Рыбный Мурман. 1965 г. Ноябрь.

/ РАБОТАСТРАЛОМВЗИМНИХУСЛОВИЯХ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ период, когда в море часто гу­ ляет штормовая волна, рабо­ та с т р а л о м т р е б у е т от судоводителей и мастеров по до­ быче максимума осторожности и внимания. От этого зависит бе­ зопасность матросов, сохранность Орудий лова. Многолетней -прак­ тикой в траловом флоте вырабо­ таны правила спуска и подъема трала при любой погоде. Эти пра­ вила подробно изложены во мно­ гих пособиях для судоводителей. Но, к сожалению, в них преду­ смотрены не все случаи, в кото­ рых приходится работать моря­ кам промысловых траулеров. В тихую погоду после отдачи ваеров со стопора мастер по до­ быче включает лебедку и подби­ рает носовой ваер с таким расче­ том, чтобы при дальнейшем выви- роваини ваеров — оба имели оди­ наковые натяжения. Здесь все иравнлыю и никаких добавлений л изменений в схеме работы с тралом, на мой взгляд, быть не может. Но, повторяю, при тихой ногоде. Другое дело во время шторма, когда на палубу заходят волны. Мастер по добыче подбирает но­ совой ваер, штурман, как правило, дает малый задний ход машине. По мере выборки ваеров судно становится кормой на волну. В этом положении меньше вероят­ ности захода волны на палубу, судно в меньшей мере испытывает бортовую качку, лебедка работает более равномерно, без рывков и, что самое главное, уменьшается опасность для моряков. Способ этот безусловно хорош. Но судо­ водители и мастера по добыче должны знать, что при дальней­ шем подъеме трала, продолжая работать малым задним ходом, трал подтягивается к борту в ос­ новном за носовой ваер. При большой волне этот способ отрицателен и в другом отноше­ нии. Когда судно выйдет кормой на волну, то волна заходит под кормовой подзор, с силой бьет в него, корпус испытывает громад­ ное напряжение, ослабляются уз­ лы крепления, не исключено пов­ реждение спасательных шлюпок. После выливки улова в рыбные ящики штурман обязательно бу­ дет разворачивать судно носом на ветер. При этом оно в какой-то момент станет лагом к волне, и возможен заход волны на палубу, что повлечет потерю улова. Многолетняя практика подска­ зывает, что даже при очень крупной волне трал можно под­ нимать без каких бы то ни было происшествий и повреждений ору­ дий лова. Для этого надо удер­ живать траулер носом на волну. Кто-нибудь может возразить, что в штормовую погоду вообще зап­ рещено работать с тралом. Это так, но бывает, что трал спускал­ ся при одной погоде, а поднимать его приходится при другой. Когда судно удерживается но­ сом на волну, корпус его не испы­ тывает сотрясений и напряжений, а ^ежет носом волну или свобод­ но откачивается. Исключается по­ теря улова, так как нет необхо­ димости совершать циркуляцию. После подъема трала можно на­ чинать штормоваться без поворо­ тов и разворотов судна. И это очень важно. В чем сущность подъема трала при большой волне? Здесь могут быть два варианта: судно идет с тралом лагом к волне, и трал на­ ходится с наветренного или под­ ветренного борта; судно идет с тралом по волнам или носом на волну. Подъем трала, когда судно идет лагом к волне, а ваера с подвет­ ренного борта, производится так­ же, как при ходе судна с тралом носом на волну. В этом случае мастер по добыче подбирает но­ совой ваер, затем вирает оба ва­ ера до момента отрыва трала от грунта. Зная глубину и количест­ во оставшихся за бортом ваеров, этот момент определить не труд­ но. Штурман дает машине перед­ ний ход, и судно совершает цир­ куляцию до положения крутой бейдевинд. Удерживая траулер в этом положении с помощью руля и машины, мастер по добыче вы­ равнивает марки обоих ваеров у подвесных роликов и продолжает подъем трала обычным порядком. Траловые доски и клячевки под­ ходят к борту одновременно, нап­ ряжение на оба ваера — равно­ мерное. (см. чертеж № 1). При ходе судна с тралом наве­ тренного борта или при тралиро- вании по волнам, подъем трала производится несколько иначе. Как только ваера будут отданы со стопора, машине задается перед­ ний ход, траулер приводится в положение крутой бейдевинд и одновременно подбирается носо­ вой ваер. Какую длину ваера надо подобрать? Если считать, что марки обоих ваеров находятся у подвесных роликов в одинаковом положении, то носового ваера нужно подобрать на длину, рав- нию расстоянию между дугами. Когда траулер занял положе­ ние крутой бейдевинд, а трал еще лежит на грунте, он не под­ вержен дрейфу. При отрыве трала от грунта судно будет иметь не­ значительное движение вперед, и трал быстро займет положение, перпендикулярное борту. Мастер На памятник защитникам Заполярья Мы с радушием встретили призыв коллектива плавмас- терской «Резец» о сооружении памятника защитникам Со­ ветского Заполярья на общественные средства. Коллектив вы­ делил сборщика средств, ударника коммунистического труда Александру Васильевну Горчакову. Первой к ней приходит работница нашего цеха Екатерина Алексеевна Глухова. Она передает 10 рублей и говорит: ■— Я очень хочу увидеть этот памятник. Пусть его построят побыстрей. Весовщица Лилия Фадеевна Корзина внесла 5 рублей. 3 рубля на памятник внесла портнадзиратель Полина Пав­ ловна Приемышева. Каждый от чистого сердца вносит деньги на сооружение памятника, который должен украсить наш го­ род и вечно напоминать о героическом подвиге защитников Советского Заполярья. На специальный счет в госбанке мы внесли 135 рублей. Сбор средств продолжается. И. КРЮ ЧКО В , портнадзиратель Мурманского мор­ ского рыбного порта. ТРАЛ н а Г Р У Н Т Е ВЕТЕР Чертеж I. I - Случай подъема трала е подветренного борта. Когда трал оторван от грунта, ма­ шине дается передней ход ш судно циркулирует до по­ ложения крутой бейдевинд левого борта. по добыче к этому времени обя­ зан подобрать кормовой ваер, выровнять, марки обоих ваеров у подвесных роликов и продолжать подъем трала обычным способом (см. чертеж № 2). Преимущество этого способа еще и в том, что при работе ма­ шины на передний ход уменьша­ ется нагрузка на лебедку. Это осо­ бенно ощутимо при глубоковод­ ном промысле, когда приходится вытравливать полторы и более тысяч метров ваеров. Судоводи­ тели могут сказать, что после от­ дачи ваеров наветренного борта со стопора нельзя давать ход ма­ шине, так как может произойти заверт трала. Опасения напрасны. Это проверено на практике и под­ тверждается работой моряков иностранных промысловых судов. При отдаче ваеров со стопора они не останавливают машину, и ни­ каких завертов от этого не бывает. Преимущества подъема трала j носом на волну — бесспорны, и надеюсь, что этот способ найдет широкое применение на флоте. В. БЫХОВСКИИ, кагатам дальнего плавания. & ВЕТЕР Чертеж 2. Случай подъема трала t наветренного борта. Маши­ на работает малым ходом вперед, подбирается носо­ вой ваер. Руль — на левом борту. Т Р А Л Н А Г Р У Н ­ Т Е м а ­ ш и н а З а с то п о ­ р е н а ДВИЖЕНИЕ СУДНА Нужен причал для катеров Для того, чтобы попасть на ка- отмели все равно нельзя ставить тер «Весна», доставляющий моря- траулеры. Кроме того, этот уча- ков на стоящие на рейде суда, не- сток порта укрыт от волн в свежую обходимо перебираться через не- погоду. Понтон удобнее любой сколько корпусов траулеров, ош- конструкции, поскольку будет вартованных у причала. Бывает, иметь постоянную высоту относи- что иа одном из них производит- тельно стоящего у него катера. ся выгрузка рыбы, другой имеет 1шую высоту бортов, чем осталь­ ные, и разную степень обледене­ ния планширей. Морякам прихо­ дится балансировать с риском по­ лучить травму на ветхих полутра- вах н бобинцах, расположенных по бортам. Еще сложнее перейти А катера на берег в темное время ^уток. Для этого нужно быть не- нлехвм спортсменом» Администрации рыбного порта Надежный трап, оборудованный поручнями с обеих сторон, обеспечит безопасный пере­ ход людей с при­ чала на понтон и катер. Оборудова­ ние это несложное н обойдется недо­ рого. В устройстве такого причала должны быть заинтересованы в БРЮКИ ДМ ДЯДИ СТЕПЫ следует подумать об устройстве пеРвУю очередь все организации, причала для катеров. Проблема "меющие Ф™ т и пользующиеся эта назрела давно. Мне кажется, акваторией рыбного порта. Зада- было бы целесообразно оборудо- ча безопасного перехода людей на •ать понтон для швартовки кате- рейдовые катера и высадки их на ров, сделав на нем ограждение N укрепив кнехты для концов. Пон­ тон можно было бы установить в районе 21 или 22 причалов рыбно­ го порта. К этим причалам из-за берег должка быть решена без промедления. А. ГНУЗД ЕВ, капитан учеб­ ного судна «Г, Ратманов», О закреплении спецодежды за матросами по ар­ матурным карточ­ кам газета уже публиковала ма т е риа лы . Хо- ко месяцев. Сменщик не имеет ра, он бережно обращается со чу продолжить э тот раз- своей спецодежды —*. она оста- своей спецовкой. Но бывает и говор. У нас, членов машин- лась на корабле, где он послед- так, что новую спецодежду полу- ной команды, с этим дело обстоит ний раз подменял кого-либо. А чает товарищ из подменных ра- тоже не так, как хотелось бы. И тот, кто передает ему свои дела, ботников. Он знает, что на месяц- у нас спецодежда по существу оказался и ростом на голову ни- два ему хватит, а там — хоть ================= же, и в плечах трава не расти. Я уж не говорю, вдвое уже. А мо- что в такой ситуатии неизбежна жет случиться и роба с дяди Степы или с Каран- наоборот. Боцман даша. не может выдать Предлагаю учредить такой по* новую одежду, рдд0К Получил новую снецодеж- у тр о и срок ду — распишись за нее в арма­ турной карточке. Уходишь с суд- ЧИТАТЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕТ, КРИТИКУЕТ, СОВЕТУЕТ Т. К. носки не ни за кем не закрепляется. Хоро- Вот и приходится носить истек. брюки на _ заберИ ее с сооои, хочешь шо тому, кто постоянно из года в или по колено, или наставлять их. ЧИстую, хочешь грязную, как те- год работает на одном и том же Псе это происходит только по- лучше и приятней Получил траулере. Он получает спецовку тому, что нет, во-первых, личной направление на другой траулер, по своему росту и своей комп- ответственности за бережливое йди туда с0 CBOeg спецодеждой’ лекций. По приходит время идти отношение к рабочей одежде. А есди срок ее носки не кончился! такому товарищу в отпуск 4Ьи по во-вторых, сам порядок ее выда- Кончился? Сдай боцману или ва каким-то другим причинам оста- чи не способствует этому. Когда склад__ получи новую. ться на берегу, и тогда его ме- механик или слесарь знает, что сто завимает другой. Иногда на ему носить ее год, что за это вре- Е- БРОВКО , старший ме- «дан рейс, а иногда и на несколь- мя он никуда не уйдет с трауле- ханик траулера «Алтай»,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz