Рыбный Мурман. 1965 г. Январь.

И II шьш М 1 Ш АТЛ 41 Т 1 К 1 ЭКИПАЖ ТРАУЛЕРА «ЛААЦЕСТА» — НЕ ПЕРЕДОВОЙ КО­ РАБЛЬ ОН ДАЖЕ НЕ ВЫПОЛНИЛ ГОДОВОГО ПЛАНА, НО Б ЭТОМ МЕНЬШЕ ВСЕГО ВИНОВАТЫ МОРЯКИ. НА СУДНЕ НЕ БЫЛО НАСТОЯЩЕГО КАПИТАНА, КОТОРЫЙ БЫ СМОГ СПЛОТИТЬ ЛЮДЕЙ , ХОРОШО ОРГАНИЗОВАТЬ ИХ ТРУД. ТА ­ КОЙ КАПИТАН И ПРИШЕЛ НА «МАЦЕСТУ» ПЕРЕД ВЫХО­ ДОМ В ОЧЕРЕДНОЙ РЕЙС НА ДАЛЬНИЙ ЗАПАД. И .ВОТ РЕЗУЛЬТАТ- НЕСМОТРЯ НИ НА КАКИЕ ТРУДНОСТИ, РЕЙ­ СОВОЕ ЗАДАНИЕ ПЕРЕВЫПОЛНЕНО. МОРЯКИ «МАЦЕСТЬЬ САМООТВЕРЖЕННЫМ ТРУДОМ И УПОРСТВОМ ДОКАЗАЛИ , ЧТО И В АТЛАНТИКЕ СУДА БОРТОВОГО ТРАЛЕНИЯ МОГУТ БРАТЬ ХОРОШИЕ УЛОВЫ. НА ЭТИХ СТРАНИЦАХ МОРЯКИ «МАЦЕСТЫ» РАССКАЗЫВАЮТ О СВОЕЙ РАБОТЕ. ^DODDOODDDDDDDDODODOOOODOOOOPOODDDDDDODOOODDDDDDOOODODODDDDDDDDDDDDtg С ' □ О Кто хочет , тот добьется Надежные помощники промысловиков е. ПЛОТНИКОВ, КАПИТАН ТРАУЛЕРА «м а ц е с т а » Умелее использование гид­ роакустических рыбопоиско­ вых приборов является сейчас £ одним из основных резервов о по увеличению вылова рыбы. Но на многих кораблях су- g доводители относятся и поис- g новой аппаратуре или с недо- g верием, или же «сверх береж- d лив*». Некоторые напитаны g сами плохо знают приборы, не g доверяют их показаниям и не g разрешают работать штурма­ нам, говоря: «Прибор надо бе- о речь!». Приборы беречь, конечно, Ё надо. Для этого нужно грамот- о но их эксплуатировать. А вот с прикрывать этой фразой свою р безграмотность — это уже ни- ° куда не годится. Личный опыт работы с гид­ ролокатором «Лодар» и эхоло- g том «ХАГ-240» с 1956 года и | по настоящее время дает есно- g ванне заявить, что в районах Б со слабой концентрацией рыбы в и при большой ее- подвижно- в сти успех в работе будет иметь g тот экипаж, который полно- п ценно и умело использует ры­ бопоисковую аппаратуру. На траулере «Мацеста» ус­ тановлен гидролокатор «Ло­ дар». В атлантическом рейсе с 10 октября 1964 года по 13 января 1965 года он использо- jg вался в полной мере всеми су- £ доводителями. Надо прямо ска- 13 зать, что штурманы в начале □ рейса «стеснялись» (очевидно, § тоже из чувства «бережливо- g сти») включать фишлупу. с Пришлось разъяснить им на- □ значение прибора и необходи- § мость применения. g В основу работы был поло- Е жен принцип: «Без показаний d фишлупы трала не спускать!» § Судоводители правильно поня- g ли это требование и строго ру- Е ководствовались показаниями Е прибора. В конечном счете — g задание рейса перевыполнено. Б С О на промысле, не и при подходе к району работы. Грунты и по­ казания глубин отмечались на промысловом планшете. При наличии хороших поиаэаний спускали трал и, как правило, имели хорошие подъемы. Ста­ вили здесь буй, после чего и | нам подтягивались другие ко- □ рабли, если уловы у них были g меньше. 8 Работали мы в основном на Е банке Фпемиш-кап на глуби- □ нах от 250 до 580 метров, g Конечно, на больших глубинах g на экране фишлупы в дневное время почти нет нинаких по­ казаний рыбы, а уловы хоро­ шие. Это объясняется тем, что разрешающая способность при­ бора для больших гяубин мала, и рыба, находящаяся близко к g грунту, на экране не отражает- g ся. Мы не какие-нибудь особенные — самые что ни на есть обыкно­ венные моряки тралового флота. А с планом справились потому, что очень желали этого. Настрое­ ние такое было — в порт без ры­ бы не возвращаться. Революции в промысловом обо­ рудовании и в методах лова мы никакой не сделали. Действовали, как говорят, по-писаному — по инструкции. Руководствовались правилом — в любом деле, а тем паче в промысловом, должен быть полный порядок. И держали его все как один. Конечно, не обошлось и без но­ винок. Например, кабели. Я всег­ да их делаю из ваерного троса. Тяжелее они, но зато трал с ни­ ми хорошо ловит. Длина кабелей — 50 метров. Мы большое значение придаем экономии промыслового оборудо­ вания и времени. В Атлантике грунты тяжелые, часто задевы случаются; трал, разные концы рвутся. После задева, конечно, А. КЛИМ ЕЦ , СТАРШИЙ МАСТЕР ПО ДО БЫ ЧЕ можно перейти на другой трал. Но всегда ли это нужно делать? На­ пример, порвался голый конец верхней подборы. Казалось бы, на­ до переходить на другой трал. А у нас голые концы всегда в за­ пасе есть, мы их заранее сами го­ товим. А раз готовый есть, поста­ вить его можно в два раза быст­ рее, чем на другой трал перейти. Обычно голый конец ставится через чекели (скобы). А мы их за­ менили смоляными привязками. При задеве оня рвутся, а голый конец нет. Опять, выходит, нам меньше времени понадобится для исправления. Мой помощник Николай Матве­ евич Морозов внедрил свою но­ в и к у . Он для усиления сбороч­ ной верхнего крыла поставил сг&льном трос — 14— 17 мм. Ес­ ли голый конец все-таки лопнет при задеве (они, повторяю, очень часты в Атлантике), то стальной □□ □□□□ U и □□□□□□ О □□□□□□□□□□□□ □ □ □ □ 8- Прибор включался не только Ночью же, на больших глу- Е бинах, онунь поднимается над грунтом и показания на экра­ не фишлупы имеются. Уловы были меньше, но это давало основание держаться на месте и ожидать увеличения уловов днем. Так оно и было. На малых глубинах (до 300 —350 метров, когда показа­ ния ярко выражены) с окон­ чанием показаний изменяли курс на обратный и продолжа­ ли облавливать это пятно. В рейсе был такой поучи­ тельный случай. После про­ должительной успешной рабо­ ты уловы резко снизились. Прибор дает хорошие показа­ ния, а рыбы нет. Проявили недоверие к прибору. Но в то же время ка «Могилеве», про­ мышлявшем рядом с нами, ры бой * вся палуба завалена. В чем дело? Оказалось, зря гре­ шили на прибор. Были неис­ правны орудия лова. Их надо сразу проверять при сниже­ нии уловов, а прибору надо верить, это надежный помощ­ ник промысловиков. О работе на Дальнем Западе рассказывает мастер по добыче Алексей Яковлевич . Климец. Фото К . Моисеева. □ □ □ □ □ □ О О □ □ □ □ ' □ □ □ □ □ - □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ о □ □ □ В свободные минуты В. ТРЕТЬЯКОВ, МАТРОС, ЧЛЕН СУДОВОГО КОМИТЕТА, РЕДАКТОР СТЕННОЙ ГАЗЕТЫ «МАЯК». Правда, свободных минут у нас фыдавалось очень мало. Рыба шла и шла. Надо ее обрабаты­ вать. Подчас некогда было книж­ ку в руки взять. Хотелось отдох­ нуть. Но все же иногда оставалось время и на то, чтобы поиграть в шахматы, посмотреть хороший фильм и заглянуть в библиотеку. Кстати, библиотека у нас рабо­ тает на общественных началах. Рыбаки берут книги и сами запи­ сывают их в журнал выдачи. Са­ ми же вычеркивают прочитанные. Это интересный журнал. Пере­ листаешь его и станет ясно, кто любит книги, а кто не особенно их жалует. Очень много читают мастер по обработке рыбы Нико­ лай Лукьянович Неустроев, сле­ сарь-токарь Владимир Кутько, ма­ тросы Юрий Кузьмин и Юрий Тарханов. Эти рыбаки очень лю­ бят хорошие книги и подчас отры­ вают время от своего отдыха, что­ бы прочитать новый роман или повесть. Хорошие фильмы были у нас в этом рейсе. Особенно всем понра­ вились кинокартины «Москва— Генуя» и «Живет такой парень». В нашем коллективе много лю­ бителей шахмат. И в этом, и в других рейсах мы устраивали жаркие бои на шахматных досках. Особенно отличились матросы Михаил Коричко и Анатолий Ма- ланко, третий механик Кремлев и другие. трос спасает крыло трала от раз­ рыва. Мы, мастера по добыче, боль­ шое внимание уделяем кухтылям и бобинцам, их техническому со­ стоянию. Если один из них лоп­ нул, это сразу видно. Такой тре­ буется заменить. А иногда в н м образуются маленькая щелка нлв пробоина. Ее сразу не увидишь, а вода внутрь попадает. С водой кухтыль и бобинец никуда не го­ дятся. Так мы, чтобы определить такой недостаток, простукиваем их. Вообще, у нас, мастеров по до­ быче, много деЯ. Главное, на вах­ те и на авральных работах не бездельничать. Что ни сделаешь— все на пользу пойдет, все приго­ дится. Молодцы у нас и матросы. Крепко они нам помогали в рейсе. На чинке трала, как настоящие мастера по добыче, работали Вик­ тор Штурнев, Павел Коковми. Старший мастер по обработке Ни­ колай Лукьянович Неустроев тоже часто помогал нам. Наш экипаж свежую ры!у пе­ редавал контейнерным способом на производственный рефрижера­ тор «Советск». Его экипажу наше огромнад моряцкое спасибо. Очень хорошо принимал коллектив «Со­ ветска» рыбу. Не успеешь заик­ нуться, а он уж тут как тут. Не мы к нему подходили, а он к вам. Мы с ним так сработались, что за 4 минуты передавали по 10 тонн рыбы. / Ч1, Не могу не сказать вот о чем. С обменом опыта дело на прввыс- ле было плохо организовано. Мы лучше ловили, но к нам ни разу ни один экипаж не обратился за помощью. Случалось, идет рядом с нами другой траулер. У нас подъем 5 тонн, у них — 1 тонна. А спросить, почему у нас больше, стесняются. По прось'б* Зкияажей траулеров «Юг» и «Мирный» мы перед отходом в nopiv подготови­ лись передать им подборы наших тралов. И ведь не взяли, не при­ шли за НИМИ. : >' I I. ■ П р е ж д е в с е г о и То, что второй рейс «Мацест^ на Дальний Запад завершился удачно, — результат прежде все­ го хорошей организаторской рабо­ ты во всех службах корабля. Мы ушли в рейс 10 октября, вернулись утром 13 января. Вместо 4102 центнеров мы дали 4204 центнера рыбы. Из них 3600 центнеров све­ жья. Сделана 25.241 банка консер­ вов, а задание — 12.650. По плану нам предстояло выработать 40 тонн рыбной муки. Выработана 51 тонна. Выполнено задание по клппфиску — 5 тонн. Никогда мы не привозили столько рыбьего жи ­ ра. 6,5 тонны! Вместо 4,5 тонны по плану. Эти данные не сравнишь с ре­ зультатами первого рейса в За­ падную Атлантику. Мы тогда не справились с плановым заданием ни по одному показателю. Каковы причины? Слабый был штурман­ ский состав, судоводители плохо «держались» на рыбе, хотя капи­ тан Николай Лукич Карпович — опытный промысловик, с большим стажем работы на флоте. Кроме того, много рыбы мы потеряли в ожидании баз. 22 суток вылетели в трубу. Это значит, что мы поте­ ряли минимум 1400 центнеров ры­ бы. В этом рейсе экипаж возглавил инициативный, требовательный ка­ питан коммунист Сергей Григорье­ вич Плотников. Честно скажу, я не знаю, когда он спал. Круглые сутки его можно было видеть в рубке, на палубе, в трюме, в ма­ шинном отделении. Командиры «Мацесты» опира­ лись на коммунистов в своей по­ вседневной работе. У нас 5 членов КПСС: капитан, я, старший меха­ ник Сергей Александрович Корко- носов, мастер по добыче Михаил Филиппович Винидиктов, помощ­ ник консервного мастера Валентин Иванович Чурин. Ежерейсно планировали одно партийное собрание в месяц. Но нередко возникала надобность со­ бираться чаще, и мы проводили по 3 собрания в месяц. Вот пример таксго внеочередного собрания. В KOtiue рейса видим — до выпол­ нения плана остается немножко. Надо поднажать. Посоветовались с капитаном. На собрании распре­ делили обязанности. Винидиктов., заместитель председателя поста содействия партийно-государствен­ ному контролю, взял под особое иаблюдеьие качество шкерки, за­ солки и уборкц рыбы, работу в трюме. Матрос Михаил Иванович Киричко — член поста содействия партгосконтролю — старшина первой вахты. Он организовал ра­ боту так, что его вахта стала об­ рабатывать и убирать рыбу еще лучше* * j Положение изменилось. Конт­ роль способствовал быстрейшей уборке рыбы — за два часа мат­ росы убирали до 5 тонн. Сошли на нет потери рыбы. Борьба шла за каждый килограмм. Контроль за обработкой дал очень хорошие результаты. (В прошлом рейсе у нас этого не бы­ ло, и мы умудрились попортить свежье). На всех вахтах прошли совещания по качеству, дважды обсуждали вопросы обработки за­ сольщики и мастер по обработке рыбы. Капитан присутствовал па этих совещаниях. ‘ : * Хорошо работали клипфискники. Мастер по обработке рыбы Нико­ лай Лукьянович Неустроев и за­ сольщики Константин Дмитриевич Рыжов, Анатолий Архипович Кир- пиченко трудились не покладая рук. Им помогали все матросы — делали подрезку, удаляли иЗ ры­ бы внутренности, мыли,1 а засоль­ щики и мастер по обработка г,шке- рили и засаливали клипфиск. Не все сразу пошло гладко. В начале рейса Рыжов и Кирличен- ко скандалить стали, отказыва­ лись делать клипфиск: хлопотно, много времени отнимает. За такое отношение.к важному делу Ры­ жова лишили рейсовой премии. В конце концов дело наладилось. Освоили изготовление клипфиска матросы тт. Богачев, Коричко, Штурнев. ^ Крепкая у нас взаимопомощь Ударник коммунистического труда машинист рыбомучиой установки Иван Петрович Костылев работал очень много. Ему помогали ко­ тельный машинист Леонид Алек­ сеевич Шуклин, машинист второго класса Дмитрий Матвеевич Шемя­ кин. Они подменяли товарища, когда он отдыхал, делали подбив­ ку мешков. Несмотря ни на^ какую загру­ женность, в рейсе люди продол­ жали учиться, « осваивать вторые специальности. Анатолий Афанась­ евич Маланко стал, например, ма­ тросом второго класса, слесарь Владимир Александрович Жигалов — котельным машинистом, маши­ нист второго класса Дмитрий1 Матвеевич Шемякин освоил спе­ циальность котельного машиниста! на матроса Еторого класса сдал

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz