Рыбный Мурман. 1966 г. Апрель.
н ш » НАШЕЙ МАРКИ В СВЯЗИ с неблагоприятными прогнозами сырьевой базы в Баренцевом море главком «Севрыба» планируется расшире ние промысла на Дальнем Запа де. Только во втором квартале су дам бортового траления там пред стоит выловить более 550 тысяч центнеров рыбы. Перед экипажа ми судов тралового флота, «Мур- мансельди», Беломорской базы гослова, производственных рефри жераторов и плавбаз стоит чрез вычайно серьезная задача — обе спечить не только вылов этого ко личества рыбы, но сохранить ее качество, добиться максимальной выработки пищевой продукции. Сложность состоит в том, что промысловый район протяженно стью с севера на юг более 1200 миль имеет разнообразные клима тические условия и гидрологиче ский режим. В южной части рай она эти условия такие же, как при-: 1иерно на Черноморском побережье % районе Сочи. Температура воз духа достигает 25 и выше граду сов. В результате воздействия сол нечных лучей сильно нагреваются корпуса судов, рыба, находящаяся аа палубе, В северной части района усло вия для сохранения улова более бл^грприятны. Но и здесь во вто рой половине лета, учитывая дли тельные переходы судов, возник нет немало трудностей. Замораживание рыбы — луч ший способ, гарантирующий высо кое качество продукции. Но чтобы добиться этого, необходимо в наи лучшем виде сохранить выловлен- йую рыбу перед сдачей ее на про изводственный рефрижератор. Ито ги работы прошлого года показа ли, что на флотах не провели должной подготовки. В результате более одной трети улова, несмот ря на незагруженное^ морозиль ных установок, было направлено на выработку рыбной муки. Про изошло это в результате длитель ного хранения относительно не стойкой рыбы (хека, налима) на палубе в авоськах. На судах «Мурмансельди» рыба. ,яеред сдачей на рефрижератор находилась в бочках, что позволи ло лучше сохранить улов. Но и в этом случае около двадцати про центов добытой рыбы не было на правлено на заморозку. А для всех Мастеров по добыче рыбы и тех-- нологов должно быть понятно, что* фсли в партии рыбы двадцать и. более процентов сырья непригодно | 1 ля выработки пищевой продук ции, то и остальная рыба в этой партии уже пониженного качест ва. Это очень серьезное обстоя тельство, если учесть условия реа лизации рыбы в летнее время. На производственных рефриже раторах продукция вырабатывает ся в брикетах весом 10—11 кило граммов. До прилавка она доходит iopooio промороженной, но поку патель-не берет сразу целый бри кет.- Достаточно одного—по лутора килограммов. : Разбить брикет очень трудно; Как правило, брикет приходится федварнтельно оттаивать. И вот ^ут-то всплывают все огрехи про мысловиков. Если была замороже на рыба уже пониженного качест ву, то оттаявшая’ и пролежавшая »а прилавке несколько часов, она приобретает неприглядный товар ный вид. Потребитель берет ее не охотно или вовсе отказывается по купать. Суживается возможность реали зации таких пород рыбы, как хек, налим, мороженая сельдь: работ ники магазинов сокращают пред варительную оттайку рыбы, что в конечном счете замедляет и сбыт. Продукция задерживается на хо лодильниках, хотя спрос на нее не полностью удовлетворяется. Приведенный пример показыва ет, насколько важно обеспечить сохранность рыбы до заморозки. В то же время он наталкивает на мысль о том, что пора вырабаты вать продукцию не в больших бри кетах, а замораживать рыбу не большими порциями по 1-4,5 ки- ■нрается на палубу рефрижера тора. ' Этот способ был опробован на сельдяном промысле и оправдал себя. Управление «Севрыбхолод- флот» изготовило партию опытных передаточных мешков. Сейчас тов. Крегов отрабатывает предложен ный им способ в условиях прием ки рыбы на банке Джорджес. Следует заметить, что бескон тактный способ передачи будет тем эффективнее, если в передава емом улове будет минимальное ко личество рыбы ослабленной конси стенции, которая становится непри годной для заморозки. В 1966 году «Севрыбхолодфлот» постарается внедрить вместо сет ных брезентовые грушевидные контейнеры. Они сократят количе ство повреждений рыбы при про таскивании ее по слипу. Четыре таких контейнера испытываются сейчас на производственном реф рижераторе «Глетчер» и по имею щимся сообщениям оправдывают свое назначение. На производственных рефриже раторах необходимо также пред варительно охлаждать рыбу льдом, чтобы повысить производи тельность морозилок и сохранить высокое качество полуфабриката перед замораживанием. Надо ре шительнее повести работу по замо- Прн ,*орсш1 ажи P t и С сырьевой оазе эки пажи РТ РТ в отдельные дни имеют уловы, • два, а то и в три раза превышающие суточное зада ние. За счет подвахты и авралов они успевают обработать улов* Нередко моряки оказываются и в пролове. Но рыба, добытая в вы- оокоуловистые дни промысла, поз воляет им восполнить недолов и справляться с рейсовым заданием. На производственном рефриже раторе все обстоит иначе. На при мере работы «Маточкина Шара» видно, что более половины време ни рефрижератор был загружен неполностью. А поскольку ’ произ водительность морозильных уста новок имеет свои пределы, то пе рекрыть многодневное отставание невозможно. Подвахта и аврал тут не помогут. Отсюда и задача про мысловиков — не рассчитывать на «вспышки», а изо дня в день доби ваться ритмичной работы, чтобы обеспечить равномерное поступле ние сырья на рефрижератор. Комплектация команд производ ственных рефрижераторов и вся подготовка технологического про цесса должны проводиться из рас чета максимально возможной за морозки. А расчеты показывают — в летний период на Дальнем За паде можно ежесуточно заморажи вать тощего сырья 110—115 тонн. В ТЕСНОМ КОНТАКТЕ лограмма. Потребитель будет уно сить из магазина не оттаявшую, а замороженную рыбу. Сложившееся в прошлом году положение с сохранностью рыбы привело к тому, что промыслови кам пришлось отказаться от прог рессивного способа— бесконтакт ной сдачи улова, и передавать его, находясь у борта плавбазы. У ПРОМЫСЛОВИКОВ есть все возможности преодолеть трудности летнего промысла и обеспечить высокую сохранность рыбы до заморозки. Надо сокра щать продолжительность траления, быстро рассортировывать рыбу и хранить ее в ящиках или в бочках, в охлажденных трюмах или в таре, пересыпанной льдом. На производственных рефриже раторах можно вырабатывать до 20 тонн льда в сутки. Кроме того, как показал опыт, проведенный на «Маточкином vШаре», экипажи транспортных рефрижераторов в состоянии вырабатывать лед в мо розильных туннелях во время пе рехода к месту промысла и в дни, когда морозилки бывают загруже ны не полностью. Сохранение рыбы во льду или в охлаждаемых трюмах позволит резко улучшить ее качество. Нап равление в заморозку рыбы с тем пературой тела плюс 1—2 градуса, вместо плюс 15—20 градусов резко увеличит производительность мо розильных установок. Тем самым создаются условия для большего вылова рыбы и дли повышения выработки пищевой продукции. • При хранении охлажденной ры бы в трюмах можно будет отка заться от непрогрессивного кон тактного способа сдачи рыбы и широко внедрить бесконтактную передачу, предложенную капита ном «Витуса Беринга» тов. Rpero- вым« Суть ее состоит в том, что экипажи промысловых судов под вешивай)! с наружной стороны борта мешки большой емкости, в которые затем высыпается охлаж денная рыба из ящиков или бочек. Заполненный мешок по слипу под- раживанию в тех же противнях ры бы в пакетах весом по 1—1,5 ки лограмма. Следует прямо сказать, что хотя этот вопрос возник еще в прошлом году, настойчивости в проведении опытной заморозки рыбы мелкими пакетами мы не проявили и не предъявляли долж ной требовательности к руководи телям производственных рефриже раторов. М ОЩНОСТЬ морозильных ус тановок производственных рефрижераторов, которые станут обслуживать промысловый флот на Дальнем Западе, будет равняться 300—400 тоннам в сут ки. Большинство экипажей рефри жераторов при обеспечении высо кокачественным сырьем - достига ло суточной выработки продукции, на 20—30 процентов превышающей проектную мощность. Но практика показывает, что в среднем за рейс морозильные мощности полностью не используются, так как ход про мысла крайне неравномерен. Вот данные, характеризующие работу производственного рефри жератора «Маточкин Шар» в мар те—мае прошлого года. Средне суточная приемка рыбы равня лась 103 тоннам. При этом в те чение девяти дней поступления сырья не было совсем. Пять дней экипаж рефрижератора принимал по 50 тонн сырья, тринадцать дней — по 75 тонн, пятнадцать дней — от 76 до*100 тонн. .Морозильные мощности при таком поступлении сырья загружались не полностью. В . .дальнейшем на протяжении 28 дней поступало для заморозки от 101 до 150 тонн сырья, а на протяжении 11 дней — от 151 до 200 тонн. Таким образом, в тече ние 39 дней производственный реф рижератор не смог полностью за мораживать всю получаемую ры бу, Часть ее перерабатывалась на муку. У промысловиков может возник нуть вопрос, почему на производ ственных рефрижераторах превос ходят в отдельное Дни проектную мощность суточной заморозки, а в целом за рейс среднесуточная заморозка не превышает 80 тонн? Мое мнение, и я его высказывал неоднократно, что в момент мас сового поступления рыбы требова ние заморозки ее до минус 14— 15 градусов не следует считать обязательным. Эффект острого за мораживания преследует цель мелкой кристаллизации влаги, зак люченной в тканях рыбы. И дос тигается он не температурой минус 14—15 градусов, а быстрым замо раживанием рыбы при температу ре охлаждающего агента минус 39—42 градуса и дальнейшим дове дением температуры тела рыбы до минус 10—11 градусов. При этом кристаллизируется 85—86 процен тов содержащейся в рыбе воды. Промораживание рыбы до минус 15 градусов приводит к дополни тельному замораживанию всего 2—3 процентов воды. Считаю, что следует разрешить такое, практи чески не отражающееся на каче стве продукции, замораживание в определенные периоды. Это поз волит увеличить выработку моро женой рыбы до 130 тонн в сутки. Но совершенно. недопустимы факты, когда на рефрижераторах не следят за чистотой испарителей, своевременно не очищают их от шубы и замораживают рыбу до 6—8 градусов. А затем расклады вают такую «продукцию» во всех трюмах в один ряд, чтобы она за сутки—полтора «дошла» до минус 10—12 градусов, Этот «способ» полностью извра щает качественный эффект остро го замораживания, а потребитель получает продукцию дряблой кон систенции и низких вкусовых ка честв. Специалистам технических отде лов флотов следует заняться соз данием прибора, автоматически за писывающего температурный ре жим работы морозильных тунне лей. С его применением качество вырабатываемой продукции резко удучшится. К РОМЕ обработки рыбы пу* тем замораживания, часть рыбы будет обрабатываться посолом. Сохранить такую рыбу до реализации—задача исключительнр тяжелая. Особенно если учесть, что полуфабрикат будет. сдаваться1на плавбазы, -не имеющие охлаждае мых трюмов,—«Атлантику» и «Ан тарктику». Плавбазы с охлаждаемыми трюмами «Памяти Кирова» и «Се веродвинск» находятся в каети- тгльном ремонте. В мае—июне бу дет поставлена в ремонт и плав база «Печенга». Использовать для доставки в порт соленого полуфаб риката транспортные рефрижера торы также не представляется воз можным. У нас имеется опыт эксплуата ции плавбазы «Атлантика» на банке Джорджес в апреле—мае и октябре—ноябре на приемке сель ди и выработке готовой продук ции. В порту первым сортом было сдано 99 процентов готовой про дукции. Но в самое жаркое время плавбаза еще не работала. У промысловиков «Запрыбыг опыт эксплуатации плавбаз с не- охлаждаемыми трюмами в летнх$ период оказался неудачным. До пущено резкое снижение сортмъ сти полуфабриката. Чтобы и северян не постигла такая же участь, плавбазы «Ат» лаптика» и «Антарктика» тщатель но готовятся к работе на Дальней Западе. Намечается окрасить их светлый цвет, сделать обшивку воздушной прослойкой трюмов палубный настил. При работе на промысле будет применяться оправ* давший себя метод стоянки плав баз в районах холодных вод, а S случае необходимости на промы сел будет завозиться лед. . Промысловикам необходимо по* нять, что отход плавбаз из района' лова будет только с целью созда ния наилучших условий для сох ранения добытой ими рыбы и вы-- сокого качества готовой продук ции. Разумеется, капитаны плав* баз не должны злоупотреблять этим. В ходе совместной работы надо находить общин язык с эки пажами промысловых судов, вы бирать гибкую тактику промысла, В прошлые ‘ годы, например, практиковалась следующая орга низация совместной работы. Когда несколько экипажей набирали груз, плавбаза на два—три дня подходила к ним, принимала рыбу и снова уходила на северо-восток банки, где выходят на поверх ность холодные воды придонных течений. Заходы плавбазы в районы е холодными водами сыграли нема ловажную роль в сохранении вы сокого качества 6500 тонн сель» ди. 99 процентов готовой продук ции было сдано первым сортом. Руководители промысла балтий ских флотилий в погоне за мак симальным выловом постоянно держали базы в районе промысла, и это кончилось плачевным резуль татом. Более половины груза бы/to сдано пониженной сортностью м часть — утилем. Экипажам судов, которые будут заниматься посолом рыбы, надо точно выполнять технологическую инструкцию. Несоблюдение дози ровки соли приведет к снижению сортности полуфабриката и гото вой продукции, будет усложнять работу плавбаз по обслуживанию промысловиков. Промысел в трудных летних уе- ловиях на Дальнем Западе приб лижается. Промысловики, коллек тивы плавбаз и производственны* рефрижераторов должны действо* вать В тесном контакте, объедай нить усилия в борьбе за макай мальный вылов рыбы и выработ* ку ^пищевой продукции высокого качества. М.' СВНТАШЕВ, замести тель начальника управления «Севрыбхолодфлот». Рационализаторы „Франца Галса" Заметно оживилась на произ водственном рефрижераторе «Франс Галс» деятельность раци онализаторов. .. / ТрУтий механик тов. Антонйв н иеторист тов. Мочалов оборудова ли устройство для сепарации мас ла, что дало возможность в тече ние трех месяцев сэкономить две тонны масла. При моточистке ди зель-генератора, который отрабо тал 2490 часов, компрессионные кольца, поршни, втулки не имели нагара, взнос трущихся деталей практически отсутствует. Это поз воляет сделать вывод о возмож ности проведения моточистки че рез 3500—5000 часов. Председатель судового комитета четвертый механик тов. Генчев* второй механик .тов. Воробьев разработали и внедрили техноло гию восстановления лопнувших чугунных муфт сцепления трало вой лебедки и установку новой стальной муфты без демонтажа ту- рачек йЯерного' барабана и под шипников трЯяовой лебедки. Стальная муфта разрезается на две части, устанавливается на ваерном валу и сваривается. Этот способ надежен, применим в лю бую погоду, позволяет экономить промысловое время. Секретарь парторганизации рефрижераторный механик тов. Азаренков и рефрижераторный машинист тов. Губаль смонтиро вали систему для быстрой заме ны масла при ремонте аммиачных компреееоров. В. ЕЛФИМОВ, По следам наших выступлений • ..... ............ ■ " ■ „А до каких пор?*4 Под таким заголовком в газете «Рыбный Мурман» бы ла опубликована корреспонден ция, в которой рассказывалось о захламленности территории ^ и антисанитарном состоянии некото рых цехов рыбокомбината. .Заместитель директора рыбо комбината тов. Орехов сообщил в редакцию, что корреспонденция обсуждалась на совещании руко водителей предприятий. Приняты следующие меры по устранению указанных недостатков, На 28 причале люки закрыты, V теперь исключена возможность попадания в них мусора. Для сбора мусора поставлен дополни тельный ящик. Начальник сам- цеха К. П, Мельников принял ме ры к своевременной очистке му сорных ящиков. Отдел снабжении вывозит порожнюю тару от це хов. Эстакада на 28 причале при ведена * должное санитарное со- Г •; стояние.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz