Рыбный Мурман. 1965 г. Январь.

В РЫБНЫХ БАССЕЙНАХ СТРАНЫ Машина для укладки сельди в банки На Калининградском экспе­ риментально-механическом за­ воде прешла предварительные технологические испытания из­ готовленная коллективом пред­ приятия первая опытная маши­ на для механизированно» ук­ ладки кусочков. сельди в 245-граммовые консервные бан­ ки. Это довольно сложный по устройству агрегат. В его бункер загружается целая сельдь, которая затем с помо­ щью специальных механизмов уплотняется и в виде пучка по­ дается м консервным банкам, установленным на конвейере. В этот момент срабатывает меха­ нические нож, рассекающий пучки сельди на кусочки, кото­ рые сразу же плотно уклады­ ваются в банки. Новая машина создана ра­ ботниками Центрального кон­ структорского бюро Государ­ ственного производственного комитета по рыбному хозяйству СССР. Ее проектная произво­ дительность — 36—4# баком в минуту. Новые рыбные изделия Коллектив . J J иепайского ры­ боконсервного комбината освоил выпуск ряда новых ви­ дов рыбных консервов . В ближайшее время здесь на­ чнут вырабатывать селедочный паштет в натуральном виде, а также с различными овощами, рыбный плов по-лиепайски с рисом и капустой. На дегустацию представлена опытная партия паштета из селедочной икры и молоки. . Ксптильный цех комбината приступает к выпуску вяленой кильки , по вкусу напоминаю­ щей таранку . «Рыбак Латвии». НА ПЛАВБАЗЕ «ХИБИНСКИЕ ГОРЫ» Громадой . многоэтажного дома высится этот могучий корабль над причалом. Три мощных пор­ тальных крана заглядывают в пасти глубоченных трюмов, то и дело поднимая наверх штабеля уложенных на поддоны картон­ ных ящиков с замороженной ры­ бой. А на запорошенной чистым, нетронутым снегом палубе, кроме вахтенного матроса, — ни души. Лишь в глубине корабельного нут­ ра слышатся голоса портовых ра­ бочих. Выхваченные наверх шта­ беля ящиков плавно подаются кранами на специальные площад­ ки к стоящим у борта судна же­ лезнодорожным вагонам. Это разгружается пришедшая после первого рейса в далекую Атлантику плавучая база «Хи­ бинские горы». Новый корабль, еще пахнущий свежестью завод­ ской окраски, сравнительно не­ давно пополнял растущий отряд океанских грузовых богатырем, пришедших за последнее время на службу промысловикам рыбно­ го Мурмана. Доставленная им рыба по ко­ личеству превышает что-нибудь привозимое с моря другими плав­ базами. В трюмах 6.380 тонн вместо 4.600, намечавшихся на рейс. Мы сидим в каюте первого по­ мощника капитана Ф. К. Шапова­ лова. Как и все моряки, Федор Кузьмкч на борту этого судна но­ вичок и, быть может, поэтому он с заметным радостным волнением рассказывает о своих впечатлени­ ях, о работе экипажа, о результа­ тах первого рейса. Груз принят в океане и обра­ ботан за 24 дня вместо 32. Не трудно представить, как доста­ лось корякам, учитывая девяти-, десяти- и даже одиннадцатибалль­ ные штормы. Темный и хмурый, кипел и неистовствовал под се­ рым небом океан. Водяные горы поднимались так высоко, что их белая пена вскипала выше мощ­ ного форштевня «Хибинских гор». Но жизнь на корабле шла своим чередом по установленно­ му распорядку. Четко наели вах­ ту палубные матросы Козлов, Гарынин, Молодцов и Привезен- цев. Напряженно шла работа у штурманов Белякова и Кирилен­ ко. В этом рейсе мм пришлось в условиях штормового океана ос­ ваивать новую навигационную аппаратуру иностранного произ­ водства, в частности, лоран, с помощью которого определяется местонахождение судна, и новый пеленгатор марки «Каден Мак-12». Судоводители «Хибинских гор» оказались, как говорится, на вы­ соте. Руководимые опытным мо­ реходом, капитаном тов. Елфимо- вым, они быстро освоили новую технику. А как не рассказать о работ «нижних богов» — членов ма шинной команды. Первый помощ­ ник капитана по этому поводу го­ ворит одним словом: — Молодцы! Незаурядные способности про явили в этом рейсе, осваивая "нб- вые механизмы, главный механик Арнольд Карпушенко, третий и четвертый механики Юрий Дол- женко м Леонид Хмызенко, мото­ ристы Анатолий Березин и Олег Шевченко. При переходе к порту на глав­ ной машине <судна вышел № строя регулятор, сказалась завод­ ская неисправность. В таких ус­ ловиях по всем правилам судно нужно было буксировать в бли­ жайший порт.. Механики плав­ базы сделали почти невозможное — довели огромный корабль соб­ ственным ходом. Четкая работа быстро сплотив­ шегося молодого коллектива по­ зволила сэкономить для флота большие средства на транспорт­ ных расходах. Исчезла необхо­ димость фрахтовать дополни­ тельную плавбазу и танкер. В океан для промысловиков было доставлено около трех тысяч тонн топлива, большое .^^оличество пресной воды и таре!.; В дни свирепых штормов капи­ тан нередко спрашивал молодых моряков: — Как, трудновато приходит­ ся? И тут же добавлял: — Главное, не думайте, что вас качает. А волны хлестали на палубу. Тяжелый корабль то круто вста­ вал на дыбы, то обрушивался но­ сом в глубокие впадины. На это не обращали внимания. Спокойно стояли на вахте штурманы и ру­ левые. Не снимали наушников радисты Слесарев и Лавров. Всегда были на своем посту вра­ чи Богданов и Стоцкий. Сейчас плавбаза «Хибинежие горы» уходит опять на Запад. Жизнь на корабле идет своих чередом, на одном дыхании г жизнью родной страны. На кораб­ ле будет свой участок по выборам, в местные Советы депутатов тру­ дящихся. Начал предвыборную работу агитколлектив. Моряки плавбазы полны реши­ мости и в новом рейсе перекрыть производственное задание, по­ мочь промысловикам в их борьбе за увеличение добычи рыбы. Г. КУРГАНОВ. На снимках: вверху — матрос первого класса В. П. Превезенцев, внизу — старший помощник ка­ питана Л. Ф. Беляков (справа) и четвертый помощник капитана Л. Г. Кириленко. Фото К- Моисеева. ЗА ВЫСШУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ Перед тружениками рыбной промышленности стоит задача — увеличивать вылов рыбы, выраба­ тывать из нее больше пищевой продукции с наименьшими денеж­ ными затратами. В решении ее важное значение имеет правиль­ ное размещение флота по райо­ нам промысла, наиболее эффек­ тивное использование производст­ венных рефрижераторов и плав- Саз. Лабораторией по экономике и организации производства управ­ ления тралового флота проведен анализ работы траулеров различ­ ных типов, производственных рефрижераторов и посольных ллавбаз, составлено экономиче­ ское обоснование эффективности ях использования. Прежде всего необходимо ска­ зать о производственных рефри­ жераторах. Они имеют неограни­ ченный район плавания, совершен- лое технологическое оборудова­ ние, позволяющее вырабатывать готовые к отправке потребителю высококачественные рыбные това­ ры. Так, на производственном рефрижераторе «Даурия» имеется морозильная установка, три липни для выработки соленой сельди и линий по выработке пресервов. При работе «Даурии» в Севе­ ро-Западной Атлантике с трауле­ рами бортового траления исполь­ зуется только ее морозильная установка. Результаты эксплуата­ ции «Даурии» в комплексе с ко­ раблями первой группы на жид­ э ком топливе, сдающими на базу свежую разделанную рыбу, выра­ жаются за год следующими пока­ зателями: выработка мороженой продукции до 150 тысяч центне­ ров, прибыль до 500 тысяч руб­ лей. \ Капиталовложения на строи­ тельство судна окупятся за 11 лет. Такой срок окупа­ емости значитель­ но превышает до­ пустимый по это­ му типу судов. Второй вариант работы «Дау­ рии», рассмотрен­ ный лаборатори­ ей, — обслужива­ ние средних ры­ боловных траулеров. Производст­ венный рефрижератор получает от экипажей СРТ свежую и соле­ ную сельдь, вырабатывает пресер­ вы, слабосоленую сельдь ящично­ го и бочкового посола, а также мороженую продукцию. При этом варианте выработка продукции достигает за год 180 тысяч цент­ неров. Эффективность работы «Даурии» на сельдяном промысле выражается . прибылью в 2 мил­ лиона рублей и нормальным сро­ ком окупаемости капитальных за­ трат — 3 года. Показатели сами говорят за себя. В дальнейшем, с развитием ло­ ва • сельди разноглубинным тра- лом, важное значение приобрета­ ет организация своевременной приемки и обработки сельди не­ посредственно в районе промыс­ ла. И здесь производственные рефрижераторы типа «Даурия» помогут решить эту задачу. Надо, чтобы возможность пере- ражаются общей годовой при­ былью в 300 тысяч рублей. При­ мерно такие же показатели будут и при обслуживании кораблей сельдяного флота. Учитывая это, можно сказать, что для работы с кораблями бортового траления лучше использовать производст­ венные v рефриже­ раторы типа «Со­ ветск». КОНОИИЧЕСКИЙ УШАН] В настоящее время все еще ощущается недо­ статок транспорт­ ных рефрижерато­ ров для обслу­ живания БМРТ. Если встанет вопрос о сокра­ щении продолжи- дачи улова с борта средних рыбо- тельности рейса БМРТ из-за недо- ловных траулеров на производст- остатка транспортных рефрижера- венный рефрижератор не застала торов, то не следует бояться по­ слать на выручку производствен­ ные рефрижераторы типа «Со­ ветск» и «Даурия». Расчеты по­ казывают, что в качестве транс­ портного рефрижератора «Дау­ рия» сможет принять за год мо­ роженую рыбу с девяти БМРТ. Тем самым обеспечивается допол­ нительный вылов 180 тысяч цент­ неров фыбы и прибыль в 4,5 мил- экипажи «Мурмансельди» и дру­ гих флотов главка врасплох. Нужно начинать готовиться к этому, отработать лучшие мето­ ды передачи свежей сельди. Аналогичные исследования про­ ведены и по производственным рефрижераторам типа «Советск». Эти рефрижераторы имеют на борту только морозильную уста­ новку производительностью 50 тонн в сутки. При работе «Советска» в Севе­ ро-Западной Атлантике конечные результаты обслуживания груп­ пы судов бортового траления вы- лиона рублей. Нельзя не сказать также и об эксплуатации посольных баз типа «Северодвинск» и «Печенга». Ра­ бота этих баз с кораблями бор­ тового траления принесет нема­ лые убытки. Из-за больших эксплуатационных расходов, свя­ занных с длительным пребывани­ ем траулеров на промысле, и низ­ кой стоимости соленой рыбы, вы­ работка соленой рыбной продук­ ции в Северо-Западной Атланти­ ке нерентабельна и нежелательна. Что же касается вопроса наи­ более правильного использования траулеров, то нами уже отмеча­ лось в «Рыбном Мурмане»г что эксплуатация траулеров третьей и четвертой групп в Северо-За­ падной Атлантике убыточна. Переключение на промысел в районы Северо-Западной Атланти­ ки траулеров первой и второй групп на жидком топливе, а также кораблей типа «Пионер» эффективно только при условии сдачи рыбы на производственные рефрижераторы для заморажива­ ния и уловах на промысловые сутки не ниже 120 центнеров. Эффективность использования промысловых кораблей зависит от состояния сырьевой базы, от времени нахождения на лову и т. п. Поэтому надо очень вдумчи­ во подходить к выбору районов промысла. Лаборатория по эконо­ мике и организации производства всегда может дать специалистам отдела добычи в этом вопросе свои рекомендации. Н. ЦЫБИНА, начальник лаборатории по экономике н организации производст­ ва управления тралового „ флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz