Рыбный Мурман. 1965 г. Январь.

Подтверждено многолетним опытом С большим воодушевлением встретил экипаж нашего трауле­ ра приветствие Центрального Ко­ митета КПСС и Совета Министров СССР морякам рыбопромыслового флота, рыбакам-колхрзникам, всем работникам рыбной промышлен­ ности страны. » - В замечательной трудовой по­ беде, одержанной тружениками рыбной промышленности Союза в 1964 году, есть доля и нашего труда. В прошлом году по вылову рыбы экипаж траулера «Мичу­ ринск» вышел на второе место по флоту. Только в ноябре мы заго­ товили 1640 центнеров рыбы в полуфабрикате повышенной сорт­ ности, в чем немалая заслуга мас­ тера по обработке рыбы Ивана Сафоновича Власова. Но мы, однако, не обольщаемся своими успехами. Каждому про­ мысловику ясно, чтв в 1964 го­ ду Мурманский траловый флот работал ниже своих возможностей и оказался в большом долгу перед государством. Между тем у нас есть все усло­ вия работать лучше, что под­ тверждается опытом передовых экипажей. В этой статье я хочу высказать ряд замечаний по улучшению экс­ плуатации паровых траулеров, которых еще много остается на флоте. По моему мнению, суда ти­ па РТ-308 могут находиться на промысле в рейсе продолжитель­ ностью в четыре месяца, как и траулеры типа «Пионер». Что для этого требуется? Преж­ де всего правильный режим ра­ боты паросиловой установки и, естественно, главной машины. Главное, надо постоянно следить за тем, чтобы в котел не попа­ дало масло и меньше в нем было забортной воды. Попадая в котел, она оставляет соль на поверхно­ сти нагрева и, как плохом про­ водник тепла, снижает коэффи­ циент полезного действия котла. Возможно ли "эксплуатировать паровые котлы неопределенно долго и не допустить отложения накипи на поверхности нагрева? Иа этот вопрос можно ответить только положительно. Еели не до- ауекать в котел попадания обиль- аШ количества забортной веды м не превышать в нем хлоридов, поддерживая в период всей экс­ плуатации натронное число и*, то «тложения накипи вообще ве бу­ дет. Наоборот, даже имевшаяся на­ кипь станет разрушаться. Как правило, забортная вода попадает в котел тремя путями: через конденсатор, клапанные ко­ робки и из опреснителя в пе­ риод его работы. На траулере «Мичуринск» с начала его- эксплуатации конден­ сатор ни разу не ремонтировал­ ся, тогда как на многих судах такого же типа за тот же период производили средний ремонт кон­ денсаторов с заменой всех трубок. И однако, несмотря на это, со­ гласно лабораторным данным, во­ да в котлах тут не стала лучше. Я уже рассказывал на страницах «Рыбного Мурмана», за счет чего машинная команда «Мичуринска» обеспечивает надежную эксплуа­ тацию машинно-котельной уста­ новки длительный период. Но своему техническому состоянию она позволяет нам плавать восемь лет без среднего ремонта. И секретов тут особых нет. Что­ бы поддерживать конденсатор в хорошем состоянии, надо устра­ нить течь, обжать манжеты, пос­ ле чего через каждые шесть ме­ сяцев (независимо от того, есть ли течь или нет) вскрывать кормо­ вые малые крышки, наполнять конденсатор водой через клапан­ ную коробку от­ работанного пара рулево! машинки. Для этого надо предварительно за­ глушить две труб­ ки на пароструй­ ном холодильнике, подняв давление в трубках отработан­ ного пара, свя­ занных водонодо- греватёлями, и соединив этот трубопровод с кон­ денсатором. Немаловажную роль имеет про­ дувка котла клапаном верхнего и нижнего продувания. Всем изве­ стно, что при самой тщательной фильтрации воды в котел все-таки попадает масло, хотя и в незна­ чительном количестве. Вот при помощи продувки котла мы и уда­ ляем его ежесуточно' с Юркала испарения; • '• I* '» • . • • • •> t * * • • • . Правильная продувка котла требует определенных навыков. Прежде всего, воронка для про­ дувки должна находиться в водя­ ном пространстве, а после про­ дувки — в паровом, при мини­ мальном расходе воды. В практике бывают такие слу­ чаи, когда механики, продувая котел клапаном верхнего проду­ вания, не учитывают дифферент судна. А от него зависит качество продувки. В том случае, когда дифферент будет на нос, водомер­ ные стекла поднимутся, воровка онустмтся м, наоборот, при диф­ ференте иа корму водомерные стекла опускаются (уровень в стеклах увеличивается), уровень воронки поднимается. Следова­ тельно, при продувке котла меха­ ник будет ориентироваться уров­ нем воронки, вынесенным на стекле. В первом случае ' 1котел будет продут краном .верхнего продувания и воровка остается покрытой водой, а масло будет плавать на ней. Во втором слу­ чае, котел будет продут, когда воронка перейдет в паровое про­ странство, а масло останется на зеркале испарения. В период продувки котла кла­ паном верхнего продувания сле­ дует выводить из работы среднюю топку, которая в рабочем положе­ нии мешает подходить маслу к воронке. При неучете указанных факторе получается то, что на зеркале испарения накапливается обильное количество масла, кото­ рое теряет плавучесть и, опус­ каясь вниз, садится на поверх­ ность топок. От этого прекращает­ ся передача тепла от стенок к во­ де, стенки топок перегреваются, топки деформируются, котел вы­ ходит из строя. От загрязнения поверхности нагрева накипью и маслом со стороны воды и сажей со сторо­ ны огненного пространства коэф­ фициент полезного действия кот- тельные средства должны рабо­ тать безотказно. При осмотре конденсатора под давлением в две атмосферы вы обнаружите сразу все трубки, имеющие свищи. Обнаруженные с дефектами трубки следует заглу­ шить конусными латунными за­ глушками, предварительно забив концы трубок отходами асбесто­ вой набивки. Такой способ поз­ волит выбраковать все негодные трубки. В последнем рейсе, после го­ довой эксплуатации мы провери­ ли герметичность конденсатора. Все трубки оказались в хорошем состоянии. Многолетняя работа на судах тралового флота позволяет мне сделать вывод, что ремонт кон- ла падает от 80 до 50 процентов и ниже. Эта потеря равняется до­ полнительному расходу топлива примерно на две главных маши­ ны. А котел на это не рассчитан, неизбежно деформирование топок от образования на поверхности нагрева слоя пара, который так­ же имеет плохую теплопровод­ ность. Чем выше температура об­ разовавшегося пара иа поверхно­ сти нагрева, тем хуже его тепло­ проводность. Таким образом, чтобы добить­ ся успеха в работе, требуется поднять коэффициент полезного действия до расчетного максиму­ ма, а то и выше за счет исполь­ зования отработанного пара от вспомогательных механизмов. Это и практикуется на нашем трау­ лере. Паровые траулеры, работающие на Дальнем Западе, могут плавать не хуже, а, может, и лучше ди­ зельных судов типа «Пионер», если они будут готовиться к этим рейсам, как следует. Хорошей под­ готовкой можно считать такую, когда старший механик напишет дефектную ведомость (особенно по трубопроводам и клапанным коробкам систем) с расчетом за­ мены тех деталей, которые навер­ няка не выдержат работы в че­ тырехмесячном плавании. , Практикой установлено, что весь трубопровод вторичного пара от опреснителя, даже при хоро­ шей эксплуатации, не выдержи­ вает четырехмесячного плавания. Клапан верхнего и нижнего про­ дувания и забортная пробка не должны иметь пропусков. Пита­ денсаторов (замена трубок) нужно производить как можно реже, не менее как через восемь лет. Как правило, в поставленных новых трубках через год появляются свищи. По моему заключению, от­ дельные новые трубки изготовле­ ны не из сплошного сплава цин­ ка и меди, а с примесью зе­ рен чистого цинка, который в с о л е н о й воде быстро расходуется как элемент. В ре­ зультате в трубке появляется от­ верстие, через которое забортная вода попадает в котел. В конденсаторах, установлен­ ных на нашем траулере, около 900 трубок, а недоброкачествен­ ных оказалось всего 1,7 процен­ та, то есть за шесть лет эксплуа­ тации мы заменили только 16 трубок. Судовым механикам следует обратить внимание и на такой факт. В случае, когда конденса­ тор находится в исправном со­ стоянии, а хлориды в котле рас­ тут, необходимо проверять герме­ тичность закрытия клапанов прес­ ной воды, расположенных в ко­ робке забортной воды. Большое попадание хлоридов происходит во время работы опреснителя. По­ этому. необходимо особенно тща­ тельно следить за его эксплуата­ цией. Машинная команда нашего траулера считает, что только пра­ вильная и эффективная эксплуа­ тация опреснителя позволит обес­ печить нормальную работу кот­ ла. Благодаря этому мы четыре месяца обходились без котло- чистки, и это не предел. Я считаю, что нам нужно до­ биться такого положения, чтобы чистку котлов производить толь­ ко в том случае, когда требует­ ся ремонтировать котельную ар­ матуру или гарнитуру и чйстйтВ котлы в теплое время года. На нашем траулере опресви- тель в большинстве случаев при­ водится в действие отработанным- паром, а когда воды мало — свежим, цикличным способом, беа- поплавкового регулятора. Этот ре­ гулятор заменен невозвратным клапаном. Мне кажется, техническому от­ делу флота давно пора собрать и обобщить все предложения по улучшению работы опреснителей, найти наилучший способ и этим самым поднять коэффициент по­ лезного действия котлов. Большое значение для повыше­ ния коэффициента полезного дей­ ствия имеет докотловая обработка конденсата, то есть отделение масла от него. Этому на нашем судне уделяется серьезное внима­ ние. Мы стараемся правильно использовать фильтрующие мате­ риалы. В частности, кокс, погло­ щающий поверхностным слоем масло, постоянно держим в воде. Известно, чем выше подогрев конденсата, тем больше масла высвобождается из эмульсионного состояния и вследствие малого удельного веса выплывает на по­ верхность, откуда легко удаляет­ ся. Поэтому нужно постоянно сле­ дить, чтобы матерчатые фильтры на нагнетательной магистрали правильно заполнялись фильтрую­ щим материалом, то есть не было бы нигде пустого места, через ко­ торое будет проходить вода. Та­ кая пустота нередко остается между крепительным болтом. Большую роль в освоении рай­ онов промысла на Дальнем Запа­ де траулерами с котлами иа ма­ зутном топливе должно сыграть бюро по рационализации и изоб­ ретательству тралового флота. Ведь все новшества,' внедренные на нашем судне, оформлены в этом бюро. Но одни из них без всякого обоснования отклонены; другие приняты, однако пи на од­ ном траулере не внедряются. По-моему, нужно вес примятые ценны* предложения включать в план оргайидециоино-технических мероприятий, назначать яиц, от­ ветственных за их исполнение с уназанием сроков. Все работники берега, которые связаны непосредственно с обслу­ живанием флота, должны не толь­ ко' добросовестно выполнять ева» повседневные обязанности, но и быть пропагандистами всего нового и передового. Толь­ ко в этом случае можно добиться такого положения, когда все су­ да тралового флота будут рабо­ тать без убытков, рентабельно. И, МАНАКОВ, старший ме­ ханик траулера «Мичуринск», ПРОМЫСЛА БАРЕНЦЕВО МОРЕ В январе в южной части моря будет продолжаться отход рыбы на запад. Этот отход, согласно тем­ пу охлаждения водных масс, про­ исходит медленно и поэтому трес­ ка будет находиться в централь­ ных и .ближних западных районах. Плотных скоплений пикши не ожи­ дается. Наибольшее промысловое значение могут иметь следующие районы: северный склон Мурман­ ского мелководья. Северо-Цент- ралъный район, а также северо- западный и северо-восточный склоны Мурманской банки. К ре­ зервным районам следует отнести прежде всего Демидовскую банку. Треска, зимующая по склонам Медвежинской банки, к концу ян­ варя может продвинуться до гра­ ницы с Копытовской банкой. ДАЛЬНИЕ ЗАПАДНЫЕ РАЙОНЫ В районе Лабрадора — Северной Ньюфаундлендской банки про­ цесс зимнего охлаждения водных масс и усиления Лабрадорского течения начинается в конце декаб­ ря. В январе границы холодных и теплых вод будут выражены слабо, и треска в первой половине меся­ ца еще не создает достаточно плот­ ных и устойчивых концентраций. По мере усиления зимнего выхо­ лаживания водных масс, концент­ рации трески будут уплотняться. На нерестилища Южного Лабра­ дора начнет мигрировать треска с Северной Ньюфаундлендской бан­ ки, поэтому к концу месяца боль­ шая производительность промыс­ ла ожидается на Южном Лабра­ доре. В перечисленных районах иа глубинах свала свыше 400 метров возможен эффективный промысел окуня. Использование благоприятной сырьевой базы может осложнить­ ся из-за погодной и ледовой об­ становки. .На юго-западном склоне банки Флемиш-кап будут увеличиваться концентрации преднерестовой трески. Ввиду небольшой мощно­ сти стада, создавать большую группу судов здесь не рекомен­ дуется. На глубинах свала свыше 450 метров по всем склонам бан­ ки сохранятся концентрации оку­ ня. Во второй половине января воз­ можен промысел зимующей трес­ ки на Банан-банке. НО РВЕЖ СКО Е МОРЕ Результаты научной экспедиции на БМРТ «Гоголь» по оценке со­ стояния запасы сельди на основ­ ной зимовке ее в Норвежском мо­ ре во второй декаде декабря 1964 года показали, что несмотря на меньшую акваторию промысла, общий запас сельди в районе зим- nerQ промысла против прошлого года возрос в количественном вы­ ражении на 11,5 млрд. особей, а также и по весу.' Промысловая обстановка в ян­ варе при благоприятной погоде будет не хуже, а возможно, луч­ ше, чем в январе минувшего го­ да. Промысловые скопления в первую декаду месяца должны устойчиво держаться в опреде­ лившемся районе основной зимов­ ки, в пределах 85—92 рядов меж­ ду литерами — я— эл Заметное продвижение косяков в восточ­ ном направлении к основным не­ рестилищам, расположенным у западного побережья Норвегии, начнется в конце первой — нача­ ле второй декады месяца. До конца второй декады пред­ нерестовые скопления будут пере­ мещаться на восток со скоростью около 10 ыиль в день. Затем, после перехода их через фронт теплых вод, скорость миграции с каждым днем будет увеличивать­ ся и в конце третьей декады дос­ тигнет 20—30 миль в сутки. Про* мысловому флоту необходимо учитывать это при выборе места лова на каждый следующий день. В связи с весьма хорошим со­ стоянием сырьевой базы в январе можно ожидать, что промысел бу­ дет более производительным. Средний улов на сеть должен быть не менее 105—115 кг> на дрейф — около 8,5—9 тонн. ПИНРО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz