Рыбный Мурман. 1965 г. Октябрь.
в дли- довяти здесь жопин иосо- I борт трала, Несколько Мастер досок nOOOnMOODtmOaDOnOllfflOtranOOnOnnonDDOODOOODDDOODOTCimTODOnOOnnDODOOOnOOOnDtnCnDOOOODOOOntrotmOOObnDnDDnOMOOODOOOeDbOOODOOTOOTnDtWncraOODDOT ТАК КОВАЛАСЬ ПОБЕД ис получил пи одной рекламации. С сноси практической работе Машинист рыбомучной установки И. М. КИ С ЕЛ Ь Машинист рыбомучной установки Ю. Н. ДМ И Т РИ ЕВ Старшина смены В. Г. БАННЫЙ о т р е д а к ц и и . Редакция бассейновой газеты «Рыбный Мурман» благодарит на чальника радиостанции Б М Р Т « Добролюбов » той . Петряшова, работников ридиоцетри тралово го флота тт. Жиряко, Жорину, Корнева, Дюбаря на оперативную и высококвалифицированные пере дачу и прцем материал),в для это го номера. Легко положить на бухгалтерских счетах цифру сто тысяч. В тысячу рад тяжелее до быть такое количество рыбы ил оке анских глубин, переработать ее в готовую продукцию и еще труднее взвесить на весах или подсчитать на арифмометре затраты мораль ных и духовных сил экипажа, ор ганизаторскую и политическую ра боту, проведенную коммунистами корабля. Я не буду вдаваться в историю, как возникла идея выступить ини циатором соревнования среди экипажей БМРТ за вылов в за вершающем году семилетки ста тысяч центнеров рыбы в сырце на корабль. Она общеизвестна и принадлежит нашему капитану коммунисту II. II. Решетову. Но ведь самая хорошая идея, если для ее осуществления нет мате риальной базы, нет хорошо подготовленных кадров, может повиснуть в воздухе. Прокопий Прокопьевич не толь ко высказал идею, но и расчета ми доказал, что возможность вы лова ста тысяч центнеров рыбы за год можно превратить в дей ствительность. Для этого необхо димо полнее использовать резервы промысла, мощность рыбомучных установок, объявить войну поте рям. Коммунисты «Добролюбова» первыми поддержали своего капи тана. За ними идеей борьбы за сто тысяч воодушевился весь эки паж. Когда мы брали это обяза тельство, то рассчитывали на год работы. Жизнь внесла свои по-, правки. Оказалось, корабль дол жен пройти плановый ремонт и докование. На это нужно два ме сяца. А как же обязательство? Ведь оно может быть не выпол нено? Этого коммунисты корабля допустить не могли. Нужно было искать выход из создавшегося по ложения. И его нашел капитан. Он подсчитал, что, если экипаж будет ежесуточно изготовлять по 26 тонн готовой продукции, по три тонны муки, обязательство может быть выполнено к 10 октября. Для этого придется отказаться от стоянки в порту, пробыть в море более 100 суток. Согласится ли экипаж? Ведь моряки и без того слишком редко бывают на берегу, ненадолго встречаются с родными, любимыми, близкими сердцу людьми. Коммунисты договорились так: этот вопрос вначале следует обсу дить на закрытом партийном соб рании, прийти к единому реше нию, а уж после созвать собрание всего экипажа. Так и сделали. Обсудив воз можности досрочного выполне ния обязательства, коммунисты все как один правильно решили, что у экипажа нет морального права вернуться в порт, не сдер жав своего слова. Общее на сей счет мнение хорошо выразил член КПСС токарь тов. Горин. Он сказал: — Нам будет стыдно смотреть людям в глаза, если окажемся болтунами, не выловим ста тысяч центнеров рыбы. Каждому из нас надо провести такую разъясни тельную работу среди моряков, чтобы сохранить весь экипаж до конца продленного рейса. И когда мы вынесли этот во прос на общее собрание моряков, к нашей радости, решение было единодушным: выловить сто ты сяч центнеров рыбы досрочно на два месяца и двадцать дней. Так в апреле начался но- ВСЕГДА ВПЕРЕДИ вый этап с о р е в н о в а н и я . Судовые агитаторы коммунисты старпом тов. Мациевский, второй механик тов. Терсинских, мастер тов. Терентьев, токарь тов. Го ном примере в поведении каждого коммуниста. Партийная организа ция корабля почти на каждом собрании напоминала коммуни стам: помните, на вас равняются рин, матросы тт. Касьннсико, Кук- беспартийные моряки, с вас они бе- лин, Чебыкин, Тихонов, комсомо лец четвертый механик тов. Фо фанов, технолог тов. Дмитриев начали широкую агитацию среди экипажа за выявление внутрен них резервов по увеличению до бычи рыбы, выпуска готовой про дукции, за улучшение качества, аа экономию в большом и малом. А. К. КО КШ А РО В Приведу лишь несколько при меров действенности нашей аги тации. Коммунист Прокопий Ива нович Терентьев прямо на рабочем месте беседовал с людьми своей смены о том, как надо беречь народное добро. Он тут .же пока зывал, как можно сберечь порван ный картонный ящик. Терентьев брал упаковочную ленту и бук вально в течение 2— 3 минут при водил его в порядок. — Видите, — говорил Те рентьев рыбообработчикам, — ра боты на грош, а выгода 51) копеек. А сколько таких ящиков у нас расходуется не но назначению — нолторы-две тысячи штук за рейс... Подобного рода агитация осо бенно действенна потому, что агитатор не только словом, а де лом убеждает людей, учит их бережливости. И не случайно только за этот рейс экономия но таре составила 1200 рублей. Матросы-дdбытчики коммупи- сты тт. Тихонов, Куклин, Чебы- кин, каждый на своей вахте, мно гое сделали для того, чтобы каж дая рыбина была пущена в дело. А когда случалось, что уловы па дали, они вместе с другими мат росами буквально поштучно соби рали объячоившуюся в трале ры бу. Результат говорит сам за се бя. Наши машинисты в этом году выработали более 800 тонн муки. И этих тоннах есть центнеры, ко торые выработаны из рыбы, сбе реженной матросами. Столь же действенными были беседы агитатора тов. Дмитриева. Он очень часто и со знанием де ла беседовал с рыбообработчиками но вопросам качества продукции: как, за счет чего его можно по высить. По инициативе агитатора в трюмах были установлены элект ровентиляторы, а потому продук ция лучше сохранялась. В итоге, сдав на плавбазу более 4 тысяч тонн готовой продукции, экипаж «Серафимовича» и «Добролюбова». Стоило нам отстать в вылове хо- мы проявляли особую заботу олич- тя бы на несколько тонн, настрое ние моряков ухуд шалось. Но пра вильно говорят: «нет худа без доб ра». Временное поражение в соревновании как бы удваивало силы людей. На следу ющий день каждый старался ра ботать лучше, чем вчера. Особенно ощутимо было влия ние на моряков коммуниста капи тана П. II. Решетова. Он всегда был для них не только требова тельным командиром, но и дру гом и советчиком, В любое время суток Решетова можно, было ви деть на рыбной фабрике, в поме щении рыбомучной установки, на кормовой палубе, на мостике, бе седующим с людьми на злобо дневные темы. Он вселял в моряков уверен ность в победе, делился с ними житейским опытом, советовался, подсказывал, как лучше преодо левать трудности и неудачи. Энергичный, беспокойный, капи тан никогда не искал легкой жиз ни, работал, не зная устали, по рой засыпал тревожным сном в кресле. Шутка ли сказать, за шесть месяцев пребывания не посредственно на промысле Про копий Прокопьевич не пропустил ни одного подъема трала. Он был на кормово-м мостике далее тогда, когда чувствовал недомога ние и должен был находиться в постели. Партийная организация кораб ля, ее коммунисты сделали все для того, чтобы экипаж осилил намеченный рубеж. Мы очень счастливы тем, что слово, которое дали Родине, выполнено. Экипаж вместо ста тысяч по обязатель ству выловил сто десять тысяч центнеров рыбы. И не за год, а за 2J7 промысловых суток. Намного перевыполнено задание по выра ботке готовой продукции, рыбной муки,-жива. А КО КШ А РО В , секретарь партийной организации. рут пример, у вас учатся, как надо бороться за выполнение обязательства. Мало только при зывать людей хорошо трудиться, беречь народную копейку и вы пускать продукцию только хоро шего и отличного качества. Надо самим работать, не жалея сил, быть рачительными хозяевами корабля, достойно вести себя в быгу. И коммунисты СВЯТО В Ы ПОЛНЯЛИ свою авангардную роль. В прошлом рейсе мы приняли в партию рефрижераторного меха ника Алексея Колесова. Он оправ дал доверие коммунистов корабля. Это один из лучших специалистов. До прихода к нам Колесова боль ше 40— 45 тонн рыбы в сутки мы не замораживали. Сейчас мы до вели заморозку рыбной продукции до 60— 64 тонны. За весь семи месячный рейс не было ни одного случая, чтобы техника, которой заведует, которую ремонтируют Колесов и его помойники, подве ла. Большим уважением среди мо ряков пользуется старший мас тер по добыче рыбы Виктор Мар- циикевич. Он ударник коммуни стического труда. Его лучшие по мощники матросы коммунисты Николай Тихонов,# Григорий Че- быкин, Алексей Куклин. Благодаря личному примеру коммуниста Александра Мациев- ского в горячую нору хорошего промысла, когда рыбы было, как говорят, навалом, нам удалось произвести ошкобку и покраску надводных бортов корабля. В свободное от вахт время, от казывая себе в законном отдыхе, Александр Афанасьевич лично за нимался покрасочными работами. В общей сложности он провел в люльке за бортом около двухсот часов. Глядя на старпома, в по краске судна приняли участие все остальные помощники капитана, старший механик, технолог, ра дист. Все они выполняли матрос скую работу, чтобы тем самым внести свой вклад в общее дело победы в борьбе за вылов ста ты сяч центнеров рыбы. Эти работы мы не могли отло жить, поскольку экипаж был уча стником флотского технического смотра. А представьте себе, что мы их выполняли бы только си лами матросов. Это значит, мини мум в течение десяти суток ко рабль должен был лежать в дрейфе, что привело бы к потере около четырех тысяч центнеров рыбы. Для того, чтобы экипаж все время был в курсе хода соревно вания экипажей-«стотысячни- ков», знал, как идут дела у со перников, партийная организация корабля широко использовала на глядную агитацию. Выпускались стенная и радиогазеты, велись графики соревнования вахт, еже суточного вылова экипажами флота и отдельно — «стотысяч- ииками». Когда в ходе соревно вания определились первые три лидера и борьба за первенство приняла наиболее острый харак тер, мы в отдельном графике каждую пятидневку показывали итоги работы экипажей «Гоголя», МЫ СДЕЛАЛИ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ Работа мастеров но добыче ры бы регламенти]н)вана многими на ставлениями и инструкциями. Но, несмотря на общие требования, у каждого из нас есть свой почерк, свой стиль работы. Вот о стиле работы палубной команды на нашем траулере мне хотелось бы и рассказать. Как-то в середине рейса к нам пересел старший мастер но добыче с архангельского БМРТ «Монго лия». Пробыл он у мае недолго, а когда возвращался на свой ко рабль, сказал: — Знаешь, Феликсович, наши матросы, по сравнению с вашими, ходят пешком. Этим он хотел сказать, что его поразил теми, ритм, слаженность, с какой работает палубная коман да «Добролюбова». И он прав. Многие капитаны, мастера по до быче могут позавидовать той бы строте и сноровке, с которой мат росы-добытчики выполняют де сятки операций по подъему-спус ку трала, выливдо улова, но всем подготовительным работам. Судите сами, подъем и спуск трала у нас занимает 25— 30 минут вместо 42 но нормативу. Добытчиком хочет быть каж дый. Но выходу в рейс прежде всего я подбираю людей для ра боты на палубе. Добытчик должен быть сильным, подвижным, сме лым, и вот этим качествам я осо бо уделяю внимание, когда зна комлюсь с матросом. После отбо ра людей распределяем по вахтам. Мы стараемся, чтобы на каждой вахте матросы были распределены равномерно по опыту, силе, воз можностям. Как правило, в нача ле рейса две-три недели подряд я выхожу к каждому тралу, вклю чая и ночные вахты. Какая необ ходимость в этом? На вахте есть новички. Если с самого начала не закрепить на практике их знания, не втянуть их в ритм, темп работы, суще ствующей у нас на судне, потом всегда труднее нонраиить людей. А каждый подъем трала — это наглядная учеба. В это время очень часто приходится самому не раз и не два приниматься то за доску, которую нужно быстро взять на цепку, id закинуть ка бель на ролик, то «стоять» на вытяжных концах и показывать, показывать, показывать... Все это и еще очень многое составляет содержание цифр 25— 30 минут вместо 42 по нормативу. Я не знаю точно, какая у нас сейчас экономия но орудиям ло ва. Она будет подсчитана плаио- В. Ф. М А РЦ И Н К Е ВИ Ч вым отделом. А то, что она у нас есть, об этом можно сказать твердо. В этом рейсе мы вылови ли 74 тысячи центнеров рыбы че тырьмя тралами. Обычно, если траления про ходят удачно: без задевов, без протираний мешка, мы работаем одним тралом три-четыре дня — не больше. Если даже нет явных признаков уменьшения уловов, все равно переходим на работу другим тралом. Почему? Да пото му, что за три-четыре дня рабо тающие орудия лова несколько деформировались, стянулась по садка сетного полотна, сместились гужи, подтерлись привязки поса дочного троса и цепок м т. и. А это через некоторое время может серьезно повлиять на улови- стость. Поэтому лучше вовремя сделать незначительный ремонт. Кстати, о ремонте. В концс- концов при такой интенсивной ра боте, которая была у нас в этом рейсе, орудия лова выходят из строя. Конечно, трал можно заме нить новым. Но неразумно, нера ционально, когда вместе с вы шедшими из строя пожилинами, топенантами и другой геркулесо вой оснасткой трала будет отправ лено в утиль хорошее капроновое сетное полотно. Ведь оно креп кое, его можно использовать еще один срок. В таких случаях мы заменяем только оснастку трала и продолжаем им работать. Еще один факт. Но приходу в порт старшие мастера но добыче рыбы списывают ваера, которые уже нельзя использовать при тра лениях. А через некоторое время они возвращаются на корабли только уже в виде грунтропов, переходных концов и трехметро вых лапок. Все это, снаряжение стоит деньги немалые. К примеру, грунтроп 15-метровый — шесть рублей, переходный конец —• пять рублей. А на рейс их нужно десятка три-четыре. Вот все это снаряжение мы де лаем сами на корабле из тех же списанных ваеров. Грунтропы, переходные концы, лапки трех метровые делаем на переходах. Работа, хотя и трудоемкая, но есть смысл ею заниматься... Не все у нас было глад ко в работе, не все легко дава лось. Однажды, это было в мае, в. н .' басса 'Л ыкин Когда наш экипаж в силу необ ходимости должен был пересмот реть сроки выполнения своего обязательства в сторону их сок ращения, каждый Добролюбовец ясно представлял себе дополни тельные трудности. Вместо двух рейсов предстояло сделать один продленный. Отсюда длительный отрыв от родных, совсем иные физическая и моральная нагрузки. Для нас, членов машинной коман ды, предстоял тяжелый экзамен- чистка главного двигателя не У стенки причала, а в открытом океане. Трудностей сразу возник ло много, но они не испугали нас. Мы верили в людей, в свои силы, знали, что успех экипажа во многом будет зависеть от машин ной команды, от того, как мы умеем обеспечить бесперебойную работу всех судовых механизмов и систем. Сегодня мы горды тем, что не подвели экипаж, внесли в общую победу свой посильный вклад. Теперь, когда все трудности ос тались позади, даже не верится, что мы смогли собственными си лами справиться с таким объе мом -ремонтных работ. При этом надо учитывать, что в июне в коллектив машинной команды вли лись новые люди — мотористы- курсанты высшей мореходки Ана толий Бачище и Александр Мас люков. Они оказались славными ребятами, быстро освоились с техникой, а также быстро сдру жились с товарищами но работе. Вместе со всеми Анатолий и Алек сандр принимали участие в чи стке главного двигателя во время стоянки корабля у плавбаз. Энер гичность, трудолюбие,. прилеж ность в работем показали наши «старые» мотористы Александр Суслов, Владимир Купцов. Есть среди нас еще один инте ресный человек с необычной био графией — эго моторист Ярослав Литвин. Работал человек судовым фельдшером, пользовался автори тетом у моряков и вдруг решил, что не ту профессию выбрал. Его тянуло к технике, и Литвин пере квалифицировался в мотористы, стал курсантом-заочником Мур манского мореходного училища. Ярослав будет судовым механи ком. Такова его мечта, и мы ве рим, что он ее осуществит. Наш экипаж оказал Ярославу Литвину большое доверие — он избран председателем судового комитета профсоюза. Особенно много в рейсе приш лось потрудиться третьей вахте. Специалисты этой вахты помимо участия в чистке главного двига теля, не нарушая ритма работы рыбной Фабрики, произвели про филактический ремонт вспомога тельных механизмов. Здесь снова отличились наши маяки Суслов, Литвин, курсант Бачище. В этом же рейсе мы выполнили профилактический ремонт пяти дизель-генераторов. Машинисты рыбомучных уста новок Иван Кисель, Юрий Дмит риев выработали в этом году столько рыбной муки, сколько еще никогда не вырабатывалось ни на одном БМРТ нашего флота. Нам, работникам машинной команды, это особенно приятно, так как ра бота Киселя и Дмитриева во мно гом зависела от нас. Мы обеспе чивали их установки электро энергией, паром. Четвертый механик Арсений Фофанов сделал все для того, что бы всегда была в рабочем состоя нии траловая лебедка. На «Добролюбове» проходили практику курсанты среднего мо реходного училища. У нас рабо тали мотористы Виктор Яковлев, Василий Меркулов. Мы по-братски приняли их в свою семыо. Каж дый старался помочь ребятам луч ше овладеть техникой, на практи ке закрепить свои теоретические знания. Они довольны работой на нашем судне, считают, что потру дились хорошо, узнали много но вого, интересного. Отличились в рейсе наши хо лодильщики, которыми руководит молодой коммунист Алексей Ко лесов. Компрессоры и другие ме ханизмы, как и вся техника на корабле, работали без простоев. Наше судно становится в ре монт. Нам очень хочется, чтобы в новый рейс ушел весь основной состав машинной команды. Мы привыкли друг к другу, готовы с прежним упорством и прилежно стью выполнять все задачи, кото рые будут поставлены перед эки пажем «Добролюбова». Е. ТЕРСИНСКИ Х , второй механик, В. ОАССАМЫ- КИН , третий механик. когда наш экипаж вплотную по дошел к лидерам промысла и со ревнования «стотысячников», чилось непредвиденное. Наши перинки» вылавливали тонн рыбы, мы — меньше. А причина заключалась том. что начали плохо ваера: правый скручивался, а ле вый вытягивался. Разница не ваеров доходила до метров. О каком уж улове могла идти речь! Наш капитан Прокопьевич. Решетов ветовал выпустить,ваера за в свободном состоянии без чтобы убрать внутреннее жение тросов, добиться их перво начального положения, раз через два-три дня, выпустив с обоих барабанов ваера за борт, мы начинали их сматывать при фор сированном ходе корабля. Так и вышли из этого трудного положе ния. Ваера стали работать нор мально. Вскоре — вторая неудача: ото рвали левую доску. Из трех это была последняя левая доска. Как назло, задевы происходили левой доской. На первых порах переделали правую доску на ле вую, но уловы значительно упа ли. Правда, мы выполняли суточ ные задания, но для того, чтобы выполнить обязательство, этого было мало. Нам помогли моряки архангельского БМРТ «Монго лия», которые поделились с нами новыми досками. Я хочу рассказать о работе с короткими оттяжками с глаголь- гаком на конце. При приме нении на эту операцию от тяжек, которыми мы обязаны пользоваться, затрачивается 15— 18 минут. Применив короткие от тяжки, мы затрачивали 5— 8 ми нут. Конечно, мы строго соблюдали правила техники безопасности. Трехметровые короткие оттяжки изготовляли из троса диаметром 22 миллиметра. Глаголь-гаки усиливали, наваривая на них до полнительно крепления.- Всем промысловикам известно, сколько беспокойства и хлопот доставляет подъем больших уло вов. Обычно здесь используются геркулесовые стропы, которыми два-три раза обвязывают мешок. На это уходит много времени. А если приходится работать в све жую погоду, то нужно бывает принимать и другие меры предо сторожности. У себя мы делаем так: берем двойной ваерный трос, на одном конце ставим скобу, на другом кольцо якорной цепи. У нас по лучается полутораметровый строп и теперь удобнее поднимать ме шок вытяжным концом. На эту операцию уходят буквально счи танные секунды. Трудно сказать, какой экономический эффект дало нам применение этой новинки. Но то, что в успехе, которого до бился наш . экипаж, немаловаж ную роль сыграли эти крупицы нового — бесспорно. Пусть то, что мы делали, незна чительно. Пусть напряжение, упорство, волнение, да, именно волнение, которым заражался каждый из нас, ожидая подъема трала, пусть все это нельзя впи сать в графу экономического ана лиза. Но мы сделали все возмож ное, чтобы вернуться к причалам родного порта с победой. В. М А РЦ И Н К Е ВИ Ч , стар ший мастер по добыче рыбы. a □ a a a a a a a a a и a a a a □ □ □ a a a 8 a □ a a □ a о a a о D о о a I ' a a о DDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDTS по обработке рыбы И. Т Е Р Е Н Т Ь Е В >рист А. А. СУСЛОВ Матрос А, И. ЧУ БА РЬ Рефрижераторный механик А. И. КОЛЕСОВ . JboCDOClODDbDDCibDD^DCODDDOIjDC.Ctr^C'DLDLiDDCT'DC.rDDbE'DlirfbbDrDrC'DDC'rDC&DCrDDCrDDDDDDDrDarLErtrDDDCDCO^^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz