Рыбный Мурман. 1965 г. Сентябрь.
Петр Михайлович на ноетяке го ворил вахтенному штурману. — Выйдешь в эту точку, — он поставил на карте крест, — начнешь енуск трала. Вйера вы травишь на норд-вест, пойдешь не более часа с нодворотом на норд m «Веднвк» вернулся > район Рыбачьего. Промышлять одним становилось все труднее. Правда, нам никто не мешал, не и никто не помогал в поиске рыбы. — Хотя бы один поисковик нрошелся вдоль берегов, — сето вал как-то Петр Михайлович, — рыба здесь есть, пужно только ее найти. А все поисковые трау- ЛААЛАЛААЛ> Люди трудовой славы ВКЛАДЫВАЮТ ДУШУ Уходя в очередной рейс, эки паж «Тагила» столкнулся с боль шой трудностью. Во время стоян ки ушли в отпуск сразу три мат роса первого класса и несколько курсантов мореходного училища, проходивших у нас практику. Списался на отгул выходных дней и капитан И. И. Москаленко. — И это тогда, когда до годо вого плана осталось сто тонн, — взволнованно говорили моряки,— с кем ловить-то будем — матро- ■ далее на иорд-ост. Не вздумай леры бегут в дальние районы, сов нет, капитан ушел. Кто знает, пройт» прямо, — попадешь на за- скорее всего за коэффициентом, каков он, новый капитан. дев. Если здесь не будет трески, чем^иа поиск. Моряки были правы. Случа- те пойдем ловить пикшу к Ры- Слова словами, а рыба вее ча- лось, на подмену приходили люди, бачьему. ще «отказывала», и нам првходи- ие заинтересованные в успешной Утре* борт траулера был зава- лесь производить поиск ■ едно- работе судна, временщики. Отхо- леи пикшей. В полумиле выемлея временно не забывать о суточном дят рейс-два, а там хоть трава восточный берег полуострова Ры- задании. Так, еделав пару удач- ве расти... бачнй. пых тралений, пока убирали ры- Вновь назначенный капитан Капитан показал настоящее 1у, мы проверяли контрольными Петр Михайлович Суслеико сидел промысловое мастерство. Точный тралениями ближайшие квадраты * каюте с красным карандашом в расчет, короткие траления, отлич- м возвращались обратно. руке и озабоченно просматривал ное знание прибрежных районов ■ й вот вывешенная в салоне только что принятую промсвод- какое-то оеобое рыбацкое чутье «Молния» известила, что экипаж ку. Траулер из рейса в рейс вы- позволили нам изо дня в день пе- траулера досрочно выполнил рей- полнял план, скоро годовой за- рекрывать суточные задания и со- совое задание и одновременно за вершит, а тут такая тяжелая про- хранять орудия лова. вершил выполнение годового нла- мысловая обстановка, что и не Все дело упиралось в ебрабет- иа. знаешь, куда идти. ку рыбы. На немощь выходили Тяжел труд промысловика, но Петр Михайлович отмечает в все, кто мог держать в руках когда в этот труд вкладываешь сводке районы, где уловы дости- шкерочный нож. За рыбоделом душу, всего себя, болеешь за по тают полтонны и тонны. Таких рядом е матросами стояли стар- рученное дело, то и труд в ра- пометок мало, выбрать район про- ший механик Анатолий Никите- дость и усталости не чувствуется, мысла очень трудно. вич Лобода, старший помощник Вот и Петр Михайлович всегда на — Да, — подумал капитан капитана Алексей Семенович Ла- мостике, поможет советом масте- вслух, — обстановочка.., но ни- гутин, слесарь Александр Степа- рам по добыче, подскажет штур- чего, бывало и хуже. нович Дорохов. Хорошо потруди- мапу в выборе курса, глубины • Он распорядился еобрать лись на уборке рыбы боцман траления. Отдыхать приходится командный состав. Когда все бы- Юрий Полых, кочегар Юрий Куз- урывками, между тралами и то на ли в сборе, II. М. Сусленко сооб- нецов, второй помощник капитана вахте старшего помощника. Иначе щил, что во всех районах моря Виталий Алексеевич Савенко, тре- нельзя, второй и третий номощни- уловы низкие и не стабильные, тий механик Иван Михайлович ки капитана — ребята молодые, некоторые экипажи поднимают но Бабич и многие другие. Много малоопытные, а до берега рукой тонне, а десять других «катают- труда приложили матросы, удар- нодать, да и грунт — сплошные ся на колесах». ник коммунистического труда Ми- задевы. Чуть ошибся — потерял — Промышлять будем у бере- нас Ахметович Иксанов, Петр Фе- трал. гов, рыба должна быть, — шагая дорович Краилин, чтобы научить Когда до кош& промысла оста* но мостику, говорил Петр Михай* молодых матросов технологии об- валось несколько суток, нам нри- лович, — легко не будет, rpynt работки рыбы! Вскоре Анатолий шлось покинуть «обжитый» рай- очень тяжелый, задевистый. От Кезленко и Василий Акименко он и перейти на Кильдинскую судоводительского состава потре- стали догонять своих учителей в банку. Вскоре здесь образовалась буется максимум знаний и расто- шкерке. группа судов. Следуя рекоменда- ропности. Механикам быть всегда Работа пошла веселей. Но как дням капитана Сусленко, экипа- готовыми к реверсам. ' Ни хорошо была организована по- жи работали успешно. Зная о составе палубной коман- мощь, как ни старались моряки И вот закончился этот трудный ды, он рекомендовал так распре- поскорее убрать рыбу, все же при- в промысловом отношении рейс, делить .матросов по вахтам, что- ходилось ложиться в дрейф. Моряки остались довольны капи- бы все вахты были по возможно- Работали мы одни. Подойдет к таном, а Петр Михайлович не раз сти равноценными. При стоянке нам траулер, сделает траление- говорил: в Тюва-губе по его совету разъяс- другое и уходит. А с моряками — Хороший у вас коллектив, пили новым матросам обязанно- «Водника» даже пытались орга- дружный, ети по спуску и подъему трала. низовать парное соревнование, но Капитан Сусленко не покинул •— Подобрались вахточки, хоть на следующий день вновь оста- прибрежных вод до конца рейса, куда, только не в море, — вор- лись одни. Что это, боязнь открытого моря? чал старший мастер упо добыче Здесь промышлять невоз- Конечно, нет. Это большой опыт Василий Михайлович Козлов. можно: провели два траления И промысловика, рыбацкая выдерж- Тогда же создали школу пере- оба раза трал в дребезги. Сейчас ка, умение предвидеть изменения дового опыта. Матросы первого следуем на Гусиную банку, — го- В промысловой обстановке, пра- класса обучали менее опытных ворил по радио капитан «Водни- вилышй анализ сводок, работе с лопарями, приему трало- ка». Лучший показатель нашей ра- вой доски, шкерке рыбы. .— Знаю я эту Гусиную, — боты ^ 140 процентов выполне- Положение, действительно, бы- обижался на напарника капитан иия; плана. За успехи, достигну- ло трудное, но другого выхода не Суслеико, — сегодня две тонны, а тые р труде, тринадцати членам было. Траулер, снявшись с якоря, завтра пустышка будет. Рыба там экипажа объявлена благодарность, пошел в море. очень подвижная. фамилии семи моряков занесены Отошли от Тюва-губы, и сразу И будто в воду смотрел Петр на судовую Доску почета, вачали готовить трал к спуску. Михайлович. Через несколько су- Ю. ЮРЬЕВ. Это люди трудовой славы с траулера «Вайгач». На снимке слева — старшина вахты Внльям Леонидович БУТ- КОВСКИЙ. Примерный про изводственник, он заочно учит ся в среднем мореходном учи лище. На снимке внизу — передови ки соревнования второй меха ник Виталий Федорович ДОРО ФЕЕВ (слева) и зам. ря парторганизации, 1-го класса Казбек СООБЦОКОВ. В высшем мореходном Грубиян в диспетчерской Отход был назначен на два часа ночи. Время самое неудач ное, а для меня в этот день осо бенно. В час ночи приезжала мать. Надо было ее встретить, проводить домой и успеть на суд но. Это просто сделать, если жи вешь в самом Мурманске, а я —< в Коле. Поставив в известность капи тана и получив «добро», отпра вился домой. Встретил мать. С вокзала позвонил в диспетчер скую тралового флота. Назвав Срою должность, фамилию, поин тересовался у диспетчера тов. Форсюка, где находится корабль и нельзя ли прислать в Колу де журную машину? В ответ услышал, что РТ-189 аповели под соль», а машина ушла по заданию. Все было ясно. При любых ус- вовиях я успею к отходу, так как погрузка соли занимает много времени. Проводив мать домой, я снова пришел яа станцию и еще раз позвонил в диспетчерскую не изменилось ли что-нибудь. На.этот раз чей-то голос отве тил: РТ-189 находится на Уголь ной базе. Затем щелчок, трубку повеси ли. Звоню вторично, спрашиваю, почему повесили трубку? В ответ слышу: •— Не хочу с вами разговари вать. Я понял, что звонить беспо лезно и направился из Колы в Мурманск пешком. Вот и порт. Подхожу к диспет черской. У крыльца стоит дежур ная машина. А в комнате за сто лом похрапывает шофер. . Встретил меня тов. Форсюя. Где 189-й? • У 28-го причала заканчи вает погрузку соли.(!?). Надо только было видеть мое состояние в этот момент. Ноги гудят, нервы напряжены до пре дела. Выяснилось, что второй и тре тий разговор по телефону у меня «состоялся» с другим диспетче ром—Степуниным. Это по его ми лости мне пришлось отмахать не сколько километров под дождем. А отошел траулер только в во семь часов утра. Как можно диспетчеру не знать, где находится траулер, каковы перспективы отхода? Как можно грубить по телефону? Руководству флота надо при знать к порядку этого грубияна. Дело не в том, что произошло со мной. Подобные случаи бывают в его практике часто. О Степунине моряки рассказывают много не приглядных историй. КХ. ХМЫРОВ, помполвт траулера «Тагил», В Мурманском высшем мореход ном училище начались занятия. Свыше 300 человек начали свее высшее морское образование. Большинстве мз них люди, при шедшие с производства м мз Вооруженных Силг Среди зачис ленных в число курсантов много окончивших в этом году среднюю школу. Но результатам вступи тельных экзаменов наилучшие по казатели у выпускников Мурман ских школ Х5 20 и >£ 2. Их пи томцы Евгений Безгубев, Евгений Зелотавин, Юрий Белоруков, Вла димир Шлячкев, Леонид Гехнан очень хорошо сдали вступитель ные экзамены. К нам в училище е каждым го дом все больше поступает юно шей — детей потомственных ры баков. Отцы их работают в рыб ной промышленности уже по мно гу лет. Среди них—сын CTajftiero механика тралового флота тов. Буркова, старшего мастера лова тов. Минкова, сыновья капитанов тт. Некрасова и Нолукарова, сын помиолита тов. Серегина и дру- их. В этом году мы впервые при няли значительную группу лиц, имеющих большой стаж работы й среднее специальное образование. Они будут обучаться по специаль ному сокращенному учебному плану — три с половиной года. В числе их только что демоби лизовавшийся сержант Конев Владимир Владимирович, окончи: вший в 1959 году Мурманское мо реходное училище. До призыва в ряды Советской Армии работал 4 года вторым штурманом вуправ лении «Мурмансельдь». На всту пительных экзаменах он показал хорошие результаты, набрав 23 балла из 25. Капитан Дербин Георгий Ива нович, за двенадцать лет прошед ший путь от рядового матроса, успешно закончил первый курс заочного отделения. Лоцман Кандалакшского мор ского порта Воропай Анатолий Николаевич имеет десятилетний трудовой стаж. На вступительных экзаменах он проявил очень хоро шие знания, набрав 21 балл. Нужно отметить, что и»ряки, пришедшие с флотов для обучения по сокращенной программ, ла вступительных экзаменах про явили глубокие и прочные зна ния. Эти люди — золотом фонд нашего училища. Проводились вступительные экзамены и на заочное отделение училища. Хотя основной и«т»к на заочное отделение будет в «тяб- ре, мы дали возможность плавсо ставу едавать экзамены в июне и в августе. Сто человек уже успешно сдали их. В связи с увеличением контин гента обучающихся в нашем учи лище пополняется и коллек тив преподавателей. Сейчас уже несколько человек избраны по конкурсу, и мыимеем много заяв лений от сотрудников научно-ис следовательских и других инсти тутов, желающих работать в на шем училище. После передачи училища в ве дение Государственного производ ственного комитета по рыбному, хозяйству СССР принято реше ние значительно увеличить кон тингент курсантов. С 1970 года у нас будет обу чаться только на одном очном от делении 1.500 человек. В связи с этим в 1966 году будет по строено пятиэтажное общежитие и спроектирован новый учебный корпус, строительство которого начнется в 1967 году. Для улучшения условий учебы и бита курсантов главное управ ление «Севрыба» передает нам об щежитие резерва «Мурмансельди» и в первом полугодии 1966 года еще два здания. Коллектив училища сейчас принимает все меры к тому, что бы лучшим образом исполнить свой долг перед государством и выпускать из стен училища ин женеров еще более высокой ква лификации. Е. ПОРТНОВ, начальник высшего море ходкого училища.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz