Рыбный Мурман. 1965 г. Март.
О СОКРОВИЩАХ УВЕДЕННЫХ И НЕУВИДЕНН1ЫХ Мурманский краеведческий му зей. Много здесь посетителей в эти дни. Каждому не терпится своими глазами увидеть произве дения русских художников, при везенные к нам из Русского му зея. 100 работ, показываемых на выставке, это и много и мало. При умелом подборе каждое из ста произведений могло стать путе водной вехой при встречах с рус ским искусством. Но уже при первом знакомстве с выставкой возникает вполне серьезный воп рос: разве русское искусство воз никло только в XVIII веке? Вез всего того, что было созда но г. русском искусстве в преды дущие века, не был бы возможен его яркий расцвет в XVIII веке. К сожалению, организаторы выставки не показывают ни одно го произведения древнерусского искусства. Как-то сразу, что на зывается, «в лоб» мы знакомим ся с живописью второй половины XV III века, хотя и в первой поло вине XVIII века на Руси было много талантливых художников. Это А. П. Антропов, И. II. Аргу нов, А. М. Матвеев, И. М. Ники тин, создавшие замечательные портреты Петра I, его современ ников и последователей. Искусст ву XVIII века в русской культу ре принадлежит важная роль. Оно приобретает светский характер. На протяжении столетия посте пенно развились все те жанры русского изобразительного искус ства, которые мы встречаем вплоть до наших дней: портрет ный, исторический, пейзажный, бытовой. Замечательные успехи русско го искусства XVIII века отражали огромную созидательную работу, начатую Петром I и изменившую все области жизни страны. В се редине XV III века была основана Академия художеств, сыгравшая большую роль в воспитании мно гих поколений русских художни ков. Большого совершенства дости гает русская гравюра. Городские виды, баталии, изображения празднеств нашли отражение в творчестве талантливых граверов А. Ф. Зубова и Е. П. Чемесова. Гравюры пропагандировали рефор мы Петра I .имели большое куль турное и воспитательное значе ние. Со второй половины XVIII века начинается «золотой век» русского портретного искусства, представленного такими замеча тельными мастерами, как Ф. С. Рокотов и Д. Г. Левицкий. Порт реты Рокотова исполнены легко, как бы «играючи», живописные приемы смелы, энергичны, пос лушно служат замыслу художни ка: показать человека возвышен ного, слегка загадочного. Левицкий стремился к конкрет ности изображения, к полноте раскрытия характера человека К высшим достижениям живописи того времени относится портрет ная сюита Д. Г. Левицкого «Смо лянки». Привлекательность юно сти, природная одаренность, не посредственность — все это так хорошо передано в сюите. На выставке представлены ко пии с картин обоих художников. И очень жаль, что мы не можем увидеть ни одной работы третье го крупного портретиста конца XVIII века, нежного и мечтатель ного В. Л. Боровиковского. С 90-х годов XVIII века особое внимание художников привлекает внутренняя, духовная жизнь че ловека, мир его чувств. Это было связано с созреванием дворянской революционности, с просветитель скими идеями А. Н. Радищева, направленными к свержению кре постного права. Отечественная война 1812 года с Наполеоном обострила противоречия общест- венной жизни России и вместе с «РЫ БНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654. Размышления о выставке русскою искусства в Мурманске гг.* т ж -fi 1 й WmjM-,sl um особенности внешнего и внут реннего облика человека. Экспонируемые «Портрет ста рухи» и «Трудовик» дают нам представление об этом его заме тем вызвала невиданный патрио- план в искусстве выдвигаются нова, «Урок» Н. А. Боброва и чательном даре, тический подъем во всех слоях идеи реализма и народности, про- «Швея у окна» М. II. Клодта, ко- Реалистическое изображение общества. В искусстве усиливает- пагандирусмые критикой и фило- торые привезли ленинградцы, в природы характерно для второй ся интерес к человеку из народа, софом-материалистом В. Г. Бе- какой-то мере дают представление половины XIX века. На выставке Это нашло новое отражение в линским. Но в изобразительном об этом периоде. Однако ведущи- мы имеем возможность любовать- творчестве двух художников пер- искусстве утверждение передовых ми художниками были в то время ся двумя этюдами К. И. Шишки- вой трети XIX века — 0. А. Кин- идеалов происходило сложно и В. Г. Неров, II. В. Неврев, В. В на и картиной А. И Куинджи ренского и В. А. Тропинииа. Кета- противоречиво. Даже такие вели- Пукирев, В. И. Якоби, острая со- «Ай-Петри». Но почему же нет ти оба эти замечательные портре- кие художники середины века, циальная направленность творче- ни одной работы А. К. Саврасо ва, Ф. А. Васильева, В. Д. Ноле нова, И. И. Левитана? А ведь именно пх творчество наиболее ярко характеризует русское пей зажное искусство, свидетельству ет о его достижениях. И эти про изведения есть в запасных фон дах Русского музея! Сложнейшим, еще мало иссле дованным периодом русского ис кусства является конец XIX — начало XX века. Художественная жизнь протекает в острейшей борьбе различных направлений. Этот период представлен произве дениями А. Н. Бенуа, Б- И. Кусто диева, К. Ф. Юона. Слов нет, выставка русского искусства, устроенная Русским музеем в Мурманске, — новое, нужное и полезное начинание. „ ,TR, KftTftniJK „РТПРЧЧЯ! гапячут СлеДУет почаще показывать кар- тиста запечатлели для поколении как К. П. Брюллов и А. А. Иванов, ‘ “ вр а ,оряч>ш тины, лежащие в запасниках живой и трепетный образ А. С. прославившие искусство картина- 1т "г г центральных музеев, на выстав- Пушкина, так похожий и сов-ми «Последний день Помпеи» и и н S как областных городов Советского сем по-разному исполненный.«Явление Христа народу», воспи- *}■ и. лрамского, Сонш На выставке нет картин Кип-танные на идеалах классицизма, Перова, п- н. 1е в lo<U году хотелось бы чтобы нроиз- ренского. Зато творчество Тропи- не смогли целиком освободиться с05Дается товарищество передвиж- ведения для таких выставок от. нина представлено «Портретом от воздействия академических ПЫД выс'гав°К- бирались более тщательно, а по- неизвестного». Изображение юно- традиций. . . . шо к экспонирования и, был бо- ши с гордо поднятой головой со- Только II. А. Федотов, обратив- хУД°жник<>в в иорьбе за реализм ответствовало вольнолюбивому шись к непосредственному изуче- в искУсстве- Идейным вождем пе нит пкпужаюпгрй прйгтиитАЛ 1 .нп- редвижничества был И. Н. Крам- На снимке: мурманские школьники знакомятся с экспона тами выставки русского искусства. Справа — картина ху дожника А. А. Наумова «Старый друг». -Фото К. Моисеева- духу времени. рядок лее продуман. Почему, например, графику ре шили вынести в самостоятельный нейт вш н а и не лш еет^аж тп г тельного значения за исключеии- знакомит нас с эмоциональным Больших успехов в это время м™ ги0 ЛРУСие. искусством Г. И. Угрюмова. достигает пейзажная живопись в Выставка знакомит нас с про- 1СЛ1>пщи лал тпл л Проявившееся в искусстве кои- лице непревзойденного романти- *™ведениями «неутешное горе» разве, творчества А. П. Ост- на X.VIII вега стремление с ссте- ка .моря И. К. Айвазовского, та- Н * ваРиа,1т> И Н Крамского, •_ Ле^ демв? ственности и простоте привело к лантливого М. И. Лебедева, ве- ^поздравление молодых» i . I . R заПасных фондах Русского новому, поэтическому восприятию ликого А. А. Иванова. Мясоедова, с живыми, впечатляю- природы. Возникает пейзаж как Лирически трогателен, эффек- М^шеого. таковой- Основоположником пей- тен представленный на выстав- музея хранится множество произ-> лавой реалистического искус- веДе^и® дрзд^фцд^ц^^врасо- зажной живописи явился С Ф. ке «Морской вид»‘'и / 1 Айвазов- ва, .Пером. Васильева, Левитана, Щедрин известный рядом изобра- ского. ™си» как говорил в о. Ьтасов, Сурикова Врубеля и,лругих „еду- жении Петербурга и окрестностей. .. „ „ „ „ V tv гепин. ин прекрасно художников А на выставке С наибольшей полнотой новое Со иторои П0Л0ВЙ«ы XIX века влаДел всеми жанрами живописи- ^„оманс^ё их нет» понимание пейзажа воплотил к начиаается коренной перелом в В его картинах, как и в произве- своем твоочестве Ф Я Алексеев Р?звитии р у с с к о г о искусства. Оно дениях В. И. Сурикова, чувству- У неподготовленного зрителя много путешествовавший но Рос- сближается с жизнью, с Рев0ЛН)- ется стремление к монументаль- cowf J l f . f ^ o v c S o гии Его вили К плгиой плотя ни ционно-демократическим движе- ной картине,, героической трак- •ставяение о ралвиит р>ьышю и кремля Исполнены чувства^иа- "»»»• Критический реалиам ста- товкс oSp.aa народа. Таковы "Ск= . » ционального достоинства. Г г и д Т к у р с к * .й г Е и и и * .1'Х г а з Т # “ ,ие“ Занмя ь Т итят Но из целой плеяды отлич- Д°вы* художников, идеи н I. ход в аурскои гуиернии», «итказ поилинных пооиз- ных пейзажистов первой трети Чернышевского, его определение от исповеди», «Не ждали», «*а- мдиь больше подлинных произ XIX века устроители выставки не «прекрасное — есть жизнь» отк- порожцы» и другие. в^ » и“ веД ^ ик мастс1)015 рус показывают нам ни одного. Мы рывали перед искусством широ- И. Е. Репин утвердил новый ского искусства, только можем познакомиться с кие горизонты. тип портрета, мгновенно схваты- А- к у н у н ь и . искусство- нредставителем «идеального» пей- Полотна «Харчевня» А. А. По- вая неповторимые индивидуаль- «ад* зажа Ф. М. Матвеевым. рируется его работа «Вид форума5 ш у f " 0 Удивляет, однако, почему это| IV н И Г О J1 ю о произведение, написанное в на-; чале XIX века, помещено в :жс-5 позиции начала XVIII века? Крупнейшим русским художнн-jj ком начала XIX века, сознатель-; но выступившим против устарев-; ших академических традиций,5 был А. Г. Венецианов- В картинах» «Гумно», «На пашне», «На жат-; ве», «Жнецы», «Лето», «Кресть-5 янка с васильками», «Захарка»! Венецианов создал обобщающий; образ русского крестьянина, мо-; рально чистого, полного чувства! собственного достоинства. С творчеством Венецианова мы; опять-таки можем познакомиться; только по небольшой копии с его! картины «Два мальчика с бумаж-! ным змеем». В 30-х — 40-х годах XIX века; под влиянием нараставшей кре-! стьянской борьбы против помещи-! ков в передовом русском обществе» формируется идеология революци-; онной демократии. Это оказывает; воздействие на развитие художе-5 ственной культуры. На первый" Наши читатели-моряки — люди суровой и трудной профессии. С большой любовью относятся они к книге. Она для них — друг, от крывающий мир прекрасного и ге роического, а также верный по мощник в труде и учебе. В формуляре почти каждого чи тателя записаны книги по его спе циальности. Особым спросом пользуются издания по ведущим профессиям: судовождению, рыбо обработке, боцманскому делу. Очень много выдаем мы и «школь ной» литературы. Ведь каждый пятый рыбак учится. Учатся в школах, различных техникумах, вузах. Учатся капитаны и штурманы, матросы и кочегары. Трудно. Но этого требует сама жизнь, говорят наши заочники. Много сил и времени требует учеба. И почти некогда почитать хороший роман или повесть, про смотреть новинки. Но настоящий книголюб всегда найдет свобод ную минуту. Очень часто прихо дит к нам в библиотеку молодой судоводитель В. И. Крюков. Он учится заочно в юридическом ин ституте. Это страстный любитель книги. Особенно увлекает его ли тература по искусству. Если мы откроем его формуляр, то увидим, кроме большого перечня учебной литературы, массу книг по музы ке, о великих русских композито рах. Мы всегда радуемся и другому нашему читателю, Николаю Me- шалкину. Он готовится по ступить в вуз. Но это не мешает ему на досуге читать своего лю бимого поэта Р. Бернса, позна комиться с лучшими произведе ниями советских писателей. • Вдумчивый, серьезный Алек сандр Петрович Кузин многим интересуется. Его любимое заня тие «порыться» в книгах. Читает он произведения советских и зару бежных писателей. В его форму ляре десятки книг о странах мира. Интересует его и литература по искусству. Шумный, подвижный Всеволод Васильевич Грузных во время стоянки ежедневно заходит в биб лиотеку. Его интересует все «но венькое». Хочется рассказать о многих наших читателях-книголюбах — А. А. Поспелове, Я. П. Михаль- цове, М. А. Немчинове, И. П. Та- лышеве и многих, многих других. Все они — люди с очень большим кругозором, в высшей степени на читанные. С ними интересно бесе довать, они многое знают. И все это они приобрели благодаря книге. Более того, книга наложила свой отпечаток и на их характе ры. Это удивительно душевные, добрые, хорошие люди. Без пре увеличения можно сказать, что книга стала для них подлинным воспитателем во всех отношениях, учителем и другом. И нам очень хочется, чтобы та ких книголюбов . в библиотеках было все больше и больше. 3. ЗЛАТОУСТОВ А, заведующая абонементок < объединенной библиотеки плавсостава тралового и сельдяного флотов. Зам. редактора Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ, Тип «Полярная правда». . Зак. 1031. ПН-06161.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz