Рыбный Мурман. 1965 г. Ноябрь.
Так просто и не просто После вахты, прежде чем пере одеться, Михаил вышел на палу бу. От свежести и прохлады при ятно закружилась голова. Но это только на миг. Грудь наполнилась Зябким морозным воздухом, кото рого ему так не хватало там, в машинном отделении. У борта «Атлантики» взлетают и опускаются на зыби подошедшие за снабжением СРТ; матросы, ры бообработчики закатывают на сет ку бочки с солью, тару. — Стоп! .*— кричит старший по смене. И расторопные парни подцепляют за гак углы сетки, и она по манове нию рук ухмана перекочевывает ва палубу траулера. За бортом £ишь в полосе освещения видна темная, колышущаяся вода, а Дальше — предрассветная суме речность и непроглядный туман. С севера тянет холодным воздухом. Кто-то за спиной тихо напевает: Туман плывет над морем, В душе моей туман. Все кажется так просто и не просто... Держись, моя столица — зеленый океан, Двенадцать ветров — енний перекресток. Песня незнакомая, и тот, кто поет ее, тоже незнакомый, какой- то рыбак с СРТ. И мелодия бес хитростная, но слова вдруг запа дают в душу... «все кажется так просто и не просто...». Действительно, как просто взять чемоданчик, прийти на от ход, расположиться в знакомой каюте. Как просто надеть робу, пахнущую машиной и маслом, и спуститься к гремящим клапанами и поршнями двигателям, хлопнуть ладоныо по корпусу главного, шепнуть ему: «Ну, поработаем, старик». Как просто, подчинив шись неумолимому ритму суток, распределить каждый свой шаг по определенному графику морской жизни. И как совсем не просто перед отходом заглянуть ясене в ласко вые глаза с влажными ресница ми и, мягко отстранив ее от себя, сказать: «Ну, я пошел, Женя», как пе просто «отстоять» вахту в оглушающем шуме и духоте (дви гатель — мощь, зпаешь, сколько воздуха берет себе), прислуши ваясь к телеграфу, и пи на мину ту не давать покоя своим рукам. Как просто и как пе просто пред- ( Очерк ) ставить, что десять лет такой жизни пролетели, как один год. И все они отданы большому кораблю —. «Атлантике». ...Десять лет назад рыбообра ботчики па «Атлантике» жили не как сейчас, под полубаком, в удобных каютах, а в твиндеке, временно оборудованном под жилье. Тогда-то один из них, а именно Михаил Поддубский, слу чайно услышал, что с плавбазы списался и перешел на другое судно моторист. Мысль, что мож но перейти работать в машинное отделение, появилась не внезап но... Старший механик поглядел на черноволосого паренька. — Мотористом, говоришь, взять тебя? — И задумался: кота в мешке покупать не хочется. По чему парень просится к машине? Тяжело на палубе работать? — С дизелями знаком? Лицо Поддубского преобразилось в улыбке. Он-то знает, что преж де, чем прийти на флот, его руки держались несколько лет за руль автомашины. Даже в армии был он шофером. И что техника — это не просто его призвание, а то, чем он может заниматься неустанно и самозабвенно. — Знаком, — сказал он стар шему механику. — Приходилось работать и с дизелями.- А через два рейса МихаилуПод- дубскому уже вручили в управ лении флота свидетельство мото риста. В машинном отделении сра зу же приметили работящего и старательного белоруса. При слу чае назначили старшим мотори стом, а вскоре и рефрижератор ным машинистом. Кажется, не бы ло на судне механизмов, которых бы не знал Поддубский. Двигате ли, системы обеспечения — все это он постигал трудом, стремле нием знать любую гайку, любой винт, любую деталь. Михаил работал уже уретьич механиком па судне, когда появи лась возможность поступить в школу усовершенствования кад ров командного плавсостава. В ме ханико-судовой службе сельдяного флота его желание учиться встре тили с одобрением. Да и как не одобрить такое. Талантливый, спо собный механик, золотые руки, • liiiijiiijiiiiiiif iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiin iiiiiii Р ешения Сснгпя& р 6сктого ШЖ-вшнь а образования специального нет, да и грамотности маловато. Под дубский прошел флотскую комис сию, собрал необходимые доку менты и... Но в ШУКСе среди его бумаг не нашли удостоверения слесаря. Умел Михаил и молотком, и зуби лом работать, и разобрать, и со брать двигатель, и резьбу наре зать и... много другого умел де лать он по слесарной части. По единственного не знал, что иног да бюрократ может все это поста вить под сомнение. Ему тыкали пальцем в какую-то инструкцию: — Не можем. Видите, не можем мы вас принять. Тут так и запи сано... — Да поймите, я даже токар ное дело знаю. Я на переоборудо вании судна третий номер сам от ремонтировал, как же я слесарить не умею? — Ничего не знаем. Тут запи сано... Помогли пробить эту стену то варищи из управления флота, из газеты, куда обратился за по мощью Михаил, помогло его под- дубинское упорство. Помогла его партийная принципиальность. Не мог он, коммунист, вот так легко, просто отказаться от намеченной цели. ...Годы, когда их вспоминаешь, кажутся, на первый взгляд, оди наковыми. Рейс за рейсом. Ислан дия, Фарерские острова, Ян- Майсн, Атлантика, вахты, ремон ты, усталость... Но в путанице дней есть то, что запоминается накрепко. Свадьба, рождение Ле ны, Сережки... Долгие часы над учебниками: на флот пришел с пятью классами образования, а сейчас все зачеты за восьмой класс сдал, только русский язык остался. Но и его осилит он. Надо обязательно в этом году поступить в мореходное училище... Прием в партию — это на всю жизнь. ...Николай Федорович Ракутин, старший механик «Атлантики», склонился над списком членов ма шинной команды. После ремонта есть новенькие. Электромеханик, вот, работник старательный, тол ковый, а помощники слабые. На до подсказать, чтобы учил ребят, натаскивал — молодые. Есть и демагоги. Ему бы дело делать, а он вместо этого рассуждает «что такое хорошо, что такое плохо». Немало забот у третьего ме« ханика такого большого судна, как транспортный рефрижера тор «Александр Иванов». Но комсомолец Юрий Кононов не ■ только содержит вверенные ■ ему механизмы в исправности, но и активно участвует в об щественной работе. Он член группы содействия партийно* ■ государственному контролю. ................................................. ................................ . нумаЦККПСС читали и вместе со всеми одобряли. Наверное, работ ниц не раз призывали бороться за снижение себестоимости продук- KDMMVHH В каюту вошел Михаил Под дубский. *— Здравствуй, Федорович. — Привет, садись. — Я вспомогательный двига тель посмотрел. Подшипники, хоть н после ремонта, а местами покрошились. . Смазывал плохо? — встре вожился Ракутин. —•Да, нет. Масло в них ее вы сыхало. Плохой ремонт —•в этом я уверен. Н. Ф. Ракутин не сомневался в словах третьего. Этот честен. Не обманет и зря не скажет. *— Что ж, Миша, придется са мим наплавлять. — Попробуем, не первый раз. А позже Николай Федорович признавался: —•После Миши переделывать не приходится. Добротно делает. И быстро. Мне передали слова одного ка питана, который раньше командо вал «Атлантикой». — Если даже у меня не будет старшего и второго механика, а остапется один Поддубский, —• я без опасений выйду в море. Да только ли машиной прихо дится заниматься коммунисту Поддубскому? Как-то увидел я, как неловко тычет он пальцем в клавиши пишущей машинки. По интересовался: оказывается, Ми хаил перепечатывает протокол за седания товарищеского суда. — Давай, помогу. У меня бы стрей получится. — Спасибо. — Он ^уступил мне место и стал диктовать. Речь шла о плене экипажа С., укравшем на рыбокомбинате пол тора килограмма палтуса. «...Объ явить общественное порицание... обжалованию не подлежит. Пред седатель товарищеского суда М. С. Поддубский». — Все, спасибо, — и добавил: — работа у этого парня в руках горит, а вот...—и в голосе прозву чала обида за человека, запят навшего рабочую, моряцкую честь. ...Туман рассеялся, отступил, и в предрассветной серости показа лись заснеженные, скалистые вер- шипы Ян-Майена. Наступил но вый день с его радостями и забо тами. И в нем, в этом дне, про стое может оказаться вдруг слож ным, а непростое — понятным и разрешимым. И только потому, что человек умеет работать. Е. РЫ БНИКОВ. Северная Атлантика, СКОРО-КОМСОМОЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В первичных комсомольских организациях тралового флота завершается подготовка к от- отчетно-выборной конферен ции, проведение которой наме чено на 14 декабря. В ста че тырнадцати судовых организа циях уже проведены отчетно- выборные комсомольские соб рания. Выбраны новые вожаки молодежи и делегаты на кон ференцию. КТО ПОДСАЛИВАЕТ... КОМОЙ ШИВ Ежедневно я прохожу на рабо ту мимо склада соленой рыбы и клипфиска, который находится в районе второго причала рыбного порта. И почти ежедневно прихо дите* наблюдать, как работницы высыпают в залив через отверстие на причале хорошую соль. И не горстку-другую, а тачками. Однажды подошел к женщинам It поинтересовался: — Зачем соль в воду выбрасы ваете? Кольский залив, что-ли, подсаливаете или сваи укрепляете? Молчат. Спрашиваю их фамилии, фами лию мастера, тоже молчат. Зашел в клипфискный цех. Спрашиваю у весовщиков фами лию их мастера, и снова—молча ние. t Вызвал работниц на разговор о бережливости, пристыдил. Да только, судя по ответам, видимо, плохо это подействовало, женщи ны хором отвечают: — Начальству виднее.. . — Некуда нам девать соль пос- ле переборки клипфиска, вот и ва* лим в залив... Вижу, в цехе подготовлено для отправки на дно залива еще пять тачек соли — полтонны, не мень ше. Обращаюсь к работницам: — Разве нельзя эту соль ис пользовать для посола рыбы, раз деланной на колодку или для при готовления тузлуков? И снова тот же ответ: — сНа- чальству виднее». Фамилию мастера я все-таки узнал — Шипунов. И вот хочу ему через газету задать такой вопрос: Дорогой товарищ, вы, наверное, Постановление сентябрьского Пле- ции. Но ведь одними призывами бороться нельзя, надо действо вать. Задумывались ли вы и ра ботницы вашего цеха над тем, во что обходится эта соль? Ее надо добыть, переработать, доставить в Мурманск за тысячу с лишним километров. Моряки так с солью не обращаются. Оставшуюся после переборки клипфиска соль они ис пользуют для посола рыбы, разде ланной на колодку или на пласт. Прикинул я, и получается, что за год выбрасываются в залив де сятки тонн соли. Страшная бес хозяйственность! Задумайтесь над этим, товарищи с рыбокомбината. Надо хозяйствовать разумно, счи тать каждую копейку. Ведь из копеек складываются рубли. П. ДАВКНИС, капитан. Моряки учатся Преподаватели заочной школы моряков непосредственно на про мысле оказывают большую по мощь учащимся. К этому направлены и усилия партийных и комсомольских орга низаций кораблей управления «Севрыбхолодфлот». Выделено 27 общественных консультантов почти по всем предметам програм мы средней школы. Все консуль танты — люди с высшим образо ванием. Действенно помогают заочни кам по изучению иностранного языка, химии и биологии врачи плавбазы «Рыбный Мурман» С. А, Хорошнн и А. В. Раткин. Штур ман плавбазы «Маточкин Шар» В. И. Якушев консультирует мо- рякйв-заочников по математике. На плавбазах «Рыбный Мур- ман», «Хибинские горы», тран спортном рефрижераторе «Иван Айвазовский» созданы группы за очников от 18 до 25 человек. В минувшем учебном году ус пешно перешли из класса в класс тридцать моряков. Большая груп па заочников закончила среднюю школу. Среди них: электромеханик Сергей Иванов, электрик Алек сандр Беляев, матрос Александр Еремеев, механик Николай Пахо мов, радисты Юрий Синицын и Леонид Туриков. Недавно партком управления «Севрыбхолодфлот* подвел итоги по заочному обучению моряков, наметил мероприятия по улучше нию учебного процесса. Партий ным, профсоюзным и комсомоль ским организациям рекомендовано создавать на кораблях комиссии содействия общеобразовательной учебе моряков. На плавбазах «Ссврыба» и «Полярная звезда:» открываются учебно-консульта* ционныё пункты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz