Рыбный Мурман. 1966 г. Апрель.
11сриая громада траулера вы нырнула из тумана неожиданно и ехала медленно приближаться к лихтеру. На лихтере захлопали Л&ёри, заторопились вахтенные в черных полушубках» в валенках, в шапках с опущенными клапанами. Отворачиваясь от пролизывающе го ветра, они поторапливают кол лег с траулера подавать шварто- «ш; В воздухе просвистел броса тельный, аккуратно сплетенная «груша» глухо ударилась о палу бу,. а через секунду ловкие мат росские руки ьыбираюг стальные концы. — Ширинг,.. ширипг перенесите ма скулу! — командует штурман Дементьев, протирая запотевшие стекла очков. Но заметив, что мат рос на лихтере накидывает швар товый не на те кнехты, сердито добавляет: — Балабкни, перенеси те конец на другие кнехты, им еще надо двигаться вперед. Малросу помогает донкерман Широки». Заведены носовые швартовы, поджата корма,, и тра улер медленно качнулся у борта лихтера «Захребетное». О Ч Е Р К хорошо при- Уложимея в □ — Как, Спартак, ннмают топливо? срок? — А разве было когда-нибудь, Василий Александрович, чтобы не уложились? Всегда досрочно снабжаем. — Да, ты прав. А» вот па кон ференции в январе про нас даже не вспомнили, хотя груза перера батываем значительно больше дру гих, 5ю 20 тысяч тонн в среднем за месяц. — Не вспомнили потому, что дисциплина не на высоте. — И дисциплина у нас может быть хорошей. Ведь посмотри; у .кого прогулы или кто попадает в милицию? Один — два челове ка, и все одни и те же. Но ведь основной коллектив трудится хо рошо и уже много лет. Вот ты... работаешь больше двух лет, а ни одного взыскания, с Доски почета не сходит фамилия, на собрании Матрос и штурман ушли, на па- решили присвоить звание ударни- лубе остался только Широкий. За- ка коммунистического труда, метив на траулере человека в — Василий Александрович, — промасленной телогрейке, сиро- послышался голос вахтенного мат- сил: роса. „ м ^ Дементьев торопливо вышел. ~ Вы нз машинном команды? Спартак аккура/но одел шапку, — и услышав утвердительный от- плотнее запахнул полушубок и... вег, добавил: — Готовьтесь при- па палубу. Ветер рванул полу, нимать топливо. Скоро появляются моряки, не ся патрубок, струбцины, ключи. Проходит полчаса, а на траулере не могут подсоединить шланг: ока зывается разного диаметра флан цы и их никак нельзя зажать струбцинами. Широкий приносит свои струбцины, опускается на траулер и начинает соединять шланг, недовольно бася: — Сколько предлагаем сделать стандартные соединения на трау лерах и на танкерах, и ни у кого не доходят руки. А сколько вре мени теряем при соединении, а так бы гайку навернул и... никаких подтеков. Широкий начал рассказывать о случаях простоя траулеров и да же плавбаз, а все-то из-за того, что нестандартные соединения. Но вот подсоединили шланг, Широкий »зял документы, снял показания счетчика, включил насос. Мерно застучали поршни, стрелка мано метра медленно поползла вверх. Отрегулировав давление и еще раз проверив, нет ли утечки топ лива, только тогда зашел в каюту обжег лицо* Спартак проверил шланги, посмотрел на счетчики, подсчитал: «Скоро конец». Так и не ушел с палубы, ожидая, когда с траулера крикнут: «Все... Закрывай». Так днем и ночыо, в туман и ветер работает донкерман Спар так Широкий на лихтере «Захре- бетное», снабжая траулеры и плавбазы мазутом, а иногда и СРТ дизельным топливом. И ни когда не бывает задержки. II. Десять утра, а сменной вахты все нет. На лихтере начинают бес покоиться: будет ли смена? За ночь залив покрылся льдом, по этому тумана не было, и день обе щал быть морозиым и ясным. Из- за заснеженных сопок выглянуло красное холодное солнце. Спар так залюбовался искристым блес ком льда, задумался, глядя на су ровую северную красоту. Он не помнит, чтобы вот так замерзал залив, а в Мурманске стояли та кие морозы. Раздумья оборвал приближаю щийся траулер. Вел его линейный погреться. Скинул мохнатую шан- буксир «Мнкула». С трудом ош- ку и рукавицы, прислонился к го рячей батарее. В каюте уютно н тепло. Койки задернуты темно-зе леными* шторами, стол с настоль ной лампой, тяжелые стулья — вот и вся немудреная обстановка; да вот еще книжная полка, над вартовав траулер и забрав сменив шуюся вахту, буксир ушел в порт. Мы шагаем со Спартаком по аккуратно очищенным *от снега улицам города и ведем неторопли вый разговор про самые обыден ные дела. Мне никак не удается которой небольшой этюд, написан- завести разговор о живописи, точ ный масляными красками. Мед- нее о том, над чем сейчас работа- ленио колышутся воды залива, но- ег Спартак. Как только заговорю качивая корабли на якорях, а дальше раскинулся город, окру женный сопками. Вспомнилось, *ак писал, улыбнулся. В каюту заглянул штурман. о картинах, Спартак как-то замы кается и отвечает односложно: «Посмотришь». Люди обычно не охотно распространяются о сокро венном. А что значит для Спарта ка живопись, я знаю. Очень много времени он отдает любимому за нятию—живописи. Пишет он крас ками, рисует карандашом. Но вот разговор как-то неза метно перекинулся на охоту. Охо та и рыбалка — вторая страсть Спартака. Дома у Спартака я рассматри вал его картины, написанные мас ляными красками, и подметил его любовь к природе, к человеку, «С охоты». Картина написана яр кими, веселыми красками. Охотник возвращается с добычей вдоль речки домой; два глухаря свиса ют на грудь. В фигуре видна ус талость, а на лице радость "от удачной охоты, рядом рыскает между кустами лайка, а вокруг лес, выписанный с особой любовью и тщательностью. Так и угадыва ются необозримые архангельские леса, а1в охотнике — Спартак. А вот вторая картина — «На Мурманском рейде». Написана се рыми сдержанными тонами, как и сама природа Мурманска. Засне женные сопки окружают город и залив со множеством кораблей. Широкий очень хорошо показыва ет город-труженик, где днем и ночыо, зимой и летом не умолка ет работа большого порта. На первом плане — рыболовный тра улер. Вот такие основные темы отражает Широкий в своих карти нах. Долго я любовался картинами, шкурой медведя с серебристым отливом, убитого Спартаком в отпуске. Вот такой человек Спартак Ши рокий — донкерман но специаль ности, страстный любитель живо писи и охоты. В. Ж ЕРД ЕЦ КИЙ , донкер ман лихтера «Захребетное». Коллентив коптильного завода Мурмансного рыбокомбината до« срочно выполнил план первого квартала и обязательство в честь; XXIII съезда КПСС. На снимке: антивная участница соревнования* бракер-укладчица В. Ф. Морозова. Вера Федоровна довольна. Про* дукция отличного качества, народ скажет спасибо. Фото Б. Осокина. гается также промысловым нлан- Незаслуженное пренебрежение Одно из важнейших ианравле- шет, более точный и подробный, дом траулере (даже ноискоч ний работы ПИ11Р0 — подготов- чем карты, которыми обычно вом?!) имеется полный набор про» ка и издание промысловых они- пользуются судоводители. мысловых описаний, саннй (лоций) главнейших рай- Исходными материалами при со- Иногда, впрочем, они попадаю» онов работы тралового флота. За ставлении промыслового описания на борт, но вместе с ворохом дру-« последние годы вышли в свет про- служат радиосводки, отчеты о гих бумаг оседают где-нибудь на! мысловые описания Северо-Цент- промысловом плавании, рейсовые полке или в ящике стола, обьгчнв рального и Западно-Центрального донесения, эхограммы, измерения в капитанской каюте. Наиболее районов, Мурманского мелко- температуры воды,наблюдения за опытным капитанам, удержива- водья и его северного скло- погодой и льдами, пробы грунта и ющим в памяти все детали релье-: на, района Копытова, Медвежин- донных животных, массовые про- фа, все капризы рыоы, нромыс- скон банки, Зюйдкапского желоба, меры и вскрытия рыб из траловых ловое описание знакомого района; Западного Шпицбергена, района уловов, данные массового мече- может пригодиться реже. 11о для острова Надежды и возвышенно- ния, подводные наблюдения, сооб- молодого штурмана промысловые сти Персея, северо-западного по- щення иностранной печати и мно- описания могут и должны стать' бережья Норвегии,, района Лабра- гое другое. Обработка и обобще- надежными помощниками, совет- дора и-Ньюфаундленда. иис многолетних материалов, чиками, друзьями. И пусть судо- Каждое промысловое описание перечисленных выше,—дело весь- водители обращаются в ИИ11Р0 с содержит - гидрометеорологиче- ма трудоемкое. Подготовка про- замечаниями, претензиями, пред-' ский очерк района, характеристи- мысловых описаний (обычно в со- ложениями но содержанию и ку рельефа и грунтов, краткие дружестве с опытными капитана- оформлению промысловых лоций, сведения о донных животных, ми) ведется наиболее квалифици- пусть делятся своими наблюдем главу е распространении, образе рованными научными сотрудника- ниями и мыслями об особенностях жизни, поиске и промысле рыбы, ми ПИНРО. работы в том или ином районе! Далее идет детальное онисаниг Но вот беда: эти описания да- Необходимо, чтобы с промысле-* всех или основных промысловых леко не всегда доходят до тех, для выми описаниями основательно квадратов; как правило, прила- кого предназначены! Тираж каждого промыслового описания определяют заявки тра лового флота, «Мурмансельди» и других рыбодобывающих объеди нений. Эти заказчики и забирают (обычно после долгого промедле ния) изданные экземпляры. Оста ется раздать их на суда, следить за сохранностью и использова нием, заменять но мере износа. Но почему-то далеко не па каж- знакомились курсанты высшего и среднего мореходных училищ. Про мысловые описания должны войти в учебный план ШУКСа, раз личных семинаров и курсов, в ра боту экзаменационных и аттеста ционных комиссий. Только тогда будут оправданы тс усилия и средства, которые ежегодно расходуются на созда ние промысловых лоций. К. КОНСТАНТИНОВ, науч ный сотрудник ПИНРО. И т а к м н о г о л е т Когда средние рыболовные траулеры готовятся к выходу на сель дяной промысел, то все трюмные заборочные доски с них вывозят на Три Ручья и складывают там в штабель. Но вот наступает период лова трески. Экипажу снова требуются эти доски- И хотя корабль находится на переоборудовании в рай оне Трех Ручьев, доставить доски ка борт — очень сложно. Их грузят на Трех Ручьях на автомашину, затем, огибая залив, везут через Колу в Мурманский рыбный порт, а оттуда на катере к СРТ, находящемуся в районе Трех Ручьев или Абрам-мыса» Бесцельно тратятся тысячи рублей, нерационально эксплуатирует ся автотранспорт, рабочим приходится производить ненужные пе регрузки. И так на протяжении многих лет. Катер, как правило, не может подойти к борту нужного СРТ, Доски перебрасываются через два, а то и через три корпуса. . Неужели нельзя сделать на Трех Ручьях небольшой причал, v цмгорого бы корабли, отходящие на промысел, получали все необ ходимое снабжение, в том чнсл$ J трюмные доски? М, РАДЫГИНд мастер береговых вригад «Мурмансельди». растет флот главна «Севрыба», На снимне: новый производственный рефрижератор «Прмлуии»»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz