Рыбный Мурман. 1965 г. Ноябрь.
Р ш т я С е н г п я & р б е л о г о f 7 a e / t t / ~ * r c f За последние годы в практике работы рыбной промышленности Широкое распространение получи ла перегрузка готовой продукции « БМРТ на транспортные рефриже раторы. Судя по проводимым экспери ментам (увеличение рейсооборота судов, организация подмены екинажа на промысле и т. п.), перегрузка еще более возрастет. Намечена большая программа строительства приемо-транспорт- иого флота, которая потребует огромных капиталовложений. Это направление, как видно, считается перспективным. Хотя, насколько мне известно, широкому экономическому обсуждению оно не подвергалось. Не встречалось мне и печатных работ по данному вопросу. Лично я считаю взятое лаправление экономически непра вильным, не отвечающим задаче сентябрьского Пленума ЦК КПСС — увеличивать отдачу от капита ловложений. В настоящей статье приводится расчет, в котором делаются допу ски: а) сырьевая база стабильна в течение года и обеспечивает ис пользование на одном уровне мощ ности морозилок БМРТ с соблюде нием нормального технологическо го режима заморозки и возможно допустимого при обильной сырье вой базе; б) технические данные и дан ные об уловах взяты в основном из отчетов последних лет; в) для расчета потребности в транспортных рефрижераторах использован опыт работы флотов в открытом море; г) переработка рыбы на муку не принимается во внимание, так как дальность рейса лимитируется емкостью трюмов под рыбу. Сей час же сырьевая база позволяет до ,30 процентов рыбы из-за не возможности ее заморозить на правлять на производство муки; д) затрата времени на перегруз ку :взята отчетная — семь суток на каждые 1000 тонн. Практиче- чжи при самой благоприятной по годе перегрузка 720 тонн моро женой рыбы занимает около 36— 37 часов. На погрузку тары ухо дит 2— 3 часа, на швартовку и от- нгвартовку около 3 часов. Время «а подход к базе и обратно — око ло 20-^24 часов. Всего 60— 63 часа. В пересчете на 1000 тонн продукции затраты времени со- Показатели Суточная заморозка. Переход к месту промысла (суток). Обратный переход (суток) ИТОГО: Грузо®местимость (отчетная по доставке рыбы в порт) Набор груза (суток) Пребывание на промысле (суток) из них: на лову Затраты времени иа передачу (суток) Всего рейсооборот Из них в плавании Число рейсов в год Суток на лову за год Будет заморожено рыбы (тЫе. Цент). Ежегодная доставка в порт иа одном БМРТ готовой про дукции (тонн) Перегружается ва базы (тонн). 35 БМРТ за год смогут за морозить рыбы (тыс. цент.), ' 1340 ставляют 90 часов или почти 4 суток. Но по условиям погоды часто приходится прерывать пере грузку. Теперь сравним результаты ра боты БМРТ на прямых рейсах с результатами работы БМРТ, эки пажи которых перегружают про дукцию на плавбазу (см. таблицу). Взятые в расчете 20 тонн су точной заморозки применительны к промыслу донных рыб в рай оне Лабрадора, Большой Нью фаундлендской банки и Флемиш- капа. А 40 тонн суточной мороз- ки взято применительно к про мыслу в районе Джорджес-банки, где сырьевая база, какая была е декабря по июль 1965 года, обе спечивала среднесуточные уловы свыше 70—80 тонн хека и на лима. Как видно из приведенных в таблице данных, перегрузка про дукции в море увеличивает вы лов как на один БМРТ, так и на флот в составе 35 эксплуатацион ных судов (или 42—43 списоч ных судов). Ко совершенно иная картина получается, если рассматривать перегрузку не с чисто промысло вой точки зрения, а учитывая эффективность капиталовложений. Ведь для осуществления перегруз ки строятся специальные суда — транспортные рефрижераторы. При 35 эксплуатационных БМРТ за год придется вывезти транспортными рефрижераторами, соответственно, 96 тысяч тонн, 199 тысяч и 220 тысяч тонн го товой продукции (нетто). Сейчас в «Севрыбхолодфлоте» три типа транспортных рефриже раторов. «Айвазовский» — номи нальной грузоподъемностью около 3000 тонн и фактической 3500— 3650, «Печенга» — фактической грузовместимостью 4400—4500 тонн и «Хибинские горы» факти ческой вместимостью 6600 тонн. В этом году обстановка была исключительно благоприятной для транспортного флота и неблаго приятной для экипажей БМРТ. Несмотря на то, что весной груп пу из 22— 24 БМРТ на лову об служивало 8 транспортных рефри жераторов, простои в ожидании транспортного рефрижератора и перегрузка отнима.иг почти чет вертую часть времени нахождения траулеров на промысле. Это при водило к тому, что как только придет транспортный рефрижера- Рейс БМРТ без перегрузки тор, его сразу начинают загрулсать с обоих бортов. В результате кол лективы транспортных рефриже раторов имели высокую среднесу точную производительность по перегрузке. В первом полугодии она составляла в среднем 350— 400 тонн. Но несмотря на такую благо приятную для транспортного фло та обстановку, быструю обработ ку их в порту (до 1000— 1200 тонн суточной разгрузки), сред няя вывозка рыбы на календар ные сутки рейсооборота состав ляет у экипажей «Хибинские го ры» и «Сахалинские горы» 132— 156 тонн, у транспортных рефрижераторов «Венецианов», «Айвазовский », « Олынанскип», «Иркутск» — примерно по 80 тонн. У коллективов плавбаз «Пе- ченга» и «Северодвинск» 50 и 61 тонну. Для того, чтобы промысловые суда не стояли в ожидании раз грузки, количество действующих причалов должно быть на 30— 35 процентов больше. Необходимо учитывать и второе обстоятельство. Сейчас все тран спортные рефрижераторы нахо дятся в эксплуатационном состоя нии. Но они должны будут прохо дить средний и капитальный ре монт. А это озпачает, что вне эксплуатации будет 18—22 про цента списочного состава флота. Но промысловым флотам вне экс плуатации сейчас находится тре тья часть списочного состава ко раблей. При годовом объеме перевозок в 96 тысяч тонн ежесуточно должно вывозиться с промысла 260 тонн готовой продукции. Для этого потребуется 1,95 рефриже ратора тина «Хибинские горы» или 3,2 рефриагератора типа «Айвазовский». С учетом ремонта потребуется 2,5 рефрижератора «Хибинские горы» или 4,2 рефрижератора «Айвазовский». Для того, чтобы экипажи БМРТ могли работать совсем без про стоев при ежегодном вывозе 96 тысяч тонн готовой продукции, не обходимо 4 рефрижератора типа «Хибинские горы» или 7 рефри жераторов типа «Айвазовский». При годовом объеме перевозок в 196 тысяч тонн ежесуточно надо вывозить уже 548 тонн го товой продукции. Для этого по требуется 4 рефршкератора типа «Хибинские горы» или 6,75 реф- рижератора типа «Айвазовский». Рейс БМРТ с перегрузкой С учетом ремонта уже надо ниях отрицательно сказывается соответственно 5 или 8, а для на здоровьи личного состава, обеспечения бесперебойной работы Приведенные цифры и доводы больших морозильных траулеров требуют исключительно осторож- 7 или 12 транспортных рефриже- ного подхода и переходу на си- раторов. стему длительных плаваний БМРТ При вывозке с промысла 220 с перегрузкой продукции в море и тысяч тонн готовой продукции определения направления капи* потребность в транспортных су- таловложений для развития рыб* дах еще более возрастает. Чтобы ной промышленности, экипажи БМРГ не имели простоев, Как могло случиться, что пеэф- надо иметь 8 транспортных реф- фективное с точки зрения исполь* рижераторов типа «Хибинские зования капиталовложений мгро- горы» или 12 типа «Айвазов- приятие получило всеобщее при- скии». знание и практически внедряется Если сравнить стоимость тран- исключительно большими темпляи спортного рефрижератора со стой- во ВСРХ бассейнах? Сейчас у нас мостью БМР1, то «Хибинские го- в бассейне стоимость приемо-1 ры» равны почти двум БМРТ. транспортного флота уже прибли- Кроме того, при обслуживании жается к стоимости БМРТ, а в промысловых судов транспортным «Запрыбс», где .больше плавбаз, рефрижератором типа «Айвазов- №а намного выше ский» требуются еще танкеры В 1956 году эвилаж БМРТ для завоза топлива и воды. Тре- «Свердловск» обнаружил большие Суются сухогрузные транспорты т а ш окуня „ " ль„ ейш(.м на для вывозы) рыбной муки. Салке Фяемвш-кап моряки БМРТ, За счет капиталовложений на строительство четырех транспорт ных рефрижераторов типа «Хи- Винские горы» можно построить м вопри „ шдсле|,ии одног, 8 БМРГ, и вместо ссми рефриже- Трансноргного рефрижератора для раторов типа «Аивазовскии— 14 п*шед4 я „ разделывая окуня, брали полный груз за 18—20 суток. Управле нием тралового флота был постав- БМРТ. ■м при годовом оСъеме перс- „ сга„ ш1ции лом. возок в 96 тысяч тонн. Нетруд- „ ____ _ но сделать расчеты и для других объемов. определения эффективности такой рганизации лова. Произведенный анализ эффек тивности рейса «Иркутска» по об** Если увеличить списочный со- Ра&откев пяти судов дал отрица- став БМРТ на одиннадцать еди- ТСЛЬНЬ1И результат. Но- увеличен ниц, — экипажи их при суточной иие Д°^1ичи. получаемое в резуль-. заморозке в 20 тонн и работе пря- 1аге перегрузки, привело к тому, мыми рейсами смогут выработать 410 этот мет°Д стали хвалить, 1. 766 тысяч центнеров готовой пРичсмт 80 внимание принималось продукции. Как видно из табли- только увеличение дооычи, а цы, при варианте работы с пере- отДача от капиталовложении не грузкой выработка готовой про- учитывалась, iaicoe одностороннее дукции составляет 1.600 тысяч освещение вопроса, желание иыв- центнеров ших Руководителей рыоиои пре- Ппи с у т о ч н о й замопозке в мышленности Мурмана про- щи ото той зам_розке в <5л слыть новаторами и привело к тонн выработка готовой продукции уб(.ждешш в , , i0eKT„ B„ 0„ „ 3T0r» при прямых репсах может Сыть ’ л „ вкл"е; овшие ((Гип1)0. доведена до 2.7.» тысяч центне- рыйфлота кои>} ый 1 тельный отзыв применению пере грузки на большом отдаление промысла от Мурманска, внимания не обратили. 20 тонн 35 тонн 40 тонн 20 тонн 35 тонн 40 тонн 13,5 13,5 'Ъ я 13,5 13,5 13,5 13,5 13,5 13,5 13,5 1з;5 13,5 13,5 8 8 6 15 15 15 35 35 33 42 42 42 710— 720 тонн 710—720 тонн 35 21 18 ~ 35 21 18 35 21 18 97 97 97 35Е> 21 . 18 «9 «2,5 77,6 нет нет нет 8 14,5 19,4 70 56 61 139 139 139 62 48 45 124 124 124 5,2 6,76 7,16 2,63 2,63 2,63 192 141,9 128 233 216 204 38,4 3840 нет 49,7 4970 нет 1770 51,2 46,6 г 5120 »ет 1846 2814 1800 •■ 1600 75,6 1846 5714 2650 80,8 1846 €214 2828 ров, при суточной заморозке в 40 тонн—до 2867 тысяч центнеров. А с учетом постройки промыс ловых кораблей за счет трех круп нотоннажных танкеров, эквива- лентных стоимости трех БМРТ, и Оощии двух сухогрузных баз выпуск выше 1 наблюдении за работой мороженой продукции при суточ- Различного, рода^ судов таков, ной заморозке в 20 тонн может Развитие дальнейшего промысла быть доведен до 1.958 тысяч Р^ ы должно идти по линии центнеров* при суточной заморозке строительства судов типа БМРТ, в 35 тонн - до 2.983 тысяч но несколько большей грузовю- центнеров и при суточной замо- стимости, чем стандартный БМРТ розке в 40 тонн до 3.123 тысяч типа «Лесков», но меньше, чем центнеров. БМРТ ™ па «П>умант». Таким образом, из подсчета ясно Наиболее оптимальным, мн^. видна нецелесообразность, с точки кажется. должен быть БМг Т е. зрения эффективности капитале- грроБместнмостью трюмов до вложений, работы БМРТ с пере- Ю00 in TtfnH’ мощпость19 грузкой и направления капиталь- М°Р 03ИЛ0К ^ — 50 тонн и числом пых вложений в строительство J?ecT на человек,’ транспортных рефрижераторов. Экипаж должен иметь возможность Работа БМРТ на прямых рей- осуществлять кошельковый лов*- сах сокращает капиталовложения Второй организационно-техня* на строительство глубоководных ческой единицей рыбной промыш* причалов, крупноподъемных до- ленности должен быть производи ков для ежегодного слилования ственный рефрижератор типа «Ма* транспортных рефрижераторов, точкин Шар». Он может обслужи* потребность в крупногабаритных и вать группу СРТ типа «Оксан» f более мощных станках, портовых количестве 10— 12 единиц. Эта буксирах и т. д. группа должна работать по типу ж При прямых рейсах не нужна структуре китобойной флотилии, швартовка в открытом море БМРТ Работа «Севрыбхолодфлота» Щ к транспортным рефрижераторам, 1965 году может дать данные дли которая отрицательно влияет на детального анализа и обоснований сохранность корпусов. Ведь сей- изложенного выше, час имеют место многочисленные Стройтельетао же разного рода; заваливания фальшбортов, но- Пр0межут0чных типов судов СРТ ж г ; ваннс„осрГыех % ^ - х = 1 экерато’ров. А это увеличивает 3 в свое ®Ремя ст1° Объемы ремонта и сокращает срок паР°'вых траулеров. Службы судов. М, СВИТАШЕВ, замести- Длнтельное пребывание норд- тевь начальника «С«»ры^ ков на промысле во всех отаоше- холодфдота».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz