Рыбный Мурман. 1965 г. Ноябрь.

п ОГОНЫ офицера Советской Армии Владимир Сергеевич Матвеев снял со своих плеч лет де­ сять назад, после очередного со-, кращения Вооруженных Сил. Кру­ той поворот в жизни не внес в душу разлада и растерянности. Конечно, жалко батальона, в ко­ тором служил верой и правдой, честно, как подобает, выполнял свой долг перед Родиной, но.... — Без работы не останусь, — решил Владимир Сергеевич, — а это значит — снова боевой строй, снова дисциплина, только не военная, а трудовая, граждан­ ская. Суть жизни не меняется. Кое-как уладив бытовые дела, вызванные с переездом в Мур­ манск, Матвеев «постучался» на судоремонтный завод. Приняли слесарем. Освоился — потянуло к двигателям. Просьбу удовлетвори­ ли; направили на «Резец». Плавмастерская тогда еще была в ведении завода. В бригаде с по с обному слесарю Матвееву поручали раз­ ную работу, но чаще всего при­ ходилось ремонтировать ему на­ сосы. Позднее стало заметно: как посложнее дефект в этом меха­ низме — зовут Матвеева. Бригада берет обязательство “ Твоя область. Копайся. И это нравилось Владимиру Сергеевичу. Он однажды сказал бригадиру: — Давайте, я буду специализи­ роваться на насосах. И мне спод­ ручней и бригаде заботы меньше. С ним согласились и в бригаде, и на участке. Одно плохо. Полу­ чилось так, что Матвеев как бы стал «индивидуальным» работни­ ком. Сам себе бригадир, сам себе — бригада. Плохого в этом ни он сам, ни товарищи не видели. Только одному стало трудновато работать, попросил в помощь уче­ ника. Приставили ему для обуче­ ния Сашу Семибратова. — Ну, теперь у меня — брига­ да целая, — говорил, улыбаясь, Матвеев. Учил Сашу охотно, показывал, не таясь, свои «секреты», держал его около себя в строгости. А по­ том в новую бригаду пришли сначала Валентин Патока, за­ тем Федор Коробкин. Оба — сле­ сари высокой квалификации, са­ мостоятельные. О ч е р к — Этим разъяснять не прихо­ дится много, —; говорит Влади­ мир Сергеевич. •— Сами все зна­ ют и понимают с полуслова. Выросла бригада, окрепла. Те­ перь и двигатели стали ремонти­ ровать. Но насосы — по-прея:не- му «фирма» бригады. Сегодня под началом В. С. Мат­ веева трудится девять человек. Троих выучили сами. Саша Семи­ братов, Володя Карпов, Виктор Кирьянов — теперь равноправ­ ные члены маленького коллекти­ ва. Бригадир, некоторые считают, должность административная. Что ему надо делать? Составил табель, организовал выполнение сменного задания, сам поработал как сле­ дует. А бывают и другие бригади­ ры. Они заботятся не только о работе, но и о воспитании своих подчиненных. Таков и Владимир Сергеевич. Осталась в нем армей­ ская закалка, верен он правилу: «командир — отец солдата». Что- то плохо стал учиться в школе Виктор Кирьянов, двойки стал по­ лучать. Владимир Сергеевич при­ влек парня к ответу. — Что ж ты, Витя, учиться плохо стал? Двойки, вот, полу­ чаешь. Виктор уважает Матвеева. Его похвала — радость, а осуждение — горе. Стыдно стало. — Не'беспокойтесь, Владимир Сергеевич, исправлюсь. Сам Матвеев тоже учится. За­ канчивает второй курс высшего мореходного училища. Учеба не легко дается рабочему человеку. Слипаются глаза над книгой, на­ труженные за день пальцы еле удерживают тоненький рейсфедер. Но надо крепиться. Бросить? Ка­ кой же это будет пример для сы­ на— ему ведь уже семнадцатый год. И шагнул он в самостоятель­ ную жизнь по стопам отца, тоже стал рабочим, здесь же, на «Рез­ це». ...В день зарплаты, посмотрев свой расчетный лист, недоволен остался слесарь. — Что-то мало мне начислили. Матвеев недовольно взглянул на него. Так дело оставлять нель­ зя. Не разъяснишь человеку —< будет ворчать, думать, что его об­ считывают. Глядишь, и работа у него из рук повалится. Взял ра­ счетный лист. — Ну, давай посмотрим. Ты что в прошлом месяце делал, пом­ нишь? Так, хорошо. А сколько вся та работа твоя стоит? Ага. Выхо­ дит — меньше, чем здесь начис­ лено? Мы ведь не каждый на; себя работаем. Понял товарищ, что неправиль­ но возмутился. Понял и другое: не очень еще хорошо работаю, надо стараться. Сплоченная и дружная бригада у В. С. Матвеева. И те, кто вновь приходят в нее, не вносят разла­ да... Здоровая товарищеская об­ становка обязывает подтянуться, помогает правильно идти по жиз­ ни. Виктор Г. в прошлом совер­ шил непростительную ошибку. Был наказан. Сейчас он трудится в бригаде Матвеева. О его прош­ лом товарищи знают мало, но не спрашивают. Парень старается и живет, как все — честно. И Вик­ тору радостно, что ничто теперь не омрачает его совести. Недавно один из рабочих подо­ шел к Матвееву. — Сергеевич, вот рядом с ва­ ми бригада за звание коммун нистического труда борется. Мы, что — хуже? После этих слов сердце коммуг ниста Матвеева наполнилось сча­ стьем. Он сам давно мог бы со­ брать бригаду и прямо сказать: — Берем обязательство. Но так ли было бы это пра­ вильно? Хорошее, если к нему идти верной дорогой, ребята долж­ ны увидеть сами. Сами решил^, Сами захотели. Значит, действи­ тельно, хотят бороться за высо? кое звание, значит, обязательна добьются. Е. РЫ Б Н И К О В . ПУТИ РАЗНЫЕ-ЦЕЛЬ ОДНА Еще совсем недавно основными типами рыболовных судов в Польской Народной Республике и в ГДР были фишкуттеры, логге- ры и паровые РТ, а главными районами их использования близкая Балтика и Северное мо­ ре. Но за последние 7—8 лет про­ изошли такие качественные и ко­ личественные изменения в соста­ ве флота и формах его эксплуа­ тации, что они заслуживают при­ стального внимания наших про* мысловиков. Содружество польских судост­ роителей и рыбаков привело к созданию сразу нескольких типов промысловых судов. Суд? .-.типа Б-11/17 представля­ ют собой логгеры, Б-10/14 — так называемые паровые супертрауле­ ры типа РТ. Их основное назна­ чение — вылов рыбы в районах морей Европейского Севера с нап­ равлением ее исключительно на посол. Траулер-морозилыцик бортового , траления типа Б-20 используется главным образом в районах Се­ верного моря, у Мавритании и Сенегала. Емкость трюмов рассчи­ тана на 150 тонн мороженой рыбы и 70 тонн свежей рыбы во льду или на 150 тони мороженой и 90 тонн соленой рыбы в бочках. Мощность его морозильной каме­ ры — 6 тонн, С 1963 года рыболовный флот ПН Р стал пополняться новыми морозильными траулерами кор­ мового траления типа Б-23. Водо­ измещение этого судна в грузу I860 тонн, мощность главного двигателя 1620 л. с., скорость 14 узлов, мощность морозильных ка­ мер 18 тонн, рыбомучной установ- ки-гт{ 10 .тонн. Траулер, имея го­ раздо. меньшее водоизмещение, чем суда типа «Тропик», имеет мощность главного двигателя поч­ ти одинаковую с ним. Это позво­ ляет использовать тралы с боль­ шим раскрытием и вести трале­ ние на высоких скоростях. Произ­ водительность промысла может Сыть на уровне судов типа «Тро­ пик». Проектанты ожидали, что экипаж Б-23 будет добывать в год до 2000 тони рыбы, фактиче­ ские результаты составили в 1963 г. — 2445, в 1964 г. — 2560 тонн. Главным районом эксплуата­ ции траулеров типа Б-23 остается шельф Африки у Мавритании и Сенегала, где экипажи специали­ зируются на добыче скумбрии, ставриды, сардины и донных рыб (лутьяновые, спаровые и т. д.), предпочитая последних. Траулеры все чаще ведут промысел на боль­ ших глубинах. Суда типа Б-15 — это копия БМРТ, однако с иным профилем использования. Эти суда эксплу­ атируются уже 4 года. В 1963 году средний вылов на судно со­ ставил 5130 тонн, в 1964—4981 тонну, причем, у экипажа «Кас­ тора» улов достигал 6,4 тысячи тонн. Траулеры-заводы, как их назы­ вают в Польше, специализируют­ ся на промысле донных рыб в Се­ веро-Западной Атлантике — у Ньюфаундленда, Лабрадора и За­ падной Гренландии. Основные объекты лова — треска и морской окунь, в меньшей степени — кам­ бала. Рейсы автономные, продол­ жительностью 85—95 дней. Производительность лова этих судов в 1962 году в среднем на сутки промысла составила 21,8, в 1963 — 26,6 тонны. В использовании траулеров Б-15 польские рыбаки пошли по линии максимальной обработки уловов •— филетирования и пот­ рошения обезглавленных рыб, производства рыбной муки и жира. Применение филетировочных машин позволило сократить тру­ доемкость выработки одной тон­ ны филе с 250 до 30 человеко-ча­ сов. Сравнение результатов экс­ плуатации и экономических пока­ зателей траулеров типа Б-15 и Б-23 свидетельствует в пользу первого судна. Польские рыбаки не удовлетво­ рены своими траулерами-моро- зильщиками, поэтому идут поис­ ки новых оптимальных типов су­ дов. Уже сейчас решенным счи­ тается вопрос о том, что опти­ мальным типом траулера-моро- зильщнка не будут суда серий Б-23, Б-18, не говоря о Б-20. Отправным пунктом в данном случае служит тот факт, что ис­ пользование обрабатывающих су­ дов-фабрик зарекомендовало себя самым лучшим образом. Условия, предъявляемые к про­ ектируемым типам новых судов,—* это увеличение вместимости трю­ мов и продолжительности рейса. Максимальная обработка улова в море стала законом и закрепле­ на планом на пятилетку и на пят­ надцать лет. Основной упор делается на раз­ витие лова рыб с большим содер­ жанием белков, к которым отно- сятся все донные рыбы Северной Атлантики и тропических райо­ нов. В 1980 году польский рыб­ ный морской флот будет насчиты­ вать 60 траулеров-заводов, 62 траулера-морознлыцнка, 98 трау­ леров разных типов (Б-20, Б-23), 30 тунцеловов, 50 траулеров типа Б-10 и Б-14. Планируется выра­ ботка филе из трески и других рыб в количестве 68 тысяч тонн, выпуск потрошеной и обезглавлен­ ной рыбы в количестве 75 тысяч тонн, рыбной муки — 60 тысяч тонн и т. д. Если польское океаническое ры­ боловство будет основываться на автономных рейсах судов, то ры­ баки ГДР предполагают в скором будущем ввести новую экспедици­ онную систему промысла. С этой целью на одной из вер­ фей строятся траулеры, основное назначение которых — проведе­ ние лова и доставка на базу пой­ манной рыбы. По расчетам проек­ тантов, траулер может ловить в год 4900—5500 тонн рыбы. Ожи­ даемая средняя производитель­ ность промысла — 34,6 тонны на сутки лова, или 18,7 тонны на сут­ ки в море. Водоизмещение траулера — 1573 т., мощность главного двига­ теля 1750 л. с., длина — 61,1 м. скорость — 12,5 узла. На каж ­ дом из барабанов траловой ле­ бедки 2200—2600 метров ваерного троса диаметром 24—26 мм. Со­ став экипажа — 20 человек. На траулере есть шесть помещений для хранения 90 тонн охлаждае­ мой рыбы, предусмотренные для сохранения улова в плохую пого­ ду и для транспортировки его. В целях достижения высокой суточной производительности ло­ ва будут использованы траловые лебедки новых конструкций, про­ цессы отдачи и выборки трала бу­ дут автоматизированы. Это при­ ведет к увеличению полезного времени траления, а следователь­ но и к росту существующего уровня добычи. Передача улова на базу будет осуществляться дрейфующими мешками, специальными насоса­ ми и т. д. Новые конструкции тралов должны увеличить произ­ водительность лова на 10 процен­ тов. Таким образом новые конст­ руктивные особенности судна, высокая степень . автоматизации производственных процессов обе­ спечат рост производительности лова на 40 процентов но сравне­ нию с существующими типами бортовых траулеров. Высокая до­ быча на одного рыбака делает эти суда исключительно эконо­ мичными. Две базы и 14 — 16 траулеров будут эксплуатировать промыслы у Гренландии, Ньюфаундленда, банки Джорджес и др. Основны­ ми объектами лова будут треско­ вые, морской окунь, сельдь. Разными путями развивается рыболовство Польши и ГДР, но есть одна особенность, присущая в равной мере обеим странам — это специализация судов на про­ мысле донных рыб. Ю. ЧУКСИ Н , начальник про­ изводственного „ отдела промразведки «Атлант- НИРО», Вот она на снимке бригада настойчивых и упорных, ре- шивших бороться за почетно^ звание разведчиков будущего* Крайний справа бригадир, В. С Матвеев. % Три насущных вопроса Как известно, все ремонтируем мые в Мурманске суда получаю| электроэнергию с причалов судо­ верфи. Но подключить корабль $ сети или во время перестановка судна отключить от нее — дело очень сложное и весьма опасной. На судоверфи заведено никея! неписанное правило—отключать н подключать судно к электросети должны сами члены экипажа. В то же время на верфи имеется де- журный электрик по причалам. Но его никогда днем с огнем не най- дешь. Вот и получается, что в электрощитки лазят все, кому не лень, а в этих щитках напряжение тока от 127 до 380 вольт. Нередко бывает, что «специалисты» с того или иного судна при подключении судна к электросети вместо 220 вольт попадают на линию в 380. В результате горят судовые элект­ роприборы и лампочки. Второй, не менее важный во­ прос — на причалах верфи не най­ дешь воды. Для какой-то цели все вентили с трубопроводов сняты, подача воды отключается. Порой получается так, что и руки по* мыть негде. , Третий вопрос — о пропусках* Чтобы получить пропуск для про* хода на территорию верфи, тре­ буется затратить не один и не два дня. Дело в том, что для получе* ния пропуска нужно обязательна предъявить направление на судно из отдела кадров, отношение oi администрации судна и список era команды. \ А можно бы сделать очень про* сто — узаконить для прохода н4 судоверфь пропуск рыбного порта* Этим самым был бы положен кО^ нец канцелярской волоките. В. М А ЗО В , штурман мото-* i бота «Язь».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz