Рыбный Мурман. 1965 г. Октябрь.
■»»»»>»»»| с 7 ?мсблсе П Р 0 М Ш 4 Ш К О Л А И М О Р Е ! 1 х I * ♦ г •+ *х I г 5 1 сентября мы были уже с море. Мы — это преподавате ли Мурманской заочной средней общеобразовательной школы моряков. Как я на берегу, точно к назначенный день, начался учебный год и в море. Трудно! Очень трудно учиться и работать в условиях про мысла. Тут цадо вахту отстоять, иногда выйти на подвахту, и надо (ой, как надо!) выкроить время, чтобы разобраться в 'очередной порции учебного материала, усвоить его. У мно гих теперь забота не о том только, чтобы сдать зачет, а и о том, как лучше подготовиться, чтобы но окончании средней заочной школы моряков поступить в мореходное училище, по лучить желанную морскую специальность — судоводителя, механика, радиста, инженсра-технолога. На плавбазе «Памяти Ильича» до 18 сентября приступи ли it учебе 17 человек. Сварщик тов. Изотов давно учится в заочной школе и сейчас одолевает программу девятого клас са. Первые два зачета но физике тов. Изотов сдал хорошо. На этой же плавбазе старательно учится уборщица Авгу ста Сорокина, Но физике она уже сдала три зачета за вось мой класс и параллельно готовит первый зачет но алгебре. Тов. Сорокина не отстает от своего мужа, который занимается в ШУКСе. У борта плавбазы «Памяти Ильича» разгружаются и снаб жаются СРТ «Мурмансельди». Р> это время моряки-заочники промысловых кораблей тоже сдают вступительные экзамены и зачеты. Мастер по обработке рыбы СРТ-841 Владимир Аки мов, пока его траулер стоял у причала плавбазы, хорошо сдал все зачеты но арифметике за 6 класс. В. Акимов учится систематически и серьезно. Вот еще пример, достойный подражания. Мастер лова Олег Филатов и матрос Анатолий Перхало с СРТ-831 сдали всту пительные экзамены и зачислены в восьмой класс заочной школы моряков. Боцман СРТ-240 Анатолий Дьячин хорошо сдал вступи тельный экзамен и зачислен в седьмой класс. Штурман СРТ-353 .тов. Ахматгараев сдал на плавбазе «Па мяти Ильича» два зачета по биологии доктору корабля — общественному консультанту Анатолию Федоровичу Руден ко. Штурману и общественному консультанту по математике Анатолию Федоровичу Кожевникову он сдал зачет но алгебре. На плавбазе «Печенга» учебный год у моряков-заочников тоже начался организованно. Матрос тов. Петров, киномеха ник тов. Корчма, консервный мастер тов. Фурсов, токарь- слесарь тов. Антосенкон, слесарь тов. 'Зайцев, матросы тт. Удачин, Крынкин и другие сдали зачеты по естествозна нию, географии и истории. Большинство из ник приступило к сдаче зачетов но математике. В районе промысла у острова Ян-Майпсн группу судов «Мурмансельди» и плавбаз «Севрыбхолодфлота» обслуживают преподаватель физики и преподаватель географии. Н СВИСТУНОВ. борт плавбазы еПечспи'а». ►♦»»»»♦»♦•»♦»»♦»»»»»»»»»»>»»•»»»»»>»»»»»»»» DEKA НЕВА — колыбель па рового судоходства в Рос сии. Еще в первые годы возник новения Санкт-Петербурга выда ющиеся по тому времени мастера изобретают, конструируют и стро ят машины для проводки кораб лей через пороги, «буеры, ходя щие но льду на парусах яко по воде», землечерпательные, маши ны и другие суда. В 175о году члены Петербург ской академии наук Д. Бернулли и JI. Эйлер обсуждают вопрос о возможности применения паро вых машин для движения кораб лей. В советских архивах обнару жены документы, свидетельству ющие о том, что в январе—мае 1798 года велась переписка об изобретенной инженером Нербер- гом «огненной машины для про водки судов против течения рек». Весной того же года в Петербурге предложил проект парового судна известный изобретатель И. Ку лиГшп. Русский ученый В. Каразин в 1809 году конструирует и даже приступает ка Украине к строи тельству* парохода новой конст рукции. Она принципиально от личалась от тех паровых судов, которые в то время начали созда ваться в . Англии и Америке. Уче ный указывал, что самое лучшее средство передвижения для судов — применение реактивных дви гателей. «К чему все эти колеса, поршни, рычаги и т. п. громоздкие вещи?», — говорил В. Каразин. Но он не смог тогда осуществить свой проект и доказать совершен ство реактивных судов по срав нению с колесными. Почти одновременно в Петер бурге на Ижорском заводе стро ится первое паровое судно в Рос сии, предназначенное для дноуг лубительных работ. Оно начало действовать в 1811— 1812 гг. В создании первой в нашей стране паровой землечерпалки принима ли участие и мастера завода Бер да в Санкт-Петербурге. Еще в конце XVIII века действовала паровая машина для вращения мельничных жерновов, токарных, шлифовальных и сверлильных II Н II » /( II II II ■I II II II и ЩЕДРАЯ ОСЕНЬ В наш город приигла осень. Она одаривает нас не только золотом листвы рябин и берез, но и янтарем виноградных гроздьев, которых в этом году 310 тонн получили мурманчане из Краснодарского края и Болгарии. Радуют глаз сочные аро матные яблоки, персики и сли вы. /55 тонн яблок и 251 тонну персиков и слив прислали нам труженики Липецка, Молда вии, Краснодарского края и Болгарии. и I! К II (I 1 (I И II и II к я станков. Начали тут строить и па роход для перевозки пассажире* н буксировки барж. Первые испытания пароход*.' состоялись сто пятьдесят лет на зад на Неве. Из ряда'iархивны*• документов и описаний совремея-* ников молено довольно подробно' узнать об этом судне, совершав шем рейсы в сентябре 1815 года. Длина парохода была 18,3, ширя-; на — 4,5, а осадка— 0,6 метра. Корпус — деревянный. На судне * находилась паровая машина мощ ностью 16 л. с. Скорость — пять миль в час. Пароход был колес ным. От первых пробных плаваний по Неве и в Кронштадт перешли затем к регулярным рейсам. В «Санкт-Петербургских ведомо стях» в 1816 году появилось объ явление: «Пароход, начиная с 23 мая... и до окончания навигации, исключая дни, в которые случает ся великое волнение, будет еже дневно отправляться от Чугунно го завода, а из Кронштадта отхо дит в 6 часов вечера и приходит в Санкт-Петербург около 10 часов вечера». Нева — колыбель парового су доходства, а петербургские масте ра — создатели первых отечест венных судовых паровых пашин и пароходов. Инженер С. ДАНИЛИЧЕВ. Почти на глазах меняется об лик рыбного порта. Не только ра стут новые производственные со оружения, прокладываются тран спортные линии, но и благоуст раивается его территория, все бо гаче становится ее зеленый убор. Об этом заботятся труженики цеха обслуживания: Сейчас наступила горячая пора осенних посадок. — Этой осенью, — рассказы вает портиадзиратель И. Т. Крюч ков, — мы уже посадили 200 де ревьев и кустарников. пояс Но еще много придется потру диться нашим женщинам этой осенью и будущей весной. Хоро шо поработали па доставке де ревьев из леса А. Ахтимирова, М. Циось, А. Пантелеева, М. Кур никова, А. Татаринова и другие. Хороший зеленый убор у поста центральной проходной и в других местах. Начались посадки у ма газина Хг 1 тралового флота. С каждым годом все шире ста новится зеленый пояс в рыбном порту. И. ш у т и к о в . МОСКВА. С каждым годом на предприятиях народного хозяй ства страны увеличивается выпуск самых различных культурно-бы товых ai хозяйственных товаров. ' ■ На сшшке: новый холодильник — «Снайге» (Литовский совнар хоз) емкостью 120 литров. Его верхняя крышка служит сервиро вочной поверхностью, внутренняя камера выполнена из пластмассы, полки передвижные по высоте, <на внутренней стороне двери ■можно хранить штучные продукты. - Фото Б. Трепегоза. _ Фотохроника ТАСС. w a c / n e M |/О РА БЛ Ь — русское ело-! “ во, происходящее от ста ринного «короб». Возникло оно в отдаленные времена, когда наши предки — славяне — научились искусно изготовлять челны из прутьев, обшивая их корой или кожей. % Следует отметить, что слово «корабль» еще в V II веке было заимствовано от славян грека-; ми, где оно звучало как «кара-; бос». Не исключено, что от греков оно перешло к италь янцам, у которых произноси-' лось как «карабелла», «кара велла». /*УДНО — термин, возник-; ^ ший примерно в X IV веке от русского слова «посуда», «посудина». П АЛУБА как термин воз-; никло, очевидно, в 1151 году, когда киевский князь; Изяслав Мстиславович во вре мя обороны Киева покрыл свои лодки досками, чтобы за щитить сидящих в них гребцов от стрел. Палубы на большин стве судов были лубяные. Та кие суда назывались полублен- ными, а настил на них — па лубой. П о с у д а м , п о в о л н а м ФЕЛЬЕТОН • Один из известных героев фран цузского писателя Б альзака. каждый вечер анализируя свои поступки за день, за всякий дур ной колол себя иголкой. Бывший шту|>ма«и Мурманекого тралевого флота Михаил Григорьевич Яб- лочшжов не собирается уподоб ляться этому чудаку. Хватит, я и так Дважды. кровь проливал, гремит он « тех слу«, чаях, когда чувствует, что за него хотят взяться. А брались за Михаила Гри горьевича не раз. За девять лет работы на многих судах трало вого флота Яблочников «зарабо тал» двенадцать взысканий. Мо тивировка их одна: халатное отно шение к своим обязанностям, пэдоплека — пьянство. Михаилу Григорьевичу н-е раз внушали и втолковывала, что на до все-таки отдавать себе отчет в том, как ты живешь. Старый штурман только прене брежительно сплевывал. Подкреп ляя этот жест, так сказать, до кументально, о одной из овоих объяонительных он с раздраже нием пишет: «Советую «е подни мать вокруг меня шумихн, а ис пользовать время на более полез ные дела». Работникам капитанской служ бы приходилось только смущен но вздыхать. Михаил Григорьевич продолжал идти по жизни так, как в пеоне поется: «нынче здесь, завтра — там». Сегодня ш • старший по мощник капитала одного «з трау леров, завтра, за несоизмерение пыла с графином, переведен во вторые. Наконец, вроде бы обра зумился. Отпустив ему грехи, управление флота выдвигает Яб- лочшгкова на должность капита на. В управлении надеялись, что человек взглянул аса себя со сто роны, остепенился. К этому обя зывал и его возраст, за плечами — овыше пятидесяти. А Михаил Григорьевич, оказы вается, ии сном и ни духом: та кой же бесшабашный и разнуз данный. Пришлось ему смеиин>ть каюту капитана чса матросокий -кубрик: за очередные выкрутасы на целый год лишили Яблочникова диплома судоводителя; Правда, это не про извело «на него особого впечатле ния. Привыкший, как говорится, брать нахрапом, Яблочшгков, пос ле возвращения ему диплома, не постеснялся обратиться с пйглой просьбой к морскому -.инспектору: «Аттестуйте маня капитаном плав базы». . Да, да! Ни больше я нй мень ше. Впрочем, оно « понятно. Наглость его *ie знает граииц. Плавая по месяцу |ia том или ином судне и скомпрометировав себя, он вымогает у капитанов и помпо- литов положительные характери стики. Об этом, например, сооб щал в своем рапорте ага имя*глав ного капитана флота капитан Кар лович. И представьте, такое уда валось. При случае, когда «речь за ходит ‘о Яблочиикоюе, как о не важном специалисте и разгильдяе, он потрясает гтачкой бумаг, гро зясь дойти до Москвы, Яблочников яри обсуждении его проступков не преминет стукнуть себя в грудь кулаком, прокричать о своем участии в Великой Оте: чественной войне. Он знает, на чем спекульнуть. В нашем «народе с глубоким уважением и почтением относятся к тем, кто «в грозные, годы «войны «не щадил овоей крози et жизши, отстаивая Родилгу от врага. Их подвиги не забудутся в «веках. И тем позорнее должно быть таким; кто запятнал свое имя недостой ным поведением, хамством и рва чеством. В последний раз Яблочников ровно неделю пребывал в должно сти второго штурмана на трауле ре «Артек»'. По пьяной лавочке он потерял судовую печать, показал себя в самом неприглядном виде. В очередной объяснительной он плачется: «Почему я такой пло хой? Да потому, что меня не вос питывал отец, он был красным партизаном, воевал за Советскую власть»'... . •: По-нашему, комментарии из лишни. t О. БОЯ НУС, Г. КУРГАНОВ. р У Л Ь — голландское слово. * Появление руля в Европе относится - к первой половине X I I I века. До этого времени древние мореплаватели приме няли кормовое весло. -Русские мореходы долгое время на зывали это весло кормилом. ГРУ ЗО ВА Я МАРКА. Исто- ■ рня грузовой марки на чалась с X I I I лека,, когда Венеции начали прикреплятьjk бортам судов кованые желез-; ные кресты. - Горизонтальная^ линия креста указывала наи- » большую допустимую осадку. | В Англии закон об обяза тельной грузовой марке был введен в -1890 году, а ъ Рос*** сии в 1909 году. Зам. редактора Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. «РЫ БНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654. Тип. «Полярная правда». Зак. 5304. ПН 06731
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz