Рыбный Мурман. 1965 г. Апрель.

СОКРАЩЕНИЕ ходового *ре- В последние годы в Советском К концу 1957 года стало возмож- оценка проведении реГмяв и рас- 24-часовое плавание. Од&овр»л-~ мени является однимиз ре- Союзе и за рубежом ведутся поис- иым обеспечивать до 70 судов в четы показывают возможность но машина определяет по данным эервов повышения экономических ^tHиутейрешения задачи выбора месяц, а в течение 1958 года на сокращения времени переходов в долгосрочного или периодного показателей работы транспортного оптимального маршрута с привле- суда быловыдано около 1000 ре- благоприятных случаях на 14 про- прогноза волнения оптимальный и промыслового флота. Поэтому чением математического аппарата комендованных курсов. Как пока- центов. Уепеху нового вида обслу- маршрут на последующие дни, ке- наряду с совершенствованием тех- для вывода количественных соот-зали материалы анализа плавания живания флота способствовало торый* ежесуточно уточняете*, нической оснащен- " _ _ _ _ _ _ _ _ _ w _ _ . ^ ^ _ _ _ —^ . При этом приии- ErlrS ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО МАРШРУТAEI— "i для различных районов. Рекомендации, основанные на качественной оценке средних ста­ тистических данных по основным гидрометеорологическим факторам, конечно, не обеспечивают выбор оптимального пути для каждого ковкретного судна в конкретных условиях, так как фактические ус­ ловия плавания в океане не могут хоответств^вать средним статисти­ ческим. Судоводители, пользующиеся рекомендациями «Океанских путей мира», лоцманских карт илидру­ гих аналогичных пособий, в лю­ бом случае окончательный выбор пути производят на основе анали­ за принятого на судне прогноза погоды и фактических погодных условий.Однако поступающая в распоряжение судоводителя ин­ формация не отражает всего мно­ гообразия гидрометеорологической обстановки на интересующей его акватории и поэтому не обеспечи­ вает выбора оптимального пути. новгеяии н разработки алгоритма при использовании электронных вычислительных машин. В резуль­ тате этих работ разработана мето­ дика определения наивыгоднейше- го путидля конкретного рейсадан­ ного еудна. При этом в качестве критерия может приниматься сок­ ращение времени перехода, обе­ спечение безопасности судна с палубным грузом, создание ком­ форта для пассажиров, обеспече­ ние ecotio благоприятных или осо­ бо суровых условий для специфи­ ческих рейсов и т. д. В настоящее время в СССР, США и ФРГ организованы службы маршрутирования судов, дающие рекомендации в основном на осно­ ве учета воздействия волнения на судно. В США обслуживание су­ дов рекомендованными курсами было начато тремя чаетными фир­ мами в 1954 году. В течение осе­ ни и зимы 1956— 1957 гг. гид­ рографической службойСША было осуществлено 32 пробных pe!ica. В помощь судоводителю • судов по рекомендованным кур­ сам, иа каждом оптимальном тран­ сокеанском маршруте в среднем экономится 14 часов. Общая эко­ номия составляет свыше двух миллионов долларов в год. В Советском Союзе проделана большая работа по изучению за­ висимости скорости движения судна от курсового угла и степени волнения, разработаны графики потери скорости хода для судов нескольких типов и разработан алгоритм решения задачи выбора наивыгоднейшего пути на элект­ ронно-вычислительной машине БЭСМ-2. К настоящему времени осуществлена проводка ряда судов ММФ, следовавших из портов Бал­ тийского и Черного морей в порты Кубы и восточного побережья Се­ верной Америки. Предварительная развитие гидрометеорологической науки и наладившийся обмен гид­ рометеорологической информацией в системе Всемирной метеорологи­ ческой организации. Исходными данными для расче­ та рекомендованного курса яв­ ляются содержащиеся в заявке капитана сведения о типе судна, координатах точки начала океан­ ского плавания и пункта назначе­ ния, а также информация о состо­ янии судна' и груза (необычный дифферент или особенности в раз­ мещении палубного груза), кото­ рая может повлиять на выбор П '’ТЯ. В Центральном институте про­ гнозов по материалам береговых и судовых станций на электронной вычислительной машине состав­ ляется прогноз волнения для большого количества точек океа­ на, после чего ЭВМ по специаль­ ной подпрограмме с учетом зави­ симости для данного судна рас­ считывает оптимальный курс на * t ' t * i i t * V \ 4 ' 4 1 r 4 ' 4 • i - 4. 4 4 . U 4. 4 4 * 4b i " Г 4 1 Г t V 4 i V V 4 4 Помощник капитана no радиоэлектронике В № 38 за 28 марта была опубликована статья С. Бурко­ ва «Нужен второй радист». Вопрос в ней поставлен совер­ шенно правильно и своевре­ менно. Действительно, кто не знает, как загружен работой радист на промысловом судне? И кому не известно, какую не­ оценимую помощь оказывает радиооператор в обеспечении безопасности мореплавания, в вылове рыбы? Радиооператор на промысле — настоящий помощник ка­ питана. Это далеко не тот ра­ дист, который может только принимать «морзянку» илести передачу на телеграфном клю­ че. Сейчас он специалист ши­ рокого ирофиля. Разбегаются глаза, как говорит С. Бурков, когда войдешь в рулевую руб­ ку: радиопеленгаторы, радио­ локационные станции, рыбопо­ исковые и навигационные при­ боры, гидролокаторы, аварий­ ные, экспедиционные и нави­ гационные радиостанции мт. д. — всего не перечтешь. к какая радиоэлектронная техника ожидается в ближай­ шее время! На флотскоро по­ ступит электронно-вычисли­ тельная машина для астроно­ мических вычислений, на базе нового эхолота испытан при­ бор для измерения параметров трала с помощью гидроакусти­ ческого канала с датчиком на- всего многообразия радиоап­ паратуры? Все тот же ра­ дист. На него это возложено приказом № 77 Государствен­ ного производственного коми­ тетапо рыбному хозяйству СССР от 22 марта 1965 года. И тем не менее это ни в ЧИТАТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗГОВОР полнения. Испытан шумо­ пеленгатор для лова тунца, электроный Летчик для про­ мера ваеров. На базе электрон­ ного отметчика изготовлен ин­ дикатор определения плотности косяка. Разработано несколько РЛС с применением полупро­ водников. Испытана в Мурман­ ске для малых судов гидро­ акустическая станция, которая, несмотря на некоторые замеча­ ния комиссии, скоро появится на кораблях типа PC, СРТ и ДРУГИХ. И это все ляжет на плечи единственного на корабле ра­ диооператора. А кто осущест­ вит техническое обслуживание коей мере не должно снижать ответственности за эксплуата­ цию, техническое обслужива­ ние приборов с судоводителей. Они должны знать приборы, уметь с ними грамотно обра­ щаться в практике навигацион­ нойи промысловой, а когда это потребуется, то и принимать непосредственное участие в их ремонте и профилактическом осмотре. Если 15 лет назад название «начальник судовой радио­ станции» соответствовало тех­ ническому уровню радиоаппа­ ратуры к связь мог обеспечить без особого труда один человек, то сегодня другая картина. С тем обилием аппаратуры, ка­ кое есть сейчас на судах и бу­ дет вскоре, один специалист, какой бы высокой квалифика­ ции он ни был, не справится. Второйрадист, бесспорно, не только нужен, он необходим. Заведовать радиоэлектронной техникой и обслуживать ее должен помощник капитана по радиозлектрокине. И он более необходим в практической ра­ боте нежели помощник капита­ на по пожарной части, введен­ ный в штат «Даурии» и «Се­ веродвинска». Руководители соответствую­ щих служб флота и главка «Севрыба» еще плохо прислу­ шиваются к тревожному голо­ су рздиоспециалистов. А ведь полное использование радио­ средств во многом скажется на культуре судовождения в уве­ личении вылова рьгбы. А. КОСТИН, морской ин- снемтор по связи н элект- рерад-юнавигацнн «Сев- гесрыбфлотинспемцми». устойчивыи име­ ют скорость более 0,5 узла. На этом заканчивается выбор маршрута со строго метеорологи­ ческой точки зрения и производи­ тся проверка его с целью обеспе­ чения навигационной безопасно- сти и соблюдения режима плава­ ния. Следует отметить, что про­ верка выбранного пути произво­ дится всесторонняя и весьма тща­ тельная: вводятся поправки е целью обходу районов устойчи­ вых туманов, при которых неиз­ бежно снижение скорости хода, районов, где возможна' встреча е плавающими льдамии т. п. Совершенно очевидно, что оп­ тимальный курс не гарантирует от всех неблагоприятных уелевм! погоды и состояния моря, вызван­ ных глубокими циклонами, так как последние обуславливают во- году на обширных водных прост­ ранствах. Однако несомненно, что оптимальный курс обеспечивает наилучшие условия плавания орв данных обстоятельствах. Выбранный таким образом для данного судна рекомендованный куре каждый деньв определенное время передается на судно. В настоящее время осуществля­ ется опытное плавание транспорт­ ного рефрижератора «Ногинск» в район банки Джорджес по реко­ мендациям Центрального инсти­ тута прогнозов. Рейс еще не закон­ чен и поэтому рано говорить об эффективности выбранного пути, но хочется отметить хорошую вы­ учку штурманского состава судна и связистов, обеспечивших сбор и передачу необходимой информа­ ции, а также устойчивую прямую связь с Центральным институтам прогнозов. Независимо от результатов пер­ вого опытного рейса наши еуда будут продолжать отрабатывать плавание по наивыгоднейшим пу­ тям, рекомендуемым Центральным институтом прогнозов, та>к как перспективность этого метода оче­ видна. Однако следует особо вы­ черкнуть; что эффективность ре­ комендаций института во много* зависит от наших судоводителей: необходимо систематически со$в- рать данные о потере скорости хода под воздействием волиейв* для каждое судна. М. МАЛАКСИАНОВ, зам. начальника «Запгос- рыбфлотмнепекции». В. ШАГУ БАТОВ, главный капитан флота. iM H i i i t i i i t i i i i i i i iM i i i i i i t t i i i i i in i i i i i i i i i i i i i i i i i i i t H n u i i i i i i i i im i i i i i i i i t i i i iH i i i t i i i i i i i i i i i i i i i i i i t iM i i i i i i i i i i iH i i im i i i i i i i i i i i i i i t *•»»• школа коммунистов ные меры далеко не второсте­ пенны. На собрании, креме коммунис­ тов, присутствовали все команди­ ры траулера, за исключением вах­ тенных штурмана и механика. Ко­ нечно же, матросу, хотя и обле­ ченному высоким доверием ком­ мунистов, нелегко говорить коман­ дирам, среди которых имеются люди с высшим образованием, подчас прописные истины об их основных обязанностях как вос­ питателей и наставников своих подчиненных. И, безусловно, если бы не высокая сознательность большинства наших командиров,, мой скромный доклад вряд ли бы дал ощутимый результат в поли­ тико-воспитательной работе. Как секретарь партийной орга­ низации, ‘ я • мог быть доволен ре­ зультатом собрания — принятое на нем решение буквально на следующий день начало претво­ ряться в жизнь. Ведь если взять только один его пункт — и то не­ мало! В предыдущем рейсе с лек­ циями и беседами перед командой выступал только один Н. П. Ба- жажин, а после собрания образо ­ вался постоянно действующий лекторий. Но недостаточная подготовка сказалась в ходе самого собрания. В прениях по существу доклада веско, пожалуй, выступили только тт. Жендковский и Тигиевский. Остальные же выступления, как и следовало ожидать, были поверх­ ностными, не давали ничего но­ вого. Слабая подготовка собрания от­ разилась впоследствии и иа вы­ полнении принятого решения: с большим трудом через многочис­ ленные беседы проходила работа по организации соревнования за звание ударников коммунистиче­ ского труда, нелегко было нала­ дить выпуск радиогазеты и т. д. В проведенном собрании на первый взгляд имелось, все: акту­ альность темы, кажущаяся актив­ ность, многочисленная аудитория, пр-инятие делового решения. Не было только одного: морального удовлетворения у Еожака ком­ мунистов. А если чувствуешь неудовлетворенность, значит, мо­ жешь сделать большее. Значит, мож’но было сделать так, чтобы в глубоком обсуждении доклада приняли участие все коммунисты, а в принятом решении были бы не только пункты, предложенные до­ кладчиком, ц выполнение его по­ шло бы без излишних напомина­ ний. Любое партийное собрание яв­ ляется большой политической школой для коммунистов, а для секретаря партийной организации в особенности. Поэтому вожак коммунистов после каждого соб­ рания обязан дать’ себе отчет в том, что дало.нового, полезного это собрание ему самому, ком­ мунистам, всей партийной органи­ зации. А для того, чтобы чувство­ вать полное моральное удовлетво­ рение от проведенного собрания, он должен видеть все возможные последствия этого собрания еще задолго до его начала. В. ЗЫКИН, матрос, секре­ тарь парторганизации БМРТ «Ижевск», «НЕ ИНСТРУМЕНТЫ, А ГОРЬКИЕ СЛЕЗЫ*. Ознакомившись со статьей «Не инструменты, а горькие слезы», помещенной в номере газеты «Рыбный Мурмаи» от 3 марта 1S65 г., «Росглавстанкоинструмент- снабсбыт» сообщает, что действи­ тельно гаечные ключи производ­ ства Ташкентского инструменталь­ ного завода, которые изготовля­ лись по ГОСТу 2840—54 не отве­ чали современным требованиям и сейчас с производства сняты. Вза­ мен их промышленность изготав­ ливает гаечные ключи по ГОСТу 2839—62. Ножовочные полотна из инст­ рументальной стали, которые из­ готовлял Миньярский металлур­ гический завод, также сняты с производства. В настоящее время завод освоил производство ножо­ вочных полотен из быстрорежу­ щей стали. Стойкость их резко увеличилась. Что касается слесарных тисков и паяльных ламп, то нами постав* лен вопрос перед поставщиками о принятии мер по улучшению на* чества этих изделий. Одновременно сообщаем, что письмом № 69—7/10 от 7 апреля 1965 года «Росглавстанкоинстру- ментснабсбытом» дано указание Ленинградскому- совнархозу пр<Ь верить качество токарных латро* нов, выпускаемых Псковским за­ водом, и принять соответствующие меры. Б. ЛАТЫШЕВ, заместитель начальника главного управ­ ления по снабжению и сбы­ ту станков, кузнечно-прессо­ вого оборудования, инстру­ мента и абразивных изделий при СНХ РСФСР .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz