Рыбный Мурман. 1965 г. Март.

О СОКРОВИЩАХ УВЕДЕННЫХ И НЕУВИДЕНН1ЫХ Мурманский краеведческий му­ зей. Много здесь посетителей в эти дни. Каждому не терпится своими глазами увидеть произве­ дения русских художников, при­ везенные к нам из Русского му­ зея. 100 работ, показываемых на выставке, это и много и мало. При умелом подборе каждое из ста произведений могло стать путе­ водной вехой при встречах с рус­ ским искусством. Но уже при первом знакомстве с выставкой возникает вполне серьезный воп­ рос: разве русское искусство воз­ никло только в XVIII веке? Вез всего того, что было созда­ но г. русском искусстве в преды­ дущие века, не был бы возможен его яркий расцвет в XVIII веке. К сожалению, организаторы выставки не показывают ни одно­ го произведения древнерусского искусства. Как-то сразу, что на­ зывается, «в лоб» мы знакомим­ ся с живописью второй половины XV III века, хотя и в первой поло­ вине XVIII века на Руси было много талантливых художников. Это А. П. Антропов, И. II. Аргу­ нов, А. М. Матвеев, И. М. Ники­ тин, создавшие замечательные портреты Петра I, его современ­ ников и последователей. Искусст­ ву XVIII века в русской культу­ ре принадлежит важная роль. Оно приобретает светский характер. На протяжении столетия посте­ пенно развились все те жанры русского изобразительного искус­ ства, которые мы встречаем вплоть до наших дней: портрет­ ный, исторический, пейзажный, бытовой. Замечательные успехи русско­ го искусства XVIII века отражали огромную созидательную работу, начатую Петром I и изменившую все области жизни страны. В се­ редине XV III века была основана Академия художеств, сыгравшая большую роль в воспитании мно­ гих поколений русских художни­ ков. Большого совершенства дости­ гает русская гравюра. Городские виды, баталии, изображения празднеств нашли отражение в творчестве талантливых граверов А. Ф. Зубова и Е. П. Чемесова. Гравюры пропагандировали рефор­ мы Петра I .имели большое куль­ турное и воспитательное значе­ ние. Со второй половины XVIII века начинается «золотой век» русского портретного искусства, представленного такими замеча­ тельными мастерами, как Ф. С. Рокотов и Д. Г. Левицкий. Порт­ реты Рокотова исполнены легко, как бы «играючи», живописные приемы смелы, энергичны, пос­ лушно служат замыслу художни­ ка: показать человека возвышен­ ного, слегка загадочного. Левицкий стремился к конкрет­ ности изображения, к полноте раскрытия характера человека К высшим достижениям живописи того времени относится портрет­ ная сюита Д. Г. Левицкого «Смо­ лянки». Привлекательность юно­ сти, природная одаренность, не­ посредственность — все это так хорошо передано в сюите. На выставке представлены ко­ пии с картин обоих художников. И очень жаль, что мы не можем увидеть ни одной работы третье­ го крупного портретиста конца XVIII века, нежного и мечтатель­ ного В. Л. Боровиковского. С 90-х годов XVIII века особое внимание художников привлекает внутренняя, духовная жизнь че­ ловека, мир его чувств. Это было связано с созреванием дворянской революционности, с просветитель­ скими идеями А. Н. Радищева, направленными к свержению кре­ постного права. Отечественная война 1812 года с Наполеоном обострила противоречия общест- венной жизни России и вместе с «РЫ БНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654. Размышления о выставке русскою искусства в Мурманске гг.* т ж -fi 1 й WmjM-,sl­ um особенности внешнего и внут­ реннего облика человека. Экспонируемые «Портрет ста­ рухи» и «Трудовик» дают нам представление об этом его заме­ тем вызвала невиданный патрио- план в искусстве выдвигаются нова, «Урок» Н. А. Боброва и чательном даре, тический подъем во всех слоях идеи реализма и народности, про- «Швея у окна» М. II. Клодта, ко- Реалистическое изображение общества. В искусстве усиливает- пагандирусмые критикой и фило- торые привезли ленинградцы, в природы характерно для второй ся интерес к человеку из народа, софом-материалистом В. Г. Бе- какой-то мере дают представление половины XIX века. На выставке Это нашло новое отражение в линским. Но в изобразительном об этом периоде. Однако ведущи- мы имеем возможность любовать- творчестве двух художников пер- искусстве утверждение передовых ми художниками были в то время ся двумя этюдами К. И. Шишки- вой трети XIX века — 0. А. Кин- идеалов происходило сложно и В. Г. Неров, II. В. Неврев, В. В на и картиной А. И Куинджи ренского и В. А. Тропинииа. Кета- противоречиво. Даже такие вели- Пукирев, В. И. Якоби, острая со- «Ай-Петри». Но почему же нет ти оба эти замечательные портре- кие художники середины века, циальная направленность творче- ни одной работы А. К. Саврасо­ ва, Ф. А. Васильева, В. Д. Ноле­ нова, И. И. Левитана? А ведь именно пх творчество наиболее ярко характеризует русское пей­ зажное искусство, свидетельству­ ет о его достижениях. И эти про­ изведения есть в запасных фон­ дах Русского музея! Сложнейшим, еще мало иссле­ дованным периодом русского ис­ кусства является конец XIX — начало XX века. Художественная жизнь протекает в острейшей борьбе различных направлений. Этот период представлен произве­ дениями А. Н. Бенуа, Б- И. Кусто­ диева, К. Ф. Юона. Слов нет, выставка русского искусства, устроенная Русским музеем в Мурманске, — новое, нужное и полезное начинание. „ ,TR, KftTftniJK „РТПРЧЧЯ! гапячут СлеДУет почаще показывать кар- тиста запечатлели для поколении как К. П. Брюллов и А. А. Иванов, ‘ “ вр а ,оряч>ш тины, лежащие в запасниках живой и трепетный образ А. С. прославившие искусство картина- 1т "г г центральных музеев, на выстав- Пушкина, так похожий и сов-ми «Последний день Помпеи» и и н S как областных городов Советского сем по-разному исполненный.«Явление Христа народу», воспи- *}■ и. лрамского, Сонш На выставке нет картин Кип-танные на идеалах классицизма, Перова, п- н. 1е в lo<U году хотелось бы чтобы нроиз- ренского. Зато творчество Тропи- не смогли целиком освободиться с05Дается товарищество передвиж- ведения для таких выставок от. нина представлено «Портретом от воздействия академических ПЫД выс'гав°К- бирались более тщательно, а по- неизвестного». Изображение юно- традиций. . . . шо к экспонирования и, был бо- ши с гордо поднятой головой со- Только II. А. Федотов, обратив- хУД°жник<>в в иорьбе за реализм ответствовало вольнолюбивому шись к непосредственному изуче- в искУсстве- Идейным вождем пе­ нит пкпужаюпгрй прйгтиитАЛ 1 .нп- редвижничества был И. Н. Крам- На снимке: мурманские школьники знакомятся с экспона тами выставки русского искусства. Справа — картина ху дожника А. А. Наумова «Старый друг». -Фото К. Моисеева- духу времени. рядок лее продуман. Почему, например, графику ре­ шили вынести в самостоятельный нейт вш н а и не лш еет^аж тп г тельного значения за исключеии- знакомит нас с эмоциональным Больших успехов в это время м™ ги0 ЛРУСие. искусством Г. И. Угрюмова. достигает пейзажная живопись в Выставка знакомит нас с про- 1СЛ1>пщи лал тпл л Проявившееся в искусстве кои- лице непревзойденного романти- *™ведениями «неутешное горе» разве, творчества А. П. Ост- на X.VIII вега стремление с ссте- ка .моря И. К. Айвазовского, та- Н * ваРиа,1т> И Н Крамского, •_ Ле^ демв? ственности и простоте привело к лантливого М. И. Лебедева, ве- ^поздравление молодых» i . I . R заПасных фондах Русского новому, поэтическому восприятию ликого А. А. Иванова. Мясоедова, с живыми, впечатляю- природы. Возникает пейзаж как Лирически трогателен, эффек- М^шеого. таковой- Основоположником пей- тен представленный на выстав- музея хранится множество произ-> лавой реалистического искус- веДе^и® дрзд^фцд^ц^^врасо- зажной живописи явился С Ф. ке «Морской вид»‘'и / 1 Айвазов- ва, .Пером. Васильева, Левитана, Щедрин известный рядом изобра- ского. ™си» как говорил в о. Ьтасов, Сурикова Врубеля и,лругих „еду- жении Петербурга и окрестностей. .. „ „ „ „ V tv гепин. ин прекрасно художников А на выставке С наибольшей полнотой новое Со иторои П0Л0ВЙ«ы XIX века влаДел всеми жанрами живописи- ^„оманс^ё их нет» понимание пейзажа воплотил к начиаается коренной перелом в В его картинах, как и в произве- своем твоочестве Ф Я Алексеев Р?звитии р у с с к о г о искусства. Оно дениях В. И. Сурикова, чувству- У неподготовленного зрителя много путешествовавший но Рос- сближается с жизнью, с Рев0ЛН)- ется стремление к монументаль- cowf J l f . f ^ o v c S o гии Его вили К плгиой плотя ни ционно-демократическим движе- ной картине,, героической трак- •ставяение о ралвиит р>ьышю и кремля Исполнены чувства^иа- "»»»• Критический реалиам ста- товкс oSp.aa народа. Таковы "Ск= . » ционального достоинства. Г г и д Т к у р с к * .й г Е и и и * .1'Х г а з Т # “ ,ие“ Занмя ь Т итят Но из целой плеяды отлич- Д°вы* художников, идеи н I. ход в аурскои гуиернии», «итказ поилинных пооиз- ных пейзажистов первой трети Чернышевского, его определение от исповеди», «Не ждали», «*а- мдиь больше подлинных произ XIX века устроители выставки не «прекрасное — есть жизнь» отк- порожцы» и другие. в^ » и“ веД ^ ик мастс1)015 рус показывают нам ни одного. Мы рывали перед искусством широ- И. Е. Репин утвердил новый ского искусства, только можем познакомиться с кие горизонты. тип портрета, мгновенно схваты- А- к у н у н ь и . искусство- нредставителем «идеального» пей- Полотна «Харчевня» А. А. По- вая неповторимые индивидуаль- «ад* зажа Ф. М. Матвеевым. рируется его работа «Вид форума5 ш у f " 0 Удивляет, однако, почему это| IV н И Г О J1 ю о произведение, написанное в на-; чале XIX века, помещено в :жс-5 позиции начала XVIII века? Крупнейшим русским художнн-jj ком начала XIX века, сознатель-; но выступившим против устарев-; ших академических традиций,5 был А. Г. Венецианов- В картинах» «Гумно», «На пашне», «На жат-; ве», «Жнецы», «Лето», «Кресть-5 янка с васильками», «Захарка»! Венецианов создал обобщающий; образ русского крестьянина, мо-; рально чистого, полного чувства! собственного достоинства. С творчеством Венецианова мы; опять-таки можем познакомиться; только по небольшой копии с его! картины «Два мальчика с бумаж-! ным змеем». В 30-х — 40-х годах XIX века; под влиянием нараставшей кре-! стьянской борьбы против помещи-! ков в передовом русском обществе» формируется идеология революци-; онной демократии. Это оказывает; воздействие на развитие художе-5 ственной культуры. На первый" Наши читатели-моряки — люди суровой и трудной профессии. С большой любовью относятся они к книге. Она для них — друг, от­ крывающий мир прекрасного и ге­ роического, а также верный по­ мощник в труде и учебе. В формуляре почти каждого чи­ тателя записаны книги по его спе­ циальности. Особым спросом пользуются издания по ведущим профессиям: судовождению, рыбо­ обработке, боцманскому делу. Очень много выдаем мы и «школь­ ной» литературы. Ведь каждый пятый рыбак учится. Учатся в школах, различных техникумах, вузах. Учатся капитаны и штурманы, матросы и кочегары. Трудно. Но этого требует сама жизнь, говорят наши заочники. Много сил и времени требует учеба. И почти некогда почитать хороший роман или повесть, про­ смотреть новинки. Но настоящий книголюб всегда найдет свобод­ ную минуту. Очень часто прихо­ дит к нам в библиотеку молодой судоводитель В. И. Крюков. Он учится заочно в юридическом ин­ ституте. Это страстный любитель книги. Особенно увлекает его ли­ тература по искусству. Если мы откроем его формуляр, то увидим, кроме большого перечня учебной литературы, массу книг по музы­ ке, о великих русских композито­ рах. Мы всегда радуемся и другому нашему читателю, Николаю Me- шалкину. Он готовится по­ ступить в вуз. Но это не мешает ему на досуге читать своего лю­ бимого поэта Р. Бернса, позна­ комиться с лучшими произведе­ ниями советских писателей. • Вдумчивый, серьезный Алек­ сандр Петрович Кузин многим интересуется. Его любимое заня­ тие «порыться» в книгах. Читает он произведения советских и зару­ бежных писателей. В его форму­ ляре десятки книг о странах мира. Интересует его и литература по искусству. Шумный, подвижный Всеволод Васильевич Грузных во время стоянки ежедневно заходит в биб­ лиотеку. Его интересует все «но­ венькое». Хочется рассказать о многих наших читателях-книголюбах — А. А. Поспелове, Я. П. Михаль- цове, М. А. Немчинове, И. П. Та- лышеве и многих, многих других. Все они — люди с очень большим кругозором, в высшей степени на­ читанные. С ними интересно бесе­ довать, они многое знают. И все это они приобрели благодаря книге. Более того, книга наложила свой отпечаток и на их характе­ ры. Это удивительно душевные, добрые, хорошие люди. Без пре­ увеличения можно сказать, что книга стала для них подлинным воспитателем во всех отношениях, учителем и другом. И нам очень хочется, чтобы та­ ких книголюбов . в библиотеках было все больше и больше. 3. ЗЛАТОУСТОВ А, заведующая абонементок < объединенной библиотеки плавсостава тралового и сельдяного флотов. Зам. редактора Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ, Тип «Полярная правда». . Зак. 1031. ПН-06161.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz