Рыбный Мурман. 1965 г. Ноябрь.

Р ш ш я СенРпя&рбосого И К Ж - в ж т ь Пути совершенствованияпланирования и материального стимулирования промышленого производства И С КЛЮ Ч И Т ЕЛ ЬН О важ­ ное значение для пред­ приятий рыбной промышленно­ сти Северного бассейна имеют решения сентябрьского Плену­ ма ЦК КПСС «Об улучшении управления промышленностью, Совершенствования планирова­ ния и усилении экономического стимулирования промышленно­ го производства». До настоящего времени про­ мышленному предприятию ут­ верждалось множество показа­ телей в плане. В частности, предприятия рыбной промыш­ ленности отчитывались по 13 показателям: улов рыбы все­ го, в том числе: сельдь, мор­ ской зверь, морепродукты. Вы ­ пуск продукции пищевой и тех­ нической в ассортименте (по ви­ дам обработки). Сортность ры­ бопродукции. Объем валовой продукции в ценах 1955 года. Объем товарной продукции в действующих ценах. Учитыва­ лись производительность труда одного работника промышлен­ но-производственного персона­ ла, фонд заработной платы про­ мышленно - производственного Персонала и отдельно — непро­ мышленной группы. Работа предприятий рассмат­ ривалась и оценивалась с пози­ ции выполнения всех трннадца? ти показателей плана, а любое отклонение в сторону невыпол­ нения какого-либо показателя считалось отрицательным. В первом квартале нынешне­ го года успешная работа отряда БМ Р Т на Дальнем Западе в районах Атлантики потребовала увеличения приемки готовой мо­ роженой рыбопродукции на транспортные рефрижераторы вдвое больше планового количе­ ства. )■ : Управление «Севрыбхолод- флот* -наряду с ускоренней оборачиваемости имеющихся судов и повышением грузоподъ­ емности арендовало в марте Два транспортных рефрижерато­ ра и обеспечило выполнение плана приемки мороженой го­ товой 1"Продукции. В первом (Квартале задание выполнено на 197,8 процента. В марте план перевозок был выполнен на 216 процентов. Но при этом до­ пущен перерасход фонда зара­ ботной платы по непромышлен­ ной группе при общей эконо­ мии фонда зарплаты в целом по флоту. При рассмотрении вопроса о премировании за выполнение и перевыполнение плана произ­ водства и снижение себестои­ мости готовой продукции, не­ сколько человек из управления были лишены премии за март. Лимитирование деятельности предприятия по всем многочис­ ленным показателям лишало их хозяйственной самостоятельно­ сти, сковывало инициативу кол­ лективов предприятий по наи­ более рациональному и эффек­ тивному использованию матери­ альных и денежных ресурсов. Добывающие предприятия Се­ верного бассейна хорошо знают, какую продукцию ждет от них потребитель. Но для обеспече­ ния выполнения плана по вало­ вой продукции, производитель­ ности труда и недопущения пе­ рерасхода фонда заработной платы (корректировка которо­ го ведется по проценту выпол­ нения плана выпуска валовой продукции) вынуждены направ­ лять суда на лов атлантической тощей седьди. Спрашивается, почему? Ларчик открывается просто. Один центнер сырца тощей сельди дает валовой про­ дукции почти в три раза боль­ ше, чем центнер сырца треско­ вых пород. Добыча серебристо­ го хека тоже выгодна. Т Е П Е Р Ь для обеспечения * наиболее правильного сочетания централизованного го­ сударственного планирования с широкой хозяйственной инициа­ тивой предприятий предусмот­ рено значительное сокращение утверждаемых показателей. Вместо показателя по вало­ вой продукции намечается уста­ новить плановое задание по объему реализованной продук­ ции. Это в корне меняет дело. Предприятия рыбной промыш­ ленности будут больше забо­ титься о качестве и ассортимен­ те выпускаемой продукции. И понятно — ведь продукция, не удовлетворяющая потребителя, в реализации не пойдет и, сле­ довательно, план предприятием не будет выполнен. По состоянию на 1 июля ны­ нешнего года на остатках у рыбных предприятий Мурман­ ска находилось около 45 тысяч Центнеров не пользующейся спро­ сом атлантической тощей сель­ ди, но учтенной в выполнении плана валовой продукции в сум­ ме 4,7 миллиона рублей. По новой системе оценки де­ ятельности предприятий эта продукция в выполнении плана не была бы учтена. Теперь будут утверждаться также следующие показатели: — основная номенклатура продукции; — фонд заработной платы; — прибыль и рентабель­ ность. Наряду с этими показателя­ ми устанавливаются объем централизованных капитальных вложений и ввод в действие производственных мощностей и основных фондов; платежи в бюджет и ассигнования из бюд­ жета. Значительно повышается сти­ мулирующая роль прибыли. Прибыль, как показатель, имеет ряд преимуществ перед себе- стоимрстью. Она дает более полное и правильное представ­ ление о конечных результатах работы предприятия, отражая не только объем, но ассорти­ мент и качество фактически реализованной продукции. Поясню на примере. В пер­ вом полугодии прошлого года в результате перевыполнения пла­ на вылова сельди было получе­ но снижение себестоимости на центнер по сравнению с пла­ ном. Но часть сельди не была реализована, а находилась в остатках. Ввиду отсутствия по­ требителя, находившаяся на остатках тощая сельдь была направлена на выработку рыб­ ной муки. Вместо ожидаемой прибыли получено около 50 рублей убытка на каждый цент­ нер сельди-сырца. При вновь вводимой системе планирования добывающие предприятия не допустили бы выработку продукции для скла­ дирования. Это не давало бы прибыли и, следовательно, не вошло бы в зачет выполнения плана. У л у ч ш е н и е форм и ме­ тодов планирования по­ зволит по-новому поставить проблему укрепления и разви­ тия хозяйственного расчета. Что же для этого намечается? Оставлять в . распоряжении предприятий из их прибыли больше средств, чтобы они мог­ ли развивать производство, со­ вершенствовать технику, мате­ риально поощрять работников и улучшать условия труда и быта рабочих и служащих. В настоящее время отчисле­ ния в фонд предприятия флота рыбной промышленности про­ изводятся в размере двух про­ центов от плановой прибыли или экономии от снижения себестои­ мости продукции и 30 процен­ тов — от сверхплановой при­ были или снижения себестоимо­ сти продукции (перевозок, ра­ бот). Общая годовая сумма от­ числений, как правило, не долж­ на превышать 5,5 процента го­ дового фонда заработной платы производственного персонала. В новых условиях создавае­ мые за счет прибыли фонд ма­ териального поощрения и фонд развития производства будут значительно выше, чем разме­ ры ныне действующего фонда предприятия. Уже в 1966 году фонд материального поощрения и фонд социально-культурных мероприятий и жилищного стро­ ительства должны возрасти по­ чти вдвое (в расчете на год). Особо надо подчеркнуть сле­ дующее. Размер фондов будет определяться по стабильным нормативам, устанавливаемым, на ряд лет в зависимости от ро­ ста реализации продукции и прибыли или уровня рентабель­ ности производства, предусмот­ ренных в годовых планах пред­ приятий. Л Я практической разра­ ботки наиболее совер­ шенной формы полного хозрас­ чета для судов флота рыбной промышленности, по указанию Министерства рыбного хозяй­ ства СССР, Мурманский трало­ вый флот направил в опытные рейсы команды БМРТ «Чехов» и «Ашхабад». Коллективам судов установ­ лено задание по выработке про­ дукции в ассортименте, рас­ ценки. Продукция, не пользую­ щаяся спросом (сельдь тощая), оплате не подлежит. Определены также затраты судна по всем статьям расходов. Вся экономия, полученная энипажем в опытном рейсе, в виде поощрительного вознаграж­ дения (помимо заработной пла­ ты и премии) будет распреде­ ляться среди работающих по паям. Капитан судна, по согласова­ нию с профсоюзной организаци­ ей, при распределении эконо­ мии может в пределах общей суммы повышать или пони- Д жать размер поощрительного вознаграждения отдельный членам экипажа. Нарушители трудовой дисциплины из списка на распределение поощрения исключаются. i; ! Одновременно с указанными рейсами в других бассейнах страны проводятся также опыт­ ные рейсы судов, у которых методика расчета суммы мате­ риального поощрения отлична от принятой в Мурманском тралфлоте. После обобщения работы всех экипажей судов в опытных рей­ сах будет разработана инструк­ ция по начислению поощритель­ ного вознаграждения для флота рыбной промышленности стра­ ны. Но переход на полный хоз­ расчет промышленных пред­ приятий и отдельных судов не может быть осуществлен в один миг, это дело требует тщатель­ ной подготовки. Прежде всего надо значи­ тельно улучшить систему опто­ вых цен на продукцию. Дейст­ вующие цены во многом уста­ рели и не соответствуют новым условиям производства. Совершенствование системы ценообразования явится важ­ ным условием улучшения всех экономических показателей ра­ боты предприятий, ,будет слу­ жить необходимой предпосыл­ кой для выполнения всего комп­ лекса мероприятий по совер­ шенствованию планирования и усилению экономических сти­ мулов. На балансе рыбной промыш­ ленности Северного бассейна находятся 14 лихтеров, сумма основных фондов по которым составляет 10,5 миллиона руб­ лей. Несмотря на неудовлетво­ рительное использование их, вопрос о целесообразности со­ держания лихтеров не решает­ ся, Вводимая плата за основные фонды заставит интенсивно ис­ пользовать имеющиеся фонды, приобретать лишь необходимые и технически совершенные, ко­ торые дадут в кратчайший срок наибольшую выгоду. В перспективе плата за про­ изводственные фонды станет ос­ новным платежом в бюджет Ц- важнейшим источником центра-^ лизоваиных финансовых ресурс сов государства. 3. ПИСАРЦ ЕВА , на­ чальник планового отде-i ла управления «Севрыб- ’ холодфлот». Направление перестройки правильное В траловом флоте намечает­ ся перестройка организации управления и руководства промыслом. Решение по этому вопросу принято правильное. Я полностью согласен с тем, что главным структурным звеном флота должен быть район. Его руководителю долж­ но быть предоставлено право самостоятельно решать все вопросы. Оперативно руково­ дить судами, работающими на Дальнем Западе, из Мурман­ ска очень трудно. Ветерок субъективизма в ре­ шении насущных проблем флота, промышляющего на Дальнем Западе, дуст и по сей дсйь; Сейчас решается во­ прос о посылке в этот район плавбазы с бочками и солью. Мнения разошлись. Одни ра­ ботники отдела обработки ры­ бы управления флота говорят, что плавбазу надо посылать, другие, в том числе и тов. Кротова, считают, что можно обойтись без плавбазы. Мне думается, что если бы руководители отдела лучше знали положение на промыс­ ле, посоветовались с капита­ нами, то пришли бы к выводу— плавбаза нужна не только се­ годня, но и в течение всего го­ да. Флот бортового траления не­ сет большие убытки из-за пло­ хой обеспеченности плавбаза­ ми для сдачи рыбы бочкового посола, клипфиска и рыбной муки. Больше всех страдают в этом отношении экипажи по­ исковых судов, которые вы­ нуждены заготавливать рыбу в бочках. Нехватка тары, соли, несвоевременная отправка по­ луфабриката в порт вызывают простои судов, отрицательно ПРОДОЛЖАЕТ РА З ГО ВО Р сказываются ва качестве про­ дукции. Основной упор в районах Дальнего Запада делается на заготовку большого количества мороженой продукции. И это правильно. Но такие рыбы, как зубатка, палтус и крупная треска будут, по всей вероят­ ности, долго еще заготавли­ ваться под соль. Технологи­ ческое оборудование производ­ ственных рефрижераторов не позволяет обрабатывать эти породы рыб, особенно круп­ ных размеров. Это еще раз подтверждает необходимость иметь на промысле плавбазу. Скоро в северных районах Дальнего Запада начнется пе­ риод лова трески. В случае остановки рыбофабрики на производственных рефрижера­ торах или снижения произво­ дительности из-за неприспо­ собленности' технологического оборудования экипажи будут заготавливать соленую рыбу. Сдавать ее придется на плав­ базу. Плавбаза должна прини­ мать клипфиск, муку и т. д. Другим немаловажным фак­ тором, тормозящим ритмичную работу флота в целом, являет­ ся то, что иногда руководители промысла прибегают к не­ оправданной тактике сосредо­ тачивания всех промысловых судов в одном районе. И как правило, в этих случаях бы­ вает больше проигрышей, чем выигрышей. В середине октября в рай­ оне острова Сейбл в одпом- двух квадратах были сосредо­ точены все суда нашего фло­ та да еще и экипажи главк.г «Запрыба». Небольшой косяк пикши был рассеян буквально за несколько часов. А если бы в этих квадратах работали 5— 6 судов, то они добыли бы больше рыбы. На флоте еще не изжита практика. плохого обеспечения промвооружением экипажей, идущих в районы Дальнего За­ пада в длительные рейсы. В результате промвооружения, полученного в порту, не хва­ тает до конца рейса и его приходится снимать с кораб­ лей, отходящих в порт. Это вызывает непроизводительную трату промыслового времени. Хочется верить, что все эти рогатки на пути к рентабель­ ной работе промысловых су­ дов будут устранены. И. КУ ЗЬМ И Н , капитан. -ГАЛЛ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz