Рыбный Мурман. 1965 г. Январь.

Я ВСТРЕТИЛСЯ с Виктором в техотделе. Рабочий день уже закончился, а он не торопил­ ся домой. Виктор просто не мог этого сделать. Инструментально- экспериментальному цеху срочно нужны чертежи нового приспособ­ ления, разработанного членами ТТС, а он, Бутусов, в бригаде — главный конструктор. Узнав о цели моего прихода, Виктор на минутку задумался. Потом улыбнулся: — Представляю, о чем хотели, бы услышать. Что-нибудь герои­ ческое. Вроде того, человек с рис­ ком для жизни гасит пламя на цистерне с нефтью или лезет в в пышущую жаром топку парово­ за. Только такое случается редко. На моей памяти на всем заводе ничего подобного не было. — И немного помолчав, словно соби­ раясь с мыслями, продолжал: — А может, в век кибернетики и атома уже не только в этом со­ стоит героическое? Может, надо сделать так, чтобы не пришлось людям рисковать собой? Может, теперь героика есть в борьбе за высокую техническую культуру труда? — Я вам расскажу о Евгении Суханове, — продолжал Бутусов, — слесаре мастерской контрольно­ измерительных приборов. Сами понимаете, манометр или штан­ генциркуль никакой опасности не представляют, и чтобы отремонти­ ровать их, не нужно лезть в пек­ ло. А все же любопытно. Вы видели когда-нибудь, как ремонтируют измерительные при­ боры? Некоторые процессы тре­ буют не только высокой точности, но и больших затрат труда. Бо­ лее 800 штангенциркулей самых различных размеров используются на нашем заводе. И все они вре­ мя от времени ремонтируются. Самая трудоемкая операция — Д Е В И З - П О И С К доводка измерительных плоскос­ тей губок штангенциркуля. Сле­ сарь зажимает инструмент в тис­ ки и начинает заниматься одно­ образной и нудной работой. Она длится около двух часов. А весь процесс ремонта штангенциркуля занимает почти три часа. Вот и посчитайте, сколько требовалось времени, чтобы привести в поря­ док все 800 штангенциркулей. Как-то Евгений узнал, что на заводе, где изготавливается ин­ струмент, есть станки для довод­ ки плоскостей губок. Они приме­ няются при изготовлении штан­ генциркулей. Это очень заинтере­ совало слесаря. Но оказалось, что подобные станки непригодны при ремонте. Суханов решил своими силами изготовить конструктив­ но новый станок, применение ко­ торого уменьшило бы трудоемкость. Это было два с лишним года на­ зад. Много испро­ бовал он вариан­ тов, однако нуж ­ ных результатов не получил. Но однажды... Однажды Евге­ ний обратил вни­ мание на колеба­ ние маятника ча­ сов. Вправо—вле­ во, вправо—влево. — А что, если построить процесс притирки по прин­ ципу движений маятника? Станок был сде­ лан. Но при пер­ вом же опробова­ нии притир ока-, зался неравномер­ ным. Другой на его месте плю­ нул бы на все: чер 1 с ней, с двухлетней работой. Но Су ханов не остановился на полпути. Он испытывал новые и новые ва­ рианты, пока не пришел к выво­ ду, что притиру нужно придать не возвратно-поступательное, а движение по эллиптической кри­ вой с одновременным вращением вокруг собственной оси. Упорство и настойчивость Суха­ нова привели к успеху. Станок за­ менил ручной труд Процесс при­ тирки губок ускорился в два раза, качество — отличное. — Я очень коротко рассказал о творческом поиске слесаря, — за­ ключил Виктор Бутусов. — В дей­ ствительности станок стоил Су­ ханову многих бессонных ночей. ...Рассказ Бутусова и был в ка­ кой-то мере ответом на вопрос о героическом. Только конструктор многое упустил, умолчал из скром­ ности. Ведь в работе над стан­ ком и он принимал активное уча­ стие. Вместе с Евгением он заси­ живался вечерами в мастерской контрольно-измерительных прибо­ ров, вместе прилаживал моторчик, сделал чертежи станка. Предложение инженера и слеса­ ря получило признание на многих предприятиях страны. Чертежи станка запросили более тридцати заводов. И всегда так: когда нужно, Виктор Бутусов приходит на по­ мощь товарищам. В БРИ ГАД Е ТВОРЧЕСКО ГО ТЕХНИЧЕСКО ГО СОДРУЖЕСТВА Большую роль играет В. Буту­ сов в бригаде творческого техни­ ческого содружества. Когда при­ ступили к автоматизации 120-тон­ ного пресса для вытяжки поло­ винок кухтылей, конструктивная разработка легла на его плечи. Участвовал он и в создании стан­ ка для вихревой нарезки штырей чекеля. Немало ценного внесено им и при создании узкопрофиль­ ных станков для поточных линий. Сейчас Бутусов работает над кон­ струкцией двухпозиционного агре­ гатносилового станка, на котором будет производиться сверловка скоб. Много интересных замыслов у Виктора Бутусова на будущее. И можно надеяться, что новатор в содружестве с товарищами смо­ жет претворить их в жизнь А. БРЫСОВ. На снимке: главный конструк­ тов бригады ТТС Виктор БУТУ­ СОВ. Груз ошибок и промахов—на свалку Человеку предстоит дальняя дорога. Перед тем, как отправить­ ся в путь, он внимательно осмот­ рит свое снаряжение. Все долж- яо быть в порядке, способство­ вать быстрому переходу с наи­ меньшей затратой сил. Если надо вторично пройти по тому же само­ му маршруту, человек вспомнит, как шел в первый раз, в чем бы­ ли его промахи. Для коллектива тралового фло? та такой дорогой является 1965 год. Важно не допустить в нем «шибвк и промахов, которые бы­ ли в- минувшем году, взять пра­ вильный ритм и, двигаясь уверен­ ным шагом, придти к финишу с победой. Давайте, как хорошие путе­ шественники, окинем мысленно пройденный путь и возьмем с со­ бой в дорогу только необходимое, а весь ненужный груз, обреме­ няющий движение, сбросим на свалку. Сделаем это на примере экипажа траулера «Медногорск» (капитан тов. Циекалс). Плохо сработал он в 1964 году, постоян­ но отставал от других экипажей, спотыкался, падал и в конце концов финишировал одним из последних — с планом не спра­ вился и убытки большие имеет. 6303 центнера рыбы задолжа­ ли моряки этого корабля государ­ ству. Из чего же сложился этот недолов? 2300 центнеров приходится на период работы в Северо-Западной Атлантике. Нелегко было тогда выполнить задание. Не хватало плавбаз, топлива, мешали разного рода организационные неуряди­ цы. Но все же и в этих условиях другие экипажи сумели выловить гораздо больше рыбы. Вот, ска­ жем, моряки траулера «Мичу­ ринск». Находясь на промысле в одни и те же месяцы, что и мо­ ряки «Медногорска», они добыли трески больше на 1400 центне­ ров. 308 центнеров рыбы недоловил экипаж «Медногорска» из-за слабой организации труда по спуску и подъему трала. Спуск и й подъем занимал на 1— 2,5 ми­ нуты больше, чем положено по нормативу. На это не обращали внимания. Ерунда! Мелочь! Из минут складывались часы, из часов — сутки. А в результате — потеря трех суток промыслового времени и потеря в добыче. Суточный режим траления ока­ зался меньше запланированного на 10 минут. Потеря в добыче по этой причине составила 494 цент­ нера. На переходы из квадрата в квадрат, из одного района в дру­ гой сверх запланированного за­ трачено 420 часов. Тем самым не использована возможность вылова 1855 центнеров рыбы. Из-за слабой подготовки судна в порту увеличена продолжитель­ ность междурейсовой стоянки. Не будь этого, экипаж смог бы вы­ ловить дополнительно 230 цент­ неров рыбы. Еак показал разбор производ­ ственно - финансовой деятель­ ности экипажа на заседании хоз­ расчетной комиссии, на судне не чувствовалось руководящей роли командного состава, должной тре­ бовательности к подчиненным, четкого соблюдения всех правил и инструкций. Не чем другим, как равноду­ шием к делу, отсутствием про­ верки исполнения можно объяс­ нить тот факт, что судно ушло в длительный рейс, имея на борту ваера диаметром 18 мм. Шесть раз они рвались впоследствии. В трех рейсах моряки работали не­ исправными орудиями лова. Из-за намотки на винт потеря­ но семьдесят часов промыслового времени. Недолов рыбы по этой причине превысил 320 центне­ ров. Если собрать все эти и другие потери воедино, то получается, что, не допустив их, моряки «Мед­ ногорска» могли бы справиться с планом 1964 года. И уж в.о вся­ ком случае не имели бы такого большого недолова. Ошибки и промахи, допущен­ ные на «МеДногорске», характер­ ны и для других экипажей трало­ вого флота. Командирам и рядо­ вым морякам надо сделать для себя правильные выводы, учесть недостатки своей деятельности и с первых дней промысла в 1965 году не допускать их. Н. РЫБНИКОВ, замести­ тель начальника планового отдела' тралового флота. П р и в о д циркуляционного масляного н а с о с а ВР У г о л о к рационализатора На БМРТ польской построй­ ки привод циркуляционного масляного насоса ступицы вин­ та регулируемого шага осуще­ ствляется от гребного вала при помощи клиновидной ре­ менной передачи, состоящей из разборных звеньев. Приспособ­ лений для регулировки натя­ жения ремня не предусмотре­ но, поэтому ремень, ослабевая, проскальзывает на шкиве на­ соса. Это способствует прекра­ щению подачи масла, через муфту на вале в ступицу вин­ та. В результате муфта, еильно нагреваясь, нагревает гребной вал и кормовой опорный под­ шипник. Регулировка натяже­ ния ремня путем удаления од­ ного из звеньев производится только при остановке двигате­ ля, что ведет к потере промыс­ лового времени. Кроме этого, через некоторое время работы ремень вновь вытягивается и приходит в негодность. Токарь траулера «Планета» Д. Жатько предложил изменить конструкцию привода васоса (см. рис.) путем установки на­ соса ближе к валу и замены ремня резиновым роликом. Ус­ тановка резинового ролика не изменяет числа оборотов и на­ правления вращения насоса. Ролик (1) изготовляется из целого резинового бобинца и зажимается между двумя стальными обоймами (2). Обоймы сидят на шарикопод­ шипнике, который напрессован на ось ролика (3). Ось ролика крепится к кронштейну (4), который в свою очередь за­ креплен шарнирно к станине (5). Ролик надежно обеспечи­ вает связь между гребным ва­ лом (6) и шкивом насоса (7). При износе ролик можно би­ стро сменить при малых обо­ ротах двигателя. ; V, ;> •г •9 ч*и ОТ •- Предложение введрей® ва «Революции». В течение рейса замены резинового ролика вс потребовалось, смазка насту­ пала в, муфту и ступицу не* прерывно. Муфта не вагвева- лась. Предложение реивиев- дуется секцией механикочу- довой службы флота для внед­ рения на БМРТ польекон по- стройки. А. КИЯШ КИН , заведую- щнй техническим кабине­ том тралового флота. — _—---- V/- •___ ——— г • 1 По следам Число вкладчиков возрастает Громадные задачи, стоящие пе­ ред нашей страной в области дальнейшего развития всех отрас­ лей 1 гародного хозяйства, опреде­ ляют важную роль кредита, как средства сосредоточения денеж­ ных сбережений и временно сво­ бодных средств населения для це­ лей социалистического строитель­ ства. Это выгодно не только государ­ ству, но и самим трудящимся. Есть очень хорошая форма на­ копления — перечисление безна­ личным путем части заработной платы на свой счет в кассу. Самому человеку даже не нуж ­ но ходить в сберкассу, все денеж­ ные операции за него производит бухгалтерия предприятия, где он работает. Только надо указать сумму, какую вы желаете ежеме­ сячно, в день зарплаты, перечис­ лять на свой счет. И все. А потом, через полгода или год, вы с радостью убедитесь, что на вашем счету довольно внуши­ тельная сумма. Можно поехать на курорт или приобрести хоро­ шую вещь. В управлении тралового флота сберегательная касса работает с 1959 года. Из года в год <^а не выполняла заданного ей плана по вкладам. На 1 января 1963 года всего 9 человек перечисляло во вклады часть своей заработной платы. В марте 1963 года базо­ вый комитет пересмотрел состав комиссии содействия госкредиту. И новые товарищи активно взя­ лись за работу. Они побеседовали почти с каж ­ дым сотрудником управления. Особое внимание уделяли моря­ кам, прибывшим с промысла. Вы­ ступали перед помполитами на семинарах* Особую активность в этом деле проявили члены комиссии А. А, Лапина, В. И. Строкина, контро­ лер сберкассы АЛ А. Овчинникова. Они не ограничивались одним управлением, а стали ходить на корабли, беседовать с рыбаками. Все это дало большие резуль­ таты. Только по управлению фло­ та 80 процентов служащих и очень многие моряки стали вкладчиками сберегательных касс. В настоящее время у нас боль-- ше семисот человек перечисляют часть своей заработной платы в разные кассы города. Наша касса № 168/0106, находя­ щаяся при управлении флота, го­ довой план по вкладам значи­ тельно перевыполнила. В период отпускной кампании большая сумма денег была оформ­ лена на аккредитивы. Особенно активное участие в этой работе принимали А. С. Хоняк, Г. Т. Во- щаникина, О. М. Павлова. А. -ИСТОМИНА, председа-» тель комиссии содействия госкредиту управления тралового флота. выступлении «Рыбного Мурмани» «СЕЛЬДЬ УХОДИТ ИЗ ТРАЛА* Сообщаю, что недостатки, от­ меченные в корреспонденции тов< Зотова, опубликованной под та** ким заголовком в номере газеты от 27 декабря, имели место. Основной причиной порывов тра­ ловых мешков на промыеле в Норвежском море послужило со­ хранение тех же режимов трале­ ния, на которых работали экипа­ жи в Северном море, где концетч рации сельди были менее плот­ ными. В настоящее время, с цепью предотвращения порывов мешков, экипажи производят более корот­ кие по продолжительности трале­ ния. Сами мешки для близнецо* вых и разноглубинных з-ралов оснащаются дополнительно кап­ роновыми каркасами. Н. ШАПОВАЛОВ, и. о. на­ чальника управления «Мур- мансельдь».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz