Рыбный Мурман. 1965 г. Май.

ВЕЮ-дереюно всполошила стран­ ная, невероятная- весть — пропа­ ла старуха Никифоровна. * Ока уехала пол самый женский праздник 8 Марта с город погос­ тить с недельку у младшей дочки Насти, понянчить маленькую внучку Верочку — так она ска­ зала перед отъ­ ездом. Прошла недели, другая. Никифоровна не возвращалась. Старшая дочь Никифоровны Марфа сначала беззлобно пору­ гивалась («Загостилась там в го­ роде старая небось, по театрам да кино шляется, а тут одна раз­ рывайся и иа ферме, и дома»), а потом не на шутку забеспокоилась — не расхворалась ли, не приве­ ди, господь, старуха. Написала в город письмо сестре Насте. Дес­ кать, отправляйте мамашу домой, хватит уж, нагостилась, а то здесь ребята без присмотру целый день одни остаются, того и гляди избу спалят ww еще чего хуже* «аде- ; н дело снуют.до етанцюг до тор—-строила• встревоженnyttv:жеин«*нуг ■ лают,- • *фонреднрнятни мима Зоиичи, н - Настя писала*, что она сама* дорогу здесь второй уже год со- проводила- мамашу иа леини-. держат в аккуратности. . градский поезд и посадила честь Не могла же старуха выпасть по чести во второй вагон. Маро- из машины просто так, за здоро- ду было немнот, и Никифоровна «о живешь. Ведь не одна же еха- со всеми возможными удобства- И. ГАГАРИП Ответ пришел телеграммой, ко­ торую почтальон тетка Груша доставила из села в тот же день. сМама выехала понедельник 22 марта» — было сказано в те­ леграмме. 22 марта! Это же когда было? Две недели назад, за это время не только что до деревни Зоин- хи, что всего в ста с лишним ки­ лометрах от областного города, до самого Владивостока и обрат­ но можно прокатиться. А ежели ехать скорым, и того быстрей обернешься. ^ Правда, от станции Быстрячи до Зонихн раньше бывало Трудней добраться, чем до Владивостока, особенно в распутицу, сю сейчас другое дело. Сейчас машины то надо же на склоне жизни случить­ ся такому. 1ак в одни голос судачили и горевали бабы днём на ферме, а ла, живые люди, небось, были ми устроилась иа нижней полке по вечерам в Марфиной пригорю­ нившейся избе. Но никто ничего дельного посове­ товать не мог. W только хромой' из- .возчик с фермы в тихом уголке у окна. Даже буд- дядя Гурьян, первый законник иа то^бы пошутила: «Чего теперь fie селе, который был даже избран СЫНОВЬЯ НЕ УМИРАЮТ Р а с с к а з i ^ рядом. И если бы что-нибудь случилось, несчастье какое — все равно давно бы все уже стало известно. Вслед за телеграммой пришло письмо. Но оно не только ничего не прояснило, а еще больше рас- Глазами фотолюбителей Как часто мы видим человека с фотоаппаратом. На улице города, в лесу, на пляже, в музее — везде, где ^человек работает, от­ дыхает, он стремится запечатлеть на пленку, оставить себе на па­ мять то, что его больше всего по­ разила, привлекло. Фотолюбитель­ ство стало всеобщей страстью. Ему отдают время, для него из семейного бюджета выделяют эн­ ную сумму денег. . Но фотолюбитель обычно дер­ жит свой труд в тайне, знакомит с ним лишь узкий круг при­ ближенных. Это понятно, если его фотоработы не представляет художественной ценности. А если снимки выполнены * мастерски, с большим вкусом и имеют обще­ ственно-политическое ... значение? Надо ли их держать в семейных альбомах? •фотолюбители первого’ судоре­ монтного завода дав-но уже;отве­ чают иа этот вопрос отрицатель- качествами отличается и другая работа В. Кононова «Котельщик В. И. Ванюхин». Теплотой и су­ ровой лирикой проникнут снимок этого же автора «В дальнее пла­ вание», остановивший перед нами момент выхода из порта плавба­ зы. Словно романтический лету­ чий голландец, проплывает ко­ рабль в морозной дымке, весь за­ индевевший, готовый к жестокой схватке с ураганом. На снимке пег людей, т вся его динамика, все его детали рассказывают о нелегком труде наших нромысло- выставкой нынешняя бедна авторами. Многие фотографы, представившие свои работы в прошлом году, на этот раз оста­ лись в стороне. Не кроется ли здесь серьезная ошибка общест­ венных руководителей завода, не организовавших еще в достаточ­ ной мере заводских мастеров объ­ ектива? Следует подумать и сде­ лать выводы. «>а исключением В. Кононова н отчасти В. Попова центральной теме любого художественного творчества — теме труда* — вякое. Этим же чувством согрет должного никто не отдал. Пей- и снимок В. Кошшова кВахтен­ ный». Надо сказать, что ; работы В. Ко-нонова доминируют на вы­ ставке. От других снимков они выгодно отличаются и качеством исполнения, и разнообразием сю­ жетов и тематики. В нынешнем году с большой работой выступил •и брат В. Ко­ нонова Михаил. На прошлогодней зажные снимки — наиболее ^лег­ кий путь в художественной фото­ графии, и но нему, к сожалению, идет большинство фотолюбителей. Где-то в стороне от объектива осталась большая трудовая жизнь судоремонтников, моряков. А о ней надо. рассказывать, надо го­ ворить, надо ее воспевать любы­ ми художественными средствами. Е. РЫ БНИКО В . ездить люднм — тепло, уютно, как на палатях, разве что тара­ канов не хватает». Л дочка Настя будто бы еще предупредила ее: «Ты смотри, мама, не проспи свою станцию, а то завезут тебя куда-нибудь за Вологду!» «Ну и пусть везут, — махнула рукой беспечная старуха, — новый го­ род, глядишь, увижу, иа людей посмотрю». С. тем и расстались. — Что теперь делать — ума не приложу, — жаловалась соседкам вконец расстроенная Марфа. И куАа могла деться старуха, слов­ но сквозь землю провалилась. Все ей сочувствовали, удивля­ лись небывалому происшествию, и все до единого жалели Ники­ форовну.' Вспоминали, какая она работящая, безотказная и какая ей нелегкая судьба в жизни вы­ пала. Одна война чего стоила! Сначала пришла похоронная на сына Володю, погиб он еще по первому году войны в морском сражетш па далеком Севере. А спустя два года сложил свою го­ лову в донских степях и сам Фе­ дор Григорьевич, бывший колхоз­ ный бригадир. На руках у Анны Никифоровны остались двое ма­ леньких девочек да ‘ еще целая бригада, . которая как бы по на­ следству перешла ; к ней от по­ койного мужа. Такому -наследству а те очень т р у д и ы е годы не позавидуешь. Но никто не слышал от Анны Никифоровны ни единой жалобы, только густая се­ дина запорошила ей голову, да темнен и строже стала лицом. Сильная была женщина, все пере­ несла па своих плечах — и горе, и нужду выдержала. Вырастила детей, tie нарушила артельное хо­ зяйство, теперь бы доживать на покое век, нянчить внуков. И вот когда-то народным заседателем, сказал но ученому мудрено и не­ понятно: — Ежели, конечно, судить но совокупности всех обстоятельств п учитывать процессуальные нор­ мы уголовного кодекса, то надо тебе, Марфа, непременно пода­ вать па всесоюзный розыск. — Это как же —- розыск? — спросила Марфа. — Предписание такое-всем ор­ ганам иа местах, — разъяснил дядя Гурьян, — чтобы, значит, разыскали Зонову Анну Никифо­ ровну. такого-то года рождения, имеющую такие-то и такие при­ меты. — Какие еще приметы? — ис­ пугалась Марфа. — Ну, рост надо указать, обо­ значить, какие глаза имеет, нос и прочие детали личности. — Да что ты, бог с тобой, Гурьян Осипович, — всхлипнула A1iарфа, — разве она беглая ка­ кая, чтобы но приметам разы­ скивать. Нет, не стану я подавать на такой розыск. Подавать иа розыск не. приш; лось. Никифоровна вернулась •так нее неожиданно, внезапно, *как и исчезла. Ранним звонким и ломким ап­ рельским утром, когда Марфа еще собиралась только на рг*бату, к ее дому. -похрустывая тсимсим ледком под шинами, лико.-,подка­ тила забрызганная грязью полу­ тонка. Накинув второпях ияаток па голову, Марфа , выскочила^-на крыльцо* и первым, кого она уви­ дела, был колхозный шофер Витьг ка Капустин из соседней деревни Л ипняжнон. (Продолжение следует). а Т ихого океана но." И недавно они открыли чет- экспозиции его снимки были ПОЧ- вертую выставку своих работ. тй несметны. Сейчас жe'■0HQpeд ^ ,l,,,M,,и,,,l,,,и,^l,,,и,и,«l,,,,•l« ,,,« ,‘|*,,,^и,и,....... Экспонировать свои художествен- ~ “ ные снимки прямо в цехе — ста­ ло традицией. Выставка пользу­ ется неизменной по-пулярностыо у коллектива завода. Лучшие работы выставки по­ священы благородному труду су­ доремонтников докторов про­ мысловых кораблей. Это сравне­ ние невольно подсказывается, когда смотришь на фото .электро­ сварщика В. Кононова «Конси­ лиум». Сюжет снимка очень прост: четыре человека — рабо­ чие, а в центре . группы-— оче­ видно, прораб склонились над ка­ кой-то судовой деталью или уз- ставид на обозрение судоремонт-Е ников обширный фотюочерк о ту-= ристах завода. В нем автор сЕ любовью к родному краю ноказы-= вает скромную и суровую красо-= ту Севера, неунывающий и жиз-Е нерадостный народ — туристов,= походные марши, привалы. Фото-Е очерк полон солнца, здорового на-Е строения людей, с пользой для= себя проводящих свободное вре­ мя. = Из других снимков, иредстав-Е ленных на 4-й выставке фОТО-= Коржиков. — Наши города — люонтедои С1\5 Л; 1, следует к= братья. И из Мурманска, и из числу лучших по теме и С0ДСр-= Владивостока уходят в море жанию отнести работы В. Попо-Е С б е р е г Молодой поэт-дальневосточ- ник В италий Коржиков—быв­ ший учитель, журналист, мо­ ряк. — Через всю страну — от Владивостока до Мурманска— лететь далеко н ехать далеко, но привет передать всегда мо- * жно, и привет передать очень хочется, — говорит Виталий лом. Лица, каждое по-своему, не- ва «Урок труда», «Весенний пей-Е повчоримо и убедительно выра- заж». Е Но, задумываясь над последнейЕ выставкой, нельзя не отметитьЕ тех ее сторон, которые говорят= не в пользу организаторов эксио-Е зиции. И вот почему. Е Но сравнению с прошлогодней= жают напряженную работу мыс­ ли. И в этом чувствуется огром­ ное уважение художника-фото- графа к людям труда. Они сняты в естественной обстановке, без позы и инсценирования. Этими же ш т ж НА СНИМКЕ: рабочие судоремонтного завода знакомятся с ис- — кусством своих товарищей .— 4-ой . выставкой фотолюбителей Е СРЗ № 1* zz Фото' К. Моисеева. Е «РЫ БНЫ Й МУРМДН: «Как матросы стирают робы* Испытали бы ради пробы, Как матросы стирают робы? = Распинают их и жарком душе, Е Трут мочалом, ругают в душу. Е И ногами их мнут Е в горячке * = И выкручивают, Е как прачку. Е Скользким кубиком натирают, Е Драят шваброй, ногтями драит, Е Кипятком па скамейке Е ■~ шпарят, Е В оцинкованном кубе Е варят. Е И вдыхают, блестя от жара, • Е Синеватые клубы нзра! Е Хороша, хороша водица — Е Не грешно самому помыться! Е Эх, и мыло, на что — душисто... Е Пару данте-ка, машинисты! Е Где там веник — березка Е с грустью? Е Чтоб до сердца Пробрало Русью, Подлечиться б, погорячиться — рыбаки, чтобы делать одно « то же большое рыбацкое дело. Я думаю, что книги наших пи­ сателей доходят к вам точно так же, как книги северян приходит к нам. Очень близки у нас темы, темп труда. А мо­ ря суровы и у вас и у нас. Мне хотелось бы передать рыбакам . Севера свой привет. Думаю, мурманчанам будут. близки й понятны мои стнхи, опублико­ ванные в книге «Суровые ост­ рова». . Бей от копчика до ключицы! Чтоб носилась бы век, до гроба Эта выдубленная роба! К А Ч К А Л что такое Кийка? ■Уже четыре дня На па/губе — горячка. В каюте — толкотня. Ботинки' бродят сами, Я слышу их шаги, Разводят рукавами- На стенках пиджаки. « . Вода То хлещет сбоку, То лезет из угла.* И прыгает г У кока . . . . - - Посуда со стола. ' • Но разве качка это? Бывает, рулевой Штурвал уже с рассвета. Бодает головой. Волна поднимет лапу, Ударит, кудно в нас. — И катится по трапу ■ До кубрика матрос. А море зарокочет, . Поднимет Десять лап — Он кубарем Грохочет Из кубрика на трап. и Но пот он берег/ = Косо . . . . . . . . =: К нему идет корма, з И косо •Е На матроса . г: Устивились дома, •-=: Сверкая сшщаюг, — Он сходит с корабля И долго под ногами — Качается земля. := 9 Я К О Р * Я I В спокойствии стальном, -= Открыт на всякий случай, ~ Off дремлет чутким сном : = Под палубой скрипучей. = Морские ветры бьют =. Железную натуру, = И ветры обдают = Его мускулатуру. = Но в несколько секунд ~ Стремглав, минуя трапы, Е Он всадит в твердый грунт Е Две хватких дюжих лапы. . = Он глиной обрастет Е У места назначенья, = И вас = Не унесет Е Случайное теченье. . Е Выходите в моря — Е Имейте якоря! = i f о если Е В жнзш! ~ Вдру4 ; е Какой-то якорь ~ Ржавый = вас втянет в топкий крун = Пучлны залежалой, = Чтоб не .пускать в адори — = Рубите якоря! = ПННППНПШППНННШПНШНШШН^ Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Индекс 55654 ^fllllllllllllllltllllllilllllllllllllllllllllllllllllllillllllllllllJIIIIIIIIilllllllllllllllflll!. Тип. «Помярпая правда». Зак. 2502. ПН-05540.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz