Рыбный Мурман. 1965 г. Сентябрь.

Петр Михайлович на ноетяке го­ ворил вахтенному штурману. — Выйдешь в эту точку, — он поставил на карте крест, — начнешь енуск трала. Вйера вы­ травишь на норд-вест, пойдешь не более часа с нодворотом на норд m «Веднвк» вернулся > район Рыбачьего. Промышлять одним становилось все труднее. Правда, нам никто не мешал, не и никто не помогал в поиске рыбы. — Хотя бы один поисковик нрошелся вдоль берегов, — сето­ вал как-то Петр Михайлович, — рыба здесь есть, пужно только ее найти. А все поисковые трау- ЛААЛАЛААЛ> Люди трудовой славы ВКЛАДЫВАЮТ ДУШУ Уходя в очередной рейс, эки­ паж «Тагила» столкнулся с боль­ шой трудностью. Во время стоян­ ки ушли в отпуск сразу три мат­ роса первого класса и несколько курсантов мореходного училища, проходивших у нас практику. Списался на отгул выходных дней и капитан И. И. Москаленко. — И это тогда, когда до годо­ вого плана осталось сто тонн, — взволнованно говорили моряки,— с кем ловить-то будем — матро- ■ далее на иорд-ост. Не вздумай леры бегут в дальние районы, сов нет, капитан ушел. Кто знает, пройт» прямо, — попадешь на за- скорее всего за коэффициентом, каков он, новый капитан. дев. Если здесь не будет трески, чем^иа поиск. Моряки были правы. Случа- те пойдем ловить пикшу к Ры- Слова словами, а рыба вее ча- лось, на подмену приходили люди, бачьему. ще «отказывала», и нам првходи- ие заинтересованные в успешной Утре* борт траулера был зава- лесь производить поиск ■ едно- работе судна, временщики. Отхо- леи пикшей. В полумиле выемлея временно не забывать о суточном дят рейс-два, а там хоть трава восточный берег полуострова Ры- задании. Так, еделав пару удач- ве расти... бачнй. пых тралений, пока убирали ры- Вновь назначенный капитан Капитан показал настоящее 1у, мы проверяли контрольными Петр Михайлович Суслеико сидел промысловое мастерство. Точный тралениями ближайшие квадраты * каюте с красным карандашом в расчет, короткие траления, отлич- м возвращались обратно. руке и озабоченно просматривал ное знание прибрежных районов ■ й вот вывешенная в салоне только что принятую промсвод- какое-то оеобое рыбацкое чутье «Молния» известила, что экипаж ку. Траулер из рейса в рейс вы- позволили нам изо дня в день пе- траулера досрочно выполнил рей- полнял план, скоро годовой за- рекрывать суточные задания и со- совое задание и одновременно за­ вершит, а тут такая тяжелая про- хранять орудия лова. вершил выполнение годового нла- мысловая обстановка, что и не Все дело упиралось в ебрабет- иа. знаешь, куда идти. ку рыбы. На немощь выходили Тяжел труд промысловика, но Петр Михайлович отмечает в все, кто мог держать в руках когда в этот труд вкладываешь сводке районы, где уловы дости- шкерочный нож. За рыбоделом душу, всего себя, болеешь за по­ тают полтонны и тонны. Таких рядом е матросами стояли стар- рученное дело, то и труд в ра- пометок мало, выбрать район про- ший механик Анатолий Никите- дость и усталости не чувствуется, мысла очень трудно. вич Лобода, старший помощник Вот и Петр Михайлович всегда на — Да, — подумал капитан капитана Алексей Семенович Ла- мостике, поможет советом масте- вслух, — обстановочка.., но ни- гутин, слесарь Александр Степа- рам по добыче, подскажет штур- чего, бывало и хуже. нович Дорохов. Хорошо потруди- мапу в выборе курса, глубины • Он распорядился еобрать лись на уборке рыбы боцман траления. Отдыхать приходится командный состав. Когда все бы- Юрий Полых, кочегар Юрий Куз- урывками, между тралами и то на ли в сборе, II. М. Сусленко сооб- нецов, второй помощник капитана вахте старшего помощника. Иначе щил, что во всех районах моря Виталий Алексеевич Савенко, тре- нельзя, второй и третий номощни- уловы низкие и не стабильные, тий механик Иван Михайлович ки капитана — ребята молодые, некоторые экипажи поднимают но Бабич и многие другие. Много малоопытные, а до берега рукой тонне, а десять других «катают- труда приложили матросы, удар- нодать, да и грунт — сплошные ся на колесах». ник коммунистического труда Ми- задевы. Чуть ошибся — потерял — Промышлять будем у бере- нас Ахметович Иксанов, Петр Фе- трал. гов, рыба должна быть, — шагая дорович Краилин, чтобы научить Когда до кош& промысла оста* но мостику, говорил Петр Михай* молодых матросов технологии об- валось несколько суток, нам нри- лович, — легко не будет, rpynt работки рыбы! Вскоре Анатолий шлось покинуть «обжитый» рай- очень тяжелый, задевистый. От Кезленко и Василий Акименко он и перейти на Кильдинскую судоводительского состава потре- стали догонять своих учителей в банку. Вскоре здесь образовалась буется максимум знаний и расто- шкерке. группа судов. Следуя рекоменда- ропности. Механикам быть всегда Работа пошла веселей. Но как дням капитана Сусленко, экипа- готовыми к реверсам. ' Ни хорошо была организована по- жи работали успешно. Зная о составе палубной коман- мощь, как ни старались моряки И вот закончился этот трудный ды, он рекомендовал так распре- поскорее убрать рыбу, все же при- в промысловом отношении рейс, делить .матросов по вахтам, что- ходилось ложиться в дрейф. Моряки остались довольны капи- бы все вахты были по возможно- Работали мы одни. Подойдет к таном, а Петр Михайлович не раз сти равноценными. При стоянке нам траулер, сделает траление- говорил: в Тюва-губе по его совету разъяс- другое и уходит. А с моряками — Хороший у вас коллектив, пили новым матросам обязанно- «Водника» даже пытались орга- дружный, ети по спуску и подъему трала. низовать парное соревнование, но Капитан Сусленко не покинул •— Подобрались вахточки, хоть на следующий день вновь оста- прибрежных вод до конца рейса, куда, только не в море, — вор- лись одни. Что это, боязнь открытого моря? чал старший мастер упо добыче Здесь промышлять невоз- Конечно, нет. Это большой опыт Василий Михайлович Козлов. можно: провели два траления И промысловика, рыбацкая выдерж- Тогда же создали школу пере- оба раза трал в дребезги. Сейчас ка, умение предвидеть изменения дового опыта. Матросы первого следуем на Гусиную банку, — го- В промысловой обстановке, пра- класса обучали менее опытных ворил по радио капитан «Водни- вилышй анализ сводок, работе с лопарями, приему трало- ка». Лучший показатель нашей ра- вой доски, шкерке рыбы. .— Знаю я эту Гусиную, — боты ^ 140 процентов выполне- Положение, действительно, бы- обижался на напарника капитан иия; плана. За успехи, достигну- ло трудное, но другого выхода не Суслеико, — сегодня две тонны, а тые р труде, тринадцати членам было. Траулер, снявшись с якоря, завтра пустышка будет. Рыба там экипажа объявлена благодарность, пошел в море. очень подвижная. фамилии семи моряков занесены Отошли от Тюва-губы, и сразу И будто в воду смотрел Петр на судовую Доску почета, вачали готовить трал к спуску. Михайлович. Через несколько су- Ю. ЮРЬЕВ. Это люди трудовой славы с траулера «Вайгач». На снимке слева — старшина вахты Внльям Леонидович БУТ- КОВСКИЙ. Примерный про­ изводственник, он заочно учит­ ся в среднем мореходном учи­ лище. На снимке внизу — передови­ ки соревнования второй меха­ ник Виталий Федорович ДОРО­ ФЕЕВ (слева) и зам. ря парторганизации, 1-го класса Казбек СООБЦОКОВ. В высшем мореходном Грубиян в диспетчерской Отход был назначен на два часа ночи. Время самое неудач­ ное, а для меня в этот день осо­ бенно. В час ночи приезжала мать. Надо было ее встретить, проводить домой и успеть на суд­ но. Это просто сделать, если жи­ вешь в самом Мурманске, а я —< в Коле. Поставив в известность капи­ тана и получив «добро», отпра­ вился домой. Встретил мать. С вокзала позвонил в диспетчер­ скую тралового флота. Назвав Срою должность, фамилию, поин­ тересовался у диспетчера тов. Форсюка, где находится корабль и нельзя ли прислать в Колу де­ журную машину? В ответ услышал, что РТ-189 аповели под соль», а машина ушла по заданию. Все было ясно. При любых ус- вовиях я успею к отходу, так как погрузка соли занимает много времени. Проводив мать домой, я снова пришел яа станцию и еще раз позвонил в диспетчерскую не изменилось ли что-нибудь. На.этот раз чей-то голос отве­ тил: РТ-189 находится на Уголь­ ной базе. Затем щелчок, трубку повеси­ ли. Звоню вторично, спрашиваю, почему повесили трубку? В ответ слышу: •— Не хочу с вами разговари­ вать. Я понял, что звонить беспо­ лезно и направился из Колы в Мурманск пешком. Вот и порт. Подхожу к диспет­ черской. У крыльца стоит дежур­ ная машина. А в комнате за сто­ лом похрапывает шофер. . Встретил меня тов. Форсюя. Где 189-й? • У 28-го причала заканчи­ вает погрузку соли.(!?). Надо только было видеть мое состояние в этот момент. Ноги гудят, нервы напряжены до пре­ дела. Выяснилось, что второй и тре­ тий разговор по телефону у меня «состоялся» с другим диспетче­ ром—Степуниным. Это по его ми­ лости мне пришлось отмахать не­ сколько километров под дождем. А отошел траулер только в во­ семь часов утра. Как можно диспетчеру не знать, где находится траулер, каковы перспективы отхода? Как можно грубить по телефону? Руководству флота надо при­ знать к порядку этого грубияна. Дело не в том, что произошло со мной. Подобные случаи бывают в его практике часто. О Степунине моряки рассказывают много не­ приглядных историй. КХ. ХМЫРОВ, помполвт траулера «Тагил», В Мурманском высшем мореход­ ном училище начались занятия. Свыше 300 человек начали свее высшее морское образование. Большинстве мз них люди, при­ шедшие с производства м мз Вооруженных Силг Среди зачис­ ленных в число курсантов много окончивших в этом году среднюю школу. Но результатам вступи­ тельных экзаменов наилучшие по­ казатели у выпускников Мурман­ ских школ Х5 20 и >£ 2. Их пи­ томцы Евгений Безгубев, Евгений Зелотавин, Юрий Белоруков, Вла­ димир Шлячкев, Леонид Гехнан очень хорошо сдали вступитель­ ные экзамены. К нам в училище е каждым го­ дом все больше поступает юно­ шей — детей потомственных ры­ баков. Отцы их работают в рыб­ ной промышленности уже по мно­ гу лет. Среди них—сын CTajftiero механика тралового флота тов. Буркова, старшего мастера лова тов. Минкова, сыновья капитанов тт. Некрасова и Нолукарова, сын помиолита тов. Серегина и дру- их. В этом году мы впервые при­ няли значительную группу лиц, имеющих большой стаж работы й среднее специальное образование. Они будут обучаться по специаль­ ному сокращенному учебному плану — три с половиной года. В числе их только что демоби­ лизовавшийся сержант Конев Владимир Владимирович, окончи: вший в 1959 году Мурманское мо­ реходное училище. До призыва в ряды Советской Армии работал 4 года вторым штурманом вуправ­ лении «Мурмансельдь». На всту­ пительных экзаменах он показал хорошие результаты, набрав 23 балла из 25. Капитан Дербин Георгий Ива­ нович, за двенадцать лет прошед­ ший путь от рядового матроса, успешно закончил первый курс заочного отделения. Лоцман Кандалакшского мор­ ского порта Воропай Анатолий Николаевич имеет десятилетний трудовой стаж. На вступительных экзаменах он проявил очень хоро­ шие знания, набрав 21 балл. Нужно отметить, что и»ряки, пришедшие с флотов для обучения по сокращенной программ, ла вступительных экзаменах про­ явили глубокие и прочные зна­ ния. Эти люди — золотом фонд нашего училища. Проводились вступительные экзамены и на заочное отделение училища. Хотя основной и«т»к на заочное отделение будет в «тяб- ре, мы дали возможность плавсо­ ставу едавать экзамены в июне и в августе. Сто человек уже успешно сдали их. В связи с увеличением контин­ гента обучающихся в нашем учи­ лище пополняется и коллек­ тив преподавателей. Сейчас уже несколько человек избраны по конкурсу, и мыимеем много заяв­ лений от сотрудников научно-ис­ следовательских и других инсти­ тутов, желающих работать в на­ шем училище. После передачи училища в ве­ дение Государственного производ­ ственного комитета по рыбному, хозяйству СССР принято реше­ ние значительно увеличить кон­ тингент курсантов. С 1970 года у нас будет обу­ чаться только на одном очном от­ делении 1.500 человек. В связи с этим в 1966 году будет по­ строено пятиэтажное общежитие и спроектирован новый учебный корпус, строительство которого начнется в 1967 году. Для улучшения условий учебы и бита курсантов главное управ­ ление «Севрыба» передает нам об­ щежитие резерва «Мурмансельди» и в первом полугодии 1966 года еще два здания. Коллектив училища сейчас принимает все меры к тому, что­ бы лучшим образом исполнить свой долг перед государством и выпускать из стен училища ин­ женеров еще более высокой ква­ лификации. Е. ПОРТНОВ, начальник высшего море­ ходкого училища.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz