Рыбный Мурман. 1965 г. Сентябрь.
Примени на своем корабле Рационализаторы предлагают Механические помощники На Калининградской базе океа- съемного распылителя, загнутого ■мческого рыболовного флота не- под углом, мало пытливых людей — рацио- Такое простое приспособление мализаторов и изобретателей. Их легко изготовить даже в нромыс- творческие поиски постояпно на- ловых условиях силами машин- яравлены на то, чтобы совершен- ных команд. Оно намного облег- етмвать судовые машины и меха- чает труд механиков, сокращает мзмы, промысловое вооружение, и время на промывку картера, дает жа этой основе добиваться повы- большую экономию топлива, тения производительности труда Применяемые в настоящее вре- рыбаков, увеличения добычи бо- мя на промысловых судах соеди- гатств океана. О некоторых нов- нительные муфты для приводов ■еетвах, внедренных за последнее электромоторов очень неудобны время на судах флота по предло- при смене сухарей (металлическая жениям рационализаторов, мы се- деталь). Представьте себе такую годня и расскажем. Известно, что самым слабым .уз лом сетевыбороч- вой машины яв- картину. Идет выборка трала, и вдруг остановилась траловая лебедка из-за того, что вышли из строя яяются редукторы, которые очень сухари. Чтобы их заменить, часто выходят из строя из-за от- нужно проделать большую работу: еутствия достаточной смазки. Де- отсоединить клеммную коробку, ло в том, что редукторы располо- отдать крепление электромотора к жены в трюмах под самой палу- фундаменту и сдвинуть сам мотор, Сой корабля и заливать в них который имеет довольно значи- емазку очень трудно, а порой бы- тельный вес. И все это надо про- вает даже совсем невозможно, так извести в свежую погоду, когда чак в трюмах все время находят- судно изрядно покачивает, а трал •ся бочки. , находится за бортом. Как найти выход из положе- Но и это еще не все. Сменив ния? Над этим вопросом часто за- сухари, предстоит выполнить са- думывался старший механик мые трудные операции — устано- РР-1292 В. А. Шумовский. И вот вить электромотор на место и за- решение найдено. Новатор пред- тем отцентровать его. На все*это дожил установить в корпусе тум- затрачивалось не менее трех ча- бы сетевыборочной машины пресс- сов. тавотпицу, от которой через па- Групповой инженер-механик лубу к корпусу-редуктора провс- Н. Ф. Здоров предложил простой сти трубку. Это несложное при- способ, устраняющий недостатки способление дает возможность в соединительных муфт. Для этого любое время подавать смазку в надо пазы, в которые вставляются редуктор и тем самым намного сухари, делать открытыми и ста- удлинить срок его службы. В на- вить на муфту съемный кожух, стоящее время предложение В. А. Теперь для смены сухарей нужно Шумовского внедряется на других будет отдать болты, крепящие ко- еудах, которые проходят ремонт жух на муфту, снять кожух, за ма заводах. менить сработавшиеся сухари и : Несомненный интерес представ- установить кожух на место. Усо- Ляет предложение рационализато- вершенствование позволяет про- ров СРТ-4474 — механика А. Ф. извест* замену сухарей максимум Жаркова и моториста Н. Т. Чер- за $0 минут. < иенкова. Они сконструировали и Интересно предложение старше- мзготовили приспособление для го механика СРТ-1103 В. II. Ла- мойки картера главного двигателя, пина, который изменил конструк- Раньше нри выполнении этой ра- цию упора пружины лопасти ро боты механикам приходилось по тора компрессора холодильной йояс влезать в картер двигателя и установки. Расскажем об этом бо- в чрезвычайно неудобном положе- лее подробно. В холодильных уста- ини ветошью мыть его. &та трудо- новках провизионок марки емкая работа отнимала от четырех «БРРКФ-0,9»; средних рыболов- до восьми часов времени и треТш- ных траулеров в компрессоре вала при этом большого расхода очень часто выходит из строя пру- ■гоплива. f • жила лопасти ротора. Это проис- ■- Приспособление, предложенное ХОдИТ ПрИ изгибе пружины .в сто- * 1’ и Н. Т. Чернен- щ J ^ ковым, .состоит из трупы, у ко- v - . торой с одной стороны кропятся неизбежен, так. как она имеет до- щ резьбе съемные распылители, а вольно большую длину (100 мил- c. другой — подводится воздух от лиметров) и незначительный диа- валлонов через редукционный. меТр (19 миллиметров). При от- клапан и топливо от расходного. бака; Промывка картерк главного клонен,га пружины от ее оси во двигателя в труднодоступных мес- время. сжатия происходит полом- тах осуществляется с помощью ка. IIIIIIIIIIHIHIIIIIIIIIllllllllllllltlll IIIIIIIHIIIIIIIIIIVVIIIIIIItllllllllllllfIIIIIIIIIIIIIIIII Творчество новаторов Для замены пружины приходит ся разъединять трубопроводы, от ходящие от компрессора, выпус кать в атмосферу фреон из систе мы и компрессора за исключением фреона, находящегося в резервуа ре жидкости. После замены пру жины требуется произвести доза- рядку системы фреоном. Старший механик В. П. Лапин установил на лопости ротора вме сто тарелки, куда упиралась пру жина нижпим концом, направля ющий штырь с тарелкой в ниж ней части. Штырь вставляется в пружину и не допустит отклоне ния ее в сторону от оси, а следо вательно, предотвратит поломку. Ценность предложения В. П. Лапина заключается также и в том, что оно дает возможность при отсутствии стандартных пружин устанавливать пружины любого диаметра, измеЯВ1соответственно размер направляющего штыря. Переносное управление лебедками Во время погрузочно-разгру- наблюдение и за бортом, и за трю- зочных операций на плавбазе мом. «Чукотка» на каждом трюме за- Применение переносного при нято по два человека. способления освобождает от но- Можно набрать из унивсрсдль- грузочно-разгрузочных работ во ных переключателей малогабарит- одному человеку на каждом из ные переносные контроллеры, ко- трюмов базы, торые укрепить на поясе лебедчи- Опытный образец нереиосног# ка. Таким образом, один лебедчик управления грузовыми лебедками, без виромайналыцика может не- изготовленный на плавбазе «Чу- посредственно управлять работой котка», успешно прошел испыта- лебедок любого трюма и вести ния. • ' ‘ И з о тх о до в на дувн ы х к р а н ц е в Ежегодно суда рыболовного прокладок, необходимых для осна- флота сдают в утиль большое ко- стки тралов при набивке грунтро* личество плавучих кранцев. Между пов. ' тем, отслужившие свой срок кран- Разработана специальная фре- цы могут быть ценным материа- за, позволяющая изготовлять та лом для изготовления резиновых кие прокладки. Из работ Мурманской экспериментальной базы * Новый способ завязывания кутка трала Рационализаторы Таллинской базы океанического рыболовного флота в 1964 году внедрили 250 предложений. В 1965 году нова торы обязались сэкономить 160 тысяч рублей. К 1 июля они дали 152 тысячи рублей экономии. Денное предложение внесли ра ционализаторы М. Раушенбах и В. Морозов. Внедренный ими спо соб изготовления поводцового ка ната из сетного полотна дал 20.840 рублей экономии. Замена троса «Геркулес» стальным при изготовлении топенантов и подбор трала позволила сэкономить 35.800 рублей в год. Авторы это го предложения — А. Клюнтин, М. Раушенбах и Л. Лийманд. Новый споеоб восстановления якорей преобразователей, предло женный 0. Роосмяги и И. Белым, позволил значительно упростить и удешевить ре^нт генераторов. Го довая экономия составила 8.105 рублей. Иногда при тралении происхо дит обрыв грунтропа н потеря бобинцев. Для исключения этих потерь при порыве 6-метрового грунтропа на некоторых БМРТ де лают из 15,5-миллиметрового стального троса стропики длиной 1,2—1,5 метра в зависимости от набивки грунтропа, которые про пускают через отверстия бобинцев и вращивают в поводцы. Применение таких стропиков полностью исключает «потерю бо бинцев при порывах 6-метрового грунтропа. Обычно на всех траулерах для завязывания кутка траловокр меш ка^ применяется так называемый гайтян, изготовленный из герку лесового троса. Помимо того, что этим утяжеляется мешок и для облегчения его приходится при вязывать дополнительные кухты- ли, гайтян вытягивает нижнюю пласть мешка. Во время экспериментального рейса траулера «Россия» работни ками Мурманской эксперименталь ной базы совместно с мастерами по добыче рыбы для завязывания кутка трала был применен капро новый фал диаметром 10 мм и длиной семь метров. Процесс за вязывания узла заключается в следующем. На среднюю ячею верхней пласти кутка крепилась шкотовым узлом полуметровая петля из этого фала. Ходовой ко нец его пропускался через конце вые ячеи полукутка и выходил к петле. Стягивали полукуток, и на петле делался штыковой узел. Да лее складывали петлю таким об разом, что третья часть ее была свободной. На сгиб накладывали один шлаг ходового конца. Оставшуюся часть петли склады« вали вместе со всей петлей и об-: носили еще 4—5 шлагами ходо-< вого конца, который затем ,про-: пускался в петли. Делали само распускающуюся шворку длиной один метр. Ходовой конец прохо дил в последнюю петлю шворки и удавным узлом с петлей кренили за ячею мешка. Новый способ'завязывания по лукутка приемлем на всех трауле рах. СХЕМА ПРОМЕРА БАЕРОВ ПРИ ГЛУБОКОВОДНОМ ЛОВЕ Для глубоководного лова на ба рабаны лебедки укладывается большое количество ваеров. При промере их приходится ваер с од ного барабана сматывать на палу бу или же вытравливать pro за борт, а потом производить промер. Работниками Мурманской экс периментальной базы разработана новая схема одновременного про мера ваеров, которая применя лась в рейсе экспериментального траулера «Россия». Кормовой ваер спускался за борт через все ролики, как обыч но нри тралении. К концу ваера привязывается груз от буя. Носовой ваер проводили сле дующим образом. К ноге кормо вой дуги на уровне планширя кре пили блок джильсона. Ваер прохо дил через центральный бортовой поворотный ролик кормового вае ра, далее через поворотный ролик кормовой дуги, блок джильсона, поворотный ролик носовой дуги и подвесной ролик. К концу ваера прикреплялся груз, и ваер вы травливали в воду. Перед промером ваеров марки равняли перед бортовымитюворот- ными роликами. У кницы кормо вой дуги на ваерах белилами дела ли отметки. Вирали ваера до тех нор, пока отметки не подойдут к бортовым поворотным роликам. Расстояние от кницы до них рав нялось приблизительно шестна- дцатй метрам. Чтобы промерить пятьдесят метров ваеров требова лось делать три отметки. После последнего рагнения от меток у поворотных рэлпкэв заме- * рм» оазницу в длинах ваеров иа пятидесятиметровом прогоне. И так повторялось до конца промера. А. ЕВТУШЕНКО, техник базы. экспериментальной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz