Рыбный Мурман. 1965 г. Апрель.
Д О м т ат е . На*, ш М Л 4 i *&). тоне в прудах ям небольших ру- в |учыя, ваадаюших а залив Мае- ПОМ ЛЛЬЯБУГ чьях слабым течением. Самки сачузет, в начале апреля, в реке откладывают от-60 до 100 тысяч ик- Сент-Джон в марте—апреле. Но Наиболее часто, кроме обычной ринок. Икринки мелкие (около время захода рыбы в разные реки атлантической сельди, в районе 1 миллиметра в диаметре), розо- различно в зависимости от местных банки Джорджес встречается по- вые, клейкие. Нерест проходит при условий. Так, самые ранние и мощ- мольобус (айл вайф). температуре около 14— 17 граду- ные подходы помольобуса в при* От океанической сельди помоль- сов и инкубационный период длит- брежные воды юга Новой Шотлан- обус отличается рядом морфологи- ся 5—6 дней. Нерест продолжается дни наблюдаются в апреле, а в за- ческих признаков. Высота тела со- несколько недель. ливе Мэн в мае—июне. Скат отне- ставляет 30—33 процента ют об- После нереста помольобус ста- рестнвшихся особей в реках зали- щей длины тела, нижняя челюсть новится очень тощим, но по воз- ва Массачузет наблюдается до длиннее верхней, на нижней сто- вращении в соленую воду начина- конца августа, роне брюшка имеется киль, состоя- ет интенсивно питаться и наби- Нагуливается помольобус в от- щий из чешуек. . рать жир. крытых районах залива Мэн и на Подвиды помольобуса отличают- Молодь после выклева некого- банке Джорджес, где в отдельные ся друг от друга окраской спины, рое время удерживается вблизи не- периоды образует большие косяки количеством тычинок в жаберном рестилищ и, достигнув размеров и попадает в дрифтерные сети. Пе- аппарате, расстоя нием от конца верхней челюсти до переднего края лаза. *ов. Вериляя челюсть с медиаль ной вырезкой, при основании хвое- тового плавника на обеих лопастях по удлиненной чешуе, на жабер ных крышках ясные радиальные бороздки, брюшко на всем протя жении от горла до начала аналь ного плавника покрыто хорошо развитыми брюшными чешуйками, образующими острый киль. Шед имеет окраску, сходную с окраской океанической сельди, но отличается наличием ряда (иногда два ряда) темных пятен вдоль бо ковой линии. В северо-западной Атлантике в больших количествах шед вылав ливается в прибрежной зоне и в ре- О НЕКОТОРЫХ- ПОРОДА! РЫВ БАНКИ ДШОРДЖЕС Ю. БЕНКО, и. о. заведую щего лаборатории сельди ПИНРО. ках залива Мэн, а также вдоль за падного и восточного берегов Н о вой Шотландии. Шед — типичный представитель проходных рыб семейства сельде- Отдельные подвиды помольобуса 1,5—2 сантиметра,. начинает ска- достигают размеров 60—65 санти- тываться в море. В конце лета мо- метров, но в основном в уловах лодь выходит в море, имея при преобладают особи - размерами этом , длину 5—10 сантиметров. В 23—35 сантиметров. море помольобус живет 3—4 года Помольобус (айл аайф), ветре- и после созревания начинает со- риодически помольобус опускается вых. Ведет стадный образ жизни чающийся в заливе Мэн, имеет се- вершать регулярные нерестовые в придонные слои и попадает в и значительную часть жизни про- ровато-зеленую спинку, бока и миграции в пресные воды. тралы. водит в море. В летнее время в за- брдошко более светлые, серебри- В результате экспериментов ус- Помольобус обладает высокими ливе Мэн косяки шеда часто встре- стые. По обоим бокам тела иепо- тановлено, что впервые созреваю- вкусовыми качествами, особенно чаются у поверхности вместе с ко- средственно за жаберными крыш- щие особи возвращаются в «роди- выловленный в осенне-зимний пе- сяками сельди и макрели при по- ками располагается небольшое тельские» ручьи. риод, когда содержание жира в верхностной температуре воды от темное пятно. В период нерестовой миграции -мясе составляет 16—20 процентов. 15 до 21 градусд. Отдаленных ми- Навболее крупные экземпляры в пресных водах помольобус не пи- Вкусно мясо помольобуса в жа- граций в открытое море, очевидно, имеют длину около 38 сантимет- тается. Основу питания помольо- реном и копченом виде. Заготав- не совершает и держится вблизи ров, но в уловах обычны особи буса в море составляют разнооб- ливается в соленом и мороженом устьев рек и в открытых участках размерами 25—29 сантиметров. разные копеподы, амфиподы, кре- виде. , моря вдоль мелководий. Нерестит- Помольобус относится к группе ветки. Нередко в желудках ветре- цц-д ся шед почти во всех реках Север- «анадромных» рыб, то есть растет чаются диатомовые водоросли, а ной Америки, а также в предусть- *г откармливается в море, а нере- также мелкая рыба — собствен- Шед — представитель семейства евых пространствах, стится в пресных водах. ная молодь, молодь угря, песчан- сельдевых и обитает вдоль запад- В реки залива Мэн заходят осо- Во время нерестовой миграции ка. После нереста в устьях рек по- ного и восточного побережья Се- би в возрасте от 5 до Элетразме- в реках и ручьях в начале хода мольобус начинает интенсивно пи- верной Америки. . рами от 20 до 35 сантиметров. В преобладают либо самцы, либо таться креветками, которые изоби- Основной областью распростра- море встречаются особи длиной до самки, но на нерестилищах преоб- луют в этих участках побережья, нения шеда является мелководная 76 сантиметров, задают самцы. Зимует помольобус в придонных зона восточного побережья Север- К местам нереста шед подни- "Прмольобус не отдает предпоч- слоях на больших глубинах в за- ной Америки от залива Св. Лав- мается по течению с большой ско- ЭДи** каким-нибудь отдельным ре- ливе Мэн, а также вдоль свала рентия до Флориды, причем нанбо- ростью (до 25—30'миль в сутки) и кам и идет на нерест в такие боль- южнее банки Джорджес. лее часто встречается в районе от нерестится в некоторых реках на иже. реки, как Сент-Джон, Мер- В феврале—марте косяки по- штата Северная Каролина до ост- значительном удалении от устья, римак и Потомак, а также ветре- мольобуса смещаются в нрйбреж- рова Лонг-Айленд (штат Нью- Миграции шеда в преднересто- чается в небольших ручьях глуби- ные водыи с прогревом вод:в яред- Йорк). вый период зависят от температу- ной в несколько десятков санти- устьевых пространствах начинает- Шед по внешнему виду напоми- ры, поэтому в реки, расположен- «етров. €я e i ^ Hfp^ojabiH ход. нает сельдь, но отличается от нее ные южнее, ход начинается рань- Помольобус нерестится в мае— Первые экземпляры появляются рядом морфологических призпа- ше. В реках залива Мэн ход про- !K»llll»!IIIIIIIIIKHIII!l|ll|||||||!!|!l»!»|||||||||||Kllli!IIU!!l(ilil(lilllllltt!!SI!lll!l!i!lll!llllll llltllltlllllllllllllllllllllftllltllll!11IIIKllllKllllllllllllllllltlllllllKllllllllltlllllftill ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ ВСЕМ ЭКИПАЖАМ! Техника работы с тралом совершенствуется -Почти*-'каждому, кто в той или шшй мере связан.с рыбной . про мышленностью, известно, как труд но парой бывает ломать укоренив шиеся методы работы с теми или иными видами орудий лова. Пото- .му что многие промысловик*!, да и мяргие инженеры подчас считают достигнутые результаты в технике работы’ с орудиями лова ’совер шенными, а «нового к тому, что достигнуто, не придумаешь. Однако время и практика пока зывают обратное. Взять, к приме- хотя бы технику работы с тра лом «на траулерах бортового тра ления. В последние годы было *не- «еыо несколько ценнейших пред- -ложеинй, которые позволили улуч шить условия труда моряков и зна чительно увеличить добычу рыбы. Самым • главным из внедренных предложений является бескварт- ротгая схема работы с тралом. Вряд ли сейчас найдешь такого промысловика (капитала, мастера по добыче,* матроса), который бы не '-признал преимущества бес- квартрошгой схемы работы с тра лом перед -квартропной. ' А-ведь было время, когда многие капита ны, м^стёра добычи «под* * натис кай»' переходили на новую схему работы с тралом. Я привожу этот пример для Toroi чтобы промысловики пра вильнее оценили и быстрее внед рили на? свои* судах новое, не сомненно, * полезное предложение мастера по -добыче : рыбы — на ставника Я; Я. Челпанова -«Пере ход - с трала* на-.трел о помощью гака меесвижора». Только по скромным подсчетам это предло жений Дает восемь минут эконо мии «ри одной операции перехода с трала на трал. А сколько таких операций будет в году у каждого судна? А в целом по флоту? Около 15 тысяч центнеров мож но будет добыть дополнительно, если дружно внедрить это предло жений на всех судах Архангель ского флота, причем без дополни тельных затрат на оборудование. Это год работы одного корабля! И это, товарищи промысловики, зашиоит от вас, вашей разворотли- вости и инициативы. •Суть предложения «Использова ние гака мессенжера при переходе с трала «а трал» заключается в следующем. См. чертеж, где: I. Голые концы трала. • 2. Грунтроп голый.* 3. Клячовка в сборе.-* 4. Вертлюг № 6, 9. 5. Скоба № 2; 5. 6. Га* мессенжера. 7. Кабель. 8. Переходной конец. * 9. Лапки доски. 10. Траловая доска. К бобиицу клячовии (3) через вертлюг (4) стаюится гак мессен жера (6). В случае перехода с од ного борта работы на другой борт кабели (7) свободно снимаются с гака мессенжера и переносятся на другой борт, то есть одной парой кабелей можно работать как с пра вого, так и с левого борта. Чтобы не терять времени для пропускания кормового кабеля под решетками, необходимо под ними оставлять отрезок смольного ка пата. •С помощью этого отрезка мож но быстро протянуть кабель под решетками, предварительно к но совому концу отрезка подвязав огон кабеля. Как видно из приведенной схе мы, сложности в оборудовании ни какой нет, а польза от внедрения этого предложения несомнеишая. В. КО ВЫЛ ИН, начальник отдела добычи и флота уп равления рыбной промыш ленности. ходит в мае—июне, а в реках Ка нады — в июне—июле. Нерестовый ход начинается н$я температуре 10— 12 градусов, р а з гар хода при 13— 15 градусах. В начале хода преобладают в кося ках самцы, а в конце — сами*. Нерест начинается в мае—«юне при температуре воды 11— 14,5 гра дуса, заканчивается при V8—21 градусах и обычно проходит во второй половине дня на участках с. замедленным движением воды. Плодовитость шеда в среднем 25—30 тысяч икринок, но у отдель ных самок насчитывали до 100— 150 тысяч. Икрометание, по види мому, порционное. Икра прозрач- • пая, с бледно-ро зовым или янтар ным оттенком. Благодаря очень малому удельному весу и отсутствию клейкости икра свободно лежит на грунте и пере катывается под действием тече ния. ч Инкубационный период продол жается в зависимости от темпера туры от 3 до 12* дней. При темпе ратуре ниже 10 и выше 26 граду сов икра погибает. После нереста истощенные особи скатываются вниз по течению и на чинают активно откармливаться. Молодь начинает питаться, до-4 стигнув размеров 10— I I миллвмет* ров. Основная пища молоди — ди чинки ракообразных и насекомых# Взрослые особи питаются пелагии ческими и донными ракообразным** В период нерестового хода м ае« реста шед не питается. Патовой зрелости шед достигав ет в возрасте 4—5 лет и нерестит* ся несколько раз в жизни. В настоящее время установлено» что молодь, выклюнувшаяся в ре-* ках заливов Мэи и Фанди, остается вблизи этих рек и на нерест воз« вращается в те же реки. Возможно* что часть стада шеда, встречающе гося в заливе Мэн и на банке Джорджес, приходит в эти районы на откорм с более северных неч рестилищ. Так, отдельные экземш ляры шеда, помеченного у западе ного побережья залива Мэн в ав^ густе—сентябре 1948 г., были вы« ловлены у восточного побережья Новой Шотландии, а также в ре ке Мирамичи, впадающей в залив Св. Лаврентия. Отдельные, особи шеда. помеченные в низовьях реки Св. Лаврентия, были вновь понмач ны на банке Брауне, в заливе Ф.ав « ди и в районе Провннстацы (за* лив Мэн). Плотных концентраций в районе банки Джорджес шед не образу ет, но очень часто встречается при облове скоплений сельди и помоль обуса. Мясо шеда в осенне зимний пе риод содержит до 18—22 процен тов жира, но в посленерестовый пе риод количество его снижается ДО 4—6 процентов. Шед имеет не большую голову и мясистую туш ку. Высокие питательные н вкусовые качества мяса шеда делают ег# весьма ценным сырьем для приго* товления самых разнообразных продуктов. Особенно вкусно мясо шеда в копченом виде. _ В Америке и Канаде шед заго тавливается в соленом и мороже ном виде. Отечественные промыс ловые суда заготавливают шед и помольобус вместе с сельдью, и в свежемороженом виде они посту пают в торговую сеть. I , Моряки нашего траулера, как и моряки других су дов, стремятся м о п ы т соседе й ■ дости жению максимального сокра щения времени, затрачи ваемого на переход с трала на трал, путем использования всех возможных методов.Но все равно меньше, чем за 20 минут, эта операция у нас не производилась. И вот в газете архангель ских промысловиков «Рыбак Севера» в номере от 6 января с. г. мы увидели статью на чальника отдела добычи Ар хангельского управления рыб ной промышленности тов. Ко- вылина «Техника работы с тралом совершенствуется», где предложен новый метод пере хода с трала на трал, отли чающийся значительными пре имуществами по сравнению с нашим. При этом методе вме сто-двух пар рабочих кабелей применяется одна. На траулере «Ленинград» мы применили этот метод сра зу же после того, как узнали о нем из газеты. Заключается он в следую щем! После подъема трала и выливки рыбы' на' палубу -па лубная команда крепит •гла голь-гаком клячевку и лапки досок, отсоединяет скобу (че- кель), соединяющий кабель со штоком клячевкй, и переносит кабели на другой борт. В это время штурман разворачивает судно бортом к ветру. Так как кормовой кабель у нас проходит над решетками, то нам нетнеобходимости про- ’ пуейать отрезок смольного ка ната. Проведя кабели к кормовой и носовой. клячевкам, нторые •номера матросов крепят кабель к клячевкам скобами (чекеля- ми), а/ первые номера в это время выбрасывают мешок за борт. Вся операция занимает 12— 14 минут» и если учесть, что траулер работает на пло хих грунтах, то польза полу чается несомненная. Дает осуществление этого предложения и экономический эффект. Прежде всего, срок службы кабелей увеличивает ся, вытяжка их происходит равномерно, кабели, которые должны быть на другом борту, не ржавеют, а смазанные ле жат в определенном месте. В. ЯБЛОНОВСКИИ , третий штурман. По следам нш и х выступлений «ЭКИПАЖ «МЕТЕОРА» В ПРОЛОВЕ» Факты неудовлетворительном работы экипажа траулера «Ме теор», опубликованные в кор респонденции, напечатанной под таким заголовком в номе ре от 2 апреля, подтвердились. Старшему мастеру по добыче рыбы тов. Мужичкову объяв лен строгий выговор. По возвращении корабля в порт будет заслушан отчет ка питана тов. Шилова о руко водстве экипажем и приняты все необходимые меры к лик видации недолова. Я. ГУНИН, заместитель начальника управления тралового флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz