Рыбный Мурман. 1965 г. Ноябрь.
Р ш ш я СенРпя&рбосого И К Ж - в ж т ь Пути совершенствованияпланирования и материального стимулирования промышленого производства И С КЛЮ Ч И Т ЕЛ ЬН О важ ное значение для пред приятий рыбной промышленно сти Северного бассейна имеют решения сентябрьского Плену ма ЦК КПСС «Об улучшении управления промышленностью, Совершенствования планирова ния и усилении экономического стимулирования промышленно го производства». До настоящего времени про мышленному предприятию ут верждалось множество показа телей в плане. В частности, предприятия рыбной промыш ленности отчитывались по 13 показателям: улов рыбы все го, в том числе: сельдь, мор ской зверь, морепродукты. Вы пуск продукции пищевой и тех нической в ассортименте (по ви дам обработки). Сортность ры бопродукции. Объем валовой продукции в ценах 1955 года. Объем товарной продукции в действующих ценах. Учитыва лись производительность труда одного работника промышлен но-производственного персона ла, фонд заработной платы про мышленно - производственного Персонала и отдельно — непро мышленной группы. Работа предприятий рассмат ривалась и оценивалась с пози ции выполнения всех трннадца? ти показателей плана, а любое отклонение в сторону невыпол нения какого-либо показателя считалось отрицательным. В первом квартале нынешне го года успешная работа отряда БМ Р Т на Дальнем Западе в районах Атлантики потребовала увеличения приемки готовой мо роженой рыбопродукции на транспортные рефрижераторы вдвое больше планового количе ства. )■ : Управление «Севрыбхолод- флот* -наряду с ускоренней оборачиваемости имеющихся судов и повышением грузоподъ емности арендовало в марте Два транспортных рефрижерато ра и обеспечило выполнение плана приемки мороженой го товой 1"Продукции. В первом (Квартале задание выполнено на 197,8 процента. В марте план перевозок был выполнен на 216 процентов. Но при этом до пущен перерасход фонда зара ботной платы по непромышлен ной группе при общей эконо мии фонда зарплаты в целом по флоту. При рассмотрении вопроса о премировании за выполнение и перевыполнение плана произ водства и снижение себестои мости готовой продукции, не сколько человек из управления были лишены премии за март. Лимитирование деятельности предприятия по всем многочис ленным показателям лишало их хозяйственной самостоятельно сти, сковывало инициативу кол лективов предприятий по наи более рациональному и эффек тивному использованию матери альных и денежных ресурсов. Добывающие предприятия Се верного бассейна хорошо знают, какую продукцию ждет от них потребитель. Но для обеспече ния выполнения плана по вало вой продукции, производитель ности труда и недопущения пе рерасхода фонда заработной платы (корректировка которо го ведется по проценту выпол нения плана выпуска валовой продукции) вынуждены направ лять суда на лов атлантической тощей седьди. Спрашивается, почему? Ларчик открывается просто. Один центнер сырца тощей сельди дает валовой про дукции почти в три раза боль ше, чем центнер сырца треско вых пород. Добыча серебристо го хека тоже выгодна. Т Е П Е Р Ь для обеспечения * наиболее правильного сочетания централизованного го сударственного планирования с широкой хозяйственной инициа тивой предприятий предусмот рено значительное сокращение утверждаемых показателей. Вместо показателя по вало вой продукции намечается уста новить плановое задание по объему реализованной продук ции. Это в корне меняет дело. Предприятия рыбной промыш ленности будут больше забо титься о качестве и ассортимен те выпускаемой продукции. И понятно — ведь продукция, не удовлетворяющая потребителя, в реализации не пойдет и, сле довательно, план предприятием не будет выполнен. По состоянию на 1 июля ны нешнего года на остатках у рыбных предприятий Мурман ска находилось около 45 тысяч Центнеров не пользующейся спро сом атлантической тощей сель ди, но учтенной в выполнении плана валовой продукции в сум ме 4,7 миллиона рублей. По новой системе оценки де ятельности предприятий эта продукция в выполнении плана не была бы учтена. Теперь будут утверждаться также следующие показатели: — основная номенклатура продукции; — фонд заработной платы; — прибыль и рентабель ность. Наряду с этими показателя ми устанавливаются объем централизованных капитальных вложений и ввод в действие производственных мощностей и основных фондов; платежи в бюджет и ассигнования из бюд жета. Значительно повышается сти мулирующая роль прибыли. Прибыль, как показатель, имеет ряд преимуществ перед себе- стоимрстью. Она дает более полное и правильное представ ление о конечных результатах работы предприятия, отражая не только объем, но ассорти мент и качество фактически реализованной продукции. Поясню на примере. В пер вом полугодии прошлого года в результате перевыполнения пла на вылова сельди было получе но снижение себестоимости на центнер по сравнению с пла ном. Но часть сельди не была реализована, а находилась в остатках. Ввиду отсутствия по требителя, находившаяся на остатках тощая сельдь была направлена на выработку рыб ной муки. Вместо ожидаемой прибыли получено около 50 рублей убытка на каждый цент нер сельди-сырца. При вновь вводимой системе планирования добывающие предприятия не допустили бы выработку продукции для скла дирования. Это не давало бы прибыли и, следовательно, не вошло бы в зачет выполнения плана. У л у ч ш е н и е форм и ме тодов планирования по зволит по-новому поставить проблему укрепления и разви тия хозяйственного расчета. Что же для этого намечается? Оставлять в . распоряжении предприятий из их прибыли больше средств, чтобы они мог ли развивать производство, со вершенствовать технику, мате риально поощрять работников и улучшать условия труда и быта рабочих и служащих. В настоящее время отчисле ния в фонд предприятия флота рыбной промышленности про изводятся в размере двух про центов от плановой прибыли или экономии от снижения себестои мости продукции и 30 процен тов — от сверхплановой при были или снижения себестоимо сти продукции (перевозок, ра бот). Общая годовая сумма от числений, как правило, не долж на превышать 5,5 процента го дового фонда заработной платы производственного персонала. В новых условиях создавае мые за счет прибыли фонд ма териального поощрения и фонд развития производства будут значительно выше, чем разме ры ныне действующего фонда предприятия. Уже в 1966 году фонд материального поощрения и фонд социально-культурных мероприятий и жилищного стро ительства должны возрасти по чти вдвое (в расчете на год). Особо надо подчеркнуть сле дующее. Размер фондов будет определяться по стабильным нормативам, устанавливаемым, на ряд лет в зависимости от ро ста реализации продукции и прибыли или уровня рентабель ности производства, предусмот ренных в годовых планах пред приятий. Л Я практической разра ботки наиболее совер шенной формы полного хозрас чета для судов флота рыбной промышленности, по указанию Министерства рыбного хозяй ства СССР, Мурманский трало вый флот направил в опытные рейсы команды БМРТ «Чехов» и «Ашхабад». Коллективам судов установ лено задание по выработке про дукции в ассортименте, рас ценки. Продукция, не пользую щаяся спросом (сельдь тощая), оплате не подлежит. Определены также затраты судна по всем статьям расходов. Вся экономия, полученная энипажем в опытном рейсе, в виде поощрительного вознаграж дения (помимо заработной пла ты и премии) будет распреде ляться среди работающих по паям. Капитан судна, по согласова нию с профсоюзной организаци ей, при распределении эконо мии может в пределах общей суммы повышать или пони- Д жать размер поощрительного вознаграждения отдельный членам экипажа. Нарушители трудовой дисциплины из списка на распределение поощрения исключаются. i; ! Одновременно с указанными рейсами в других бассейнах страны проводятся также опыт ные рейсы судов, у которых методика расчета суммы мате риального поощрения отлична от принятой в Мурманском тралфлоте. После обобщения работы всех экипажей судов в опытных рей сах будет разработана инструк ция по начислению поощритель ного вознаграждения для флота рыбной промышленности стра ны. Но переход на полный хоз расчет промышленных пред приятий и отдельных судов не может быть осуществлен в один миг, это дело требует тщатель ной подготовки. Прежде всего надо значи тельно улучшить систему опто вых цен на продукцию. Дейст вующие цены во многом уста рели и не соответствуют новым условиям производства. Совершенствование системы ценообразования явится важ ным условием улучшения всех экономических показателей ра боты предприятий, ,будет слу жить необходимой предпосыл кой для выполнения всего комп лекса мероприятий по совер шенствованию планирования и усилению экономических сти мулов. На балансе рыбной промыш ленности Северного бассейна находятся 14 лихтеров, сумма основных фондов по которым составляет 10,5 миллиона руб лей. Несмотря на неудовлетво рительное использование их, вопрос о целесообразности со держания лихтеров не решает ся, Вводимая плата за основные фонды заставит интенсивно ис пользовать имеющиеся фонды, приобретать лишь необходимые и технически совершенные, ко торые дадут в кратчайший срок наибольшую выгоду. В перспективе плата за про изводственные фонды станет ос новным платежом в бюджет Ц- важнейшим источником центра-^ лизоваиных финансовых ресурс сов государства. 3. ПИСАРЦ ЕВА , на чальник планового отде-i ла управления «Севрыб- ’ холодфлот». Направление перестройки правильное В траловом флоте намечает ся перестройка организации управления и руководства промыслом. Решение по этому вопросу принято правильное. Я полностью согласен с тем, что главным структурным звеном флота должен быть район. Его руководителю долж но быть предоставлено право самостоятельно решать все вопросы. Оперативно руково дить судами, работающими на Дальнем Западе, из Мурман ска очень трудно. Ветерок субъективизма в ре шении насущных проблем флота, промышляющего на Дальнем Западе, дуст и по сей дсйь; Сейчас решается во прос о посылке в этот район плавбазы с бочками и солью. Мнения разошлись. Одни ра ботники отдела обработки ры бы управления флота говорят, что плавбазу надо посылать, другие, в том числе и тов. Кротова, считают, что можно обойтись без плавбазы. Мне думается, что если бы руководители отдела лучше знали положение на промыс ле, посоветовались с капита нами, то пришли бы к выводу— плавбаза нужна не только се годня, но и в течение всего го да. Флот бортового траления не сет большие убытки из-за пло хой обеспеченности плавбаза ми для сдачи рыбы бочкового посола, клипфиска и рыбной муки. Больше всех страдают в этом отношении экипажи по исковых судов, которые вы нуждены заготавливать рыбу в бочках. Нехватка тары, соли, несвоевременная отправка по луфабриката в порт вызывают простои судов, отрицательно ПРОДОЛЖАЕТ РА З ГО ВО Р сказываются ва качестве про дукции. Основной упор в районах Дальнего Запада делается на заготовку большого количества мороженой продукции. И это правильно. Но такие рыбы, как зубатка, палтус и крупная треска будут, по всей вероят ности, долго еще заготавли ваться под соль. Технологи ческое оборудование производ ственных рефрижераторов не позволяет обрабатывать эти породы рыб, особенно круп ных размеров. Это еще раз подтверждает необходимость иметь на промысле плавбазу. Скоро в северных районах Дальнего Запада начнется пе риод лова трески. В случае остановки рыбофабрики на производственных рефрижера торах или снижения произво дительности из-за неприспо собленности' технологического оборудования экипажи будут заготавливать соленую рыбу. Сдавать ее придется на плав базу. Плавбаза должна прини мать клипфиск, муку и т. д. Другим немаловажным фак тором, тормозящим ритмичную работу флота в целом, являет ся то, что иногда руководители промысла прибегают к не оправданной тактике сосредо тачивания всех промысловых судов в одном районе. И как правило, в этих случаях бы вает больше проигрышей, чем выигрышей. В середине октября в рай оне острова Сейбл в одпом- двух квадратах были сосредо точены все суда нашего фло та да еще и экипажи главк.г «Запрыба». Небольшой косяк пикши был рассеян буквально за несколько часов. А если бы в этих квадратах работали 5— 6 судов, то они добыли бы больше рыбы. На флоте еще не изжита практика. плохого обеспечения промвооружением экипажей, идущих в районы Дальнего За пада в длительные рейсы. В результате промвооружения, полученного в порту, не хва тает до конца рейса и его приходится снимать с кораб лей, отходящих в порт. Это вызывает непроизводительную трату промыслового времени. Хочется верить, что все эти рогатки на пути к рентабель ной работе промысловых су дов будут устранены. И. КУ ЗЬМ И Н , капитан. -ГАЛЛ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz