Рыбный Мурман. 1966 г. Август.
I ПЕРВЫЙ РЕЙС-ПЕРВАЯ ПОБЕДА | Закончился первый рейс промыелово-производствеикого рефрижератора «Прилуки». Его экипаж, руководимый капита ном- директором тов. Палининым, за 82 суток промысла су мел выловить 47.700 центнеров рыбы, выработать из нее 30.970 центнеров мороженой продукции, 186 тонн муки и 24 тонны рыбьего жира. Плановое задание и взятое обязательство кол лектив корабля значительно перевыполнил. Наш корреспондент побывал на рефрижераторе, беседовал со многими членами экипажа. Ниже публикуется рассказ о том, как ковалась победа. I Люди и техника «Прилуки» — судно само- Е го совершенного типа. На нем = мощная силовая уста-новка и = морозильное хозяйство, сот- ~ ни электромоторов и всевоз- = можных приборов, десятки = транспортеров. У новичка, Е впервые попавшего на такой « корабль, насыщенность тех- IE никой вызывает восхищение. •= Но у капитана и его помощ- ■= ников, старшего механика и ‘Е* других специалистов мысли были заняты прежде всего = тем, как добиться, чтобы мо- •’= ряки быстрее освоили техлш- ку и она служила долгие го- =• • ды, чтобы в первом же рей- се-.успешно справиться с за- = данием. Ведь из сотни чле- * ± нов , экипажа восемьдесят ни- Е когда не плавали на таком ~ рефрижераторе. Е . Первого апреля рефриже- Е . ратор взял курс на промы- = сел. В районе Медвежки сде- = лали несколько контрольных 5 тралений — проверили ле- = бедку. А затем на запад, на Е банку Джорджес. = 4 апреля коммунисты обсу- = дили вопрос о задачах пар- Е тийной организации в рейсе, = а спустя неделю состоялось sz открытое партийное собра- 5 ние. На нем присутствовали Е руководители всех служб и Е заведований корабля и рядо- Е вые моряки. Состоялся об стоятельный разговор о том, что уже сделано и что пред стоит сделать для лучшей ==• подготовки людей и механиз- Е мов к промыслу. ~ Особое внимание было об- = ращено на подготовку нры- Е шечников морозильных ли- = ний и фактуровщиков. Веда» 5 от того, как будут работать 5 моряки этих специальностей, Е во многом зависят производи- = тельность рыбофабрики и ка- Е чество выпускаемой п-родук- Е цин. Опыт эксплуатации меха низмов рыбофабрики на реф рижераторах подобного типа Е показал, что из-за невнима- £ тельности или недостаточно го опыта крышечников моро зильные линии часто выходи- Е ли из строя, а на ремонт за- Е трачивалось по нескольку ча- ~ сов в сутки. Беда вся в том, = что линия рассчитана на ра боту в идеальных условиях. = Достаточно неплотно закрыть = противень (хотя бы на 15— = 20 мм), и он будет цеплять- 5 . ся за стенки линии, заклини- == вать ее. При этом неизбежны = обрывы цепей и другие неже- = лательные последствия. Е • В рейсе хотя и не обошлось Е без остановок рыбофабрики, гг . но они были незначительны. — Крышечники Юрий Журин, — Николай Сорокин зарекомен- :г довали себя хорошими специ- Е алистами. Е Фактуровка — одна из == сложных производственных £ операций. Когда в сутки за- Е юоражнвалось по 80 с лиш- Е ним тонн рыбы, да еще раз- =: наго ассортимента, то только Е - успевай поворачиваться. В = • считанные секунды надо ус- z r ;; петь перевернуть ящик, на- ^ клеить нужную этикетку. Фе- дор Даронда показал себя, настоящим виртуозом в этом Б 1'* деле.* Технолог и мастера научи- Е ли 'моряков v' различать и от- == ; ссртировывзть разные поро-. Е ■ ды рыб. Кое-кому это может = показаться смешным,' йо ко- = мандованию корабля в то вре-’ = мя было не. до смеха. На суД-. = но пришли замечательные *5: парни, за плечами многих бы ла служба в рядах Советской Армии и флота. Там они на учились высокой дисципли не, настойчивости, трудолю бию, а вот постигать азы ры бацкого мастерства пришлось в рейсе. Механики, мастера по до быче готовили специалистов по своим заведованиям. К концу рейса многие мо ряки овладели двумя-тремя смежными специальностями. Николай Копач, Николай Вен- дер, Иван Кругляков, Миха ил Шелковников, к примеру, могут заменить на рыбофаб- рике любого специалиста. Уловы возросли В первые дни промысла хо рошо-ловилась пикша. От дельные подъемы были таки ми, что штурманы и механи ки при подъеме трала опаса лись — выдержит ли лебед ка? Шкерка рыбы была сдер живающим фактором. Нович ки, естественно, не могли с первых часов «набить руку». Устраивались авралы. На третий— четвертый день про мысла пикши производитель ность резко возросла, но подъемы ее упали. Экипаж стал облавливать серебристого хека. Промыш ляли его тралом (чертеж 326), оснащенным однощеле выми распорными досками. Подъемы были не хуже, чем у рядом работавших коллек тивов БМРТ и производст венных рефрижераторов. Но они не обеспечивали полную загрузку рыбофабрики и ры бомучной установки. Поблизости работал про- мыслово - производственный рефрижератор «Зелено- борск». Он был оснащен экс периментальным соронамет- ровым тралом и трехщелевы ми распорными досками пло щадью 5 квадратных метров. Промышляя на тех же кон центрациях, экипаж «Зеле- ноборска» имел уловы в пол тора раза выше. Капитан тов. Палинин и старший мастер по добыче рыбы коммунист Владимир Манаенко проявили инициа тиву. Они решили изготовить сорокаметровый трал прямо нэ своем корабле. Тов. Ма наенко получил возможность пересесть на «Зеленоборск», проконсультироваться с нахо дившимися там заведующим лабораторией ПИНРО Пет ром Андреевичем Старовой товым, взял чертежи. За чет веро суток палубная команда скроила и изготовила новый трал. С большого морозильного траулера «Нептун» получили пару трехщелевых овальных распорных досок площадью 5 квадратных метров. Первые же траления пока зали большие преимущества нового промыслового воору жения. Хорош сам трал. Но вые доски позволили увели чить его раскрытие, вести траление на скорости 5— 5,5 узла. Суточные уловы возросли в 1,3— 1,5 раза по сравнению с теми, когда экипаж работал старым промысловым воору жением и доходили до 80 — 100 тонн. У экипажей других . БМРТ и ПР, работавших с обычным тралом и досками, *. суточные уловы не превыша ли .£>0 тонн. . ‘ На *•промыслово-производ- , ственном рефрижераторе «Рембрандт* также по досто инству оценили новые доски. Коллектив его также имел уловы, значительно превы шающие уловы рядом рабо тавших больших морозиль ных траулеров и производ ственных рефрижераторов. — К большому сожале нию, новым тралом приш лось работать недолго, — рассказывает капитан-дирек тор тов. Палинин. — Грун ты были очень тяжелые, он вышел из строя, а запасных частей не было. Стали про мышлять обычным тралом, но с новыми досками. И при та ком варианте подъемы были гораздо выше, ,чем у промы шлявших по соседству экипа жей «Ван-Дейка» и .«Зап о лярного». У них'были такие же тралы, но распорные до ски — однощелевые. В гуще жизни экипажа Большую работу продела ла партийная организация. С первого и до последнего дня коммунисты держали в поле зрения все стороны жизни коллектива, направляли дея тельность всех обществен ных организаций, отдельных командиров производства и моряков. Продолжались занятия в сети политического просве щения. Всего было проведено тринадцать занятий по про грамме школы основ марк сизма-ленинизма. Проходили они в обстановке высокой ак тивности. .Материалы XX III съезда КПСС изучались всем экипа жем. Членами лекторской группы прочитано 26 лекций и докладов. Темы их были самые различные. Руководи тель группы электромеханик Андрей Левшин обстоятель но и в то же время в попу лярной форме рассказал о новой системе планирования и материального стимулиро вания. С большим вниманием про слушали моряки рассказ старшего механика Болисла- ва Михайловича Балдина об орденоносном экипаже БМРТ «Гоголь». Болислав Михаи лович долгое время работал на этом корабле и прошел путь от четвертого до стар шего механика. Сек ретарь парторганиза- ции помполит тов. Байтими- ров заметил, что моторист Владимир Крошко обладает способностями рассказчика. Он помог матросу подгого-. вить беседу о рыбах и живот ных средней части Атланти ческого океана. Комсомольцы также хоро шо изучили материалы XX III съезда КПСС. Интересно проходили у них занятия в кружке «У карты мира». Ру ководил занятиями секретарь комсомольской организации ч третий штурман Владимир Чумаков. Много внимания было уде лено воспитанию у моряков вкуса к экономике, чувства бережливости. Капитан тов. Палинин регулярно проводил экономические занятия с командным составом. Коман диры производства, в свою очередь, проводили занятия с членами своих вахт. В борьбе с проявлениями бесхозяйственности были ис пользованы все средства по литического воздействия, и индивидуальные беседы с мо ряками, и сатирические ли стки. Группа народного конт роля в рейсе показала себя с хорошей стороны. Она не про ходила мимо самых малей ших недостатков. Рассыпан клей на рыбофабрике, валя ются шланги,^ ^ проволока’ — это уже ^непорядок. Судовой комитет- профсоюза на своих : заседаниях,-заслушивал боц- » •. ‘ • Д.“ : . мана, технолога, мастеров и требовал быстрого устране ния всех замечаний народ ных контролеров. О том, что работа по вос питанию у моряков чувства бережливости достигала сво ей цели, говорит многое. До статочно сказать, что в рей се внедрено 15 крупных ра ционализаторских предложе ний, не считая различных мелких усовершенствований. Электрики тт. Левшин и Порохня, например, подвели пульт управления транспор терами прямо к рабочему ме сту. А до этого пульт нахо дился на значительном рас стоянии. Надо выключить транспортер —приходится бе жать значительное расстоя ние. А в это время по тран спортеру идет рыба, сам транспортер остается без на-* блюдения. Дружбе расти и крепнуть Однажды моряки ~ задали прмполиту вопрос; — Почему кораблю дано название «Прилуки»? Байтимиров объяснил. Эта беседа с моряками натолкну* • ла его на мысль установить дружеские связи с жителями города, чье имя носит ко рабль. Прилуки — город в Черниговской области. Завязалась переписка с прилукским горкомом партии. Его первый секретарь тов. Марченко поддержал инициа тиву, прислал материалы, рассказывающие об истории, города, о его настоящем. Вскоре моряки стали регу лярно получать газету «Прав да Прилукщнны». Прилунекий горком комсо мола взял шефство над ко раблем. В канун Дня Совет ской молодежи на промысел пришла радиограмма из дале кого украинского города. Секретарь горкома комсомо ла Светлана Джевага от име ни молодежи Прилук поздра вила моряков, рассказала о трудовых успехах, пожелала успеха рыбакам и пригласи ла их в гости. Моряки рефрижератора готовят сроим, украинским друзьям рыбацкие подарки» собираются вызвать на со ревнование за досрочное вы полнение заданий пятилетки. 0 том, что наболело Члены экипажа высказали свои пожелания и предложе ния. — Первое н главное — быстрее обеспечить промыс лово-производственные реф рижераторы новыми тралами и досками. Обидно, — гово рит капитан, — уходим в рейс без новых досок. Ста рые, правда, отремонтирова ли, но сколько они прослу жат? Или такая, на первый взгляд мелочь, как ножни цы. Они нужны для того, что бы остригать плавники рыб при выработке тушки. В ма газинах полно ножниц всяких размеров, а в отделе снабже ния превратили этот вопрос в целую проблему. На судно выдают почему-то маленькие ножницы. , — Поймите, товарищи снабженцы, — говорили мо ряки, — нам же не маникюр на промысле делать, а «рабо тать надо. Надо улучшать информа цию на промысле, посылать из пор га ясные и точные ра диограмм.м. — А то получается, как в минувшем рейсе, — рас-, сказывает тов. Байтимиров, — до прихода «Ван-Дейка* у технологов не было полной ясности* что делать с каль маром. Сдерживает добычу рыбы я особенно выработку моро женой продукции отсутствие рекомендации н цен на -овые породы добываемых рыб. Моряки «Прилук» пуска ли на муку _ лателиду, в то время как эта очень вкусная и крупная рыба долго не за леживается на прилавках ма газинов. А делалось это опять-таки из-за отсутствия должной информации, реко мендаций по обработке, мед лительности вышестоящих организаций в установлении цен. На «Прилуках» не меха низирована операция по об вязке ящиков. Работа выпол няется вручную, хотя уже имею гсп специальные ма шинки. Быстрое решение всех этих вопросов положительно ска жется на повышении вылова рыбы, позволит увеличить вы работку готовой продукции, снизить ее себестоимость. В. ЕВГЕНЬЕВ. !Ii11НП11111!1111i111111!11111 i Ii111 i 11ПЕ1111111 i1 i Ik1111111111!11!11SS111111111!1Ш1111!Ii111II1111 i11111111111!111111111111П111!И111!1КUИI ОТ РЕДАКЦИИ. Опыт экипажей промыслово-производ- Е ственяых рефрижераторов «Прилуки* и «Рембрандт» за- = служивает всестороннею, глубокого изучения. Результаты . Е их работы в минувшем рейсе показывают, какие большие =г резервы для увеличения добычи рыбы и выработки гото- Е вой продукции заключены, если рационально использовать =: мощности главных судовых установок на режиме траления. и Мощность главных двигателей производственных реф- = рижераторов равняется 3000 л. с., то есть на тысячу л. с. Е больше, чем на БМРТ. Несмотря на это, экипажи произ- = водственных рефрижераторов добывают столько же или Е немногим больше рыбы, чем экипажи БМРТ. Это^следст- . = вие несоответствия орудии лова с мощностью новых судов. — Эксперименты, проведенные на «Прилуках» и «Ремб- = рандте», показывают, что для судов этого типа создано Е хорошее промысловое вооружение и его надо смелее внед- 2 рять. По мнению некоторых специалистов, трехщелевые Е распорные доски могут с успехом применяться на БМРТ = н существенно увеличить вылов рыбы экипажами этих су- Е дов. = IIHIIllllllllttllIlil!HIIIIIIIIIklllll!ll|||||||||||||HlllllllllllllIIIIIIIIIIIIIinilUlinin Кандалакша. Более чем в пять’ раз по сравнению с 1963 годом возросло количество отгружае мого железорудного концентра та в Кандалакшском морском торговом порту. Такой рост стал возможен благодаря вводу в строй Волго-Балтийсного ка нала. Прямая водная линия Иандалакша — Череповец дей ствует бесперебойно. Один за другим швартуются у причалов порта рудовозы типа «Волго*- Балт», погрузка занимает счи танные часы. И вот уже суда держат курс к металлургичес кому гиганту в Череповце. На ,сниг..ке; северные "брехо- ды комсомольцы старшин штур ман «Волго-Бглт-6* Николай Ермаков (слева), матросы-прак тиканты Ленинградскего речно го училища Александр П; хов и Анатолий Мелдов. f Фото С. Майстермана.* 1асту- Фотохроника ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz