Рыбный Мурман. 1965 г. Январь.

О к е а н ш & л & д о ж ж ж Б УДТО белой краской мазнул художник гю черному полот­ ну к тут же затушевал. Так быст­ ро гаснет короткий северный день г» глубокую осеннюю пору. Порт, выхваченный электрическим све­ том из плотной темени, резко очер­ чивает свои границы. И вряд ли найдешь такую земную точку, от­ куда можно было бы увидеть его весь разом: очень размашист Мур­ манский рыбный порт. А судам тесно, они стоят рядами, плотно прижавшись стальными боками друг к дружке. Через иллюмина­ торы золотистыми струями льется свет в залив. Прошедший буксир нагнал волны, золотистые струи колеблются и расплываются. Белая чайка косо разрезала пу­ чок прожекторного луча и пырну­ ла в темноту, снова появилась и, распластав крылья-сабли, по­ плыла над причалом. Она бусин­ ками-глазками внимательно рас­ сматривает высоченные крапы со склоненными стальными шеями над трюмами траулеров, бегущие машишТ, груженные бочками и се­ тями. Чайку ничто не пугает: пи !овор людей, пи rpoxoi железа, ни звонкая дробь пневматических мо­ лотков, ни вспышки электродов. Птица привыкла ко всему этому. Она не ведает, что каких-нибудь полвека назад ее предкам на этом самом месте изредка приходилось видеть дикого зверя да слушать, как седые волны ворчливо точили камни. — Не знает чайка, что старый но- лузатонувшнй корабль вон у того берега залива часто вздыхает и силится подняться при виде сов­ ременного парохода-красавца. Вот уж оп, никогда не знавший мая­ ков, сейчас бы прошелся без па­ русов, а с двигателем, чтобы жи ­ вая дрожь прошила всего его. Но... сурово молчит старый корабль. Наверно, больно ему вспоминать, как рыбаки сдирали кожу с ладо­ ней, вытаскивая на борт яруса; тяжело, конечно, вспоминать, как в бурю разъяренные волны тре­ пали его собратьев и в щепки раз­ бивали об отвесные скалы. А на глухом берегу жена и дети ждали своего кормильца-рыбака. Чайка не знает... Она над сереб- Л. ГОРЮНОВ ристы.м заливом выписывает кру­ тые дуги да вскрикивает. Над заливом клубится мягкий, как вата, туман. Его осторожно раздвигает грузно осевший в во* П У Т Е В О М 0 4 E P I C ду траулер. И о чем-то победном перешептываются флаги расцвечи­ вания. А по причалам идут люди... Порт напряжен, энергичен. Он, словно кузнец, ловко играющий молотом по раскаленному метал­ лу, кует свою жизнь. Снова проскользнула легкая чайка н скрылась за рубкой огромного парохода. Оп стоял, опершись холодным корпусом о деревянный причал, и словно ждал, когда крапы перестанут склоняться над ним. Но люди, возившиеся на причале, подсовы­ вали все новые и новые счальпые сетки с ящиками, и краны про­ должали заниматься своей при­ вычной гимнастикой. Н \ БОРТУ парохода «Отто Шмидт» вахтенный матрос в темно-синей теплой куртке с крас­ ной повязкой на левом рукаве, осведомившись о цели моего при­ хода, проводил к помполиту. Ев­ гений Васильевич Жуков собрал­ ся уходить. . — Вот... к вам, — сказал ему вахтенный и быстро исчез. В гла­ зах Евгения Васильевича — хро­ ническая заботливость. Даже если бы не сказал вахтенный, кто этот человек, я бы все равно признал в нем помполита: настолько он весь внимание. — В море? Кем? — Корреспондентом. — Пойдемте в каюту старпома. — Не можем' взять: ведь вам нужна отдельная каюта, — сказал старший помощник. . . — Каюта- Mice ии к чему. Если бы нашлось местечко о матрос­ ском кубрике, было б здорово. — И этого у нас нет. — Найдем, найдем, — вступил­ ся Евгений Васильевич. — За меня не беспокойтесь! Я ко всему привычен: сам три года матросом ходил на рыболояиых траулерах. Добрая улыбка сгладила чаете сеточки морщин под глазами у Евгения Васильевича. Он с боль­ шой оживленностью повторил: — Найдем, найдем. На диване можно... Приносите завтра утром документы. Я так и сделал. Вечером при­ шел на пароход. В салоне было многолюдно. Я протиснулся к дальнему^ столу. Там толковали двое парией. Один в куртке защитного цвета, в шап­ ке, лихо сдвинутой на затылок, из-под которой выбился русый чуб, рассказывал остролицему Со­ беседнику в черном пальто и шап­ ке: — Я гоже недавно во флоте, с августа. И так же, как ты, на Се­ вере служил.* (Продолжение следует). г отличник советской торговли Многие моряки знают зту привет­ ливую, добрую женщину. Она часто встречает их в порту и привозит на корабли хорошие, необходимые ры­ бакам товары. Промысловики часто заказывают ей то, что хотят приоб­ рести з следующую стоянку в пор­ ту. И не было такого случая, чтобы Валентина Дмитриевна Панкова не выполнила заявки тружеников моря. Давно работает Валентина Дмит­ риевна в рыбкоопе тралового флота — с 1948 года. Начала трудовую де­ ятельность учеником продавца, сей­ час она — старший продавец. Вален­ тину Дмитриевну отличает не только доброта, приветливость по отноше­ нию к покупателям, но и большая за­ бота о них. Она всегда сумеет по­ добрать нужные рыбакам товары. Ведь моряки бывают в порту очень мало дней. Разве смогут они найти то, что им нужно, в городских мага­ зинах? У них просто не хватит вре­ мени. Все это отлично понимает Ва­ лентина Дмитриевна Панкова. За свою хорошую работу в I960 году В. Д. Панкова была награжде­ на значком «Отличник советской торговли». Сейчас она заведует разъездной лавкой магазина № 3. В 1963 году Валентина Дмитриевна была выбра­ на депутатом городского Совета. За время, прошедшее с выборов, она по­ казала себя как активная обществен­ ница, принимала участие в торговой комиссии, проверяла торговые пред­ приятия.- Н. ЧЕРЕМНАЯ, заместитель председателя правления рыбко- опа тралового флота. Т Е Ж Т JP После спектакля творилось что то невероятное. Зрители хором кричали «бис», скандировали хлоп­ ки, не вставали с мест. Никто не хотел уходить из зала. Занавес опускался н снова поднимался. Так прошла премьера Мурман­ ского областного драматического театра «104 страницы про лю­ бовь». Автор пьесы Эдвард Рад- зинский. Чем же объяснить такой успех? Прежде всего, интересной пьесой и, конечно, необычностью поста­ новки, хорошей актерской игрой и режиссурой. Пьеса эта о любви. О любви требовательной и непримиримой. О любви бортпроводницы Наташи Александровой н молодого учено­ го Электрона Евдокимова. Пьеса очень современная, сме­ лая. Ставить ее в театре интересно и опасно. Интересно потому, что средст- сами театра можно много расска­ зать молодежи о жизни и любви, о становлении человека. Опасно потому, что сюжет пьесы по сути дела банален. . Наташа полюбила Евдокимова с первого взгляда. Для него же вначале — это очередное увлече­ ние. И только значительно позже- герой понимает, что в его-жизнь. вошло настоящее,, большое чув­ ство. Но лишь чрезвычайные об-, стоятельства' — смерть героини заставляют его почувствовать всю значительность утраты.* Наташа не только и не столько любит п .восхищается Евдокимо-* выл;, сколько борется за него, ло­ мает его самоуверенность и эгоизм, стремится сделать его хо­ рошим, добрым человеком. — Ты совершенно не умеешь жалеть людей, — говорит она. — Это потому, что тебя ни разу не стукнуло в жизни. Драматург все время подчер­ кивает это: Евдокимов не сталки­ вался с иеудачами, ему пока очень «везло». Поэтом у-то у него «РЫБНЫЙ МУРМАН» Индекс 55634 такая ироническая свободная ма­ нера суждений о жизни, о людях, такая самоуверенность. Радзинский заставляет Наташу сделать все, чтобы герой изменил­ ся, и окончательно поставить точ­ ку иад «и» своей смертью. С дра­ матургом можно спорить по этому поводу: стоило ли «уничтожать» героиню или пет. Ведь в конце Евдокимов уже совестью девушка не пойдет и лучше покинет любимого, чем удовлетворится ролью его очеред­ ного увлечения. Актриса правильно подчеркивает эту линию поведения героини, по­ тому что любовная тема сама по молодым., немного скептиком, лю­ бящим оригинально судить о жиз­ ни и людях, очень самоуверенным.. От картины к картине актер все более убеждает зрителя в жизнен1 пости, правдивости своего героя. Хорошо показан актером начав- 1ша* Снова о любви многое понял, стал другим чело­ веком. Но раз таков конец — задача театра не сделать его сентимен­ тальным, уйти от банальности. И это коллективу удалось! Спектакль ставил режиссер Ва­ силий Васильевич Киселев, знако­ мый зрителям по постановкам «Так и будет», «Лебединая песня», «Таня» и другим. В. В. Киселеву свойственна хорошая черта: он всегда умеет подобрать в спек­ такле отличный актерский ан­ самбль, заставить исполнителей отдать все душевные силы, выло­ житься полностью. Поэтому даже слабые пьесы в его режиссуре по силе эмоционального воздействия на зрителя, по ‘ актерской игре стоят очень высоко. Здесь мы снова встречаемся с хорошим актерским ансамблем. Причем интересно то, что боль­ шинство. исполнителей - - .совсем молодые. Тем не меиее они су­ мели создать глубокие, яркие об­ разы. Наташа — первая крупная роль Нели Катречко и вторая вообще. Актриса хорошо справилась с нею. Она даже кое в чем исправила ошибку драматурга, выписавшего образ Наташи скорее любящей, чем борющейся за Еадокимова- человека. Катречко (и в этом видна уме­ лая режиссерская правка) играет Наташу так, что нам становится ясно: ни на какие компромиссы с себе настолько ярка, что она орга­ нично наслаивается на эту. Конечно, исполнительница еще очень неопытна. Надо также учесть, что идут первые спектакли. Ей попросту трудно осваиваться на сцепе. Поэтому кое-где автор­ ский текст еще не стал «своим» для Нели Катречко, Например, ее знаменитое «А!» пока звучит ино­ родной репликой. «А» это многое значит и имеет множество красок, значений. Так же немного чужи­ ми звучат и некоторые другие реплики, вроде «юморочек» или «до чего же хороша эта женщи­ на». Разумеется, при дальнейшей ра­ боте все это станет органичным, «своим», легким для актрисы. Просто-таки удивил зрителей Г1. В. Тямушев в роли Владика —* молодого ученого, друга Евдоки­ мова. Мы помним темпераментно­ го, яркого Виктора из спектакля «В день свадьбы». Здесь же^со- всем иной человек. Очень4спо­ койный, очень умный, очень доб­ рый. И очень немногословный. Но эта немногословность ие«мешает Тямушеву создать интересный, глубокий образ. Актера попросту не узнать — замечательная осо­ бенность и, разумеется, лучшая похвала артисту. В первые минуты С. М. Леон­ тьев, исполняющий роль Евдоки­ мова, немного разочаровывает. По пьесе представляешь его как-то :и старше, и солиднее. Леонтьев рисует героя совсем шпйся перелом в его сознании и зарождение большого чувства к Наташе. А последняя сцена, где Евдоки-_ мов узнает о гибели девушки, до­ ведена до такой степени трагизма, при абсолютной скупости внеш­ них выразительных средств, что мы чувствуем — неред нами очень* способный артист. Надо отдать должное и режис­ серу, так отлично решившему этот эпизод. Актер опускается на сцену око­ ло рампы и смотрит в зал. Пау- за длится минут пять. Сцепа -по-* гружается во -тьму, лишь высве-' чено лицо Евдокимова. На нас смотрят глаза человека, который не может поверить в действитель­ ность случившегося. Он мысленно ведет диалог с Наташей. Очень удачно введен магнито­ фон. И голоса Евдокимова и На­ таши, звучащие из репродукторов, еще более усиливают впечатление от этого4эпизода. Большая удача актрисы Е. В. Мазуровой — исполнение роли Га­ ли Острецовой. Четкий внешний рисунок при глубоком внутреннем подтексте — вот основа ее успе­ ха. . Вообще актерскому ансамблю этого, спектакля свойственны на­ сыщенные внутренние монологи исполнителей, богатый подтекст. Некоторые споры вызывает об­ раз Феликса (арт. В. П. Рудович). А он несет в спектакле большую нагрузку. Феликс легко относил- ХОККЕЙ С ШАЙБОЙ • После окончания - розыгрыша^ кубка по хоккею с ишйбой команд ды города вступили в борьбу м звание чемпиона. На стадионе ДСО «Труд» со­ стоялась игра между командами судоверфи а «Динамо». Это — старые соперники, и игры нежду ними всегда проходят очень инте­ ресно. Поэтому и зрителей, на матч собралось очень много. л*' Судоремонтники все три пе­ риода играли дружно, напористо. Они заслуженно победили со сче­ том 5:3. Нужно отметить молодых игро­ ков, которые влились в состав команды судоремонтников, таких, как Гусаров и другие. Н. НИКОЛАЕВ. ся к жизни и потерял все: лю­ бовь, способность к творчеству; В пьесе — это очень колоритная фи­ гура, едва ли не лучше всех вы­ писанная автором. Но в спектакле он не совсем *удался. Видимо, ак­ тер недостаточно уяснил себе за­ дачу. Чувствуется какая-то внут­ ренняя несобранность. Правда, артист хорошо проводит сцепу на вечеринке. Но все же он остается в какой-то мере загадкой для зрителей. Хорошо сыграли В. П. Ерасов, <Лева), Ж. М. Шабалина (Ира), М. С. Кутилова (Лилька). Не­ сколько хуже выступил В. П. Еро­ феев (Семенов), можег быть, луч­ ше и «веселый гражданин» (М. И. Зотов). Надо еще работать над сцепами в институте. Пока сотрудники, которые там трудятся, больше по­ хожи на добрых знакомых, при­ шедших поговорить и поостросло- вить. Не надо забывать, что ра­ бота для них все же — главное, а остальное — между делом. Од­ нако это не снижает очень хо­ рошего впечатления от спектакля. Хочется отметить . отличное ху­ дожественное оформление (ху­ дожник А. К- Свищев). Лаконич­ ные, по выразительные декорации все внимание сосредотачивают нз героях. Хороша музыка, она уме­ ло вплетается в действие. (Музы* кальиое оформление Р; А. Холо- пова). Несомненно, «104 страницы про любовь» своей яркостью*, необыч­ ностью постанооки завоюют проч­ ный успех.у мурманских зрителей, особеино у молодежи. 3. БОРОВАЯ. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Тип. «Полярная правда». Зак. 273. ПН-06039.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz