Рыбный Мурман. 1965 г. Ноябрь.

Так просто и не просто После вахты, прежде чем пере­ одеться, Михаил вышел на палу­ бу. От свежести и прохлады при­ ятно закружилась голова. Но это только на миг. Грудь наполнилась Зябким морозным воздухом, кото­ рого ему так не хватало там, в машинном отделении. У борта «Атлантики» взлетают и опускаются на зыби подошедшие за снабжением СРТ; матросы, ры­ бообработчики закатывают на сет­ ку бочки с солью, тару. — Стоп! .*— кричит старший по смене. И расторопные парни подцепляют за гак углы сетки, и она по манове­ нию рук ухмана перекочевывает ва палубу траулера. За бортом £ишь в полосе освещения видна темная, колышущаяся вода, а Дальше — предрассветная суме­ речность и непроглядный туман. С севера тянет холодным воздухом. Кто-то за спиной тихо напевает: Туман плывет над морем, В душе моей туман. Все кажется так просто и не просто... Держись, моя столица — зеленый океан, Двенадцать ветров — енний перекресток. Песня незнакомая, и тот, кто поет ее, тоже незнакомый, какой- то рыбак с СРТ. И мелодия бес­ хитростная, но слова вдруг запа­ дают в душу... «все кажется так просто и не просто...». Действительно, как просто взять чемоданчик, прийти на от­ ход, расположиться в знакомой каюте. Как просто надеть робу, пахнущую машиной и маслом, и спуститься к гремящим клапанами и поршнями двигателям, хлопнуть ладоныо по корпусу главного, шепнуть ему: «Ну, поработаем, старик». Как просто, подчинив­ шись неумолимому ритму суток, распределить каждый свой шаг по определенному графику морской жизни. И как совсем не просто перед отходом заглянуть ясене в ласко­ вые глаза с влажными ресница­ ми и, мягко отстранив ее от себя, сказать: «Ну, я пошел, Женя», как пе просто «отстоять» вахту в оглушающем шуме и духоте (дви­ гатель — мощь, зпаешь, сколько воздуха берет себе), прислуши­ ваясь к телеграфу, и пи на мину­ ту не давать покоя своим рукам. Как просто и как пе просто пред- ( Очерк ) ставить, что десять лет такой жизни пролетели, как один год. И все они отданы большому кораблю —. «Атлантике». ...Десять лет назад рыбообра­ ботчики па «Атлантике» жили не как сейчас, под полубаком, в удобных каютах, а в твиндеке, временно оборудованном под жилье. Тогда-то один из них, а именно Михаил Поддубский, слу­ чайно услышал, что с плавбазы списался и перешел на другое судно моторист. Мысль, что мож­ но перейти работать в машинное отделение, появилась не внезап­ но... Старший механик поглядел на черноволосого паренька. — Мотористом, говоришь, взять тебя? — И задумался: кота в мешке покупать не хочется. По­ чему парень просится к машине? Тяжело на палубе работать? — С дизелями знаком? Лицо Поддубского преобразилось в улыбке. Он-то знает, что преж­ де, чем прийти на флот, его руки держались несколько лет за руль автомашины. Даже в армии был он шофером. И что техника — это не просто его призвание, а то, чем он может заниматься неустанно и самозабвенно. — Знаком, — сказал он стар­ шему механику. — Приходилось работать и с дизелями.- А через два рейса МихаилуПод- дубскому уже вручили в управ­ лении флота свидетельство мото­ риста. В машинном отделении сра­ зу же приметили работящего и старательного белоруса. При слу­ чае назначили старшим мотори­ стом, а вскоре и рефрижератор­ ным машинистом. Кажется, не бы­ ло на судне механизмов, которых бы не знал Поддубский. Двигате­ ли, системы обеспечения — все это он постигал трудом, стремле­ нием знать любую гайку, любой винт, любую деталь. Михаил работал уже уретьич механиком па судне, когда появи­ лась возможность поступить в школу усовершенствования кад­ ров командного плавсостава. В ме­ ханико-судовой службе сельдяного флота его желание учиться встре­ тили с одобрением. Да и как не одобрить такое. Талантливый, спо­ собный механик, золотые руки, • liiiijiiijiiiiiiif iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiin iiiiiii Р ешения Сснгпя& р 6сктого ШЖ-вшнь а образования специального нет, да и грамотности маловато. Под­ дубский прошел флотскую комис­ сию, собрал необходимые доку­ менты и... Но в ШУКСе среди его бумаг не нашли удостоверения слесаря. Умел Михаил и молотком, и зуби­ лом работать, и разобрать, и со­ брать двигатель, и резьбу наре­ зать и... много другого умел де­ лать он по слесарной части. По единственного не знал, что иног­ да бюрократ может все это поста­ вить под сомнение. Ему тыкали пальцем в какую-то инструкцию: — Не можем. Видите, не можем мы вас принять. Тут так и запи­ сано... — Да поймите, я даже токар­ ное дело знаю. Я на переоборудо­ вании судна третий номер сам от­ ремонтировал, как же я слесарить не умею? — Ничего не знаем. Тут запи­ сано... Помогли пробить эту стену то­ варищи из управления флота, из газеты, куда обратился за по­ мощью Михаил, помогло его под- дубинское упорство. Помогла его партийная принципиальность. Не мог он, коммунист, вот так легко, просто отказаться от намеченной цели. ...Годы, когда их вспоминаешь, кажутся, на первый взгляд, оди­ наковыми. Рейс за рейсом. Ислан­ дия, Фарерские острова, Ян- Майсн, Атлантика, вахты, ремон­ ты, усталость... Но в путанице дней есть то, что запоминается накрепко. Свадьба, рождение Ле­ ны, Сережки... Долгие часы над учебниками: на флот пришел с пятью классами образования, а сейчас все зачеты за восьмой класс сдал, только русский язык остался. Но и его осилит он. Надо обязательно в этом году поступить в мореходное училище... Прием в партию — это на всю жизнь. ...Николай Федорович Ракутин, старший механик «Атлантики», склонился над списком членов ма­ шинной команды. После ремонта есть новенькие. Электромеханик, вот, работник старательный, тол­ ковый, а помощники слабые. На­ до подсказать, чтобы учил ребят, натаскивал — молодые. Есть и демагоги. Ему бы дело делать, а он вместо этого рассуждает «что такое хорошо, что такое плохо». Немало забот у третьего ме« ханика такого большого судна, как транспортный рефрижера­ тор «Александр Иванов». Но комсомолец Юрий Кононов не ■ только содержит вверенные ■ ему механизмы в исправности, но и активно участвует в об­ щественной работе. Он член группы содействия партийно* ■ государственному контролю. ................................................. ................................ . нумаЦККПСС читали и вместе со всеми одобряли. Наверное, работ­ ниц не раз призывали бороться за снижение себестоимости продук- KDMMVHH В каюту вошел Михаил Под­ дубский. *— Здравствуй, Федорович. — Привет, садись. — Я вспомогательный двига­ тель посмотрел. Подшипники, хоть н после ремонта, а местами покрошились. . Смазывал плохо? — встре­ вожился Ракутин. —•Да, нет. Масло в них ее вы­ сыхало. Плохой ремонт —•в этом я уверен. Н. Ф. Ракутин не сомневался в словах третьего. Этот честен. Не обманет и зря не скажет. *— Что ж, Миша, придется са­ мим наплавлять. — Попробуем, не первый раз. А позже Николай Федорович признавался: —•После Миши переделывать не приходится. Добротно делает. И быстро. Мне передали слова одного ка­ питана, который раньше командо­ вал «Атлантикой». — Если даже у меня не будет старшего и второго механика, а остапется один Поддубский, —• я без опасений выйду в море. Да только ли машиной прихо­ дится заниматься коммунисту Поддубскому? Как-то увидел я, как неловко тычет он пальцем в клавиши пишущей машинки. По­ интересовался: оказывается, Ми­ хаил перепечатывает протокол за­ седания товарищеского суда. — Давай, помогу. У меня бы­ стрей получится. — Спасибо. — Он ^уступил мне место и стал диктовать. Речь шла о плене экипажа С., укравшем на рыбокомбинате пол­ тора килограмма палтуса. «...Объ­ явить общественное порицание... обжалованию не подлежит. Пред­ седатель товарищеского суда М. С. Поддубский». — Все, спасибо, — и добавил: — работа у этого парня в руках горит, а вот...—и в голосе прозву­ чала обида за человека, запят­ навшего рабочую, моряцкую честь. ...Туман рассеялся, отступил, и в предрассветной серости показа­ лись заснеженные, скалистые вер- шипы Ян-Майена. Наступил но­ вый день с его радостями и забо­ тами. И в нем, в этом дне, про­ стое может оказаться вдруг слож­ ным, а непростое — понятным и разрешимым. И только потому, что человек умеет работать. Е. РЫ БНИКОВ. Северная Атлантика, СКОРО-КОМСОМОЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В первичных комсомольских организациях тралового флота завершается подготовка к от- отчетно-выборной конферен­ ции, проведение которой наме­ чено на 14 декабря. В ста че­ тырнадцати судовых организа­ циях уже проведены отчетно- выборные комсомольские соб­ рания. Выбраны новые вожаки молодежи и делегаты на кон­ ференцию. КТО ПОДСАЛИВАЕТ... КОМОЙ ШИВ Ежедневно я прохожу на рабо­ ту мимо склада соленой рыбы и клипфиска, который находится в районе второго причала рыбного порта. И почти ежедневно прихо­ дите* наблюдать, как работницы высыпают в залив через отверстие на причале хорошую соль. И не горстку-другую, а тачками. Однажды подошел к женщинам It поинтересовался: — Зачем соль в воду выбрасы­ ваете? Кольский залив, что-ли, подсаливаете или сваи укрепляете? Молчат. Спрашиваю их фамилии, фами­ лию мастера, тоже молчат. Зашел в клипфискный цех. Спрашиваю у весовщиков фами­ лию их мастера, и снова—молча­ ние. t Вызвал работниц на разговор о бережливости, пристыдил. Да только, судя по ответам, видимо, плохо это подействовало, женщи­ ны хором отвечают: — Начальству виднее.. . — Некуда нам девать соль пос- ле переборки клипфиска, вот и ва* лим в залив... Вижу, в цехе подготовлено для отправки на дно залива еще пять тачек соли — полтонны, не мень­ ше. Обращаюсь к работницам: — Разве нельзя эту соль ис­ пользовать для посола рыбы, раз­ деланной на колодку или для при­ готовления тузлуков? И снова тот же ответ: — сНа- чальству виднее». Фамилию мастера я все-таки узнал — Шипунов. И вот хочу ему через газету задать такой вопрос: Дорогой товарищ, вы, наверное, Постановление сентябрьского Пле- ции. Но ведь одними призывами бороться нельзя, надо действо­ вать. Задумывались ли вы и ра­ ботницы вашего цеха над тем, во что обходится эта соль? Ее надо добыть, переработать, доставить в Мурманск за тысячу с лишним километров. Моряки так с солью не обращаются. Оставшуюся после переборки клипфиска соль они ис­ пользуют для посола рыбы, разде­ ланной на колодку или на пласт. Прикинул я, и получается, что за год выбрасываются в залив де­ сятки тонн соли. Страшная бес­ хозяйственность! Задумайтесь над этим, товарищи с рыбокомбината. Надо хозяйствовать разумно, счи­ тать каждую копейку. Ведь из копеек складываются рубли. П. ДАВКНИС, капитан. Моряки учатся Преподаватели заочной школы моряков непосредственно на про­ мысле оказывают большую по­ мощь учащимся. К этому направлены и усилия партийных и комсомольских орга­ низаций кораблей управления «Севрыбхолодфлот». Выделено 27 общественных консультантов почти по всем предметам програм­ мы средней школы. Все консуль­ танты — люди с высшим образо­ ванием. Действенно помогают заочни­ кам по изучению иностранного языка, химии и биологии врачи плавбазы «Рыбный Мурман» С. А, Хорошнн и А. В. Раткин. Штур­ ман плавбазы «Маточкин Шар» В. И. Якушев консультирует мо- рякйв-заочников по математике. На плавбазах «Рыбный Мур- ман», «Хибинские горы», тран­ спортном рефрижераторе «Иван Айвазовский» созданы группы за­ очников от 18 до 25 человек. В минувшем учебном году ус­ пешно перешли из класса в класс тридцать моряков. Большая груп­ па заочников закончила среднюю школу. Среди них: электромеханик Сергей Иванов, электрик Алек­ сандр Беляев, матрос Александр Еремеев, механик Николай Пахо­ мов, радисты Юрий Синицын и Леонид Туриков. Недавно партком управления «Севрыбхолодфлот* подвел итоги по заочному обучению моряков, наметил мероприятия по улучше­ нию учебного процесса. Партий­ ным, профсоюзным и комсомоль­ ским организациям рекомендовано создавать на кораблях комиссии содействия общеобразовательной учебе моряков. На плавбазах «Ссврыба» и «Полярная звезда:» открываются учебно-консульта* ционныё пункты.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz