Рыбный Мурман. 1965 г. Ноябрь.

Вопросы важные, их надо решать 15 и 16 ноября в Колонном зале Дома Союзов проходил V I I съезд профсоюза рабочих пищевой промышленности. 439 делегатов нз разных республик и обла­ стей вели важный разговор о том, как нужно работать, чтобы народный стол всегда был обильным. В числе первых, выступивших на съезде делегатов, был капитан трауле­ ра «Калинин» Леонид Николаевич Гр уз ­ дев. Сегодня мы публикуем его выступ­ ление. 16 ноября состоялся пленум Ц К проф­ союза рабочих пищевой промышленно­ сти, на котором был избран президиум Ц К . Председателем Ц К избрана тов. Гу- гина Е . Ф ., секретарем — т. Беляев С. М. Товарищи делегаты! Съезд профессионального союза рабочих пищевой промышленности проходит в последние недели завер­ шающего года семилетки. Мне приятно доложить съез­ ду о том, что трудящиеся Северного рыболовного бас­ сейна достигли немалых успехов в борьбе за досрочное выполнение заданий семилетнего плана. Экипажи 124 судов и коллективы 6 предприятий рыбной промышленности Мурманской области (лесотар- вый комбинат, «Мурмансельдь», фабрика орудий лова, рыбный порт, Кандалакшский рыбоконсервный завод, автобаза) завершили семилетние планы. Труженики нашего бассейна третий год соревнуют­ ся со своими дальневосточными товарищами по труду. И надо .отметить, что успех в этом году сопутствует северянам. План десяти месяцев по добыче главком «Севрыба» выполнен на 102,3 процента, по поставкам пищевой продукции— на 101,2 процента. На 1 ноября сверхплановый вылов составлял 185 тысяч центнеров рыбы. Решения сентябрьского Пленума ЦК КПСС встрече­ ны моряками с большим воодушевлением, эти решения близки и понятны нам, они открывают широкие воз­ можности. Сейчас на флоте широко развернулось соревнование за достойную встречу XX III съезда КПСС, за достиже­ ние максимального вылова рыбы, пользующейся наи­ большим спросом у населения. Экипажи десятков трау­ леров уже наметили для себя рубежи, которые они возьмут ко дню открытия партийного съезда. Коллектив Мурманского тралового флота, делегатом от которого я являюсь, за годы семилетки увеличил до­ бычу рыбы на 2 миллиона 300 тысяч центнеров, в том числе в текущем году по сравнению с 1964 г. увеличил вылов на 703 тысячи центнеров. В этом году по ини­ циативе моряков БМРТ «Добролюбов'» у нас успешно проходит соревнование экипажей больших морозиль­ ных траулеров за вылов на каждый БМРТ 100 тысяч центнеров рыбы и за максимальную выработку готовой продукции. В борьбе за достижение этого рубежа уча­ ствуют более двадцати экипажей. Сегодня на счету моряков БМРТ «Добролюбов» 110 тысяч 664 центнера добытой рыбы и 65.500 дентнеров готовой рыбной продукции. Для этого кол­ лективу корабля потребовалось 214 промысловых су­ ток. За 9 месяцев 1965 года добролюбовцы дали стра­ не 1 миллион 375 тысяч рублей сверхплановой при- рафимовича»,. 100 тысяч центнеров — моряки «Пла­ неты». В текущем году рубеж в сто тысяч возьмут еще мно­ гие экипажи БМРТ, а моряки БМРТ «Гоголь» взяли обязательство дать до конца года не менее 120 тысяч центнеров рыбы. Причем, почти каждый экипаж дал *А столовой рыбы (от общего улова), а у моряков «Планеты» столовая рыба составляет 95 процентов. Мне хочется остановиться на проблемах, которые требуют своего решения, волнуют моряков, судовые профсоюзные организации. Начну с продолжительности рейсов и организации отдыха моряков в порту. За последние годы в связи с ухудшением сырьевой базы в Баренцевом море районы промысла все больше отдалились от Мурманска. Сей­ час флот БМРТ, многие суда бортового траления ведут лов на банке Джорджес, у Лабрадора, на Большой Ньюфаундлендской банке и в других районах Атлан­ тики. Переходы только в один конец занимают две неде­ ли. Для того, чтобы справиться с планом по добыче рыбы, увеличивается продолжительность нахождения судов в море. Летом этого года экипажи многих трауле­ ров бортового траления вели промысел в дальних за­ падных районах. Рейсообороты некоторых судов до­ ходили до 120— 130 суток. Надо ограничить продолжительность нахождения людей в море. Для экипажей судов бортового траления рейсооборот не должен превышать 90— 100 суток, для БМРТ — 120— 130 суток. В зимний период эти сроки должны сокращаться до трех, трех с половиной месяцев. Нас волнует вопрос об упорядочении коллективного питания моряков, который в течение ряда лет не нахо­ дит положительного решения. Установлены различные рационы питания во флотах: например, в траловом флоте стоимость дневного рациона 96 копеек, в «Мурмансельди»— 1 рубль 56 копеек, в «Запрыбе»—• 1 рубль 26 копеек. Такая разница имеется даже и на одном корабле, когда судовая команда питается по од­ ному рациону, а рыбообработчики — по другому. На­ стала пора унифицировать рационы питания, сделать их одинаковыми для всех моряков, работающих в оди­ наковых условиях. Нельзя мириться с фактом, когда многие члены эки­ пажа по приходу судна в порт не имеют условий для нормального отдыха. Больше всего страдают в этом отношении механики и капитаны. Надо сделать так, чтобы капитан, да и не только капитан, а любой ры­ бак, пришедший с моря, где он много и тяжело трудил­ ся, имел время для хорошего отдыха, чтобы его не нер­ вировали по любому поводу. Известно, что климатические условия Крайнего Се­ вера отрицательно влияют на здоровье лн^ей, (особен­ но плавсостава), длительно работающих в Заполярье. У нас среди капитанов и моряков других профессий к 50- летнему возрасту и после 30— 35-летнего плавания в море работают на кораблях лишь немногие. Большин­ ство трудится на берегу. Положение о пенсионном обеспечении предусматри­ вает для работников Крайнего Севера льготы только по стажу работы, а не учитывается возраст, поэтому при льготном стаже работы 50—60 лет они имеют право на пенсию по старости наравне с жителями Кавказа, Крыма и других южных областей нашей страны. Учитывая такое несоответствие, считаю, что настало время разобраться и с этим вопросом и установить пен­ сии для работников Крайнего Севера на льготных усло­ виях по сравнению с другими районами страны. Моряки Северного бассейна высказывают просьбу об увеличении количества санаторных путевок в южные районы страны. У нас же наблюдается противополож­ были. 112 тысяч центнеров рыбы выловили моряки БМРТ «Гоголь», 109 тысяч центнеров — моряки «Се- l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l ...... I I I I I I I I I I IK I I I i l l l l l l l l lH l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l .........I I I I I I I I I I I I . I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I ....... I l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i n i l l l l l l l l l ..........ЦИННИИ ное — из года в год количество их сокращается. Надо ускорить строительство жилья для моряков. Хотелось бы сегодня услышать от министра рыбного хозяйства СССР тов. Ишкова А. А., когда, наконец, бу­ дет начато строительство в Мурманске многоэтажного Дома междурейсового отдыха моряков рыбопромысло­ вых флотов в сочетании со всем комплексом необходи­ мых коммунально-бытовых и культурных удобств? Существующий Дом междурейсового отдыха давно не удовлетворяет потребности моряков, тем более, что флот вырос, а в зимний период в Мурманске базиру­ ются суда Архангельского и Карельского флотов. Все это порождает текучесть- кадров, нарушения тру­ довой дисциплины. Посылая меня на съезд, моряки просили еще раз по­ ставить вопрос об упорядочении выдачи спецодежды к сроков ее носки. Дело доходит до смешного. Па рейс матросу положе­ на пара рукавиц. В них он должен и рыбу шкерить, и работать с промысловым вооружением. Штурманам и механикам рукавицы вообще не вы­ даются. А ведь они часто выходят на подвахту и рабо­ тают наравне с матросами. Это касается не только ру­ кавиц, но и рыбацкой одежды. Качество спецодежды давно волнует промысловиков. Взять рыбацкие костюмы, выпускаемые Уфимской и Славянской швейными фабриками. Они всем хороши, кроме одного — после сушки пропитка на швах пузы­ рится, скатывается, и костюмы пропускают воду. Этот изъян появился после перехода на массовое производ­ ство. У первых опытных образцов его не наблюдалось. Качество сапог, выпускаемых Таганрогской фабри­ кой, также оставляет желать много лучшего. Они или быстро промокают или лопаются на морозе. Дело дохо­ дит до курьеза: ОТК фабрики считает годными для мо­ ряков сапоги, пропускающие не более 300 граммов - воды (?!). Сейчас на судах флота проходят испытания несколь­ ко образцов обуви, изготовленной по заказу Москов­ ского научно-исследовательского института резиновых и латексных изделий. Отзывы о них хорошие. Может быть, эту обувь и следует взять за образец? На протяжении многих лет не решается вопрос об обеспечении промысловых судов надежными спаса- тельпыми средствами. Существующие спасательные шлюпки не удовлетворяют требованиям Регистра СССР, а поэтому в Мурманском бассейне Морской Государст­ венной инспекцией установлен срок пользования ста­ рыми спасательными средствами только до 1 декабря этого года. Новые спасательные средства — плотики до настоящего времени не поступают. У нас в стране учреждены почетные звания — за­ служенный рационализатор, строитель, учитель, врач и др., и нет сомнения, что они заслужили своим труде^ и уважением народа это почетное звание. Мы считаем, что назрела необходимость Цеитральвв- му Комитету профсоюза совместно с Министерств®* рыбного хозяйства СССР войти в ходатайство перед Президиумом Верховного Совета РСФСР об установлен нии звания «Заслуженный рыбак РСФСР», оценить' тяжелый, но благородный труд рыбака этим высеквм. званием. . Товарищи делегаты! Разрешите заверить вас, что рыбаки и рыбообра^ ботчики, все труженики Северного бассейна в ответ на решения сентябрьского Пленума ЦК КПСС еще нярег развернут социалистическое соревнование и встретят,, XX III съезд КПСС дальнейшими успехами в увеличат нии добычи рыбы и в выпуске высококачественной и высокорентабельной рыбной продукции. 1ЛЛЛЛЛЛ Согласен с В. Маевским w w w j т щ т Статью ка­ питана В. Ма- евского в газе­ те «Рыбный ___ Мурман» я прочитал с большим вни­ манием. Ее положения от начала и до конца правильны. Остается только пожелать, чтобы поднятые вопросы сме­ лее и решительнее претворя­ лись в жизнь. Особенно это ка­ сается устранения ненуясной опеки над капитанами. Предо­ ставление им большей само­ стоятельности п о з в о л и т командованию судна более инициативно и предприимчиво вести финансово-экономиче­ скую работу на траулере. Нас, капитанов, не только удивляет, но и возмущает та­ кой порядок, когда план хо­ зяйственной и производствен­ ной деятельности экипажа со­ ставляется работниками соот­ ветствующего отдела управле­ ния без участия капитана, без ПРОДОЛЖАЕТ РА З ГО ВО Р его корректив­ ных замечаний. Не могу не поддержать и мнение тов. в отношении капитанов. Слу- капитану во время Маевского отдыха чаи, когда стоянки не удается спокойно, в кругу семьи, провести несколь­ ко дней, не редки. На флот нз вышестоящих инстанций иногда поступают различные решения, постанов­ ления, которые были приняты без •предварительного обсужде­ ния вопроса капитанами, хотя участие их в этом бывает не­ обходимо. А так они превра­ щаются в рядовых исполните­ лей. Это ведет к дискредита­ ции авторитета руководителя экипажа. Прав В. Маевский —- нужно Поднимать роль капита­ нов. Н. Л ЯПЛИ ЕВ , капитан дальнего плавания управ­ ления «Мурмансельдь», VW W W W W W W W W VAA/NA/VNA/W W I Радиоучасток на плавмастерской «Резец» лучший. Руководит им мастер коммунист Николай Ива-* нович Деревянкин. В коллективе участка есть свои маяки, по которым равняются остальные. Много хо* роших слов можно услышать здесь о бригаде коммунистического труда, которую возглавляет депутат горсовета Павел Ильич Благин. Всегда выполняя своевременно сменные задания, радиомонтажники, не забывают о высококачественном ремонте аппаратуры. На счету бригады 3 гарантийных паспорта. На снимке: (слева направо) бригадир, депутат горсовета П. И. Благин, А. А. Кабикой, Н. Т. Коно­ валов, А. А. Ягудин, Е. П. Бибиксарсв, Фото К. Моисеева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz