Рыбный Мурман. 1965 г. Январь.

ю ш п Ф г а ю ш ш ш т ш р ЕГОДНЯ исполняется 25 яет се дня окончания ге- роцческого дрейфа ледонольного парохода «Геор­ гий Седов». 16 июнй 1937 года ледокольный пароход «Г. Седов», закончив погрузку, покинул Архангельский порт и направился в море Лаптевых, в район Новоси­ бирских островов для гидрологических наблю­ дений. Плавание было рассчитано на три-четы- ре месяца. Но прошли все сроки, а «Г. Седов» не возвращался. Ско­ ванный тяжелыми льдами, испытывая недостаток в угле, израсходованном в безуспешных попытках вы­ рваться из ледового плена, экипаж «Седова» поздней осенью вынужден был примириться с мыслью о неиз­ бежной зимовке. 23 октября 1937 года, находясь в 30 километрах к западу от Новосибирских островов, на «Г. Седове» остановили машину. Льды, сковавшие ко­ рабль, увлекли его на север, в бескрайние просторы Центрального Полярного бассейна. Вначале «Г. Седов» был не один. Вместе с ним по­ пали в полярный дрейф еще два ледокольных парохо­ да — «Садко» и «Малыгин». Вмерзшие в необозримое ледяное поле в непосредственной близости друг от друга, корабли двигались к северу. Их команды герои­ чески вели борьбу со стихией, не прекращая научных наблюдений. Предполагалось, что этот генеральный курс и полюсу останется неизменным. Но уже 12 декабря 1937 года направление дрейфа разно изменилось и корабли понесло на восток. 2 марта 1938 года дрейфующий караван достиг 153 градуса 26 минут восточной долготы. А спустя месяц, когда суда находились почти за тысячу километров от материка, в жизни зимовщиков произошло радостное событие: прилетели три самвяета. Их привели в Арк­ тику летчики Алексеев, Головин, Орлов. С их по­ мощью на материк было вывезено 184 человека с трех судов. Летом 1938 года на помощь дрейфующим кораблям был направлен старейший ледокол арктического флота «Ермак». Побив рекорд свободного плавания во льдах, «Ермак» 28 августа на широте 83 градуса 06 минут подошел к дрейфующим ледокольным судам. После упорной, продолжительной борьбы с тяжелыми льдами «Ермаку» удалось вырвать из ледового плена «Садко» и «Малыгин». Попытки освободить и «Г. Седова» не увенчались успехом: напором льда на корму «Г. Се­ дов» пострадал сильнее других кораблей. На нем была деформирована вся система рулевого управления. Пришлось принять решение — оставить «Г. Седова» в дрейфе как подвижную научно-исследовательскую станцию. На его борту осталось 15 человек, возглавляе­ мых молодым капитаном Константином Сергеевичем Бадигиным. Героический дрейф «Г. Седова» продолжался 812 дней. От Новосибирских островов до Гренландского мо­ ря — таков путь корабля, составивший 3500 кило­ метров. В 21 час 28 августа 1939 года седовцы достиг­ ли самой северной точки дрейфа — 86 градусов 39 минут северной широты. За 26 месяцев и 20 дней се­ довцы выполнили большую научно-исследовательскую работу. Было проведено 38 измерений глубины Ледови­ того океана, более пяти тысяч метеорологических на­ блюдений. 43 глубоководных комплексных гидрологи­ ческих исследования, в 78 пунктах осуществлены на­ блюдения явлений земного магнетизма. Работа ученых и полярников «Г. Седова» явилась значительным вкладом в научные исследования Арктини. Трудно переоценить значение тех огромных научных материалов, которые по­ лучены пятнадцатью ге­ роическими полярника­ ми славного ледоколь­ ного парохода. Еще до получения этих материалов, только на осно­ вании радиосводок «Г. Седова» советскими гидролога­ ми была установлена закономерность движения льдов Полярного бассейна, позволяющая делать правильные ледовые прогнозы для всех арктических морей. Это открытие не только дает ключ к пониманию и предсказанию условий погоды в Арктике, но откры­ вает также широкие возможности предвидения гидро­ логических условий для рыбного и зверобойного про­ мыслов в северных морях. 15 декабря из Мурманска на выручку седовцев вы­ шел флагман арктического флота ледокол «Сибирь». 13 января 1940 года он подошел к «Г. Седову». Ге.- роический дрейф «Г. Седова» закончился победой со­ ветских полярников над ледовой стихией. 29 января жители Мурманска первыми встретили отважных седовцев. За этот подвиг ледокольный паро­ ход «Г. Седов» награжден орденом Ленина, а 15 участ­ никам дрейфа присвоено звание Героя Советского Сою­ за. С 1941 года ледокол «Г. Седов» работает в аркти­ ческих водах, обеспечивая исследовательские работы и завоз грузов в труднодоступные и отдаленные районы. П. КОНЕВА, сотрудник краеведческого музея. ш Прошла четверть века с того исторического дня, как во тьме полярной ночи, в Гренландском море встретились легендарный сГ. Седов» с флагманом арктиче­ ского флота ледоколом «Сибирь». Я листаю пожелтевшие от време­ ни страницы дневника и вспоми­ наю, как это было. Шел ноябрь 1939 года. С бор­ та ледокольного парохода «Се­ дов», третий год дрейфовавшего во льдах полярного бассейна, приходили спокойные по тону, но тревожные по содержанию радио­ граммы. В одной из них говори­ лось, что судно изменило направ­ ление дрейфа, вместо северо-запа­ да его понесло на юг. На первый взгляд этому можно было бы только радоваться: впереди чис­ тая вода, а с нею — счастливое завершение дрейфа. Но «Г. Седов» вмерз в ледяную чашу, и потому на чистой воде во время шторма мог бы потерять остойчивость. Кроме того, не работало на суд­ ке и рулевое управление. Все это в значительной мере осложняло положение героического экипажа. Эти-то обстоятельства и заста­ вили Центральный Комитет Ком­ мунистической партии и Совет­ ское правительство срочно снаря­ дить специальную экспедицию по спасению седовцев. Выбор пал на линейный флагманский ледокол «Сибирь», а руководство походом возложили на отважного поляр- йика. Героя Советского Союза Ивана Дмитриевича Папанина. Мурманчане приняли самое го­ рячее участие в снаряжении ледо­ кола к походу в высокие широты Арктики. Каждый представлял трудности рейса, небывалого в мировой истории мореплавания, и потому каждый хотел сделать что-то приятное для тех, кто ухо­ дил в этот тяжелый, но почетный похоц. И вот настал долгожданный день, 15 декабря 1939 года. Поки­ нули борт флагманского ледокола первый секретарь Мурманского обкома КПСС Максим Иванович Старостин, представители мурман­ чан, портовые власти. Убран трап. Над заливом «оплыли прощаль­ ные гудки не только ледокола, а и всех судов, стоявших в порту и на рейде. Друзья-моряки желали своим собратьям счастливого пла­ вания и столь же счастливого воз­ вращения на родную землю. Мне чертовски повезло. Почти за 15 минут до отдачи швартовых меня зачислили в состав экспеди­ ции. Папанин дружески предупре­ дил: — Смотри, в море трудно при­ дется Надо будет работать. За- аомни, лодырей не люблю. 1 -flB «РЫ БНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654 С 11 Н 1 ЛИ «ЕЮ ВШИ Сразу же по выходу из Коль­ ского залива наш ледокол попал в жестокий шторм, который вско­ ре перешел в ураган. Ледокол, ко­ торый и в тихую-то погоду ведет себя па воде, как ванька-встань­ ка, в ураган крепился до 50 гра­ дусов то на правый, то па левый борт. Трудно было удержаться на ногах. Могучие ледяные валы об­ рушивались на палубу и сметали все на своем пути. Во мраке черной полярной ночи за бортом исчезли бочки с горючим, что бы­ ли приготовлены на палубе. Со- рисковать, отлежаться в дрейфе, пока улучшится погэда. Ждать — значит терять сутки, а может быть, и больше. Сейчас промедление смерти подобно. Этим руководствуется капитан. Он сме­ ло направил ледокол в коварную узкость и мастерски, с большим искусством провел его к причалу. Не стоит вдаваться в подробно­ сти короткого пребывания экспе­ диции на Шпицбергене. Нас здесь ждали. Горняки подготовили от­ борный уголь и сами помогли за- бункеровать им прожорливые гор­ ловины объемистых бункеров. По- сколько миль — и снова на пути ледяные поля. Яркий свет прожекторов с ле­ докола скользит по ропакам и то­ росам, по гладкой поверхности многолетнего льда. Белоусов на­ щупывает возможные пути. От места последней стоянки до «Г. Седова» оставалось 5—6 миль. Прошло не менее пяти часов, прежде чем удалось преодолеть половину этого пути. Ледокол идет вперед, откло­ няется то на запад, то на восток, то снова на север, не упуская из виду мерцающую в ночи тыся- И з д н е в н и к а у ч а с т н и к а э к с п е д и ц и и н а л е д о к о л е « С и б и р ь » рваны со шлюп-балок катер, стальные фальшборты и трапы. Но и в этих невероятно трудных условиях внутри корабля кипела и билась горячая жизнь. Обливаясь йотом, шуровали уголь в топках кочегары, несли вахту у механиз­ мов машинисты. Матросы кирками и ломиками окалывали лед. Им были покрыты все надстройки, грузы, мостик, мачты и ванты. Чтобы сохранить остойчивость, капитан ледокола Михаил Про­ кофьевич Белоусов приказал вы­ качать за борт 500 тонн пресной воды. А она нам была столь не­ обходима в начавшемся рейсе. Лишь через неделю «Сибирь» вошла в блинчатый лед. А еще че- чез двое суток ледокол уже штор­ мовал мощные ледяные поля Арк­ тики. Чем дальше продвигались мы на север, тем тяжелее стано­ вились льды. Их толщина с двух метров увеличилась до четырех. 24 декабря я записал в своем дневнике: «Сегодня за четыре ча­ са прошли .только четыре с поло­ виной мили. Температура воздуха минус 33 градуса». Работа в Арктике всегда сопря­ жена с неожиданностями. Каждый час меняется обстановка, вместе с нею меняется и тактика ледового наступления. Мы должны были дождаться в море парохода «Вол­ гоград» и принять с него уголь и пресную воду. Но судно еще стоит в Баренцбурге. Стоит ли ждать? И Иван Дмитриевич Папанин при­ нимает решение: ждать не будем. Сами пойдем в Баренцбург. А мы были уже за 83° северной ши­ роты. У входа в Айс-фиорд * разрази­ лась пурга. Видимости как не бы­ вало. Вспомнив печальную исто­ рию «Малыгина», потерпевшего в 1933 году аварию в этом районе, штурманы советуют Белоусову не грузка не прерывалась даже в но­ вогоднюю ночь. 3 января до «Г, Седова» оставалось всего 60 миль. В этот день И. Д . Папа­ нин, разговаривая с капитаном Бадигиным, сказал: — Константин Сергеевич! Будем идти только вперед, назад возвра­ щаться не будем. Лед очень тя­ желый, с удара прохожу-3—4 мет­ ра, винты заклинивает. Возьму не­ много к западу. Включим про­ жектору. А через полтора часа Бадигин сообщил: — Прожектор видим ясно, со­ вершенно ясно на юго-востоке. Че­ рез полчаса подготовим свое освещение. Желаю успеха. «Г. Седов» был совсем близко. Но встреча с ним задержалась еще на десять суток. Тяжелые па­ ковые льды преграждали путь. По 3—4 метра ледокол проходил уже не с одного удара, а за целую вахту. Это был тяжелый поеди­ нок. Казалось, что суровая Аркти­ ка не собирается покоряться же­ лезной воле советских людей по­ тому и противится освобождению парохода из ледового плена, кото­ рый длился 27 месяцев. 6 января застопорили ход. Ле­ докол готовился к длительной стоянке в ожидании улучшения ледовой обстановки. Погасили че­ тыре котла. Не к чему зря жечь топливо. За бортом идут авраль­ ные работы. Все свободные от вахт моряки и члены экспедиции заготовляют лед. Это позволит нам сделать запасы пресной воды. Ледокол стоит в четырехчасовой готовности. Но стоило мало-маль­ ски измениться обстановке, как вместо четырех за два часа ко­ рабль пришел в движение. Нель­ зя упустить возможности продви­ нуться вперед, к цели, поскольку южные ветры разрядили лед и по­ явились разводья. Прошли не­ чесвечевую лампу «Г. Седова». В радиограмме седовцы сооб­ щают: «Отлично видим ваш ледо­ кол. С нетерпением ждем встре­ чи». Строго соблюдая тактику на­ ступления, Белоусов направляет удар ледокола на ледяное поле. Он обрушивается на него, как бо­ гатырь, по тут же замирает, затем отходит назад и снова бросается в атаку, штурмуя преграды на пути к заветной цели. Кажется, вот-вот и она будет достигнута, эта трудная, но благодарная цель, но буквально в двух милях от «Г. Седова» путь нам преградило большое поле многолетнего льда толщиною до пяти метров. В это же время возле легендарного ко­ рабля, находящегося в ледяном плену, появилась чистая вода. Там плюсовая температура. Ох, уж эта Арктика! Осталось пробить ледяную пере­ мычку. Но когда это совершится, никому не ведомо. Утром 12 января началось сжа­ тие, да с таким грохотом, как буд­ то одновременно стали палить десятки крупнокалиберных орудий. Это сомкнулись ледяные поля. Вздыбились многолетние льды, круша друг друга. Они навалива­ ются на ледокол, грозя раздавить его, как раздавили в 1934 году пароход «Семен Челюскин». Папа­ нин приказал выгрузить из трю­ мов на палубу весь зимний запас одежды, продовольствия, топли­ ва, радио- и электрическую стан­ ции. • • Шторм в Гренландском море усилился. Мощь сжатия льдов на­ растает. Ночь. Но почти никто на корабле не спит. Многие выходят на палубу, чтобы взглянуть: не появились ли разводья. Их не видно. Здто видны трещины. Они буквально на глазах разрастаются с неимоверной быстротой. Шторм и сильное сжатие помогли рас­ кромсать поле сплошного льда на огромные глыбы. И в который раз снова ледокол ринулся о атаку. Арктика не сдается. Она еще пы­ тается притормозить движение исполина. Только теперь мы поме­ нялись местами. Сила на нашей стороне. Потрепанный штормом и сжатием лед охотно уступает до­ рогу кораблю. ...Кружит пурга. Мороз спирает дыхание. Нордовый ветер леденит тело. Но никто не покидает палу­ бы, пристально вглядывается в те­ мень ночи. Так мы идем три часа* И вдруг справа по борту мельк­ нул огонь. Он совсем близко. В небо полетели ракеты. Это моряки флагмана салютуют отважным се- довцам. С «Г. Седова» раздается оружейный залп. Ему ответил ба­ совитый гудок ледокола. Мы ви­ дим, как на корме дрейфующего судна взвился государственный флаг, а на фок-мачте — флаги расцвечивания. Седовцы приветли­ во машут нам шапками. Мужест­ венные герои, смело прошедшие сквозь тяжелые испытания, они плачут от радости встречи с доро­ гими соотечественниками. И вме­ сте с ними, как дети, утираем сле­ зы и мы, те, кому уже давно не ...надцать Первым на борт флагмана под­ нялся Константин Бадигин. Папа­ нин по-русски трижды целует ка­ питана отважных. А на очереди еще четырнадцать героев дрейфа, И нам, простым смертным, тоже хочется пожать руки каждого из пятнадцати героев, сказать им теплые слова привета от родной земли, от народа, от партии и правительства, волю которых мы выполнили. Вот так и всегда бывает в нашей стране. Когда жизнь людей находится в опасности, к ним на выручку готовы отправиться ты­ сячи. И каждый из этих тысяч не щадит себя, и если доведется, то он и жизнь свою отдаст ради жиз­ ни другого. Таков закон нашего социалистического общества, в ко­ тором человек человеку друг, то­ варищ и брат. Б. ФЕДОРОВ. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОЙ Тип. «Полярная правда». Зак. 271. ПН-06015.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz