Рыбный Мурман. 1965 г. Май.
ВЕЮ-дереюно всполошила стран ная, невероятная- весть — пропа ла старуха Никифоровна. * Ока уехала пол самый женский праздник 8 Марта с город погос тить с недельку у младшей дочки Насти, понянчить маленькую внучку Верочку — так она ска зала перед отъ ездом. Прошла недели, другая. Никифоровна не возвращалась. Старшая дочь Никифоровны Марфа сначала беззлобно пору гивалась («Загостилась там в го роде старая небось, по театрам да кино шляется, а тут одна раз рывайся и иа ферме, и дома»), а потом не на шутку забеспокоилась — не расхворалась ли, не приве ди, господь, старуха. Написала в город письмо сестре Насте. Дес кать, отправляйте мамашу домой, хватит уж, нагостилась, а то здесь ребята без присмотру целый день одни остаются, того и гляди избу спалят ww еще чего хуже* «аде- ; н дело снуют.до етанцюг до тор—-строила• встревоженnyttv:жеин«*нуг ■ лают,- • *фонреднрнятни мима Зоиичи, н - Настя писала*, что она сама* дорогу здесь второй уже год со- проводила- мамашу иа леини-. держат в аккуратности. . градский поезд и посадила честь Не могла же старуха выпасть по чести во второй вагон. Маро- из машины просто так, за здоро- ду было немнот, и Никифоровна «о живешь. Ведь не одна же еха- со всеми возможными удобства- И. ГАГАРИП Ответ пришел телеграммой, ко торую почтальон тетка Груша доставила из села в тот же день. сМама выехала понедельник 22 марта» — было сказано в те леграмме. 22 марта! Это же когда было? Две недели назад, за это время не только что до деревни Зоин- хи, что всего в ста с лишним ки лометрах от областного города, до самого Владивостока и обрат но можно прокатиться. А ежели ехать скорым, и того быстрей обернешься. ^ Правда, от станции Быстрячи до Зонихн раньше бывало Трудней добраться, чем до Владивостока, особенно в распутицу, сю сейчас другое дело. Сейчас машины то надо же на склоне жизни случить ся такому. 1ак в одни голос судачили и горевали бабы днём на ферме, а ла, живые люди, небось, были ми устроилась иа нижней полке по вечерам в Марфиной пригорю нившейся избе. Но никто ничего дельного посове товать не мог. W только хромой' из- .возчик с фермы в тихом уголке у окна. Даже буд- дядя Гурьян, первый законник иа то^бы пошутила: «Чего теперь fie селе, который был даже избран СЫНОВЬЯ НЕ УМИРАЮТ Р а с с к а з i ^ рядом. И если бы что-нибудь случилось, несчастье какое — все равно давно бы все уже стало известно. Вслед за телеграммой пришло письмо. Но оно не только ничего не прояснило, а еще больше рас- Глазами фотолюбителей Как часто мы видим человека с фотоаппаратом. На улице города, в лесу, на пляже, в музее — везде, где ^человек работает, от дыхает, он стремится запечатлеть на пленку, оставить себе на па мять то, что его больше всего по разила, привлекло. Фотолюбитель ство стало всеобщей страстью. Ему отдают время, для него из семейного бюджета выделяют эн ную сумму денег. . Но фотолюбитель обычно дер жит свой труд в тайне, знакомит с ним лишь узкий круг при ближенных. Это понятно, если его фотоработы не представляет художественной ценности. А если снимки выполнены * мастерски, с большим вкусом и имеют обще ственно-политическое ... значение? Надо ли их держать в семейных альбомах? •фотолюбители первого’ судоре монтного завода дав-но уже;отве чают иа этот вопрос отрицатель- качествами отличается и другая работа В. Кононова «Котельщик В. И. Ванюхин». Теплотой и су ровой лирикой проникнут снимок этого же автора «В дальнее пла вание», остановивший перед нами момент выхода из порта плавба зы. Словно романтический лету чий голландец, проплывает ко рабль в морозной дымке, весь за индевевший, готовый к жестокой схватке с ураганом. На снимке пег людей, т вся его динамика, все его детали рассказывают о нелегком труде наших нромысло- выставкой нынешняя бедна авторами. Многие фотографы, представившие свои работы в прошлом году, на этот раз оста лись в стороне. Не кроется ли здесь серьезная ошибка общест венных руководителей завода, не организовавших еще в достаточ ной мере заводских мастеров объ ектива? Следует подумать и сде лать выводы. «>а исключением В. Кононова н отчасти В. Попова центральной теме любого художественного творчества — теме труда* — вякое. Этим же чувством согрет должного никто не отдал. Пей- и снимок В. Кошшова кВахтен ный». Надо сказать, что ; работы В. Ко-нонова доминируют на вы ставке. От других снимков они выгодно отличаются и качеством исполнения, и разнообразием сю жетов и тематики. В нынешнем году с большой работой выступил •и брат В. Ко нонова Михаил. На прошлогодней зажные снимки — наиболее ^лег кий путь в художественной фото графии, и но нему, к сожалению, идет большинство фотолюбителей. Где-то в стороне от объектива осталась большая трудовая жизнь судоремонтников, моряков. А о ней надо. рассказывать, надо го ворить, надо ее воспевать любы ми художественными средствами. Е. РЫ БНИКО В . ездить люднм — тепло, уютно, как на палатях, разве что тара канов не хватает». Л дочка Настя будто бы еще предупредила ее: «Ты смотри, мама, не проспи свою станцию, а то завезут тебя куда-нибудь за Вологду!» «Ну и пусть везут, — махнула рукой беспечная старуха, — новый го род, глядишь, увижу, иа людей посмотрю». С. тем и расстались. — Что теперь делать — ума не приложу, — жаловалась соседкам вконец расстроенная Марфа. И куАа могла деться старуха, слов но сквозь землю провалилась. Все ей сочувствовали, удивля лись небывалому происшествию, и все до единого жалели Ники форовну.' Вспоминали, какая она работящая, безотказная и какая ей нелегкая судьба в жизни вы пала. Одна война чего стоила! Сначала пришла похоронная на сына Володю, погиб он еще по первому году войны в морском сражетш па далеком Севере. А спустя два года сложил свою го лову в донских степях и сам Фе дор Григорьевич, бывший колхоз ный бригадир. На руках у Анны Никифоровны остались двое ма леньких девочек да ‘ еще целая бригада, . которая как бы по на следству перешла ; к ней от по койного мужа. Такому -наследству а те очень т р у д и ы е годы не позавидуешь. Но никто не слышал от Анны Никифоровны ни единой жалобы, только густая се дина запорошила ей голову, да темнен и строже стала лицом. Сильная была женщина, все пере несла па своих плечах — и горе, и нужду выдержала. Вырастила детей, tie нарушила артельное хо зяйство, теперь бы доживать на покое век, нянчить внуков. И вот когда-то народным заседателем, сказал но ученому мудрено и не понятно: — Ежели, конечно, судить но совокупности всех обстоятельств п учитывать процессуальные нор мы уголовного кодекса, то надо тебе, Марфа, непременно пода вать па всесоюзный розыск. — Это как же —- розыск? — спросила Марфа. — Предписание такое-всем ор ганам иа местах, — разъяснил дядя Гурьян, — чтобы, значит, разыскали Зонову Анну Никифо ровну. такого-то года рождения, имеющую такие-то и такие при меты. — Какие еще приметы? — ис пугалась Марфа. — Ну, рост надо указать, обо значить, какие глаза имеет, нос и прочие детали личности. — Да что ты, бог с тобой, Гурьян Осипович, — всхлипнула A1iарфа, — разве она беглая ка кая, чтобы но приметам разы скивать. Нет, не стану я подавать на такой розыск. Подавать иа розыск не. приш; лось. Никифоровна вернулась •так нее неожиданно, внезапно, *как и исчезла. Ранним звонким и ломким ап рельским утром, когда Марфа еще собиралась только на рг*бату, к ее дому. -похрустывая тсимсим ледком под шинами, лико.-,подка тила забрызганная грязью полу тонка. Накинув второпях ияаток па голову, Марфа , выскочила^-на крыльцо* и первым, кого она уви дела, был колхозный шофер Витьг ка Капустин из соседней деревни Л ипняжнон. (Продолжение следует). а Т ихого океана но." И недавно они открыли чет- экспозиции его снимки были ПОЧ- вертую выставку своих работ. тй несметны. Сейчас жe'■0HQpeд ^ ,l,,,M,,и,,,l,,,и,^l,,,и,и,«l,,,,•l« ,,,« ,‘|*,,,^и,и,....... Экспонировать свои художествен- ~ “ ные снимки прямо в цехе — ста ло традицией. Выставка пользу ется неизменной по-пулярностыо у коллектива завода. Лучшие работы выставки по священы благородному труду су доремонтников докторов про мысловых кораблей. Это сравне ние невольно подсказывается, когда смотришь на фото .электро сварщика В. Кононова «Конси лиум». Сюжет снимка очень прост: четыре человека — рабо чие, а в центре . группы-— оче видно, прораб склонились над ка кой-то судовой деталью или уз- ставид на обозрение судоремонт-Е ников обширный фотюочерк о ту-= ристах завода. В нем автор сЕ любовью к родному краю ноказы-= вает скромную и суровую красо-= ту Севера, неунывающий и жиз-Е нерадостный народ — туристов,= походные марши, привалы. Фото-Е очерк полон солнца, здорового на-Е строения людей, с пользой для= себя проводящих свободное вре мя. = Из других снимков, иредстав-Е ленных на 4-й выставке фОТО-= Коржиков. — Наши города — люонтедои С1\5 Л; 1, следует к= братья. И из Мурманска, и из числу лучших по теме и С0ДСр-= Владивостока уходят в море жанию отнести работы В. Попо-Е С б е р е г Молодой поэт-дальневосточ- ник В италий Коржиков—быв ший учитель, журналист, мо ряк. — Через всю страну — от Владивостока до Мурманска— лететь далеко н ехать далеко, но привет передать всегда мо- * жно, и привет передать очень хочется, — говорит Виталий лом. Лица, каждое по-своему, не- ва «Урок труда», «Весенний пей-Е повчоримо и убедительно выра- заж». Е Но, задумываясь над последнейЕ выставкой, нельзя не отметитьЕ тех ее сторон, которые говорят= не в пользу организаторов эксио-Е зиции. И вот почему. Е Но сравнению с прошлогодней= жают напряженную работу мыс ли. И в этом чувствуется огром ное уважение художника-фото- графа к людям труда. Они сняты в естественной обстановке, без позы и инсценирования. Этими же ш т ж НА СНИМКЕ: рабочие судоремонтного завода знакомятся с ис- — кусством своих товарищей .— 4-ой . выставкой фотолюбителей Е СРЗ № 1* zz Фото' К. Моисеева. Е «РЫ БНЫ Й МУРМДН: «Как матросы стирают робы* Испытали бы ради пробы, Как матросы стирают робы? = Распинают их и жарком душе, Е Трут мочалом, ругают в душу. Е И ногами их мнут Е в горячке * = И выкручивают, Е как прачку. Е Скользким кубиком натирают, Е Драят шваброй, ногтями драит, Е Кипятком па скамейке Е ■~ шпарят, Е В оцинкованном кубе Е варят. Е И вдыхают, блестя от жара, • Е Синеватые клубы нзра! Е Хороша, хороша водица — Е Не грешно самому помыться! Е Эх, и мыло, на что — душисто... Е Пару данте-ка, машинисты! Е Где там веник — березка Е с грустью? Е Чтоб до сердца Пробрало Русью, Подлечиться б, погорячиться — рыбаки, чтобы делать одно « то же большое рыбацкое дело. Я думаю, что книги наших пи сателей доходят к вам точно так же, как книги северян приходит к нам. Очень близки у нас темы, темп труда. А мо ря суровы и у вас и у нас. Мне хотелось бы передать рыбакам . Севера свой привет. Думаю, мурманчанам будут. близки й понятны мои стнхи, опублико ванные в книге «Суровые ост рова». . Бей от копчика до ключицы! Чтоб носилась бы век, до гроба Эта выдубленная роба! К А Ч К А Л что такое Кийка? ■Уже четыре дня На па/губе — горячка. В каюте — толкотня. Ботинки' бродят сами, Я слышу их шаги, Разводят рукавами- На стенках пиджаки. « . Вода То хлещет сбоку, То лезет из угла.* И прыгает г У кока . . . . - - Посуда со стола. ' • Но разве качка это? Бывает, рулевой Штурвал уже с рассвета. Бодает головой. Волна поднимет лапу, Ударит, кудно в нас. — И катится по трапу ■ До кубрика матрос. А море зарокочет, . Поднимет Десять лап — Он кубарем Грохочет Из кубрика на трап. и Но пот он берег/ = Косо . . . . . . . . =: К нему идет корма, з И косо •Е На матроса . г: Устивились дома, •-=: Сверкая сшщаюг, — Он сходит с корабля И долго под ногами — Качается земля. := 9 Я К О Р * Я I В спокойствии стальном, -= Открыт на всякий случай, ~ Off дремлет чутким сном : = Под палубой скрипучей. = Морские ветры бьют =. Железную натуру, = И ветры обдают = Его мускулатуру. = Но в несколько секунд ~ Стремглав, минуя трапы, Е Он всадит в твердый грунт Е Две хватких дюжих лапы. . = Он глиной обрастет Е У места назначенья, = И вас = Не унесет Е Случайное теченье. . Е Выходите в моря — Е Имейте якоря! = i f о если Е В жнзш! ~ Вдру4 ; е Какой-то якорь ~ Ржавый = вас втянет в топкий крун = Пучлны залежалой, = Чтоб не .пускать в адори — = Рубите якоря! = ПННППНПШППНННШПНШНШШН^ Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Индекс 55654 ^fllllllllllllllltllllllilllllllllllllllllllllllllllllllillllllllllllJIIIIIIIIilllllllllllllllflll!. Тип. «Помярпая правда». Зак. 2502. ПН-05540.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz