Рыбный Мурман. 1966 г. Август.

I ПЕРВЫЙ РЕЙС-ПЕРВАЯ ПОБЕДА | Закончился первый рейс промыелово-производствеикого рефрижератора «Прилуки». Его экипаж, руководимый капита­ ном- директором тов. Палининым, за 82 суток промысла су­ мел выловить 47.700 центнеров рыбы, выработать из нее 30.970 центнеров мороженой продукции, 186 тонн муки и 24 тонны рыбьего жира. Плановое задание и взятое обязательство кол­ лектив корабля значительно перевыполнил. Наш корреспондент побывал на рефрижераторе, беседовал со многими членами экипажа. Ниже публикуется рассказ о том, как ковалась победа. I Люди и техника «Прилуки» — судно само- Е го совершенного типа. На нем = мощная силовая уста-новка и = морозильное хозяйство, сот- ~ ни электромоторов и всевоз- = можных приборов, десятки = транспортеров. У новичка, Е впервые попавшего на такой « корабль, насыщенность тех- IE никой вызывает восхищение. •= Но у капитана и его помощ- ■= ников, старшего механика и ‘Е* других специалистов мысли были заняты прежде всего = тем, как добиться, чтобы мо- •’= ряки быстрее освоили техлш- ку и она служила долгие го- =• • ды, чтобы в первом же рей- се-.успешно справиться с за- = данием. Ведь из сотни чле- * ± нов , экипажа восемьдесят ни- Е когда не плавали на таком ~ рефрижераторе. Е . Первого апреля рефриже- Е . ратор взял курс на промы- = сел. В районе Медвежки сде- = лали несколько контрольных 5 тралений — проверили ле- = бедку. А затем на запад, на Е банку Джорджес. = 4 апреля коммунисты обсу- = дили вопрос о задачах пар- Е тийной организации в рейсе, = а спустя неделю состоялось sz открытое партийное собра- 5 ние. На нем присутствовали Е руководители всех служб и Е заведований корабля и рядо- Е вые моряки. Состоялся об­ стоятельный разговор о том, что уже сделано и что пред­ стоит сделать для лучшей ==• подготовки людей и механиз- Е мов к промыслу. ~ Особое внимание было об- = ращено на подготовку нры- Е шечников морозильных ли- = ний и фактуровщиков. Веда» 5 от того, как будут работать 5 моряки этих специальностей, Е во многом зависят производи- = тельность рыбофабрики и ка- Е чество выпускаемой п-родук- Е цин. Опыт эксплуатации меха­ низмов рыбофабрики на реф­ рижераторах подобного типа Е показал, что из-за невнима- £ тельности или недостаточно­ го опыта крышечников моро­ зильные линии часто выходи- Е ли из строя, а на ремонт за- Е трачивалось по нескольку ча- ~ сов в сутки. Беда вся в том, = что линия рассчитана на ра­ боту в идеальных условиях. = Достаточно неплотно закрыть = противень (хотя бы на 15— = 20 мм), и он будет цеплять- 5 . ся за стенки линии, заклини- == вать ее. При этом неизбежны = обрывы цепей и другие неже- = лательные последствия. Е • В рейсе хотя и не обошлось Е без остановок рыбофабрики, гг . но они были незначительны. — Крышечники Юрий Журин, — Николай Сорокин зарекомен- :г довали себя хорошими специ- Е алистами. Е Фактуровка — одна из == сложных производственных £ операций. Когда в сутки за- Е юоражнвалось по 80 с лиш- Е ним тонн рыбы, да еще раз- =: наго ассортимента, то только Е - успевай поворачиваться. В = • считанные секунды надо ус- z r ;; петь перевернуть ящик, на- ^ клеить нужную этикетку. Фе- дор Даронда показал себя, настоящим виртуозом в этом Б 1'* деле.* Технолог и мастера научи- Е ли 'моряков v' различать и от- == ; ссртировывзть разные поро-. Е ■ ды рыб. Кое-кому это может = показаться смешным,' йо ко- = мандованию корабля в то вре-’ = мя было не. до смеха. На суД-. = но пришли замечательные *5: парни, за плечами многих бы­ ла служба в рядах Советской Армии и флота. Там они на­ учились высокой дисципли­ не, настойчивости, трудолю­ бию, а вот постигать азы ры­ бацкого мастерства пришлось в рейсе. Механики, мастера по до­ быче готовили специалистов по своим заведованиям. К концу рейса многие мо­ ряки овладели двумя-тремя смежными специальностями. Николай Копач, Николай Вен- дер, Иван Кругляков, Миха­ ил Шелковников, к примеру, могут заменить на рыбофаб- рике любого специалиста. Уловы возросли В первые дни промысла хо­ рошо-ловилась пикша. От­ дельные подъемы были таки­ ми, что штурманы и механи­ ки при подъеме трала опаса­ лись — выдержит ли лебед­ ка? Шкерка рыбы была сдер­ живающим фактором. Нович­ ки, естественно, не могли с первых часов «набить руку». Устраивались авралы. На третий— четвертый день про­ мысла пикши производитель­ ность резко возросла, но подъемы ее упали. Экипаж стал облавливать серебристого хека. Промыш­ ляли его тралом (чертеж 326), оснащенным однощеле­ выми распорными досками. Подъемы были не хуже, чем у рядом работавших коллек­ тивов БМРТ и производст­ венных рефрижераторов. Но они не обеспечивали полную загрузку рыбофабрики и ры­ бомучной установки. Поблизости работал про- мыслово - производственный рефрижератор «Зелено- борск». Он был оснащен экс­ периментальным соронамет- ровым тралом и трехщелевы­ ми распорными досками пло­ щадью 5 квадратных метров. Промышляя на тех же кон­ центрациях, экипаж «Зеле- ноборска» имел уловы в пол­ тора раза выше. Капитан тов. Палинин и старший мастер по добыче рыбы коммунист Владимир Манаенко проявили инициа­ тиву. Они решили изготовить сорокаметровый трал прямо нэ своем корабле. Тов. Ма­ наенко получил возможность пересесть на «Зеленоборск», проконсультироваться с нахо­ дившимися там заведующим лабораторией ПИНРО Пет­ ром Андреевичем Старовой­ товым, взял чертежи. За чет­ веро суток палубная команда скроила и изготовила новый трал. С большого морозильного траулера «Нептун» получили пару трехщелевых овальных распорных досок площадью 5 квадратных метров. Первые же траления пока­ зали большие преимущества нового промыслового воору­ жения. Хорош сам трал. Но­ вые доски позволили увели­ чить его раскрытие, вести траление на скорости 5— 5,5 узла. Суточные уловы возросли в 1,3— 1,5 раза по сравнению с теми, когда экипаж работал старым промысловым воору­ жением и доходили до 80 — 100 тонн. У экипажей других . БМРТ и ПР, работавших с обычным тралом и досками, *. суточные уловы не превыша­ ли .£>0 тонн. . ‘ На *•промыслово-производ- , ственном рефрижераторе «Рембрандт* также по досто­ инству оценили новые доски. Коллектив его также имел уловы, значительно превы­ шающие уловы рядом рабо­ тавших больших морозиль­ ных траулеров и производ­ ственных рефрижераторов. — К большому сожале­ нию, новым тралом приш­ лось работать недолго, — рассказывает капитан-дирек­ тор тов. Палинин. — Грун­ ты были очень тяжелые, он вышел из строя, а запасных частей не было. Стали про­ мышлять обычным тралом, но с новыми досками. И при та­ ком варианте подъемы были гораздо выше, ,чем у промы­ шлявших по соседству экипа­ жей «Ван-Дейка» и .«Зап о ­ лярного». У них'были такие же тралы, но распорные до­ ски — однощелевые. В гуще жизни экипажа Большую работу продела­ ла партийная организация. С первого и до последнего дня коммунисты держали в поле зрения все стороны жизни коллектива, направляли дея­ тельность всех обществен­ ных организаций, отдельных командиров производства и моряков. Продолжались занятия в сети политического просве­ щения. Всего было проведено тринадцать занятий по про­ грамме школы основ марк­ сизма-ленинизма. Проходили они в обстановке высокой ак­ тивности. .Материалы XX III съезда КПСС изучались всем экипа­ жем. Членами лекторской группы прочитано 26 лекций и докладов. Темы их были самые различные. Руководи­ тель группы электромеханик Андрей Левшин обстоятель­ но и в то же время в попу­ лярной форме рассказал о новой системе планирования и материального стимулиро­ вания. С большим вниманием про­ слушали моряки рассказ старшего механика Болисла- ва Михайловича Балдина об орденоносном экипаже БМРТ «Гоголь». Болислав Михаи­ лович долгое время работал на этом корабле и прошел путь от четвертого до стар­ шего механика. Сек ретарь парторганиза- ции помполит тов. Байтими- ров заметил, что моторист Владимир Крошко обладает способностями рассказчика. Он помог матросу подгого-. вить беседу о рыбах и живот­ ных средней части Атланти­ ческого океана. Комсомольцы также хоро­ шо изучили материалы XX III съезда КПСС. Интересно проходили у них занятия в кружке «У карты мира». Ру­ ководил занятиями секретарь комсомольской организации ч третий штурман Владимир Чумаков. Много внимания было уде­ лено воспитанию у моряков вкуса к экономике, чувства бережливости. Капитан тов. Палинин регулярно проводил экономические занятия с командным составом. Коман­ диры производства, в свою очередь, проводили занятия с членами своих вахт. В борьбе с проявлениями бесхозяйственности были ис­ пользованы все средства по­ литического воздействия, и индивидуальные беседы с мо­ ряками, и сатирические ли­ стки. Группа народного конт­ роля в рейсе показала себя с хорошей стороны. Она не про­ ходила мимо самых малей­ ших недостатков. Рассыпан клей на рыбофабрике, валя­ ются шланги,^ ^ проволока’ — это уже ^непорядок. Судовой комитет- профсоюза на своих : заседаниях,-заслушивал боц- » •. ‘ • Д.“ : . мана, технолога, мастеров и требовал быстрого устране­ ния всех замечаний народ­ ных контролеров. О том, что работа по вос­ питанию у моряков чувства бережливости достигала сво­ ей цели, говорит многое. До­ статочно сказать, что в рей­ се внедрено 15 крупных ра­ ционализаторских предложе­ ний, не считая различных мелких усовершенствований. Электрики тт. Левшин и Порохня, например, подвели пульт управления транспор­ терами прямо к рабочему ме­ сту. А до этого пульт нахо­ дился на значительном рас­ стоянии. Надо выключить транспортер —приходится бе­ жать значительное расстоя­ ние. А в это время по тран­ спортеру идет рыба, сам транспортер остается без на-* блюдения. Дружбе расти и крепнуть Однажды моряки ~ задали прмполиту вопрос; — Почему кораблю дано название «Прилуки»? Байтимиров объяснил. Эта беседа с моряками натолкну* • ла его на мысль установить дружеские связи с жителями города, чье имя носит ко­ рабль. Прилуки — город в Черниговской области. Завязалась переписка с прилукским горкомом партии. Его первый секретарь тов. Марченко поддержал инициа­ тиву, прислал материалы, рассказывающие об истории, города, о его настоящем. Вскоре моряки стали регу­ лярно получать газету «Прав­ да Прилукщнны». Прилунекий горком комсо­ мола взял шефство над ко­ раблем. В канун Дня Совет­ ской молодежи на промысел пришла радиограмма из дале­ кого украинского города. Секретарь горкома комсомо­ ла Светлана Джевага от име­ ни молодежи Прилук поздра­ вила моряков, рассказала о трудовых успехах, пожелала успеха рыбакам и пригласи­ ла их в гости. Моряки рефрижератора готовят сроим, украинским друзьям рыбацкие подарки» собираются вызвать на со­ ревнование за досрочное вы­ полнение заданий пятилетки. 0 том, что наболело Члены экипажа высказали свои пожелания и предложе­ ния. — Первое н главное — быстрее обеспечить промыс­ лово-производственные реф­ рижераторы новыми тралами и досками. Обидно, — гово­ рит капитан, — уходим в рейс без новых досок. Ста­ рые, правда, отремонтирова­ ли, но сколько они прослу­ жат? Или такая, на первый взгляд мелочь, как ножни­ цы. Они нужны для того, что­ бы остригать плавники рыб при выработке тушки. В ма­ газинах полно ножниц всяких размеров, а в отделе снабже­ ния превратили этот вопрос в целую проблему. На судно выдают почему-то маленькие ножницы. , — Поймите, товарищи снабженцы, — говорили мо­ ряки, — нам же не маникюр на промысле делать, а «рабо­ тать надо. Надо улучшать информа­ цию на промысле, посылать из пор га ясные и точные ра­ диограмм.м. — А то получается, как в минувшем рейсе, — рас-, сказывает тов. Байтимиров, — до прихода «Ван-Дейка* у технологов не было полной ясности* что делать с каль­ маром. Сдерживает добычу рыбы я особенно выработку моро­ женой продукции отсутствие рекомендации н цен на -овые породы добываемых рыб. Моряки «Прилук» пуска­ ли на муку _ лателиду, в то время как эта очень вкусная и крупная рыба долго не за­ леживается на прилавках ма­ газинов. А делалось это опять-таки из-за отсутствия должной информации, реко­ мендаций по обработке, мед­ лительности вышестоящих организаций в установлении цен. На «Прилуках» не меха­ низирована операция по об­ вязке ящиков. Работа выпол­ няется вручную, хотя уже имею гсп специальные ма­ шинки. Быстрое решение всех этих вопросов положительно ска­ жется на повышении вылова рыбы, позволит увеличить вы­ работку готовой продукции, снизить ее себестоимость. В. ЕВГЕНЬЕВ. !Ii11НП11111!1111i111111!11111 i Ii111 i 11ПЕ1111111 i1 i Ik1111111111!11!11SS111111111!1Ш1111!Ii111II1111 i11111111111!111111111111П111!И111!1КUИI ОТ РЕДАКЦИИ. Опыт экипажей промыслово-производ- Е ственяых рефрижераторов «Прилуки* и «Рембрандт» за- = служивает всестороннею, глубокого изучения. Результаты . Е их работы в минувшем рейсе показывают, какие большие =г резервы для увеличения добычи рыбы и выработки гото- Е вой продукции заключены, если рационально использовать =: мощности главных судовых установок на режиме траления. и Мощность главных двигателей производственных реф- = рижераторов равняется 3000 л. с., то есть на тысячу л. с. Е больше, чем на БМРТ. Несмотря на это, экипажи произ- = водственных рефрижераторов добывают столько же или Е немногим больше рыбы, чем экипажи БМРТ. Это^следст- . = вие несоответствия орудии лова с мощностью новых судов. — Эксперименты, проведенные на «Прилуках» и «Ремб- = рандте», показывают, что для судов этого типа создано Е хорошее промысловое вооружение и его надо смелее внед- 2 рять. По мнению некоторых специалистов, трехщелевые Е распорные доски могут с успехом применяться на БМРТ = н существенно увеличить вылов рыбы экипажами этих су- Е дов. = IIHIIllllllllttllIlil!HIIIIIIIIIklllll!ll|||||||||||||HlllllllllllllIIIIIIIIIIIIIinilUlinin Кандалакша. Более чем в пять’ раз по сравнению с 1963 годом возросло количество отгружае­ мого железорудного концентра­ та в Кандалакшском морском торговом порту. Такой рост стал возможен благодаря вводу в строй Волго-Балтийсного ка­ нала. Прямая водная линия Иандалакша — Череповец дей­ ствует бесперебойно. Один за другим швартуются у причалов порта рудовозы типа «Волго*- Балт», погрузка занимает счи­ танные часы. И вот уже суда держат курс к металлургичес­ кому гиганту в Череповце. На ,сниг..ке; северные "брехо- ды комсомольцы старшин штур­ ман «Волго-Бглт-6* Николай Ермаков (слева), матросы-прак­ тиканты Ленинградскего речно­ го училища Александр П; хов и Анатолий Мелдов. f Фото С. Майстермана.* 1асту- Фотохроника ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz