Рыбный Мурман. 1965 г. Апрель.

В витявре ГОв4 в иа^тжоме еелдеяяоге флота мне слазали: — Четыреста три­ дцать первый Не числом, а умением уевужггэтм -евеуж- далась и*>лле**ив- не. Общая хвро* шая завште$кю«а«- юетй» в успехе иодаела нас па уходит в рейс. Мы направляем вас »сь, па малочисленность нашу, по- надо всегда здорово разобраться, Профсоюзная организация та- заллюадтельном этапе рейса чуть туда в составе группы коммучгм- думал:— ибо от этого зависит, в конечном кое решение поддержала. Рядом с не к «безвыходному» положению: сто», и перед всеми вами ставится «Ну, что тут сделаешь, если нас счете, успех общей работы. нами в районе, где мы вели добы- судовой комитет собрался йодво- одна задача: создать на корабле всего трое? Поневоле придется Как человек на судне новый, я чу, оказался СРТ-4290 нашего дить итоги, понадобилось назвать такую крепкую, дееспособную ор- протоколы оформлять не за страх, в первые дни только приглядывал- флота. Команда этого судна охот- передовиков. И тут нас охватило глинизацию, которая бы по-иастоя- а за совесть, чтобы в парткоме нас ся к людям, зная, конечно, что и но приняла наше предложение о нечто вроде растерянности. Кого Шему стала сердцевиной экипажа, потом поменьше ругали». ко мне приглядываются. соревновании в рейсе. А из сорев- же называть? Трудились все так, Явился я на корабль. Ознако- А сделать, оказывается, очень Выяснил для себя, что, помимо новаиия наших коллективов сами что почти невозможным представ- милея с составом коммунистов, о многое можно, пусть и малочис- трех коммунистов на траулере, че- собою проистекли все преимуще- лялось выделить кого-то особицей. jh) тором мне сказали в парткоме, лента парторганизация. Было бы тыре комсомольца. А это значило: ства подобного соперничества. Вот тут-то для коммунистов в» чю себя самого даже ахнул. желание работать. ^ есть опора, какую не надо искать, Стоило случиться у нас какой-ли- судна ясно стало: экипажем еде- «Группа» оказалась всего из Невелик средний рыболовный она рядом стоит. Постарайся на- бо заминке, мы отыскивали в зфи- лап первый решающий шаг на трех человек, включая меня само- траулер.' Рядом с каким-нибудь ладить с комсомольским вожаком, ре напарников, и они старались пути к той высоте, какую он ло­ го, ва*и*т;ша тов. Ильченко, треть- океанским лайнером крохой пока- вторым штурманом тов. Афанась- помочь нам во всем, в чем могли, ставил целью достигнуть. Высота его штурмана тов. Курца. жет£я. И, тем не менее, скромные А тут срок настал и первое размеры судна не мешают ему от- «артсобрамие проводить. Сошлис#» важно бороздить такие просторы, мы, улыбнулись друг другу по по- что при взгляде на него в поргу, .•од у того, что нас всего трое. Ка- у причала, несведущий человек не « т а н -сказал: поверит утверждению: кораблик — Ладно. Нас мало, но зато сей прибыл из Атлантики. Партийная олиш эта — звание экипажа коммуни­ стического труда, за которое мы боремся. Досягаемая ли она дли нас ь недалеком будущем? Об этом, ду­ мается, судить можно по таким евым, взаимоотношения самые Само собою разумеется, что при данным, все, говорится, в телы«тках. ведь ходят эти корабли в простые, дружеские. Комсомоль- первой просьбе о помощи со сто- Наш траулер ушел на промысел И не в иаком-то там переносном районы любые, выдерживают на- иы нам помогли крепко. Наладили роны соседей специалисты нашего I ноября прошлого года. Вериул- «мысле, а в саыом буквальном, тнти стихий самые яростные, де- они работу постов, взявших под судна откликались с такой же ся в порт 4 апреля ньтемжеи) Давайте секретаря выбирать. лают свое дело. Потому делают, св<>и молодой колючий присмотр охотой. Тесная связь между эки- года. «Подавляющим» {нхлышиютвом что на каждом судне — коллек- работу на палубе, в машж*е, нача- пажа»ми позволяла им знать кур- За пяпомесячное плавание де- •слогов s был избран секретарем t u b . Составляют этот коллектив ™ выпускать стенную газету, кри- сы, вооружен-ие порядков друг у быто около 10 т ы с я ч , цемтнерсв жинийиой организации. Повзды- люди. У каждого, что mt возьми, тиковать в ней наши отдельные друга в любое время суток. На рыбы, А короче говоря: .т всею м л «жюму конкретно не жалу- характер. А в каждом характере промашки остро н доходчиво. промысле же и «отдаленных рано- 20 тонн недостало экипажу, чтобы Коммунисты в это время опре- иах подобное содружество, как об выполнить задание по лобьие делили цели, какие в рейсе дол- этом энают все моряки, ключ к сельди, рассчитанное на годичный жен был достигнуть экипаж с уче- успешной работе. . ерок. том определенного ему произвол- Промышляли же оба экипажа Можно привести и другие циф- ственного задашня. настолько успешно, что резуль- рь», свидетельствующие об уеяет- — Десять тысяч цеитнерое — таты радовали. Моряки нашего «ой работе экипажа. Но »е а Гhim гаков рубеж, который вполне по траулера задумались: сейчас дело. Дела у нас идут хорошо. Все Экипаж был тепло встре**ен в нам S o n P1m ^T yV T. Т т ^ т ™ »°РТУ- Мы У * » » - прерывать рейс, терять вре*мя на переходы? . лооогое 33 минувшие пять месяцев лучшягх результатов по флдту. А разве не Капитан Станислав Василье­ вич Дамаскии — в отпуске. Но разве усидишь дома, когда в порт с промысла вернулся родной траулер «Мелитополь». Его экипаж доставил в порт хорошим улов. Нужно поздра­ вить моряков, поинтересовать­ ся их жизнью, работой. И пер­ вым встретил напитана Дама- скина ere старый друг — сек­ ретарь партийной организации судиа, старший механик Нико­ лай Григорьевич Голтышев (на сиимке — справа). — Ну, как машина, Николай Григорьевич? — Как всегда, — отвечает старший механик. «Как всег­ да» — это значит — все меха­ низмы работали в рейсе от­ лично. плечу нашему коллективу, — -ска­ зал Василий Иванович Ильченко. — А как остальные коммунисты думают? И что скажут комсо­ мольцы? .. может порадовать такое еообше- Мы поддержали капитана. • На Мысль эта была всесторонне ItVfep судовом собрании после этого взвешена. ^Коллектив ее .принял. ц особенно радует..4 соенание, было принято решение:* вызвать По ходатайству^ администрации что партийная организация, вуст<ь на соревнование экипаж СРТ-845. судна, партийной, профсоюзной и и мала она по составу, сыграла Коммунисты и комсомольцы комсомольской организаций рейс вескую роль в достижении этой судиа отдавали себе отчет в том, экипажу был продлен. победы. что дорога к успеху в соревнова- Это стало сравнительно легко Она обязательно должна до­ нки с моряками СРТ-845 начина- осуществимым потому, что кол- биться в дальнейшем etue больше- ется с того, насколько умело мы лектив к этому времени представ- го.. Хотя бы уж потому, что от организуем это сореялюваине. А лял еоботО едимое, неразделимое нас большего можно потребовать в потому вопросы, связанные с этим, целое, ему чужды оказались нот- связи с ростом. Коммунисты ио­ не упускали из поля зрения* на ки уныния, казалось бы, неизбеж- , рабля приняли кандидате»! в чле- протяжении всего длительного пе- ные при таком долгом расставании ны партии старшего штурмзла риода промысла. с родным берегом. Команда рабо- тов. Кудряшова. У нас иагеются При обсуждении обязательств, тала с упорством, достойным вся- планы в этом отношении и иа бу- прннятых коллективом в трудовом ческого одобрения. Коммунисты дущее. Надо лишь добиться, что- сопериичестве с экипажем СРТ- судиа понимали это и овою забо- бы они сбылись. Следоеагельпо, 845, партийная организация реши- ту видели в том, чтобы дружба и для этого стоит и лостаратдея в ла не ограничиваться этим, а по- спаянность не ослаблялись, а усн- предстоящих экипажу рейсах »а ставила задачу сразу же по выхо- ливалиеь. Стараниями коммуинс- тресковый промысел, к которым де на промысел установить тесную тов, комсомольцев, судового коми- он сейчас готовится, связь с другими кораблями флота тета экипаж был, всегда хорошо И. ПИКУЗА, секретарь пар- нз числа тех, кто мог оказаться осветомлен, как идут дела у на- тийной организации €РТ- рядом с нами. ших напарников, у флота в целом, 431, старший мастер лова. К 20-летию великой победы В это требовалось 30—40 минут. Че- К нему на помощь поспешили два прижимаясь к берегу, иеэа**етяе с т о и самоотверженно грудились матроса, но Котов был мертв, пройти опасные места, мотористы Семшжхин и Шул*>га. Вместе с капитаном Титовым чле- Но не всегда висит над эал*- ^ Все трое были награждены орде* иы команды сбивали пламя и од- вом тума« и бушуют снежные за- КОНЦЕ июня 1941 года нем- »о толдао коробки в прямое смыс- нами Красной Звезды. . повременно заделывали пробой- ряды, да и войска прнбрежиш «а-м ценою больших потерь ле слова. Боты «Байдуков», «Бой», Эта самоотверженность, готов- ну в корпусе судна. И под вом- районов не ждут подходящей по­ учалось захватить Титовку и вый- «Натбос» имели од4ри громкие на- ность до конца выполнить свой бежкой, осколками зенитных сна- годы, чтобы получить боезапас, та к берегу Мотовского залива, звания, они еле-еле держались на патриотический долг и помогли рядов о ш отстояли его. Это был продукты, и тогда капитаны ма- Эяесь они установили свои бата- плаву: у одного был поломам киль, восстановить не только те суда, уже не только трудовой, но и во- лых судов, рискуя жизнью, вдут в феи, и каждое паше судно, поев- у другого сбиты рули, у треть- которые были на плаву, но даже энный подвиг. рейс,, готовые,к любым иеожндаи- лввшееся в узкой полосе залива его пробито днище, машинные ус- и те, которые валялись йа берегу д о ВЕСНЕ 1942 года, когда .ааз- «остям. или в прилегающей бухте, окаэы- тановки неисправны, а то н со- от Ретииского до Дровяного. Вы- вернулись особеигио ожесто- Так было с рыболовным кмКДО- •алось в поте эрешш фашистских всем разбиты. На таких судах не м _ ном «Лебедь». Капитан ЕвтЮиов ■яблюлателей « подвергалось гу- только в Мотовскнй залив; но и с тащили полузатопленные мотобо- чввлые воздушные бои над Мур- торопйЛ кома11Ду „ : „paen€aiweft. #ител#июму обстрелу. Когда сна- Дровяного до Мурманска не ты «Володарский» и «Водолаз- майским, транспортный дивизион с выгрузкой боезапаса. Ему фяды не достигали цели, немцы пройти. вый», подобрали на берегу парус- «Мур'матарыбы» был гото© к выхо- была дорога каждая минута. П ом над Мотовским зал>гвом стоял гу­ стой туман, капитан рассчитывал проскочить вражеские батареи в районе Титовки, дойти до Порт- Владимира, а там путь до Мур­ манска был менее опасен; Прек­ расно зная фарватер, в густой пе­ лене тумана он быстро отошел от причала Озерко, умелым маете®- ТРШПОРТНЫЙ д и ш н о н вызывали с ближних баз самоле­ ты, и нашим судам приходилось туго. А нам необходимо было снаб­ жать вооружением, продовольст­ вием наши части на Среднем по­ луострове, которые стояли на- Таюнм образом, прежде чем ники} «Венера», «Вест», «Киврей», ду на. прифронтовые ‘ ком-муника- см^рть и^ не пускали ®Фага даль’ сформировать дивизион, надо «Шквал». .. ции.. , к . ше знаменитых сопок уста |ун- 5 ЫЛО восстановить суда. Ни спе- Все это делалось в то время, Невелик путь от Мурманска до ____ Л ИцавВТижлТыйТ Г п о Г Г Г циа-П1,СТ0В> ]т ремонтной мастер- когда почти ежедневно, как толь- бухты Озерко на полуострове J К\рсу В миле от «Лебедя» ^ Г б " п и К соДп " в о Т д Г ь ° РТв о?нГе “ »«• ™ г ™ ™ ™ ' ко Ра^ " ' вался Утренний туман, Среднем. А п у т ь до губы корабли и самолеты, которые так МеНТа '1Ю*® не бы^ 0‘ СУД0^* °н т - сопки оглашались залпами зе.ш- Эине, что на Рыбачьем полуостро- ЧТ(Я)Ы ка« « ..nu »vw..,. „OWUV..V ные предприятия Мурманска были ток, взрывами вражеских бомб, ве, еще меньше. В обычное время можно быстрее проСковдлЬ опасаюе место. Пока шли в районе враже­ ских береговых батарей,' 11туман были нужны на более важных коммуникациях. до отказа загружены ремонтом Бывали случаи, когда после оче- такой рейс был самым рядовым, и боевых кораблей Северного фло- редного налета фашистских бом- даже разыгравшийся шторм не па десятом месяце воины ко- та^ неотложными заказами фрон- бардировщиков на Мурманск представлял, серьезной угрозы — olllfi nDnw« ^ a „ 11ри|1к1 НР шутпрвл малдующий Северным военным та Но приказ есть приказ. Моря- только что восстановленное судно можно было отстояться в любой нп о и1, рш - тприлм флотом вице-адмирал А. Головко Ки малых судов стали судоремонт- приходилось ремонтировать сно- бухточке. Но совсем нелегко со- ' - ли.гтпп тя«п об;'.-.тился к начальнику треста никами. Матросы брали в руки ва. Так, мотобот «Кильдин» уже вершить этот небольшой рейс, ког- ГТЯ|1^ , Д яг» r V p большей нткгшен «Мурма-нрыба» Г. Тисленко с топоры и становились плотниками, был на ходу. Вот объявлена оче- да каждую минуту над тобой мо- nrtt/.Joon*ЛП1_ nrvn„t»0 n^n ’.no«oЙМ1Л& предложением создать траок:порт- потом малярами, механики и мо- редная воздушная тревога. Вскоре жет повиснуть вражеский само- иый дивизион из «мелкой посуды»^, юристы — слесарями, токарями, послышался зловещий гул мото- лет, или ты рискуешь нарваться W еот^ бот, сейнер, рыбочтозный электросварщиками. ров, частыми вспышками засвер- на мину, попасть под артиллерии- комбайн —- «мелкая посуда» День за днем мотористы и мат- кали сопки. . скии обстрел фашистских батарей, стали наиболее удобным военным росы трудились не покладая рук. На боте «Кильдин» не слышали Воина изменила не только об- фодыюртом, десантными судами. п.рИ Этом они проявляли не толь- свиста бомбы, только увидели, как становку на прибрежных комму- Но сформировать транспортный ко настойчивость, но и рабочую рядом поднялся столб воды. Су- пиканиях Заполярья, но и некото- диьизио»н оказалось не так-то про- смекалку, помогающую найти са- денышко качнуло. Второй взрыв рые понятия о погоде. Если рань- сто. Прежде всего нужны были мый лучший выход из трудного раздался невдалеке, среди бочек с ще ясная, солнечная погода, бе- -суда, но... их не было. Нужны положения. Так, например, меха- горючим. Нефть, расплескавшаяся лые ночи радовали моряков, то были моряки, обслуживающие эти ник мотобота «Зенит» тов. Доку- на воде, вспыхнула низким пока- С€1т1ча<: все это считалось нейе°е- Т Л ' п ^ ; ; ^ ЖепГ и, бГ ,°- Б/ 3° Й ЧйеВ раб°ТаЛ с-чесвРЯ1- ° н скон- д ающ им ся пламенем,- которое _ М о р яШ . предпо^йтгли' ту- только • зенитными пулеметам», транспортного дивизиона .были струировал новые лампы, с помо- угрожающе . приближалось!, к к , , м . п«ЙЧТк «коробюи», переданные рыбным щью которых двигатель разогре- борту. май, снегопад, темноту йоля{пюи ' У- Ф сюртом. Но это были действнтель- вали за 5— 10 минут, а раньше наУпал старший штурман Котов, ночи, чтобы иметь возможность,(Окончание иа 4 стр.). показалось солнце, полированной сталью засверкала вода. Шел девятый час утра. «Лебедь» и следовавший за ним «Сазан» под­ ходили к губе Вичаны. Еще какие- нибудь 2—3 часа и можно чувст­ вовать себя более спокойно. — Самолеты! — крикпгул енг- нальщик.* Прозвучал сигнал воздушвок "Превоги. В атаку на два деревяп- ных суле!Iышка, воор у:кеиных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz