Рыбный Мурман. 1965 г. Октябрь.

Здравствуй, боцман Решения сентябрьского Пленума ЦК КПСС—в жизнь! Валентин Меньшиков, которого вы видите на снимке, матрос пер­ вого класса. На БМРТ «Гоголь» его уважают за отличное знание своего дела, за умение работать с Огоньком, за старание, с которым он всегда готов придти на помощь товарищу. nillUIKflllllllllllllllllfllllllllllllllllllir Пропавшие без вести По утверждению руково ди т ел ей Мурманской судо­ верфи, на пред­ приятии с конца прошлого словах, как на гуслях... года резать минимум по пять 14 сентября я начал розыски внезапно исчезнувшего родст­ венника Николая Шомко — моло­ дого работника тралового флота. Обошел городские больницы, отде­ ления милиции, и — никаких следов. Человек, как в воду канул. Обратился в отдел кадров фло­ та, поскольку пропавший родст­ венник числился одно время в ре­ зерве. Выслушал меня инспектор отдела Николай Васильевич Ав­ деев и только пожал плечами. — Не знаю, — сказал он. — Я сам его усердно ищу. Уйти в мо­ ре Шомко не мог, так как я сам изъял его роль из ночного резер­ ва. Можете представить, чта при­ шлось пережить мне за пятна­ дцать дней безуспешных поисков. И вдруг, о чудо! 28 сентября мой «блудный» родственник объявил­ ся. Оказывается, в час ночи 15 сентября он был из ночного резерва направлен в море на траулере «Двина», на котором работает и сейчас. Я пе знаю, разделяет ли мою радость инспектор Н. Авдеев. Ведь как-никак теперь он со спокой­ ной совестью может поставить соответствующий крючок в лич­ ном деле пропадавшего без вести. А вот другой случай. На трау­ лере «Мацеста» из отдела кадров был направлен матросом И. Евдо­ кимов. Пробыл он на судне восемь дней, умудрившись заработать за это время выговор простой и вы­ говор строгий. Видя, что на «Ма- цесте» с ним цацкаться не будут, Евдокимов направил стопы опять в отдел кадров к инспектору Лю- 1юви Ивановне Русаковой. Чем он смог умилить ее, неиз­ вестно. Во всяком случае, Любовь Ивановна вняла слезоточивым просьбам разгильдяя и дала ему иаправление на другое судно. При- жватив на прощанье с «Мацесты» талоны на пять суток питания, Евдокимов сказал «адьё». На «Мацесте» же о его переме­ щении никто ничего не знает, ат­ тестат его на судне. В табеле вы- юда на работу против его фами­ лии аккуратно ставится буква «П», то бишь — прогул. Вот ведь какие бывают курь­ езы, где правая рука не знает, что делает левая. Н. КОМЯГИН, второй по­ мощник напитана траулера «Мацеста», Предссда т с л ъ комиссии по су­ доремонту и каче­ ству BbmjrcKac- трубок плавания и, соответственно, вылов мой продукции при парткоме Мур- вачат действенный поход за высо- прогара и в разных местах зачи- рыбы. И самое ценное — большое манской судовери тов. Тысячный, кое качество ремонта промысло- стать трубки, впрессовать их, и облегчение труда кочегаров и все- ссылаясь на решения сентябрь- вых судов. И будто бы этот воп- не кусками, а целиком. Произве- го обслуживающего состава ма- ского Пленума ЦК КПСС, ратует рос не сходит здесь с повестки дня сти замер толщины в разных ме- шинного отделения. за то, чтобы руководители трало- партийных и общих собраний. стах сравнить с новой трубкой Очистка дымогарных трубок от вого флота укрепили производст- Это, конечно, похвально. Но по всей длине, проверить состоя- накипи — очень трудоемкий про- вепные связи с судоремонтника-, посмотрим, как оно выглядит на ние трубки со стороны огня. В цесс, и при наших условиях он во- ми. Он совершенно верно утверж- деле. том, что там есть раковнны и ос- обще невозможен. Нужна только дает, что от этого во многом будет Администрация того или иного пенные разъедания, нет никакого заводская помощь. На траулере зависеть и ускорение ремонта су- траулера получила указание — сомнения. Надо также обязатель- «Марс», который вышел из ремой- дов, повышение его качества. В готовить судно в капитальный ре- но установить состояние и тол- та в августе нынешнего года, не бы- связи с этим и уместно спросить, монт. Подготавливается соответ- щину накипи. ли очищены дымогарные трубки. В а как же быть с дымогарными ствующая документация. В де- Таким образом выяспяется, что результате — нехватка пара на трубками? фектной ведомости предусматри- заводской анализ не характерен, промысле. А отсюда — псрерас- Мы считаем, что инспекции Ре- вается ремонт и осмотр всех ме- Ведь на анализ предъявлен не- ход топлива, выпул:денное сокра^ гистра СССР во время капиталь- ханизмов, узлов и систем вплоть большой кусок трубки, который щение сроков плавания. ных ремонтов судов надо требо- до мельчайших винтиков е таким не может показать полностью се Начальник механико-судовой вать замены дымогарных трубок, расчетом, чтобы судно могло экс- состояния. службы тралового флота тов. За- тем более, что каждое судно долж- нлуатироваться 8— 10 лет до во- Это подтверждается анализом харьин и начальник отдела тепло- но иметь класс, становки в следующий ремонт. на траулере «Лоцман». Во время техники тов. Щербина согласны с Корабль передается судоремонт- щелочения котла лопнули три тем, что дымогарные трубки луж- ется не только наших судов, а никам. И вот начинаются иеуря- дымогарных трубки. Они же были но сменить. Однако добиться этого всего парового флота. И решать дицы. В один прекрасный день вырезаны для анализа. И, как ни невозможно. его надо безотлагательно, в соот- является прораб и заявляет: странно, анализ металла дал «хо- Наши суда отплавали в сред- ветствии с решениями сентябрь- «Есть указание дирекции верфи рошие» показатели. Как же так? нем по 10— 11 лет, и, безуслов- ского Пленума ЦК КПСС. — дымогарные трубки парового На котлах наших траулеров но, дымогарные трубки на их кот- “ * котла не менять». имеется от 170 до 210 простых лах долго стоять не могут. Может — Почему? ^ дымогарных трубок. Это состав- случиться, что после капитально- *— Анализ металла хороший— ляет основную поверхность паро- го ремонта и непродолжительной отвечает прораб, — и будете пла- съема, приблизительно 60 про- эксплуатации суда станут вновь вать со старыми трубками. центов всей площади. При чистых на несколько месяцев в нсплано- Но этот анализ на судно не дан. дымогарных трубках расход топ- вый ремонт. А это повлечет за С нашей точки зрения, он произ- лива гораздо мепьше. Отсюда yje- собой лишние затраты средств и веден неправильно. Надо было вы- личивается продоллгительность потери промыслового времени. Вопрос, поднятый нами, каеа- И. БУТЕНКО, старший ме­ ханик траулера «Харьков», Я. АЗБЕЛЬ , старшей меха­ ник траулера «Мелитополь»* С. П ЕРЕШ Н ЕВ , старший механик траулера «Лоц* ман», А. ТУРЯНСКИЯ, старший механик трауле- ра «Ржев». Кажется, он и был первым человеком, которого я встре­ тил, придя на траулер «Зеле- нодольск». Не хочу утверж­ дать, что это именно так, но и представить обратного яе могу. Он стоял передо мной—ши­ рокоплечий, мощный, как бы вмонтированный в палубу, и улыбался. А может быть, и ус­ мехался — кто знает! Слиш­ ком уж земной был у меня, должно быть, вид. На всякий случай он обра­ тился ко мне на «вы». Я его понял: мало ли откуда, из ка­ кой инстанция может появить­ ся такое явно сухопутное соз­ дание. Потом я сообщил ему, что направлен на судно матро- еом третьего класса. Н тогда он усмехнулся совсем уж отк­ ровенно: — Ладно. Пойдем, дам тебе робу... Вот так началось мое зна­ комство с боцманом Петров­ ским. Через несколько дней я понял, что знакомство это на­ чалось в самое ответственное для боцмана время. Я получил робу, а вместе с ней *— ведро с краской и кисть. И немедленно был нап­ равлен на полубак красить брашпиль. Разумеется, предва­ рительно я поинтересовался что это такое, и боцман -мне объяснил. Терпеливо. Снисхо­ дительно. Так, как объясняют детям. Но не обидно. Несколько дней мы работали вместе. И, честное слово, все это время я чувствовал себя мальчишкой. Я видел, что как ни стараюсь, но делаю явно меньше, чем боцмаи. А он все ходил по судну, что-то крася, подкручивая, прибивая. «Зеленодольск» готовился, к инспекции государственного Регистра. О, вы не представля­ ете что такое Регистр! Нет, боцмап Петровский ве был спокоен. Так только в плохих рассказах бывает, когда положительный герой ничего и никого не боится. Петровский всерьез опасался представите­ ля Регистра. Может быть, он боялся из- за туманного горна? Его так трудно было достать! В отделе снабжения такого не оказалось. Как, впрочем, и тросиков для вооружения шлюпочных кле- вантов, и скоб якоря и прочего, и прочего. Туманный горн боц­ ман отыскал в утиле и отре­ монтировал. Нашел и тросики, м многое другое. Где и как — он мне, сами понимаете, не докладывал. Знаю только, что не в отделе снабжения. Инспектор осмотрел туман­ ный горн и остался доволен. Инспектор дотошно осмотрел аварийное оборудование и тоже не выразил неудовольствия. Инспектор прошелся по но­ веньким полам в каютах под полубаком и довольно хмыкнул (раньше тут было полно во­ ды). Инспектор попросил спу­ стить шлюпки на воду. Все было моментально исполнено. Короче говоря, через два часа инспектор Регистра поб­ лагодарил боцмана Петровско­ го и сказал, что судно может выйти в морс. У него интересная биогра­ фия, у нашего боцмана. Его дед во время первой мировой войны каким-то манером умуд­ рился побывать в Италии, во Франции и Германии, затем появился на Черноморском по­ бережье и, выкрав из какой-то благовоспитанной семьи буду­ щую бабку нашего боцмана, поселился в Западной Украи­ не. Так вот и стал Михаил Пав­ лович Петровский (я впервые называю имя и отчество наше­ го боцмана) украинцем. И хва­ тил он горя вместе с Западной Украиной досыта. Обо всем этом я узнал поз­ же, к концу первого в моей жизни рейса в море вообще, а в Баренцево в частности. О себе боцман рассказывал сухо. Закончил только пять классов. Потом год пас коров. В четыр­ надцать лет поступил на му­ комольный завод. Был учени­ ком, стал мастером-мукомолом. В 1953 году пошел в армию. Там же вступил в комсомол. А когда закончилась служба, Ми­ хаил приехал в Мурманск и по­ ступил в траловый флот мат­ росом третьего класса. — Так же, как и ты, улыб­ нулся он. — Да нет, пожалуй, — не согласился я. — У тебя все это труднее было... Боцман был^старшим муж­ чиной в семье? Ему не приш­ лось учиться, а надо было ра­ ботать. А я окончил 10 клас­ сов. Меня не награждали гра­ мотой Центрального Коми­ тета ВЛКСМ. А боцмана наградили. Я пока не ударник коммунистического труда, а боцмап — уже. Я не отличник соревнования РСФСР, а оп — отличник. И вообще я матрос, а он — боцман. И мне еще мно­ гому предстоит учиться. В. КОЖ ЕМЯКИН . Шлифовщик механического цеха второго судоремонтного завода Иван Ефимович Нелипа — участ­ ник соревнования в честь X X I I I съезда КПСС. На Доске показателей против его фамилии красуется цифра 143 процента. Лучшему шлифовщику присвоено почетное звание удар-* ника коммунистического труда. На снимке: шлифовщик И. Е* НЕЛИПА за работой. Фото К. Моисеева, и» Новый порядок квалификационной проверки Воспитанию командных кадров для флота будет способствовать' в определенной мере новый порядок проведения квалификациов- ной проверки знаний судоводителей и механиков. При очередной проверке основное внимание обращается на зна­ ние ППСС, Устава службы на судах флота рыбной промышленности, Правил технической эксплуатации флота и техники безопасности, основ трудового законодательства. Проверка производится на судах. Приказом по судну создается квалификационная комиссия^ под пред­ седательством капитана. В нее должны входить старший механик, помполит, технолог, старший помощник капитана, старший мастер по добыче рыбы. После проведения проверки составляется по уста­ новленной форме протокол в двух экземплярах, один из которых направляется в личное дело, второй хранится у капитана. В случав списания с судна штурмана или механика ему выдается на рука этот экземпляр. Такой порядок проведения квалификационной проверки даст возможность руководителям флота лучше изучить командные кяд< ры. С этой же целью очередная проверка знаний капитанов произ^ водится и работниками службы главного капитана. Судоводители должны знать, что руководство капитанской службы имеет право произвести в любое время я внеочередную проверку. Н. ЩИП, зам, главного капитана тралового флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz