Рыбный Мурман. 1965 г. Октябрь.

в дли- довяти здесь жопин иосо- I борт трала, Несколько Мастер досок nOOOnMOODtmOaDOnOllfflOtranOOnOnnonDDOODOOODDDOODOTCimTODOnOOnnDODOOOnOOOnDtnCnDOOOODOOOntrotmOOObnDnDDnOMOOODOOOeDbOOODOOTOOTnDtWncraOODDOT ТАК КОВАЛАСЬ ПОБЕД ис получил пи одной рекламации. С сноси практической работе Машинист рыбомучной установки И. М. КИ С ЕЛ Ь Машинист рыбомучной установки Ю. Н. ДМ И Т РИ ЕВ Старшина смены В. Г. БАННЫЙ о т р е д а к ц и и . Редакция бассейновой газеты «Рыбный Мурман» благодарит на­ чальника радиостанции Б М Р Т « Добролюбов » той . Петряшова, работников ридиоцетри тралово­ го флота тт. Жиряко, Жорину, Корнева, Дюбаря на оперативную и высококвалифицированные пере­ дачу и прцем материал),в для это­ го номера. Легко положить на бухгалтерских счетах цифру сто тысяч. В тысячу рад тяжелее до­ быть такое количество рыбы ил оке­ анских глубин, переработать ее в готовую продукцию и еще труднее взвесить на весах или подсчитать на арифмометре затраты мораль­ ных и духовных сил экипажа, ор­ ганизаторскую и политическую ра­ боту, проведенную коммунистами корабля. Я не буду вдаваться в историю, как возникла идея выступить ини­ циатором соревнования среди экипажей БМРТ за вылов в за­ вершающем году семилетки ста тысяч центнеров рыбы в сырце на корабль. Она общеизвестна и принадлежит нашему капитану коммунисту II. II. Решетову. Но ведь самая хорошая идея, если для ее осуществления нет мате­ риальной базы, нет хорошо подготовленных кадров, может повиснуть в воздухе. Прокопий Прокопьевич не толь­ ко высказал идею, но и расчета­ ми доказал, что возможность вы­ лова ста тысяч центнеров рыбы за год можно превратить в дей­ ствительность. Для этого необхо­ димо полнее использовать резервы промысла, мощность рыбомучных установок, объявить войну поте­ рям. Коммунисты «Добролюбова» первыми поддержали своего капи­ тана. За ними идеей борьбы за сто тысяч воодушевился весь эки­ паж. Когда мы брали это обяза­ тельство, то рассчитывали на год работы. Жизнь внесла свои по-, правки. Оказалось, корабль дол­ жен пройти плановый ремонт и докование. На это нужно два ме­ сяца. А как же обязательство? Ведь оно может быть не выпол­ нено? Этого коммунисты корабля допустить не могли. Нужно было искать выход из создавшегося по­ ложения. И его нашел капитан. Он подсчитал, что, если экипаж будет ежесуточно изготовлять по 26 тонн готовой продукции, по три тонны муки, обязательство может быть выполнено к 10 октября. Для этого придется отказаться от стоянки в порту, пробыть в море более 100 суток. Согласится ли экипаж? Ведь моряки и без того слишком редко бывают на берегу, ненадолго встречаются с родными, любимыми, близкими сердцу людьми. Коммунисты договорились так: этот вопрос вначале следует обсу­ дить на закрытом партийном соб­ рании, прийти к единому реше­ нию, а уж после созвать собрание всего экипажа. Так и сделали. Обсудив воз­ можности досрочного выполне­ ния обязательства, коммунисты все как один правильно решили, что у экипажа нет морального права вернуться в порт, не сдер­ жав своего слова. Общее на сей счет мнение хорошо выразил член КПСС токарь тов. Горин. Он сказал: — Нам будет стыдно смотреть людям в глаза, если окажемся болтунами, не выловим ста тысяч центнеров рыбы. Каждому из нас надо провести такую разъясни­ тельную работу среди моряков, чтобы сохранить весь экипаж до конца продленного рейса. И когда мы вынесли этот во­ прос на общее собрание моряков, к нашей радости, решение было единодушным: выловить сто ты­ сяч центнеров рыбы досрочно на два месяца и двадцать дней. Так в апреле начался но- ВСЕГДА ВПЕРЕДИ вый этап с о р е в н о в а н и я . Судовые агитаторы коммунисты старпом тов. Мациевский, второй механик тов. Терсинских, мастер тов. Терентьев, токарь тов. Го­ ном примере в поведении каждого коммуниста. Партийная организа­ ция корабля почти на каждом собрании напоминала коммуни­ стам: помните, на вас равняются рин, матросы тт. Касьннсико, Кук- беспартийные моряки, с вас они бе- лин, Чебыкин, Тихонов, комсомо­ лец четвертый механик тов. Фо­ фанов, технолог тов. Дмитриев начали широкую агитацию среди экипажа за выявление внутрен­ них резервов по увеличению до­ бычи рыбы, выпуска готовой про­ дукции, за улучшение качества, аа экономию в большом и малом. А. К. КО КШ А РО В Приведу лишь несколько при­ меров действенности нашей аги­ тации. Коммунист Прокопий Ива­ нович Терентьев прямо на рабочем месте беседовал с людьми своей смены о том, как надо беречь народное добро. Он тут .же пока­ зывал, как можно сберечь порван­ ный картонный ящик. Терентьев брал упаковочную ленту и бук­ вально в течение 2— 3 минут при­ водил его в порядок. — Видите, — говорил Те­ рентьев рыбообработчикам, — ра­ боты на грош, а выгода 51) копеек. А сколько таких ящиков у нас расходуется не но назначению — нолторы-две тысячи штук за рейс... Подобного рода агитация осо­ бенно действенна потому, что агитатор не только словом, а де­ лом убеждает людей, учит их бережливости. И не случайно только за этот рейс экономия но таре составила 1200 рублей. Матросы-дdбытчики коммупи- сты тт. Тихонов, Куклин, Чебы- кин, каждый на своей вахте, мно­ гое сделали для того, чтобы каж­ дая рыбина была пущена в дело. А когда случалось, что уловы па­ дали, они вместе с другими мат­ росами буквально поштучно соби­ рали объячоившуюся в трале ры­ бу. Результат говорит сам за се­ бя. Наши машинисты в этом году выработали более 800 тонн муки. И этих тоннах есть центнеры, ко­ торые выработаны из рыбы, сбе­ реженной матросами. Столь же действенными были беседы агитатора тов. Дмитриева. Он очень часто и со знанием де­ ла беседовал с рыбообработчиками но вопросам качества продукции: как, за счет чего его можно по­ высить. По инициативе агитатора в трюмах были установлены элект­ ровентиляторы, а потому продук­ ция лучше сохранялась. В итоге, сдав на плавбазу более 4 тысяч тонн готовой продукции, экипаж «Серафимовича» и «Добролюбова». Стоило нам отстать в вылове хо- мы проявляли особую заботу олич- тя бы на несколько тонн, настрое­ ние моряков ухуд­ шалось. Но пра­ вильно говорят: «нет худа без доб­ ра». Временное поражение в соревновании как бы удваивало силы людей. На следу­ ющий день каждый старался ра­ ботать лучше, чем вчера. Особенно ощутимо было влия­ ние на моряков коммуниста капи­ тана П. II. Решетова. Он всегда был для них не только требова­ тельным командиром, но и дру­ гом и советчиком, В любое время суток Решетова можно, было ви­ деть на рыбной фабрике, в поме­ щении рыбомучной установки, на кормовой палубе, на мостике, бе­ седующим с людьми на злобо­ дневные темы. Он вселял в моряков уверен­ ность в победе, делился с ними житейским опытом, советовался, подсказывал, как лучше преодо­ левать трудности и неудачи. Энергичный, беспокойный, капи­ тан никогда не искал легкой жиз­ ни, работал, не зная устали, по­ рой засыпал тревожным сном в кресле. Шутка ли сказать, за шесть месяцев пребывания не­ посредственно на промысле Про­ копий Прокопьевич не пропустил ни одного подъема трала. Он был на кормово-м мостике далее тогда, когда чувствовал недомога­ ние и должен был находиться в постели. Партийная организация кораб­ ля, ее коммунисты сделали все для того, чтобы экипаж осилил намеченный рубеж. Мы очень счастливы тем, что слово, которое дали Родине, выполнено. Экипаж вместо ста тысяч по обязатель­ ству выловил сто десять тысяч центнеров рыбы. И не за год, а за 2J7 промысловых суток. Намного перевыполнено задание по выра­ ботке готовой продукции, рыбной муки,-жива. А КО КШ А РО В , секретарь партийной организации. рут пример, у вас учатся, как надо бороться за выполнение обязательства. Мало только при­ зывать людей хорошо трудиться, беречь народную копейку и вы­ пускать продукцию только хоро­ шего и отличного качества. Надо самим работать, не жалея сил, быть рачительными хозяевами корабля, достойно вести себя в быгу. И коммунисты СВЯТО В Ы ­ ПОЛНЯЛИ свою авангардную роль. В прошлом рейсе мы приняли в партию рефрижераторного меха­ ника Алексея Колесова. Он оправ­ дал доверие коммунистов корабля. Это один из лучших специалистов. До прихода к нам Колесова боль­ ше 40— 45 тонн рыбы в сутки мы не замораживали. Сейчас мы до­ вели заморозку рыбной продукции до 60— 64 тонны. За весь семи­ месячный рейс не было ни одного случая, чтобы техника, которой заведует, которую ремонтируют Колесов и его помойники, подве­ ла. Большим уважением среди мо­ ряков пользуется старший мас­ тер по добыче рыбы Виктор Мар- циикевич. Он ударник коммуни­ стического труда. Его лучшие по­ мощники матросы коммунисты Николай Тихонов,# Григорий Че- быкин, Алексей Куклин. Благодаря личному примеру коммуниста Александра Мациев- ского в горячую нору хорошего промысла, когда рыбы было, как говорят, навалом, нам удалось произвести ошкобку и покраску надводных бортов корабля. В свободное от вахт время, от­ казывая себе в законном отдыхе, Александр Афанасьевич лично за­ нимался покрасочными работами. В общей сложности он провел в люльке за бортом около двухсот часов. Глядя на старпома, в по­ краске судна приняли участие все остальные помощники капитана, старший механик, технолог, ра­ дист. Все они выполняли матрос­ скую работу, чтобы тем самым внести свой вклад в общее дело победы в борьбе за вылов ста ты­ сяч центнеров рыбы. Эти работы мы не могли отло­ жить, поскольку экипаж был уча­ стником флотского технического смотра. А представьте себе, что мы их выполняли бы только си­ лами матросов. Это значит, мини­ мум в течение десяти суток ко­ рабль должен был лежать в дрейфе, что привело бы к потере около четырех тысяч центнеров рыбы. Для того, чтобы экипаж все время был в курсе хода соревно­ вания экипажей-«стотысячни- ков», знал, как идут дела у со­ перников, партийная организация корабля широко использовала на­ глядную агитацию. Выпускались стенная и радиогазеты, велись графики соревнования вахт, еже­ суточного вылова экипажами флота и отдельно — «стотысяч- ииками». Когда в ходе соревно­ вания определились первые три лидера и борьба за первенство приняла наиболее острый харак­ тер, мы в отдельном графике каждую пятидневку показывали итоги работы экипажей «Гоголя», МЫ СДЕЛАЛИ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ Работа мастеров но добыче ры­ бы регламенти]н)вана многими на­ ставлениями и инструкциями. Но, несмотря на общие требования, у каждого из нас есть свой почерк, свой стиль работы. Вот о стиле работы палубной команды на нашем траулере мне хотелось бы и рассказать. Как-то в середине рейса к нам пересел старший мастер но добыче с архангельского БМРТ «Монго­ лия». Пробыл он у мае недолго, а когда возвращался на свой ко­ рабль, сказал: — Знаешь, Феликсович, наши матросы, по сравнению с вашими, ходят пешком. Этим он хотел сказать, что его поразил теми, ритм, слаженность, с какой работает палубная коман­ да «Добролюбова». И он прав. Многие капитаны, мастера по до­ быче могут позавидовать той бы­ строте и сноровке, с которой мат­ росы-добытчики выполняют де­ сятки операций по подъему-спус­ ку трала, выливдо улова, но всем подготовительным работам. Судите сами, подъем и спуск трала у нас занимает 25— 30 минут вместо 42 но нормативу. Добытчиком хочет быть каж­ дый. Но выходу в рейс прежде всего я подбираю людей для ра­ боты на палубе. Добытчик должен быть сильным, подвижным, сме­ лым, и вот этим качествам я осо­ бо уделяю внимание, когда зна­ комлюсь с матросом. После отбо­ ра людей распределяем по вахтам. Мы стараемся, чтобы на каждой вахте матросы были распределены равномерно по опыту, силе, воз­ можностям. Как правило, в нача­ ле рейса две-три недели подряд я выхожу к каждому тралу, вклю­ чая и ночные вахты. Какая необ­ ходимость в этом? На вахте есть новички. Если с самого начала не закрепить на практике их знания, не втянуть их в ритм, темп работы, суще­ ствующей у нас на судне, потом всегда труднее нонраиить людей. А каждый подъем трала — это наглядная учеба. В это время очень часто приходится самому не раз и не два приниматься то за доску, которую нужно быстро взять на цепку, id закинуть ка­ бель на ролик, то «стоять» на вытяжных концах и показывать, показывать, показывать... Все это и еще очень многое составляет содержание цифр 25— 30 минут вместо 42 по нормативу. Я не знаю точно, какая у нас сейчас экономия но орудиям ло­ ва. Она будет подсчитана плаио- В. Ф. М А РЦ И Н К Е ВИ Ч вым отделом. А то, что она у нас есть, об этом можно сказать твердо. В этом рейсе мы вылови­ ли 74 тысячи центнеров рыбы че­ тырьмя тралами. Обычно, если траления про­ ходят удачно: без задевов, без протираний мешка, мы работаем одним тралом три-четыре дня — не больше. Если даже нет явных признаков уменьшения уловов, все равно переходим на работу другим тралом. Почему? Да пото­ му, что за три-четыре дня рабо­ тающие орудия лова несколько деформировались, стянулась по­ садка сетного полотна, сместились гужи, подтерлись привязки поса­ дочного троса и цепок м т. и. А это через некоторое время может серьезно повлиять на улови- стость. Поэтому лучше вовремя сделать незначительный ремонт. Кстати, о ремонте. В концс- концов при такой интенсивной ра­ боте, которая была у нас в этом рейсе, орудия лова выходят из строя. Конечно, трал можно заме­ нить новым. Но неразумно, нера­ ционально, когда вместе с вы­ шедшими из строя пожилинами, топенантами и другой геркулесо­ вой оснасткой трала будет отправ­ лено в утиль хорошее капроновое сетное полотно. Ведь оно креп­ кое, его можно использовать еще один срок. В таких случаях мы заменяем только оснастку трала и продолжаем им работать. Еще один факт. Но приходу в порт старшие мастера но добыче рыбы списывают ваера, которые уже нельзя использовать при тра­ лениях. А через некоторое время они возвращаются на корабли только уже в виде грунтропов, переходных концов и трехметро­ вых лапок. Все это, снаряжение стоит деньги немалые. К примеру, грунтроп 15-метровый — шесть рублей, переходный конец —• пять рублей. А на рейс их нужно десятка три-четыре. Вот все это снаряжение мы де­ лаем сами на корабле из тех же списанных ваеров. Грунтропы, переходные концы, лапки трех­ метровые делаем на переходах. Работа, хотя и трудоемкая, но есть смысл ею заниматься... Не все у нас было глад­ ко в работе, не все легко дава­ лось. Однажды, это было в мае, в. н .' басса 'Л ыкин Когда наш экипаж в силу необ­ ходимости должен был пересмот­ реть сроки выполнения своего обязательства в сторону их сок­ ращения, каждый Добролюбовец ясно представлял себе дополни­ тельные трудности. Вместо двух рейсов предстояло сделать один продленный. Отсюда длительный отрыв от родных, совсем иные физическая и моральная нагрузки. Для нас, членов машинной коман­ ды, предстоял тяжелый экзамен- чистка главного двигателя не У стенки причала, а в открытом океане. Трудностей сразу возник­ ло много, но они не испугали нас. Мы верили в людей, в свои силы, знали, что успех экипажа во многом будет зависеть от машин­ ной команды, от того, как мы умеем обеспечить бесперебойную работу всех судовых механизмов и систем. Сегодня мы горды тем, что не подвели экипаж, внесли в общую победу свой посильный вклад. Теперь, когда все трудности ос­ тались позади, даже не верится, что мы смогли собственными си­ лами справиться с таким объе­ мом -ремонтных работ. При этом надо учитывать, что в июне в коллектив машинной команды вли­ лись новые люди — мотористы- курсанты высшей мореходки Ана­ толий Бачище и Александр Мас­ люков. Они оказались славными ребятами, быстро освоились с техникой, а также быстро сдру­ жились с товарищами но работе. Вместе со всеми Анатолий и Алек­ сандр принимали участие в чи­ стке главного двигателя во время стоянки корабля у плавбаз. Энер­ гичность, трудолюбие,. прилеж­ ность в работем показали наши «старые» мотористы Александр Суслов, Владимир Купцов. Есть среди нас еще один инте­ ресный человек с необычной био­ графией — эго моторист Ярослав Литвин. Работал человек судовым фельдшером, пользовался автори­ тетом у моряков и вдруг решил, что не ту профессию выбрал. Его тянуло к технике, и Литвин пере­ квалифицировался в мотористы, стал курсантом-заочником Мур­ манского мореходного училища. Ярослав будет судовым механи­ ком. Такова его мечта, и мы ве­ рим, что он ее осуществит. Наш экипаж оказал Ярославу Литвину большое доверие — он избран председателем судового комитета профсоюза. Особенно много в рейсе приш­ лось потрудиться третьей вахте. Специалисты этой вахты помимо участия в чистке главного двига­ теля, не нарушая ритма работы рыбной Фабрики, произвели про­ филактический ремонт вспомога­ тельных механизмов. Здесь снова отличились наши маяки Суслов, Литвин, курсант Бачище. В этом же рейсе мы выполнили профилактический ремонт пяти дизель-генераторов. Машинисты рыбомучных уста­ новок Иван Кисель, Юрий Дмит­ риев выработали в этом году столько рыбной муки, сколько еще никогда не вырабатывалось ни на одном БМРТ нашего флота. Нам, работникам машинной команды, это особенно приятно, так как ра­ бота Киселя и Дмитриева во мно­ гом зависела от нас. Мы обеспе­ чивали их установки электро­ энергией, паром. Четвертый механик Арсений Фофанов сделал все для того, что­ бы всегда была в рабочем состоя­ нии траловая лебедка. На «Добролюбове» проходили практику курсанты среднего мо­ реходного училища. У нас рабо­ тали мотористы Виктор Яковлев, Василий Меркулов. Мы по-братски приняли их в свою семыо. Каж­ дый старался помочь ребятам луч­ ше овладеть техникой, на практи­ ке закрепить свои теоретические знания. Они довольны работой на нашем судне, считают, что потру­ дились хорошо, узнали много но­ вого, интересного. Отличились в рейсе наши хо­ лодильщики, которыми руководит молодой коммунист Алексей Ко­ лесов. Компрессоры и другие ме­ ханизмы, как и вся техника на корабле, работали без простоев. Наше судно становится в ре­ монт. Нам очень хочется, чтобы в новый рейс ушел весь основной состав машинной команды. Мы привыкли друг к другу, готовы с прежним упорством и прилежно­ стью выполнять все задачи, кото­ рые будут поставлены перед эки­ пажем «Добролюбова». Е. ТЕРСИНСКИ Х , второй механик, В. ОАССАМЫ- КИН , третий механик. когда наш экипаж вплотную по дошел к лидерам промысла и со ревнования «стотысячников», чилось непредвиденное. Наши перинки» вылавливали тонн рыбы, мы — меньше. А причина заключалась том. что начали плохо ваера: правый скручивался, а ле­ вый вытягивался. Разница не ваеров доходила до метров. О каком уж улове могла идти речь! Наш капитан Прокопьевич. Решетов ветовал выпустить,ваера за в свободном состоянии без чтобы убрать внутреннее жение тросов, добиться их перво­ начального положения, раз через два-три дня, выпустив с обоих барабанов ваера за борт, мы начинали их сматывать при фор­ сированном ходе корабля. Так и вышли из этого трудного положе­ ния. Ваера стали работать нор­ мально. Вскоре — вторая неудача: ото­ рвали левую доску. Из трех это была последняя левая доска. Как назло, задевы происходили левой доской. На первых порах переделали правую доску на ле­ вую, но уловы значительно упа­ ли. Правда, мы выполняли суточ­ ные задания, но для того, чтобы выполнить обязательство, этого было мало. Нам помогли моряки архангельского БМРТ «Монго­ лия», которые поделились с нами новыми досками. Я хочу рассказать о работе с короткими оттяжками с глаголь- гаком на конце. При приме­ нении на эту операцию от­ тяжек, которыми мы обязаны пользоваться, затрачивается 15— 18 минут. Применив короткие от­ тяжки, мы затрачивали 5— 8 ми­ нут. Конечно, мы строго соблюдали правила техники безопасности. Трехметровые короткие оттяжки изготовляли из троса диаметром 22 миллиметра. Глаголь-гаки усиливали, наваривая на них до­ полнительно крепления.- Всем промысловикам известно, сколько беспокойства и хлопот доставляет подъем больших уло­ вов. Обычно здесь используются геркулесовые стропы, которыми два-три раза обвязывают мешок. На это уходит много времени. А если приходится работать в све­ жую погоду, то нужно бывает принимать и другие меры предо­ сторожности. У себя мы делаем так: берем двойной ваерный трос, на одном конце ставим скобу, на другом кольцо якорной цепи. У нас по­ лучается полутораметровый строп и теперь удобнее поднимать ме­ шок вытяжным концом. На эту операцию уходят буквально счи­ танные секунды. Трудно сказать, какой экономический эффект дало нам применение этой новинки. Но то, что в успехе, которого до­ бился наш . экипаж, немаловаж­ ную роль сыграли эти крупицы нового — бесспорно. Пусть то, что мы делали, незна­ чительно. Пусть напряжение, упорство, волнение, да, именно волнение, которым заражался каждый из нас, ожидая подъема трала, пусть все это нельзя впи­ сать в графу экономического ана­ лиза. Но мы сделали все возмож­ ное, чтобы вернуться к причалам родного порта с победой. В. М А РЦ И Н К Е ВИ Ч , стар­ ший мастер по добыче рыбы. a □ a a a a a a a a a и a a a a □ □ □ a a a 8 a □ a a □ a о a a о D о о a I ' a a о DDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDTS по обработке рыбы И. Т Е Р Е Н Т Ь Е В >рист А. А. СУСЛОВ Матрос А, И. ЧУ БА РЬ Рефрижераторный механик А. И. КОЛЕСОВ . JboCDOClODDbDDCibDD^DCODDDOIjDC.Ctr^C'DLDLiDDCT'DC.rDDbE'DlirfbbDrDrC'DDC'rDC&DCrDDCrDDDDDDDrDarLErtrDDDCDCO^^

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz