Рыбный Мурман. 1965 г. Октябрь.

- * Каждый год моряки сельдяного флота настойчиво и пла­ номерно ведут освоение активных методов промысла. Один из них — кошельковый. В нынешнем году в соответствии с решением госкомитета по рыбному хозяйству управлением «Мурмаисельдь» был ор­ ганизован экспериментальный рейс с целью освоения кошель­ кового промысла. Для этого были выделены три специально оборудованные судка: СРТ-712, PC №№ 5282, 5300. На бодтеч- нон палубе правого борта СРТ-712 смонтировали стационар­ ную кошельковую площадку, установили гидролокатор «Пал- тус-М» в шахте демонтированного гидролокатора ХАГ-400. На РС-5282 установили опытный образец гидролокатора, кормо­ вую поворотную площадку заменили стационарной. Такая же площадка была установлена и на РС-5300. Силами Тюва-губской базы для этих судов были выполне­ ны два капроновых кошельковых невода размером 650x130 метров. Для РС-5300 сделали невод 440x130 метро» из дели, бывшей в употреблении. Кошельковые неводы в соответствии с проектом были вооружены свинцовыми грузиками и разъем­ ными бронзовыми кольцами. РС-5300 поисковых приборов не имел, а поэтому работал как вспомогательный. Экипажи были укомплектованы людьми, знакомыми в не­ которой степени с кошельковым промыслом. Группа вышла в рейс 12 июня. Районы промысла До 1965 года, согласно реко­ мендаций ПИНРО и опыта работы Экипажей кошельковым неводом в ирошлые годы, установилось еди- мое мнение, что исландские и нор- «сжс-кие рыбаки ведут промысел жирной сельди кошельковым спо­ собом в летний период года (иш ь, июль, август, сентябрь) и только в прибрежной зоне острова Исландия. Б отдельные годы ко­ шельковый лов сельди ведется исландцами в 12-мильной зоне. Практика освоения кошелько­ вого лоза нашими экипажами убедила нас в правильности этих выводов. Но опыт работы нынеш- мего года показал, что крупная летняя сельдь может откармли­ ваться и в других районах в за­ висимости от распределения кор- ■овой базы и гидрологического режима моря. ‘ Необычное расположение кон­ центраций, удобных для кошель­ кового лова, было в этом году. Уже в последних числах мая на­ чали образовываться более плот­ ные концентрации стойкого ха­ рактера. Они облавливались ис­ ландскими и норвежскими рыба­ ками в более северных районах, чем*в прошлые годы. И совершен­ ие отсутствовали такие косяки в конце июня—июля в юго-восточ- ®ых районах, где в прежние годы в этот период велся интенсивный кошельковый промысел. В связи с такой сложной про­ мысловой обстановкой экипажи вашей группы развернули уси­ ленный поиск сельди и занялись вплотную отработкой процессов заметов по новой схеме с помощью имеющихся рыбопоисковых при­ боров. Таких тренировочных эаметов в течение месяца было сделано около тридцати. Во второй половине июля не­ значительные концентрации сель­ ди были обнаружены в районе 86-2б-2а, где экипаж СРТ-712 за один замет выловил около 20 тонн крупной сельди. Но вскоре эти концентрации исчезли. Создавшаяся обстановка выну­ дила экипажи перейти в район ра­ боты дрифтерного флота, тем бо­ лее, что от наших судов стали по­ ступать сведения о наличии стой­ ких концентраций сельди. Пер­ вый замет в группе судов дриф­ терного лова был сделан экипа­ жем СРТ-712 в районе 67-68-ф 30 июля. Улов составил 15 цент­ неров сельди. А вскоре в этим же районе за один замет выловили более 50 тонн сельди. 35 тонн поднял на борт экипаж РС-5282. Следует отметить, что дрифтер­ ные суда на этих косяках успеха не имели. Сельдь в дневное вре­ мя стайками распределялась на глубинах 250— 300 метров, а в вечернее время поднималась в по­ верхностные слои — 20— 50 мет­ ров, что позволяло легко облав­ ливать ее кошельковым неводом. Передвигаясь вместе с группой дрифтерного лова но 50—53— 47 рядам с литерами — 0-П до плю­ совых рядов +0+П +М+Н, 20— 21 августа набрали второй груз. Улов 20 августа составил за один замет 80 тонн. Впервые в этом районе встретили группу норвежских кошельковистов. 29 августа одновременным заме­ том с трех судов нашей группы набрали третий груз. При этом в невод СРТ-712 попало более 100 тонн сельди, но из-за длительной обработки улова невод был порван, и часть рыбы ушла. Перемещение промысла в севе­ ро-восточные районы, затем в юго-западный к острову Янмайен не принесли нашим кошелькови- стам более-менее значительного успеха, хотя отдельные зачеты приносили уловы до 40 тонн. Таким образом, по . периодам лова наиболее производительными оказывается авгует и район 37— 38— 51 рядов с литерами +0+П +Р+С+Н+М и т. д. На темпе­ ратурах 6,5—7,2 градуса. В этих районах дрифтерного лова сельдь образовывала большие глу- ♦игные стаи (с 17 по 21 час), ко­ торые поднимались в новерхност- вые слои. Техника лова Кормовая схема замета, выпол­ ненная на СРТ-712, внолне соот­ ветствует своему назначению, обеспечивает безопасную выметку невода, но требует некоторого усо­ вершенствования. Все существую­ щие промысловые механизмы обе­ спечивают нормальный промысел в погоду до 5 баллов. При этом режим работы кошелькового нево­ да характеризуется следующими параметрами: продолжительность замета 5— 6 минут; скорость по­ гружения нижней подборы 11— 12 метров в минуту, а ка полную рабочую высоту — 130 метров невод садится за 12— 14 минут. Для полного погружения невода необходима выдержка пос­ ле замета 5—6 минут. Средняя продолжительность ко- шелькования при волнении 3—4 балла равна 11— 14 минутам; в более свежую погоду 18—24 ми­ нуты при выборке шнуров за оба конца. Процесс выборки силовым бло­ ком ПМВК-5 занимает 1,5—2,0 часа. При особо удачном замете весь процесс работы с начала за­ мета равен 2 часам. Кошельковый невод конструк­ тивно оформлен правильно. Имеет достаточную загрузку нижней под­ боры — 2,1— 3,5 килограмма на один погонный метр, верхняя под­ бора обеспечивает достаточную плавучесть. Однако, при больших уловах сливная пластина должна оснащаться дополнительным пла­ вом. Для работы в 5—6 баллов се следует выполнять из ниток 34/32 с ячеей 20 мм с укреп­ ленными узлами. Организация передачи-приема еельди Особенности кошелькового лова позволяют при удовлетворитель­ ной сырьевой базе и более или менее благоприятных метеорологи­ ческих условиях за один замет «брать» до нескольких десят­ ков тонн рыбы. Поэтому важное значение приобретает обработка улова и своевременность передачи его на специальные суда. Без пе­ редачи улова после каждого заме­ та эффективность кошелькового метода снижается, так как обра­ ботка рыбы непосредственно на траулере трудоемка, требует боль­ ших затрат времени. В штормовую погоду часть улова может терять­ ся. Так, в этом рейсе при вылове 60 тонн сельди за один замет на выборку невода было затрачено 2,5 часа, а обработка такого уло­ ва в условиях усиливающегося штормового ветра потребовала 21 час. Причем, часть улова была потеряна. Не менее важно и такое обстоя­ тельство. В отличие от дрифтерно­ го лова при кошельковом лове \ сельдь на разделочный стол по­ падает живая. Она трепещется и плохо обваливается солью, при длительном нахождении улова за бортом образуется краслощечка, что также снижает сортность. Поэтому наиболее приемлемой будет приемка улова рефриже­ раторными.'-судами и плавбазами. На борту же промыслового судна обработку следует свести до мини­ мального количества. Что следует помнить Кошельковый промысел еще раз наглядно подтвердил свою эффек­ тивность. В будущем он должен занять первостепенное значение. Наиболее выгодный тип судов на кошельковом промысле СРГ-Р. СРТ 300/400 л. с., имеющих большую автономность плаванк* и грузоподъемность. Эти суда но» пременно должны быть оборудовав ны гидроакустической аппарату­ рой для поиска сельди в верти­ кальном и горизонтальном на­ правлениях. Для обеспечения работы ко­ шельковым неводом при волне­ нии до 6— 7 баллов следует уве­ личить тяговое усилие лебедки до 7— 8 тонн. Невода для СРТ-Р и СРТ должны быть размером не менее 650x700x130 метров, усиленные по прочности за счет улучшения качества капрона и толщины нити сливной часта невода, испыты­ ваемой перегрузки при больших уловах и в штормовую погоду. Неводы должны оснащаться свинцовыми грузиками, литым цельным плавом и латунными разъемными кольцами. Силовые блоки ПМВК-5 долж­ ны быть модернизированы: облег^ чен их вес, резиновые ребра за­ менены сплошной облицовкой ба­ рабанов. Блоку необходимо пре­ дать тормозное устройство для предупреждения произвольного обратного сбегания невода, осо­ бенно при работе в свежую погв- ду. Таковы краткие выводы. А. КЛИМОВ, начальник промыслового отдела управ­ ления «МурмансеЛьдь». Фото В. Зайцева, конструк­ тора «Гипрорыбфлота». Выливка улова. . .. На кошельковом промысле» ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ «ХОТЬ В ВАЗУ СТАВЬ» Управление по развитию и тех- кроме отмеченных в статье имеет вичесхой эксплуатации флота и и ЯРУ™6 недостатки. JIOOT6B госкомитета ...г nunmuiv 1ипрорыбфлоту дано указание п а по рыжому при доработке проекта учесть хезяиству СССР, рассмотрев кор- все замечания, высказанные в кор­ респонденцию «Хоть в вазу ставь», респондепции, а также замечания «публикованную 5 сентября в га- рыбохозяйственных организаций и гете «Рыбный Мурман», отмечает, управлений госкомитета. „ * Н. ЧУЛИН, заместитель ка- что проект «Унифицированная си- чаЛьника управления по стена наименований судов флота Одна из на- П а T 1 f i i O U L . l A ток ° АИИ г,гй’ болевших про- J , 1 D B С 1 J D l т0> применяя блем на флоте «матрасы»; ее . устранение просадки жа- креновой цистерны поролон вы- можно промывать в 20! ровых труб из-за попадания мае- ннмается и промывается за бор- суток один раз. Причем замечено, ла в котел. том. что цистерна остается чистой. Внутрикотловая обработка во_ Второй способ. Если нет под При этом способе фильтрации в ды ведется механиками в основ- рукой поролона, в сетку с мел- теплом ящике не видно масла, ном по инструкции. Но не менее кой ячеей набиваем стружку и Но и здесь, особенно в нервом важное значение имеет докотло- обкладываем ее люфой. Получив- каскаде, молено применять нодоб-^ вал обработка воды. шийся «матрас» прошиваем нит- ные маленькие «матрасы». Есть возможность задерживать ками или шпагатом, чтобы не Нагнетательные фильтры долж- масло в креновой цистерне, так выпадала стружка. «Матрас» при- ны Сшь в ра 5 оте ^а. Внутри как там вода находится в спо- вязываем к цистерне. ^ мешка, между решетками, надв коином состоянии. Будут в Лучший и более надежный положить плотный слой манила, рейсе, я обратил на это^внима- третий способ. Берется траловая Контролем попадания масла в ко-* ние и задался целью сделать так, сетка размером, как и прежняя, тед g служить нагнетатель- чтобы масло задерживалось в кре- т. е. 1,5 метра на 1 метр (это ные фильтры При вскрытии 'их ■ новой цистерне. площадь креновой цистерны). В __ попадает или нет маслб В период чистки креновой цис- каждую ячею ввязываем маниль- в ко.тел Если манила или мешо* терны рекомендую получаемый скис концы длиной 300 мм. По- g масле значит непорядок в тед^ поролон разрезать на мелкие час- лу чается тот же мятр'З.с, но .ящике или цистерне Применяя все эти способы ё длбиой промышленности СССР» развитию и технической экс­ плуатации флота и портов. ти с таким расчетом, чтобы соз- другой конструкции. Его таким дать как можно большую поверх- же образом закрепляем в цистер- ,.ЛЯВ71ИМИИ_ я пость для обволакивании его мае- не. Чтобы такой фильтр надеж- £ * о5нап * ’ и р(,КОмм 1 - лом и привязать на уровне воды, но держался на уровне воды, ' р* ' ' с _ Чтобы поролон не сорвало ео вре- нужно к нему привязать два кух- Т1П^ ППЕ „ „ >Д мя качки, его нужно поместить в тыля. сетку или траловую дель. Еслп по инструкции цистерна Во время очередной чистки должна промываться в десять су- иольской постройки. С. КАЛЮК, групповой ме­ ханик тралового флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz