Рыбный Мурман. 1965 г. Апрель.

с юноше* чертами Е г о ж и з я ъ ль V - •. S>i К» $•.'€* 4 >*> 1*1. Из последнего рейса экипа'ж траулера «Дубоссары» доставил в порт 145 тонн трески при рейсовом задании 110 тоЙн/Кроме того, на судне было изготовлено полторы тонны клипфиска. ь % г Я встретился с тш в одну из лова кругом. Одних элсктромото- ныеА. Каныгин и А. Тишунта стоянок «Златоуста». Электромс- ров около двух сотен, схемыелож- тоже стали электромеханиками ханик Александр Дегтярев при- ные, генераторы, и над всем он ушли на другие корабли Сейчас гласил меня в «ою кашу -'во- старшей тепср& v ’ ■; g x К ф щ т веяпмийает с ува- i ямрить, ноорсв^овать. В каюте I- На “Йовргв Механика иедытуя- ■ мнением Ji ||плотой- - все так же, как „ в Других: кой- ще поглядывал» электрики Алек- В технику А. Дегтярев влюбдан ка, диван с белым чехлом, от- еандр Каныгин и Алексей Тишу- с детства. Еще в ремесленномучи- Г 1 ЫН иллюминатор, столик, нин. «Молод. Не зазнался бы», — лище самостоятельно научился он 1исП>, уютно . II книги, много думали бывалые • моряки. Когда работать и на токарном и на . к н ^ Техническая литература, познакомились,! Л*г?ярев просто фрезерном, и на рверлильном спрдаочники. На стенах элект- сказав нм: *£.*/• V , станках. И на кцраблег это здорс- рические схемы, расписание за- — Вот что, ребята. В рейсе вы во пригодилось. Мало ли что надо ня™и- „ меня Учить будете. Поможете сделать, а у судового токаря ;от Хозяин этой «академии» — мо- освоиться? , ч ^ „ятздшега, механика поручений лодои специалист, невысокий — Конечно. Ты только не те- много — успевай только. Значит надо самому брать­ ся за дело. ! И" еще одна от- лйчитальная чёр- . ^ ** Ал&с^ндра. Не быть- в хвосГгр : у техники, не довольствШЙь‘с4'.гШ|, что есть, а улучшать ее,- ра­ ционализировать. Придумьивать, . . ---я , , искать, брать все новое с других ко ремееленноро училища rib спе- райся, — одобрил АлександраТи- кораблей и внедрять у себя — ■ циальности сЛесадоь-сборирк точ-1 ’шунинг, --'ты ведь в теории по- Правило Дегтярева.; Как-то при- ных электрои!шеЬител 1 >ных при- сильнее )iac, поймешь все быстро, швартовался «Златоуст» к плав- *бо#ов приехал! в Одессу! Цельбыла а потом йнас подучишь: базе" «Хибинские гопы». Корабль *одна- -т поступить в мореходку. И парни сработались. Дегтярев новый. Александр облазил все его И поступил, и закончил.’ С ‘Айпло- не стеснялсй'спрашивать, но и не уголки, все потрогал руками, мом электромеханика прибыл в терял положения старшего но Техническое совершенство нового Мурманск. j : службе, учил электриков разби-: корабля поразило его. Кое-что ои Когда в отделе кадров,ему вру;,раться в принципиальных схемах, решил внедрить и на «Златоусте». -чйлй направление, .Сашка не в формулах. Молодой специалист- — В рейсе нельзя ие учиться, нал, что и ответить. Й в с'а- оказался строгим и требователь- — говорит Александр. — Если за­ мом деле, . пе-йдешь, говорят, ным начальником. ниматься только вахтами, можно влтромеханшеом на боЖшой мо- Скоро он освоился, изучил все умомсвихнуться, р о з и л ь цыйт р а у л | е р . п р о в о д к и , все двигатели, всю И в его каюте часто еобирают- — Как ж4 сразу. \ электрическую технику корабля, ся те, кто тянется к знаниям. Так, -о ^йекогда осматриваться, па- В механико-судовой службе не на корабле он иро'вел занятия по ревь.^йот тебе направление, иди ошиблись в Александре Дегтяре- электротехнике. И учились не ___ . и { 1 *. • *■ .• •Ч. J _ Г ' ' I . . • • • *9 ростом, скими лица. — Давно в электром е х а ни- ках? — Сразу же Носде мореходки. Нять лет уже. Случилось это так. Саша Дегтя­ рев- после окончания Подольске- О Ч Е Р К принимая »дела ве, поручая ему На снимке: рыбмастер траулера • п+ ПОЗЕ Н ИН. . 1 : - «Дубо^ооры»? Альберт ФедЬр*- Г• rv*v*0-1^ %! 7«;«-* | Рассказ о недалеком будущем Два гада назад в ‘Ленин­ градском институте «Гипрорыб- флотэ начал разрабатываться проект траулера-автомата, управление которым будет про­ изводиться при помощи элект­ ронно-вычислительной машины.. Лучше всего на сегодняшний день сформулированы задачи автоматического управления движением судна на . пути к районампроЛыёйа*- и о б р а т и Вычислительная машина, полу­ чая данные от гирокомпаса и лага* автоматически ведет вы­ числение координат судна, вы­ бирает наивыгоднейший курс и даже решает задачу расхожде­ ния судов. Более сложное дело—управ­ лять нромысло-вым маневром траулера. Раньше, чем- принять решение, следует ли начать траление, вычислительна** • ма­ шина должна определять, соот­ ветствуют ли показания гидро­ акустических приборов дейст­ вительному положению дел Н А Д О У Ч И Т Ь Вряд ли найдется моряк, кот#- 4 ШЙ с т а * » ^ отрицать необходи­ мость^ М Е Ж Я Й алификации боц­ ман» судна.. • * • Боцман — это видная фигура на судне. Прежде всего от него зависит безотказная работа подъ­ емных, якорных, спасательных и других устройств. А внешний вид судна? Но надо сказать прямо и от­ кровенно,. что подготовкой боцма­ нов мы никогда по-настоящему не занимались и не занимаемся по­ ныне. Деловая .квалификация боцманов нач траулерах рыбной промышленности*, за редким иск­ лючением, низка. Сейчас появилась хорошая воз­ можность готовить боцманов ■ свята е предстоящей организа­ цией на 4язе ШУКСа учебно-кур­ сового комбината массовых про­ фессий. Эту ~ возможность надо использовать. Надо * думать, чю отде* кадров главка «Севрыба» внима­ тельно рассмотрит этот важный вопрос. м. . ИВАНОВ; капитан. . в игре—океан под водой, то.^сть промыслю- .. вфм я тратится гтакже ; на но­ вая ли рыба находился под i иск* скоплени i рыбы. Вмдадя в еудшм и с^бггг ■Л 11 Tepnfb д р а - *v мЬре и плат руя лов,: рыбаки roaeifHoe B0eM5f *i!a * е е ‘ Урале-* -лолж!^ы иметь q виду,.,помимо тше.* 5 • г * - I * ioiornx обст( 91 те 1 тьств, также и Дело в том ,что сигналы, ко- «поведение» рыб. торые можно получить от^коп- К примеру, в море сложилась леиия рыбы одного и того же вида в разное время суток и * года, весьма многообразны. Для их расшифровки будут использованы читающие авто- кривую на фоне помех. Если все данные засвидетель­ ствуют, что скопление })ыбы— промысловое, то машина даст сигнал-команду на спуск трала. Если , же какой-либо из ,пока- ззтедей» например, глубина, на которой находится рыба, или температура воды на этой глу: бине вызовут сомнение в воз­ можности присутствия здесь," Скажем, взрослой сельди, то «памятью машины немедленно известит команду о начале тра­ ления. Судно не потеряет напрасно дорогого времени на постановку и выборку трала и на ход с тралом. Как известно, значительное ответственный только электрики, но и матросы, А страшно-ст^ло на судне. Как пост. мастера консервное цеха. Стара- ъ з г а ящп на {оборудование - го- Прошло время, и его подчинен- тельно зубри.ти учебники, паль- цамм водили по линиям схем» Зато в норту Александр Дегтярев дал рекомендации для сдачи эк­ заменов на электршеа Анатолию Виноградову и Александру Лыко­ ву. Эти не пропустили ни одного занятия. Много внимания и энергии от­ дает Александр рационализации. Его автомат подачи звуковых сиг­ налов в тумане решено внедрить на всех судах флота. Им же пред­ ложено и внедрено освещение па­ лубыв районе шахты ноевых трюмов. Пришлось ему собствен­ норучно к правойколонне прива­ рить кронштейн, а на него закре­ пить люстру с переоборудованным цоколем. Много других поздно* предложено Александром Дегтяре­ вым. Обо всем этомговорили мы t ним в его каюте, Александр вспв- минал былое, мечтал о будущем, собирался в отпуск. — Я москвич, — призналея он. — Поеду, посмотрю на родные края. ; Он вернется из отпуска, #н>*а уйдет в море. Снова будет пюеле вахты сидеть над уче<нткам*э УЧЙть ребят электротехнике^ нри- думьрвать. Это — его жизнь. Е. РЫБНИКОВ. такая обстановка, что в одном районе промысла можно по­ стоянно ловить небольшое коли­ чество трески, а в другом лот внтся морской окунь, но, как говорят, «то • густо, то пусто». -Что сделать -капитану? Более осторожный : выберет первый вариант и будет ловить трес­ ку по принципу: «тише едешь, дальше будешь». Более азарт­ ный отправился j ловить окуня.: Казалось бы,: чтр вопрос — кто выловит больше; — решит слу­ чай. :И уж вЬ Ьсяком случае электронным ^афниам здесь де­ лать нечего. ‘ ОДнако не так. В этом ;едйноб4рст|ве с таким пё- обычным партнером, как: океан, человеку мо>Кет ромочь матема­ тическая теория hirp. . Однако этс предстоит де машине па р далеко ие все, что 1атЬ электроаной >ябаловном трауле­ ре. С ее помощью будет вестись анализ, всей хозяйственной, фи- нансовой и технической дятель- иостн. судна и его механизмов. И для всех производимых ма­ шиной операций нужны гото­ вые программы действий. Специалисты института «Гнпрорыбфлот» совместно с научными работниками Ленин­ градского высшего инженерно­ го морского училища имени ад­ мирала Макарова произвели проверку части программы на быстродействующей вычисли­ тельной машине БЭСМ-2. После окончания этой работы все программы будут переведены на язык вычислительной маши­ ны, которую установят иа од­ ном из промысловых траулеров. Во всей работе, связанной с проектированием будущего траулера с электронным управ­ лением, большую и существен­ ную помощь инженерам «Гнп- рорыбфлота» оказывает группа ученых Мурманского высшего мореходного училища, руково­ димая профессором В. Е. Оль­ ховским. Г. АНТОНОВ. Государственный производст­ венный комитет по рыбному хо­ зяйствуСССР и Президиум ЦК профсоюза рабочих пищевойпро­ мышленности приняли- постанов­ ление о проведении в 1965 го­ ду Всесоюзного смотра техниче­ ского состояния флота рыбной промышленности страны. Цель проводимого смотра — мобилизация экипажей судов и работников береговых -служб на улучшение технического состоя­ ния'’флота путемулучшения ухо­ да за судами и их мёханизиимй^ путем максимального выполнения ремонтных работ еилами иоря- «ов.у . . Vд • , * У-йуаденйе (технического •со­ стояния флота, 'сокращение про­ стоев судов по техническим, ор­ ганизационными: другим причи­ нам должно явиться одним из резервов увеличения добычи ры­ бы. '• Проведение- емотра вовлагается на специальные комиссии. В на-’ стоящее время создана централь­ ная комиссия под председатель­ ством главного инженера главка «Севрыба» тов. Гальянова. Соз­ даны также флотские комиссии. В них вошли ведущие специали­ сты инженерно - технических служб, представители профсоюз­ ных организаций. Согласно приказам начальников флотов смотровые комиссии долж­ ны быть созваны на каждом ко­ рабле, я сделать это необходимо как можно скорее. Смотр будет проходить в два этапа. На нервом — судовая, комиссия произведет осмотр корабля, соста­ витплаи работ по улучшению тех­ нического состояния. План меро­ приятийдолжен быть, передан об- щефло^екой комиссии. Второй этап — подведение ито­ гов по выполнению принятых ме­ роприятий,. еов*ещевное,е ин­ спекторским осмотром по приказу 89 от 11: июня 1963 года. В этойсвязи целесообразно ука- • занные инспекторские; осмотры провести во втором полугодии, что- бы первое полугодие было исполь­ зовано судовыми командами для выполнения разработанных меро­ приятий. Иа флотские^смотровые комис-- сии возлагается разработка гра­ фиков для первого и второго эта- нов смотра, подведение итогов, представление -предложений-но премированию экипажейсудов, до­ бившихся лучших результатов в смотре, выявление и распростра­ нение передового опыта. При определении победителей будет учитываться: объем и ка­ чество запланированных и вы­ полненных работ по. улучшению технического состояния корабля; объем ремонта силами экипажа; ведение и содержание судовой .технической-, документации; со­ стояние антикоррозиином защиты корпуса и садового оборудования; - санитарное -состояние корабле, соблюдение норм расхода топлива; организация и регулярность тех­ нической уч^бы; внедрение пере­ дового опыта; состояние, дис­ циплины; поддержание у суд»»' класса Регистра СССР. Коллективы судов# добивши***, лучших показателейв проводимом смотре;, отмечаются денежными премиями. Госкомитет и ЦК профсоюза предусмотрели для каждого глав­ ного управления рыбнойпромыш­ ленности одно первое место (рад- мер премии 1500 рублей), дм вторых (да 800 рублей), даа третьих (по 600 рублей). Кд>ом*' того, для «Севрыбы», «Дальры- бы» и «Заирыбы» до'полнитеяь- но установлено по одволу четвер­ тому месту (премия 400 рублей! и по одному пятому (премия 200 рублей).. ♦ иг

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz