Рыбный Мурман. 1966 г. Апрель.

н ш » НАШЕЙ МАРКИ В СВЯЗИ с неблагоприятными прогнозами сырьевой базы в Баренцевом море главком «Севрыба» планируется расшире­ ние промысла на Дальнем Запа­ де. Только во втором квартале су­ дам бортового траления там пред­ стоит выловить более 550 тысяч центнеров рыбы. Перед экипажа­ ми судов тралового флота, «Мур- мансельди», Беломорской базы гослова, производственных рефри­ жераторов и плавбаз стоит чрез­ вычайно серьезная задача — обе­ спечить не только вылов этого ко­ личества рыбы, но сохранить ее качество, добиться максимальной выработки пищевой продукции. Сложность состоит в том, что промысловый район протяженно­ стью с севера на юг более 1200 миль имеет разнообразные клима­ тические условия и гидрологиче­ ский режим. В южной части рай­ она эти условия такие же, как при-: 1иерно на Черноморском побережье % районе Сочи. Температура воз­ духа достигает 25 и выше граду­ сов. В результате воздействия сол­ нечных лучей сильно нагреваются корпуса судов, рыба, находящаяся аа палубе, В северной части района усло­ вия для сохранения улова более бл^грприятны. Но и здесь во вто­ рой половине лета, учитывая дли­ тельные переходы судов, возник­ нет немало трудностей. Замораживание рыбы — луч­ ший способ, гарантирующий высо­ кое качество продукции. Но чтобы добиться этого, необходимо в наи­ лучшем виде сохранить выловлен- йую рыбу перед сдачей ее на про­ изводственный рефрижератор. Ито­ ги работы прошлого года показа­ ли, что на флотах не провели должной подготовки. В результате более одной трети улова, несмот­ ря на незагруженное^ морозиль­ ных установок, было направлено на выработку рыбной муки. Про­ изошло это в результате длитель­ ного хранения относительно не­ стойкой рыбы (хека, налима) на палубе в авоськах. На судах «Мурмансельди» рыба. ,яеред сдачей на рефрижератор находилась в бочках, что позволи­ ло лучше сохранить улов. Но и в этом случае около двадцати про­ центов добытой рыбы не было на­ правлено на заморозку. А для всех Мастеров по добыче рыбы и тех-- нологов должно быть понятно, что* фсли в партии рыбы двадцать и. более процентов сырья непригодно | 1 ля выработки пищевой продук­ ции, то и остальная рыба в этой партии уже пониженного качест­ ва. Это очень серьезное обстоя­ тельство, если учесть условия реа­ лизации рыбы в летнее время. На производственных рефриже­ раторах продукция вырабатывает­ ся в брикетах весом 10—11 кило­ граммов. До прилавка она доходит iopooio промороженной, но поку­ патель-не берет сразу целый бри­ кет.- Достаточно одного—по­ лутора килограммов. : Разбить брикет очень трудно; Как правило, брикет приходится федварнтельно оттаивать. И вот ^ут-то всплывают все огрехи про­ мысловиков. Если была замороже­ на рыба уже пониженного качест­ ву, то оттаявшая’ и пролежавшая »а прилавке несколько часов, она приобретает неприглядный товар­ ный вид. Потребитель берет ее не­ охотно или вовсе отказывается по­ купать. Суживается возможность реали­ зации таких пород рыбы, как хек, налим, мороженая сельдь: работ­ ники магазинов сокращают пред­ варительную оттайку рыбы, что в конечном счете замедляет и сбыт. Продукция задерживается на хо­ лодильниках, хотя спрос на нее не полностью удовлетворяется. Приведенный пример показыва­ ет, насколько важно обеспечить сохранность рыбы до заморозки. В то же время он наталкивает на мысль о том, что пора вырабаты­ вать продукцию не в больших бри­ кетах, а замораживать рыбу не­ большими порциями по 1-4,5 ки- ■нрается на палубу рефрижера­ тора. ' Этот способ был опробован на сельдяном промысле и оправдал себя. Управление «Севрыбхолод- флот» изготовило партию опытных передаточных мешков. Сейчас тов. Крегов отрабатывает предложен­ ный им способ в условиях прием­ ки рыбы на банке Джорджес. Следует заметить, что бескон­ тактный способ передачи будет тем эффективнее, если в передава­ емом улове будет минимальное ко­ личество рыбы ослабленной конси­ стенции, которая становится непри­ годной для заморозки. В 1966 году «Севрыбхолодфлот» постарается внедрить вместо сет­ ных брезентовые грушевидные контейнеры. Они сократят количе­ ство повреждений рыбы при про­ таскивании ее по слипу. Четыре таких контейнера испытываются сейчас на производственном реф­ рижераторе «Глетчер» и по имею­ щимся сообщениям оправдывают свое назначение. На производственных рефриже­ раторах необходимо также пред­ варительно охлаждать рыбу льдом, чтобы повысить производи­ тельность морозилок и сохранить высокое качество полуфабриката перед замораживанием. Надо ре­ шительнее повести работу по замо- Прн ,*орсш1 ажи P t и С сырьевой оазе эки­ пажи РТ РТ в отдельные дни имеют уловы, • два, а то и в три раза превышающие суточное зада­ ние. За счет подвахты и авралов они успевают обработать улов* Нередко моряки оказываются и в пролове. Но рыба, добытая в вы- оокоуловистые дни промысла, поз­ воляет им восполнить недолов и справляться с рейсовым заданием. На производственном рефриже­ раторе все обстоит иначе. На при­ мере работы «Маточкина Шара» видно, что более половины време­ ни рефрижератор был загружен неполностью. А поскольку ’ произ­ водительность морозильных уста­ новок имеет свои пределы, то пе­ рекрыть многодневное отставание невозможно. Подвахта и аврал тут не помогут. Отсюда и задача про­ мысловиков — не рассчитывать на «вспышки», а изо дня в день доби­ ваться ритмичной работы, чтобы обеспечить равномерное поступле­ ние сырья на рефрижератор. Комплектация команд производ­ ственных рефрижераторов и вся подготовка технологического про­ цесса должны проводиться из рас­ чета максимально возможной за­ морозки. А расчеты показывают — в летний период на Дальнем За­ паде можно ежесуточно заморажи­ вать тощего сырья 110—115 тонн. В ТЕСНОМ КОНТАКТЕ лограмма. Потребитель будет уно­ сить из магазина не оттаявшую, а замороженную рыбу. Сложившееся в прошлом году положение с сохранностью рыбы привело к тому, что промыслови­ кам пришлось отказаться от прог­ рессивного способа— бесконтакт­ ной сдачи улова, и передавать его, находясь у борта плавбазы. У ПРОМЫСЛОВИКОВ есть все возможности преодолеть трудности летнего промысла и обеспечить высокую сохранность рыбы до заморозки. Надо сокра­ щать продолжительность траления, быстро рассортировывать рыбу и хранить ее в ящиках или в бочках, в охлажденных трюмах или в таре, пересыпанной льдом. На производственных рефриже­ раторах можно вырабатывать до 20 тонн льда в сутки. Кроме того, как показал опыт, проведенный на «Маточкином vШаре», экипажи транспортных рефрижераторов в состоянии вырабатывать лед в мо­ розильных туннелях во время пе­ рехода к месту промысла и в дни, когда морозилки бывают загруже­ ны не полностью. Сохранение рыбы во льду или в охлаждаемых трюмах позволит резко улучшить ее качество. Нап­ равление в заморозку рыбы с тем­ пературой тела плюс 1—2 градуса, вместо плюс 15—20 градусов резко увеличит производительность мо­ розильных установок. Тем самым создаются условия для большего вылова рыбы и дли повышения выработки пищевой продукции. • При хранении охлажденной ры­ бы в трюмах можно будет отка­ заться от непрогрессивного кон­ тактного способа сдачи рыбы и широко внедрить бесконтактную передачу, предложенную капита­ ном «Витуса Беринга» тов. Rpero- вым« Суть ее состоит в том, что экипажи промысловых судов под­ вешивай)! с наружной стороны борта мешки большой емкости, в которые затем высыпается охлаж­ денная рыба из ящиков или бочек. Заполненный мешок по слипу под- раживанию в тех же противнях ры­ бы в пакетах весом по 1—1,5 ки­ лограмма. Следует прямо сказать, что хотя этот вопрос возник еще в прошлом году, настойчивости в проведении опытной заморозки рыбы мелкими пакетами мы не проявили и не предъявляли долж­ ной требовательности к руководи­ телям производственных рефриже­ раторов. М ОЩНОСТЬ морозильных ус­ тановок производственных рефрижераторов, которые станут обслуживать промысловый флот на Дальнем Западе, будет равняться 300—400 тоннам в сут­ ки. Большинство экипажей рефри­ жераторов при обеспечении высо­ кокачественным сырьем - достига­ ло суточной выработки продукции, на 20—30 процентов превышающей проектную мощность. Но практика показывает, что в среднем за рейс морозильные мощности полностью не используются, так как ход про­ мысла крайне неравномерен. Вот данные, характеризующие работу производственного рефри­ жератора «Маточкин Шар» в мар­ те—мае прошлого года. Средне­ суточная приемка рыбы равня­ лась 103 тоннам. При этом в те­ чение девяти дней поступления сырья не было совсем. Пять дней экипаж рефрижератора принимал по 50 тонн сырья, тринадцать дней — по 75 тонн, пятнадцать дней — от 76 до*100 тонн. .Морозильные мощности при таком поступлении сырья загружались не полностью. В . .дальнейшем на протяжении 28 дней поступало для заморозки от 101 до 150 тонн сырья, а на протяжении 11 дней — от 151 до 200 тонн. Таким образом, в тече­ ние 39 дней производственный реф­ рижератор не смог полностью за­ мораживать всю получаемую ры­ бу, Часть ее перерабатывалась на муку. У промысловиков может возник­ нуть вопрос, почему на производ­ ственных рефрижераторах превос­ ходят в отдельное Дни проектную мощность суточной заморозки, а в целом за рейс среднесуточная заморозка не превышает 80 тонн? Мое мнение, и я его высказывал неоднократно, что в момент мас­ сового поступления рыбы требова­ ние заморозки ее до минус 14— 15 градусов не следует считать обязательным. Эффект острого за­ мораживания преследует цель мелкой кристаллизации влаги, зак­ люченной в тканях рыбы. И дос­ тигается он не температурой минус 14—15 градусов, а быстрым замо­ раживанием рыбы при температу­ ре охлаждающего агента минус 39—42 градуса и дальнейшим дове­ дением температуры тела рыбы до минус 10—11 градусов. При этом кристаллизируется 85—86 процен­ тов содержащейся в рыбе воды. Промораживание рыбы до минус 15 градусов приводит к дополни­ тельному замораживанию всего 2—3 процентов воды. Считаю, что следует разрешить такое, практи­ чески не отражающееся на каче­ стве продукции, замораживание в определенные периоды. Это поз­ волит увеличить выработку моро­ женой рыбы до 130 тонн в сутки. Но совершенно. недопустимы факты, когда на рефрижераторах не следят за чистотой испарителей, своевременно не очищают их от шубы и замораживают рыбу до 6—8 градусов. А затем расклады­ вают такую «продукцию» во всех трюмах в один ряд, чтобы она за сутки—полтора «дошла» до минус 10—12 градусов, Этот «способ» полностью извра­ щает качественный эффект остро­ го замораживания, а потребитель получает продукцию дряблой кон­ систенции и низких вкусовых ка­ честв. Специалистам технических отде­ лов флотов следует заняться соз­ данием прибора, автоматически за­ писывающего температурный ре­ жим работы морозильных тунне­ лей. С его применением качество вырабатываемой продукции резко удучшится. К РОМЕ обработки рыбы пу* тем замораживания, часть рыбы будет обрабатываться посолом. Сохранить такую рыбу до реализации—задача исключительнр тяжелая. Особенно если учесть, что полуфабрикат будет. сдаваться1на плавбазы, -не имеющие охлаждае­ мых трюмов,—«Атлантику» и «Ан­ тарктику». Плавбазы с охлаждаемыми трюмами «Памяти Кирова» и «Се­ веродвинск» находятся в каети- тгльном ремонте. В мае—июне бу­ дет поставлена в ремонт и плав­ база «Печенга». Использовать для доставки в порт соленого полуфаб­ риката транспортные рефрижера­ торы также не представляется воз­ можным. У нас имеется опыт эксплуата­ ции плавбазы «Атлантика» на банке Джорджес в апреле—мае и октябре—ноябре на приемке сель­ ди и выработке готовой продук­ ции. В порту первым сортом было сдано 99 процентов готовой про­ дукции. Но в самое жаркое время плавбаза еще не работала. У промысловиков «Запрыбыг опыт эксплуатации плавбаз с не- охлаждаемыми трюмами в летнх$ период оказался неудачным. До­ пущено резкое снижение сортмъ сти полуфабриката. Чтобы и северян не постигла такая же участь, плавбазы «Ат» лаптика» и «Антарктика» тщатель­ но готовятся к работе на Дальней Западе. Намечается окрасить их светлый цвет, сделать обшивку воздушной прослойкой трюмов палубный настил. При работе на промысле будет применяться оправ* давший себя метод стоянки плав­ баз в районах холодных вод, а S случае необходимости на промы­ сел будет завозиться лед. . Промысловикам необходимо по* нять, что отход плавбаз из района' лова будет только с целью созда­ ния наилучших условий для сох­ ранения добытой ими рыбы и вы-- сокого качества готовой продук­ ции. Разумеется, капитаны плав* баз не должны злоупотреблять этим. В ходе совместной работы надо находить общин язык с эки­ пажами промысловых судов, вы­ бирать гибкую тактику промысла, В прошлые ‘ годы, например, практиковалась следующая орга­ низация совместной работы. Когда несколько экипажей набирали груз, плавбаза на два—три дня подходила к ним, принимала рыбу и снова уходила на северо-восток банки, где выходят на поверх­ ность холодные воды придонных течений. Заходы плавбазы в районы е холодными водами сыграли нема­ ловажную роль в сохранении вы­ сокого качества 6500 тонн сель» ди. 99 процентов готовой продук­ ции было сдано первым сортом. Руководители промысла балтий­ ских флотилий в погоне за мак­ симальным выловом постоянно держали базы в районе промысла, и это кончилось плачевным резуль­ татом. Более половины груза бы/to сдано пониженной сортностью м часть — утилем. Экипажам судов, которые будут заниматься посолом рыбы, надо точно выполнять технологическую инструкцию. Несоблюдение дози­ ровки соли приведет к снижению сортности полуфабриката и гото­ вой продукции, будет усложнять работу плавбаз по обслуживанию промысловиков. Промысел в трудных летних уе- ловиях на Дальнем Западе приб­ лижается. Промысловики, коллек­ тивы плавбаз и производственны* рефрижераторов должны действо* вать В тесном контакте, объедай нить усилия в борьбе за макай мальный вылов рыбы и выработ* ку ^пищевой продукции высокого качества. М.' СВНТАШЕВ, замести­ тель начальника управления «Севрыбхолодфлот». Рационализаторы „Франца Галса" Заметно оживилась на произ­ водственном рефрижераторе «Франс Галс» деятельность раци­ онализаторов. .. / ТрУтий механик тов. Антонйв н иеторист тов. Мочалов оборудова­ ли устройство для сепарации мас­ ла, что дало возможность в тече­ ние трех месяцев сэкономить две тонны масла. При моточистке ди­ зель-генератора, который отрабо­ тал 2490 часов, компрессионные кольца, поршни, втулки не имели нагара, взнос трущихся деталей практически отсутствует. Это поз­ воляет сделать вывод о возмож­ ности проведения моточистки че­ рез 3500—5000 часов. Председатель судового комитета четвертый механик тов. Генчев* второй механик .тов. Воробьев разработали и внедрили техноло­ гию восстановления лопнувших чугунных муфт сцепления трало­ вой лебедки и установку новой стальной муфты без демонтажа ту- рачек йЯерного' барабана и под­ шипников трЯяовой лебедки. Стальная муфта разрезается на две части, устанавливается на ваерном валу и сваривается. Этот способ надежен, применим в лю­ бую погоду, позволяет экономить промысловое время. Секретарь парторганизации рефрижераторный механик тов. Азаренков и рефрижераторный машинист тов. Губаль смонтиро­ вали систему для быстрой заме­ ны масла при ремонте аммиачных компреееоров. В. ЕЛФИМОВ, По следам наших выступлений • ..... ............ ■ " ■ „А до каких пор?*4 Под таким заголовком в газете «Рыбный Мурман» бы­ ла опубликована корреспонден­ ция, в которой рассказывалось о захламленности территории ^ и антисанитарном состоянии некото­ рых цехов рыбокомбината. .Заместитель директора рыбо­ комбината тов. Орехов сообщил в редакцию, что корреспонденция обсуждалась на совещании руко­ водителей предприятий. Приняты следующие меры по устранению указанных недостатков, На 28 причале люки закрыты, V теперь исключена возможность попадания в них мусора. Для сбора мусора поставлен дополни­ тельный ящик. Начальник сам- цеха К. П, Мельников принял ме­ ры к своевременной очистке му­ сорных ящиков. Отдел снабжении вывозит порожнюю тару от це­ хов. Эстакада на 28 причале при­ ведена * должное санитарное со- Г •; стояние.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz