Рыбный Мурман. 1965 г. Ноябрь.
п ОГОНЫ офицера Советской Армии Владимир Сергеевич Матвеев снял со своих плеч лет де сять назад, после очередного со-, кращения Вооруженных Сил. Кру той поворот в жизни не внес в душу разлада и растерянности. Конечно, жалко батальона, в ко тором служил верой и правдой, честно, как подобает, выполнял свой долг перед Родиной, но.... — Без работы не останусь, — решил Владимир Сергеевич, — а это значит — снова боевой строй, снова дисциплина, только не военная, а трудовая, граждан ская. Суть жизни не меняется. Кое-как уладив бытовые дела, вызванные с переездом в Мур манск, Матвеев «постучался» на судоремонтный завод. Приняли слесарем. Освоился — потянуло к двигателям. Просьбу удовлетвори ли; направили на «Резец». Плавмастерская тогда еще была в ведении завода. В бригаде с по с обному слесарю Матвееву поручали раз ную работу, но чаще всего при ходилось ремонтировать ему на сосы. Позднее стало заметно: как посложнее дефект в этом меха низме — зовут Матвеева. Бригада берет обязательство “ Твоя область. Копайся. И это нравилось Владимиру Сергеевичу. Он однажды сказал бригадиру: — Давайте, я буду специализи роваться на насосах. И мне спод ручней и бригаде заботы меньше. С ним согласились и в бригаде, и на участке. Одно плохо. Полу чилось так, что Матвеев как бы стал «индивидуальным» работни ком. Сам себе бригадир, сам себе — бригада. Плохого в этом ни он сам, ни товарищи не видели. Только одному стало трудновато работать, попросил в помощь уче ника. Приставили ему для обуче ния Сашу Семибратова. — Ну, теперь у меня — брига да целая, — говорил, улыбаясь, Матвеев. Учил Сашу охотно, показывал, не таясь, свои «секреты», держал его около себя в строгости. А по том в новую бригаду пришли сначала Валентин Патока, за тем Федор Коробкин. Оба — сле сари высокой квалификации, са мостоятельные. О ч е р к — Этим разъяснять не прихо дится много, —; говорит Влади мир Сергеевич. •— Сами все зна ют и понимают с полуслова. Выросла бригада, окрепла. Те перь и двигатели стали ремонти ровать. Но насосы — по-прея:не- му «фирма» бригады. Сегодня под началом В. С. Мат веева трудится девять человек. Троих выучили сами. Саша Семи братов, Володя Карпов, Виктор Кирьянов — теперь равноправ ные члены маленького коллекти ва. Бригадир, некоторые считают, должность административная. Что ему надо делать? Составил табель, организовал выполнение сменного задания, сам поработал как сле дует. А бывают и другие бригади ры. Они заботятся не только о работе, но и о воспитании своих подчиненных. Таков и Владимир Сергеевич. Осталась в нем армей ская закалка, верен он правилу: «командир — отец солдата». Что- то плохо стал учиться в школе Виктор Кирьянов, двойки стал по лучать. Владимир Сергеевич при влек парня к ответу. — Что ж ты, Витя, учиться плохо стал? Двойки, вот, полу чаешь. Виктор уважает Матвеева. Его похвала — радость, а осуждение — горе. Стыдно стало. — Не'беспокойтесь, Владимир Сергеевич, исправлюсь. Сам Матвеев тоже учится. За канчивает второй курс высшего мореходного училища. Учеба не легко дается рабочему человеку. Слипаются глаза над книгой, на труженные за день пальцы еле удерживают тоненький рейсфедер. Но надо крепиться. Бросить? Ка кой же это будет пример для сы на— ему ведь уже семнадцатый год. И шагнул он в самостоятель ную жизнь по стопам отца, тоже стал рабочим, здесь же, на «Рез це». ...В день зарплаты, посмотрев свой расчетный лист, недоволен остался слесарь. — Что-то мало мне начислили. Матвеев недовольно взглянул на него. Так дело оставлять нель зя. Не разъяснишь человеку —< будет ворчать, думать, что его об считывают. Глядишь, и работа у него из рук повалится. Взял ра счетный лист. — Ну, давай посмотрим. Ты что в прошлом месяце делал, пом нишь? Так, хорошо. А сколько вся та работа твоя стоит? Ага. Выхо дит — меньше, чем здесь начис лено? Мы ведь не каждый на; себя работаем. Понял товарищ, что неправиль но возмутился. Понял и другое: не очень еще хорошо работаю, надо стараться. Сплоченная и дружная бригада у В. С. Матвеева. И те, кто вновь приходят в нее, не вносят разла да... Здоровая товарищеская об становка обязывает подтянуться, помогает правильно идти по жиз ни. Виктор Г. в прошлом совер шил непростительную ошибку. Был наказан. Сейчас он трудится в бригаде Матвеева. О его прош лом товарищи знают мало, но не спрашивают. Парень старается и живет, как все — честно. И Вик тору радостно, что ничто теперь не омрачает его совести. Недавно один из рабочих подо шел к Матвееву. — Сергеевич, вот рядом с ва ми бригада за звание коммун нистического труда борется. Мы, что — хуже? После этих слов сердце коммуг ниста Матвеева наполнилось сча стьем. Он сам давно мог бы со брать бригаду и прямо сказать: — Берем обязательство. Но так ли было бы это пра вильно? Хорошее, если к нему идти верной дорогой, ребята долж ны увидеть сами. Сами решил^, Сами захотели. Значит, действи тельно, хотят бороться за высо? кое звание, значит, обязательна добьются. Е. РЫ Б Н И К О В . ПУТИ РАЗНЫЕ-ЦЕЛЬ ОДНА Еще совсем недавно основными типами рыболовных судов в Польской Народной Республике и в ГДР были фишкуттеры, логге- ры и паровые РТ, а главными районами их использования близкая Балтика и Северное мо ре. Но за последние 7—8 лет про изошли такие качественные и ко личественные изменения в соста ве флота и формах его эксплуа тации, что они заслуживают при стального внимания наших про* мысловиков. Содружество польских судост роителей и рыбаков привело к созданию сразу нескольких типов промысловых судов. Суд? .-.типа Б-11/17 представля ют собой логгеры, Б-10/14 — так называемые паровые супертрауле ры типа РТ. Их основное назна чение — вылов рыбы в районах морей Европейского Севера с нап равлением ее исключительно на посол. Траулер-морозилыцик бортового , траления типа Б-20 используется главным образом в районах Се верного моря, у Мавритании и Сенегала. Емкость трюмов рассчи тана на 150 тонн мороженой рыбы и 70 тонн свежей рыбы во льду или на 150 тони мороженой и 90 тонн соленой рыбы в бочках. Мощность его морозильной каме ры — 6 тонн, С 1963 года рыболовный флот ПН Р стал пополняться новыми морозильными траулерами кор мового траления типа Б-23. Водо измещение этого судна в грузу I860 тонн, мощность главного двигателя 1620 л. с., скорость 14 узлов, мощность морозильных ка мер 18 тонн, рыбомучной установ- ки-гт{ 10 .тонн. Траулер, имея го раздо. меньшее водоизмещение, чем суда типа «Тропик», имеет мощность главного двигателя поч ти одинаковую с ним. Это позво ляет использовать тралы с боль шим раскрытием и вести трале ние на высоких скоростях. Произ водительность промысла может Сыть на уровне судов типа «Тро пик». Проектанты ожидали, что экипаж Б-23 будет добывать в год до 2000 тони рыбы, фактиче ские результаты составили в 1963 г. — 2445, в 1964 г. — 2560 тонн. Главным районом эксплуата ции траулеров типа Б-23 остается шельф Африки у Мавритании и Сенегала, где экипажи специали зируются на добыче скумбрии, ставриды, сардины и донных рыб (лутьяновые, спаровые и т. д.), предпочитая последних. Траулеры все чаще ведут промысел на боль ших глубинах. Суда типа Б-15 — это копия БМРТ, однако с иным профилем использования. Эти суда эксплу атируются уже 4 года. В 1963 году средний вылов на судно со ставил 5130 тонн, в 1964—4981 тонну, причем, у экипажа «Кас тора» улов достигал 6,4 тысячи тонн. Траулеры-заводы, как их назы вают в Польше, специализируют ся на промысле донных рыб в Се веро-Западной Атлантике — у Ньюфаундленда, Лабрадора и За падной Гренландии. Основные объекты лова — треска и морской окунь, в меньшей степени — кам бала. Рейсы автономные, продол жительностью 85—95 дней. Производительность лова этих судов в 1962 году в среднем на сутки промысла составила 21,8, в 1963 — 26,6 тонны. В использовании траулеров Б-15 польские рыбаки пошли по линии максимальной обработки уловов •— филетирования и пот рошения обезглавленных рыб, производства рыбной муки и жира. Применение филетировочных машин позволило сократить тру доемкость выработки одной тон ны филе с 250 до 30 человеко-ча сов. Сравнение результатов экс плуатации и экономических пока зателей траулеров типа Б-15 и Б-23 свидетельствует в пользу первого судна. Польские рыбаки не удовлетво рены своими траулерами-моро- зильщиками, поэтому идут поис ки новых оптимальных типов су дов. Уже сейчас решенным счи тается вопрос о том, что опти мальным типом траулера-моро- зильщнка не будут суда серий Б-23, Б-18, не говоря о Б-20. Отправным пунктом в данном случае служит тот факт, что ис пользование обрабатывающих су дов-фабрик зарекомендовало себя самым лучшим образом. Условия, предъявляемые к про ектируемым типам новых судов,—* это увеличение вместимости трю мов и продолжительности рейса. Максимальная обработка улова в море стала законом и закрепле на планом на пятилетку и на пят надцать лет. Основной упор делается на раз витие лова рыб с большим содер жанием белков, к которым отно- сятся все донные рыбы Северной Атлантики и тропических райо нов. В 1980 году польский рыб ный морской флот будет насчиты вать 60 траулеров-заводов, 62 траулера-морознлыцнка, 98 трау леров разных типов (Б-20, Б-23), 30 тунцеловов, 50 траулеров типа Б-10 и Б-14. Планируется выра ботка филе из трески и других рыб в количестве 68 тысяч тонн, выпуск потрошеной и обезглавлен ной рыбы в количестве 75 тысяч тонн, рыбной муки — 60 тысяч тонн и т. д. Если польское океаническое ры боловство будет основываться на автономных рейсах судов, то ры баки ГДР предполагают в скором будущем ввести новую экспедици онную систему промысла. С этой целью на одной из вер фей строятся траулеры, основное назначение которых — проведе ние лова и доставка на базу пой манной рыбы. По расчетам проек тантов, траулер может ловить в год 4900—5500 тонн рыбы. Ожи даемая средняя производитель ность промысла — 34,6 тонны на сутки лова, или 18,7 тонны на сут ки в море. Водоизмещение траулера — 1573 т., мощность главного двига теля 1750 л. с., длина — 61,1 м. скорость — 12,5 узла. На каж дом из барабанов траловой ле бедки 2200—2600 метров ваерного троса диаметром 24—26 мм. Со став экипажа — 20 человек. На траулере есть шесть помещений для хранения 90 тонн охлаждае мой рыбы, предусмотренные для сохранения улова в плохую пого ду и для транспортировки его. В целях достижения высокой суточной производительности ло ва будут использованы траловые лебедки новых конструкций, про цессы отдачи и выборки трала бу дут автоматизированы. Это при ведет к увеличению полезного времени траления, а следователь но и к росту существующего уровня добычи. Передача улова на базу будет осуществляться дрейфующими мешками, специальными насоса ми и т. д. Новые конструкции тралов должны увеличить произ водительность лова на 10 процен тов. Таким образом новые конст руктивные особенности судна, высокая степень . автоматизации производственных процессов обе спечат рост производительности лова на 40 процентов но сравне нию с существующими типами бортовых траулеров. Высокая до быча на одного рыбака делает эти суда исключительно эконо мичными. Две базы и 14 — 16 траулеров будут эксплуатировать промыслы у Гренландии, Ньюфаундленда, банки Джорджес и др. Основны ми объектами лова будут треско вые, морской окунь, сельдь. Разными путями развивается рыболовство Польши и ГДР, но есть одна особенность, присущая в равной мере обеим странам — это специализация судов на про мысле донных рыб. Ю. ЧУКСИ Н , начальник про изводственного „ отдела промразведки «Атлант- НИРО», Вот она на снимке бригада настойчивых и упорных, ре- шивших бороться за почетно^ звание разведчиков будущего* Крайний справа бригадир, В. С Матвеев. % Три насущных вопроса Как известно, все ремонтируем мые в Мурманске суда получаю| электроэнергию с причалов судо верфи. Но подключить корабль $ сети или во время перестановка судна отключить от нее — дело очень сложное и весьма опасной. На судоверфи заведено никея! неписанное правило—отключать н подключать судно к электросети должны сами члены экипажа. В то же время на верфи имеется де- журный электрик по причалам. Но его никогда днем с огнем не най- дешь. Вот и получается, что в электрощитки лазят все, кому не лень, а в этих щитках напряжение тока от 127 до 380 вольт. Нередко бывает, что «специалисты» с того или иного судна при подключении судна к электросети вместо 220 вольт попадают на линию в 380. В результате горят судовые элект роприборы и лампочки. Второй, не менее важный во прос — на причалах верфи не най дешь воды. Для какой-то цели все вентили с трубопроводов сняты, подача воды отключается. Порой получается так, что и руки по* мыть негде. , Третий вопрос — о пропусках* Чтобы получить пропуск для про* хода на территорию верфи, тре буется затратить не один и не два дня. Дело в том, что для получе* ния пропуска нужно обязательна предъявить направление на судно из отдела кадров, отношение oi администрации судна и список era команды. \ А можно бы сделать очень про* сто — узаконить для прохода н4 судоверфь пропуск рыбного порта* Этим самым был бы положен кО^ нец канцелярской волоките. В. М А ЗО В , штурман мото-* i бота «Язь».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz