Рыбный Мурман. 1965 г. Январь.
Я ВСТРЕТИЛСЯ с Виктором в техотделе. Рабочий день уже закончился, а он не торопил ся домой. Виктор просто не мог этого сделать. Инструментально- экспериментальному цеху срочно нужны чертежи нового приспособ ления, разработанного членами ТТС, а он, Бутусов, в бригаде — главный конструктор. Узнав о цели моего прихода, Виктор на минутку задумался. Потом улыбнулся: — Представляю, о чем хотели, бы услышать. Что-нибудь герои ческое. Вроде того, человек с рис ком для жизни гасит пламя на цистерне с нефтью или лезет в в пышущую жаром топку парово за. Только такое случается редко. На моей памяти на всем заводе ничего подобного не было. — И немного помолчав, словно соби раясь с мыслями, продолжал: — А может, в век кибернетики и атома уже не только в этом со стоит героическое? Может, надо сделать так, чтобы не пришлось людям рисковать собой? Может, теперь героика есть в борьбе за высокую техническую культуру труда? — Я вам расскажу о Евгении Суханове, — продолжал Бутусов, — слесаре мастерской контрольно измерительных приборов. Сами понимаете, манометр или штан генциркуль никакой опасности не представляют, и чтобы отремонти ровать их, не нужно лезть в пек ло. А все же любопытно. Вы видели когда-нибудь, как ремонтируют измерительные при боры? Некоторые процессы тре буют не только высокой точности, но и больших затрат труда. Бо лее 800 штангенциркулей самых различных размеров используются на нашем заводе. И все они вре мя от времени ремонтируются. Самая трудоемкая операция — Д Е В И З - П О И С К доводка измерительных плоскос тей губок штангенциркуля. Сле сарь зажимает инструмент в тис ки и начинает заниматься одно образной и нудной работой. Она длится около двух часов. А весь процесс ремонта штангенциркуля занимает почти три часа. Вот и посчитайте, сколько требовалось времени, чтобы привести в поря док все 800 штангенциркулей. Как-то Евгений узнал, что на заводе, где изготавливается ин струмент, есть станки для довод ки плоскостей губок. Они приме няются при изготовлении штан генциркулей. Это очень заинтере совало слесаря. Но оказалось, что подобные станки непригодны при ремонте. Суханов решил своими силами изготовить конструктив но новый станок, применение ко торого уменьшило бы трудоемкость. Это было два с лишним года на зад. Много испро бовал он вариан тов, однако нуж ных результатов не получил. Но однажды... Однажды Евге ний обратил вни мание на колеба ние маятника ча сов. Вправо—вле во, вправо—влево. — А что, если построить процесс притирки по прин ципу движений маятника? Станок был сде лан. Но при пер вом же опробова нии притир ока-, зался неравномер ным. Другой на его месте плю нул бы на все: чер 1 с ней, с двухлетней работой. Но Су ханов не остановился на полпути. Он испытывал новые и новые ва рианты, пока не пришел к выво ду, что притиру нужно придать не возвратно-поступательное, а движение по эллиптической кри вой с одновременным вращением вокруг собственной оси. Упорство и настойчивость Суха нова привели к успеху. Станок за менил ручной труд Процесс при тирки губок ускорился в два раза, качество — отличное. — Я очень коротко рассказал о творческом поиске слесаря, — за ключил Виктор Бутусов. — В дей ствительности станок стоил Су ханову многих бессонных ночей. ...Рассказ Бутусова и был в ка кой-то мере ответом на вопрос о героическом. Только конструктор многое упустил, умолчал из скром ности. Ведь в работе над стан ком и он принимал активное уча стие. Вместе с Евгением он заси живался вечерами в мастерской контрольно-измерительных прибо ров, вместе прилаживал моторчик, сделал чертежи станка. Предложение инженера и слеса ря получило признание на многих предприятиях страны. Чертежи станка запросили более тридцати заводов. И всегда так: когда нужно, Виктор Бутусов приходит на по мощь товарищам. В БРИ ГАД Е ТВОРЧЕСКО ГО ТЕХНИЧЕСКО ГО СОДРУЖЕСТВА Большую роль играет В. Буту сов в бригаде творческого техни ческого содружества. Когда при ступили к автоматизации 120-тон ного пресса для вытяжки поло винок кухтылей, конструктивная разработка легла на его плечи. Участвовал он и в создании стан ка для вихревой нарезки штырей чекеля. Немало ценного внесено им и при создании узкопрофиль ных станков для поточных линий. Сейчас Бутусов работает над кон струкцией двухпозиционного агре гатносилового станка, на котором будет производиться сверловка скоб. Много интересных замыслов у Виктора Бутусова на будущее. И можно надеяться, что новатор в содружестве с товарищами смо жет претворить их в жизнь А. БРЫСОВ. На снимке: главный конструк тов бригады ТТС Виктор БУТУ СОВ. Груз ошибок и промахов—на свалку Человеку предстоит дальняя дорога. Перед тем, как отправить ся в путь, он внимательно осмот рит свое снаряжение. Все долж- яо быть в порядке, способство вать быстрому переходу с наи меньшей затратой сил. Если надо вторично пройти по тому же само му маршруту, человек вспомнит, как шел в первый раз, в чем бы ли его промахи. Для коллектива тралового фло? та такой дорогой является 1965 год. Важно не допустить в нем «шибвк и промахов, которые бы ли в- минувшем году, взять пра вильный ритм и, двигаясь уверен ным шагом, придти к финишу с победой. Давайте, как хорошие путе шественники, окинем мысленно пройденный путь и возьмем с со бой в дорогу только необходимое, а весь ненужный груз, обреме няющий движение, сбросим на свалку. Сделаем это на примере экипажа траулера «Медногорск» (капитан тов. Циекалс). Плохо сработал он в 1964 году, постоян но отставал от других экипажей, спотыкался, падал и в конце концов финишировал одним из последних — с планом не спра вился и убытки большие имеет. 6303 центнера рыбы задолжа ли моряки этого корабля государ ству. Из чего же сложился этот недолов? 2300 центнеров приходится на период работы в Северо-Западной Атлантике. Нелегко было тогда выполнить задание. Не хватало плавбаз, топлива, мешали разного рода организационные неуряди цы. Но все же и в этих условиях другие экипажи сумели выловить гораздо больше рыбы. Вот, ска жем, моряки траулера «Мичу ринск». Находясь на промысле в одни и те же месяцы, что и мо ряки «Медногорска», они добыли трески больше на 1400 центне ров. 308 центнеров рыбы недоловил экипаж «Медногорска» из-за слабой организации труда по спуску и подъему трала. Спуск и й подъем занимал на 1— 2,5 ми нуты больше, чем положено по нормативу. На это не обращали внимания. Ерунда! Мелочь! Из минут складывались часы, из часов — сутки. А в результате — потеря трех суток промыслового времени и потеря в добыче. Суточный режим траления ока зался меньше запланированного на 10 минут. Потеря в добыче по этой причине составила 494 цент нера. На переходы из квадрата в квадрат, из одного района в дру гой сверх запланированного за трачено 420 часов. Тем самым не использована возможность вылова 1855 центнеров рыбы. Из-за слабой подготовки судна в порту увеличена продолжитель ность междурейсовой стоянки. Не будь этого, экипаж смог бы вы ловить дополнительно 230 цент неров рыбы. Еак показал разбор производ ственно - финансовой деятель ности экипажа на заседании хоз расчетной комиссии, на судне не чувствовалось руководящей роли командного состава, должной тре бовательности к подчиненным, четкого соблюдения всех правил и инструкций. Не чем другим, как равноду шием к делу, отсутствием про верки исполнения можно объяс нить тот факт, что судно ушло в длительный рейс, имея на борту ваера диаметром 18 мм. Шесть раз они рвались впоследствии. В трех рейсах моряки работали не исправными орудиями лова. Из-за намотки на винт потеря но семьдесят часов промыслового времени. Недолов рыбы по этой причине превысил 320 центне ров. Если собрать все эти и другие потери воедино, то получается, что, не допустив их, моряки «Мед ногорска» могли бы справиться с планом 1964 года. И уж в.о вся ком случае не имели бы такого большого недолова. Ошибки и промахи, допущен ные на «МеДногорске», характер ны и для других экипажей трало вого флота. Командирам и рядо вым морякам надо сделать для себя правильные выводы, учесть недостатки своей деятельности и с первых дней промысла в 1965 году не допускать их. Н. РЫБНИКОВ, замести тель начальника планового отдела' тралового флота. П р и в о д циркуляционного масляного н а с о с а ВР У г о л о к рационализатора На БМРТ польской построй ки привод циркуляционного масляного насоса ступицы вин та регулируемого шага осуще ствляется от гребного вала при помощи клиновидной ре менной передачи, состоящей из разборных звеньев. Приспособ лений для регулировки натя жения ремня не предусмотре но, поэтому ремень, ослабевая, проскальзывает на шкиве на соса. Это способствует прекра щению подачи масла, через муфту на вале в ступицу вин та. В результате муфта, еильно нагреваясь, нагревает гребной вал и кормовой опорный под шипник. Регулировка натяже ния ремня путем удаления од ного из звеньев производится только при остановке двигате ля, что ведет к потере промыс лового времени. Кроме этого, через некоторое время работы ремень вновь вытягивается и приходит в негодность. Токарь траулера «Планета» Д. Жатько предложил изменить конструкцию привода васоса (см. рис.) путем установки на соса ближе к валу и замены ремня резиновым роликом. Ус тановка резинового ролика не изменяет числа оборотов и на правления вращения насоса. Ролик (1) изготовляется из целого резинового бобинца и зажимается между двумя стальными обоймами (2). Обоймы сидят на шарикопод шипнике, который напрессован на ось ролика (3). Ось ролика крепится к кронштейну (4), который в свою очередь за креплен шарнирно к станине (5). Ролик надежно обеспечи вает связь между гребным ва лом (6) и шкивом насоса (7). При износе ролик можно би стро сменить при малых обо ротах двигателя. ; V, ;> •г •9 ч*и ОТ •- Предложение введрей® ва «Революции». В течение рейса замены резинового ролика вс потребовалось, смазка насту пала в, муфту и ступицу не* прерывно. Муфта не вагвева- лась. Предложение реивиев- дуется секцией механикочу- довой службы флота для внед рения на БМРТ польекон по- стройки. А. КИЯШ КИН , заведую- щнй техническим кабине том тралового флота. — _—---- V/- •___ ——— г • 1 По следам Число вкладчиков возрастает Громадные задачи, стоящие пе ред нашей страной в области дальнейшего развития всех отрас лей 1 гародного хозяйства, опреде ляют важную роль кредита, как средства сосредоточения денеж ных сбережений и временно сво бодных средств населения для це лей социалистического строитель ства. Это выгодно не только государ ству, но и самим трудящимся. Есть очень хорошая форма на копления — перечисление безна личным путем части заработной платы на свой счет в кассу. Самому человеку даже не нуж но ходить в сберкассу, все денеж ные операции за него производит бухгалтерия предприятия, где он работает. Только надо указать сумму, какую вы желаете ежеме сячно, в день зарплаты, перечис лять на свой счет. И все. А потом, через полгода или год, вы с радостью убедитесь, что на вашем счету довольно внуши тельная сумма. Можно поехать на курорт или приобрести хоро шую вещь. В управлении тралового флота сберегательная касса работает с 1959 года. Из года в год <^а не выполняла заданного ей плана по вкладам. На 1 января 1963 года всего 9 человек перечисляло во вклады часть своей заработной платы. В марте 1963 года базо вый комитет пересмотрел состав комиссии содействия госкредиту. И новые товарищи активно взя лись за работу. Они побеседовали почти с каж дым сотрудником управления. Особое внимание уделяли моря кам, прибывшим с промысла. Вы ступали перед помполитами на семинарах* Особую активность в этом деле проявили члены комиссии А. А, Лапина, В. И. Строкина, контро лер сберкассы АЛ А. Овчинникова. Они не ограничивались одним управлением, а стали ходить на корабли, беседовать с рыбаками. Все это дало большие резуль таты. Только по управлению фло та 80 процентов служащих и очень многие моряки стали вкладчиками сберегательных касс. В настоящее время у нас боль-- ше семисот человек перечисляют часть своей заработной платы в разные кассы города. Наша касса № 168/0106, находя щаяся при управлении флота, го довой план по вкладам значи тельно перевыполнила. В период отпускной кампании большая сумма денег была оформ лена на аккредитивы. Особенно активное участие в этой работе принимали А. С. Хоняк, Г. Т. Во- щаникина, О. М. Павлова. А. -ИСТОМИНА, председа-» тель комиссии содействия госкредиту управления тралового флота. выступлении «Рыбного Мурмани» «СЕЛЬДЬ УХОДИТ ИЗ ТРАЛА* Сообщаю, что недостатки, от меченные в корреспонденции тов< Зотова, опубликованной под та** ким заголовком в номере газеты от 27 декабря, имели место. Основной причиной порывов тра ловых мешков на промыеле в Норвежском море послужило со хранение тех же режимов трале ния, на которых работали экипа жи в Северном море, где концетч рации сельди были менее плот ными. В настоящее время, с цепью предотвращения порывов мешков, экипажи производят более корот кие по продолжительности трале ния. Сами мешки для близнецо* вых и разноглубинных з-ралов оснащаются дополнительно кап роновыми каркасами. Н. ШАПОВАЛОВ, и. о. на чальника управления «Мур- мансельдь».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz