Рыбный Мурман. 1965 г. Январь.
И II шьш М 1 Ш АТЛ 41 Т 1 К 1 ЭКИПАЖ ТРАУЛЕРА «ЛААЦЕСТА» — НЕ ПЕРЕДОВОЙ КО РАБЛЬ ОН ДАЖЕ НЕ ВЫПОЛНИЛ ГОДОВОГО ПЛАНА, НО Б ЭТОМ МЕНЬШЕ ВСЕГО ВИНОВАТЫ МОРЯКИ. НА СУДНЕ НЕ БЫЛО НАСТОЯЩЕГО КАПИТАНА, КОТОРЫЙ БЫ СМОГ СПЛОТИТЬ ЛЮДЕЙ , ХОРОШО ОРГАНИЗОВАТЬ ИХ ТРУД. ТА КОЙ КАПИТАН И ПРИШЕЛ НА «МАЦЕСТУ» ПЕРЕД ВЫХО ДОМ В ОЧЕРЕДНОЙ РЕЙС НА ДАЛЬНИЙ ЗАПАД. И .ВОТ РЕЗУЛЬТАТ- НЕСМОТРЯ НИ НА КАКИЕ ТРУДНОСТИ, РЕЙ СОВОЕ ЗАДАНИЕ ПЕРЕВЫПОЛНЕНО. МОРЯКИ «МАЦЕСТЬЬ САМООТВЕРЖЕННЫМ ТРУДОМ И УПОРСТВОМ ДОКАЗАЛИ , ЧТО И В АТЛАНТИКЕ СУДА БОРТОВОГО ТРАЛЕНИЯ МОГУТ БРАТЬ ХОРОШИЕ УЛОВЫ. НА ЭТИХ СТРАНИЦАХ МОРЯКИ «МАЦЕСТЫ» РАССКАЗЫВАЮТ О СВОЕЙ РАБОТЕ. ^DODDOODDDDDDDDODODOOOODOOOOPOODDDDDDODOOODDDDDDOOODODODDDDDDDDDDDDtg С ' □ О Кто хочет , тот добьется Надежные помощники промысловиков е. ПЛОТНИКОВ, КАПИТАН ТРАУЛЕРА «м а ц е с т а » Умелее использование гид роакустических рыбопоиско вых приборов является сейчас £ одним из основных резервов о по увеличению вылова рыбы. Но на многих кораблях су- g доводители относятся и поис- g новой аппаратуре или с недо- g верием, или же «сверх береж- d лив*». Некоторые напитаны g сами плохо знают приборы, не g доверяют их показаниям и не g разрешают работать штурма нам, говоря: «Прибор надо бе- о речь!». Приборы беречь, конечно, Ё надо. Для этого нужно грамот- о но их эксплуатировать. А вот с прикрывать этой фразой свою р безграмотность — это уже ни- ° куда не годится. Личный опыт работы с гид ролокатором «Лодар» и эхоло- g том «ХАГ-240» с 1956 года и | по настоящее время дает есно- g ванне заявить, что в районах Б со слабой концентрацией рыбы в и при большой ее- подвижно- в сти успех в работе будет иметь g тот экипаж, который полно- п ценно и умело использует ры бопоисковую аппаратуру. На траулере «Мацеста» ус тановлен гидролокатор «Ло дар». В атлантическом рейсе с 10 октября 1964 года по 13 января 1965 года он использо- jg вался в полной мере всеми су- £ доводителями. Надо прямо ска- 13 зать, что штурманы в начале □ рейса «стеснялись» (очевидно, § тоже из чувства «бережливо- g сти») включать фишлупу. с Пришлось разъяснить им на- □ значение прибора и необходи- § мость применения. g В основу работы был поло- Е жен принцип: «Без показаний d фишлупы трала не спускать!» § Судоводители правильно поня- g ли это требование и строго ру- Е ководствовались показаниями Е прибора. В конечном счете — g задание рейса перевыполнено. Б С О на промысле, не и при подходе к району работы. Грунты и по казания глубин отмечались на промысловом планшете. При наличии хороших поиаэаний спускали трал и, как правило, имели хорошие подъемы. Ста вили здесь буй, после чего и | нам подтягивались другие ко- □ рабли, если уловы у них были g меньше. 8 Работали мы в основном на Е банке Фпемиш-кап на глуби- □ нах от 250 до 580 метров, g Конечно, на больших глубинах g на экране фишлупы в дневное время почти нет нинаких по казаний рыбы, а уловы хоро шие. Это объясняется тем, что разрешающая способность при бора для больших гяубин мала, и рыба, находящаяся близко к g грунту, на экране не отражает- g ся. Мы не какие-нибудь особенные — самые что ни на есть обыкно венные моряки тралового флота. А с планом справились потому, что очень желали этого. Настрое ние такое было — в порт без ры бы не возвращаться. Революции в промысловом обо рудовании и в методах лова мы никакой не сделали. Действовали, как говорят, по-писаному — по инструкции. Руководствовались правилом — в любом деле, а тем паче в промысловом, должен быть полный порядок. И держали его все как один. Конечно, не обошлось и без но винок. Например, кабели. Я всег да их делаю из ваерного троса. Тяжелее они, но зато трал с ни ми хорошо ловит. Длина кабелей — 50 метров. Мы большое значение придаем экономии промыслового оборудо вания и времени. В Атлантике грунты тяжелые, часто задевы случаются; трал, разные концы рвутся. После задева, конечно, А. КЛИМ ЕЦ , СТАРШИЙ МАСТЕР ПО ДО БЫ ЧЕ можно перейти на другой трал. Но всегда ли это нужно делать? На пример, порвался голый конец верхней подборы. Казалось бы, на до переходить на другой трал. А у нас голые концы всегда в за пасе есть, мы их заранее сами го товим. А раз готовый есть, поста вить его можно в два раза быст рее, чем на другой трал перейти. Обычно голый конец ставится через чекели (скобы). А мы их за менили смоляными привязками. При задеве оня рвутся, а голый конец нет. Опять, выходит, нам меньше времени понадобится для исправления. Мой помощник Николай Матве евич Морозов внедрил свою но в и к у . Он для усиления сбороч ной верхнего крыла поставил сг&льном трос — 14— 17 мм. Ес ли голый конец все-таки лопнет при задеве (они, повторяю, очень часты в Атлантике), то стальной □□ □□□□ U и □□□□□□ О □□□□□□□□□□□□ □ □ □ □ 8- Прибор включался не только Ночью же, на больших глу- Е бинах, онунь поднимается над грунтом и показания на экра не фишлупы имеются. Уловы были меньше, но это давало основание держаться на месте и ожидать увеличения уловов днем. Так оно и было. На малых глубинах (до 300 —350 метров, когда показа ния ярко выражены) с окон чанием показаний изменяли курс на обратный и продолжа ли облавливать это пятно. В рейсе был такой поучи тельный случай. После про должительной успешной рабо ты уловы резко снизились. Прибор дает хорошие показа ния, а рыбы нет. Проявили недоверие к прибору. Но в то же время ка «Могилеве», про мышлявшем рядом с нами, ры бой * вся палуба завалена. В чем дело? Оказалось, зря гре шили на прибор. Были неис правны орудия лова. Их надо сразу проверять при сниже нии уловов, а прибору надо верить, это надежный помощ ник промысловиков. О работе на Дальнем Западе рассказывает мастер по добыче Алексей Яковлевич . Климец. Фото К . Моисеева. □ □ □ □ □ □ О О □ □ □ □ ' □ □ □ □ □ - □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ □ о □ □ □ В свободные минуты В. ТРЕТЬЯКОВ, МАТРОС, ЧЛЕН СУДОВОГО КОМИТЕТА, РЕДАКТОР СТЕННОЙ ГАЗЕТЫ «МАЯК». Правда, свободных минут у нас фыдавалось очень мало. Рыба шла и шла. Надо ее обрабаты вать. Подчас некогда было книж ку в руки взять. Хотелось отдох нуть. Но все же иногда оставалось время и на то, чтобы поиграть в шахматы, посмотреть хороший фильм и заглянуть в библиотеку. Кстати, библиотека у нас рабо тает на общественных началах. Рыбаки берут книги и сами запи сывают их в журнал выдачи. Са ми же вычеркивают прочитанные. Это интересный журнал. Пере листаешь его и станет ясно, кто любит книги, а кто не особенно их жалует. Очень много читают мастер по обработке рыбы Нико лай Лукьянович Неустроев, сле сарь-токарь Владимир Кутько, ма тросы Юрий Кузьмин и Юрий Тарханов. Эти рыбаки очень лю бят хорошие книги и подчас отры вают время от своего отдыха, что бы прочитать новый роман или повесть. Хорошие фильмы были у нас в этом рейсе. Особенно всем понра вились кинокартины «Москва— Генуя» и «Живет такой парень». В нашем коллективе много лю бителей шахмат. И в этом, и в других рейсах мы устраивали жаркие бои на шахматных досках. Особенно отличились матросы Михаил Коричко и Анатолий Ма- ланко, третий механик Кремлев и другие. трос спасает крыло трала от раз рыва. Мы, мастера по добыче, боль шое внимание уделяем кухтылям и бобинцам, их техническому со стоянию. Если один из них лоп нул, это сразу видно. Такой тре буется заменить. А иногда в н м образуются маленькая щелка нлв пробоина. Ее сразу не увидишь, а вода внутрь попадает. С водой кухтыль и бобинец никуда не го дятся. Так мы, чтобы определить такой недостаток, простукиваем их. Вообще, у нас, мастеров по до быче, много деЯ. Главное, на вах те и на авральных работах не бездельничать. Что ни сделаешь— все на пользу пойдет, все приго дится. Молодцы у нас и матросы. Крепко они нам помогали в рейсе. На чинке трала, как настоящие мастера по добыче, работали Вик тор Штурнев, Павел Коковми. Старший мастер по обработке Ни колай Лукьянович Неустроев тоже часто помогал нам. Наш экипаж свежую ры!у пе редавал контейнерным способом на производственный рефрижера тор «Советск». Его экипажу наше огромнад моряцкое спасибо. Очень хорошо принимал коллектив «Со ветска» рыбу. Не успеешь заик нуться, а он уж тут как тут. Не мы к нему подходили, а он к вам. Мы с ним так сработались, что за 4 минуты передавали по 10 тонн рыбы. / Ч1, Не могу не сказать вот о чем. С обменом опыта дело на прввыс- ле было плохо организовано. Мы лучше ловили, но к нам ни разу ни один экипаж не обратился за помощью. Случалось, идет рядом с нами другой траулер. У нас подъем 5 тонн, у них — 1 тонна. А спросить, почему у нас больше, стесняются. По прось'б* Зкияажей траулеров «Юг» и «Мирный» мы перед отходом в nopiv подготови лись передать им подборы наших тралов. И ведь не взяли, не при шли за НИМИ. : >' I I. ■ П р е ж д е в с е г о и То, что второй рейс «Мацест^ на Дальний Запад завершился удачно, — результат прежде все го хорошей организаторской рабо ты во всех службах корабля. Мы ушли в рейс 10 октября, вернулись утром 13 января. Вместо 4102 центнеров мы дали 4204 центнера рыбы. Из них 3600 центнеров све жья. Сделана 25.241 банка консер вов, а задание — 12.650. По плану нам предстояло выработать 40 тонн рыбной муки. Выработана 51 тонна. Выполнено задание по клппфиску — 5 тонн. Никогда мы не привозили столько рыбьего жи ра. 6,5 тонны! Вместо 4,5 тонны по плану. Эти данные не сравнишь с ре зультатами первого рейса в За падную Атлантику. Мы тогда не справились с плановым заданием ни по одному показателю. Каковы причины? Слабый был штурман ский состав, судоводители плохо «держались» на рыбе, хотя капи тан Николай Лукич Карпович — опытный промысловик, с большим стажем работы на флоте. Кроме того, много рыбы мы потеряли в ожидании баз. 22 суток вылетели в трубу. Это значит, что мы поте ряли минимум 1400 центнеров ры бы. В этом рейсе экипаж возглавил инициативный, требовательный ка питан коммунист Сергей Григорье вич Плотников. Честно скажу, я не знаю, когда он спал. Круглые сутки его можно было видеть в рубке, на палубе, в трюме, в ма шинном отделении. Командиры «Мацесты» опира лись на коммунистов в своей по вседневной работе. У нас 5 членов КПСС: капитан, я, старший меха ник Сергей Александрович Корко- носов, мастер по добыче Михаил Филиппович Винидиктов, помощ ник консервного мастера Валентин Иванович Чурин. Ежерейсно планировали одно партийное собрание в месяц. Но нередко возникала надобность со бираться чаще, и мы проводили по 3 собрания в месяц. Вот пример таксго внеочередного собрания. В KOtiue рейса видим — до выпол нения плана остается немножко. Надо поднажать. Посоветовались с капитаном. На собрании распре делили обязанности. Винидиктов., заместитель председателя поста содействия партийно-государствен ному контролю, взял под особое иаблюдеьие качество шкерки, за солки и уборкц рыбы, работу в трюме. Матрос Михаил Иванович Киричко — член поста содействия партгосконтролю — старшина первой вахты. Он организовал ра боту так, что его вахта стала об рабатывать и убирать рыбу еще лучше* * j Положение изменилось. Конт роль способствовал быстрейшей уборке рыбы — за два часа мат росы убирали до 5 тонн. Сошли на нет потери рыбы. Борьба шла за каждый килограмм. Контроль за обработкой дал очень хорошие результаты. (В прошлом рейсе у нас этого не бы ло, и мы умудрились попортить свежье). На всех вахтах прошли совещания по качеству, дважды обсуждали вопросы обработки за сольщики и мастер по обработке рыбы. Капитан присутствовал па этих совещаниях. ‘ : * Хорошо работали клипфискники. Мастер по обработке рыбы Нико лай Лукьянович Неустроев и за сольщики Константин Дмитриевич Рыжов, Анатолий Архипович Кир- пиченко трудились не покладая рук. Им помогали все матросы — делали подрезку, удаляли иЗ ры бы внутренности, мыли,1 а засоль щики и мастер по обработка г,шке- рили и засаливали клипфиск. Не все сразу пошло гладко. В начале рейса Рыжов и Кирличен- ко скандалить стали, отказыва лись делать клипфиск: хлопотно, много времени отнимает. За такое отношение.к важному делу Ры жова лишили рейсовой премии. В конце концов дело наладилось. Освоили изготовление клипфиска матросы тт. Богачев, Коричко, Штурнев. ^ Крепкая у нас взаимопомощь Ударник коммунистического труда машинист рыбомучиой установки Иван Петрович Костылев работал очень много. Ему помогали ко тельный машинист Леонид Алек сеевич Шуклин, машинист второго класса Дмитрий Матвеевич Шемя кин. Они подменяли товарища, когда он отдыхал, делали подбив ку мешков. Несмотря ни на^ какую загру женность, в рейсе люди продол жали учиться, « осваивать вторые специальности. Анатолий Афанась евич Маланко стал, например, ма тросом второго класса, слесарь Владимир Александрович Жигалов — котельным машинистом, маши нист второго класса Дмитрий1 Матвеевич Шемякин освоил спе циальность котельного машиниста! на матроса Еторого класса сдал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz