Рыбный Мурман. 1965 г. Ноябрь.
/ РАБОТАСТРАЛОМВЗИМНИХУСЛОВИЯХ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ период, когда в море часто гу ляет штормовая волна, рабо та с т р а л о м т р е б у е т от судоводителей и мастеров по до быче максимума осторожности и внимания. От этого зависит бе зопасность матросов, сохранность Орудий лова. Многолетней -прак тикой в траловом флоте вырабо таны правила спуска и подъема трала при любой погоде. Эти пра вила подробно изложены во мно гих пособиях для судоводителей. Но, к сожалению, в них преду смотрены не все случаи, в кото рых приходится работать моря кам промысловых траулеров. В тихую погоду после отдачи ваеров со стопора мастер по до быче включает лебедку и подби рает носовой ваер с таким расче том, чтобы при дальнейшем выви- роваини ваеров — оба имели оди наковые натяжения. Здесь все иравнлыю и никаких добавлений л изменений в схеме работы с тралом, на мой взгляд, быть не может. Но, повторяю, при тихой ногоде. Другое дело во время шторма, когда на палубу заходят волны. Мастер по добыче подбирает но совой ваер, штурман, как правило, дает малый задний ход машине. По мере выборки ваеров судно становится кормой на волну. В этом положении меньше вероят ности захода волны на палубу, судно в меньшей мере испытывает бортовую качку, лебедка работает более равномерно, без рывков и, что самое главное, уменьшается опасность для моряков. Способ этот безусловно хорош. Но судо водители и мастера по добыче должны знать, что при дальней шем подъеме трала, продолжая работать малым задним ходом, трал подтягивается к борту в ос новном за носовой ваер. При большой волне этот способ отрицателен и в другом отноше нии. Когда судно выйдет кормой на волну, то волна заходит под кормовой подзор, с силой бьет в него, корпус испытывает громад ное напряжение, ослабляются уз лы крепления, не исключено пов реждение спасательных шлюпок. После выливки улова в рыбные ящики штурман обязательно бу дет разворачивать судно носом на ветер. При этом оно в какой-то момент станет лагом к волне, и возможен заход волны на палубу, что повлечет потерю улова. Многолетняя практика подска зывает, что даже при очень крупной волне трал можно под нимать без каких бы то ни было происшествий и повреждений ору дий лова. Для этого надо удер живать траулер носом на волну. Кто-нибудь может возразить, что в штормовую погоду вообще зап рещено работать с тралом. Это так, но бывает, что трал спускал ся при одной погоде, а поднимать его приходится при другой. Когда судно удерживается но сом на волну, корпус его не испы тывает сотрясений и напряжений, а ^ежет носом волну или свобод но откачивается. Исключается по теря улова, так как нет необхо димости совершать циркуляцию. После подъема трала можно на чинать штормоваться без поворо тов и разворотов судна. И это очень важно. В чем сущность подъема трала при большой волне? Здесь могут быть два варианта: судно идет с тралом лагом к волне, и трал на ходится с наветренного или под ветренного борта; судно идет с тралом по волнам или носом на волну. Подъем трала, когда судно идет лагом к волне, а ваера с подвет ренного борта, производится так же, как при ходе судна с тралом носом на волну. В этом случае мастер по добыче подбирает но совой ваер, затем вирает оба ва ера до момента отрыва трала от грунта. Зная глубину и количест во оставшихся за бортом ваеров, этот момент определить не труд но. Штурман дает машине перед ний ход, и судно совершает цир куляцию до положения крутой бейдевинд. Удерживая траулер в этом положении с помощью руля и машины, мастер по добыче вы равнивает марки обоих ваеров у подвесных роликов и продолжает подъем трала обычным порядком. Траловые доски и клячевки под ходят к борту одновременно, нап ряжение на оба ваера — равно мерное. (см. чертеж № 1). При ходе судна с тралом наве тренного борта или при тралиро- вании по волнам, подъем трала производится несколько иначе. Как только ваера будут отданы со стопора, машине задается перед ний ход, траулер приводится в положение крутой бейдевинд и одновременно подбирается носо вой ваер. Какую длину ваера надо подобрать? Если считать, что марки обоих ваеров находятся у подвесных роликов в одинаковом положении, то носового ваера нужно подобрать на длину, рав- нию расстоянию между дугами. Когда траулер занял положе ние крутой бейдевинд, а трал еще лежит на грунте, он не под вержен дрейфу. При отрыве трала от грунта судно будет иметь не значительное движение вперед, и трал быстро займет положение, перпендикулярное борту. Мастер На памятник защитникам Заполярья Мы с радушием встретили призыв коллектива плавмас- терской «Резец» о сооружении памятника защитникам Со ветского Заполярья на общественные средства. Коллектив вы делил сборщика средств, ударника коммунистического труда Александру Васильевну Горчакову. Первой к ней приходит работница нашего цеха Екатерина Алексеевна Глухова. Она передает 10 рублей и говорит: ■— Я очень хочу увидеть этот памятник. Пусть его построят побыстрей. Весовщица Лилия Фадеевна Корзина внесла 5 рублей. 3 рубля на памятник внесла портнадзиратель Полина Пав ловна Приемышева. Каждый от чистого сердца вносит деньги на сооружение памятника, который должен украсить наш го род и вечно напоминать о героическом подвиге защитников Советского Заполярья. На специальный счет в госбанке мы внесли 135 рублей. Сбор средств продолжается. И. КРЮ ЧКО В , портнадзиратель Мурманского мор ского рыбного порта. ТРАЛ н а Г Р У Н Т Е ВЕТЕР Чертеж I. I - Случай подъема трала е подветренного борта. Когда трал оторван от грунта, ма шине дается передней ход ш судно циркулирует до по ложения крутой бейдевинд левого борта. по добыче к этому времени обя зан подобрать кормовой ваер, выровнять, марки обоих ваеров у подвесных роликов и продолжать подъем трала обычным способом (см. чертеж № 2). Преимущество этого способа еще и в том, что при работе ма шины на передний ход уменьша ется нагрузка на лебедку. Это осо бенно ощутимо при глубоковод ном промысле, когда приходится вытравливать полторы и более тысяч метров ваеров. Судоводи тели могут сказать, что после от дачи ваеров наветренного борта со стопора нельзя давать ход ма шине, так как может произойти заверт трала. Опасения напрасны. Это проверено на практике и под тверждается работой моряков иностранных промысловых судов. При отдаче ваеров со стопора они не останавливают машину, и ни каких завертов от этого не бывает. Преимущества подъема трала j носом на волну — бесспорны, и надеюсь, что этот способ найдет широкое применение на флоте. В. БЫХОВСКИИ, кагатам дальнего плавания. & ВЕТЕР Чертеж 2. Случай подъема трала t наветренного борта. Маши на работает малым ходом вперед, подбирается носо вой ваер. Руль — на левом борту. Т Р А Л Н А Г Р У Н Т Е м а ш и н а З а с то п о р е н а ДВИЖЕНИЕ СУДНА Нужен причал для катеров Для того, чтобы попасть на ка- отмели все равно нельзя ставить тер «Весна», доставляющий моря- траулеры. Кроме того, этот уча- ков на стоящие на рейде суда, не- сток порта укрыт от волн в свежую обходимо перебираться через не- погоду. Понтон удобнее любой сколько корпусов траулеров, ош- конструкции, поскольку будет вартованных у причала. Бывает, иметь постоянную высоту относи- что иа одном из них производит- тельно стоящего у него катера. ся выгрузка рыбы, другой имеет 1шую высоту бортов, чем осталь ные, и разную степень обледене ния планширей. Морякам прихо дится балансировать с риском по лучить травму на ветхих полутра- вах н бобинцах, расположенных по бортам. Еще сложнее перейти А катера на берег в темное время ^уток. Для этого нужно быть не- нлехвм спортсменом» Администрации рыбного порта Надежный трап, оборудованный поручнями с обеих сторон, обеспечит безопасный пере ход людей с при чала на понтон и катер. Оборудова ние это несложное н обойдется недо рого. В устройстве такого причала должны быть заинтересованы в БРЮКИ ДМ ДЯДИ СТЕПЫ следует подумать об устройстве пеРвУю очередь все организации, причала для катеров. Проблема "меющие Ф™ т и пользующиеся эта назрела давно. Мне кажется, акваторией рыбного порта. Зада- было бы целесообразно оборудо- ча безопасного перехода людей на •ать понтон для швартовки кате- рейдовые катера и высадки их на ров, сделав на нем ограждение N укрепив кнехты для концов. Пон тон можно было бы установить в районе 21 или 22 причалов рыбно го порта. К этим причалам из-за берег должка быть решена без промедления. А. ГНУЗД ЕВ, капитан учеб ного судна «Г, Ратманов», О закреплении спецодежды за матросами по ар матурным карточ кам газета уже публиковала ма т е риа лы . Хо- ко месяцев. Сменщик не имеет ра, он бережно обращается со чу продолжить э тот раз- своей спецодежды —*. она оста- своей спецовкой. Но бывает и говор. У нас, членов машин- лась на корабле, где он послед- так, что новую спецодежду полу- ной команды, с этим дело обстоит ний раз подменял кого-либо. А чает товарищ из подменных ра- тоже не так, как хотелось бы. И тот, кто передает ему свои дела, ботников. Он знает, что на месяц- у нас спецодежда по существу оказался и ростом на голову ни- два ему хватит, а там — хоть ================= же, и в плечах трава не расти. Я уж не говорю, вдвое уже. А мо- что в такой ситуатии неизбежна жет случиться и роба с дяди Степы или с Каран- наоборот. Боцман даша. не может выдать Предлагаю учредить такой по* новую одежду, рдд0К Получил новую снецодеж- у тр о и срок ду — распишись за нее в арма турной карточке. Уходишь с суд- ЧИТАТЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕТ, КРИТИКУЕТ, СОВЕТУЕТ Т. К. носки не ни за кем не закрепляется. Хоро- Вот и приходится носить истек. брюки на _ заберИ ее с сооои, хочешь шо тому, кто постоянно из года в или по колено, или наставлять их. ЧИстую, хочешь грязную, как те- год работает на одном и том же Псе это происходит только по- лучше и приятней Получил траулере. Он получает спецовку тому, что нет, во-первых, личной направление на другой траулер, по своему росту и своей комп- ответственности за бережливое йди туда с0 CBOeg спецодеждой’ лекций. По приходит время идти отношение к рабочей одежде. А есди срок ее носки не кончился! такому товарищу в отпуск 4Ьи по во-вторых, сам порядок ее выда- Кончился? Сдай боцману или ва каким-то другим причинам оста- чи не способствует этому. Когда склад__ получи новую. ться на берегу, и тогда его ме- механик или слесарь знает, что сто завимает другой. Иногда на ему носить ее год, что за это вре- Е- БРОВКО , старший ме- «дан рейс, а иногда и на несколь- мя он никуда не уйдет с трауле- ханик траулера «Алтай»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz