Рыбный Мурман. 1966 г. Август.
Уходя в рейс на Дальний Запад, экипаж СРТ-Р-714.получил _ рейсовое задание: выловить за сто промысловых суток 6.510 = центнеров рыбы. Руководители экипажа: капитан В. С. Сар- = ментов, старший механик секретарь парторганизации А. И. = Бульенов, мастер по обработке рыбы председатель судового Е: комитета П. В. Клименков, второй механик секретарь комсо- Е мольской организации В. И. Ковзунович понимали, что рейсо- ЕЕ вое задание — ие предел для моряков траулера, что их опыт, Е знания и промысловый задор — гарантия более значительно- Е j ^ / V W W V W W V W N А Л Л Л Л Л Л Л Д Л Л Л /V'g ; ПРОВЕРЯЕМ ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ >\/^A/V\^/\A/\/'y\Ay\A/\A/\A/VV\/\j4>V\/\AA/\A/V\A/'lAy ’ Успех работы экипажа про мыслового судна зависит от то го, как оно подготовлено н рей су, какими кадрами укомплек тована команда. С этого мы и начали. Прежде всего усилили контроль за ремонтом. Члены машинной команды, лица, не посредственно отвечающие за ревновались же мы официально с экипажем СР-Т-Р-702. Позже мы установили более тесные от ношения и с инициатором со ревнования. По радио часто можно было слышать, как на ши капитаны обменивались све дениями о суточных уловах. Ча сто суда подходили близко друг мотры и профилактические ре монты позволяли нам преду преждать возможные поломки. Для этого использовались сто янки у производственных реф рижераторов и переходы из рай она б\район. Как старший ме ханик, я остановлюсь на неко торых случаях, когда, благода- го результата. Но нужно было мобилизовать, настроить лю- Е дей на перевыполнение задания, организовать труд моряков. = п шл ^ —^ Как они это сделали, они рассказывают сегодня в нашей га- Е П О Д Г О Т О В К И К Р б И С у Д О 6 Г ! 0 3 9 В б О Ш С Н И Я зете. Мы лишь дадим короткую справку: общий вылов за Е * рейс составил 11.740 центнеров. Из них 9.490 центнеров пище- Е вой рыбы. Вся рыба была сдана первым сортом, кроме при- = лева малоценных пород. Если учесть, что по годовому обя- Е зательству моряки «Жаворонка» давали слово добыть 16.500 = центнеров рыбы, то есть полная уверенность, что о п т слово Е свое сдержат. Е :#и11»|»1шш11»1и11пиншш11111ни1»ж1»и111т»1и»1111и»11м1»ш»ш1шг»ин1н»т Грани успеха Успех работы экипажа про- вооружали и проверяли на уло- мьк'лового судна зависит от то- вистость несколькими сравни те, как каждый член коллектн- тельными тралениями. Совету ет выполняет свои обязанности, ясь с напарниками по соревно- В длительных рейсах люди бы- ванию, с экипажами других ватот очень чувствительны. Я СРТ, добивались максимальной хочу сказать, что если в коман- уловнстости трала. У нас на де появится два—три человека, борту обычно имелось два со- чем-то недовольных, их иастро- вершенно готовых к работе тра- еиие быстро передается другим, ла. Поэтому, когда появлялась Команда начинает работать нер- рвань, мы ие тратили времени £03110, допускает ошибки, про- на ее чинку, а ставили новый махи, и как следствие — эки- трал. паж попадает в пролов. Вот по- о работе палубной команды, чему администрация, общеет- От разворотливости ее зависит венные организации судна многое: четкий, безаварийный должны с особым вниманием спуск и подъем трала, быстрая следить за настроением экипа- сдача у нова жа, вовремя разъяснять «не- = Спуск и лодъем а нас довольным», из числа хорошо пр0Х0ДШ1 ХОрошо, все операции знающих своп права и забываю- были отрабо^ аяь1 до аатойатиз- щих об обязанностях, их не- ма р ь,бу сортировало столько правоту Делать это нужно ра- человек> СКОЛЬко нужно было зумпо, без крика, тактично. У J для ее своевременной уборки. нас такой товарищ не мог «раз- рассортированный улов раскла- гуляться» Беседовали с ним „ ,1па1№0 г„п дывался- по бочкам и заливался индивидуально, если не помо- В0Дой. Бочки с рыбой ставились гало - разбирались на с\довом под тент Вода периодически комптпе. менялась. За два часа до сдачи В длительных рейсах, связан- рыбу из бочек затаривали в пых с особыми трудностям контейнеры. 20 контейнеров пе- промыслового и хозяйственного редавали' за до минут/ При характера, важно, чтобы коман- ко„тактном способе передачи да верила своему капитану, под- уЛОВОВ бочку о рыбой при по- держивала его своим доверием. и „ ранбалш/приподнимали знала твердо. что у капитана и опрокГ1ДЫВали в стампу. Это нет других, отличных от кол- обле1Гчало труд матросов* актива интересов. в йсе ^омаид„ ' 1Й состав в На траловом лову в районах любо£ CJ]V4ae выб, ианбо. Дальнего Запада усилия штур- леб ВЬ1Г0ДНЬ1Й варма'„т органн. майского состава анцентирова- g Постоянная и отк- дись на удержании судна н а ]тая £ Другими судами лучших концентрациях. Мы де- £озволяла своевремегаю посо- ммпп тяк * • •• , ветоваться с товарищами, пере- Прослушав совет:и.взяв по- нять полезное, поделиться с ленг, судов с хорошими улова- ними опытом. Обстановка друж- ми, выходили к ним, без трала. gb| и взаимопомощи царила не Работать начинали по ориенти- только на судне, но и во всей рам, придерживаясь определен- Гру,ше траулеров «Мурман- ных глубин вдоль изобат. • Но- ремонт, повседневно проверяли качество работ, требовательно и* принципиально строили дело вые отношения с ремонтниками плавмастерской «Резец». • Надо отдать им должное, они с го товностью выполняли все наши претензии. В море мы их вспо минали только добрым словом. Группа мастеров по добыче была укомплектована хороши ми, знающими специалистами, и нас не тревожило то обстоя тельство, что в составе экипа жа было много новичков. На переходе провели собра ние, на котором определили производственные задачи на рейс. Задача - минимум — выполнить досрочно план 3-х кварталов, задача-максимум — выполнение годового плана при отличной промысловой обста новке. С первых дней жизни на про мысле моряки «Жаворонка» включились в социалистическое соревнование за достойную встречу 1 Мая, поддержали почин экипажа СРТ-Р-709 и приняли обязательство вдвое перевыполнить задание апреля, то есть добыть 372 центнера рыбы. С моряками СРТ-Р-709 МЫ» как у нас говорили, всту пили в негласное соревнование. Дело в том, что они пришли на промысел на педелю позже, а вылов имели больше. Вот поче му моряки нашего траулера ча сто спрашивали: «Ну как там наш напарник? Далеко ушел? Не догоняем ли мы его?» Со- одинамовый к другу и имели вылов. Предмайское обязательство мы выполнили с честью. Эта первая победа вдохновила мо ряков, вселила в них уверен ность в собственные силы. На очередном собрании единодуш но решили ко Дню выборов в Верховный Совет СССР выпол нить задание второго квартала. Стали готовить свой трудовой подарок и ко Дню рыбака; 25 июня мы рапортовали в порт о досрочном выполнении задания 3-х кварталов, то есть выловили 11.133 центнера ры бы. За этой цифрой скрывается напряженный труд моряков, су мевших сделать результаты своих усилий народным достоя нием. Наш старший мастер по до быче тов. Беляев, старший ма стер по обработке рыбы тов. Клименков были в течение все го рейса душой палубной команды. Они задавали нужный ритм в работе, личным приме ром вдохновляли матросов. Сре ди них же не было лодырей, но особенно хочется отметить ста рание и добросовестность мат росов Ботвина, Карюкина, по мощника мастера по обработке Алтухова. Свой вклад в успех принесли и члены машинной команды. Установив на палубе кранбал- ку, этим самым они значитель но облегчили физический труд матросов при сдаче улова. Все механизмы действовали безотказно. Своевременные ос- ря умению и быстроте в рабо те нам удавалось избежать про стоя , судна. У двигателя, рабо тающего на траловую лебедку, 150 л. с. Во время осмотра об наружили, что выкололся белый металл вкладыша мотылевого подшипника (судно шло с тра лом). Механики в течение одно го часа . подогнали с хорошей точностью подшипник, и как выяснилось позднее, когда ста ло возможным вскрыть его, ни каких отклонений от нормали не было, то есть оперативный ремонт был произведен высоко качественно. Перед снятием с промысла при очередном осмотре движе ния главного двигателя .обна ружили аналогичный дефект в шестом могылевом • подшипни ке. Недостаток устранили и тем самым подготовили двигатель к длительному переходу, избе жав серьезных /последствий. * Грамотная эксплуатация дви гателей вторым механиком Ков- зуновнчем, третьим механиком Святовым, другими членами ма шинной команды дала нам воз можность не иметь простоев, что способствовало экипажу в его работе. Недавно наш экипаж поддер жал почин моряков. CPT-I3 и решил к 50-летию Советской власти выполнить план двух лет. С этой задачей мы спра вимся. А. БУЛЬЕНОВ, секретарь парторганизации, старший механик. — . От рубежа к рубежу чью глуоины держали помень ше, днем побольше. Тралили по показаниям приборов. Скорость держали в зависимости от об лавливаемой рыбы. На хеке — 3.3 — 3.5 узла, на налиме — 3 узла. При облове сельди — скооость максимальная. . Необходимо учитывать тече- вие. В западных квадратах (1540— 1553) наблюдается по стоянное течение, не такое силь ное,; как в восточных (1474). Одинаково влияют на выбор кур са и скорости отливно-прилив ные течения. Если не учитывать этих обстоятельств, то во время траления судно снесет с вы бранного курса. Мы вели тра ление или по течению, или про тив течения, держа соответст вующую скорость и ориентиру ясь по производственным реф рижераторам, которые стояли на якорях, при хорбшей види мости— визуально; при плохой — по локатору. Штурманы постоянно следи ли за ходом ваеров, которых мы выпускали на 3—4 глубины. Если по видимым признакам замечали ненормальность в дви жении трала, срочно принимали меры: сбавляли ход, «сажали» дос ии и т. д. Работа мастеров по добыче была направлена на постоянное наблюдение за траловым хозяй ством. Особенно следили за вы- держиваиием всех размеров тралового устройства. Прежде чем поставить трзд,. мы его тщательно промеряли, сельди». В. САРМЕНТОВ, капитан. ...Окончен ремонт, судно снабжено всем . необходимым, команда в сборе, все доскональ но проверено. И вот 25 февра ля экипаж СРТ-714 отходит от причалов родного порта, дает прощальный гудки... Курс — океан, Дальний Запад— Джорд- жес-банка. Так начался этот длительный рейс. К рассказу своих товари щей могу добавить, что с пер вых дней палубная команда бы ла разбита по вахтам, каждый Каждый на своем месте При выходе на промысел в район Джорджес-банкн наш траулер снабдили тралами 24,7 м. Всем известно, что этот грал прост и легок в обраще нии. Но чтобы он работал хо рошо при облове сельди, хека н налима, необходимо правильно его вооружить. Мы вооружали трал таким образом. Разворачивали трал, промеряли нижнюю и. верхнюю подборы. Особенно обращали внимание на то, чтобы трал был правильно посажен по подбо рам как по футропу. так и по посадочному тросу. Нам прихо дилось делать полностью пере садку трех тралов. В одном из них не хватало 12 метров поса дочного троса, во втором — 8 метров, в третьем — 6 метров. Таким образом, тралы до пере садки не работали и не могли работать, так как посадочный трос был намного короче фут- ропа. После пересадки -уловы стали нормальными. Лучших результатов добились с 80-мет ровыми кабелями; кабели долж ны быть разного сечения: ниж ний 15,5 мм, верхний— 12,5 мм. затем Нижний кабель мы удлинялй такелажной цепкой на 219 мм. Нижнюю подбору загружали 19-миллиметровым.и 29-ю цепками, в каждой цепке по 6 звеньев, вес звена — 3,2 кг. Общий вес — 93 кг. Привязы вали цепки по крыльям по 11 цепок через 1,2 метра, в цент ре — 7 цепок через 1,4 метра. Верхнюю подбору оснащали 52 двухсотмиллиметровыми кухтылями. Голые концы не снимали. Чтобы облавливать сельдь и хек, нужно иметь хороший ход судна и хорошие траловые до ски. На глубинах 100— 130 м эффективны 2-метровые дос ки; на глубинах 130— 170 мет ров и в восточных квадратах более выгодны 3-метровые. Всегда были на своих местах ма стера по добыче Н. А. Гаранин и А. Кочуров. Нам существен ную помощь оказывали матросы Н. А. Ботвин, В. В. Шелагин, Ф. Г. Козлов, третий штурман И. И. Глушко и многие другие товарищи. Н. БЕЛЯЕВ , старший мас тер по добыче. матрос занял свое место в со ответствии с его личными спо собностями и деловыми качест вами. Работу не делили — это твое, а это мое. Когда было трудно на одном участке, помо гали все. Руководил палубной командой старший мастер по добыче Беляев. Уже на перехо де он с матросами и своими по мощниками подготовил к рабо те орудия лова. Первые дни ловили пикшу. Это сразу помогло мобилизо ваться всему коллективу. Тяже лые грунты, обильные уловы, шкерка заставляли трудиться с полным напряжением сил. Позднее, когда группа судов «Мурмансельди» была прикре плена к «Витусу Берингу», мы добывали налима и хека. В ча стые туманные дни особенно трудно приходилось нашим штурманам. Но в большинстве случаев они всегда держались на рыбе. Судовой комитет от метил' добросовестное исполне ние служебных обязанностей третьим штурманом И. Глушко, вторым механиком В. Ковзуно- внчем, матросами Н. Ботвиным, В. Корюкиным, В. Шелагиным, Д. Козловым. В рейсе профсоюзная органи зация не стояла в стороне от производственной жизни. Со ревнование за сверхплановый вылов, разгоревшееся среди экипажа, всячески поддержива лось партийной и комсомоль ской организациями и судовым комитетом. В с е знаменательные даты мы встречали хорошим трудовым подарком. Сейчас экипаж готовится к новым промысловым походам. Впереди у нас замечательный рубеж — двухлетний план к 50-летию Советской власти. П. КЛИМЕНКОВ, мастер по обработке рыбы, пред седатель судового комите та. К победе стремились все В очередной рейс на Джорд- жес-банку мы вышли в конце февраля. Метеорологические ус ловия не способствовали ‘про мыслу. Частые штормовые дни затрудняли сдачу рыбопродук ции у борта. Приходилось рабо тать бесконтактным способом. Этот способ передачи рыбы, кроме положительных сторон, имеет существенный недос1а- ток: рыба мнется, и выход гото вой продукции сокращается. Мы со своей стороны делали следу ющее: для пищевой продукции старались подготовить уловы последних тралений. В апреле с улучшением по годы стали сдавать рыбу у бор та. Но высокие температуры воздуха портили рыбу.^ Чтобы сохранить ее, вся палубная команда во главе с П. Климен- ковым тщательно готовилась к сдаче. Своевременно промыва ли бочки, меняли воду в них че рез каждые 3 часа, пересыпа ли' рыбу чешуйчатым льдом, подготавливаемым на производ ственном рефрижераторе, за крывали ее брезентовым наве сом. Все это сказалось на ре зультатах работы. ‘ Хочу подчеркнуть, что успех достигается только при пра вильной расстановке людей, при товарищеской взаимопомощи. Например, все вахты старались* до минимума сократить время спуска-подъема трала. Когда трал рвался, каждый старался помочь мастеру лова. В рейсе у нас были молодые моряки, им оказывалась практическая помощь. Нас радуют темпы, взятые’ нами с начала года, план 3-х кварталов мы выполнили до срочно. Сейчас весь экипаж по лон решимости добиться еще больших трудовых успехов. Н. БОТВИН, матрос. *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz