Рыбный Мурман. 1965 г. Октябрь.

■»»»»>»»»| с 7 ?мсблсе П Р 0 М Ш 4 Ш К О Л А И М О Р Е ! 1 х I * ♦ г •+ *х I г 5 1 сентября мы были уже с море. Мы — это преподавате­ ли Мурманской заочной средней общеобразовательной школы моряков. Как я на берегу, точно к назначенный день, начался учебный год и в море. Трудно! Очень трудно учиться и работать в условиях про­ мысла. Тут цадо вахту отстоять, иногда выйти на подвахту, и надо (ой, как надо!) выкроить время, чтобы разобраться в 'очередной порции учебного материала, усвоить его. У мно­ гих теперь забота не о том только, чтобы сдать зачет, а и о том, как лучше подготовиться, чтобы но окончании средней заочной школы моряков поступить в мореходное училище, по­ лучить желанную морскую специальность — судоводителя, механика, радиста, инженсра-технолога. На плавбазе «Памяти Ильича» до 18 сентября приступи­ ли it учебе 17 человек. Сварщик тов. Изотов давно учится в заочной школе и сейчас одолевает программу девятого клас­ са. Первые два зачета но физике тов. Изотов сдал хорошо. На этой же плавбазе старательно учится уборщица Авгу­ ста Сорокина, Но физике она уже сдала три зачета за вось­ мой класс и параллельно готовит первый зачет но алгебре. Тов. Сорокина не отстает от своего мужа, который занимается в ШУКСе. У борта плавбазы «Памяти Ильича» разгружаются и снаб­ жаются СРТ «Мурмансельди». Р> это время моряки-заочники промысловых кораблей тоже сдают вступительные экзамены и зачеты. Мастер по обработке рыбы СРТ-841 Владимир Аки­ мов, пока его траулер стоял у причала плавбазы, хорошо сдал все зачеты но арифметике за 6 класс. В. Акимов учится систематически и серьезно. Вот еще пример, достойный подражания. Мастер лова Олег Филатов и матрос Анатолий Перхало с СРТ-831 сдали всту­ пительные экзамены и зачислены в восьмой класс заочной школы моряков. Боцман СРТ-240 Анатолий Дьячин хорошо сдал вступи­ тельный экзамен и зачислен в седьмой класс. Штурман СРТ-353 .тов. Ахматгараев сдал на плавбазе «Па­ мяти Ильича» два зачета по биологии доктору корабля — общественному консультанту Анатолию Федоровичу Руден­ ко. Штурману и общественному консультанту по математике Анатолию Федоровичу Кожевникову он сдал зачет но алгебре. На плавбазе «Печенга» учебный год у моряков-заочников тоже начался организованно. Матрос тов. Петров, киномеха­ ник тов. Корчма, консервный мастер тов. Фурсов, токарь- слесарь тов. Антосенкон, слесарь тов. 'Зайцев, матросы тт. Удачин, Крынкин и другие сдали зачеты по естествозна­ нию, географии и истории. Большинство из ник приступило к сдаче зачетов но математике. В районе промысла у острова Ян-Майпсн группу судов «Мурмансельди» и плавбаз «Севрыбхолодфлота» обслуживают преподаватель физики и преподаватель географии. Н СВИСТУНОВ. борт плавбазы еПечспи'а». ►♦»»»»♦»♦•»♦»»♦»»»»»»»»»»>»»•»»»»»>»»»»»»»» DEKA НЕВА — колыбель па­ рового судоходства в Рос­ сии. Еще в первые годы возник­ новения Санкт-Петербурга выда­ ющиеся по тому времени мастера изобретают, конструируют и стро­ ят машины для проводки кораб­ лей через пороги, «буеры, ходя­ щие но льду на парусах яко по воде», землечерпательные, маши­ ны и другие суда. В 175о году члены Петербург­ ской академии наук Д. Бернулли и JI. Эйлер обсуждают вопрос о возможности применения паро­ вых машин для движения кораб­ лей. В советских архивах обнару­ жены документы, свидетельству­ ющие о том, что в январе—мае 1798 года велась переписка об изобретенной инженером Нербер- гом «огненной машины для про­ водки судов против течения рек». Весной того же года в Петербурге предложил проект парового судна известный изобретатель И. Ку­ лиГшп. Русский ученый В. Каразин в 1809 году конструирует и даже приступает ка Украине к строи­ тельству* парохода новой конст­ рукции. Она принципиально от­ личалась от тех паровых судов, которые в то время начали созда­ ваться в . Англии и Америке. Уче­ ный указывал, что самое лучшее средство передвижения для судов — применение реактивных дви­ гателей. «К чему все эти колеса, поршни, рычаги и т. п. громоздкие вещи?», — говорил В. Каразин. Но он не смог тогда осуществить свой проект и доказать совершен­ ство реактивных судов по срав­ нению с колесными. Почти одновременно в Петер­ бурге на Ижорском заводе стро­ ится первое паровое судно в Рос­ сии, предназначенное для дноуг­ лубительных работ. Оно начало действовать в 1811— 1812 гг. В создании первой в нашей стране паровой землечерпалки принима­ ли участие и мастера завода Бер­ да в Санкт-Петербурге. Еще в конце XVIII века действовала паровая машина для вращения мельничных жерновов, токарных, шлифовальных и сверлильных II Н II » /( II II II ■I II II II и ЩЕДРАЯ ОСЕНЬ В наш город приигла осень. Она одаривает нас не только золотом листвы рябин и берез, но и янтарем виноградных гроздьев, которых в этом году 310 тонн получили мурманчане из Краснодарского края и Болгарии. Радуют глаз сочные аро­ матные яблоки, персики и сли­ вы. /55 тонн яблок и 251 тонну персиков и слив прислали нам труженики Липецка, Молда­ вии, Краснодарского края и Болгарии. и I! К II (I 1 (I И II и II к я станков. Начали тут строить и па­ роход для перевозки пассажире* н буксировки барж. Первые испытания пароход*.' состоялись сто пятьдесят лет на­ зад на Неве. Из ряда'iархивны*• документов и описаний совремея-* ников молено довольно подробно' узнать об этом судне, совершав­ шем рейсы в сентябре 1815 года. Длина парохода была 18,3, ширя-; на — 4,5, а осадка— 0,6 метра. Корпус — деревянный. На судне * находилась паровая машина мощ­ ностью 16 л. с. Скорость — пять миль в час. Пароход был колес­ ным. От первых пробных плаваний по Неве и в Кронштадт перешли затем к регулярным рейсам. В «Санкт-Петербургских ведомо­ стях» в 1816 году появилось объ­ явление: «Пароход, начиная с 23 мая... и до окончания навигации, исключая дни, в которые случает­ ся великое волнение, будет еже­ дневно отправляться от Чугунно­ го завода, а из Кронштадта отхо­ дит в 6 часов вечера и приходит в Санкт-Петербург около 10 часов вечера». Нева — колыбель парового су­ доходства, а петербургские масте­ ра — создатели первых отечест­ венных судовых паровых пашин и пароходов. Инженер С. ДАНИЛИЧЕВ. Почти на глазах меняется об­ лик рыбного порта. Не только ра­ стут новые производственные со­ оружения, прокладываются тран­ спортные линии, но и благоуст­ раивается его территория, все бо­ гаче становится ее зеленый убор. Об этом заботятся труженики цеха обслуживания: Сейчас наступила горячая пора осенних посадок. — Этой осенью, — рассказы­ вает портиадзиратель И. Т. Крюч­ ков, — мы уже посадили 200 де­ ревьев и кустарников. пояс Но еще много придется потру­ диться нашим женщинам этой осенью и будущей весной. Хоро­ шо поработали па доставке де­ ревьев из леса А. Ахтимирова, М. Циось, А. Пантелеева, М. Кур­ никова, А. Татаринова и другие. Хороший зеленый убор у поста центральной проходной и в других местах. Начались посадки у ма­ газина Хг 1 тралового флота. С каждым годом все шире ста­ новится зеленый пояс в рыбном порту. И. ш у т и к о в . МОСКВА. С каждым годом на предприятиях народного хозяй­ ства страны увеличивается выпуск самых различных культурно-бы­ товых ai хозяйственных товаров. ' ■ На сшшке: новый холодильник — «Снайге» (Литовский совнар­ хоз) емкостью 120 литров. Его верхняя крышка служит сервиро­ вочной поверхностью, внутренняя камера выполнена из пластмассы, полки передвижные по высоте, <на внутренней стороне двери ■можно хранить штучные продукты. - Фото Б. Трепегоза. _ Фотохроника ТАСС. w a c / n e M |/О РА БЛ Ь — русское ело-! “ во, происходящее от ста­ ринного «короб». Возникло оно в отдаленные времена, когда наши предки — славяне — научились искусно изготовлять челны из прутьев, обшивая их корой или кожей. % Следует отметить, что слово «корабль» еще в V II веке было заимствовано от славян грека-; ми, где оно звучало как «кара-; бос». Не исключено, что от греков оно перешло к италь­ янцам, у которых произноси-' лось как «карабелла», «кара­ велла». /*УДНО — термин, возник-; ^ ший примерно в X IV веке от русского слова «посуда», «посудина». П АЛУБА как термин воз-; никло, очевидно, в 1151 году, когда киевский князь; Изяслав Мстиславович во вре­ мя обороны Киева покрыл свои лодки досками, чтобы за­ щитить сидящих в них гребцов от стрел. Палубы на большин­ стве судов были лубяные. Та­ кие суда назывались полублен- ными, а настил на них — па­ лубой. П о с у д а м , п о в о л н а м ФЕЛЬЕТОН • Один из известных героев фран­ цузского писателя Б альзака. каждый вечер анализируя свои поступки за день, за всякий дур­ ной колол себя иголкой. Бывший шту|>ма«и Мурманекого тралевого флота Михаил Григорьевич Яб- лочшжов не собирается уподоб­ ляться этому чудаку. Хватит, я и так Дважды. кровь проливал, гремит он « тех слу«, чаях, когда чувствует, что за него хотят взяться. А брались за Михаила Гри­ горьевича не раз. За девять лет работы на многих судах трало­ вого флота Яблочников «зарабо­ тал» двенадцать взысканий. Мо­ тивировка их одна: халатное отно­ шение к своим обязанностям, пэдоплека — пьянство. Михаилу Григорьевичу н-е раз внушали и втолковывала, что на­ до все-таки отдавать себе отчет в том, как ты живешь. Старый штурман только прене­ брежительно сплевывал. Подкреп­ ляя этот жест, так сказать, до­ кументально, о одной из овоих объяонительных он с раздраже­ нием пишет: «Советую «е подни­ мать вокруг меня шумихн, а ис­ пользовать время на более полез­ ные дела». Работникам капитанской служ­ бы приходилось только смущен­ но вздыхать. Михаил Григорьевич продолжал идти по жизни так, как в пеоне поется: «нынче здесь, завтра — там». Сегодня ш • старший по­ мощник капитала одного «з трау­ леров, завтра, за несоизмерение пыла с графином, переведен во вторые. Наконец, вроде бы обра­ зумился. Отпустив ему грехи, управление флота выдвигает Яб- лочшгкова на должность капита­ на. В управлении надеялись, что человек взглянул аса себя со сто­ роны, остепенился. К этому обя­ зывал и его возраст, за плечами — овыше пятидесяти. А Михаил Григорьевич, оказы­ вается, ии сном и ни духом: та­ кой же бесшабашный и разнуз­ данный. Пришлось ему смеиин>ть каюту капитана чса матросокий -кубрик: за очередные выкрутасы на целый год лишили Яблочникова диплома судоводителя; Правда, это не про­ извело «на него особого впечатле­ ния. Привыкший, как говорится, брать нахрапом, Яблочшгков, пос­ ле возвращения ему диплома, не постеснялся обратиться с пйглой просьбой к морскому -.инспектору: «Аттестуйте маня капитаном плав­ базы». . Да, да! Ни больше я нй мень­ ше. Впрочем, оно « понятно. Наглость его *ie знает граииц. Плавая по месяцу |ia том или ином судне и скомпрометировав себя, он вымогает у капитанов и помпо- литов положительные характери­ стики. Об этом, например, сооб­ щал в своем рапорте ага имя*глав­ ного капитана флота капитан Кар­ лович. И представьте, такое уда­ валось. При случае, когда «речь за­ ходит ‘о Яблочиикоюе, как о не­ важном специалисте и разгильдяе, он потрясает гтачкой бумаг, гро­ зясь дойти до Москвы, Яблочников яри обсуждении его проступков не преминет стукнуть себя в грудь кулаком, прокричать о своем участии в Великой Оте: чественной войне. Он знает, на чем спекульнуть. В нашем «народе с глубоким уважением и почтением относятся к тем, кто «в грозные, годы «войны «не щадил овоей крози et жизши, отстаивая Родилгу от врага. Их подвиги не забудутся в «веках. И тем позорнее должно быть таким; кто запятнал свое имя недостой­ ным поведением, хамством и рва­ чеством. В последний раз Яблочников ровно неделю пребывал в должно­ сти второго штурмана на трауле­ ре «Артек»'. По пьяной лавочке он потерял судовую печать, показал себя в самом неприглядном виде. В очередной объяснительной он плачется: «Почему я такой пло­ хой? Да потому, что меня не вос­ питывал отец, он был красным партизаном, воевал за Советскую власть»'... . •: По-нашему, комментарии из­ лишни. t О. БОЯ НУС, Г. КУРГАНОВ. р У Л Ь — голландское слово. * Появление руля в Европе относится - к первой половине X I I I века. До этого времени древние мореплаватели приме­ няли кормовое весло. -Русские мореходы долгое время на­ зывали это весло кормилом. ГРУ ЗО ВА Я МАРКА. Исто- ■ рня грузовой марки на­ чалась с X I I I лека,, когда Венеции начали прикреплятьjk бортам судов кованые желез-; ные кресты. - Горизонтальная^ линия креста указывала наи- » большую допустимую осадку. | В Англии закон об обяза­ тельной грузовой марке был введен в -1890 году, а ъ Рос*** сии в 1909 году. Зам. редактора Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. «РЫ БНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654. Тип. «Полярная правда». Зак. 5304. ПН 06731

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz