Рыбный Мурман. 1965 г. Ноябрь.
Такое опекунство г а си т инициа т ив у П РО Л Е Т А РИ Я В С Е Х СТРАН , СО ЕД И Н ЯЙ Т ЕС Ь ! испол- Пятого ноября в «Рыбном Мурмане» была напечатана статья капитана дальнего пла вания В. Маевского «Доброе слово о капитане», в которой автор *правильно говорит о том, что надо поднять роль капитана как руководителя предприятия, избавить его от ненужной опеки, создать ему максимум удобств для отдыха после нелегкого плавания. В этой связи мне хочется на страницах бассейновой газеты продолжить разговор, подня тый тов. Маевским. Капитану морского судна принадлежит исключительная роль в выпол нении государственного плана добычи рыбы, пере возке грузов, правиль ной эксплуатации суд на, обеспечении безо пасности экипажа и пассажиров. Капитан отвечает за порядок на судне, правильное судо в о ж д е н и е , за точное и аккуратное нение служебных обязан ностей экипажем, качественные и количественные показатели работы коллектива, за техни ческое состояние судна и точ ное определение объема ре монта. Для выполнения этой боль шой задачи капитану даны очень большие права, отражен ные в Кодексе торгового море плавания и Уставе службы на судах флота рыбной промыш ленности. В Кодексе торгового мореплавания сказано: «...Все распоряжения капитана в пре делах его полномочий подле жат беспрекословному испол нению всеми лицами экипажа, .а равно пассажирами и всеми другими, находящимися на судне людьми». Этот пункт Кодекса опреде ляет место капитана в преде лах вверенного ему судна и в экипаже. А как выглядят вза имоотношения капитана с бе реговыми работниками флота? ’ К сожалению, здесь получает ся -неразбериха. В 1957 году по Министерству рыбной промышленности СССР был издан приказ об упорядо чении деятельности береговых работников флота. В этом при казе определены обязанности морского инспектора. В частно сти, в нем сказано: «На служ бу главного капитана флота (моринспектор — работник этой службы) не должны воз лагать обязанности, выходящие за пределы, обусловленные на стоящим положением». /Морской инспектор должен производить инспекторский ос мотр судов, составлять акты с указанием обнаруженных недо статков и сроков их устране ния. У нас вошло в систему, что если капитан судна по ка ким-либо причинам не устра нил указанные в акте недос татка, то руководители флота продолжает Р Л З Ш О Р вызывают «на ковер» и капи тана, и моринспектора и спра шивают за невыполнение рас поряжения не столько с капи тана, сколько с морского ин спектора. Такое положение за ставляет заниматься морских инспекторов не своим делом и толкает их на путь прямой подмены капитана судна, быть его опекуном. Это расхолажи вает капитанов, которые начи нают считать, что многие их обязанности выполнит морской инспектор. Мне вспоминается анекдоти ческий случай, когда капитан одного судна после крупного и неприятного для него служеб ного разговора с моринспекто- ром сказал ему с угрозой: •«... Я посмотрю, как ты сдашь мое судно Регистру». В статье тов. Маевского есть такие слова: «...Уж очень много у них (капитанов) ненужных никому нянь... Тут и инспекция безопасности мореплавания, капитан порта и служба глав ной) капитана флота...». После войны, из-за недостат ка командных кадров, капита нами с у д о в назначали молодых, имеющих очень не большой опыт работы специа листов. Инспекция безопасно сти мореплавания играла тогда очень большую роль в налажи вании, упорядочении работы кораблей, в обеспечении безо пасности мореплавания. Нужна ли эта организация сейчас, ког да судами командуют капита ны с солидным опытом, многие из которых имеют высшее об разование? В рыбной промышленности, в управлении флота по суще ствующей структуре всевоз можные приказы и распоряже ния идут по двум параллель ным линиям: министерство — главк — предприятие — капи тан судна (для исполнения) — капитан порта (для контроля); главгосрыбф л о т и н- спекция — бассейно вая госрыбфлотинс- пекция (для контро ля) — капитан порта (также для контро ля). Получается два контроля над капита ном и контроль над контролем. По моему мне нию, госрыбфлотинспекцня от жила уже свой век и превра тилась в дублирующую, не нужную для дела организацию. Пора перейти к той системе, какая существует в министер стве морского флота, т. е. соз дать инспекцию безопасности мореплавания. Чтобы было еди ное руководство флотом, надо сосредоточить все управление и распоряжения по флоту в едином централизованном уп< равлении. Надо убрать с дороги капи тана ненужных контролеров, дать ему больше возможностей проявлять инициативу. По-на стоящему, по-деловому, по- хорошему помочь занять ту исключительную роль, которую определило ему Советское за конодательство. При правиль ном решении этого вопроса не замедлительно скажется и от дача. Командиры судов еще с большей ответственностью и с сознанием долга будут ' оправ дывать высокое, почетное и гордое звание капитана мор ского судна. П. БОГОЛЕПОВ, - по мощник капитана рыбно го порта, капитан даль него плавания. О РГАН ГЛ А В К А «С Е В РЫ Б А » И П А РТИ Й НЫ Х КОМ И ТЕТО В Т РА ЛО ВО ГО И С ЕЛ ЬД Я Н О ГО ФЛО ТО В Год издания 12-й 1 № 136 (1629) Воскресенье, 14 ноября 1965 f , Цена 2 коп. Навс![ре> и XI IIIсы езл!УК1 1С Оправданный риск С ГЛАВКА „СЕВРЫБА На состоявшемся позавчера за седании коллегии главка «Сев- рыба» были рассмотрены резуль таты работы флотов и предприятий Северного бассейна за десять ме сяцев 1965 года. План по добыче рыбы выпол нен бассейном в целом на 102,3 процента. Но сравнению с прош лым годом вылов рыбы за тот лее период увеличился на 1040 ты сяч центнеров. Благодаря успешной работе мо ряков «Мурмансельди» тружени ки рыбной промышленности Мур манской области выполнили де сятимесячный план на 102,8 процента. Всего 0,5 процента (29 тысяч цеитиеров) не хватило мо рякам тралового флота до выпол нения задания но добыче рыбы за десять месяцев. Вот где сказалось недостаточное внимание руково дителей и специалистов тралового флота к такому важнейшему ре зерву, как подтягивание отстаю щих зкинажей. Ведь за 10 меся цев не справились со своими за даниями 116 кораблей. Все вместе они задолжали стране свыше 800 тысяч центнеров рыбы. Эти злопо лучные восемьсот тысяч центнеров потянули вниз все показатели Мурманского тралового флота. Тяжелым был октябрь для ры баков Севера. В течение всего ме сяца в Баренцевом море держа лась штормовая погода. Скопле ния трески и пикши на Мурман ской банке, северном склоне Мур манского мелководья, на Рыба чьей и Кильдипской банках были неустойчивы и слишком подвиж ны. Наиболее стабильной сырье вая база оказалась в районе Ко- пытова, где экипажами промыс ловых судов облавливались скоп ления синекорого палтуса. В октябре в Баренцевом море Мурманским и Архангель ским траловыми флотами до быто 127 тысяч центнеров ры бы, что на 23 тысячи цент неров меньше плана. Моряки Ар хангельского траловото флота ра ботали лучше мурманчан и с пла ном октября по вылову рыбы в Баренцевом море справились. В Северо-Западной Атлантике экипажи больших морозильных траулеров выловили сверх плана октября 43 тысячи центнеров ры бы. Экипажи судов бортового тра- ле!яя в этом районе добыли ры бы на 117 тысяч центнеров меньше плана. Основные причи ны этого — неустойчивая сырье вая база и недостаточное количе ство судов на лову. Добыча сельди в октябре фло тилиями Северного бассейна по оперативным данным составила 193 тысячи центнеров, то есть несколько выше плана. Однако средний вылов за дрейф у эстон ских и латвийских рыбаков ока зался намного больше, чем у их бывших учителей — мурман чан. Воодушевленные решениями сентябрьского Пленума ЦК КПСС, рыбаки Северного бассейна еще больше усилий направляли на то, чтобы из добытой рыбы вырабо тать максимальное количество пи щевой продукции. Благодаря это му десятимесячный план но вы пуску пищевой продукции выпол нен в целом по главку на 103,5 процента. Но сравнению с прош лым годом выпуск этой особенно нужной народу продукции увели чился на 245 тысяч центнеров. Рыбаки Севера стали больше давать стране свежемороженой рыбы. Если за 10 месяцев прош лого года ее было выработано 52 процента, то в текущем году — 65 процентов. Это особенно от радно, так как продукция из све жемороженой рыбы пользуется большим спросом у населения. Коллегия главка обсудила я приняла ряд мер, способствующих безусловному выполнению плана и социалистических обязательств, принятых тружениками Северного бассейна в последнем году семи летки. «ВИТУС БЕРИНГ» Коллектив производственного рефрижератора «Витус Беринг» включился в соревнование за до стойную встречу X X II I съезда КПСС. Принято обязательство — выполнить рейсовое задание до срочно на 5 суток, доставить в порт сверх плана 50 тонн моро женой сельди. А. ТРУБАЕВСКИЙ , пом- полит. «ГРОДНО» Экипаж траулера «Гродно» при нял обязательство первый рейс 1966 года посвятить X X I I I съезду КПСС и выполнить план кварта-* ла в первой половине марта. Г Е Р Ц А К , капитан, КО П Ы ЛО В , помполит. «ПРОГРЕСС» 18 октября в первый рейс вышел БМ РТ «Прогресс». Успешно завер шены экспериментальные работы по освоению техники. Сейчас эки паж ведет поиск сельди в Норвеж ском море. Коммунисты «Прогрес* са» ведут разъяснительную рабо ту по материалам сентябрьского Пленума Ц К КПСС. В честь X X I I I съезда КПСС экипаж дал слово выполнить рей совое задание на НО процентов» приложить все силы к выпуску такой рыбной продукции, которая пользуется наибольшим спросом потребителей. А. Ш А БУНИН , секретарь партийной организации. «БЕЛОМОР» Экипаж СРТ-4124 «Беломор» успешно завершил в конце октяб ря выполнение годового задания и социалистических обязательств. Моряки решили в честь X X I I I съезда КПСС выловить до конца года 13 тысяч центнеров рыбы (наш годовой план 8420 центне ров). Сейчас на счету экипажа 11.809 центнеров рыбы. Г Р И Д Н Е В , капитан Г Е Р А СИМОВ , секретарь партий ной организации, КО ВА Л ЕН К О , председатель судо вого комитета. Экипаж траулера «Моржо- вец» (калитаа тов. Стрелков) показывает пример того, как надо выполнять взятые обяза тельства и умело хозяйство вать. На счету экипажа более 11 тысяч центров добытой рыбы (считая в полуфабрикате). 6562 центнера из этой рыбы составляет охлажденный полу фабрикат. Годовой план по до быче рыбы был завершен еще — Напрасно будем цедить воду. Рыбы в это время года нет, я по-* года — штормовая, — говорили огорченно моряки траулера «Семг га», когда уходили в очередной рейс. И они были недалеки от не* тины. Единственным районом про мысла, где сосредоточились трау* леры, было Мурманское мелко* водье. Капитан коммунист Павел Ва сильевич Телов с нежеланием про* ложил курс в этот район. Но дру-* гого выхода не было. За первые трое суток моряки «Семги» уло жили в трюм всего двенадцать тонн рыбы. Вдобавок ко всему задул штормовой зюйд-ост. В утренней промысловой сводке против номера траулера «Семга» стояли слова: «Подходим к Севе- ро-Центральному району». Доста лось капитану от руководителя промыслом зря. Павел Василье* вич —■опытный рыбак. Он напрас-* но не побежит. В Северо-Цент ральном районе моряки траулера «Камчатка» имели хорошие улода «—один раз подняли пять тонй крупной трески. Успешным было и первое трале ние экипажа «Семги». Подъем превышал две тонны. Но развмгь успех помешал шторм. На третьи сутки, наконец, ветер стих. Почти весь рейс моряки «Сем ги» работали в квадратах 898, 899, 860. Нет, не напрасно П. 8. Телов перешел в этот район. Ини циатива капитана и трудолюбие моряков обеспечили перевыполне ние рейсового задания на 13 тонн. Всю рыбу, из которой 52 тонны-— охлажденный полуфабрикат, сда ли сортностью выше плановой. Значительны и другие показатели. В два раза перекрыто задание выработке консервов, изготовлено б тонн рыбной муки, две тонны клипфнска. — До конца года мы сделаем еще три рейса, — говорит капи тан тов. Телов, — й уж , конечно, сможем выловить те 59 тонн ры бы, оставшихся до завершения го дового плана. Наш траулер в де кабре должен быть списан, но, вероятно, Регистр продлит срок годности судовых документов, а, значит,- будем еще промышлять. Сделаем все, чтобы встретить X X I I I съезд партии достойно. в октябре. Намного перевыпол нен годовой план по выгрсву жира, выработке. консервов, муки, клипфиска. За девять месяцев сокраще ны затраты по шести статьям сметы расходов. Себестоимость центнера продукции снижена по сравнению с планом на 1 рубль 33 копейки. Это поз волило уменьшить плановый убыток на 15,8 тысячи рублей. Н. РЫ Б Н И К О В .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz