Рыбный Мурман. 1965 г. Апрель.
И Д Е Т Д Е К А Д А « М О Й С Е В Е Р Имя Александра Степановича Шевцова знакомо мурманча нам. Долгое время он работал в газетах Кольского полуостро ва. Хорошее знание жизни тружеников предприятий^ рыбной промышленности дало материал для его произведений, таких, как «На все четыре ветра», «Считай себя ближе к опасности», которые выходили отдельными изданиями в Мурманске. Сейчас, в дни декады «Мой Север», Александр Степанович находится в Мурманске. Сегодня мы печатаем два рассказа нз цикла « З а полярные россыпи», которые писатель передал нашей газете. Что такое-кают- компапмя на суд не? Многие от ветят так, . как напи-саню в Уставе службы на су дах флота: — Кают-компаниия является по- жещеине*! для приема пищи лица- а*и судового экипажа, их коллек тивного. отдыха, для замятий и со вещаний. И «се? Нет. не все. Для моряка кают- «омнамия это... это... Короче — так: отужинали мо- Всякое бывает... одном якоре. Налетел тайфун. Рвануло нас так, что вырвало из клюза якорь-цепь. Остался на дне наш «яшка»..* Ну вот. Якорь-то мы потеряли, а овоевр&меино акт на потерю не ооставилй. Пока шли в оэой порт, боцман сам сде лал яко!рь из дерева. Здорово, мо- шеии«*к, сделал. Не цридереилься. Да еще выкрасил «узбасслаком. Оба якоря выкраонл: железный и рячки, убрали посуду и разбре- деревянный. Ничем не отличишь. ' лись по углам кают-компании. В Оба блестят, как новенькие. Прн- • одном углу придвинулись побли- крепил к якорь-цеии, * завел в же к радиоприемнику и «ловят» клюз. Честь по чести. Москву, в другом — «козлятники» Пришли в порт. Боц*ма.и уже • лупят по столу костяшками так, пожилой, уходил на пенсию. Сдал • что в -фюмах "крысы икают с пе- палубное хозяйство другому — • репугу. А в третьем — идет ти- серьезному, сердитому — получил •хая] но неистощимая, пеистребн- расчет и уехал. И вот уходим мы • мая, без начала и без конца мор- снова в рейс. Отошли от причала, ‘ окая травля. остановились на рейде. Надо Ох, э’та морская травля! Она стать на якорь. Начали травить безобидная. Иногда грустная, а цель. Боцман наблюдает с полу- ’ чаще веселая. Не могут моряки бака. И вдруг видит: якорь пол- без нее. Даже такое поверье су- тоюны весом, плавает лапами ществует: корабль и полчаса не кверху. У боцмана волосы на го- " продержится на плаву, если на лове зашевелились. Кричит на : «ем прекратится травля. В нашей кают-компании нро- • феесор на этот счет — начальник рации. Он закипает. А потом пой дет. У каждого есть что расска- • зать. А если нет готового, то и 'прияумат*! не грех. Лишь бы ■складно было. ДВА БОНДАРЯ Да пет, он ко нечно, один. Здоро венный, рыжий. В п р о ч е м , сам он не рыжий. Он русый. А вот бо- Когда весь улов убра« 1 , а боч- закрывая етси в ремин бая на, склоняет на бок голову, кладет ее на инструмент , г л а з а . И начи- рода у него огненная, пылающая, км опущены в трюм, палуба вы- нается священнодействие. Гро- вся в мелкнх-мелкнх кольчиках. мыта, сети подготовлена к новой мадные, толстые, изрезанные, ис- Я не могу оторвать глаз от него, выметке, команда расходится по царапанные пальцы становятся когда он на палубе. У него шнро- каютам. Бондарь обнажается до удивительно эластичными, чутки- ченные плечи и огромные ручищи, пояса и идет мыться. И тогда -вид- ми. Кажется, что одним пальцем Стокилограммовыми бочками с но. из каких узлов и мускульных он накрывает сразу несколько сельдью он как бы играет. Это не комков оостонт его сильное тело, кнопок, однако звук возникает работа — это песню. И песмм-то Он долго тщателыю промывает безошибочный, не лихая, озорная, а плавная, овою бороду, скяеешую крепким И если кто-либо при этом заше- спокоГшая, словно речка по рус- селедочным тузлуком, бережно баршнт «ели предложит идти кар ской равнине течет. Ни одного раздирая ее запутавшиеся кольчк- читься, на него цыкнут: резкого движения. А боч»и так и ки. — Тише. орясина! Сейчас за- отлетают от него. Да, отлетают. Но вот туалет окончен. Бомдарь рвдвд кончится « пойдем. Он не просто откатывает их. как надевае? чистую клетчатую руба- «Зарядва» длится шшут десять все бондари «а всех траулерах, ху. осторожно расчесывает боро- _ две„ адцать. з а это йремя боидарь Закрыв донышком и «акояопив ду, как-то весь приглаживается, усП&ваег сыграть «Чардаш» №<#i- обручи, он ставит бочку на острый прихорашивается и подходит к £ «отрывок «з Первого концерта край, спокойненько крутанет — и своей койке. Здесь в ногах стоит Чайкоаок9го и ' еще бочка, описав на палубе какую-то футляр с баяном. Он всегда (твлмн> ч <по зги,вке» това. замысловатую кривую, точно ж«т его на конке, боится, чтобы ' Потда; становится на с в о е , место, во время штор«ма его не-разбило. ■ И снят тапк. Из-за этого не может Ра* укладывает баян в футляр. выпрямиться на койке. Но что «Зарядка» окончена. Мор*ш идут поделаешь...* ужинать. Из футляра на овет божий по- „ тся ^ ^ я является нарядный-голубой баии. ^ * жебородын, словдю былинный рус- Бондарь долго и тщателыю уса- -затрудшиось сказать — какой из ок>цй богатырь. Тот же, да не тот. жшается, прилаживается, впряга- них больше. Ни одному бовдарю это еще не удавалось. И все время «ад палу бой полыхает его рыжая борода. А е»сть и другой бондарь... Да «ет, это все он же: могучий, ры- мост!«< страшным голосом: . — Полундра! Якор^ь плавает! Капитан кричит с мостчжа стар пому: — Поомотрите, боцман пьяный, что ЛИ? А у боцмана голова кругом идет. Может померещилось? Заж- Прпшел к нам на судно боцман. мурнл глаза, потом открыл. Нет, *Серьезный мужик. Даже серди- плавает якорь! Вдруг как захохо- * тый. А на море сердитых не лю- чет муж4ьк — дико как-то. Точь- бят. Телят не любят, но и серди- в-точь, как в театре хохочут: тые ни к чему. Как только он по- — Ха-ха-ха! Якорь плавает.., 'является в кают-компашви, так Короче — описали боцмана... кто-нибудь начинает травить про Вот какие дела на море бывают. * боцманов. Наш сидит мрачный, И вдруг слышим мы — на всю ' даже не улыбнется. Заш#нает все кают-компанию раздается хохот. * тот же начальник рации: Да такой, что даже «козляпж- — А у нас боцман с ума со- ки» притйхли. Оглядываемся мы шел, — говорит он, поглаживая — а это наш сердитый боцмаи свой седеющий бобрик на голове, хохочет. А у самого даже слезы ' — Честное слово. Из-за якоря. от смеха на глазах: Моряки теснее окружают ста- — Ха-ха-ха! Неужели якорь * рого радиста. Ахают, удивляются: плавал? Вот это травля! неужели он все это помнит или Мы даже вначале перепугались- сам на ходу сочиняет. — не арадется ли и этого спиьсы- — А как дело было? — поощ- вать... А потом поняли — пробра- ряют его. ло мужика. Тут уж и мы не удер- — А дело было та*к. Года три жались — так и повалилась со назад в одном индонезийском омеху... Да, брат, на море всякое порту стояли мы, как обыадю, на бывает... V. . 4 *• ВЕСНА НАЧИНАЕТСЯ С ГОР.. В Е СЕ НН Мы узнаем весну не по грачам,. Которые сюда не прилетают, . Не по дорогам павшим и ручьям, Не по размерам мартовских проталин. У нас метель и в мае запоет*,. Зарядом снежным хлестанет в июне ,, Но ключ весенний В нашем сердцебьет.. Как только солнце облака проклюнет , Да , удлинняя вахту, с каждым днем Оно все поднимается по кругу , Играя в окнах праздничным / огнем. Лаская землю — древня*» подругу. На сопки сыплет жемчуг а янтарь. Гранит, алмазы мартовских сосулек; *:• .-«W *:>:v>.-x- ШШША • Фотоэтюд К. Моисеева. Е Е Чтоб*- 'догоняя южный календарь. Лучиться сутки напрэлет в июле. Пускай скворцы нам : слышатся во сне, Пускай снега-на севвршях курганах. Мы запаяем --песню о весне. Что е снежных рождена - •• ‘ • Г ‘ - лавинах . (Окончание. Нач. на 2 стр.). : В ожидашги. засмерди пуле5мет- ч№к?и. Штурман Коларов, стоя у ’ ру^е>вого управления, -внимательно следил за подходом стервятников, чт<йы вовремя , сманеврировать. Мотористка Антонина Устшювская думала только о том, чтобы не подвел мотор. «Фокке-Вульфы» пошли в niwce. Свист бомб, пушеч- ао-пулеметная стрекотня. В ответ заговорили пулеметы комбайнов. Евткжов. видел, как бомба-удари- ! ла в палубу «Сазана». В огне взрыва взметнулись обломки мач ты и штурманской рубки. «Сазан» быстро пошел на дно. Тогда стер вятники всей стаей ринулись на -«Лебедя». Кругам комбайна поднялись столбы воды. Над головами коман ды засвистели снаряды и пули. Замертво' упал рулевой Сизюхин. Штурмам Коларов один остался *иа руле. «Лебедь» рыскал из сто- ‘ роны в сторону в кипящей воде, уклоняясь от прямого попадания. В нескольких местах онаряды про били корпус судна. Обяивающий- ; ся’ потом боцманг Беляков заделы- 'вал пробоину. Вдруг штурман Ко ларов почувствовал, как что-то обожгло ему бок, ударило по но гам. На секунду потемнело в гла зах. потом все закачалось перед иим. но, превозмогая боль, он не выпускал из рук руля, пока не по- ' доспел на помощь кашгталг. В это время снаряд разорвался в рубке. Рулевое управление отказало. Хо- «РЫБНЫЙ МУРМ /VH» Индекс 55654. рошо, что успели зажечь шашки и поставить дымовую завесу. Н а прасно кружились «Фокке-Вульфы» над неутф&вляемым «Лебедом». Они не видели цели, а бомбовый запас израсходовали. Полагая, что комбайн подожжвн, рнокуя встре титься с советский. истребителя ми, которые уже были вызваны нашими наблюдательныш! поста ми, пираты поспешна» уйтч| вос вояси. пункте •назначенная, как. по нему был открыт артч1лл9рннсидай огонь. Капитан Петров яеревел боте дру гое место и там произвел выгруз ку.. В этом пунвде окояндось ино го раненых .бойцов .и командорое. Muooife . раненые л{нуждались в неотлож^юй помощи, «г капитан не мог ж,дать благонриятоой.погоды. На свой piPOK он повел «Снеток» в обратный nyrjb. Мотобот выследи ли вражеокме самолеты. «Мессер- бито два стекла в рулевой рубке, оборвана . радиоантенна, ооэред«ло такелаж. Команда в сохранности». •Дрифт&рбот «Вй&а»: «24 дарва- ря 1943 года. В 12.30 нлходмлось пол,разгрузкой у причала Озер«о, судно подверглось артиллерийско му обстрелу. Пришлось, сшться н y k m в глубь губы».. «17 февраля 1943 гола. В 9.15 «а пути из губы «Вичаны в Мур* ма«с#с на траверзе губы Ура оуд- д ив и з и о н Это было 26 мая 1943 года. а ровно через месяц произошла новая схватка с вражехмшмн бом бардировщиками. На этот раз у мыса -Ш арапова: «Лебедь» атако вали пять стервят. 18 »ко»з. Пулеме*пчи«и сбили фашистов с ирицелыюго.. бомбометания, и все сброшенные бомбы пошли в воду, <ю снарядами фашистам уда лось поджечь судно в трех местах. В трюмах -«Лебедя» находилось 50 тонн авиационного бензина. Стоит огню подобраться к иьму, и «Лебедь», разорванный на части/ вмосте с экипажем вздегнт на воздух. Все, кроме пулеметчиков и мотористов, бросились тушить по жар. Пять раз выходили в атаку немецкие разбойники н ушли в на дежде, что «Лебедь» затонет. Но они ошиблись и на этот раз. Не .только «Лебедь* попадал в такие переплеты. Мотобот «Сне ток» не успел- ошвартоватгля в шмпдт» пошел в атаку. На мото боте зажгли дымовые шашки. Петров стал делать циркуляцию, укрываяс*» в дымовой завесе, и так умело маневрировал, чго «Мессершмидт», расстреляв боеза пас, ушел ни с чем. 0 МУЖЕСТВЕ и находчивости моряков транспортного диви зиона рассказывают много- численные записи в бортовых жур налах. . , „ Моторное судно ..«Зеюит»: с^З апреля 1942 г. ^В 1.00 обернуя ;,в бухту 0$ерко .и попал; под. обст рел. Маневрировали вплоть до причала. В 2.00 ошвартовались. Арт. огонь прекратился.. В 2.10 приступили к выгрузке. В. 12.00 приемка нового цруза закончена. Стоим у причала в ожидании темноты, .й 13Л5 вра жеская артиллерия снова начала обстрел. Нанесены . повреждения второй шлюпке правого борта, раз но подверглось обстрелу с самолет та противника, который в течение десяти минут сделал три захода, ведя огонь из пушек и пулеметов. Убит од4гн боец, и смертельно ра нен старший штурман тов. Са- жин... Судну намеевны -частичные повреждегвия». Подобные записи. можж> приве сти из любого вахте!«гого жу5рна- ла. В каждой из ж к оттдетельст- во-^упорной борьбы с врагом, «ре небрежения к оааюйкте*.: вреодо- леииаг трудностей* рассказ о ж^рт- *.вах во ^нмя-дол«ой^победы над врагам., В ; этих записях отражгиа .доблесть игслава моряков, воеиио- транопортного- дивизиона, которы ми может -гордиться весь наш промысловый флот. Десятки лю дей этого дивизиона были награж дены орденам и меда*ляА#и Совет ского Союза. . П О ^ неполным данным суду вое?вно-транспортоого диви зиона «Мурманрыбы» прошли око ло 400 тмсяч миль, а если переве сти в тонно-мили, то- цифра пере валит *за 4^ миллиона: Они доста вили в районы фронта и вывезли в Мурмаяок десятки^ тысяч ^чело век и. таким образом, высвободи ли десятки военных транспортов для более важных фронтовых опе раций. Трудовой подвиг моряков транспортного дивизиона одновре менно являлся и военным подви гом. Мноше малые суда участво вали в высадке десанта в Печеиг- оком заливе осенью 1944 года* когда войска Карельского фронта и моряки Северного флота нача ли решающее йалггупление, завер шившееся полным освобождением Кольской земли от немецких зах ватчиков. О- моряках транспортного диви зиона мало знали и писали в.дни войны Но сейчас, отмечая 20-ле тие победы,-нельзя не вспомнить о них, живых и павших. История транспортного дивизио- на -^т одна: из ярких страниц тру да и борьбы моряков прогмысло- вого флота в д. 1 *н Великой Отечест венной войны. К. ВЕСНИН. Зам. редактора Е В МИХАИЛОВСКИЙ 1иit {11 ■ . hi 1 . | и шда» Зак. 1880. ПН-04297.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz