Рыбный Мурман. 1966 г. Август.

ПАЖ„ДРУЖБЫ" ДЕРЖ СЛОВО ПРОВЕРЯЕМ ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ^ V / N /W V /W V V A A A A A A A /W W W W W V N A /W W V / Экипаж большого морозиль­ ного траулера «Дружба» одним из первых в траловом флоте включился в соревнование за досрочное выполнение плана 1966 года, за максимальный выпуск готовой рыбной продук­ ции при наименьших затратах. Выловить 130 тысяч центнеров рыбы и выработать из нее 80 тысяч центнеров мороженой рыбной продукции — таков ру­ беж коллектива на первый год пятилетки. И моряки уверенно штурмуют его. Тот, кто внимательно следит и анализирует сводку соревно­ вания, публикуемую в бассей­ новой газете, то заметил, что по результатам работы на 16 июля на первом месте был эки­ паж «Дружбы». На его счету было 70.125 центнеров добытой с начала года рыбы и около 50 тысяч центнеров мороженой рыбной продукции. Таких пока­ зателей за первое полугодие еще не достигал никто, ни в на­ шем, ни в других бассейнах. Успех экипажа — это ре­ зультат дружной работы всех моряков, умелой организации промысла и производства, со­ ревнования между вахтами и моряками других кораблей, хо­ рошо поставленной воспитатель­ ной работы в коллективе. В работе нет мелочей Капитан-директор БМРТ тов. Аранович буквально до мело­ чей продумывает все вопросы, от которых зависит успех про­ мысла. Перед выходом в рейс он внимательно изучает сводки о работе флота. Это дает воз­ можность заранее определить район лова и с учетом его осо­ бенностей получить необходи­ мое снабжение. За последние шесть лет не было случая, что­ бы на борту корабля отсутство-* вали материалы, запасные ча­ сти, нужное промысловое во­ оружение. Десятки раз коман­ дование «Дружбы» выручало попавшие из-за непродуманно­ го снабжения в беду экипажи. • Время перехода на промы­ сел используется для учебы мо­ ряков, для тщательной отработ­ ки всех технологических опера­ ций. Учитывается любая ме­ лочь. Обращается внимание на высоту подножных решеток на рыбофабрике, на правильное расположение по бортам вытяж­ ных концов, на крепление ве­ сов и т. п. На судне стало правилом во время перехода делать несколь­ ко контрольных тралений. Про­ изводятся они обычно во время прохождения рыбных банок в районе Исландии или Фарер. Делается это для того, чтобы еще раз проверить механизмы, выявить слабые стороны в под­ готовке личного состава. По приходу на промысел су­ доводители подстраиваются к хорошо работающим экипажам. Это помогает с первых же дней иметь высокие уловы. Затем, освоившись с обстановкой, ка­ питан и его помощники прини­ мают свои решения. Они хоро­ шо знают особенности работы на Дальнем Западе. Л здесь, как известно, сильные течения, частые туманы. Штурманы тщательно ведут прокладку каждого траления. Судоводители сами чертят про­ мысловые планшеты. Они под­ робнее и точнее рассказывают о том или ином районе. Капитан тов. Аранович считает, что в этом, пожалуй, весь секрет то­ го, что экипаж почти не имеет потерь орудий лова. На главном мостике оборудо­ ван «штурманский уголок». Здесь крупного плана схемы, тексты наставлений, соблюде­ ние которых обеспечивает без­ опасность мореплавания и без­ аварийное ведение промысла. • Как правило, с первых дней промысла экипаж включается в парное или групповое сорев­ нование. Взаимные советы ка­ питанов и других специалистов, находящихся в группе БМРТ, помогают добиваться высоких уловов. На страницах нашей газеты уже рассказывалось о том, как в январе — феврале этого года строилась совмест­ ная работа моряков БМРТ №№ 405 и 418. Они имели суточный вылов больше на 4 — 5 тонн, чем экипажи, работавшие в одиночку. На «Дружбе» организованы комплексные смены. Руководят такой сменой двое. На палубе — мастер по добыче рыбы, на рыбофабрике — рыбмастер, Па­ лубная команда всегда прихо­ дит на помощь матросам рыбо- фабрики. И, наоборот, не успе­ вают- матросы палубной коман­ ды, к ним на помощь приходят матросы с рыбофабрики. На протяжении трех лет сла­ бым звеном на корабле было морозильное хозяйство. 35 тонн — больше рыбы экипаж не за­ мораживал. Положение измени­ лось с приходом на судно реф­ рижераторного механика тов. Смирнова. Суточная заморозка сейчас такая же, как и у эки­ пажей других БМРТ. Было увеличено число обо­ ротов моторов. Сделали ширмы в камерах. Раньше для опреде­ ления степени заморозки рыбы выкатывали тележку из камеры, и если рыба не дошла, то за­ катывали тележку обратно. Те­ рялось драгоценное время, бы­ ли потери холода. Сейчас на тележку кладется противень с рыбой. Нужно проверить, го­ това ли рыба, приоткрывают камеру, вынимают противеиь, и производят необходимые за­ меры. Это позволило сократить потери холода, и за счет этого сократить время заморозки ры­ бы. Капитан очень тепло отзыва­ ется о работе машинной коман­ ды (ст. механик тов. Соловьев). Она заботливо ухаживает за механизмами, строго соблюдает графики профилактических ос­ мотров н ремонтов, выполняет большие объемы заводского ре­ монта своими силами. Все это позволяет увеличивать время нахождения судна на промысле, сокращать затраты на ремонт, который, как известно, в завод­ ских условиях обходится очень дорого. О мастерстве машинной команды . свидетельствует та­ кой факт — замена в море лоп­ нувшего опорного подшипника траловой лебедки. Таное случается редко. И когда лебедка стала, все реши­ ли, что рейс сорван — надо срочно идти в порт. Но механи­ ки сумели меньше, чем за сут­ ки, разобрать лебедку, поднять барабаны, выпрессовать аварий­ ный подшипник и поставить но­ вый. Экипаж получил возмож­ ность продолжать промысел. . Механики совершили настоя­ щий технический подвиг. Мно­ гие и сейчас не могут предста­ вить себе, как удалось в море, не имея специальных приспо­ соблений, так быстро и хорошо выполнить работу. В заводских условиях на это уходит обыч­ но не менее недели. . Подменная команда не подкачала Экипаж «Дружбы» все пер­ вое полугодие находился на промысле. 2.7 марта моряков, которые работали еще с декаб­ ря прошлого года, сменила под­ менная команда. Возглавил ее капитан Г. А. Левченко. 16 ию­ ля корабль возвратился в порт. В течение этого периода под­ менная команда сумела выло­ вить почти 32 тысячи центне­ ров рыбы, выработать из нее 24.380 центнеров мороженой продукции, около 120 тонн рыб­ ной муки. Как видите, приняв эстафету от основного :COC jaB a , подмен­ ный, экипаж :с честью пронес ее чер^з. все трудности. Впрочем, неправильно делать такое раз­ деление. Моряки не чувствова­ ли себя подменными. Они бо­ ролись за выполнение принято­ го обязательства так, как буд­ то принимали его сами. Пример в труде, в соревнова­ нии показывали руководители комплексно^ смены рыбмастер Ю. Борисов, мастер по добыче рыбы А. Нечаев, рыбообработ­ чики М. Альбеков, Е. Евдоки­ мов, матросы В. Филиппов, С. Лазарев, боцман Е. Василь­ ев, третий помощник капитана A. Голованов, старший механик B. Копырин, второй механик B. Алешин, моторист В. Рого- зеров, котельный машинист C. Тараканов... Силами машинной команды произведена чистка главного и двух вспомогательных двигате­ лей. Перебраны три аммиач­ ных и два воздушных компрес­ сора. г v Капитан тов. Левченко стро­ ил свою работу так же, как и тов. Аранович. С первых дней промысла экипаж «Дружбы» стал участником группового со­ ревнования с моряками «Ду­ шанбе», «Северного сияния», «Мамина-Сибиряка», «Мира», а впоследствии — «Златоуста». Взаимная информация, деловые советы способствовали достиже­ нию высоких уловов. Коллективы всех судов име­ ли одинаковые показатели как по заморозке, так и по выработ­ ке муки. Но в июне экипажу «Дружбы» удалось резко вый­ ти вперед. Вот как это случи­ лось. Промысловая обстановка на банке Джорджес была все время напряженной. Плотных и постоянных косяков не было. Капитаны нервничали, стали со­ вершать перебежки к острову Сейбл и дальше. Тов. Левченко, хорошо зная район, и сравнив обстановку за ряд предыдущих лет, пришел к выводу, что улучшение сырьевой базы дол­ жно наступить. Так и произош­ ло. Проявленная выдержка обернулась экипажу дополни­ тельно выловом более чем в 400 тонн. • * * Плановый отдел управления тралового флота подвел итоги производственно - финансов о й деятельности экипажа за первое полугодие. Итоги эти радуют. Значительно сокращен расход орудий лова, износ промонаря- жения. Себестоимость цент­ нера рыбной продукцт* сниже­ на против плана на 1 рубль 52 копейки. За полугодие экипаж дал флоту 243 тысячи рублей сверхплановой прибыли. Мысли капитана Левченко В беседе с нашим корреспон­ дентом капитан тов. Левченко высказал несколько интересных мыслей и предложений по пово­ ду организации подмены команд в море, и самого промысла. — Надо стремиться, чтобы но дню передачи судна на его борту не было большого коли­ чества готовой продукции. За­ то все необходимое для успеш­ ной работы должно быть в до­ статке. У нас же получилось наоборот, — говорит тов. Лев­ ченко. — В результате трудно­ стей, из-за нехватки то одного, то другого потеряли много про­ мыслового времени. — Мне думается, — продол­ жает тов. Левченко, — суточ­ ный вылов подменным коман­ дам на первые пять дней про­ мысла нужно устанавливать не­ сколько ниже*. И вот почему. Комплектуется подменная ко­ манда, как говорится, «с бору по сосенке». В составе нашего экипажа было много товари­ щей, которые никогда не пла­ вали на судах польской по­ стройки. И хотя на переходе проводили занятия, этого было недостаточно для того, чтобы с первых дней работать в пол­ ную силу. А план надо выполнять с первых дней. Судоводителя, мастера по добыче, другие спе­ циалисты нервничали. В такой обстановке трудно принять хо­ рошо продуманное решение. А будь суточное задание тонн на 10— 15 ниже, все обстояло бы по-другому. В спокойной обста­ новке лучше можно проанали­ зировать ход промысла,- можно принять наиболее4 правильное решение. В конечном итоге на результатах добычи рыбы это не отразится. До сих пор промысловики «Севрыбы» удивляются, почему у энипаже,й БМРТ Западного бассейна суточное задание по заморозке рыбы ниже, чем у се­ верян? Это очень влияет на ре­ зультаты промысла. Имея мень­ ше суточное задание, экипажи калининградских БМРТ могут смелее принимать решения, оперативнее перемещаться из квадрата в квадрат, из района в район и облавливать более луч­ шие концентрации рыбы. Корабли Западного бассейна лучше оснащены рыбопоиско­ выми приборами, радиостанция­ ми. В руководстве флотом чув­ ствуется целенаправленность, лучшая организация, хорошо продуманная стратегия и такти­ ка промысла. И надо прямо признать, — учителя отстают от своих учеников. Тов. Левченко с тревогой рассказывал о состоянии рыбо­ поисковой аппаратуры на БМРТ польской постройки. Ко­ рабли строятся, а хороших при­ боров нет. На «Дружбе», да и на других кораблях, тоже мно­ гие приборы не работают из-за отсутствия запасных частей. Надо иметь на плавбазах все необходимые для ремонта ма­ териалы и группу специали­ стов по ремонту и настройке приборов. Печально, но факт Когда экипажи промысловых кораблей принимают социали­ стические обязательства, они рассчитывают, что управление и общественные организации флота позаботятся о создании нм всех условий для успешной работы. На поверку получается, что это далеко не всегда так. Убедились в этом и моряки «Дружбы». 16 июля судно пришло в порт, и пять дней простояло в ожидании выгрузки 260 тонн мороженой сельди. Этим нане­ сен материальный и моральный ущерб экипажу. Неужели.за две недели, в те­ чение которых корабль шел с промысла в порт, нельзя было решить, как быть с сельдью?! Моряки на промысле борются за экономию каждой минуты на спуске и подъеме трала, а в порту теряют сутки. Свой уп­ рек они бросают в адрес руко­ водителей главка и флота, ве­ дающих отгрузкой рыбной про­ дукции. И моряки правы. Наше хозяйство — живой, сложный, развивающийся орга­ низм. Меняется обстановка, то и дело возникают новые зада­ чи, вопросы. Решайте их, това­ рищи руководители. На то вас и облекли властью, доверием. Каждый нерешенный вопрос на­ носит ущерб, оборачивается бе­ дой, как это произошло в БМРТ-405 «Дружба». В. ЕВГЕНЬБВ. IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIHIIIHllHIIIIHHIIIIHHIIIItlllllllllHIHIIIHIIHMHillllHIHIIIHU ПРОМЫСЛА БАРЕНЦЕВО МОРЕ В августе в южной части Ба­ ренцева моря продолжатся миг-, рации трески и пикши на вос­ ток. На протяжевин большей части месяца треска будет про­ ходить по основной струе тече­ ния и образовывать скопления на всем пути от Мурманской и вплоть до Гусиной банки. Вероятны новые, периодиче­ ские подходы трески с запада через Мурманский язык и севе­ ро-западный склон Мурманской банки. Образование концентра­ ций трески возможно также на Рыбачьей и Кильдинской бан­ ках и в Западно-Прибрежном районе. Пикша, по сравнению с ию­ лем, в августе продвинется еще дальше на восток и будет дер­ жаться как на Рыбачьей, Киль­ динской банках и в Западно- Прибрежном^ районе, так и в Восточно-Прибрежном. В конце месяца, по мере прогрева воды, можно ожидать образования не­ больших скоплений пикши на Беломорской банке к югу от мыса Канин. Тщательного обследования и проверки заслуживает Демидов­ ская банка, где благоприятные термические условия могут спо­ собствовать образованию скоп­ лений трески. В течение августа на боль­ ших глубинах западного скло­ на Медвежинской банки сохра­ нятся скопления окуня-клювача. Эти скопления обеспечат вы­ полнение суточных заданий при заготовке его в свежем виде. При больших подъемах целесо­ образно в последние дни рейса заготавливать окуня в неразде- ланном виде. Во второй половине месяца поисковым кораблям необходи­ мо проверить Зюйдкапский же­ лоб, где может сконцентриро­ ваться треска, отошедшая с Медвежинской банки. Желатель­ но обследовать также Восточ­ ный склон Медвежинской бан­ ки, по которому может прохо­ дить треска в район острова На­ дежда. Улов всех донных рыб на час траления в целом по морю со ­ ставит около 6 цнт. При усло­ вии скосячиванмя пикши улов на час1траления может быть не­ сколько выше. ЛОВ СЕЛЬДИ В ГУБАХ И ЗАЛИВАХ Сельдь, облавливаемая в за­ ливах и губах в июне и иЮле, в августе будет держаться немно­ го восточнее и будет несколько подвижнее из-за того, что, имея невысокую жирность, она будет докармливаться. Держась над входами в заливы и губы, в за­ висимости от приливо-отливных явлений, сельдь будет периоди­ чески то выходить, то заходить в губы. Стаи распространятся несколько далее на восток, до Харлова, но на небольшом уда­ лении от берега, в основном до 2 и реже до 8— 12 миль. В августе будут заметны вер­ тикальные миграции сельди, днем сельдь будет держаться больших глубин, чем ночью, а в сумерки будет максимально под­ ниматься к поверхности. Общее состояние сырьевой базы, в сравнении с прошлыми месяцами, почти не изменится, и вылов, учитывая особенности распределения сельди в авгу­ сте, будет лишь несколько ниже (т. е. около 20— 25 тыс. цнт.), но при умелойорганизации про­ мысла и, главное, полной обеспе­ ченности приемки и обработки сельди в сравнении с июлем можно не снижать месячный вы­ лов. (Окончание на 4-й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz