Рыбный Мурман. 1965 г. Январь.
Подтверждено многолетним опытом С большим воодушевлением встретил экипаж нашего трауле ра приветствие Центрального Ко митета КПСС и Совета Министров СССР морякам рыбопромыслового флота, рыбакам-колхрзникам, всем работникам рыбной промышлен ности страны. » - В замечательной трудовой по беде, одержанной тружениками рыбной промышленности Союза в 1964 году, есть доля и нашего труда. В прошлом году по вылову рыбы экипаж траулера «Мичу ринск» вышел на второе место по флоту. Только в ноябре мы заго товили 1640 центнеров рыбы в полуфабрикате повышенной сорт ности, в чем немалая заслуга мас тера по обработке рыбы Ивана Сафоновича Власова. Но мы, однако, не обольщаемся своими успехами. Каждому про мысловику ясно, чтв в 1964 го ду Мурманский траловый флот работал ниже своих возможностей и оказался в большом долгу перед государством. Между тем у нас есть все усло вия работать лучше, что под тверждается опытом передовых экипажей. В этой статье я хочу высказать ряд замечаний по улучшению экс плуатации паровых траулеров, которых еще много остается на флоте. По моему мнению, суда ти па РТ-308 могут находиться на промысле в рейсе продолжитель ностью в четыре месяца, как и траулеры типа «Пионер». Что для этого требуется? Преж де всего правильный режим ра боты паросиловой установки и, естественно, главной машины. Главное, надо постоянно следить за тем, чтобы в котел не попа дало масло и меньше в нем было забортной воды. Попадая в котел, она оставляет соль на поверхно сти нагрева и, как плохом про водник тепла, снижает коэффи циент полезного действия котла. Возможно ли "эксплуатировать паровые котлы неопределенно долго и не допустить отложения накипи на поверхности нагрева? Иа этот вопрос можно ответить только положительно. Еели не до- ауекать в котел попадания обиль- аШ количества забортной веды м не превышать в нем хлоридов, поддерживая в период всей экс плуатации натронное число и*, то «тложения накипи вообще ве бу дет. Наоборот, даже имевшаяся на кипь станет разрушаться. Как правило, забортная вода попадает в котел тремя путями: через конденсатор, клапанные ко робки и из опреснителя в пе риод его работы. На траулере «Мичуринск» с начала его- эксплуатации конден сатор ни разу не ремонтировал ся, тогда как на многих судах такого же типа за тот же период производили средний ремонт кон денсаторов с заменой всех трубок. И однако, несмотря на это, со гласно лабораторным данным, во да в котлах тут не стала лучше. Я уже рассказывал на страницах «Рыбного Мурмана», за счет чего машинная команда «Мичуринска» обеспечивает надежную эксплуа тацию машинно-котельной уста новки длительный период. Но своему техническому состоянию она позволяет нам плавать восемь лет без среднего ремонта. И секретов тут особых нет. Что бы поддерживать конденсатор в хорошем состоянии, надо устра нить течь, обжать манжеты, пос ле чего через каждые шесть ме сяцев (независимо от того, есть ли течь или нет) вскрывать кормо вые малые крышки, наполнять конденсатор водой через клапан ную коробку от работанного пара рулево! машинки. Для этого надо предварительно за глушить две труб ки на пароструй ном холодильнике, подняв давление в трубках отработан ного пара, свя занных водонодо- греватёлями, и соединив этот трубопровод с кон денсатором. Немаловажную роль имеет про дувка котла клапаном верхнего и нижнего продувания. Всем изве стно, что при самой тщательной фильтрации воды в котел все-таки попадает масло, хотя и в незна чительном количестве. Вот при помощи продувки котла мы и уда ляем его ежесуточно' с Юркала испарения; • '• I* '» • . • • • •> t * * • • • . Правильная продувка котла требует определенных навыков. Прежде всего, воронка для про дувки должна находиться в водя ном пространстве, а после про дувки — в паровом, при мини мальном расходе воды. В практике бывают такие слу чаи, когда механики, продувая котел клапаном верхнего проду вания, не учитывают дифферент судна. А от него зависит качество продувки. В том случае, когда дифферент будет на нос, водомер ные стекла поднимутся, воровка онустмтся м, наоборот, при диф ференте иа корму водомерные стекла опускаются (уровень в стеклах увеличивается), уровень воронки поднимается. Следова тельно, при продувке котла меха ник будет ориентироваться уров нем воронки, вынесенным на стекле. В первом случае ' 1котел будет продут краном .верхнего продувания и воровка остается покрытой водой, а масло будет плавать на ней. Во втором слу чае, котел будет продут, когда воронка перейдет в паровое про странство, а масло останется на зеркале испарения. В период продувки котла кла паном верхнего продувания сле дует выводить из работы среднюю топку, которая в рабочем положе нии мешает подходить маслу к воронке. При неучете указанных факторе получается то, что на зеркале испарения накапливается обильное количество масла, кото рое теряет плавучесть и, опус каясь вниз, садится на поверх ность топок. От этого прекращает ся передача тепла от стенок к во де, стенки топок перегреваются, топки деформируются, котел вы ходит из строя. От загрязнения поверхности нагрева накипью и маслом со стороны воды и сажей со сторо ны огненного пространства коэф фициент полезного действия кот- тельные средства должны рабо тать безотказно. При осмотре конденсатора под давлением в две атмосферы вы обнаружите сразу все трубки, имеющие свищи. Обнаруженные с дефектами трубки следует заглу шить конусными латунными за глушками, предварительно забив концы трубок отходами асбесто вой набивки. Такой способ поз волит выбраковать все негодные трубки. В последнем рейсе, после го довой эксплуатации мы провери ли герметичность конденсатора. Все трубки оказались в хорошем состоянии. Многолетняя работа на судах тралового флота позволяет мне сделать вывод, что ремонт кон- ла падает от 80 до 50 процентов и ниже. Эта потеря равняется до полнительному расходу топлива примерно на две главных маши ны. А котел на это не рассчитан, неизбежно деформирование топок от образования на поверхности нагрева слоя пара, который так же имеет плохую теплопровод ность. Чем выше температура об разовавшегося пара иа поверхно сти нагрева, тем хуже его тепло проводность. Таким образом, чтобы добить ся успеха в работе, требуется поднять коэффициент полезного действия до расчетного максиму ма, а то и выше за счет исполь зования отработанного пара от вспомогательных механизмов. Это и практикуется на нашем трау лере. Паровые траулеры, работающие на Дальнем Западе, могут плавать не хуже, а, может, и лучше ди зельных судов типа «Пионер», если они будут готовиться к этим рейсам, как следует. Хорошей под готовкой можно считать такую, когда старший механик напишет дефектную ведомость (особенно по трубопроводам и клапанным коробкам систем) с расчетом за мены тех деталей, которые навер няка не выдержат работы в че тырехмесячном плавании. , Практикой установлено, что весь трубопровод вторичного пара от опреснителя, даже при хоро шей эксплуатации, не выдержи вает четырехмесячного плавания. Клапан верхнего и нижнего про дувания и забортная пробка не должны иметь пропусков. Пита денсаторов (замена трубок) нужно производить как можно реже, не менее как через восемь лет. Как правило, в поставленных новых трубках через год появляются свищи. По моему заключению, от дельные новые трубки изготовле ны не из сплошного сплава цин ка и меди, а с примесью зе рен чистого цинка, который в с о л е н о й воде быстро расходуется как элемент. В ре зультате в трубке появляется от верстие, через которое забортная вода попадает в котел. В конденсаторах, установлен ных на нашем траулере, около 900 трубок, а недоброкачествен ных оказалось всего 1,7 процен та, то есть за шесть лет эксплуа тации мы заменили только 16 трубок. Судовым механикам следует обратить внимание и на такой факт. В случае, когда конденса тор находится в исправном со стоянии, а хлориды в котле рас тут, необходимо проверять герме тичность закрытия клапанов прес ной воды, расположенных в ко робке забортной воды. Большое попадание хлоридов происходит во время работы опреснителя. По этому. необходимо особенно тща тельно следить за его эксплуата цией. Машинная команда нашего траулера считает, что только пра вильная и эффективная эксплуа тация опреснителя позволит обес печить нормальную работу кот ла. Благодаря этому мы четыре месяца обходились без котло- чистки, и это не предел. Я считаю, что нам нужно до биться такого положения, чтобы чистку котлов производить толь ко в том случае, когда требует ся ремонтировать котельную ар матуру или гарнитуру и чйстйтВ котлы в теплое время года. На нашем траулере опресви- тель в большинстве случаев при водится в действие отработанным- паром, а когда воды мало — свежим, цикличным способом, беа- поплавкового регулятора. Этот ре гулятор заменен невозвратным клапаном. Мне кажется, техническому от делу флота давно пора собрать и обобщить все предложения по улучшению работы опреснителей, найти наилучший способ и этим самым поднять коэффициент по лезного действия котлов. Большое значение для повыше ния коэффициента полезного дей ствия имеет докотловая обработка конденсата, то есть отделение масла от него. Этому на нашем судне уделяется серьезное внима ние. Мы стараемся правильно использовать фильтрующие мате риалы. В частности, кокс, погло щающий поверхностным слоем масло, постоянно держим в воде. Известно, чем выше подогрев конденсата, тем больше масла высвобождается из эмульсионного состояния и вследствие малого удельного веса выплывает на по верхность, откуда легко удаляет ся. Поэтому нужно постоянно сле дить, чтобы матерчатые фильтры на нагнетательной магистрали правильно заполнялись фильтрую щим материалом, то есть не было бы нигде пустого места, через ко торое будет проходить вода. Та кая пустота нередко остается между крепительным болтом. Большую роль в освоении рай онов промысла на Дальнем Запа де траулерами с котлами иа ма зутном топливе должно сыграть бюро по рационализации и изоб ретательству тралового флота. Ведь все новшества,' внедренные на нашем судне, оформлены в этом бюро. Но одни из них без всякого обоснования отклонены; другие приняты, однако пи на од ном траулере не внедряются. По-моему, нужно вес примятые ценны* предложения включать в план оргайидециоино-технических мероприятий, назначать яиц, от ветственных за их исполнение с уназанием сроков. Все работники берега, которые связаны непосредственно с обслу живанием флота, должны не толь ко' добросовестно выполнять ева» повседневные обязанности, но и быть пропагандистами всего нового и передового. Толь ко в этом случае можно добиться такого положения, когда все су да тралового флота будут рабо тать без убытков, рентабельно. И, МАНАКОВ, старший ме ханик траулера «Мичуринск», ПРОМЫСЛА БАРЕНЦЕВО МОРЕ В январе в южной части моря будет продолжаться отход рыбы на запад. Этот отход, согласно тем пу охлаждения водных масс, про исходит медленно и поэтому трес ка будет находиться в централь ных и .ближних западных районах. Плотных скоплений пикши не ожи дается. Наибольшее промысловое значение могут иметь следующие районы: северный склон Мурман ского мелководья. Северо-Цент- ралъный район, а также северо- западный и северо-восточный склоны Мурманской банки. К ре зервным районам следует отнести прежде всего Демидовскую банку. Треска, зимующая по склонам Медвежинской банки, к концу ян варя может продвинуться до гра ницы с Копытовской банкой. ДАЛЬНИЕ ЗАПАДНЫЕ РАЙОНЫ В районе Лабрадора — Северной Ньюфаундлендской банки про цесс зимнего охлаждения водных масс и усиления Лабрадорского течения начинается в конце декаб ря. В январе границы холодных и теплых вод будут выражены слабо, и треска в первой половине меся ца еще не создает достаточно плот ных и устойчивых концентраций. По мере усиления зимнего выхо лаживания водных масс, концент рации трески будут уплотняться. На нерестилища Южного Лабра дора начнет мигрировать треска с Северной Ньюфаундлендской бан ки, поэтому к концу месяца боль шая производительность промыс ла ожидается на Южном Лабра доре. В перечисленных районах иа глубинах свала свыше 400 метров возможен эффективный промысел окуня. Использование благоприятной сырьевой базы может осложнить ся из-за погодной и ледовой об становки. .На юго-западном склоне банки Флемиш-кап будут увеличиваться концентрации преднерестовой трески. Ввиду небольшой мощно сти стада, создавать большую группу судов здесь не рекомен дуется. На глубинах свала свыше 450 метров по всем склонам бан ки сохранятся концентрации оку ня. Во второй половине января воз можен промысел зимующей трес ки на Банан-банке. НО РВЕЖ СКО Е МОРЕ Результаты научной экспедиции на БМРТ «Гоголь» по оценке со стояния запасы сельди на основ ной зимовке ее в Норвежском мо ре во второй декаде декабря 1964 года показали, что несмотря на меньшую акваторию промысла, общий запас сельди в районе зим- nerQ промысла против прошлого года возрос в количественном вы ражении на 11,5 млрд. особей, а также и по весу.' Промысловая обстановка в ян варе при благоприятной погоде будет не хуже, а возможно, луч ше, чем в январе минувшего го да. Промысловые скопления в первую декаду месяца должны устойчиво держаться в опреде лившемся районе основной зимов ки, в пределах 85—92 рядов меж ду литерами — я— эл Заметное продвижение косяков в восточ ном направлении к основным не рестилищам, расположенным у западного побережья Норвегии, начнется в конце первой — нача ле второй декады месяца. До конца второй декады пред нерестовые скопления будут пере мещаться на восток со скоростью около 10 ыиль в день. Затем, после перехода их через фронт теплых вод, скорость миграции с каждым днем будет увеличивать ся и в конце третьей декады дос тигнет 20—30 миль в сутки. Про* мысловому флоту необходимо учитывать это при выборе места лова на каждый следующий день. В связи с весьма хорошим со стоянием сырьевой базы в январе можно ожидать, что промысел бу дет более производительным. Средний улов на сеть должен быть не менее 105—115 кг> на дрейф — около 8,5—9 тонн. ПИНРО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz