Рыбный Мурман. 1966 г. Август.

Уходя в рейс на Дальний Запад, экипаж СРТ-Р-714.получил _ рейсовое задание: выловить за сто промысловых суток 6.510 = центнеров рыбы. Руководители экипажа: капитан В. С. Сар- = ментов, старший механик секретарь парторганизации А. И. = Бульенов, мастер по обработке рыбы председатель судового Е: комитета П. В. Клименков, второй механик секретарь комсо- Е мольской организации В. И. Ковзунович понимали, что рейсо- ЕЕ вое задание — ие предел для моряков траулера, что их опыт, Е знания и промысловый задор — гарантия более значительно- Е j ^ / V W W V W W V W N А Л Л Л Л Л Л Л Д Л Л Л /V'g ; ПРОВЕРЯЕМ ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ >\/^A/V\^/\A/\/'y\Ay\A/\A/\A/VV\/\j4>V\/\AA/\A/V\A/'lAy ’ Успех работы экипажа про­ мыслового судна зависит от то­ го, как оно подготовлено н рей­ су, какими кадрами укомплек­ тована команда. С этого мы и начали. Прежде всего усилили контроль за ремонтом. Члены машинной команды, лица, не­ посредственно отвечающие за ревновались же мы официально с экипажем СР-Т-Р-702. Позже мы установили более тесные от­ ношения и с инициатором со­ ревнования. По радио часто можно было слышать, как на­ ши капитаны обменивались све­ дениями о суточных уловах. Ча­ сто суда подходили близко друг мотры и профилактические ре­ монты позволяли нам преду­ преждать возможные поломки. Для этого использовались сто­ янки у производственных реф­ рижераторов и переходы из рай­ она б\район. Как старший ме­ ханик, я остановлюсь на неко­ торых случаях, когда, благода- го результата. Но нужно было мобилизовать, настроить лю- Е дей на перевыполнение задания, организовать труд моряков. = п шл ^ —^ Как они это сделали, они рассказывают сегодня в нашей га- Е П О Д Г О Т О В К И К Р б И С у Д О 6 Г ! 0 3 9 В б О Ш С Н И Я зете. Мы лишь дадим короткую справку: общий вылов за Е * рейс составил 11.740 центнеров. Из них 9.490 центнеров пище- Е вой рыбы. Вся рыба была сдана первым сортом, кроме при- = лева малоценных пород. Если учесть, что по годовому обя- Е зательству моряки «Жаворонка» давали слово добыть 16.500 = центнеров рыбы, то есть полная уверенность, что о п т слово Е свое сдержат. Е :#и11»|»1шш11»1и11пиншш11111ни1»ж1»и111т»1и»1111и»11м1»ш»ш1шг»ин1н»т Грани успеха Успех работы экипажа про- вооружали и проверяли на уло- мьк'лового судна зависит от то- вистость несколькими сравни­ те, как каждый член коллектн- тельными тралениями. Совету­ ет выполняет свои обязанности, ясь с напарниками по соревно- В длительных рейсах люди бы- ванию, с экипажами других ватот очень чувствительны. Я СРТ, добивались максимальной хочу сказать, что если в коман- уловнстости трала. У нас на де появится два—три человека, борту обычно имелось два со- чем-то недовольных, их иастро- вершенно готовых к работе тра- еиие быстро передается другим, ла. Поэтому, когда появлялась Команда начинает работать нер- рвань, мы ие тратили времени £03110, допускает ошибки, про- на ее чинку, а ставили новый махи, и как следствие — эки- трал. паж попадает в пролов. Вот по- о работе палубной команды, чему администрация, общеет- От разворотливости ее зависит венные организации судна многое: четкий, безаварийный должны с особым вниманием спуск и подъем трала, быстрая следить за настроением экипа- сдача у нова жа, вовремя разъяснять «не- = Спуск и лодъем а нас довольным», из числа хорошо пр0Х0ДШ1 ХОрошо, все операции знающих своп права и забываю- были отрабо^ аяь1 до аатойатиз- щих об обязанностях, их не- ма р ь,бу сортировало столько правоту Делать это нужно ра- человек> СКОЛЬко нужно было зумпо, без крика, тактично. У J для ее своевременной уборки. нас такой товарищ не мог «раз- рассортированный улов раскла- гуляться» Беседовали с ним „ ,1па1№0 г„п дывался- по бочкам и заливался индивидуально, если не помо- В0Дой. Бочки с рыбой ставились гало - разбирались на с\довом под тент Вода периодически комптпе. менялась. За два часа до сдачи В длительных рейсах, связан- рыбу из бочек затаривали в пых с особыми трудностям контейнеры. 20 контейнеров пе- промыслового и хозяйственного редавали' за до минут/ При характера, важно, чтобы коман- ко„тактном способе передачи да верила своему капитану, под- уЛОВОВ бочку о рыбой при по- держивала его своим доверием. и „ ранбалш/приподнимали знала твердо. что у капитана и опрокГ1ДЫВали в стампу. Это нет других, отличных от кол- обле1Гчало труд матросов* актива интересов. в йсе ^омаид„ ' 1Й состав в На траловом лову в районах любо£ CJ]V4ae выб, ианбо. Дальнего Запада усилия штур- леб ВЬ1Г0ДНЬ1Й варма'„т органн. майского состава анцентирова- g Постоянная и отк- дись на удержании судна н а ]тая £ Другими судами лучших концентрациях. Мы де- £озволяла своевремегаю посо- ммпп тяк * • •• , ветоваться с товарищами, пере- Прослушав совет:и.взяв по- нять полезное, поделиться с ленг, судов с хорошими улова- ними опытом. Обстановка друж- ми, выходили к ним, без трала. gb| и взаимопомощи царила не Работать начинали по ориенти- только на судне, но и во всей рам, придерживаясь определен- Гру,ше траулеров «Мурман- ных глубин вдоль изобат. • Но- ремонт, повседневно проверяли качество работ, требовательно и* принципиально строили дело­ вые отношения с ремонтниками плавмастерской «Резец». • Надо отдать им должное, они с го­ товностью выполняли все наши претензии. В море мы их вспо­ минали только добрым словом. Группа мастеров по добыче была укомплектована хороши­ ми, знающими специалистами, и нас не тревожило то обстоя­ тельство, что в составе экипа­ жа было много новичков. На переходе провели собра­ ние, на котором определили производственные задачи на рейс. Задача - минимум — выполнить досрочно план 3-х кварталов, задача-максимум — выполнение годового плана при отличной промысловой обста­ новке. С первых дней жизни на про­ мысле моряки «Жаворонка» включились в социалистическое соревнование за достойную встречу 1 Мая, поддержали почин экипажа СРТ-Р-709 и приняли обязательство вдвое перевыполнить задание апреля, то есть добыть 372 центнера рыбы. С моряками СРТ-Р-709 МЫ» как у нас говорили, всту­ пили в негласное соревнование. Дело в том, что они пришли на промысел на педелю позже, а вылов имели больше. Вот поче­ му моряки нашего траулера ча­ сто спрашивали: «Ну как там наш напарник? Далеко ушел? Не догоняем ли мы его?» Со- одинамовый к другу и имели вылов. Предмайское обязательство мы выполнили с честью. Эта первая победа вдохновила мо­ ряков, вселила в них уверен­ ность в собственные силы. На очередном собрании единодуш­ но решили ко Дню выборов в Верховный Совет СССР выпол­ нить задание второго квартала. Стали готовить свой трудовой подарок и ко Дню рыбака; 25 июня мы рапортовали в порт о досрочном выполнении задания 3-х кварталов, то есть выловили 11.133 центнера ры­ бы. За этой цифрой скрывается напряженный труд моряков, су­ мевших сделать результаты своих усилий народным достоя­ нием. Наш старший мастер по до­ быче тов. Беляев, старший ма­ стер по обработке рыбы тов. Клименков были в течение все­ го рейса душой палубной команды. Они задавали нужный ритм в работе, личным приме­ ром вдохновляли матросов. Сре­ ди них же не было лодырей, но особенно хочется отметить ста­ рание и добросовестность мат­ росов Ботвина, Карюкина, по­ мощника мастера по обработке Алтухова. Свой вклад в успех принесли и члены машинной команды. Установив на палубе кранбал- ку, этим самым они значитель­ но облегчили физический труд матросов при сдаче улова. Все механизмы действовали безотказно. Своевременные ос- ря умению и быстроте в рабо­ те нам удавалось избежать про­ стоя , судна. У двигателя, рабо­ тающего на траловую лебедку, 150 л. с. Во время осмотра об­ наружили, что выкололся белый металл вкладыша мотылевого подшипника (судно шло с тра­ лом). Механики в течение одно­ го часа . подогнали с хорошей точностью подшипник, и как выяснилось позднее, когда ста­ ло возможным вскрыть его, ни­ каких отклонений от нормали не было, то есть оперативный ремонт был произведен высоко­ качественно. Перед снятием с промысла при очередном осмотре движе­ ния главного двигателя .обна­ ружили аналогичный дефект в шестом могылевом • подшипни­ ке. Недостаток устранили и тем самым подготовили двигатель к длительному переходу, избе­ жав серьезных /последствий. * Грамотная эксплуатация дви­ гателей вторым механиком Ков- зуновнчем, третьим механиком Святовым, другими членами ма­ шинной команды дала нам воз­ можность не иметь простоев, что способствовало экипажу в его работе. Недавно наш экипаж поддер­ жал почин моряков. CPT-I3 и решил к 50-летию Советской власти выполнить план двух лет. С этой задачей мы спра­ вимся. А. БУЛЬЕНОВ, секретарь парторганизации, старший механик. — . От рубежа к рубежу чью глуоины держали помень­ ше, днем побольше. Тралили по показаниям приборов. Скорость держали в зависимости от об­ лавливаемой рыбы. На хеке — 3.3 — 3.5 узла, на налиме — 3 узла. При облове сельди — скооость максимальная. . Необходимо учитывать тече- вие. В западных квадратах (1540— 1553) наблюдается по­ стоянное течение, не такое силь­ ное,; как в восточных (1474). Одинаково влияют на выбор кур­ са и скорости отливно-прилив­ ные течения. Если не учитывать этих обстоятельств, то во время траления судно снесет с вы­ бранного курса. Мы вели тра­ ление или по течению, или про­ тив течения, держа соответст­ вующую скорость и ориентиру­ ясь по производственным реф­ рижераторам, которые стояли на якорях, при хорбшей види­ мости— визуально; при плохой — по локатору. Штурманы постоянно следи­ ли за ходом ваеров, которых мы выпускали на 3—4 глубины. Если по видимым признакам замечали ненормальность в дви­ жении трала, срочно принимали меры: сбавляли ход, «сажали» дос ии и т. д. Работа мастеров по добыче была направлена на постоянное наблюдение за траловым хозяй­ ством. Особенно следили за вы- держиваиием всех размеров тралового устройства. Прежде чем поставить трзд,. мы его тщательно промеряли, сельди». В. САРМЕНТОВ, капитан. ...Окончен ремонт, судно снабжено всем . необходимым, команда в сборе, все доскональ­ но проверено. И вот 25 февра­ ля экипаж СРТ-714 отходит от причалов родного порта, дает прощальный гудки... Курс — океан, Дальний Запад— Джорд- жес-банка. Так начался этот длительный рейс. К рассказу своих товари­ щей могу добавить, что с пер­ вых дней палубная команда бы­ ла разбита по вахтам, каждый Каждый на своем месте При выходе на промысел в район Джорджес-банкн наш траулер снабдили тралами 24,7 м. Всем известно, что этот грал прост и легок в обраще­ нии. Но чтобы он работал хо­ рошо при облове сельди, хека н налима, необходимо правильно его вооружить. Мы вооружали трал таким образом. Разворачивали трал, промеряли нижнюю и. верхнюю подборы. Особенно обращали внимание на то, чтобы трал был правильно посажен по подбо­ рам как по футропу. так и по посадочному тросу. Нам прихо­ дилось делать полностью пере­ садку трех тралов. В одном из них не хватало 12 метров поса­ дочного троса, во втором — 8 метров, в третьем — 6 метров. Таким образом, тралы до пере­ садки не работали и не могли работать, так как посадочный трос был намного короче фут- ропа. После пересадки -уловы стали нормальными. Лучших результатов добились с 80-мет­ ровыми кабелями; кабели долж­ ны быть разного сечения: ниж­ ний 15,5 мм, верхний— 12,5 мм. затем Нижний кабель мы удлинялй такелажной цепкой на 219 мм. Нижнюю подбору загружали 19-миллиметровым.и 29-ю цепками, в каждой цепке по 6 звеньев, вес звена — 3,2 кг. Общий вес — 93 кг. Привязы­ вали цепки по крыльям по 11 цепок через 1,2 метра, в цент­ ре — 7 цепок через 1,4 метра. Верхнюю подбору оснащали 52 двухсотмиллиметровыми кухтылями. Голые концы не снимали. Чтобы облавливать сельдь и хек, нужно иметь хороший ход судна и хорошие траловые до­ ски. На глубинах 100— 130 м эффективны 2-метровые дос­ ки; на глубинах 130— 170 мет­ ров и в восточных квадратах более выгодны 3-метровые. Всегда были на своих местах ма­ стера по добыче Н. А. Гаранин и А. Кочуров. Нам существен­ ную помощь оказывали матросы Н. А. Ботвин, В. В. Шелагин, Ф. Г. Козлов, третий штурман И. И. Глушко и многие другие товарищи. Н. БЕЛЯЕВ , старший мас­ тер по добыче. матрос занял свое место в со­ ответствии с его личными спо­ собностями и деловыми качест­ вами. Работу не делили — это твое, а это мое. Когда было трудно на одном участке, помо­ гали все. Руководил палубной командой старший мастер по добыче Беляев. Уже на перехо­ де он с матросами и своими по­ мощниками подготовил к рабо­ те орудия лова. Первые дни ловили пикшу. Это сразу помогло мобилизо­ ваться всему коллективу. Тяже­ лые грунты, обильные уловы, шкерка заставляли трудиться с полным напряжением сил. Позднее, когда группа судов «Мурмансельди» была прикре­ плена к «Витусу Берингу», мы добывали налима и хека. В ча­ стые туманные дни особенно трудно приходилось нашим штурманам. Но в большинстве случаев они всегда держались на рыбе. Судовой комитет от­ метил' добросовестное исполне­ ние служебных обязанностей третьим штурманом И. Глушко, вторым механиком В. Ковзуно- внчем, матросами Н. Ботвиным, В. Корюкиным, В. Шелагиным, Д. Козловым. В рейсе профсоюзная органи­ зация не стояла в стороне от производственной жизни. Со­ ревнование за сверхплановый вылов, разгоревшееся среди экипажа, всячески поддержива­ лось партийной и комсомоль­ ской организациями и судовым комитетом. В с е знаменательные даты мы встречали хорошим трудовым подарком. Сейчас экипаж готовится к новым промысловым походам. Впереди у нас замечательный рубеж — двухлетний план к 50-летию Советской власти. П. КЛИМЕНКОВ, мастер по обработке рыбы, пред­ седатель судового комите­ та. К победе стремились все В очередной рейс на Джорд- жес-банку мы вышли в конце февраля. Метеорологические ус­ ловия не способствовали ‘про­ мыслу. Частые штормовые дни затрудняли сдачу рыбопродук­ ции у борта. Приходилось рабо­ тать бесконтактным способом. Этот способ передачи рыбы, кроме положительных сторон, имеет существенный недос1а- ток: рыба мнется, и выход гото­ вой продукции сокращается. Мы со своей стороны делали следу­ ющее: для пищевой продукции старались подготовить уловы последних тралений. В апреле с улучшением по­ годы стали сдавать рыбу у бор­ та. Но высокие температуры воздуха портили рыбу.^ Чтобы сохранить ее, вся палубная команда во главе с П. Климен- ковым тщательно готовилась к сдаче. Своевременно промыва­ ли бочки, меняли воду в них че­ рез каждые 3 часа, пересыпа­ ли' рыбу чешуйчатым льдом, подготавливаемым на производ­ ственном рефрижераторе, за­ крывали ее брезентовым наве­ сом. Все это сказалось на ре­ зультатах работы. ‘ Хочу подчеркнуть, что успех достигается только при пра­ вильной расстановке людей, при товарищеской взаимопомощи. Например, все вахты старались* до минимума сократить время спуска-подъема трала. Когда трал рвался, каждый старался помочь мастеру лова. В рейсе у нас были молодые моряки, им оказывалась практическая помощь. Нас радуют темпы, взятые’ нами с начала года, план 3-х кварталов мы выполнили до­ срочно. Сейчас весь экипаж по­ лон решимости добиться еще больших трудовых успехов. Н. БОТВИН, матрос. *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz