Рыбный Мурман. 1965 г. Ноябрь.

Такое опекунство г а си т инициа т ив у П РО Л Е Т А РИ Я В С Е Х СТРАН , СО ЕД И Н ЯЙ Т ЕС Ь ! испол- Пятого ноября в «Рыбном Мурмане» была напечатана статья капитана дальнего пла­ вания В. Маевского «Доброе слово о капитане», в которой автор *правильно говорит о том, что надо поднять роль капитана как руководителя предприятия, избавить его от ненужной опеки, создать ему максимум удобств для отдыха после нелегкого плавания. В этой связи мне хочется на страницах бассейновой газеты продолжить разговор, подня­ тый тов. Маевским. Капитану морского судна принадлежит исключительная роль в выпол­ нении государственного плана добычи рыбы, пере­ возке грузов, правиль­ ной эксплуатации суд­ на, обеспечении безо­ пасности экипажа и пассажиров. Капитан отвечает за порядок на судне, правильное судо в о ж д е н и е , за точное и аккуратное нение служебных обязан­ ностей экипажем, качественные и количественные показатели работы коллектива, за техни­ ческое состояние судна и точ­ ное определение объема ре­ монта. Для выполнения этой боль­ шой задачи капитану даны очень большие права, отражен­ ные в Кодексе торгового море­ плавания и Уставе службы на судах флота рыбной промыш­ ленности. В Кодексе торгового мореплавания сказано: «...Все распоряжения капитана в пре­ делах его полномочий подле­ жат беспрекословному испол­ нению всеми лицами экипажа, .а равно пассажирами и всеми другими, находящимися на судне людьми». Этот пункт Кодекса опреде­ ляет место капитана в преде­ лах вверенного ему судна и в экипаже. А как выглядят вза­ имоотношения капитана с бе­ реговыми работниками флота? ’ К сожалению, здесь получает­ ся -неразбериха. В 1957 году по Министерству рыбной промышленности СССР был издан приказ об упорядо­ чении деятельности береговых работников флота. В этом при­ казе определены обязанности морского инспектора. В частно­ сти, в нем сказано: «На служ­ бу главного капитана флота (моринспектор — работник этой службы) не должны воз­ лагать обязанности, выходящие за пределы, обусловленные на­ стоящим положением». /Морской инспектор должен производить инспекторский ос­ мотр судов, составлять акты с указанием обнаруженных недо­ статков и сроков их устране­ ния. У нас вошло в систему, что если капитан судна по ка­ ким-либо причинам не устра­ нил указанные в акте недос­ татка, то руководители флота продолжает Р Л З Ш О Р вызывают «на ковер» и капи­ тана, и моринспектора и спра­ шивают за невыполнение рас­ поряжения не столько с капи­ тана, сколько с морского ин­ спектора. Такое положение за­ ставляет заниматься морских инспекторов не своим делом и толкает их на путь прямой подмены капитана судна, быть его опекуном. Это расхолажи­ вает капитанов, которые начи­ нают считать, что многие их обязанности выполнит морской инспектор. Мне вспоминается анекдоти­ ческий случай, когда капитан одного судна после крупного и неприятного для него служеб­ ного разговора с моринспекто- ром сказал ему с угрозой: •«... Я посмотрю, как ты сдашь мое судно Регистру». В статье тов. Маевского есть такие слова: «...Уж очень много у них (капитанов) ненужных никому нянь... Тут и инспекция безопасности мореплавания, капитан порта и служба глав­ ной) капитана флота...». После войны, из-за недостат­ ка командных кадров, капита­ нами с у д о в назначали молодых, имеющих очень не­ большой опыт работы специа­ листов. Инспекция безопасно­ сти мореплавания играла тогда очень большую роль в налажи­ вании, упорядочении работы кораблей, в обеспечении безо­ пасности мореплавания. Нужна ли эта организация сейчас, ког­ да судами командуют капита­ ны с солидным опытом, многие из которых имеют высшее об­ разование? В рыбной промышленности, в управлении флота по суще­ ствующей структуре всевоз­ можные приказы и распоряже­ ния идут по двум параллель­ ным линиям: министерство — главк — предприятие — капи­ тан судна (для исполнения) — капитан порта (для контроля); главгосрыбф л о т и н- спекция — бассейно­ вая госрыбфлотинс- пекция (для контро­ ля) — капитан порта (также для контро­ ля). Получается два контроля над капита­ ном и контроль над контролем. По моему мне­ нию, госрыбфлотинспекцня от­ жила уже свой век и превра­ тилась в дублирующую, не нужную для дела организацию. Пора перейти к той системе, какая существует в министер­ стве морского флота, т. е. соз­ дать инспекцию безопасности мореплавания. Чтобы было еди­ ное руководство флотом, надо сосредоточить все управление и распоряжения по флоту в едином централизованном уп< равлении. Надо убрать с дороги капи­ тана ненужных контролеров, дать ему больше возможностей проявлять инициативу. По-на­ стоящему, по-деловому, по- хорошему помочь занять ту исключительную роль, которую определило ему Советское за­ конодательство. При правиль­ ном решении этого вопроса не­ замедлительно скажется и от­ дача. Командиры судов еще с большей ответственностью и с сознанием долга будут ' оправ­ дывать высокое, почетное и гордое звание капитана мор­ ского судна. П. БОГОЛЕПОВ, - по­ мощник капитана рыбно­ го порта, капитан даль­ него плавания. О РГАН ГЛ А В К А «С Е В РЫ Б А » И П А РТИ Й НЫ Х КОМ И ТЕТО В Т РА ЛО ВО ГО И С ЕЛ ЬД Я Н О ГО ФЛО ТО В Год издания 12-й 1 № 136 (1629) Воскресенье, 14 ноября 1965 f , Цена 2 коп. Навс![ре> и XI IIIсы езл!УК1 1С Оправданный риск С ГЛАВКА „СЕВРЫБА На состоявшемся позавчера за­ седании коллегии главка «Сев- рыба» были рассмотрены резуль­ таты работы флотов и предприятий Северного бассейна за десять ме­ сяцев 1965 года. План по добыче рыбы выпол­ нен бассейном в целом на 102,3 процента. Но сравнению с прош­ лым годом вылов рыбы за тот лее период увеличился на 1040 ты­ сяч центнеров. Благодаря успешной работе мо­ ряков «Мурмансельди» тружени­ ки рыбной промышленности Мур­ манской области выполнили де­ сятимесячный план на 102,8 процента. Всего 0,5 процента (29 тысяч цеитиеров) не хватило мо­ рякам тралового флота до выпол­ нения задания но добыче рыбы за десять месяцев. Вот где сказалось недостаточное внимание руково­ дителей и специалистов тралового флота к такому важнейшему ре­ зерву, как подтягивание отстаю­ щих зкинажей. Ведь за 10 меся­ цев не справились со своими за­ даниями 116 кораблей. Все вместе они задолжали стране свыше 800 тысяч центнеров рыбы. Эти злопо­ лучные восемьсот тысяч центнеров потянули вниз все показатели Мурманского тралового флота. Тяжелым был октябрь для ры­ баков Севера. В течение всего ме­ сяца в Баренцевом море держа­ лась штормовая погода. Скопле­ ния трески и пикши на Мурман­ ской банке, северном склоне Мур­ манского мелководья, на Рыба­ чьей и Кильдипской банках были неустойчивы и слишком подвиж­ ны. Наиболее стабильной сырье­ вая база оказалась в районе Ко- пытова, где экипажами промыс­ ловых судов облавливались скоп­ ления синекорого палтуса. В октябре в Баренцевом море Мурманским и Архангель­ ским траловыми флотами до­ быто 127 тысяч центнеров ры­ бы, что на 23 тысячи цент­ неров меньше плана. Моряки Ар­ хангельского траловото флота ра­ ботали лучше мурманчан и с пла­ ном октября по вылову рыбы в Баренцевом море справились. В Северо-Западной Атлантике экипажи больших морозильных траулеров выловили сверх плана октября 43 тысячи центнеров ры­ бы. Экипажи судов бортового тра- ле!яя в этом районе добыли ры­ бы на 117 тысяч центнеров меньше плана. Основные причи­ ны этого — неустойчивая сырье­ вая база и недостаточное количе­ ство судов на лову. Добыча сельди в октябре фло­ тилиями Северного бассейна по оперативным данным составила 193 тысячи центнеров, то есть несколько выше плана. Однако средний вылов за дрейф у эстон­ ских и латвийских рыбаков ока­ зался намного больше, чем у их бывших учителей — мурман­ чан. Воодушевленные решениями сентябрьского Пленума ЦК КПСС, рыбаки Северного бассейна еще больше усилий направляли на то, чтобы из добытой рыбы вырабо­ тать максимальное количество пи­ щевой продукции. Благодаря это­ му десятимесячный план но вы­ пуску пищевой продукции выпол­ нен в целом по главку на 103,5 процента. Но сравнению с прош­ лым годом выпуск этой особенно нужной народу продукции увели­ чился на 245 тысяч центнеров. Рыбаки Севера стали больше давать стране свежемороженой рыбы. Если за 10 месяцев прош­ лого года ее было выработано 52 процента, то в текущем году — 65 процентов. Это особенно от­ радно, так как продукция из све­ жемороженой рыбы пользуется большим спросом у населения. Коллегия главка обсудила я приняла ряд мер, способствующих безусловному выполнению плана и социалистических обязательств, принятых тружениками Северного бассейна в последнем году семи­ летки. «ВИТУС БЕРИНГ» Коллектив производственного рефрижератора «Витус Беринг» включился в соревнование за до­ стойную встречу X X II I съезда КПСС. Принято обязательство — выполнить рейсовое задание до­ срочно на 5 суток, доставить в порт сверх плана 50 тонн моро­ женой сельди. А. ТРУБАЕВСКИЙ , пом- полит. «ГРОДНО» Экипаж траулера «Гродно» при­ нял обязательство первый рейс 1966 года посвятить X X I I I съезду КПСС и выполнить план кварта-* ла в первой половине марта. Г Е Р Ц А К , капитан, КО П Ы ­ ЛО В , помполит. «ПРОГРЕСС» 18 октября в первый рейс вышел БМ РТ «Прогресс». Успешно завер­ шены экспериментальные работы по освоению техники. Сейчас эки­ паж ведет поиск сельди в Норвеж­ ском море. Коммунисты «Прогрес* са» ведут разъяснительную рабо­ ту по материалам сентябрьского Пленума Ц К КПСС. В честь X X I I I съезда КПСС экипаж дал слово выполнить рей­ совое задание на НО процентов» приложить все силы к выпуску такой рыбной продукции, которая пользуется наибольшим спросом потребителей. А. Ш А БУНИН , секретарь партийной организации. «БЕЛОМОР» Экипаж СРТ-4124 «Беломор» успешно завершил в конце октяб­ ря выполнение годового задания и социалистических обязательств. Моряки решили в честь X X I I I съезда КПСС выловить до конца года 13 тысяч центнеров рыбы (наш годовой план 8420 центне­ ров). Сейчас на счету экипажа 11.809 центнеров рыбы. Г Р И Д Н Е В , капитан Г Е Р А ­ СИМОВ , секретарь партий­ ной организации, КО ВА ­ Л ЕН К О , председатель судо­ вого комитета. Экипаж траулера «Моржо- вец» (калитаа тов. Стрелков) показывает пример того, как надо выполнять взятые обяза­ тельства и умело хозяйство­ вать. На счету экипажа более 11 тысяч центров добытой рыбы (считая в полуфабрикате). 6562 центнера из этой рыбы составляет охлажденный полу­ фабрикат. Годовой план по до­ быче рыбы был завершен еще — Напрасно будем цедить воду. Рыбы в это время года нет, я по-* года — штормовая, — говорили огорченно моряки траулера «Семг га», когда уходили в очередной рейс. И они были недалеки от не* тины. Единственным районом про­ мысла, где сосредоточились трау* леры, было Мурманское мелко* водье. Капитан коммунист Павел Ва ­ сильевич Телов с нежеланием про* ложил курс в этот район. Но дру-* гого выхода не было. За первые трое суток моряки «Семги» уло­ жили в трюм всего двенадцать тонн рыбы. Вдобавок ко всему задул штормовой зюйд-ост. В утренней промысловой сводке против номера траулера «Семга» стояли слова: «Подходим к Севе- ро-Центральному району». Доста­ лось капитану от руководителя промыслом зря. Павел Василье* вич —■опытный рыбак. Он напрас-* но не побежит. В Северо-Цент­ ральном районе моряки траулера «Камчатка» имели хорошие улода «—один раз подняли пять тонй крупной трески. Успешным было и первое трале­ ние экипажа «Семги». Подъем превышал две тонны. Но развмгь успех помешал шторм. На третьи сутки, наконец, ветер стих. Почти весь рейс моряки «Сем­ ги» работали в квадратах 898, 899, 860. Нет, не напрасно П. 8. Телов перешел в этот район. Ини­ циатива капитана и трудолюбие моряков обеспечили перевыполне­ ние рейсового задания на 13 тонн. Всю рыбу, из которой 52 тонны-— охлажденный полуфабрикат, сда­ ли сортностью выше плановой. Значительны и другие показатели. В два раза перекрыто задание выработке консервов, изготовлено б тонн рыбной муки, две тонны клипфнска. — До конца года мы сделаем еще три рейса, — говорит капи­ тан тов. Телов, — й уж , конечно, сможем выловить те 59 тонн ры­ бы, оставшихся до завершения го­ дового плана. Наш траулер в де­ кабре должен быть списан, но, вероятно, Регистр продлит срок годности судовых документов, а, значит,- будем еще промышлять. Сделаем все, чтобы встретить X X I I I съезд партии достойно. в октябре. Намного перевыпол­ нен годовой план по выгрсву жира, выработке. консервов, муки, клипфиска. За девять месяцев сокраще­ ны затраты по шести статьям сметы расходов. Себестоимость центнера продукции снижена по сравнению с планом на 1 рубль 33 копейки. Это поз­ волило уменьшить плановый убыток на 15,8 тысячи рублей. Н. РЫ Б Н И К О В .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz