Рыбный Мурман. 1965 г. Январь.

Во что обходится беспечность Траловый флот отстает с вы- к борту «Атлантики» танкер «Ти- полиением плана по. добыче рыбы, тан» для снабжения топливом. Хо- Одной из причин этого является рошо, что видимость в это время нехватка кораблей в море, за- улучшилась и судоводители «Вы­ держка с выходом их из порта строго» успели произвести необ- на промысел. Для того, чтобы ходимый маневр, выправить положение, помимо два часа буксир «Быстрый» и мер по улучшению^ судоремонта, танкер «Титан» находились в в рыбном порту сейчас организо- дрейфе. Бункеровка задержалась, вано дежурство руководящих ра- „ ботников предприятий главка. Интересно, что когда стали ис- Они контролируют ход подготов- кать виновных, то главный дис­ ки кораблей к промыслу, прини- петчеР судоверфи по флоту и при- мают оперативные меры для чалам тов- Кармановскип начал устранения тех или иных недо- ссылаться на переданную ранее статков телефонограмму начальнику рыо. Лервые же дежурства показы- ного ! 1 ?Р та1 доказывал свою пра- вают, что не все еще работники В0ТУ- Пришлось вмешаться заве- отделов и служб управления тра- дующему иромышленно-транс- лового флота, судоверфи, рыбного портным отделом горкома КПСС порта четко выполняют свои обя- тов- Свиридову, эанности, болеют душой за про- Руководителям предприятий на- изводство, за успех коллектива, до требовать от своих начальни- 21 января, например, пришлось ков отделов и служб самостоя- столкнуться с таким фактом, тельного и правильного решения Траулер «Могилев» готовился к вопросов, оперативности, а не рейсу в Северо-Западную Атлан- пустой траты времени на оправ- тику. Требовалось погрузить две- дания, выискивание «объектив- сти бочек с солью и столько же ных» причин, неполадок. Только порожних. Вот подошла первая при этом условии можно рассчи- автомашина. На ней добрая треть тывать на улучшение работы. <()чек имела вместо четырех по два обруча- Моряки забили тре­ вогу. После принятых мер груз­ чики рыбного порта стали выби­ рать из штабеля на тридцать пя­ том причале хорошие бочки. Бы­ ли подвезены и недостающие об­ ручи. При проверке выяснилось и другое. В большинстве бочек соль оказалась смерзшейся. Хорошо, сели она промерзла на неболь­ шую глубину и оттает. А может случиться так, что морякам при­ дется ломать бочки и кувалдой дробить соль. Позволительно спросить у на­ чальника отдела обработки рыбы управления тралового флота тов. Зевакина: разве так готовят трау­ леры к дальним рейсам? Неужели урок прошлого года, когда очень много рыбного полуфабриката с Дальнего Запада было доставлено пониженной сортностью, не пошел впрок? Неужели нельзя было еемотреть и етсортировать соль и бочки заранее? Вечером этого же числа произо­ шел другой неприглядный случай, который, по счастью, не повлек за собой аварию. Судоверфь, не пре­ дупредив диспетчеров рыбного порта, переставила от перемычки слипа к борту плавбазы «Атланти­ ка» находящийся в ремонте буксир «Богатырь». В это время буксир «Быстрый» должен был поставить Богатые уловы берут моряки большого морозильного траулера «Достоевский». На снимке — очередной подъем трала. Фото М. Головушкина. П О Д Т В Е Р Ж Д Е Н И Е И С Т И Н Ы Прошедший год для моряков Задача коллектива сельдяного ней подборы до 80 кг (50 кг рав- днли уловы до 40 тони в сутки, сельдяного флота был годом даль- флота в 196-5 году — интенсивнее номерно и 30 кг — на голые кон- При работе разноглубинным нейшего освоения активных мето- осваивать близнецовый и разно- цы). Вес углубителя уменьшили тралом следует правильно воору- дов лова — близнецового н разно- глубинный лов, сделать этот спо- до 200 кг. Эти «поправки» дали су- жить нижнюю подбору. Груз на глубинного промысла сельди в соб приемлемым для всех экипа- щественное увеличение уловов. На ней распределялся так: 120 кг„ Северном и Норвежском морях, жей. С этой целью недавно про- СРТ №№ 22 и 21 всегда поддер- равномерно и 30 кг на голые кон- На близнецовый лов планирова- мысловым отделом управления живали максимальную скорость, цы. Кухтылей — 70 штук равно- -юсь направить двенадцать пар «Мурмансельдь» проведено спецн- т. к. с увеличением ее уловы повы- мерно по верхней подборе, судов, а работало шестнадцать альиое совещание, о котором со- шаются. Траление лучше вести по Циркуляцию нужно производить пар. В Северном море сырьевая общалось уже в одном из номеров ветру. „ а малом ходу во избежание по- база не способствовала высоким газеты «Рыбный Мурмаи». Сове- Успешно работал на близнецо- рЫВа мешка. При пологой цирку- уловам, и все же некоторые эки- щание обобщило все наиболее вом лову и коллектив СРТ-11 (ка* ляции следует применять стопор- пажи имели определённый успех, ценное из опыта промысловиков — питан Р. Е, Морозов). В ноябре, блоки Ухвачева, которые удобны Р_в^жском М0Ре Наблюдалась участников близнецового и разно- промышляя в паре с СРТ-13, вы- и просты в работе. Долго весги траление в Нор­ вежском море нельзя, так как из-за высоких уловов рыба плотно на­ бивается в мешке, мнется, а ме­ шок просто не выдерживает. Ско­ рость траления для судов мощно­ стью 300, 400 л. с. колеблется от __________________________________________________________________________________ 2,8 до 3,5 узла/;' r f Ч . v ■——■■—■■■■■■ .... .......... ■ — ..... . ..... — , При организации близнецового Значительный интерес представ- В конце ноября ориентировались и разноглубинного промысла , . ....ет опыт капитанов СРТ-22 па малые косяки, делали по ним НУЖ,,° учитывать однотипность судов типа «Океан» была переве- ю . Н. Емельянова и СРТ-21 А. П. несколько галсов и достигали уло- СУД0В по мощности, снабжать их дена па промысел сельди разно- Морозова. Они впервые зышли на ьов до 30 тонн. При глубине до в П0РТУ .всем необходимым пром- глубинным тралом. По сравнению близнецовый лов в шестьдесят 300 метров и длине ваеров от 100 во°РУж ением. Д ля возможнрго с другими годами результаты до- третьем году. Поначалу дела шли до 200 метров можно делать пово- пеРех°Да 113 большие, глубины, бычи этим способом заметно улуч- плохо. Обратились за помощью к рот за 5—7 минут без выборки ва- Длина вяеров должна оыть до по- шились. Работа экипажей СРТ-калининградским рыбакам. Посо- еров. На облове «пелагической» лУт°Ра тысяч метров. При боль- болыпая скученность промысло- глубинного лова, ьых судов различных флотилий, ^ _ _ поэтому экипажи близнецов и ■■ ■ разноглубинников работали в стес­ ненных условиях и не на полную мощность. Но даже в та­ ких условиях за 10—15 минут траления отдельные коллективы на активном лову поднимали та­ кие уловы, что подчас мешки тра­ лов не выдерживали и рвались. В 1964 году почти половина ляет лавливали по 150 тонн за месяц. Из опыта разноглубинного и близнецового промысла развивать дальше. НОВАЯ СИСТЕМА УКЛАД КИ ВАЕРОВ При укладке ваеров на бара­ баны грузовых лебедок в ре­ зультате перекосов и больших нагрузок на ваерах образуются заусенцы, происходят порывы отдельных стальных проволок и появляется опасность полно­ го разрыва ваеров. В целях предотвращения порчи и раз­ рыва ваеров на ряде амери­ канских траулеров устанавли­ вались дополнительные направ­ ляющие ролики и улучшалась поверхность барабанов и флан­ цев. Однако эти усовершенство­ вания не нашли широкого рас­ пространения из-за ряда тех­ нических проблем. В настоящее время вопрос удлинения срока службы ваеров и предотвраще­ ния их порчи при намотке на барабаны решается путем внедрения новой системы укладки с использованием спе­ циальных желобчатых (ручье­ вых) рукавов, монтируемых сверх основного барабана. При этом первый ряд ваера укладывается строго по ориен­ тированным ручьям, а после­ дующие — в промежутках между витками первого. Пос­ леднее обеспечивается при по­ мощи дополнительного ваеро- укладчика, который предотвра­ щает также образование колы­ шек благодаря равномерной и /10, СРТ-М-801 «Волгодонск», а ветовалнсь, проконсультировались, сельди трал шел в 15 метрах от ших Уловах мешки, как показала также СРТ-Р-726, 709 и СРТ-Р- н уловы увеличились: за 5—10 поверхности моря (обороты 300). пРактика» часто рвутся. Поэтому 71 i показывает, что это перепек- минут траления поднимали по Во многом положительный ре- их необходимо усилить, «одеть в тнвпый вид лова и его следуе! 20—30 тонн сельди. В прошлом го- зультат работы зависит от способ- броню», что значит поставить ду сельдь располагалась среди ностей капитана, слаженности и на мешки каркас по всей их дли- толщн воды, косяки были не плот- навыков команды. Огромное зна- пе* Пожилины следует делать из нымн. Вначале работали плохо, ченпе имеет и надежная с в я з ь то^ ° же матеРиала> чт0 и Дель во Обратились к польскому капитану Желательно, чтобы на близнецо- избежание неравномерности вы- Вацлаву Решко, экипаж которого вых парах судов были установле- т яж ки - успешно вел промысел. ны радиостанции «Акация». Сле- К а к засвидетельствовал мастер- Капитаи Решко при работе на дует подумать о выделении наставник по добыче Ю. А. Кули- коицентрациях, близких к поверх- учебного судна, где предваритель- ков, в придонном варианте при иости, посоветовал увеличить рас- но можно готовить палубные перетравливании нижних ваеров стояние между судами близнецо- команды к близнецовому промыс- пласти однорядного мешка как бы вой пары, т. к. шум винтов отпу- лу. * «выдуваются», трутся о грунт и гивает сельдь. Расстояние это оп- Итогам работы с разноглубин- зачастую рвутся. В ,30-миллимет- ределяется судном-близнецом. Ес- ным тралом было посвящено вы- ровой пласти рыба сильно объячеи- ли руль лежит 10—-15 градусов «на ступление капитана СРТ-Р-710 вается, ее здесь накапливается до борту» и судно удерживается на Борисенко. тонны. Во избежание этого ниж- заданном курсе, значит расстояние Техника работы почти не отли- ние пласти надо кроить меньшими нормальное. При этом для поддер- чается от обычного тралового ло- и укреплять их добавочными по- жания одинаковой скорости обо- ва. С разноглубинным тралом ра- жилинами. роты главного двигателя близне- ботать даже лучше. Результатив- Таким образом, траловый про- ца должны быть на 10—15 боль- ность же тралений была такова, мысел сельди в 1964 году принёс ше, чем флагмана. что па СРТ-Р-710 не успевали высокие уловы и тем самым под- По рекомендации же капитана убирать пойманную рыбу (судно твердил эффективность активных Решко увеличили загрузку ниж- поисковое). На СРТ-М-8201 дово- методов лова. правильной подаче ваера к грузовым барабанам лебедки. Такая схема уже широко при­ меняется на кранах, грузовых лебедках и буксирах при сравнительно больших нагруз­ ках. С использованием новой системы «Лебус» значительно сократится разрушение поверх­ ности ваеров, применяемых на траловом лове. Для нормальной работы ме­ ханизмов с использованием си­ стемы «Лебус» требуется опре­ деленное дополнительное обо­ рудование, в частности, ручье­ вые рукава (на основные бара­ баны; разных размеров и с соответствующими параметра­ ми желобов в зависимости от •типа применяемых тросов(вае* ров). Хотя новое оборудование увеличит на 10 процентов об­ щую стоимость механизма, это увеличение стоимости быстро окупается за счет значительно­ го удлинения срока службы тросов. Необходимым условием хо­ рошей эксплуатации системы «Лебус» является также нали­ чие четкой маркировки вае­ ров, а также обеспечение опре­ деленного угла ...подхода их к центру барабана (в пределах 2,5 градуса). «Экспресс-Информациях, А в о з и н ы н е В газете «Рыбный Мурман» за работникам ДМ0, хотя бы потому, входит в обязанности первого вах? 25 декабря 1964 года была на- что им приходится носить тера и для чего он поставлен? печатана заметка работника ра- большую массу белья и другого Ведь столовая рабочая, открыто** диоцентра тралового флота С. Ки- имущества на 4, 5, 6, 7 этажи. го типа. ™1Г?Ва Известно, что лифт находится Разве нельзя их работу совме- 2 S ?: - в исправном состоянии и только стить, тем более, что кабина лиф: опечатан инспекцией котлонад- та расположена буквально в зора. И все из-за того, что нет ® ® метрах от их дежурногр лифтеров, нет закрепленного ме- места? Если этого нельзя сделать', ханика. то> безусловно, лифтер нужнее. В то же время внизу около Работники радиоцентра, ДМб. столовой постоянно дежурят два ожидают и надеются, что лифт он нужен сотрудникам радиоцент- вахтера Один — у двери с внут- будет эксплуатироваться. И чем ра, разместившимся на 8— 9 эта- ренней стороны столовой, другой быстрее, тем лучше, жах. Не менее необходим и самим — с внешней. Непонятно, что И. ТЮ РИН. прос о необходимости рабрты лифта при Доме междурейсового отдыха промысловиков. После публикации этой замет­ ки прошел месяц, но лифт по- прежнему бездействует. Особенно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz