Рыбный Мурман. 1965 г. Январь.
О к е а н ш & л & д о ж ж ж Б УДТО белой краской мазнул художник гю черному полот ну к тут же затушевал. Так быст ро гаснет короткий северный день г» глубокую осеннюю пору. Порт, выхваченный электрическим све том из плотной темени, резко очер чивает свои границы. И вряд ли найдешь такую земную точку, от куда можно было бы увидеть его весь разом: очень размашист Мур манский рыбный порт. А судам тесно, они стоят рядами, плотно прижавшись стальными боками друг к дружке. Через иллюмина торы золотистыми струями льется свет в залив. Прошедший буксир нагнал волны, золотистые струи колеблются и расплываются. Белая чайка косо разрезала пу чок прожекторного луча и пырну ла в темноту, снова появилась и, распластав крылья-сабли, по плыла над причалом. Она бусин ками-глазками внимательно рас сматривает высоченные крапы со склоненными стальными шеями над трюмами траулеров, бегущие машишТ, груженные бочками и се тями. Чайку ничто не пугает: пи !овор людей, пи rpoxoi железа, ни звонкая дробь пневматических мо лотков, ни вспышки электродов. Птица привыкла ко всему этому. Она не ведает, что каких-нибудь полвека назад ее предкам на этом самом месте изредка приходилось видеть дикого зверя да слушать, как седые волны ворчливо точили камни. — Не знает чайка, что старый но- лузатонувшнй корабль вон у того берега залива часто вздыхает и силится подняться при виде сов ременного парохода-красавца. Вот уж оп, никогда не знавший мая ков, сейчас бы прошелся без па русов, а с двигателем, чтобы жи вая дрожь прошила всего его. Но... сурово молчит старый корабль. Наверно, больно ему вспоминать, как рыбаки сдирали кожу с ладо ней, вытаскивая на борт яруса; тяжело, конечно, вспоминать, как в бурю разъяренные волны тре пали его собратьев и в щепки раз бивали об отвесные скалы. А на глухом берегу жена и дети ждали своего кормильца-рыбака. Чайка не знает... Она над сереб- Л. ГОРЮНОВ ристы.м заливом выписывает кру тые дуги да вскрикивает. Над заливом клубится мягкий, как вата, туман. Его осторожно раздвигает грузно осевший в во* П У Т Е В О М 0 4 E P I C ду траулер. И о чем-то победном перешептываются флаги расцвечи вания. А по причалам идут люди... Порт напряжен, энергичен. Он, словно кузнец, ловко играющий молотом по раскаленному метал лу, кует свою жизнь. Снова проскользнула легкая чайка н скрылась за рубкой огромного парохода. Оп стоял, опершись холодным корпусом о деревянный причал, и словно ждал, когда крапы перестанут склоняться над ним. Но люди, возившиеся на причале, подсовы вали все новые и новые счальпые сетки с ящиками, и краны про должали заниматься своей при вычной гимнастикой. Н \ БОРТУ парохода «Отто Шмидт» вахтенный матрос в темно-синей теплой куртке с крас ной повязкой на левом рукаве, осведомившись о цели моего при хода, проводил к помполиту. Ев гений Васильевич Жуков собрал ся уходить. . — Вот... к вам, — сказал ему вахтенный и быстро исчез. В гла зах Евгения Васильевича — хро ническая заботливость. Даже если бы не сказал вахтенный, кто этот человек, я бы все равно признал в нем помполита: настолько он весь внимание. — В море? Кем? — Корреспондентом. — Пойдемте в каюту старпома. — Не можем' взять: ведь вам нужна отдельная каюта, — сказал старший помощник. . . — Каюта- Mice ии к чему. Если бы нашлось местечко о матрос ском кубрике, было б здорово. — И этого у нас нет. — Найдем, найдем, — вступил ся Евгений Васильевич. — За меня не беспокойтесь! Я ко всему привычен: сам три года матросом ходил на рыболояиых траулерах. Добрая улыбка сгладила чаете сеточки морщин под глазами у Евгения Васильевича. Он с боль шой оживленностью повторил: — Найдем, найдем. На диване можно... Приносите завтра утром документы. Я так и сделал. Вечером при шел на пароход. В салоне было многолюдно. Я протиснулся к дальнему^ столу. Там толковали двое парией. Один в куртке защитного цвета, в шап ке, лихо сдвинутой на затылок, из-под которой выбился русый чуб, рассказывал остролицему Со беседнику в черном пальто и шап ке: — Я гоже недавно во флоте, с августа. И так же, как ты, на Се вере служил.* (Продолжение следует). г отличник советской торговли Многие моряки знают зту привет ливую, добрую женщину. Она часто встречает их в порту и привозит на корабли хорошие, необходимые ры бакам товары. Промысловики часто заказывают ей то, что хотят приоб рести з следующую стоянку в пор ту. И не было такого случая, чтобы Валентина Дмитриевна Панкова не выполнила заявки тружеников моря. Давно работает Валентина Дмит риевна в рыбкоопе тралового флота — с 1948 года. Начала трудовую де ятельность учеником продавца, сей час она — старший продавец. Вален тину Дмитриевну отличает не только доброта, приветливость по отноше нию к покупателям, но и большая за бота о них. Она всегда сумеет по добрать нужные рыбакам товары. Ведь моряки бывают в порту очень мало дней. Разве смогут они найти то, что им нужно, в городских мага зинах? У них просто не хватит вре мени. Все это отлично понимает Ва лентина Дмитриевна Панкова. За свою хорошую работу в I960 году В. Д. Панкова была награжде на значком «Отличник советской торговли». Сейчас она заведует разъездной лавкой магазина № 3. В 1963 году Валентина Дмитриевна была выбра на депутатом городского Совета. За время, прошедшее с выборов, она по казала себя как активная обществен ница, принимала участие в торговой комиссии, проверяла торговые пред приятия.- Н. ЧЕРЕМНАЯ, заместитель председателя правления рыбко- опа тралового флота. Т Е Ж Т JP После спектакля творилось что то невероятное. Зрители хором кричали «бис», скандировали хлоп ки, не вставали с мест. Никто не хотел уходить из зала. Занавес опускался н снова поднимался. Так прошла премьера Мурман ского областного драматического театра «104 страницы про лю бовь». Автор пьесы Эдвард Рад- зинский. Чем же объяснить такой успех? Прежде всего, интересной пьесой и, конечно, необычностью поста новки, хорошей актерской игрой и режиссурой. Пьеса эта о любви. О любви требовательной и непримиримой. О любви бортпроводницы Наташи Александровой н молодого учено го Электрона Евдокимова. Пьеса очень современная, сме лая. Ставить ее в театре интересно и опасно. Интересно потому, что средст- сами театра можно много расска зать молодежи о жизни и любви, о становлении человека. Опасно потому, что сюжет пьесы по сути дела банален. . Наташа полюбила Евдокимова с первого взгляда. Для него же вначале — это очередное увлече ние. И только значительно позже- герой понимает, что в его-жизнь. вошло настоящее,, большое чув ство. Но лишь чрезвычайные об-, стоятельства' — смерть героини заставляют его почувствовать всю значительность утраты.* Наташа не только и не столько любит п .восхищается Евдокимо-* выл;, сколько борется за него, ло мает его самоуверенность и эгоизм, стремится сделать его хо рошим, добрым человеком. — Ты совершенно не умеешь жалеть людей, — говорит она. — Это потому, что тебя ни разу не стукнуло в жизни. Драматург все время подчер кивает это: Евдокимов не сталки вался с иеудачами, ему пока очень «везло». Поэтом у-то у него «РЫБНЫЙ МУРМАН» Индекс 55634 такая ироническая свободная ма нера суждений о жизни, о людях, такая самоуверенность. Радзинский заставляет Наташу сделать все, чтобы герой изменил ся, и окончательно поставить точ ку иад «и» своей смертью. С дра матургом можно спорить по этому поводу: стоило ли «уничтожать» героиню или пет. Ведь в конце Евдокимов уже совестью девушка не пойдет и лучше покинет любимого, чем удовлетворится ролью его очеред ного увлечения. Актриса правильно подчеркивает эту линию поведения героини, по тому что любовная тема сама по молодым., немного скептиком, лю бящим оригинально судить о жиз ни и людях, очень самоуверенным.. От картины к картине актер все более убеждает зрителя в жизнен1 пости, правдивости своего героя. Хорошо показан актером начав- 1ша* Снова о любви многое понял, стал другим чело веком. Но раз таков конец — задача театра не сделать его сентимен тальным, уйти от банальности. И это коллективу удалось! Спектакль ставил режиссер Ва силий Васильевич Киселев, знако мый зрителям по постановкам «Так и будет», «Лебединая песня», «Таня» и другим. В. В. Киселеву свойственна хорошая черта: он всегда умеет подобрать в спек такле отличный актерский ан самбль, заставить исполнителей отдать все душевные силы, выло житься полностью. Поэтому даже слабые пьесы в его режиссуре по силе эмоционального воздействия на зрителя, по ‘ актерской игре стоят очень высоко. Здесь мы снова встречаемся с хорошим актерским ансамблем. Причем интересно то, что боль шинство. исполнителей - - .совсем молодые. Тем не меиее они су мели создать глубокие, яркие об разы. Наташа — первая крупная роль Нели Катречко и вторая вообще. Актриса хорошо справилась с нею. Она даже кое в чем исправила ошибку драматурга, выписавшего образ Наташи скорее любящей, чем борющейся за Еадокимова- человека. Катречко (и в этом видна уме лая режиссерская правка) играет Наташу так, что нам становится ясно: ни на какие компромиссы с себе настолько ярка, что она орга нично наслаивается на эту. Конечно, исполнительница еще очень неопытна. Надо также учесть, что идут первые спектакли. Ей попросту трудно осваиваться на сцепе. Поэтому кое-где автор ский текст еще не стал «своим» для Нели Катречко, Например, ее знаменитое «А!» пока звучит ино родной репликой. «А» это многое значит и имеет множество красок, значений. Так же немного чужи ми звучат и некоторые другие реплики, вроде «юморочек» или «до чего же хороша эта женщи на». Разумеется, при дальнейшей ра боте все это станет органичным, «своим», легким для актрисы. Просто-таки удивил зрителей Г1. В. Тямушев в роли Владика —* молодого ученого, друга Евдоки мова. Мы помним темпераментно го, яркого Виктора из спектакля «В день свадьбы». Здесь же^со- всем иной человек. Очень4спо койный, очень умный, очень доб рый. И очень немногословный. Но эта немногословность ие«мешает Тямушеву создать интересный, глубокий образ. Актера попросту не узнать — замечательная осо бенность и, разумеется, лучшая похвала артисту. В первые минуты С. М. Леон тьев, исполняющий роль Евдоки мова, немного разочаровывает. По пьесе представляешь его как-то :и старше, и солиднее. Леонтьев рисует героя совсем шпйся перелом в его сознании и зарождение большого чувства к Наташе. А последняя сцена, где Евдоки-_ мов узнает о гибели девушки, до ведена до такой степени трагизма, при абсолютной скупости внеш них выразительных средств, что мы чувствуем — неред нами очень* способный артист. Надо отдать должное и режис серу, так отлично решившему этот эпизод. Актер опускается на сцену око ло рампы и смотрит в зал. Пау- за длится минут пять. Сцепа -по-* гружается во -тьму, лишь высве-' чено лицо Евдокимова. На нас смотрят глаза человека, который не может поверить в действитель ность случившегося. Он мысленно ведет диалог с Наташей. Очень удачно введен магнито фон. И голоса Евдокимова и На таши, звучащие из репродукторов, еще более усиливают впечатление от этого4эпизода. Большая удача актрисы Е. В. Мазуровой — исполнение роли Га ли Острецовой. Четкий внешний рисунок при глубоком внутреннем подтексте — вот основа ее успе ха. . Вообще актерскому ансамблю этого, спектакля свойственны на сыщенные внутренние монологи исполнителей, богатый подтекст. Некоторые споры вызывает об раз Феликса (арт. В. П. Рудович). А он несет в спектакле большую нагрузку. Феликс легко относил- ХОККЕЙ С ШАЙБОЙ • После окончания - розыгрыша^ кубка по хоккею с ишйбой команд ды города вступили в борьбу м звание чемпиона. На стадионе ДСО «Труд» со стоялась игра между командами судоверфи а «Динамо». Это — старые соперники, и игры нежду ними всегда проходят очень инте ресно. Поэтому и зрителей, на матч собралось очень много. л*' Судоремонтники все три пе риода играли дружно, напористо. Они заслуженно победили со сче том 5:3. Нужно отметить молодых игро ков, которые влились в состав команды судоремонтников, таких, как Гусаров и другие. Н. НИКОЛАЕВ. ся к жизни и потерял все: лю бовь, способность к творчеству; В пьесе — это очень колоритная фи гура, едва ли не лучше всех вы писанная автором. Но в спектакле он не совсем *удался. Видимо, ак тер недостаточно уяснил себе за дачу. Чувствуется какая-то внут ренняя несобранность. Правда, артист хорошо проводит сцепу на вечеринке. Но все же он остается в какой-то мере загадкой для зрителей. Хорошо сыграли В. П. Ерасов, <Лева), Ж. М. Шабалина (Ира), М. С. Кутилова (Лилька). Не сколько хуже выступил В. П. Еро феев (Семенов), можег быть, луч ше и «веселый гражданин» (М. И. Зотов). Надо еще работать над сцепами в институте. Пока сотрудники, которые там трудятся, больше по хожи на добрых знакомых, при шедших поговорить и поостросло- вить. Не надо забывать, что ра бота для них все же — главное, а остальное — между делом. Од нако это не снижает очень хо рошего впечатления от спектакля. Хочется отметить . отличное ху дожественное оформление (ху дожник А. К- Свищев). Лаконич ные, по выразительные декорации все внимание сосредотачивают нз героях. Хороша музыка, она уме ло вплетается в действие. (Музы* кальиое оформление Р; А. Холо- пова). Несомненно, «104 страницы про любовь» своей яркостью*, необыч ностью постанооки завоюют проч ный успех.у мурманских зрителей, особеино у молодежи. 3. БОРОВАЯ. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Тип. «Полярная правда». Зак. 273. ПН-06039.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz