Рыбный Мурман. 1965 г. Сентябрь.

Примени на своем корабле Рационализаторы предлагают Механические помощники На Калининградской базе океа- съемного распылителя, загнутого ■мческого рыболовного флота не- под углом, мало пытливых людей — рацио- Такое простое приспособление мализаторов и изобретателей. Их легко изготовить даже в нромыс- творческие поиски постояпно на- ловых условиях силами машин- яравлены на то, чтобы совершен- ных команд. Оно намного облег- етмвать судовые машины и меха- чает труд механиков, сокращает мзмы, промысловое вооружение, и время на промывку картера, дает жа этой основе добиваться повы- большую экономию топлива, тения производительности труда Применяемые в настоящее вре- рыбаков, увеличения добычи бо- мя на промысловых судах соеди- гатств океана. О некоторых нов- нительные муфты для приводов ■еетвах, внедренных за последнее электромоторов очень неудобны время на судах флота по предло- при смене сухарей (металлическая жениям рационализаторов, мы се- деталь). Представьте себе такую годня и расскажем. Известно, что самым слабым .уз­ лом сетевыбороч- вой машины яв- картину. Идет выборка трала, и вдруг остановилась траловая лебедка из-за того, что вышли из строя яяются редукторы, которые очень сухари. Чтобы их заменить, часто выходят из строя из-за от- нужно проделать большую работу: еутствия достаточной смазки. Де- отсоединить клеммную коробку, ло в том, что редукторы располо- отдать крепление электромотора к жены в трюмах под самой палу- фундаменту и сдвинуть сам мотор, Сой корабля и заливать в них который имеет довольно значи- емазку очень трудно, а порой бы- тельный вес. И все это надо про- вает даже совсем невозможно, так извести в свежую погоду, когда чак в трюмах все время находят- судно изрядно покачивает, а трал •ся бочки. , находится за бортом. Как найти выход из положе- Но и это еще не все. Сменив ния? Над этим вопросом часто за- сухари, предстоит выполнить са- думывался старший механик мые трудные операции — устано- РР-1292 В. А. Шумовский. И вот вить электромотор на место и за- решение найдено. Новатор пред- тем отцентровать его. На все*это дожил установить в корпусе тум- затрачивалось не менее трех ча- бы сетевыборочной машины пресс- сов. тавотпицу, от которой через па- Групповой инженер-механик лубу к корпусу-редуктора провс- Н. Ф. Здоров предложил простой сти трубку. Это несложное при- способ, устраняющий недостатки способление дает возможность в соединительных муфт. Для этого любое время подавать смазку в надо пазы, в которые вставляются редуктор и тем самым намного сухари, делать открытыми и ста- удлинить срок его службы. В на- вить на муфту съемный кожух, стоящее время предложение В. А. Теперь для смены сухарей нужно Шумовского внедряется на других будет отдать болты, крепящие ко- еудах, которые проходят ремонт жух на муфту, снять кожух, за­ ма заводах. менить сработавшиеся сухари и : Несомненный интерес представ- установить кожух на место. Усо- Ляет предложение рационализато- вершенствование позволяет про- ров СРТ-4474 — механика А. Ф. извест* замену сухарей максимум Жаркова и моториста Н. Т. Чер- за $0 минут. < иенкова. Они сконструировали и Интересно предложение старше- мзготовили приспособление для го механика СРТ-1103 В. II. Ла- мойки картера главного двигателя, пина, который изменил конструк- Раньше нри выполнении этой ра- цию упора пружины лопасти ро­ боты механикам приходилось по тора компрессора холодильной йояс влезать в картер двигателя и установки. Расскажем об этом бо- в чрезвычайно неудобном положе- лее подробно. В холодильных уста- ини ветошью мыть его. &та трудо- новках провизионок марки емкая работа отнимала от четырех «БРРКФ-0,9»; средних рыболов- до восьми часов времени и треТш- ных траулеров в компрессоре вала при этом большого расхода очень часто выходит из строя пру- ■гоплива. f • жила лопасти ротора. Это проис- ■- Приспособление, предложенное ХОдИТ ПрИ изгибе пружины .в сто- * 1’ и Н. Т. Чернен- щ J ^ ковым, .состоит из трупы, у ко- v - . торой с одной стороны кропятся неизбежен, так. как она имеет до- щ резьбе съемные распылители, а вольно большую длину (100 мил- c. другой — подводится воздух от лиметров) и незначительный диа- валлонов через редукционный. меТр (19 миллиметров). При от- клапан и топливо от расходного. бака; Промывка картерк главного клонен,га пружины от ее оси во двигателя в труднодоступных мес- время. сжатия происходит полом- тах осуществляется с помощью ка. IIIIIIIIIIHIHIIIIIIIIIllllllllllllltlll IIIIIIIHIIIIIIIIIIVVIIIIIIItllllllllllllfIIIIIIIIIIIIIIIII Творчество новаторов Для замены пружины приходит­ ся разъединять трубопроводы, от­ ходящие от компрессора, выпус­ кать в атмосферу фреон из систе­ мы и компрессора за исключением фреона, находящегося в резервуа­ ре жидкости. После замены пру­ жины требуется произвести доза- рядку системы фреоном. Старший механик В. П. Лапин установил на лопости ротора вме­ сто тарелки, куда упиралась пру­ жина нижпим концом, направля­ ющий штырь с тарелкой в ниж­ ней части. Штырь вставляется в пружину и не допустит отклоне­ ния ее в сторону от оси, а следо­ вательно, предотвратит поломку. Ценность предложения В. П. Лапина заключается также и в том, что оно дает возможность при отсутствии стандартных пружин устанавливать пружины любого диаметра, измеЯВ1соответственно размер направляющего штыря. Переносное управление лебедками Во время погрузочно-разгру- наблюдение и за бортом, и за трю- зочных операций на плавбазе мом. «Чукотка» на каждом трюме за- Применение переносного при­ нято по два человека. способления освобождает от но- Можно набрать из унивсрсдль- грузочно-разгрузочных работ во ных переключателей малогабарит- одному человеку на каждом из ные переносные контроллеры, ко- трюмов базы, торые укрепить на поясе лебедчи- Опытный образец нереиосног# ка. Таким образом, один лебедчик управления грузовыми лебедками, без виромайналыцика может не- изготовленный на плавбазе «Чу- посредственно управлять работой котка», успешно прошел испыта- лебедок любого трюма и вести ния. • ' ‘ И з о тх о до в на дувн ы х к р а н ц е в Ежегодно суда рыболовного прокладок, необходимых для осна- флота сдают в утиль большое ко- стки тралов при набивке грунтро* личество плавучих кранцев. Между пов. ' тем, отслужившие свой срок кран- Разработана специальная фре- цы могут быть ценным материа- за, позволяющая изготовлять та­ лом для изготовления резиновых кие прокладки. Из работ Мурманской экспериментальной базы * Новый способ завязывания кутка трала Рационализаторы Таллинской базы океанического рыболовного флота в 1964 году внедрили 250 предложений. В 1965 году нова­ торы обязались сэкономить 160 тысяч рублей. К 1 июля они дали 152 тысячи рублей экономии. Денное предложение внесли ра­ ционализаторы М. Раушенбах и В. Морозов. Внедренный ими спо­ соб изготовления поводцового ка­ ната из сетного полотна дал 20.840 рублей экономии. Замена троса «Геркулес» стальным при изготовлении топенантов и подбор трала позволила сэкономить 35.800 рублей в год. Авторы это­ го предложения — А. Клюнтин, М. Раушенбах и Л. Лийманд. Новый споеоб восстановления якорей преобразователей, предло­ женный 0. Роосмяги и И. Белым, позволил значительно упростить и удешевить ре^нт генераторов. Го­ довая экономия составила 8.105 рублей. Иногда при тралении происхо­ дит обрыв грунтропа н потеря бобинцев. Для исключения этих потерь при порыве 6-метрового грунтропа на некоторых БМРТ де­ лают из 15,5-миллиметрового стального троса стропики длиной 1,2—1,5 метра в зависимости от набивки грунтропа, которые про­ пускают через отверстия бобинцев и вращивают в поводцы. Применение таких стропиков полностью исключает «потерю бо­ бинцев при порывах 6-метрового грунтропа. Обычно на всех траулерах для завязывания кутка траловокр меш­ ка^ применяется так называемый гайтян, изготовленный из герку­ лесового троса. Помимо того, что этим утяжеляется мешок и для облегчения его приходится при­ вязывать дополнительные кухты- ли, гайтян вытягивает нижнюю пласть мешка. Во время экспериментального рейса траулера «Россия» работни­ ками Мурманской эксперименталь­ ной базы совместно с мастерами по добыче рыбы для завязывания кутка трала был применен капро­ новый фал диаметром 10 мм и длиной семь метров. Процесс за­ вязывания узла заключается в следующем. На среднюю ячею верхней пласти кутка крепилась шкотовым узлом полуметровая петля из этого фала. Ходовой ко­ нец его пропускался через конце­ вые ячеи полукутка и выходил к петле. Стягивали полукуток, и на петле делался штыковой узел. Да­ лее складывали петлю таким об­ разом, что третья часть ее была свободной. На сгиб накладывали один шлаг ходового конца. Оставшуюся часть петли склады« вали вместе со всей петлей и об-: носили еще 4—5 шлагами ходо-< вого конца, который затем ,про-: пускался в петли. Делали само­ распускающуюся шворку длиной один метр. Ходовой конец прохо­ дил в последнюю петлю шворки и удавным узлом с петлей кренили за ячею мешка. Новый способ'завязывания по­ лукутка приемлем на всех трауле­ рах. СХЕМА ПРОМЕРА БАЕРОВ ПРИ ГЛУБОКОВОДНОМ ЛОВЕ Для глубоководного лова на ба­ рабаны лебедки укладывается большое количество ваеров. При промере их приходится ваер с од­ ного барабана сматывать на палу­ бу или же вытравливать pro за борт, а потом производить промер. Работниками Мурманской экс­ периментальной базы разработана новая схема одновременного про­ мера ваеров, которая применя­ лась в рейсе экспериментального траулера «Россия». Кормовой ваер спускался за борт через все ролики, как обыч­ но нри тралении. К концу ваера привязывается груз от буя. Носовой ваер проводили сле­ дующим образом. К ноге кормо­ вой дуги на уровне планширя кре­ пили блок джильсона. Ваер прохо­ дил через центральный бортовой поворотный ролик кормового вае­ ра, далее через поворотный ролик кормовой дуги, блок джильсона, поворотный ролик носовой дуги и подвесной ролик. К концу ваера прикреплялся груз, и ваер вы­ травливали в воду. Перед промером ваеров марки равняли перед бортовымитюворот- ными роликами. У кницы кормо­ вой дуги на ваерах белилами дела­ ли отметки. Вирали ваера до тех нор, пока отметки не подойдут к бортовым поворотным роликам. Расстояние от кницы до них рав­ нялось приблизительно шестна- дцатй метрам. Чтобы промерить пятьдесят метров ваеров требова­ лось делать три отметки. После последнего рагнения от­ меток у поворотных рэлпкэв заме- * рм» оазницу в длинах ваеров иа пятидесятиметровом прогоне. И так повторялось до конца промера. А. ЕВТУШЕНКО, техник базы. экспериментальной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz