная борьба за обильные уловы, которые совсем недавно обременя­ ли моряков. Посмеивались матросы на судах-побра* тимах: «Вот так ловко придумали!» Да, они см ея ­ лись. Не подозревая того сами, они радовались одер­ жанной над собой победе. Коллективизм, определен­ ный всем ходом времени, вытеснял индивидуалиам. А между тем, сельдяная путина пуще входила в сваи права. З А М Е Т В ГУБЕ Кислухе уже было набито с десяток сей­ неров. Тугие снопы света, вы толкнутые про­ жекторами, освещали невода, кишевшие живым клубком сельди. «Тайфун» придержал ход. Капитан не сводил в з гл яда с экрана эхолота. — Ну и пишет. Вс§ черно, — не мог удержаться вахтенный штурман. Сыграли аврал , и матросы, натягивая на ходу робу, повыскакивали на палубу. — Мечем, — предупредил их в открытое окно Мороз. И в то же мгновенье матросы бросились к своим рабочим места-м. После еще нескольких коротких команд за кормой остался буй, плавучий якорь, и изогнутой линией потянулись белые -поплавки. Опи­ сав красивый круг , сейнер застопорил ход, и не* сколько матросов, протягивая багры, выловили буй. «Тайфун» наваливало на «кошелек» , но «Полуноч­ ник» понемножку оттаскивал его. А когда стали стягивать нижнюю подбору, Кузнецов спросил: — Помощь нужна? — Не пекмешает, Григорьевич. Рыба есть. Вскоре из-под полубака «Полуночника» один эт другим стали выходить моряки, одергивая на себе оранжевую робу. Они перебирались на палубу своего соседа и принимались подсушивать невод. Без всякого предупреждения свободные от вахты штур­ маны и механики, облачившись в прорезиненную робу, тут же по деревянной палубе стучали тяжелы ­ ми коваными сапогами. Сейчас в этой монолитной массе было невозможно отличить, скажем , матроса от штурмана или механика. Без лишних разговоров н суеты каждый из них подобрал по себе занятие, и весь этот трудовой ансамбль оказался в красивом расположении. Капитан Мороз находился тоже на этой малень» ной покачивающейся палубе, давая распоряжения н советы. Люди его слушались беспрекословно. Вот кто-то поднес длинный шест. Капитан опустил его в невод, нащупывая «низ» . Не теряя времени, матросы стали готовить сачки и.-* иоплер. Сдернули брезент и уключины с трюма, кто-™-ч. то уж е скрылся в горловине, и одна за другой стали появляться пустые бочки. Несколько моряио® иод-* — Та“ > «онуют туманы.., Рлс, капитана траулера «Алупка» В. А. Толмачева, Ч \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz