Рыбный Мурман. 1965 г. Октябрь.
- * Каждый год моряки сельдяного флота настойчиво и пла номерно ведут освоение активных методов промысла. Один из них — кошельковый. В нынешнем году в соответствии с решением госкомитета по рыбному хозяйству управлением «Мурмаисельдь» был ор ганизован экспериментальный рейс с целью освоения кошель кового промысла. Для этого были выделены три специально оборудованные судка: СРТ-712, PC №№ 5282, 5300. На бодтеч- нон палубе правого борта СРТ-712 смонтировали стационар ную кошельковую площадку, установили гидролокатор «Пал- тус-М» в шахте демонтированного гидролокатора ХАГ-400. На РС-5282 установили опытный образец гидролокатора, кормо вую поворотную площадку заменили стационарной. Такая же площадка была установлена и на РС-5300. Силами Тюва-губской базы для этих судов были выполне ны два капроновых кошельковых невода размером 650x130 метров. Для РС-5300 сделали невод 440x130 метро» из дели, бывшей в употреблении. Кошельковые неводы в соответствии с проектом были вооружены свинцовыми грузиками и разъем ными бронзовыми кольцами. РС-5300 поисковых приборов не имел, а поэтому работал как вспомогательный. Экипажи были укомплектованы людьми, знакомыми в не которой степени с кошельковым промыслом. Группа вышла в рейс 12 июня. Районы промысла До 1965 года, согласно реко мендаций ПИНРО и опыта работы Экипажей кошельковым неводом в ирошлые годы, установилось еди- мое мнение, что исландские и нор- «сжс-кие рыбаки ведут промысел жирной сельди кошельковым спо собом в летний период года (иш ь, июль, август, сентябрь) и только в прибрежной зоне острова Исландия. Б отдельные годы ко шельковый лов сельди ведется исландцами в 12-мильной зоне. Практика освоения кошелько вого лоза нашими экипажами убедила нас в правильности этих выводов. Но опыт работы нынеш- мего года показал, что крупная летняя сельдь может откармли ваться и в других районах в за висимости от распределения кор- ■овой базы и гидрологического режима моря. ‘ Необычное расположение кон центраций, удобных для кошель кового лова, было в этом году. Уже в последних числах мая на чали образовываться более плот ные концентрации стойкого ха рактера. Они облавливались ис ландскими и норвежскими рыба ками в более северных районах, чем*в прошлые годы. И совершен ие отсутствовали такие косяки в конце июня—июля в юго-восточ- ®ых районах, где в прежние годы в этот период велся интенсивный кошельковый промысел. В связи с такой сложной про мысловой обстановкой экипажи вашей группы развернули уси ленный поиск сельди и занялись вплотную отработкой процессов заметов по новой схеме с помощью имеющихся рыбопоисковых при боров. Таких тренировочных эаметов в течение месяца было сделано около тридцати. Во второй половине июля не значительные концентрации сель ди были обнаружены в районе 86-2б-2а, где экипаж СРТ-712 за один замет выловил около 20 тонн крупной сельди. Но вскоре эти концентрации исчезли. Создавшаяся обстановка выну дила экипажи перейти в район ра боты дрифтерного флота, тем бо лее, что от наших судов стали по ступать сведения о наличии стой ких концентраций сельди. Пер вый замет в группе судов дриф терного лова был сделан экипа жем СРТ-712 в районе 67-68-ф 30 июля. Улов составил 15 цент неров сельди. А вскоре в этим же районе за один замет выловили более 50 тонн сельди. 35 тонн поднял на борт экипаж РС-5282. Следует отметить, что дрифтер ные суда на этих косяках успеха не имели. Сельдь в дневное вре мя стайками распределялась на глубинах 250— 300 метров, а в вечернее время поднималась в по верхностные слои — 20— 50 мет ров, что позволяло легко облав ливать ее кошельковым неводом. Передвигаясь вместе с группой дрифтерного лова но 50—53— 47 рядам с литерами — 0-П до плю совых рядов +0+П +М+Н, 20— 21 августа набрали второй груз. Улов 20 августа составил за один замет 80 тонн. Впервые в этом районе встретили группу норвежских кошельковистов. 29 августа одновременным заме том с трех судов нашей группы набрали третий груз. При этом в невод СРТ-712 попало более 100 тонн сельди, но из-за длительной обработки улова невод был порван, и часть рыбы ушла. Перемещение промысла в севе ро-восточные районы, затем в юго-западный к острову Янмайен не принесли нашим кошелькови- стам более-менее значительного успеха, хотя отдельные зачеты приносили уловы до 40 тонн. Таким образом, по . периодам лова наиболее производительными оказывается авгует и район 37— 38— 51 рядов с литерами +0+П +Р+С+Н+М и т. д. На темпе ратурах 6,5—7,2 градуса. В этих районах дрифтерного лова сельдь образовывала большие глу- ♦игные стаи (с 17 по 21 час), ко торые поднимались в новерхност- вые слои. Техника лова Кормовая схема замета, выпол ненная на СРТ-712, внолне соот ветствует своему назначению, обеспечивает безопасную выметку невода, но требует некоторого усо вершенствования. Все существую щие промысловые механизмы обе спечивают нормальный промысел в погоду до 5 баллов. При этом режим работы кошелькового нево да характеризуется следующими параметрами: продолжительность замета 5— 6 минут; скорость по гружения нижней подборы 11— 12 метров в минуту, а ка полную рабочую высоту — 130 метров невод садится за 12— 14 минут. Для полного погружения невода необходима выдержка пос ле замета 5—6 минут. Средняя продолжительность ко- шелькования при волнении 3—4 балла равна 11— 14 минутам; в более свежую погоду 18—24 ми нуты при выборке шнуров за оба конца. Процесс выборки силовым бло ком ПМВК-5 занимает 1,5—2,0 часа. При особо удачном замете весь процесс работы с начала за мета равен 2 часам. Кошельковый невод конструк тивно оформлен правильно. Имеет достаточную загрузку нижней под боры — 2,1— 3,5 килограмма на один погонный метр, верхняя под бора обеспечивает достаточную плавучесть. Однако, при больших уловах сливная пластина должна оснащаться дополнительным пла вом. Для работы в 5—6 баллов се следует выполнять из ниток 34/32 с ячеей 20 мм с укреп ленными узлами. Организация передачи-приема еельди Особенности кошелькового лова позволяют при удовлетворитель ной сырьевой базе и более или менее благоприятных метеорологи ческих условиях за один замет «брать» до нескольких десят ков тонн рыбы. Поэтому важное значение приобретает обработка улова и своевременность передачи его на специальные суда. Без пе редачи улова после каждого заме та эффективность кошелькового метода снижается, так как обра ботка рыбы непосредственно на траулере трудоемка, требует боль ших затрат времени. В штормовую погоду часть улова может терять ся. Так, в этом рейсе при вылове 60 тонн сельди за один замет на выборку невода было затрачено 2,5 часа, а обработка такого уло ва в условиях усиливающегося штормового ветра потребовала 21 час. Причем, часть улова была потеряна. Не менее важно и такое обстоя тельство. В отличие от дрифтерно го лова при кошельковом лове \ сельдь на разделочный стол по падает живая. Она трепещется и плохо обваливается солью, при длительном нахождении улова за бортом образуется краслощечка, что также снижает сортность. Поэтому наиболее приемлемой будет приемка улова рефриже раторными.'-судами и плавбазами. На борту же промыслового судна обработку следует свести до мини мального количества. Что следует помнить Кошельковый промысел еще раз наглядно подтвердил свою эффек тивность. В будущем он должен занять первостепенное значение. Наиболее выгодный тип судов на кошельковом промысле СРГ-Р. СРТ 300/400 л. с., имеющих большую автономность плаванк* и грузоподъемность. Эти суда но» пременно должны быть оборудовав ны гидроакустической аппарату рой для поиска сельди в верти кальном и горизонтальном на правлениях. Для обеспечения работы ко шельковым неводом при волне нии до 6— 7 баллов следует уве личить тяговое усилие лебедки до 7— 8 тонн. Невода для СРТ-Р и СРТ должны быть размером не менее 650x700x130 метров, усиленные по прочности за счет улучшения качества капрона и толщины нити сливной часта невода, испыты ваемой перегрузки при больших уловах и в штормовую погоду. Неводы должны оснащаться свинцовыми грузиками, литым цельным плавом и латунными разъемными кольцами. Силовые блоки ПМВК-5 долж ны быть модернизированы: облег^ чен их вес, резиновые ребра за менены сплошной облицовкой ба рабанов. Блоку необходимо пре дать тормозное устройство для предупреждения произвольного обратного сбегания невода, осо бенно при работе в свежую погв- ду. Таковы краткие выводы. А. КЛИМОВ, начальник промыслового отдела управ ления «МурмансеЛьдь». Фото В. Зайцева, конструк тора «Гипрорыбфлота». Выливка улова. . .. На кошельковом промысле» ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ «ХОТЬ В ВАЗУ СТАВЬ» Управление по развитию и тех- кроме отмеченных в статье имеет вичесхой эксплуатации флота и и ЯРУ™6 недостатки. JIOOT6B госкомитета ...г nunmuiv 1ипрорыбфлоту дано указание п а по рыжому при доработке проекта учесть хезяиству СССР, рассмотрев кор- все замечания, высказанные в кор респонденцию «Хоть в вазу ставь», респондепции, а также замечания «публикованную 5 сентября в га- рыбохозяйственных организаций и гете «Рыбный Мурман», отмечает, управлений госкомитета. „ * Н. ЧУЛИН, заместитель ка- что проект «Унифицированная си- чаЛьника управления по стена наименований судов флота Одна из на- П а T 1 f i i O U L . l A ток ° АИИ г,гй’ болевших про- J , 1 D B С 1 J D l т0> применяя блем на флоте «матрасы»; ее . устранение просадки жа- креновой цистерны поролон вы- можно промывать в 20! ровых труб из-за попадания мае- ннмается и промывается за бор- суток один раз. Причем замечено, ла в котел. том. что цистерна остается чистой. Внутрикотловая обработка во_ Второй способ. Если нет под При этом способе фильтрации в ды ведется механиками в основ- рукой поролона, в сетку с мел- теплом ящике не видно масла, ном по инструкции. Но не менее кой ячеей набиваем стружку и Но и здесь, особенно в нервом важное значение имеет докотло- обкладываем ее люфой. Получив- каскаде, молено применять нодоб-^ вал обработка воды. шийся «матрас» прошиваем нит- ные маленькие «матрасы». Есть возможность задерживать ками или шпагатом, чтобы не Нагнетательные фильтры долж- масло в креновой цистерне, так выпадала стружка. «Матрас» при- ны Сшь в ра 5 оте ^а. Внутри как там вода находится в спо- вязываем к цистерне. ^ мешка, между решетками, надв коином состоянии. Будут в Лучший и более надежный положить плотный слой манила, рейсе, я обратил на это^внима- третий способ. Берется траловая Контролем попадания масла в ко-* ние и задался целью сделать так, сетка размером, как и прежняя, тед g служить нагнетатель- чтобы масло задерживалось в кре- т. е. 1,5 метра на 1 метр (это ные фильтры При вскрытии 'их ■ новой цистерне. площадь креновой цистерны). В __ попадает или нет маслб В период чистки креновой цис- каждую ячею ввязываем маниль- в ко.тел Если манила или мешо* терны рекомендую получаемый скис концы длиной 300 мм. По- g масле значит непорядок в тед^ поролон разрезать на мелкие час- лу чается тот же мятр'З.с, но .ящике или цистерне Применяя все эти способы ё длбиой промышленности СССР» развитию и технической экс плуатации флота и портов. ти с таким расчетом, чтобы соз- другой конструкции. Его таким дать как можно большую поверх- же образом закрепляем в цистер- ,.ЛЯВ71ИМИИ_ я пость для обволакивании его мае- не. Чтобы такой фильтр надеж- £ * о5нап * ’ и р(,КОмм 1 - лом и привязать на уровне воды, но держался на уровне воды, ' р* ' ' с _ Чтобы поролон не сорвало ео вре- нужно к нему привязать два кух- Т1П^ ППЕ „ „ >Д мя качки, его нужно поместить в тыля. сетку или траловую дель. Еслп по инструкции цистерна Во время очередной чистки должна промываться в десять су- иольской постройки. С. КАЛЮК, групповой ме ханик тралового флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz