Рыбный Мурман. 1966 г. Август.
В-н)оньего. Р, ПИСЬМО ЧЕТВЕРТОЕ После ночевки у мыса Тито ва поднялись рано утром. Све жий восточный ветер продувал до костей. Рассчитывали тут же двинуться, но выяснилось, чго прилив сыграл с нами злую шутку. Добраться до шлюпки можно было только вплавь. Же лающих принимать холодную купель нашлось четверо во гла ве с виновником якорной стоян ки. Они перегнали шлюпки в ти хую бухту. Уложили все имуще ство и оставили гостеприимный полуостров. Бог ветров помог нам. Сегодня-то мы отдохнем. Правда, ветер левого галса, но все-таки жить можно. Поем пес ни. К вечеру ветер усилился до шести баллов. Сойти на берег нет никакой возможности. Бе рега обрывистые. Ближайшая точка возможной высадки — гу ба за Сон-островом. Идем туда. Темнеет^ После отвесной стены мыса Шарапова видны зловещие буру-ны мыса Чеплаи и острова Ветер шквалистый, висят на наветренном борту шлюпки. Заложить бы галс в сторону моря, да при шквалах велик риск перевернуться. Идем против ветра, парус рвет с та кой силой, что вибрирует мачта и трясется вся шлюпка. Вот и буруны справа, в нескольких десятках метров. Седые огром ные валы с грохотом обрушива ются на отполированные гранит ные глыбы. Абрамов замер in руле. Как можно круче к ветру! Секундный вздох облегчения — аюс прошел мимо камней. Вдруг сильный толчок в корме: сели на камень. В этот миг двухмет ровый вал, перегнувшись, вы плеснул все свое остервенение на нашу скорлупку. Доли секунды,.. Трос уже в воде, видны одни головы. У ме ня замерло сердце: трое между шлюпкой и камнями, а слева надвигается с грохотом второй вал. выше первого. Не своим го лосом кричим: «Берегись! Пару са долой!» Удар волны — шлюпка пра вым бортом протянута по кам ням. Счастье троих, что успели убраться. Од-ин рванул наверх. Трус! Кричу: «Тяни! Может быть, столкнем с камня в более тихое место». Натуживается, но никакого результата. Следующий вал подхватыва ет нашу, шлюпку и откидывает ее выше на камни. Все отлетели от шлюпки. Упругий удар в спи- иу отрывает меня и несет... Во да по горло. Ударяюсь грудыо о камень (спас надувной жилет). Волна, отходя. пытается ута щить с собой в пучину. Мертвой хваткой вцепился в камень. Ка кая-то сила толкнула меня — и я на оголившемся камне. Мол ниеносный рывок — я на ска- Вот какие виды открываются в пути. лоте. Попавший в беду человек всегда находил здесь все необхо димое для сохранения своей жиз ни. Это, пожалуй, самая трога тельная, самая 'бескорыстная, самая гуманная традиция, ко торая дошла до наших дней из седой древности. «Летучий лапландец» спокой но покачивался на волнах в ти хой бухте за мысом Чеплан. Быстро погрузили все снаряже ние и имущество. В легкой дым ке из-за острова Вороньего пока зался белый парус — это шлюп ка Ю. Холзанова подходила к нам на помощь, но уже мы са ми справились со всеми делами и были готовы в дальнейший путь. Через несколько минут обе шлюпки, подняв паруса, покида ли тихую бухту. На прощание сфотографировали с моря мыс Чеплаи и остров Вороний с из- лс выше линии прибоя метров торого они накануне так без- бушкой, где мы вынужденно на пять. В это время очередной жалостно вышвырнули на каме- отдыхали полтора суток, вал обрушивается на скалу, но нистый утес. Шквальный ветер Плавно покачиваясь на вол- уже не страшно: ребята смотрят срывал седые гребни прибоя и при легком попутном ветре, на него сверху. . швырял нам в лицо снопы соле- «Летучий лапландец» дошел до Первым долгом вытащили из пых брызг, разоиваясь о камни, Сои-острова (в 4 милях от места шлюпки мешок, где лежал порт- они ооразовали прозрачную пе- аварии), в шкерах ветер стих, фель со всеми документами и лену, и солнечный луч порой, ^ ^ вечеру припал легкий туман, деньгами. Нашу аварию видели проскочив в просвете быстро рискуя сесть вторично на со второй шлюпки. Но высажи- проносившихся рваных тучь, и г - р е ш и л и остановиться в ваться на помощь v im не было рал^ радужным сиянием. поселке Сон-остров. Наши опа- иикакого смысла: могли бы ока- К полудню ветер стих. Беспо- сения оказались оправданными: загься лишь собратьями по бе* мощные волны лениво накаты- q часам вечера все прибреж- де. вались на отполированный гра- ные ОСТроВа и проливы при пол- Проидя близ места аварии и инт мыса Чеплан и с мирным hq ,» безветшш окутались непоо- убедившнсь, что все живы и журчанием возвращались в море Ренш- срочной помощи никому не тре- по расщелинам скал. дождаться утра. Ребята сра- буется, вошли в тихую бухту Нам предстояло столкнуть в Зу развернули в поселке бур- за Сои-остров. воду нашего неудачника. На гас- ную деятельность. Единственная Окончив выгрузку снаряже- кав бревен, тут же в изобилии «электростанция» поселка Сои- ния шлюпки, оставили ее под разоросатшых па берегу, соору- остров — маленький дизель-ге- нрисмотром. Остальные соора- дили нечто вроде дороги. Вше- ц 0 рзтор> был испорчен, и все лись у костра. Все мокрые до стером облепили с обоих боргов д0Ма освещались керосиновыми нитки. шлюпку. лампами. Засучив рукава Лев Пустую шлюпку но камням _ Р а з—два... взяли! — нос Щукин и Валерий Бунин взя- затаскиваем на скалы. Можно шлюпки, врезаясь в древесину лись за ремонт движка. Пока спать. ^ и выжимая из нее воду, с тру- шел ремонт, я перед немного- Просыпаемся в обед. На ост- дом зашел на первое бревно. численной аудиторией (в Сон- рове Вороньем обнаружили из- — Навались! — высекая ки- острове всего 23 дома и 70 бушку. Есть печь, сложенная лем искры о выступающие кам- жильцов) выступил с лекцией о наполовину из кирпича, а труба ни, «Летучий лапландец» стре- развитии океанического рыбно- — из кусков гранита. Оказа- мительно свалился с утеса в во- Го промысла. К концу лекции лись и дрова. Растопили печь. д у . Все в порядке! Как будто «электростанция» вступила в Подогрели консервы. ничего не было. Только обод- строй, и начались в просторном Растянули носовой и кормо- ранные борта, возвышаясь над клубе танцы, длившиеся до* трех вой фалинь. Поднатужились: водой, напоминали о прошлой часов ночи. пытаемся стащить шлюпку по- неудаче. Утро встретило нас пасмурно, дальше от камней. «Раз-два! Начали собираться в дорогу. Поднявшийся туман образовал Взяли!» Стоит мертво. Все бод- в приютившей нас.избе навели низкие .рваные облака, из кото рые, ни тени страха. Мне даже полный порядок. Нарубили су- рых то и дело на нас обруши- иоказалось, что довольны нас- хих дров, оставили папиросы, вались потоки ливня, стоящим крушением. Кроме од- спички, соль, чай и стопку ли- в полдень немного развидне- ного. Напуганный морем, сы тературы Мурманского книжно- лось и обе шлюпки убыли из вдобавок не может пережить ги- го издательства Над полкой на- сон-острова. Новые знакомые бели своего «репортера». писали записку будущим незна- очень т^ пло провожали нас. да комым путешественникам, где н нам ГруСТ1Ю было покидать перечислили свои фамилии и этот затерянный на живописных После аварии море бушевало оставили свои адрес, так пове- лесистых'островках маленький еще сутки. Огромные волны в лось поступать еще издревле. поселок. бессильном бешенстве обруши- Никто не знает, кто именно Закладывая галс за галсом, вались на прибрежные камни, построил многочисленные избы шлюпки, лавируя против ветра, пытаясь достать стоявшего на на самых неуютных местах — за полдня прошли лишь 13 скале «Летучего лапландца», ко- побережье моря, в лесу, на бо- миль. rk—* ПИСЬМО ПЯТОЕ i ПОСЛЕ ПЛАВАНЬЯ, В ТИХОЙ ГАВАНИ... Самое неприятное самочувст* вне, когда видишь, что шлюпка идет быстро, рассекая волны* вперед, а по берегу замечаешь* что остался на том же месте после очередного галса. Лишь к полуночи подошли к пустынному каменистому бере гу и вошли в тихую бухту за мысом Орловом. Ночевки у мы са Орлова закончились плачев но. С вечера была хорошая по года, и все улеглись в мешках на берегу. Но к утру иошдл силь ный дождь. Северный порывис тыйветер пронизывал до костей. Все, не ожидая команды, вско чили в 5 часов утра. Вахтенные развели громадный костер. Но и это не помогало. Более двух ча сов шел сильный ливень, и на нас не осталось ни одной сухой нитки. Наскоро позавтракав, отвали ли от берега. Попутный ветер подхватил наши скорлупки, и, обгоняя волны, «Летучий лап ландец» устремился на юг. Предстояло пройти последний этап в 70 миль до Соловецких * островов. Через час после отхо да выглянуло солнце, и мы раз ложили сушить свои пожитки. Немного погрелись. Ход при по путном ветре был прекрасный: за три часа мы прошли окодо- 25 миль, но после полудня тер повернул. Быстро проносив-, шнеся рваные облака предвеща ли усиление ветра, который уже и так был силой свыше 5 бал лов. За кормой ушла за гори зонт земля, мы остались один на один с бушующим морем. Беломорская волна тем и пло ха для мелких судов, что она крутая и короткая. Вот порыв ветра налетел на шлюпку. Мгновение — и парус ложится почти параллельно волне. — Откреновывай! — раздает ся команда. Все резко бросаются к навет ренному борту и, высовываясь более чем наполовину, своим весом ставят шлюпку на ровный киль. Набрав скорость, шлюпка носом стремительно врезается в надвигающуюся волну. Гребень’ волны перевернулся и обрушил ся в шлюпку. Все в мгновение ока оказались по пояс в воде. — На фалах! Паруса долой! — как подстреленная птица, шлюпка беспомощно трепещет на волнах упавшими в воду .па русами. — Взять на рифы! Уменьшаем площадь парус ности. Для откачки воды из шлюпки в ход пошли все под ручные средства (ведра, миски, лейки). Через несколько минут мы в безопасном положении. — Поднять паруса! В. КОРОЛЕВ. ■^ОООООООООООООООООООООООООООООООООООЭСЧХ^’ Мы проветрены, Мы просолены, Нам штррма нипочем. После плаванья в тихой гавани Вспомнить будет о чем... Так поется в морской песне, так пели промысловики «Мур- мансельди», вернувшиеся с Дальнего Запада, на своем ве чере во Дворце культуры име ни С. М. Кирова. Им, действи тельно, в этот вечер было о чем вспомнить... Двадцать семь экипажей, двадцать семь рыболовных тра улеров пересекли Атлантиче ский океан, чтобы совершить свой трудовой подвиг. Джорд- жес-банка в летний период ста ла основным районом промыс ла, где коллектив «Мурмансель- ди» решал судьбу государствен ного плана. И моряки, понимая всю возложенную на них от ветственность, в длительном и многотрудном рейсе показали образец выполнения служебно го долга. Единой семьей, друж но, организованно, помогая друг другу, работали они... ...Открывается занавес. В по лумраке сцены на фоне мор ской голубизны виден силуэт капитанского -мостика, силуэт человека на нем. Когда вспыхи вает свет, мы видим, что это— капитан-наставник, руководи тель промысла на Дальнем За паде В. Р. Мельников. Спо койно, не громко, уверенно ра портует он руководству флота, всем собравшимся в зале (сво бодных мест почти не было) о результатах экспедиции: — При рейсовом задании — 222,7 тысячи центнеров рыбы добыто работающими в Запад ной Атлантике на 1 августа 269,1 тысячи центнеров. Сверх плановый вылов составляет бо лее 46 тысяч центнеров пище вой рыбы. В. Р. Мельников говорит о том, как моряки «Мурмансель- дк» оперативно и организован но вели промысел, как своевре менно и с готовностью помога ли они друг другу... Начальник флота Н. X. Ша повалов, принимая рапорт, сер дечно поблагодарил вернувших ся с победой моряков. — 21 августа, досрочно на 10 дней, наш коллектив выпол нил задание по добыче рыбы восьми месяцев. Выловлено -— 1 миллион 64 тысячи центне ров. Большую лепту в этот ре зультат внесли экипажи, рабо тающие на Дальнем Западе. Вторая экспедиция на Джорджес-банку — еще одна яркая страница в истории Мур манского сельдяного флота. На вечере в числе лучших людей, отличившихся на траловом про мысле в океане, были названы именя прославленных капита нов В. Н. Демьяненко, И. Н. Радченко, В. Р. Мельникова, мастеров по добыче В. Н. Фе доровича, Г. В. Лещева, Н. В. Беляева и многих других заме чательных тружеников-добыт- чиков, чья энергия, чьи силы и душевная страсть были направ лены на достижение победы. Но на этом вечер не закон чился. Артисты Петрозаводской эстрады подарили труженикам моря чудесный концерт. Щед рые аплодисменты промыслови ков, их жен и подруг долго не умолкали после выступления талантливого пианиста Георгия Голубцова, певца с сильным и бархатным басом Геннадия Му- сихина, артистов Эвальда Ба- ренса и Юлии Макеевой. Вечер завершился танцами, пением, дружескими разговора ми за столиками. Надо отдать должное работницам столовой № 2 рыбкоопа порта, сумевшим предоставить морякам богатый выбор кулинарных изделий. На протяжении всего вечера Лари са Николик, Зинаида Леонова, Анна Грудина, Валентина Гав рик и другие официантки и бу фетчицы с доброжелательной улыбкой и искренней внима тельностью обслуживали гостей своего импровизированного кафе. Хорошо отдохнули моряки. А завтра... Завтра снова в путь. Впереди — Северная Ат лантика. Сегодня там передо вая линия фронта труда и бу дущих побед. Счастливого плавания вам, друзья! . . Е. РЫБНИКОВ. ИЗ ОКЕАНА 1 В ПОРТ Сегодня приходят в порт: 8 о РТ-179 «Джугба», РТ-28 «Ка-§ §линии». РТ-152 «Сосновец *,8 8 СРТ-338. о ° В 8 Завтра приходят: PT-60g 8 «Вайгач» (дата ориентировоч -8 §«*>• § § 2 сентября: РТ-50 «Скумб-§ §рия», РТ-122 «Свет»,. РТ-315§ § «Можайск». БМРТ «Северное 8 ° » Я 8 сияние». 8 § 3 сентября: РТ-51 «Лещ», РТ -8 §116 «Умба», РТ-185 «Веха», g 8 СРТ-4215. 8 § 4 сентября: РТ-26 «Треска»,§ 8РТ-223 «Советск», РТ-268 «Дро -8 §гобыч», БМРТ «Салтыков-Щед-§ 8 рин», БМРТ «Куприн», Р.С-5300.о § Точное время прихода судов § 8 вы можете узнать по телефону:® §38-45 и 2-98. | о О О О О О О О О О О О О О О О О О О О ч л JS o o o o o o o o g o o o o o o o o o o Редактор Б. Ф. ФЕДОЙОВ; « р ы б н ы й м у р м а н * Индекс 55654. Л I ии. «Полярная правда»-. Зак. 5061. ПН 06694.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz