Рыбный Мурман. 1966 г. Апрель.

— Ну, как экзамен, все в по­ рядке? — спросила жена. Вмдимир кн-в-нул на сто-i. Валя увидела тоненькую синюю кни­ жечку. Диплом. — Поздравляю! Четыре с половиной года—срок немалый. Не всякому удается та­ кое выдюжить: работать и учить­ ся. А началось это с давних пор. Шли дни, месяцы, годы. Воло­ дя успешно окончил семилетку. Мать на него как-то больше обра­ щала внимания, чем на старших. Отчего так, сама не знала. Может, потому, что он был самым послуш­ ным, видевшим то, чего не смогли заметить в его возрасте старшие братья. Содержать семью на свой небольшой заработок Александре Гавриловне Сыло просто невмого­ ту. Всех троих надо было обуть, одеть и накормить. И Володя ре­ шил поступить на работу. Кроме семилетнего образования, он имел знания, полученные в двухгодичной мореходной школе. Целый год он проплавал в море . машинистом. Потом списали по состоянию здо­ ровья. Пзсле армии в отделе кадров судоверфи он получил направле­ ние * инструментальный цех уче­ ником токаря. .Поставили к опыт­ ному токарю Борису Павловичу Чередниченко. Вновь началась учеба. Именно об этом и мечтал Володя. Как ему хотелось делать именно так, как его учитель, спо­ койно, но уверенно подводить ре­ зец к детали, из черной, покры­ той ржавчиной болванки вытачи­ вать словно игрушечные блестя­ щие детали. Но до этих сверкаю­ щих, одинаковых по размеру «штучек» Володе было далеко. Он пока что мог только во сне ви­ деть себя стоя­ щим у станка н самостоятель н о снимающим эти теплые, выто­ ченные нм са­ мим детали. «Как у дяди Бори все ловко получается,-5-думал ^Володя, — А ведь грамотности не боль’ше, чем у меня». Володя подражал учителю, слу­ шал его советы, был внимателен, спрашивал, что к чему. Ему хоте­ лось скорее стать к станку. — Нет, погоди, Володя, — от­ рицательно покачивая головой, говорил Борис Павлович. — Сна­ чала научись правильно затачи­ вать инструмент. Резец любит особый подход. И будет снимать всякую стружку, толстую и тон­ кую, чистую и корявую, смотря как ты его заправишь. — Беря из рук Вовки резец, ои сразу же опытным глазом определил, что заточен ои не под тем углом. * — Вот, смотри... Вовка подошел ближе и сквозь Стекла очков внимательно следил -за каждым движением своего наставника. Борис Павлович снял свой резец, закрепил Вовкин и включил станок. Потом взял ку­ сок упавшей черно-синей стружки, потянулся в лоток за своей. До­ став стружку, снятую своим рез­ цом, он на ладони преподнес их Вовке и* сказал: — На, смотри, есть разница? И в чем именно? Ученик отвел глаза в сторону н еле слышно проговорил: - Ну, вато? что era впервые так величают,' и мельком взглянув на‘смуглое про­ долговатое лицо, произнес: * — Да, есть немного.- Все эти резцы... • Утро, следующего дня-. для Вла­ димира началось уже,- настоящей рабочей жнзныо. Встретив его * в пролете между станками^ Д1пша- огопск, подавая Володе руку* сказал: : ‘ • •;• # ,, • t • • — Подумаешь, сдал на первый. Скажи спасибо начальнику да твоему Палычу, не видать бы те­ бе станка. как, Владимир, жарко- кронил и снимал детали, отклады- - вая их па тумбочку в строгом по. Владимир не верил своим ушам, рядке. С заданиями справлялся успешно. » Однажды, в приказе по цеху он нашел свою фамилию: бьгла объ­ явлена благодарность. О нем тень ло отзывались в коллективе инст­ рументального цеха. На комссн мольскнх и общих собраниях ста- вили в пример. Его полюбили не за кудрявые светлые волосы, де за ’ карпе глаза, а за промаслен^ иые рабочие : руки, за любовь к своему токарному делу, за чесг-, ностъ' и: прямоту характера. По^ глядывая в его сторону, токари- ровесники говорили: *' —Везет человеку, — Ну что ж, теперь еорсвио- К Владимиру все чаще и чаще ваться будем? — Владимир стро- стали обращаться за советом ' й . . го посмотрел на помощью. У пего учились, с него. к диплому шерша- п-ро — Ваша чистая, моя — вая, с заусеницами. «Различил», — подумал себя Борис Павлович. Правильно затачивать резцы ои научился спустя много месяцев. Дела по усвоению токарного мас­ терства шли неплохо. Володя уже много раз пробовал свои силы в овладении этой техникой. Как это так, одной рукой крутить влево, другой — наоборот, да смотреть вдобавок на деления? Нет. Это невозможно. — Все так начинали, «— под­ бадривал его Борис Павлович. — А у тебя, смотри, уже получается. Старший токарь говорил прав­ ду. У Володи, действительно, все движения были расчетливы, пра­ вильны, даже вихрастый озорной токарь, которого попросту назы­ вали в инструментальном Мишей- огоньком, rio-мальчишескн завидо­ вал Вовке. Огонек побаивался, что новый'его соперник может свобод­ но его догнать. До первого разря­ да от ученика совсем немного, а ему уже назначили день экзаменов. Мишьу. Спустя I год оба . получили по второму раз- ' ' ’ ряду. >;%- ...Всдомицается. Володе и такое событие в его жизни, как первая получка, когда он своими руками положил в теплые -О- материнские ладони заработанные им самим деньги, и как искренне была рада его старенькая мама, Александра Гавриловна. Ее сын Володя уже токарь, взрослый человек. Но тех знаний было уже недо­ статочно, Токарное дело сложное. Тут без среднего образования не обойтись. Борис Павлович об этом сколько раз напоминал Вла­ димиру. И он твердо решил пой­ ти учиться. В 1960 году осенью Владимир поступил в вечернюю школу рабочей молодежи. Снова пришлось повторять седьмой класс. Успешно закончив школу, поступил на первый курс судоме- хапического отделения Мурман­ ского мореходного училища. Рабо­ тать и учиться — дело не из лег­ ких. Многих благ пришлось ли­ шиться на целых пять лет. Приле­ жания и упорства хватало. Учеба помогала молодому токарю встать орали пример. Присвоение третьего разряда;- совпало с большим событием в; жизни Володи — его приняли в члены партии. Это еще на больЧ шее обязало Владимира. Теперь* помимо основной работу, ему при­ ходилось выполнять партийные поручения. ...Гудка еще не было. Он по-* смотрел на часы. Без пятнадцати. Ускорил шаг. Вог и знакомая ле­ стница.- ...К технику-механику Владими­ ру Васильевичу Сюхпну подходят, люди в замасленных комбнпеэо-* пах. Мастер идет к станку, рас­ сказывает, передает свой опыт. О» хорошо помнит, с чего сам начи-^ нал. — Ну, что, Саша, опять заел©? — Да вот, Владимир Василье­ вич, посмотрите. ' Граненая, чуть заточенная на конце болваночка переходит из рук в руки. — Надо изменить угол затопки. Вот так... — и Сюхиа показывает, как правильно затопить деталь. Теперь на большую дорогу ж иэ* ни выходят уже ученики техникой механика Владимира Васильевича Вскоре экзамен состоялся. Хлопая на верный жизненный путь. Теперь Сюхипа. по плечу ученика своей увесистой Владимир уже самостоятельно-ра- В. Т ЕП Л ЯКО В , наш вне- ладоныо, Борис Павлович говорил: ботал на стайке и своими руками штатный корреспондент. ЧИТАТЕЛЬ КРИ ТИ КУЕТ , П РЕДЛА ГА ЕТ , СОВЕТУЕТ Ч Т О Н А М М Е Ш А Е Нет необходимости доказы­ вать, какова роль поисковой и радионавигационной аппаратуры в обеспечении успешного про­ мысла. За последние годы суда флота рыбной промышленности Северного бассейна оснащены де­ сятками приборов новейших кон­ струкций. Это накладывает осо- / ♦ Есть на заводе основные специальности, ^апример, токарь, ио- j тельщик, но Аркадий Краснов выполняет работы вспомогательные.^ Он шофер мотороллера. В любую погоду, мороз или дождь, Аркадий♦ рад помочь товарищу. Не нужно идти к мастеру и просить мото-ж роллер, подходи к Краснову, и он выручит. Он не посчитается с тем,* будет это время обеденного перерыва или конец рабочего дня. Л судо-J НА СНИМКЕ: А. Краснов. Фото и текст электросварщика няет марку с началом ваер&, а второй матрос натягивает тросик. Ставший мастер на добыче де­ лает пометку красной на ваере против нулевой марки. Затем ваер перекатывают и марку тросика, расположенную около огона, рав­ няют с пометкой на ваерс. Стар­ ший мастер на обжатом тросике вторично делает пометку против нулевой марки. Эта операция повторяется 3 раза. Таким об- В- конце прошлого года управ- метрах от огона ставится марка разом, за 3 раза отмеряется около ленис тралового флота выпустило (исходящая). К 16 метрах от ис- 49,5 м ваера. (Разница диаметров листок рационализатора, в кото- ходящей марки ставится вторая, шейки тавогниц и центральных ро- ром рассказывалось о новом сно- от которо! тросик разбивается ликов дает возможность шестна- собе промера ваеров на судах бор- марками через каждые 10 санти- дцдтиметровым тросиком отмерять тового траления,, предложенном метров но длине два метра. участок ваера длиной 16,5 — капитаном Е. А. Лебедевым. Буду- Для того, чтобы лучше видеть 16,6 м). чи- на траулере «Североморск», я отсчет на тросике, марки 1 и 0,5 Оставшийся после трех прого- делал промер предложенным сио- метра нужно делать такими, что- пов ваер до M;tJ)KH .йме))йется не_ себе» и остался им очень доволен, бы они отделялись от других ма- посредственно разбитым на деся- тисантиметровые отрезки участ- I росик заводится кругом ывог- ком тросика. Зтот замер и занисы- емкэ диаметром 4— ■>мм длинон ниц. тех (Центральных роликов, за па„Т(... н Ta(;1lflIV ~~~ которые заведен ваер, нодгото®- ремонтного завода № 1 В. Кононова. • Н . • , * * Н е з н а н и е и л и к о н с е р в а т и з м ? Изомер производится с помо­ щ ь » стального примерочного тро- 18— 18,5 метра. На конце тро­ сика делается огон длиной 20 сатн«№тров. В двадцати санти- удерживающий огон тросика, рав M C U JU Ы Х . , е е ****** «РАСЧЕТ НА ДОМУ» Правление рыбкоопа тралового нят* ся нс будет, флота полностью согласно с фак- О. РЕД ЗЬКО , тами, изложенными в фельетоне тель правления «Расчет на дому», который был тралового флота ленный для промера. Матрос, И|" е™ ™жного, как видите, ист. Выигрыш во времени полу­ чается большой. Но, к сожалению, ва многих судах мастера но добы­ че и судоводители продолжают ра­ ботать но старинке. Что это — из-за познания или консерватизма? Плохо и то и дру­ гое. . „ И. ЛИ ХО ВЦ ЕВ , старший мастер-наставник по добыче рыбы'тралового флота/ опубликован в «Рыбном " Мурма- не» 17 апреля. Рекламируемая рыбкоопом фор­ ма вручения подарков с расчетом на дому не поддержана моряка­ ми, себя не оправдала и приме- председа- рыбкоопа бую ответственность как на су­ доводителей, так и на судоре­ монтников. У нас на заводе немало под­ линных'мастеров своего дела— эго тт. Маленков, Степанов, • Яременко, Антонов, Гав^юшнн и другие. Но нельзя сказать, что коллектив электрорадиоцеха до- • стиг совершенства, образцово вы­ полняет все виды ремонта. I I это не паша вина,"а "беда. Разве можно/считать нормаль­ ным, когда приходится произво-* дить ремонт-"аппаратуры, кото-? ■рой никто из нас в глаза не ви­ дел? Конечно пет! А в практике так случается довольно частой Надо знакомить**мастеров и ра-' бочих с новой аппаратурой, 'еще до того, как Чша -начинает уста­ навливаться на судаке. -Методы тут могут быть различные: про­ ведение семинарских занятий с отрывом ибез*отрыва от'произ­ водства, направление нескольких специалистов на завод, выпу­ скающий ту или иную аппара­ туру, Это позволит нам лучше знать, лучше ремонтировать при­ боры. И еще вопрос — обеспечение запасными частями, Ма складе есть «зипы» для выполнения среднего ремонта. Но они очень’ громоздки и .к.^тому- же не укомплектованы деталями и ма­ териалами, которые чаще вееаро выходят из строя. Агрегатный мётад, как извести но, резко повышает производи­ тельность труда и качество тръ\\ монта.' Но мы пока только мсм>I *жем мечтатьоб этом. Производ-?1. ствснпые. площади малы, осо* | ' бе-нно на акустическом .участке/! Негде установить необходимые | стенды. Между тем пора ужа j отказываться от работы по ста-* г* ринке’и внедрять агрегатный mci ’ тод в ^практику работы. , Хотелось бы, чтобы ди-ренния,. _завода, главк «Севрыба» оказав ли помощь нашему коллективу^, в решении поставленных вочн росов. .it В. МОРОЗОВ, мастер ра- дкоучастка первого судо- ремонтного завода. Если машины простаивают, Придя с моря, моряки надеются на береговые службы по обслу­ живанию корабля, а получается, что работы, которые могла бы вы­ полнить береговая бригада, прихо­ дится делать им самим. Чтобы не быть голословным, приведу такой пример. I апреля па нескольких траулерах, стоящих в порту, жда­ ли машину, чтобы .выкатить на нее ваеры, и отвезти их на Мурман­ скую фабрику орудий лова. Нако­ нец, машина была подана. Потом она простояла несколько часов на фабрике. Вместе с машиной про­ стаивали. и люди..Точно такая же картина наблюдалась и на следу­ ющий день с 9 утра до J3 часов дня. Л в эго время мастера по добыче бегали к заместителю на­ чальника по промысловому воору­ жению тов. Белякову, чтобы уз­ нать, когда же фабрика освободит машину. Проходит время, дела не видно, а суда нужно готовить V промыслу. Время истекает, и тра^> улер вместо первого переставля­ ют четвертым-пятым корпусом* Выходит, опять работы задержи^ ваются. Итак, дня два—три. А там приходит судовая команда, и йр! сути береговой бригадой ничего не сделано. Перед отходом судна ц море начинается горячка. И, как обычно в таких случаях, за­ держка. Подменяя экипаж траулеру «Очаков», наша бригада в течение* двух дней не могла добиться ма­ шины, чтобы выкатить ваера. До каких пор будет продолжать-^ ся такая неувязка со своевремен­ ными подачами машин для выкат­ ки ваеров’ с промысловых судов? И. КОНЮХОВ, мастер по добыче береговой бригады № 13.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz