Рыбный Мурман. 1965 г. Январь.
В РЫБНЫХ БАССЕЙНАХ СТРАНЫ Машина для укладки сельди в банки На Калининградском экспе риментально-механическом за воде прешла предварительные технологические испытания из готовленная коллективом пред приятия первая опытная маши на для механизированно» ук ладки кусочков. сельди в 245-граммовые консервные бан ки. Это довольно сложный по устройству агрегат. В его бункер загружается целая сельдь, которая затем с помо щью специальных механизмов уплотняется и в виде пучка по дается м консервным банкам, установленным на конвейере. В этот момент срабатывает меха нические нож, рассекающий пучки сельди на кусочки, кото рые сразу же плотно уклады ваются в банки. Новая машина создана ра ботниками Центрального кон структорского бюро Государ ственного производственного комитета по рыбному хозяйству СССР. Ее проектная произво дительность — 36—4# баком в минуту. Новые рыбные изделия Коллектив . J J иепайского ры боконсервного комбината освоил выпуск ряда новых ви дов рыбных консервов . В ближайшее время здесь на чнут вырабатывать селедочный паштет в натуральном виде, а также с различными овощами, рыбный плов по-лиепайски с рисом и капустой. На дегустацию представлена опытная партия паштета из селедочной икры и молоки. . Ксптильный цех комбината приступает к выпуску вяленой кильки , по вкусу напоминаю щей таранку . «Рыбак Латвии». НА ПЛАВБАЗЕ «ХИБИНСКИЕ ГОРЫ» Громадой . многоэтажного дома высится этот могучий корабль над причалом. Три мощных пор тальных крана заглядывают в пасти глубоченных трюмов, то и дело поднимая наверх штабеля уложенных на поддоны картон ных ящиков с замороженной ры бой. А на запорошенной чистым, нетронутым снегом палубе, кроме вахтенного матроса, — ни души. Лишь в глубине корабельного нут ра слышатся голоса портовых ра бочих. Выхваченные наверх шта беля ящиков плавно подаются кранами на специальные площад ки к стоящим у борта судна же лезнодорожным вагонам. Это разгружается пришедшая после первого рейса в далекую Атлантику плавучая база «Хи бинские горы». Новый корабль, еще пахнущий свежестью завод ской окраски, сравнительно не давно пополнял растущий отряд океанских грузовых богатырем, пришедших за последнее время на службу промысловикам рыбно го Мурмана. Доставленная им рыба по ко личеству превышает что-нибудь привозимое с моря другими плав базами. В трюмах 6.380 тонн вместо 4.600, намечавшихся на рейс. Мы сидим в каюте первого по мощника капитана Ф. К. Шапова лова. Как и все моряки, Федор Кузьмкч на борту этого судна но вичок и, быть может, поэтому он с заметным радостным волнением рассказывает о своих впечатлени ях, о работе экипажа, о результа тах первого рейса. Груз принят в океане и обра ботан за 24 дня вместо 32. Не трудно представить, как доста лось корякам, учитывая девяти-, десяти- и даже одиннадцатибалль ные штормы. Темный и хмурый, кипел и неистовствовал под се рым небом океан. Водяные горы поднимались так высоко, что их белая пена вскипала выше мощ ного форштевня «Хибинских гор». Но жизнь на корабле шла своим чередом по установленно му распорядку. Четко наели вах ту палубные матросы Козлов, Гарынин, Молодцов и Привезен- цев. Напряженно шла работа у штурманов Белякова и Кирилен ко. В этом рейсе мм пришлось в условиях штормового океана ос ваивать новую навигационную аппаратуру иностранного произ водства, в частности, лоран, с помощью которого определяется местонахождение судна, и новый пеленгатор марки «Каден Мак-12». Судоводители «Хибинских гор» оказались, как говорится, на вы соте. Руководимые опытным мо реходом, капитаном тов. Елфимо- вым, они быстро освоили новую технику. А как не рассказать о работ «нижних богов» — членов ма шинной команды. Первый помощ ник капитана по этому поводу го ворит одним словом: — Молодцы! Незаурядные способности про явили в этом рейсе, осваивая "нб- вые механизмы, главный механик Арнольд Карпушенко, третий и четвертый механики Юрий Дол- женко м Леонид Хмызенко, мото ристы Анатолий Березин и Олег Шевченко. При переходе к порту на глав ной машине <судна вышел № строя регулятор, сказалась завод ская неисправность. В таких ус ловиях по всем правилам судно нужно было буксировать в бли жайший порт.. Механики плав базы сделали почти невозможное — довели огромный корабль соб ственным ходом. Четкая работа быстро сплотив шегося молодого коллектива по зволила сэкономить для флота большие средства на транспорт ных расходах. Исчезла необхо димость фрахтовать дополни тельную плавбазу и танкер. В океан для промысловиков было доставлено около трех тысяч тонн топлива, большое .^^оличество пресной воды и таре!.; В дни свирепых штормов капи тан нередко спрашивал молодых моряков: — Как, трудновато приходит ся? И тут же добавлял: — Главное, не думайте, что вас качает. А волны хлестали на палубу. Тяжелый корабль то круто вста вал на дыбы, то обрушивался но сом в глубокие впадины. На это не обращали внимания. Спокойно стояли на вахте штурманы и ру левые. Не снимали наушников радисты Слесарев и Лавров. Всегда были на своем посту вра чи Богданов и Стоцкий. Сейчас плавбаза «Хибинежие горы» уходит опять на Запад. Жизнь на корабле идет своих чередом, на одном дыхании г жизнью родной страны. На кораб ле будет свой участок по выборам, в местные Советы депутатов тру дящихся. Начал предвыборную работу агитколлектив. Моряки плавбазы полны реши мости и в новом рейсе перекрыть производственное задание, по мочь промысловикам в их борьбе за увеличение добычи рыбы. Г. КУРГАНОВ. На снимках: вверху — матрос первого класса В. П. Превезенцев, внизу — старший помощник ка питана Л. Ф. Беляков (справа) и четвертый помощник капитана Л. Г. Кириленко. Фото К- Моисеева. ЗА ВЫСШУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ Перед тружениками рыбной промышленности стоит задача — увеличивать вылов рыбы, выраба тывать из нее больше пищевой продукции с наименьшими денеж ными затратами. В решении ее важное значение имеет правиль ное размещение флота по райо нам промысла, наиболее эффек тивное использование производст венных рефрижераторов и плав- Саз. Лабораторией по экономике и организации производства управ ления тралового флота проведен анализ работы траулеров различ ных типов, производственных рефрижераторов и посольных ллавбаз, составлено экономиче ское обоснование эффективности ях использования. Прежде всего необходимо ска зать о производственных рефри жераторах. Они имеют неограни ченный район плавания, совершен- лое технологическое оборудова ние, позволяющее вырабатывать готовые к отправке потребителю высококачественные рыбные това ры. Так, на производственном рефрижераторе «Даурия» имеется морозильная установка, три липни для выработки соленой сельди и линий по выработке пресервов. При работе «Даурии» в Севе ро-Западной Атлантике с трауле рами бортового траления исполь зуется только ее морозильная установка. Результаты эксплуата ции «Даурии» в комплексе с ко раблями первой группы на жид э ком топливе, сдающими на базу свежую разделанную рыбу, выра жаются за год следующими пока зателями: выработка мороженой продукции до 150 тысяч центне ров, прибыль до 500 тысяч руб лей. \ Капиталовложения на строи тельство судна окупятся за 11 лет. Такой срок окупа емости значитель но превышает до пустимый по это му типу судов. Второй вариант работы «Дау рии», рассмотрен ный лаборатори ей, — обслужива ние средних ры боловных траулеров. Производст венный рефрижератор получает от экипажей СРТ свежую и соле ную сельдь, вырабатывает пресер вы, слабосоленую сельдь ящично го и бочкового посола, а также мороженую продукцию. При этом варианте выработка продукции достигает за год 180 тысяч цент неров. Эффективность работы «Даурии» на сельдяном промысле выражается . прибылью в 2 мил лиона рублей и нормальным сро ком окупаемости капитальных за трат — 3 года. Показатели сами говорят за себя. В дальнейшем, с развитием ло ва • сельди разноглубинным тра- лом, важное значение приобрета ет организация своевременной приемки и обработки сельди не посредственно в районе промыс ла. И здесь производственные рефрижераторы типа «Даурия» помогут решить эту задачу. Надо, чтобы возможность пере- ражаются общей годовой при былью в 300 тысяч рублей. При мерно такие же показатели будут и при обслуживании кораблей сельдяного флота. Учитывая это, можно сказать, что для работы с кораблями бортового траления лучше использовать производст венные v рефриже раторы типа «Со ветск». КОНОИИЧЕСКИЙ УШАН] В настоящее время все еще ощущается недо статок транспорт ных рефрижерато ров для обслу живания БМРТ. Если встанет вопрос о сокра щении продолжи- дачи улова с борта средних рыбо- тельности рейса БМРТ из-за недо- ловных траулеров на производст- остатка транспортных рефрижера- венный рефрижератор не застала торов, то не следует бояться по слать на выручку производствен ные рефрижераторы типа «Со ветск» и «Даурия». Расчеты по казывают, что в качестве транс портного рефрижератора «Дау рия» сможет принять за год мо роженую рыбу с девяти БМРТ. Тем самым обеспечивается допол нительный вылов 180 тысяч цент неров фыбы и прибыль в 4,5 мил- экипажи «Мурмансельди» и дру гих флотов главка врасплох. Нужно начинать готовиться к этому, отработать лучшие мето ды передачи свежей сельди. Аналогичные исследования про ведены и по производственным рефрижераторам типа «Советск». Эти рефрижераторы имеют на борту только морозильную уста новку производительностью 50 тонн в сутки. При работе «Советска» в Севе ро-Западной Атлантике конечные результаты обслуживания груп пы судов бортового траления вы- лиона рублей. Нельзя не сказать также и об эксплуатации посольных баз типа «Северодвинск» и «Печенга». Ра бота этих баз с кораблями бор тового траления принесет нема лые убытки. Из-за больших эксплуатационных расходов, свя занных с длительным пребывани ем траулеров на промысле, и низ кой стоимости соленой рыбы, вы работка соленой рыбной продук ции в Северо-Западной Атланти ке нерентабельна и нежелательна. Что же касается вопроса наи более правильного использования траулеров, то нами уже отмеча лось в «Рыбном Мурмане»г что эксплуатация траулеров третьей и четвертой групп в Северо-За падной Атлантике убыточна. Переключение на промысел в районы Северо-Западной Атланти ки траулеров первой и второй групп на жидком топливе, а также кораблей типа «Пионер» эффективно только при условии сдачи рыбы на производственные рефрижераторы для заморажива ния и уловах на промысловые сутки не ниже 120 центнеров. Эффективность использования промысловых кораблей зависит от состояния сырьевой базы, от времени нахождения на лову и т. п. Поэтому надо очень вдумчи во подходить к выбору районов промысла. Лаборатория по эконо мике и организации производства всегда может дать специалистам отдела добычи в этом вопросе свои рекомендации. Н. ЦЫБИНА, начальник лаборатории по экономике н организации производст ва управления тралового „ флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz