Рыбный Мурман. 1965 г. Ноябрь.
в Ветераны труда и войны! Активнее участвуйте в общественно-политической жизни страны, воспитании молодежи на революционных, боевых и трудовых традициях совет ск о го народа ! Л ЯШ ГШ 1 1 1 ^ » Л Л О Л _____ V I ________ «• ^ М (Из Призывов ЦК КПСС к 48-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции) Спросите вот его, — и Егоров указал на рулевого, который еле удерживал в руках штур вал. — Идите к себе. Я освобож даю вас ог вахты, а за панику... — И капитан отвернулся, дав этим попять, что разговор окон чен. Более полусуток било «Двину» разбушевавшееся мо ре, пока она не вошла в Коль ский залив. Старпом приходил сменить капитана, по тот от правил его обратно. Вскоре ошвартовались в Мурманске. Боцман вынес Але шу на причал и передал санита рам скорой помощи. Александр Александрович поцеловал юнгу в горячие губы и крепко шикал здоровую руку. Через два рейса капитан сно ва встретил юнгу на причале. Улыбаясь, он протянул Алек сандру Александровичу левую РУНУ. — Ну, как твои дела? — Сами видите, дело мое те перь пропащее. Александр Александрович понимал состояние Алеши. Тя жело быть инвалидом нолуенро- те в пятнадцать лет. Целый день он не отпускал юигу с ко рабли. Александр Александро вич рассказывал о своем детст ве и говорил о будущем Алеши. Теперь другие времена, совет ская власть не оставит человека в беде. — Что же ты намерен де лать? — по-отечески спросил Егоров. — Пона поеду домой и маме, а там видно будет... — Если придется трудно, об ращайся ко мне... — Спасибо. — И он пошел в город, нс^оборачиваясь, вдруг став сутулым, и сильно прижа тым к земле..Прошел год н вот письмо: «...Если б вы знали, как я рад и счастлив, с какой благодарностью вспоминаю о вас. Нашлись люди, такие же, как вы, с доброй душой, и у меня нет недостатка в друзьях. Они и комсомол помогли мне выйти на большую дорогу. Сей час я учусь •па первом курсе рыбопромышленного техникума и, как видите, пишу левой рукой не хуже, чем писал правой. На будущее лето обязательно при еду к вам па практику, и мы вместе пойдем отыскивать но вые рыбные косяки. Крепко жму вашу руку. А. Абакумов». СЖ Р А С С К А З А Л об этом случае потому, что в нем, как мне кажется, раскрывается не только высокое . мужество, верность лучшим морским тра дициям, но и большая человеч ность капитана Егорова. Он хо рошо знал всех, кто промыш лял с ним, и его знали все. Об наружив косяк, Александр Александрович ставил буй, шел в радиорубку и сообщал об этом тем, у кого рыба ловилась плохо. При этом я пи разу не слышал, чтобы он назвал кого- нибудь официально, а всегда по имени и отчеству, как друга. Александр Александрович знал Баренцево море не по кар те и все же после открытий Ко- иытова, Демидова, он искал но вые промысловые районы. Так* в 193-1 году-им была открыта Гусиная банка. За успехи в раз витии тралового флота, в освое нии новых промысловых райо нов Александр Александрович одним из первых в траловом флоте был удостоен высшей на грады — ордена Ленина. Через несколько лет к нему приба вился орден Трудового Красного Знамени. В поисках рыбных косяков он полагался не только на свою интуицию, многолетнюю . прак тику. Егоров досконально изу чал опыт других, внимательно прислушивался к научным ис следованиям п прогнозам. Но капитан Егоров был не только хорошим поисковиком. Он в совершенстве владел ис кусством активного промысла и орудиями лова, и не раз дока зывал это. В предвоенные годы на всю страну гремела слава экипажа «Кирова». Он первым выловил 40 тысяч центнеров рыбы за год. В 1936 году Алек сандр Александрович решил по спорить с кировцами. В этом со ревновании кировцы установи ли мировой рекорд — выловили Н1.600 центнеров. А Егоров? Он уступил совсем немного, вы ловив (50 тысяч центнеров. С еще большей настойчиво стью, умением промышлял ка питан Егоров в дни Великой Отечественной войны. В поляр ный день он вел промысел не вдалеке от берегов. Нередко приходилось прерывать лов ры бы и отражать налеты фашист ских стервятников. Полярной ночыо нельзя было зажечь ог ней. Штурманы и рулевые до боли напрягали зрение, чтобы не сбиться с курса и удивля лись, как точно в такой темени мог вести судно их капитан. По том штурманы научились у него хорошо ориентироваться без ог ней, а над рыбоделамн натяги вали специальный непроницае мый тент, под которым зажига ли свег и разделывали рыбу. После войны Александр Александрович продолжал не сти вахту, всячески помогая своим ученикам, которые сами стали капитанами, и тем моло дым судоводителям, которых выпускали мореходные учили ща. Как ои радовался послевоен ному росту промыслового фло та! В 1952 году появились пер вые дизельные траулеры типа «Кремль». Александр Алексан дрович возглавил экипаж ♦Рос сии». Сбывалась его мечта о выходе с тралом за пределы Ба ренцева моря, в Северную Ат лантику, на Дальний Запад. Ему не пришлось подняться на мостик БМ РТ : преклонный воз раст, а затем смерть помешали этому. Ж 7Л ИЦ А капитана А. А. Его- & рова напоминает о нем и тем, кто знал его живым, рабо тал с ним, и тем, кто еще толь ко готовится к первому само стоятельному ныходу в море. Здесь не только два первых в городе семиэтажных дома, а которых живут рыбаки. Па этой улице общежитие мореход ного училища, санчасть главка «Севрыба», и имя Александра Александровича Егорова бу дет передаваться из поколе ния в поколение, как пример верности морю, Родине, своему патриотическому долгу. К. т ю л я п и н . Когда человеку почти 80 лет, чаще осего его мысли бывают за няты воспоминаниями. Вот и я вспоминаю свою молодость, своих друзей, весь путь, пройденный за эти долгие годы. И от души ска жу. что сегодня я счастлив. Сча стлив потому, что сам своими руками тоже положил кирпичи в основание огромного здания стра ны социализма. Можег быть, это звучит не множко громко. А почему бы и нет? Я горжусь тем, что участво вал в первых забастовках 1905 года, что на моем профсоюзном билете, который сейчас передан в краеведческий музей, стоит дата 1906 год. Я горжусь тем, что два года был председателем Патра- меевского волостного исполкома, утверждая на месте впервые Со ветскую власть. А тогда, в 1918 году, заботы-то были несколько иные. Крестьян ские и солдатские депутаты забо тились о том, чтобы отнять у богатеев землю, забрать у них хлеб, взращенный потом и кро вью народа, чтобы разыскать дрова, запрятанные кулаками, и отдать их на отопление больниц и детских учреждений. Второго августа 1918 года при шли в наши места белые и интер венты. Они разогнали земскую и волостную управу. И я, беспар тийный большевик, оказался в тюрьме. Но мы тогда были увере ны, что победит народ. В 1920 го ду я снова был председателем во лостного исполкома. Но надо ска зать, что моя жизнь именно в это время несколько повернулась и, можег быть, потому мое имя сей час называют - в числе тех, кто были основателями советского промыслового флота на Мурмане. Я отдал морю почти 60 лет. Три дцать из них был судоводителем на разных судах, включая и па русные. 20 лет был капитаном тралового флота. Но сегодня я хочу говорить не о себе, а о тех, с кем мне дове лось работать, о их величайшей вере в правоту своего рабочего дела, о том, что только эта вера давала им силы, вселяла мужест- во( а его надо было немало), по могала находить правильные пути в решении сложнейших вопросов Я С Ч А С Т Л И В первых шагов создания тралового флота. Когда я вспоминаю те годы, я от всей души хочу сказать боль шое спасибо русским морякам, рыбакам промысловых флотов, преодолевшим все препятствия и невзгоды. Они работали самоот верженно, мало думая о собствен ном отдыхе. Они трудились бес корыстно, обеспокоенные только одним — сделать больше,^делать лучше, потому что флот свой, власть своя, народная. Ей несли они свои знания, свои помыслы, свои мечты. Ей отдавали свои ра бочие руки, свое сердце. Вспоминается такой случай. Не сколько судов нужно было пере гнать из Порчнихи в Архангельск, чтобы подготовить их к выходу на промысел. Траулеры необходимо было отремонтировать, обеспечить топливом. Подсчитали возможно сти. На траулере «Лучинский» могло хватить угля на переход в Архангельск. Судно могло отбук сировать еще один траулер. На остальных четырех — угля было достаточно только на переход до Иоканьги двух из них. Ломали голову все. Й вот механик Ники тин предложил идти в Иокапьгу и там доставать уголь из бункеров аварийного транспорта «Смелый». Эго можно было сделать во время отлива. Обсуждали, взвешивали и решили, что предложение Ники тина толковое. Но архангельские власти категорически запретили эту операцию. Мы вторично изложили свой план. Наконец, получили разреше ние. В погожий майский день шесть траулеров вышли из Порч нихи. Три шли своим ходом, бук сируя трех остальных. Перегру жать уголь из аварийного корабля в Иоканые оказалось много труднее, чем предполагалось. Брать его непосредственно из гор ловины бункеров было невозмож но. Пришлось снять листы палуб ного настила. Никакого инстру мента кроме зубил и кувалд не было. А как перегружали? Брали лопаты, корзины. Но работали, не считаясь со временем. Много можно привести подоб ных примеров. И все они — сви детельство самоотверженного тру да рыбаков. ...Слышу, читаю, вижу: «Улица капитана Егорова». Дрогнет серд це. Мысленно я говорю: «Здравст вуй, Саша». Да. именем одного из первых капитанов тралового фло та Александра Александровича Егорова названа очень красивая улица, спускающаяся к заливу. Александр Александрович один из тех, кто прокладывал первые ры бацкие курсы в Баренцевом море, открывал богатые рыбой районы, а вернувшись домой, даже и не помышлял о том, как это много и щедро, а просто по-сыновьи гово рил: «Бери, Родина-мать, это и твое и мое». А может быть, он и не говорил так, может быть, даже и не ду мал. Однако все его дела и по ступки свидетельствовали об этом. Потому, что труд мурманских ры баков, как в капле воды, отражал сознательную миссию трудового народа, взявшего власть в свои руки. Могу сказать, что я был бы по- человечески счастлив, если бы на табличке с названием улицы или на борту корабля появилось бы еще одно имя — Федор Шама- луев. Я не устану повторять, что он заслужил добрую и крепкую па мять. Федор Егорович Шамалуев был первым русским тралмейсте ром. Он первый освоил сам ис кусство вязки и чинки тралов и был первым учителем сотен моря ков и курсангов мореходных учи лищ. Он связал множество и на стоящих тралов и маленьких мо делей. Нас, первых капитанов, он тоже учил искусству тралового де ла, отдавая свои знания щедро, ничего не тая. Есть на флоте два судна с поч ти однотипными на'званиями: «С е верное сияние», «Всполох». Поче му бы одному из них не присвоить имя Федора Шамалуева? Первые капитаны тралового флота — И. Н. Демидов, А. А. Егоров, А. П. Новожилов, С. П. Леонтьев. Я помню их молодыми, энергичными, удалыми. Знаю их умудренными жизненным опытом. И я верю вам, молодые капитаны, преемники традиций ветеранов, преемники славы первооткрывате лей. В ваших руках могучая тех ника. Добрую половину пути да же к новым районам промысла вы идете дорогами, проторенными первыми капитанами. Нет, морские дороги не стали, конечно, легче. Все те же штормы и снега, все те же опасности. Но вам, родные мои, не так трудно, как было нам. Значит, не зря мы прожили, не зря потрудились. От всей души желаю вам попутных ветров. Вам посчастливилось не знать трудностей наших лет, вам суж дено сделать значительно больше — построить коммунизм. Хочу по желать вам счастья именно тако го, какое испытываю сейчас я. У меня седая голова и за плечами почти восемь десятков лет. Я ви жу, что наша эстафета в надеж ных руках. Правильно сказал как-то ста рейший капитан тралового флота, ныне пенсионер коммунист Павел Ильич Баев — принимая эстафету, несите ее только вперед, берегите рыбацкую честь, умножайте лето пись славных традиций флота. Еще хочу сказать, что все, что вы имеете сегодня, под руковод ством Коммунистической партии было сделано н такими людьми, как Егоров, Демидов, Новожи лов, М. Мнхов, Леонтьев, было продолжено П. И. Баевым, А. Я. Маклаковым, П. П. Кореховым, А. Г. Романовым, В. П. Махиле- вым, а сейчас в таких крепких и падежных руках, как у П. П. Ре- шетова, Б. С. Хаценко, Ю. Н. Быстрова, Ю. В. Маиихина. И предстоит нести дальше тем, кто еще сегодня сидит в аудиториях мореходных училищ или учится прокладывать первые самостоя тельные курсы на капитанском мостике. Доброго вам пути! Будьте все гда верными морской дружбе, то вариществу! Как зеницу ока бере гите Советскую власть, которой сегодня исполнилось 48 лет. Умно жайте богатства Родины! С. Д. КОПЫТОВ, капитан тралового флота, пенсионер. На снимке: Татьяна Николаевна и Степан Дмитриевич Квпытовы. В бурное, грозное революцион ное время проходило детство Ни колая Бибикова. Не успел Николай окончить че тыре класса, как грянула Великая Октябрьская. Улицы родного го рода наполнились звуками «Вар шавянки»-, «Смело товарищи в ногу», под четкие такты которых шли в бой отряды красноармей цев. ...Николай Бибиков на фронт так и не попал, хотя до послед него момента все шло хорошо. С дружком своим — Семеном Ре шетниковым удачно убежал из дома, удачно провел «перегово ры» с высоким начальством во енного корабля Революционного флота. Им сначала не верили, но ребята, глядя чистыми, немигаю щими глазами, твердили: — Товарищ командир, честное , слово — шестнадцать. Бибикову еще могли верить. Высокий, не по годам сильный. А Семен никак не мог скрыть свой двенадцатилетний"возраст. Командир внял просьбам маль чишек и распорядился: — Зачислить в экипаж юн гами. С этого момента и остались бы ребята на кор;Гбле, да случайно у Николая оказался здесь родст венник. Ои назвал новоиспечен ных краснофлотцев сопляками и тут же отправил их домой. На этом военная биография Николая Бибикова, конечно, не окончилась. Мальчишки — на стырный народ. На их счастье, в Мариуполе остановилась перед решающим сражением за Сиваш седьмая кавалерийская дивизия. Днями крутились ребята возле конармейцев. То помогут вычис тить коня, то отведут его к реч ке Кальмиус на водопой. «Опыт» в улаживании контакта с началь ством у них был.- Ребятам выдали шашки, кавалерийские шипели, да ли коней. И вдруг... Когда диви зия уже приняла походный поря док, возле конармейца Бибикова оказались мать, сестры. Пришлось со слезами расстаться с конем и амуницией. В двадцать первом году умер отец. О продолжении учебы нече го было и думать. Тринадцатилет- СЫН ний мальчишка, получив работу на бирже труда, наравне со взрослыми мужчинами по 12 ча сов в сутки толкал вагонетки с углем. Потом работал укладчиком на спичечной фабрике. Домой при ходил изнемогающий, с больной головой от паров серы. Получал копейки, но они так были нужны семье. Через полгода представилась возможность наняться юнгой к Савенко, владевшему двумя па русными судами. Одно из них, водоизмещением в 70 тонн, но сившее название «Николай», и стало для Бибикова в течение пя ти лет школой зрелости и первой ступенькой к овладению профес сией моряка. Кто такой юнга на частном суд не? Будили ни свет, ни заря. Нужно было успеть убрать все по мещения, приготовить пищу. Ког да поднимался ветер (моряки на зывали его «полосой»), Николай вставал в любое время суток. Спросонья, дрожа от холода, под нимался на тридцатниятиметро- вую высоту мачт и убирал верх ние малые паруса: кливер, контр кливер. После национализации «Нико лая» дели пошло по-другому. К этому времени и опыт уже был, и обстановка на судне складыва лась другая. Когда Азовское морс сковало льдом и парусник стал на прикол, Николай с Семеном Ре шетниковым наняли преподавате ля. За зиму, не досыпая и забыв развлечения, осилили все предме ты 5— 7 классов, сдали экстерном экзамены и получили свидетель ства об окончании семилетки. Командование Азовского пароход ства направило их на подготови тельные курсы, а вскорости ре бята стали студентами Херсонско го морского техникума. В 1932 году все выпускники уехали в Мурманск для работы в траловом флоте. Было немного жаль расставаться с Азовским мо рем, покидать родные места. — Ни море, ни рыбацкое дело для меня не было новинкой, — говорит Николай Лукич. Ребята подобрались опытные •— бывшие рыбаки. На войне, как и в мирной жиз ни, нет маленьких дел. Т1Ц-33 выполнял, на первый взгляд, не заметную работу. Конвоировал транспорты, тралировал мины, высаживал десанты. За одну та кую операцию — постановку мни на подступах к Лиинахамари лей тенанта Бибикова наградили ме далью «За отвагу», а за высадку десанта перед решающим штурмом Лиинахамари на груди появился. Орден Отечественной войны вто рой степени. В сорок пятом к ним прибавились медали «За оборону Советского Заполярья», «За побе ду над Германией», «За победу над Японией». У Х О Д И Т В Баренцево морс пошел уже вторым помощником капитана на траулере «Ваер». Время... Оно торопится, когда хочется остановить его бег и слишком томительно — при ожи дании. Николай Лукич не заме чал, как проходили годы. Собст венно и следить за временем бы ло некогда. Рыба ловилась хоро шо, а значит, забыв на рейс штурманские обязанности, так же, как матросы, по 16 часов в сутки работал за рыбоделом. Перед са мой войной принял под свое командование траулер, но капи таном плавать не пришлось. Над Родиной нависла опас ность. Преображались города, ме няли профессии люди. Мирные рыболовные траулеры оснащались боевой техникой и становились в строй военных кораблей. На од но* ну них — бывшем траулере «Кит», а теперь именуемом «ТЩ-33» И. Л. Бибиков командо вал штурманской боевой частью. Последняя награда имела свою предысторию. В 1944 году Нико лай Лукич б.ыл откомандирован на Тихий океан с последующей по ездкой в Америку. Встречали со ветских моряков гостеприимно, не скрывая восхищения подвигами наших воинов. На обратном пути отряд кораблей, на которых воз вращался и Бибиков, принял уча стие в высадке десанта на К у рильские острова в местечке Си- мушир. В августе 1947 года капитан- лейтенант И. Л. Бибиков сменил военный мундир на форменный костюм капитана-рыбака. Осваи вал дальние западные районы на траулере «Одесса». Промышляли у берегов той страны, люди кото рой несколько лет назад кричали при встрече: «Рашен, о’кэй». Те перь бывшие союзники нахально проносились на самолетах над са мыми клотиками мачт, следуя укаэкс ярых сторонников «холод ной войны». Н. Л . БИБИКОВ. Потом в Северной Атлантике ра ботал на первом в траловом флоте морозильном траулере «Пушкин». Орденом Трудового Красного Зна мени и медалью «За доблестный труд» отмечены заслуги Николая Лукича в мирное время. Высокий, широколицый, крепко сложенный — Н. Л. Бибикову ни как не дашь пятьдесят восемь. Но годы и нелегко прожитая жизнь В МОРЕ все же свое берут. Море пришлось оставить, хотя по-прежнему жи вот заботами флота, работая в от деле капитанской службы. В море ушел сын Владимир —* выпускник высшего мореходного училища. Эта связь совсем не случайна. Четвертый помощник капитана плавбазы «Северо двинск» принял эстафету огца. Впереди у Владимира Николаеви ча Бибикова светлая дорога, про ложенная старшим поколением. В. ХРЯШНОВ. сандр Александрович с морем был па «ты», и море, особенно пс балул, признало и полюбило его. И в тог июньский рейс 1935 года он чувствовал себя по-до машнему. В толстом синем сви тере, черных брюках, забран ных в шерстяные носин, в ком натных туфлях, он входил в штурма ногую рубку, как будто на балкон своей квартиры, по дышать свежим воздухом. По нее видел его наметанный глаз, все слышало его чуткое ухо. Он любил море, кай смелый я увидел чуть заметные бисе ринки слез, а его низкий голос с хрипотцой звучал мягче и теп лее. Александр Александрович показал письмо от бывшего юн ги Алеши Абакумова, в кото ром тот называл капитана от цом. Алеша был не только раз битным, исполнительным, но и очень любопытным подростком. Его часто можно было видеть у лебедки, в машинном отделении, оноло утильустаиовни. В общем, его занимали все машины и ме- давшего в свою каюгу и приста вил к нему сиделкой боцмана. 4Двина» легла на обратный курс и пошла самым полным хо дом. Надо было торопиться, Чтобы спасти юигу. Вскоре подул свежий ветер. Ои быстро нарастал, засвистел угрожающе. Поступило срочное радио: всем кораблям лечь в Дрейф или укрыться в ближних бухтах — надвигался ураган. — Александр Александро вич! Егоров повернулся. На поро- р Н Ц Е СО ВС ЕМ недавно она -■-* называлась Красноармей ской. Почему? Пожалуй, даже в Мурманском горсовете вам не ответят. Теперь это улица ка питана А. А. Егорова. Когда я прохожу по ней, то на минуту останавливаюсь у дома № 26/9 и смотрю на знакомое окно квартиры, в которой когда-то шил тот, чьим именем названа улица. Память возвращает меня на тридцать лет назад. Я иду по этой улице, мимо первых в ту пору двух семиэтажных домов, построенных при активной под держке А. И. Микояна для ка питанов, штурманов и механи ков тралового флота, мимо ред ких деревянных построек ба рачного тина, на теперешнюю улицу Шмидта, к будущему приморскому бульвару, спуска юсь и рыбному порту и вижу Коренастую фигуру Александра Александровича. Скоро отход. Он неторопливо идет на свою «Двину», только не на ту, кото рая ходит сейчас, а на ту ста рую «Двину», ровесницу и род ную сестру «Кирова», «Невы», погибшую от фашистской мины. Эти корабли-близнецы, по строенные в Германии, одновре менно пришли в Мурманск, и каждый капитан, принявший судно, хотел, чтобы оно стало лучшим в нашем, тогда еще мо лодом, траловом флоте. Я мыс ленно следую за Александром Александровичем па «Двину». Именно на этом корабле летом 1935 года мне выпало впервые выйти па промысел в Баренце во море. . Траулер был поиско вым, но его капитан шел флаг маном всей группы судов, про мышлявших в заданном районе. Я видел его на вахте, подол гу беседовал с ним в свободное время и передо мной открывал ся человек промыслового опыта, влюбленный в с е о с дело, чело век высокой партийности, несу щий в своей душе все самое чи стое и светлое, что есть у наше го народа. У Н ЕГО , как и у многих других его сверстников, потомков архангельских помо ров, было нелегкое детство. В одиннадцать лет Саша стал- мальчиком на побегушках у строптивого купчика. И кто зна ет, что бы стало с ним, если бы не свежий ветер Великой Ок тябрьской социалистической ре волюции. После освобождения Северно го края от интервентов и бело- • гвардейцев, упрочения Совет ской власти, ветер двадцатых годов надул паруса и вынес / Александра Егорова па широкие просторы • Баренцева моря. Окончив мореходное училище, он пошел штурманом рыболов ного траулера, а в двадцать во семь лет стал капитаном. < . Прирожденный рыбак, Алек* буревестник, проносящийся над пучиной, подставляя ветру свое массивное, скуластое лицо с чуть прищуренными глазами, с резко очерченными губами и крепкими зубами, не выпускав шими трубку. Да и домашний вид Александр Александрович Принимал только в тихую и яс ную погоду, когда солнечные зайчики играли па стеклах штурманской рубки и надраен ных медяшках судна. Но когда ветер крепчал и над морем сгу щались тучи, капитан преобра жался, как солдат перед боем. К АК-ТО я зашел к нему в каюту и увидел на столе перед ним фотографию задорно го парнишки и зюйдвестке. Я знал, что у Александра Алек сандровича пет сына и спросил, кто это. — Паш бывший юнга. Вот не успел до отхода написать ему.— 11 в глазах этого мужественно го, крепко скроенного человека ханнзмы. За это любопытство ему пришлось дорого заплатить. Однажды, оставленный без при смотра старших, он угодил пра вой рукой в утильустановку. Когда его принесли на мо стик, он был бледен, лицо вытя нулось, нос заострился. Плогпо сжав губы, Алеша лихорадоч ным взглядом смотрел на напи тана. Правая рука, перебитая в плече и шике локтя, висела иле- тыо, на кисти рожнами торчали только два пальца. Александр Александрович достал из аптеч ки скудные запасы спирта, ио да, все бинты, какие там были, промыл раны и перевязал руку. Алеша молчал. От него не услы шали ни одного стона, только раз чуть слышно н виновато он прошептал: «Отрежьте лучше руку-то». — Ничего, потерпи. Ты еще будешь механиком, — утешал Александр Александрович. Он распорядился перенести пост pa re в рубку,* силясь закрыть рас пахнутую ветром дверь, стоял старший штурман. Он весь был мокрый, без фуражки, ветер «гпутал его полосы, но лицу сте нали крупные капли. Когда ои закрыл дверь, Егоров посмотрел ему в глаза — они были белы ми и неподвижными от страха. — Александр Александро вич! Измените курс, — прого ворил старпом, облизывая губы, как будто его мучила жажда, — ляжем в дрейф или отстоимся в ближней бухте... — Алеша может умерен». Вы хотите его смерти? — строго спросил Егоров. — Товарищ капитан! Пас ни кто не осудит. Есть специальная радиограмма. Я не за себя нро- М,У» этого требует вся команда. — А моряцкая честь и со весть у вас есть?! — загремел Александр Александрович. — Я лучше вас знаю команду. Спро сите у боцмана, хочет он этого?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz