Рыбный Мурман. 1965 г. Ноябрь.

Р ш т я С е н г п я & р б е л о г о f 7 a e / t t / ~ * r c f За последние годы в практике работы рыбной промышленности Широкое распространение получи­ ла перегрузка готовой продукции « БМРТ на транспортные рефриже­ раторы. Судя по проводимым экспери­ ментам (увеличение рейсооборота судов, организация подмены екинажа на промысле и т. п.), перегрузка еще более возрастет. Намечена большая программа строительства приемо-транспорт- иого флота, которая потребует огромных капиталовложений. Это направление, как видно, считается перспективным. Хотя, насколько мне известно, широкому экономическому обсуждению оно не подвергалось. Не встречалось мне и печатных работ по данному вопросу. Лично я считаю взятое лаправление экономически непра­ вильным, не отвечающим задаче сентябрьского Пленума ЦК КПСС — увеличивать отдачу от капита­ ловложений. В настоящей статье приводится расчет, в котором делаются допу­ ски: а) сырьевая база стабильна в течение года и обеспечивает ис­ пользование на одном уровне мощ­ ности морозилок БМРТ с соблюде­ нием нормального технологическо­ го режима заморозки и возможно допустимого при обильной сырье­ вой базе; б) технические данные и дан­ ные об уловах взяты в основном из отчетов последних лет; в) для расчета потребности в транспортных рефрижераторах использован опыт работы флотов в открытом море; г) переработка рыбы на муку не принимается во внимание, так как дальность рейса лимитируется емкостью трюмов под рыбу. Сей­ час же сырьевая база позволяет до ,30 процентов рыбы из-за не­ возможности ее заморозить на­ правлять на производство муки; д) затрата времени на перегруз­ ку :взята отчетная — семь суток на каждые 1000 тонн. Практиче- чжи при самой благоприятной по­ годе перегрузка 720 тонн моро­ женой рыбы занимает около 36— 37 часов. На погрузку тары ухо­ дит 2— 3 часа, на швартовку и от- нгвартовку около 3 часов. Время «а подход к базе и обратно — око­ ло 20-^24 часов. Всего 60— 63 часа. В пересчете на 1000 тонн продукции затраты времени со- Показатели Суточная заморозка. Переход к месту промысла (суток). Обратный переход (суток) ИТОГО: Грузо®местимость (отчетная по доставке рыбы в порт) Набор груза (суток) Пребывание на промысле (суток) из них: на лову Затраты времени иа передачу (суток) Всего рейсооборот Из них в плавании Число рейсов в год Суток на лову за год Будет заморожено рыбы (тЫе. Цент). Ежегодная доставка в порт иа одном БМРТ готовой про­ дукции (тонн) Перегружается ва базы (тонн). 35 БМРТ за год смогут за­ морозить рыбы (тыс. цент.), ' 1340 ставляют 90 часов или почти 4 суток. Но по условиям погоды часто приходится прерывать пере­ грузку. Теперь сравним результаты ра­ боты БМРТ на прямых рейсах с результатами работы БМРТ, эки­ пажи которых перегружают про­ дукцию на плавбазу (см. таблицу). Взятые в расчете 20 тонн су­ точной заморозки применительны к промыслу донных рыб в рай­ оне Лабрадора, Большой Нью­ фаундлендской банки и Флемиш- капа. А 40 тонн суточной мороз- ки взято применительно к про­ мыслу в районе Джорджес-банки, где сырьевая база, какая была е декабря по июль 1965 года, обе­ спечивала среднесуточные уловы свыше 70—80 тонн хека и на­ лима. Как видно из приведенных в таблице данных, перегрузка про­ дукции в море увеличивает вы­ лов как на один БМРТ, так и на флот в составе 35 эксплуатацион­ ных судов (или 42—43 списоч­ ных судов). Ко совершенно иная картина получается, если рассматривать перегрузку не с чисто промысло­ вой точки зрения, а учитывая эффективность капиталовложений. Ведь для осуществления перегруз­ ки строятся специальные суда — транспортные рефрижераторы. При 35 эксплуатационных БМРТ за год придется вывезти транспортными рефрижераторами, соответственно, 96 тысяч тонн, 199 тысяч и 220 тысяч тонн го­ товой продукции (нетто). Сейчас в «Севрыбхолодфлоте» три типа транспортных рефриже­ раторов. «Айвазовский» — номи­ нальной грузоподъемностью около 3000 тонн и фактической 3500— 3650, «Печенга» — фактической грузовместимостью 4400—4500 тонн и «Хибинские горы» факти­ ческой вместимостью 6600 тонн. В этом году обстановка была исключительно благоприятной для транспортного флота и неблаго­ приятной для экипажей БМРТ. Несмотря на то, что весной груп­ пу из 22— 24 БМРТ на лову об­ служивало 8 транспортных рефри­ жераторов, простои в ожидании транспортного рефрижератора и перегрузка отнима.иг почти чет­ вертую часть времени нахождения траулеров на промысле. Это при­ водило к тому, что как только придет транспортный рефрижера- Рейс БМРТ без перегрузки тор, его сразу начинают загрулсать с обоих бортов. В результате кол­ лективы транспортных рефриже­ раторов имели высокую среднесу­ точную производительность по перегрузке. В первом полугодии она составляла в среднем 350— 400 тонн. Но несмотря на такую благо­ приятную для транспортного фло­ та обстановку, быструю обработ­ ку их в порту (до 1000— 1200 тонн суточной разгрузки), сред­ няя вывозка рыбы на календар­ ные сутки рейсооборота состав­ ляет у экипажей «Хибинские го­ ры» и «Сахалинские горы» 132— 156 тонн, у транспортных рефрижераторов «Венецианов», «Айвазовский », « Олынанскип», «Иркутск» — примерно по 80 тонн. У коллективов плавбаз «Пе- ченга» и «Северодвинск» 50 и 61 тонну. Для того, чтобы промысловые суда не стояли в ожидании раз­ грузки, количество действующих причалов должно быть на 30— 35 процентов больше. Необходимо учитывать и второе обстоятельство. Сейчас все тран­ спортные рефрижераторы нахо­ дятся в эксплуатационном состоя­ нии. Но они должны будут прохо­ дить средний и капитальный ре­ монт. А это озпачает, что вне эксплуатации будет 18—22 про­ цента списочного состава флота. Но промысловым флотам вне экс­ плуатации сейчас находится тре­ тья часть списочного состава ко­ раблей. При годовом объеме перевозок в 96 тысяч тонн ежесуточно должно вывозиться с промысла 260 тонн готовой продукции. Для этого потребуется 1,95 рефриже­ ратора тина «Хибинские горы» или 3,2 рефриагератора типа «Айвазовский». С учетом ремонта потребуется 2,5 рефрижератора «Хибинские горы» или 4,2 рефрижератора «Айвазовский». Для того, чтобы экипажи БМРТ могли работать совсем без про­ стоев при ежегодном вывозе 96 тысяч тонн готовой продукции, не­ обходимо 4 рефрижератора типа «Хибинские горы» или 7 рефри­ жераторов типа «Айвазовский». При годовом объеме перевозок в 196 тысяч тонн ежесуточно надо вывозить уже 548 тонн го­ товой продукции. Для этого по­ требуется 4 рефршкератора типа «Хибинские горы» или 6,75 реф- рижератора типа «Айвазовский». Рейс БМРТ с перегрузкой С учетом ремонта уже надо ниях отрицательно сказывается соответственно 5 или 8, а для на здоровьи личного состава, обеспечения бесперебойной работы Приведенные цифры и доводы больших морозильных траулеров требуют исключительно осторож- 7 или 12 транспортных рефриже- ного подхода и переходу на си- раторов. стему длительных плаваний БМРТ При вывозке с промысла 220 с перегрузкой продукции в море и тысяч тонн готовой продукции определения направления капи* потребность в транспортных су- таловложений для развития рыб* дах еще более возрастает. Чтобы ной промышленности, экипажи БМРГ не имели простоев, Как могло случиться, что пеэф- надо иметь 8 транспортных реф- фективное с точки зрения исполь* рижераторов типа «Хибинские зования капиталовложений мгро- горы» или 12 типа «Айвазов- приятие получило всеобщее при- скии». знание и практически внедряется Если сравнить стоимость тран- исключительно большими темпляи спортного рефрижератора со стой- во ВСРХ бассейнах? Сейчас у нас мостью БМР1, то «Хибинские го- в бассейне стоимость приемо-1 ры» равны почти двум БМРТ. транспортного флота уже прибли- Кроме того, при обслуживании жается к стоимости БМРТ, а в промысловых судов транспортным «Запрыбс», где .больше плавбаз, рефрижератором типа «Айвазов- №а намного выше ский» требуются еще танкеры В 1956 году эвилаж БМРТ для завоза топлива и воды. Тре- «Свердловск» обнаружил большие Суются сухогрузные транспорты т а ш окуня „ " ль„ ейш(.м на для вывозы) рыбной муки. Салке Фяемвш-кап моряки БМРТ, За счет капиталовложений на строительство четырех транспорт­ ных рефрижераторов типа «Хи- Винские горы» можно построить м вопри „ шдсле|,ии одног, 8 БМРГ, и вместо ссми рефриже- Трансноргного рефрижератора для раторов типа «Аивазовскии— 14 п*шед4 я „ разделывая окуня, брали полный груз за 18—20 суток. Управле­ нием тралового флота был постав- БМРТ. ■м при годовом оСъеме перс- „ сга„ ш1ции лом. возок в 96 тысяч тонн. Нетруд- „ ____ _ но сделать расчеты и для других объемов. определения эффективности такой рганизации лова. Произведенный анализ эффек­ тивности рейса «Иркутска» по об** Если увеличить списочный со- Ра&откев пяти судов дал отрица- став БМРТ на одиннадцать еди- ТСЛЬНЬ1И результат. Но- увеличен ниц, — экипажи их при суточной иие Д°^1ичи. получаемое в резуль-. заморозке в 20 тонн и работе пря- 1аге перегрузки, привело к тому, мыми рейсами смогут выработать 410 этот мет°Д стали хвалить, 1. 766 тысяч центнеров готовой пРичсмт 80 внимание принималось продукции. Как видно из табли- только увеличение дооычи, а цы, при варианте работы с пере- отДача от капиталовложении не грузкой выработка готовой про- учитывалась, iaicoe одностороннее дукции составляет 1.600 тысяч освещение вопроса, желание иыв- центнеров ших Руководителей рыоиои пре- Ппи с у т о ч н о й замопозке в мышленности Мурмана про- щи ото той зам_розке в <5л слыть новаторами и привело к тонн выработка готовой продукции уб(.ждешш в , , i0eKT„ B„ 0„ „ 3T0r» при прямых репсах может Сыть ’ л „ вкл"е; овшие ((Гип1)0. доведена до 2.7.» тысяч центне- рыйфлота кои>} ый 1 тельный отзыв применению пере­ грузки на большом отдаление промысла от Мурманска, внимания не обратили. 20 тонн 35 тонн 40 тонн 20 тонн 35 тонн 40 тонн 13,5 13,5 'Ъ я 13,5 13,5 13,5 13,5 13,5 13,5 13,5 1з;5 13,5 13,5 8 8 6 15 15 15 35 35 33 42 42 42 710— 720 тонн 710—720 тонн 35 21 18 ~ 35 21 18 35 21 18 97 97 97 35Е> 21 . 18 «9 «2,5 77,6 нет нет нет 8 14,5 19,4 70 56 61 139 139 139 62 48 45 124 124 124 5,2 6,76 7,16 2,63 2,63 2,63 192 141,9 128 233 216 204 38,4 3840 нет 49,7 4970 нет 1770 51,2 46,6 г 5120 »ет 1846 2814 1800 •■ 1600 75,6 1846 5714 2650 80,8 1846 €214 2828 ров, при суточной заморозке в 40 тонн—до 2867 тысяч центнеров. А с учетом постройки промыс­ ловых кораблей за счет трех круп­ нотоннажных танкеров, эквива- лентных стоимости трех БМРТ, и Оощии двух сухогрузных баз выпуск выше 1 наблюдении за работой мороженой продукции при суточ- Различного, рода^ судов таков, ной заморозке в 20 тонн может Развитие дальнейшего промысла быть доведен до 1.958 тысяч Р^ ы должно идти по линии центнеров* при суточной заморозке строительства судов типа БМРТ, в 35 тонн - до 2.983 тысяч но несколько большей грузовю- центнеров и при суточной замо- стимости, чем стандартный БМРТ розке в 40 тонн до 3.123 тысяч типа «Лесков», но меньше, чем центнеров. БМРТ ™ па «П>умант». Таким образом, из подсчета ясно Наиболее оптимальным, мн^. видна нецелесообразность, с точки кажется. должен быть БМг Т е. зрения эффективности капитале- грроБместнмостью трюмов до вложений, работы БМРТ с пере- Ю00 in TtfnH’ мощпость19 грузкой и направления капиталь- М°Р 03ИЛ0К ^ — 50 тонн и числом пых вложений в строительство J?ecT на человек,’ транспортных рефрижераторов. Экипаж должен иметь возможность Работа БМРТ на прямых рей- осуществлять кошельковый лов*- сах сокращает капиталовложения Второй организационно-техня* на строительство глубоководных ческой единицей рыбной промыш* причалов, крупноподъемных до- ленности должен быть производи ков для ежегодного слилования ственный рефрижератор типа «Ма* транспортных рефрижераторов, точкин Шар». Он может обслужи* потребность в крупногабаритных и вать группу СРТ типа «Оксан» f более мощных станках, портовых количестве 10— 12 единиц. Эта буксирах и т. д. группа должна работать по типу ж При прямых рейсах не нужна структуре китобойной флотилии, швартовка в открытом море БМРТ Работа «Севрыбхолодфлота» Щ к транспортным рефрижераторам, 1965 году может дать данные дли которая отрицательно влияет на детального анализа и обоснований сохранность корпусов. Ведь сей- изложенного выше, час имеют место многочисленные Стройтельетао же разного рода; заваливания фальшбортов, но- Пр0межут0чных типов судов СРТ ж г ; ваннс„осрГыех % ^ - х = 1 экерато’ров. А это увеличивает 3 в свое ®Ремя ст1° Объемы ремонта и сокращает срок паР°'вых траулеров. Службы судов. М, СВИТАШЕВ, замести- Длнтельное пребывание норд- тевь начальника «С«»ры^ ков на промысле во всех отаоше- холодфдота».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz