Рыбный Мурман. 1965 г. Апрель.
СОКРАЩЕНИЕ ходового *ре- В последние годы в Советском К концу 1957 года стало возмож- оценка проведении реГмяв и рас- 24-часовое плавание. Од&овр»л-~ мени является однимиз ре- Союзе и за рубежом ведутся поис- иым обеспечивать до 70 судов в четы показывают возможность но машина определяет по данным эервов повышения экономических ^tHиутейрешения задачи выбора месяц, а в течение 1958 года на сокращения времени переходов в долгосрочного или периодного показателей работы транспортного оптимального маршрута с привле- суда быловыдано около 1000 ре- благоприятных случаях на 14 про- прогноза волнения оптимальный и промыслового флота. Поэтому чением математического аппарата комендованных курсов. Как пока- центов. Уепеху нового вида обслу- маршрут на последующие дни, ке- наряду с совершенствованием тех- для вывода количественных соот-зали материалы анализа плавания живания флота способствовало торый* ежесуточно уточняете*, нической оснащен- " _ _ _ _ _ _ _ _ _ w _ _ . ^ ^ _ _ _ —^ . При этом приии- ErlrS ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО МАРШРУТAEI— "i для различных районов. Рекомендации, основанные на качественной оценке средних ста тистических данных по основным гидрометеорологическим факторам, конечно, не обеспечивают выбор оптимального пути для каждого ковкретного судна в конкретных условиях, так как фактические ус ловия плавания в океане не могут хоответств^вать средним статисти ческим. Судоводители, пользующиеся рекомендациями «Океанских путей мира», лоцманских карт илидру гих аналогичных пособий, в лю бом случае окончательный выбор пути производят на основе анали за принятого на судне прогноза погоды и фактических погодных условий.Однако поступающая в распоряжение судоводителя ин формация не отражает всего мно гообразия гидрометеорологической обстановки на интересующей его акватории и поэтому не обеспечи вает выбора оптимального пути. новгеяии н разработки алгоритма при использовании электронных вычислительных машин. В резуль тате этих работ разработана мето дика определения наивыгоднейше- го путидля конкретного рейсадан ного еудна. При этом в качестве критерия может приниматься сок ращение времени перехода, обе спечение безопасности судна с палубным грузом, создание ком форта для пассажиров, обеспече ние ecotio благоприятных или осо бо суровых условий для специфи ческих рейсов и т. д. В настоящее время в СССР, США и ФРГ организованы службы маршрутирования судов, дающие рекомендации в основном на осно ве учета воздействия волнения на судно. В США обслуживание су дов рекомендованными курсами было начато тремя чаетными фир мами в 1954 году. В течение осе ни и зимы 1956— 1957 гг. гид рографической службойСША было осуществлено 32 пробных pe!ica. В помощь судоводителю • судов по рекомендованным кур сам, иа каждом оптимальном тран сокеанском маршруте в среднем экономится 14 часов. Общая эко номия составляет свыше двух миллионов долларов в год. В Советском Союзе проделана большая работа по изучению за висимости скорости движения судна от курсового угла и степени волнения, разработаны графики потери скорости хода для судов нескольких типов и разработан алгоритм решения задачи выбора наивыгоднейшего пути на элект ронно-вычислительной машине БЭСМ-2. К настоящему времени осуществлена проводка ряда судов ММФ, следовавших из портов Бал тийского и Черного морей в порты Кубы и восточного побережья Се верной Америки. Предварительная развитие гидрометеорологической науки и наладившийся обмен гид рометеорологической информацией в системе Всемирной метеорологи ческой организации. Исходными данными для расче та рекомендованного курса яв ляются содержащиеся в заявке капитана сведения о типе судна, координатах точки начала океан ского плавания и пункта назначе ния, а также информация о состо янии судна' и груза (необычный дифферент или особенности в раз мещении палубного груза), кото рая может повлиять на выбор П '’ТЯ. В Центральном институте про гнозов по материалам береговых и судовых станций на электронной вычислительной машине состав ляется прогноз волнения для большого количества точек океа на, после чего ЭВМ по специаль ной подпрограмме с учетом зави симости для данного судна рас считывает оптимальный курс на * t ' t * i i t * V \ 4 ' 4 1 r 4 ' 4 • i - 4. 4 4 . U 4. 4 4 * 4b i " Г 4 1 Г t V 4 i V V 4 4 Помощник капитана no радиоэлектронике В № 38 за 28 марта была опубликована статья С. Бурко ва «Нужен второй радист». Вопрос в ней поставлен совер шенно правильно и своевре менно. Действительно, кто не знает, как загружен работой радист на промысловом судне? И кому не известно, какую не оценимую помощь оказывает радиооператор в обеспечении безопасности мореплавания, в вылове рыбы? Радиооператор на промысле — настоящий помощник ка питана. Это далеко не тот ра дист, который может только принимать «морзянку» илести передачу на телеграфном клю че. Сейчас он специалист ши рокого ирофиля. Разбегаются глаза, как говорит С. Бурков, когда войдешь в рулевую руб ку: радиопеленгаторы, радио локационные станции, рыбопо исковые и навигационные при боры, гидролокаторы, аварий ные, экспедиционные и нави гационные радиостанции мт. д. — всего не перечтешь. к какая радиоэлектронная техника ожидается в ближай шее время! На флотскоро по ступит электронно-вычисли тельная машина для астроно мических вычислений, на базе нового эхолота испытан при бор для измерения параметров трала с помощью гидроакусти ческого канала с датчиком на- всего многообразия радиоап паратуры? Все тот же ра дист. На него это возложено приказом № 77 Государствен ного производственного коми тетапо рыбному хозяйству СССР от 22 марта 1965 года. И тем не менее это ни в ЧИТАТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗГОВОР полнения. Испытан шумо пеленгатор для лова тунца, электроный Летчик для про мера ваеров. На базе электрон ного отметчика изготовлен ин дикатор определения плотности косяка. Разработано несколько РЛС с применением полупро водников. Испытана в Мурман ске для малых судов гидро акустическая станция, которая, несмотря на некоторые замеча ния комиссии, скоро появится на кораблях типа PC, СРТ и ДРУГИХ. И это все ляжет на плечи единственного на корабле ра диооператора. А кто осущест вит техническое обслуживание коей мере не должно снижать ответственности за эксплуата цию, техническое обслужива ние приборов с судоводителей. Они должны знать приборы, уметь с ними грамотно обра щаться в практике навигацион нойи промысловой, а когда это потребуется, то и принимать непосредственное участие в их ремонте и профилактическом осмотре. Если 15 лет назад название «начальник судовой радио станции» соответствовало тех ническому уровню радиоаппа ратуры к связь мог обеспечить без особого труда один человек, то сегодня другая картина. С тем обилием аппаратуры, ка кое есть сейчас на судах и бу дет вскоре, один специалист, какой бы высокой квалифика ции он ни был, не справится. Второйрадист, бесспорно, не только нужен, он необходим. Заведовать радиоэлектронной техникой и обслуживать ее должен помощник капитана по радиозлектрокине. И он более необходим в практической ра боте нежели помощник капита на по пожарной части, введен ный в штат «Даурии» и «Се веродвинска». Руководители соответствую щих служб флота и главка «Севрыба» еще плохо прислу шиваются к тревожному голо су рздиоспециалистов. А ведь полное использование радио средств во многом скажется на культуре судовождения в уве личении вылова рьгбы. А. КОСТИН, морской ин- снемтор по связи н элект- рерад-юнавигацнн «Сев- гесрыбфлотинспемцми». устойчивыи име ют скорость более 0,5 узла. На этом заканчивается выбор маршрута со строго метеорологи ческой точки зрения и производи тся проверка его с целью обеспе чения навигационной безопасно- сти и соблюдения режима плава ния. Следует отметить, что про верка выбранного пути произво дится всесторонняя и весьма тща тельная: вводятся поправки е целью обходу районов устойчи вых туманов, при которых неиз бежно снижение скорости хода, районов, где возможна' встреча е плавающими льдамии т. п. Совершенно очевидно, что оп тимальный курс не гарантирует от всех неблагоприятных уелевм! погоды и состояния моря, вызван ных глубокими циклонами, так как последние обуславливают во- году на обширных водных прост ранствах. Однако несомненно, что оптимальный курс обеспечивает наилучшие условия плавания орв данных обстоятельствах. Выбранный таким образом для данного судна рекомендованный куре каждый деньв определенное время передается на судно. В настоящее время осуществля ется опытное плавание транспорт ного рефрижератора «Ногинск» в район банки Джорджес по реко мендациям Центрального инсти тута прогнозов. Рейс еще не закон чен и поэтому рано говорить об эффективности выбранного пути, но хочется отметить хорошую вы учку штурманского состава судна и связистов, обеспечивших сбор и передачу необходимой информа ции, а также устойчивую прямую связь с Центральным институтам прогнозов. Независимо от результатов пер вого опытного рейса наши еуда будут продолжать отрабатывать плавание по наивыгоднейшим пу тям, рекомендуемым Центральным институтом прогнозов, та>к как перспективность этого метода оче видна. Однако следует особо вы черкнуть; что эффективность ре комендаций института во много* зависит от наших судоводителей: необходимо систематически со$в- рать данные о потере скорости хода под воздействием волиейв* для каждое судна. М. МАЛАКСИАНОВ, зам. начальника «Запгос- рыбфлотмнепекции». В. ШАГУ БАТОВ, главный капитан флота. iM H i i i t i i i t i i i i i i i iM i i i i i i t t i i i i i in i i i i i i i i i i i i i i i i i i i t H n u i i i i i i i i im i i i i i i i i t i i i iH i i i t i i i i i i i i i i i i i i i i i i t iM i i i i i i i i i i iH i i im i i i i i i i i i i i i i i t *•»»• школа коммунистов ные меры далеко не второсте пенны. На собрании, креме коммунис тов, присутствовали все команди ры траулера, за исключением вах тенных штурмана и механика. Ко нечно же, матросу, хотя и обле ченному высоким доверием ком мунистов, нелегко говорить коман дирам, среди которых имеются люди с высшим образованием, подчас прописные истины об их основных обязанностях как вос питателей и наставников своих подчиненных. И, безусловно, если бы не высокая сознательность большинства наших командиров,, мой скромный доклад вряд ли бы дал ощутимый результат в поли тико-воспитательной работе. Как секретарь партийной орга низации, ‘ я • мог быть доволен ре зультатом собрания — принятое на нем решение буквально на следующий день начало претво ряться в жизнь. Ведь если взять только один его пункт — и то не мало! В предыдущем рейсе с лек циями и беседами перед командой выступал только один Н. П. Ба- жажин, а после собрания образо вался постоянно действующий лекторий. Но недостаточная подготовка сказалась в ходе самого собрания. В прениях по существу доклада веско, пожалуй, выступили только тт. Жендковский и Тигиевский. Остальные же выступления, как и следовало ожидать, были поверх ностными, не давали ничего но вого. Слабая подготовка собрания от разилась впоследствии и иа вы полнении принятого решения: с большим трудом через многочис ленные беседы проходила работа по организации соревнования за звание ударников коммунистиче ского труда, нелегко было нала дить выпуск радиогазеты и т. д. В проведенном собрании на первый взгляд имелось, все: акту альность темы, кажущаяся актив ность, многочисленная аудитория, пр-инятие делового решения. Не было только одного: морального удовлетворения у Еожака ком мунистов. А если чувствуешь неудовлетворенность, значит, мо жешь сделать большее. Значит, мож’но было сделать так, чтобы в глубоком обсуждении доклада приняли участие все коммунисты, а в принятом решении были бы не только пункты, предложенные до кладчиком, ц выполнение его по шло бы без излишних напомина ний. Любое партийное собрание яв ляется большой политической школой для коммунистов, а для секретаря партийной организации в особенности. Поэтому вожак коммунистов после каждого соб рания обязан дать’ себе отчет в том, что дало.нового, полезного это собрание ему самому, ком мунистам, всей партийной органи зации. А для того, чтобы чувство вать полное моральное удовлетво рение от проведенного собрания, он должен видеть все возможные последствия этого собрания еще задолго до его начала. В. ЗЫКИН, матрос, секре тарь парторганизации БМРТ «Ижевск», «НЕ ИНСТРУМЕНТЫ, А ГОРЬКИЕ СЛЕЗЫ*. Ознакомившись со статьей «Не инструменты, а горькие слезы», помещенной в номере газеты «Рыбный Мурмаи» от 3 марта 1S65 г., «Росглавстанкоинструмент- снабсбыт» сообщает, что действи тельно гаечные ключи производ ства Ташкентского инструменталь ного завода, которые изготовля лись по ГОСТу 2840—54 не отве чали современным требованиям и сейчас с производства сняты. Вза мен их промышленность изготав ливает гаечные ключи по ГОСТу 2839—62. Ножовочные полотна из инст рументальной стали, которые из готовлял Миньярский металлур гический завод, также сняты с производства. В настоящее время завод освоил производство ножо вочных полотен из быстрорежу щей стали. Стойкость их резко увеличилась. Что касается слесарных тисков и паяльных ламп, то нами постав* лен вопрос перед поставщиками о принятии мер по улучшению на* чества этих изделий. Одновременно сообщаем, что письмом № 69—7/10 от 7 апреля 1965 года «Росглавстанкоинстру- ментснабсбытом» дано указание Ленинградскому- совнархозу пр<Ь верить качество токарных латро* нов, выпускаемых Псковским за водом, и принять соответствующие меры. Б. ЛАТЫШЕВ, заместитель начальника главного управ ления по снабжению и сбы ту станков, кузнечно-прессо вого оборудования, инстру мента и абразивных изделий при СНХ РСФСР .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz