Рыбный Мурман. 1965 г. Январь.
£2|рЯК£ ЖЩь У * \&Jl & ’ f: ^ 4" -t ' %- Л .... К а п р о н п о л у ч и л « У Однажды в кабинете начальни ка инструментально-эксперимен тального цеха *раздался телефон ный звонок. Говорил Стальнов. — Александрыч, зайди в плано вый. Гладышев знал, что Виктор Ильич так просто не будет зво нить. К его приходу в плановом отделе уже сидели Бутусов и Рож дественский. Они склонились над бюллетенем бюро технической ин формации. Гладышев взглянул в заголовок: .«Омский СНХ». «С че го 45ы это изучать новинки оми ча»; — подумал он. — Родствен ных предприятий в этом совнар хозе как будто нет*. Заметив не доумение Гладышева, Стальнов яреддожил: — Присаживайся и ты, вникни, что к чему. Стоило прочесть несколько аб- эаяея вводной части, как Глады шев сориентировался: предстоит заработать над внедрением капро нового литья. Но где взять капрон? В гу по- ру получить его было не так:то аросто. У кого-то явилась мысль: неограниченные запасы капроно вых отходов имеются в траловом «флоте. Раздобыть обрывок сети, сде лать примитивную машинку было делом десятка дней. И вот все го тово. Первая плавка. Первые кап роновые детали. Экспериментато ры держали на ладонях еще горя чие отливки — незамысловатые’ втулки. Они уже строили радуж ные планы о переводе сотен дета лей на капрон. Их не обескура жило, что капрон получился ка кой-то грязно-бурый, с разводами и спрессованными складками. Первым' «спустился с облаков» Г ладышев. — А что, если их легонько по стукать, не развалятся ли? — Тоже мне, метод исследова ния! Проточи лучше одну втул ку на половину длины, другую разрежь вдоль па фрезерном, тог да и посмотрим структуру, — предложил Стальнов. Через два дня оставшиеся втул ки стали трескаться, с поверхно сти стали отходить слои капрона. Еще и еще пытались отливать втулки. Результаты прежние. Помощь пришла неожиданно. Как-то Рождественский встретил ся в Мурманске со своим давним приятелем инженером ПИИРО Мироном Литинским. Как всегда, посыпались вопросы: чем занима ешься, что нового? Оказалось, что Мирон Абрамович только что вер нулся из командировки, целью ко- •ЧУВСТВУЯ локоть ДРУГ ДРУГА Ведавво в жизни консервного ка стер» Николая Васильевича Су- «нова, которого вы видите на снимке, и его помощника Леонида Стеяаиовича Долговязова произо шло важное еойытие. На заседа л и базового комитета профсоюза тралового флота им было при своено звание ударника комму нистического труда. Суханов — не новичок на фло те. Он начал работать здесь 10 лег назад. Отслужил в рядах Совет ской Армии и снова вернулся в коллектив промыеловиков. Слу жил на юге, на север потянуло: привык Николай Васильевич к су ровым просторам северных морей, полюбил нелегкий труд рыбаков. В 1963 году Суханов и Долго вязое встретились на «Витебске». Прошло время, и они стали пони мать друг друга с полуслова. Ре шил бороться за звание ударника коммунистического труда Суханов, зазорным для себя посчитал от ставать ст него и Долговязов. В восьмой класс заочной школы по ступил Николай Васильевич, засел за учебники и стал готовиться к поступлению в эту школу и Лео нид Степанович. Хорошо идут по жизни това рищи, отлично работают. План прошлого года по выработке кон сервов они перевыполнили в два раза, задание последнего рейсч года перекрыли вчетверо. А дело 4>ыло нелегкое. Не стало привыч ного сырья — тресковой печени, пришлось осваивать консервы из ставриды, скумбрии и сардины. — Справились неплохо, — го ворит Суханов. — В течение двух лет на консервы, которые мы вы пускаем на «Витебске», ни одной рекламации не поступило. В пос леднем рейсе нам трудно было. Уставали изрядно. Отдыхали по i часа. Откуда и силы брались. Не уходили с вахты, пока все сырье не обработаем, делали по 800 ба нок консервов, а иногда и больше. Вместо 400 по плану. В особо трудные моменты ря дом были коммунист технолог Ва силий Иванович Болотин, мастер по обработке рыбы Михаил Вуль- цев, Павел Чеченин. Глядишь, тут же оказывались, закончив свою вахту, матросы-рыбообработ чики Юрий Басов и Борис Соко лов. — Что делать надо? — справ лялись Юрий и Борис и с готовностью принимались за рас фасовку рыбы или помогали укла дывать банки в автоклавы. Закончится нелегкая вахта, ка жется, ни до чего уж руки не дой дут, так человек устанет. Ан, нет. Кандидат в члены КПСС Суханов входит в состав ревизионной ко миссии. Его обязанность — про верить работу камбуза, суровой лавочки. А на переходах Николай Васильевич уже прочно садится за учебники. Ему в этом охотно по могают четвертый помощник ка питана Константин Заулан, чет вертый механик Роман Беленький, механик-наладчик Владимир Бар- башов. — Товарищи здорово помогли мне, — с признательностью го ворит Суханов, — трудно было осиливать математику, ведь у ме ня был десятилетний перерыв в учебе. Они и сейчас готовы прид ти на помощь в любую минуту. Иногда я и сам разбираюсь, а кто- нибудь яз них рядом сидит, про веряет, как у меня идет дело. И вот с такой же признатель ностью думают о Суханове матро сы Анатолий Поветьев, Борис Со колов, Анатолий Романов. Они за нимаются в пятом классе заочной школы моряков. Им помогает учиться Николай Васильевич. Чувство локтя, товарищеской взаимопомощи — замечательные качества советского человека. Но он идет дальше — строит свою жизнь по более сложному закону будущего — по моральному кодек су строителя коммунизма. Но нему держат равнение члены эки пажа «Витебска». Г. ЛЫСЕНКО . торой было изучение производст ва капронового лнтья. Тогда же в записной книжке Рождественского’1' появились пер вые записи о режимах плавления, наброскн конструкции шприц-ма шины, расчеты нагревательных элементов. В БРИГАДЕ ТВОРЧЕСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО СОДРУЖЕСТВА Вскоре на заводе появилась но вая установка для капронового литья. Конечно, она была далека от совершенства. Не выдерживал ся температурный режим. Кроме того, машина «стреляла». Дело в том, что агрегат действовал на пневматическом прижиме возду хом. После выдавливания капрон «прихватывал» шприц. И когда возрастающее давление отрывало его, он со страшной силой молни еносно взлетал, вверх. ^ К этому не мог привыкнуть да же видавший виды слесарь, в прошлом моряк тралового флота, Николай Раздобурдии. — Ракета! — воскликнул он. Но искателям было не до шу ток. Хоть и с некоторыми перерыва ми, машина совершенствовалась. Первым крупным шагом явилась замена пневматического давления гидравлическим (масляным). Этот выход из создавшегося положения нашел . Виктор Ильич Стальнов. Машина перестала «стрелять». Однако не получалось то одно, то другое. Капрон пережигался, превращался в уголь. Здесь ска зал свое слово Рождественский. — Чудаки мы, братцы. Пытаясь сделать шприц объемным, мы пре дусмотрели ему большой диаметр, а не задумались над самым про стым — нельзя ровно прогреть всю этакую толщину заложенного ка прона. Края плавятся быстро, а сердцевина... Все выжидательно -посмотрели на него. — Для того, чтобы сохранить обдом, — продолжал Рождествен ский, — нужно уменьшить диа метр, а высоту соответственно уд линить. Предложение было принято, ма шину снова переделали. Прогре ваемость стала лучше. Пережог происходил и по дру гим причинам. Никто не знал оп тимальной температуры плавле ния. Даже литературные источни ки по-разному определяли пара метры температурного режима. Капроновое литье не отвечало и другим техническим требованиям. В чем дело? Известно, что капроновая пря жа, используемая для рыболовных сетей, подвергается всевозможным химическим и физическим воздей ствиям: соленой воды, солнца, планктона, разлагающихся водо рослей... Московский институт пластических материалов катего рически утверждал, что капрон под воздействием ультрафиолето вого облучения и насыщения соля- ми морской воды теряет свои свойства и практически непригоден для вторичного использования. Однако бригада набралась сме лости вступить в спор. Вступить — вступила, но даже продолжитель ные опыты, положительных ре зультатов не дали. Грязно бурые капроновые отходы не могли пой ти в производство. Их нужно бы ло промыть, обезжирить, измель чить и высушить. Попробовали провести часть этих операций на существующей стиральной машине в гараже за вода. Рваные коацы забили все выходы, и рабочие, вызванные для устранения последствий экспери ментов, долго* и в самых смачных выражениях вспоминали «прожек теров», выведших из строя кана лизацию.. Не оправдали ожиданий и новые моечные машины, одна основанная на вибрационном ме тоде, другая — на циркуляции во ды с помощью сжатого воздуха. Выход нашел слесарь Николай Ильич Раздобурдии. Он предло жил стиральную машину того же цилиндрического типа, только с принципиально новой системой змеевиков и с подогревом воды паром. Идею слесаря, после детального обсуждения, приняли. Сделали ма шину. Испытания дали прекрас ные результаты. После некоторых доделок машина стала не только стирать, но и прополаскивать кап роновые отходы. Из грязно-бурых на вид и жестких на ощупь, они становились светлыми и мягкими. Внешне многие отливки тоже иной раз получались эластичны ми и красивыми. Но как поведут они себя в промышленном исполь зовании, пока никто не знал. А зна!ь было необходимо. Нельзя же работать вслепую! На выручку пришел начальник химической лаборатории инженер Иван Бугаенко, С его помощью члены бригады создали инструмен. ты, подобрали реактивы и обору дование для испытания капроно- -аого литья, . . . > } В процессе экспериментн^юадавя и дальнейшей работы было .уста новлено, что ценнейшее качество капрона — его высокая износоус тойчивое гь — в «сухопутныл» ус ловиях почти полное гью-сохра няется и при повторной 'Переплав ке. Сейчас многие механики-(доков тралового и сельдяного фдат^в одобрительно . говорят: . «Чт.О? ж, капроновые детали совсем непло хая вещь». Опыт, приобретенный в искани ях, пригодился при создании еще одной шприц-машины. Ее произ-"" водительность в два с лишним ра за выше прежней установки. Мак- * симальное давление прессования 250 атмосфер против 120, поэтому улучшилось и качество отливок. Сейчас ежемесячно из капрона на Кандалакшском механическом заводе изготавливаются до четы рех тысяч деталей. А номенклату ра изделий перевалила за 60 на именований. Заказы на капроно вое литье поступают от локомо тивного депо, авторемонтного за вода, Кировской ГРЭС и других предприятий города и области. . Завод ежегодно получает от применения капронового литья не менее 17 тысяч рублей экономии. Капрон получил на предприятии постоянную прописку. А. БРЫСОВ. ш в в в в в в в а в в е а в в в в в а в в в в в в в а в а в в в в в в в в в в в в в в в а в в в в в в в е и в в в в в в а в в в ) Последний раз молнией сверк нула ослепительная вспышка электрической дуги. Анатолий Шепелев снял защитную маску, выбил из держака огарок электро да. Осмотрелся. Товарищи уже за канчивали смену, сматывали кабе ли, шланги, расправляли затек шие за день спины. Засобирался поспешно и Ана толий. — Куда спешишь, бригадир? Анатолий, не обернувшись на спросившего, коротко ответил: — Дела... Их, действительно, много у бригадира газоэлектросварщиков СРЗ-1 Анатолия Шепелева. Чет вертый год он депутат город ского Совета. Два раза люди вы бирали его на этот ответственный пост. ...Он родился в Мурманске. Здесь четырнадцать лет назад за кончил семь классов и пришел на судоремонтный завод. Учился на сварщика, работал, стал бригади ром. Коммунисты завода приняли Анатолия в свои ряды. Когда избиратели 185 округа отдали свои голоса за кандидата в депутаты Анатолия Шепелева, он уже учился в вечерней школе. К привычным делам по работе, по дому прибавилась новая забо та. Депутатская группа А. П. Гальянова, в которую вошли Ана толий и его товарищи с СРЗ-1 Па вел Нечай, Сергей Яшин, обслу живала трудный и сложный рай он. Вот почему Анатолию и его товарищам приходилось и прихо дится сегодня решать здесь уйму всевозможных вопросов. Нет осве щения на ули1*е — и с этим обра щаются к депутату, не удобны для жителей часы работы магази на — опять депутат помоги, что- то цены в кулинарном магазине высоки — разберитесь, депутат. И депутат Анатолий Шепелев хло почет, помогает, разбирается. С улицы Полярной правды об ратилась с заявлением работница швейной фабрики Соломатина: не ремонтируется дом, крыша про текает, электропроводка сгорела— никто не меняет. Обращались жильцы дома к директору фабри ки, но ответа никакого. В депутатской группе этим за явлением поручили заняться Ана толию. Послушал он жильцов, осмотрел дом. Действительно, на до ремонтировать. — А что это такое вы с элект ропроводкой сделали? • -г- Сгорела, видите.. —г Сама? ,. . — .Да нет, мы .тут.,,. .. . — Ясно. Сожгли проводку, а теперь хотите за государственный счет новую поставить. Не проведешь депутата. Спра ведливость — главное в его ра боте. Так и порешили. Он потре бует* чтобы директор швейной фабрики нашел средства для ре монта. И проводку пусть даст, только заплатить за нее придется жильцам. ВсКоре Анатолий Шепелев по говорил с директором фабрики, связался с домоуправлением. Об щими усилиями нашли материа лы, рабочих. И люди остались довольны. Взяли супруги Н. из родильно го дома ребенка, усыновили его. И обратились к Шепелеву, —Анатолий Андреевич, помо гите сменить комнату. Здесь нельзя нам оставаться, понимаете? Как же не понять? Подрастет мальчишка, случайно оброненное слово соседей и... Анатолий не один вечер поте рял, чтобы подыскать подходящее для обмена жилье.' Не один вечер. А как ему нужны эти вечера... Семья Шепелевых живет не # хо ромах, в одной небольшой .комна те. После работы надо принести дров, протопить печь, помочь жене Римме посмотреть за детьми. Надо и уроки выучить, и на заня тия поспеть. Десятый клае« Анатолий закончил в прошлом году, а сейчас готовится на за очное отделение в мореходно* училище. Много дел у слуги народа ком муниста А. А. Шепелева. Всего се бя он отдает людям, искреннему служению им. И люди платят ему горячей человеческой благо дарностью. П. ДИМИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz