Рыбный Мурман. 1965 г. Март.

Не все у человека складывается гладко. Никогда нельзя преду­ смотреть, где оступишься. То па работе неприятности, то в семье неполадки. Ивану Ивановичу Гу- инну надолго запомнился один из -«невезучих» диен Его только-толь­ ко назначили мастером. Казалось бы, радость. Так оно и было в первые часы. А потом... Предстояло отлить партию поршневых колец. Поначалу все шло нормально. Но при взятии пробы Гуинн усомнился в качест- . ве. Ему бы принять нужные меры, а оч успокоил себя: «Ничего, сой- де). не космический корабль от­ ливаем». Однако не «сошло». Не был вы­ держан химический состав чугу­ на. Два ковша металла ушли в брак. Понапрасну был затрачен .труд многих людей. Все это про­ изошло в вечернюю смену, спро­ сить совета было не у кого. С вол­ нением ждал Гунин прихода на­ чальника цеха. Но Георгий Евдо- килювнч Локтюхов не- стал «раз­ носить» молодого мастера. Только- л^сказал: «В 'литейном деле на авось надеяться нельзя». . Опытные специалисты литейного производства Кандалакшского ме­ ханического завода -Г. Е, Локтю- део- и А. А.~Шубнй стали добрыми ««ставниками Гунина. Под пх ру- мсиюдством мастер освоил выпуск ''модифицированного чугуна, внед-- первые новшества. Свою роль- в^«таповле?тн Гуинна, как литей­ щика, безусловно, сыграла учеба в Северо-Западном политехниче­ ском институте. Занимался он и ^на курсах усовершенствования ин- ’ жсиерно-технических работников при Московском заочном общест­ венном университете. До последнего времени остро вопрос с увеличением вы- tmftna цилиндровых втулок. Рань­ ше после первой отливки кокиль «сильно нагревайся, и приходилось ожидать пока он остынет. После - эторфй отливки — хоть вообще бросай дело Но металл ждать не .может. — Где же выход? — часто за- «уммвался мастер. Казалось, что из имеющейся центробежной ма­ шины уже ничего нельзя выжать. Однако Гуинн, вступивший на дорогу поисков, уже не мог бро­ сить иачато| на полпути. Его и слесаря Юрия Матвеева (сейчас Матвеев заместитель главного ме- деника завода) вечерами можно было видеть вместе. Они что-то «колдовали» у центробежной ма­ шины. Вскоре их работа уже ни для кого не была секретом. Они установили охладитель, действую­ щий по принципу пульверизатора. Сжатый воздух разбивал струну «оды, и образующийся «туман» охлаждал стенки кокиля. Так по-_ явилась возможность отливать в смену не 3—4 втулки, а 10—А т а ­ ках деталей. -Первый шаг на пути совершен- - ствования технологии отливок ци­ линдровых втулок был сделан. Затем Гуинн совместно с вагран­ щиком Николаем Латышевым раз­ работал и изготовил специальное устройство для выталкивания П том, нанесенным на стенки коки- / Л Т / Г g b Ж / * Т Ж Т Ж Т Т C l Т Г Ж А Т Ж ЛЯ- Раб0Ч1|м уже не нужно будет V J t I t f L / ж Ж ж Ж . i 8 C L 7 b . I I / Я S V # ЩгШ вести набивку формовочной зем- Г ^ | '*■ * ' -™, за счет чего трудоемкость сни­ зится наполовину. Уменьшится втулки из кокиля за счёт инерции За годы работы па заводе нова- отдача иа кокиль, получается не- вес заготовок от сокращения прн- движущнхея частей машины. Вы- тором внесено не менее ста боль- что равное самоотжигу. пусков. Общий экономический нуск втулок увеличился до 15— шнх и малых рационализаторских Что же дает применение рубаш- эффект точно пока не подсчитан. 18 штук в смену. предложений. Здесь и новая фор- ки? Кроме прежних преимуществ Но предварительные данные го- Количественный показатель рос, ма отливок проб для лаборатор- (по сравнению с' применением ворят, что он будет немалым — но качество отливок оставляло пых исследований, и перевод ряда смеси), появилась возможность на 20 тысяч рублей" в год. желать лучшего. Металл, залитый деталей па центробежное литье, каждой втулке к двигателю в 300 Еще ботее значительную ртботу в металлическую форму (кокиль), исправление чугунных изделий за- лошадиных сил экономить по 75 предстоит пролетать литейщикам давал отбеленный слой, который варкой и многое другое. килограммов чугуна, а к двигате- в ближайшем б Были, конечно, трудности с про- лям в 400 лошадиных сил — по начали осваивать метод получе- не поддавался дальнейшей меха­ нической обработке. Не выдержи- Befle)11IeM пыт в, с внедрением 100—120 ки гр ммов. Затраты ния стержней и фор с пом щью 0 * 1 П И П Q W f l n o Q l l L l Г П О П А П Н T H U K 1 М М п _____ ____ ________________ _ _________ 1 - ^ 1 It * * валя даже резцы с победитовыми предложений. Нельзя сказать, что- же на изготовление рубашки со- наливных смесей, пластинками. Были испробованы /^Ь| рЯД0М работали косные люди, вершеино незначительны. В об- различиые оомазки, но пока пи- работать по старинке куда спо-щем экономический эффект соста- чго не дало положительных ре* койисе, чем заниматься претворе- вит &0 тысяч рублей, в год только зультатов. ^ • пием в жизнь даже хороших, впол- на одном сбереженном металле... Применяемый‘г: метод отжига ие- 0 б0СП0Ванных идей требовал больших затрат топлива Если в управлении завода яе- Опыт показал,, что тнамного улучшается механическая обра- "еттремемно посоветуют проити в и труда рабочих. Режим отжига Говорят, что трудности - яв- литейный цех. Здесь плодотворт* а „, пт. т^пАПйтиш. . ленпе уважнтел>иое, потому что в _ к _ ок_* 7 ,“ «удынн произвел работает иеЛая rnvrina ..ппятпплА длился два часа_при температуре ‘ Человек за" Сдирку опытных четырех'втулок ^ ° ™ еТ ^лая группа ног,яторой, 1000 г р а д у с о в . П р и ч е м т е м п е р а - столкновении с цими .человек, за , f ^йезиом и ряды ее растут с каждым-днем? тура печи в час поднималась иа каляетря. Принципиально с этим .Немало-творческих замысчов v Бш1ь 1 “ Ую. Роль в движении рацно- . а — ■— .'«««•■ »<* « 1 ГЛЯ«.ТЬ.И -Нп.бияяпт шврческих замыслов у 11ализатвров И ■нзобретателей иг­ рает коммунист И. И." Гунин,’вез* главляющий в цехе *работу с ра­ ционализаторами и сам являю­ щийся активным новатором. В нем inn F спи ичесть; что нельзя не согласиться.*Но-бывает г _ 100 градусов, ьели учесть, что _ случилось и с к<>ммУ»иста Гунина. Замыслов тратилось еще время иа охлажде- ^ ^ \ ' З Г ы м Он махнул на все технически смелых, далеко иду- ние, то станет ясно, как велшш - - у * аво, а Уеха,., ц 0 щнх. Осч>бый интерес нредегав- были затраты времеяг, во чтв об- рукой и ушел с завода, уехал, по пцит ,1Лии. „ • ■ ^ . .пг.ч.па . т и п и » ш' nlhrinu ляет новый метод формовки и ходился предприятию отжиг. С ' Д Р • Р обращался к оглннкн заготовок (масло) под этим ие мог мириться^ Иван Гу- к нарезку поршневых колец; Залив- нии. человек пытливым и беспо- К Д J недругов, оста- ка 6**eT производиться в -проме- конный. кРиие : п„.1РЙ жуток между корковым стержнем Он продолжал поиски. Однажды лось много ^tnnuu hup ^ слоем песка с пульвербекели- пришла мысль покрыть стенки ко- Михаил Косеиков, с которым вме- киля смесью песка * нульвербеке- сте осваивали центробежное и ко­ лита. килыюе литье, вместе провели — Ничего путного из этого не первые плавки в медеплавильное полупится, — заявили тогда за- печи, Юрий Матвеев, с которым, водские авторитеты.: — В отлив- совершенствуя литейное производ- ках неизбежно возникнут газовые ство, как говорится, пуд соли раковины. # съели. Да разве мало людей, ве- Иного мнения придерживался рящих в творческую звезду Ивана сам Гуинн. Его поддержал-дирек- Гунина.. тор завода. И вот уже кокиль но---После возвращения улыбнулась крыт равномерным слоем, нагре- Гуиину новая удача: успехи с от- тая смесь накрепко склеилась, .ливками втулок без отбила в дру- Можио начинать заливку. И тут гих рационализаторских поисках, произошло непредвиденное. Зали- Новое вошло в жизнь и полу- тый металл забурлил, начали вы- чает все большее распространение, брасываться языки пламени, с шн- Недавно иа Кандалакшском меха- пениём пополз газ ииче.ском 'заводе побывали спе- — Все пропало, — мелькнуло циалисты из Ленинграда, со ста_- у Гунина. — Зря настаивал на рейшего завода страны «Русским промышленных опытах, зря опро- дизель». Они переняли передовую, вергал доводы специалистов. экономичную технологию отливок Но не такой Гунни человек, цилиндровых втулок без отбелен- чтобы бросить начатое дело. Ког- ного слоя, предложенную 1уии- да вынули втулку, ои разбил ее. иым. Так же поступили и метал- К удивлению и радости новатора, лурги судоремо! 1 ТНого завода из раковин не оказалось. Металл был далекой Находки, монолитен. Цо технолога уже и это повое Вскоре отлили еще два опытных не удовлетворяет. При отливках образца. Их отправили в механо- металла на слой пульвербекелита сборочный цех. Втулки без отжи- с' песком приходится делать зиа- га поддавались механической об- чительные припуски. Кроме того, работке. на поверхности детали образуется Это новшество Ивана Гуиина корка с пригаром песка. С *и позволило экономить топливо, со- пики, запятые механической о р - кратило трудоемкость, подняло боткой,- вынуждены часто мен производительность труда, в об- резцы, да и сама обточка весь щем ликвидировало отжиг, заме- затруднительна, пив его искусственным старением. Над устранением этих иедостат- Иемало и других новшеств у ков и работает сейчас Гунин. Те- И. И. Гунина и его товарищей по иерь вместо смеси ои решил ста- работе. Только в 1964 году десять вить промежуточную литую чугун- «ходовых» деталей переведены на иую рубашку. Между стенкой ко- литье в металлические"формы. А киля и металлическим кольцом это значит уменьшился вес отли- создается миллиметровый зазор, вок, экономится металл, снизи- Он и предохраняет отливку от от- лась трудоемкость, сократился бела. Благодаря воздушному брак и улучшились условия труда, барьеру резко снижается тепло- в завтра, в техническом прогрес­ се ои идет дорогой первых.r %i А. БРЫСОВ. На снимке: И. И. ГУНИН. На первый *5 взгляд статья кационными установками». Сейчас идут жаркие споры о тов. Сапронецкого подкупает сво- . ‘Мировая статистика говорит о радиолокационной практике и при- ЧИТАТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗГОВОР ей прогрессивностью, в .ней приве- том, что количество столкновений мене-.]ии радиолокатора как сред- депы примеры из мировой и нашей растет из года в год, хотя совре- ства для расхождения судов при чем ‘при визуально-слуховом, так Мне бы хотелось высказать не« рыбацкой практики, но многие до- меипые трансатлантические-суда пониженной видимости. Большин- как они требуют от оператора до- которые соображения промысло- воды небрежны и поверхностны. оснащены надежной основной и ство попыток использовать радио- полиительных действий и значи- вой практики, сложившейся на Имея в виду, по всей вероятно- дублирующей аппаратурой паблю- локатор как единственное средст- тельно больших затрат времени основе многолетнего опыта, стм. столкновение двух трансат- дения. Вот почему опасно доказа- во расхождения привели к ката- на оценку сложившейся ситуации. Во время работы с группой су- лантических лайнеров в 1956 году тельство тов. Сапронецкого, ко- строфическим последствиям. Кроме того, любые технические дОВ в условиях плохой виднмоетш НЕ ПЕРЕОЦЕНИВАТЬ РАДИОЛОКАТОР ^ ' г 1 ' \ ИКО без применения радиолока« «Андреа Дорио» и «Стокгольм» у торое я тоже цитирую: «Итак, па Вот почему рекомендация средства; восполняющие в какой- ционного планшета, памятуя ф нобережья Новой Англии в райо- данном этапе времени основным тов. Сапронецкого — вести на то мере ограничения, присущие ор- 3 Рительно-слуховом наблюдении, не острова Нантакет, тов. Сапро- источником получения полной ни- промысле штурману радиолокаци- ганам. ;чувств человек#, являются клк 0С1*^ВП0М-Необходимо вез от- иеикнй причиной этого столкиове- формации о судах, видимых па оиную прокладку на планшете— всего лишь посредниками между кло,1е,1пи от ППСС давать туман- !шя ставит неправильное исполь- экране РЛС в тумане, для судо- бессмысленна. * Представьте себе окружающен-обетянонкой- н самим НЫ€ сигналы. зевание радиолокатора. водителя является прокладка на работающую группу судов на человеком. Использование. таких Нельзя ие оценить в этих усло- А вот что пишет об этом маневренном планшете». Джорджес-банке, где иа 3—5 посредников не снижает ответст- виях хорошо работающий радио. Е. А..* Микудннскин в своих ком- Такой вывод безапелляционно квадратные мили приходится венности судоводителя за безопас- локатор, по это не значит, что с меитарнях к ППСС: «Раднолока* подменяет понятие «хорошая мор- до 100 судов; и все работают груп- ность плавания. Ответственность его помощью можно рассчитать ме 1 тор, безусловно, оказывает суще- ская практика», которая предпо- пой в тумане. И с рекомендуе- даже возрастает, «ибо плохая ра- сто и момент пересечения курсов, ственную помощь в-судовождении, лагает большой комплекс меро- мым столиком тов. Сапронецкого бота технических средств или ие- Промысловые суда ведут лов по особенно во время тумана, однако приятии для безопасности плава- вести радиолокационную проклад- верное их использование не слу- изобатам, и поэтому их курсы рас- нолностью на него полагаться не ния в тумане. При этом хочу еще ку практически невозможно. Даже жит смягчающим обстоятельством полагаются в генеральных наврав- следует, а пользуясь им, надле- раз отметить, что радиолокатор если это и будет сделано, все рав- в случае столкновения» (И. Л. Бу- лениях. Отклонения от генераль- жнт в полной ме$)е соблюдать хорошей морской практикой реко- но безопаен.ость плавания решает хановский). пых курсов бывают до 20 граду- ППСС. Как показала практика, мендуется только как средство только зрительно-слуховое наблю- Таким образом, окончательно сов. Наблюдаемое судно может в переоценка радиолокатора, из- вспомогательное, а не главное, дение мореплавателя. А если можно сказать, что единственной последний момент (хотя это не ре- лишнее доверие к нему приводит Мне очень понравилась статья ин- учесть, что некоторые радиолока- гарантией безопасного плавания в комеидуется) изменить курс, nov* к тяжелым последствия^. спектора Госрыбфлотинспекции торы имеют мертвую зону до тумане является правильное тол- этому ведение радиолокационной Примером этому могут служить тов. Власова. Тов. Власов пра- 120 метров, то беспоч-венность до- кование ППСС и соблюдение их прокладки настолько сложно на столкновения крупнейшего италь- вильно делает, что не дает собст- касательства радиолокационной на основе хорошей морской прак- промысле, что требовать ее будет янского лайнера «Андреа Дорио» венных рекомендацнн к примене- прокладки очевидна. _ тики. Очень ценные рекомендации отступлением от хорошей морской Техническая и организационная судоводителям высказаны тов. Вла- практики. ’ С. ЧЕРНОВ, капитан дальнего плавания. со шведским пассажирским суд- нию РЛС, потому что таких ре- ном «Стокгольм». ^Оба они были комендаций еще не -выработала стороны радиолокационного на- совым в его статье «Некоторые оборудованы новейшими радиоло- мировая практика мореплавания, блюдения значительно сложнее, нарушения ППСС на промысле».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz