Рыбный Мурман. 1965 г. Март.

РОЖДЕННЫЙ В ТРИДЦАТЬ ПЯТОМ % I ’ • • * * • , • Л 20 марта школа усовершенст­ вования командных кадров нлав- сост#вд будет отрезать свое три­ дцатилетие. Вся история вашей нлшлы неразрывно связана с раз­ витием и ростом ■промыслового флота Мурмана. Созданный по решению Комму­ нистической партии и Советского правительства первый в стране траловый флот быстро рос, попол­ нялся судами, осваивал новые промысловые районы. Для кораб­ лей нужны были квалифициро­ ванные специалисты, способные решать поставленные задачи по развитию рыболовства на Крайнем Севере.’ В Мурманске организует­ ся морской рыбопромысловый техникум (ныне мореходное учи­ лище). Однако флот настолько быстро рос, что техникум был не в состоянии обеспечить корабли специалистами. Тог'да по инициативе А. И. Ми­ кояна в марте 1935 года был «оэдан учебно-курсовой комбинат, впоследствии реорганизованный в ИУКС-. Перед ним была поставле­ на задача: из числа лпытных про­ мысловиков подготовить для фло­ та рыбного' Мурмана необходимых специалистов. Уже в довоенные годы из стен этого учебного заведения ушли на флот около двух тысяч судо­ водителей, судомехаников, радио­ операторов, мотористов. После окончания Отечественной войны партия и правительство уделяют исключительное внима­ ние увеличению добычи рыбы. Траловый флот Мурманска попол­ няется современными судами, оснащенными новой техникой, создаете* сельдяной флот, увели­ чивается число транспортных су­ дов. И перед нашей школой ста­ вится важная задача — обеспе­ чить промысловые суда квалифи­ цированными кадрами. ‘ Школа с честью справилась с этой задачей. За послевоенные годы мы подготовили флотам более 2 тысяч судоводителей, около 2 тысяч судомехаников, около тысячи радиоеиециалистов, 500 мастеров по добыче и обра­ ботке рыбы. При ШУКСе организованы се­ минары по электрорадионавига- ционным приборам, на которых за 3—4 месяца судоводители полу­ чают теоретические знания и практические навыки по эксплуа­ тации этой сложной техники. Да­ ст аточяо сказать, что с 1958 года на семинарах обучено 1.035 ка­ питанов и штурманов, 260 радно- снсцналистов. Выпускники «колы с честью трудятся на промысловых кораб­ лях. Школа вправе гордиться бывшими своими курсантами, та­ кими, как Герой Социалистиче­ ского Труда А. Я. Маклаков, ка­ питаны БМРТ В. Ф. Мусинов, A. П. Швецов, Н. Г. Богомолов, B. А. Враиди, Ю. В. Манихин, ка­ питаны траулеров Е. И. Нобужа- ев, Н. Д. Полукаров, капитаны сельдяного флота А. Б. Борисен­ ко, В. И. Евстигнеев, В. И. Иль­ ченко, В. И. Ланевой, А. М. Лиш- невский, И. И. Лянлиев, Е .П. Цыварев и многими другими. Б школе сложился хороший преподавательский коллектив, много сил отдающий подготовке специалистов для рыбопромысло­ вого флота. Многие годы обучают промысловиков лучшие наши пре­ подаватели С. И. Баранов, А. П: Дельсаль, А. Г. Краснощек, П. Я. Пушкарев, И. С. Солодов, Б. М. лодые преподаватели А. В. Ал- еуфьев, В. И. Лунин, Г. Ф. Кузь­ мин. История нашей школы являет» ся подтверждением того, каку» огромную заботу проявляют наша Коммунистическая партия и Со­ ветское правительство о повышен нии специальных знаний труже­ ников рыбодобывающей промыш­ ленности. С. ПОЛОЗОВ, заместитель директора ШУКСа по учеб- , ной части. Вайсберг. Хорошо работают и мо­ На снимке, группа преподавателей ШУКСа (справа налево) А. Г. КРАСНОЩЕК, заведующий учебной частью С. И. ПОЛОЗОВ, С. И. БАРАНОВ, Л. Я. ПУШ КАРЕВ, К. К. УТКИН н А. П. ДЕЛЬСАЛЬ. М Ы ВХОДИМ в главный учебный корпус школы усо­ вершенствования команд­ ного-«ла всостава. В коридо­ рах безлюдно и тихо. Неволь­ те -останавливаешься — туда ли мы попали? Но вот из-за закры­ тых дверей слышатся голоса. Кто- то объясняет новый материал, *то-то отвечает преподавателю за­ данный урок. Безлюдье временно, тишина — относительна. Настает неремена, и коридоры заполняются курсантами, слушателями семина­ ров. Так было в этот момент, так бы­ ло тридцать лет назад, так было всегда все эти годы. С промысло­ вых кораблей, траулеров, сейне­ ров, шхун приходили сюда мат­ росы, мастера-спецйалисты, судо­ водители. Они садились за столы, осваивались с непривычной обста­ новкой, овладевали трудными мор­ скими науками. Потели от напря­ жения лбы, скрипели перья. Тя­ желее стальных Члопарей деревян­ ная ученическая ручка. Но надо, понимаете, было надо! Флот, но­ вый промысловый флот требовал, звал специалистов. В эти двери входили, робея, матросы, а уходили на корабли штурманы, капитаны, радисты, ме­ ханики. И сегодня ШУКС все так­ же кропотливо и настойчиво гото­ вит знатоков дела промысловому флоту. Ведь жизнь не останавли­ вается, прибывают новые кораб­ ли, оснащенные современными электрорадиоиавигациопными при­ борами. Здесь учатся даже инженеры. В классе преподавателя Валентина Дмитриевича Долгополова идут занятия семинара по электрона- вигационному оборудованию. У некоторых слушателей на груди— значки-ромбики. Инженеры? В ШУКСе? На этот вопрос ответил нам один из обладателей значка- ромбика Александр Александро­ вич Сысоев. — А что тут удивительного? — сказал он. — Мурманское высшее мореходное училище я закончил десять лет назад. Но ведь за это время многое в электроиавнга- ционном оборудовании измени-* лось, появились новые приборы, современная рыбопоисковая ап­ паратура. Чтобы использовать их по-настоящему, надо их изучить. Вот поэтому мы и здесь. Рядом с А. А. Сысоевым си­ дит тоже бывший выпускник выс­ шего мореходного училища Эду­ ард Павлович Минько. Он плавал последний раз в должности стар­ шего помощника капитана на •большом морозильном траулере «Северное сияние». — Лучшие слушатели семина­ ра, — говорит о них В. Д. Долго- полов. — Инженеры, но учатся без зазнайства, во все' тонкости работы аппаратуры стараются вникнуть. Заведующий учебной частью Сергей Иванович Полозов при­ глашает нас в электротехийчеокую лабораторию. Приглашение это имело особый смысл. Гостям ведь всегда хотят показать самое луч­ шее. А электротехническая лабо­ ратория — гордость коллектива школы. Здесь все изготовлено ру­ ками курсантов. Модели электри­ ческих схем, панели электрощитов, всевозможные наглядные посо­ бия — все это смонтировано под руководством преподавателя Пет­ ра Яковлевича Пушкарева. — В среднем мореходном учи­ лище нет такой лаборатории, — с гордостью и удовлетворением го­ ворит он. — А у нас — вот она. В это время помещение запол­ нили курсанты. Пришли на заня­ тия радисты. Среди них наше вни­ мание привлек рослый парень в матросской форменке. Это Анато­ лий Мнхайлеико. — Скажите, пожалуйста, где вы работали рагтьше? — Был матросом па сейнере Беломорской базы гослова. Очень люблю радиотехнику. Попросил начальство — пошли навстречу, направили учиться в ШУКС. С удовольствием занимаюсь люби­ мым делом. Но флоту нужны не только знающие судоводители, механики и радисты. После трудной вахты мо­ ряк подходит к «амбразуре» кам­ буза. — Налей-ка водолазную, шеф. Что-то море бьет. И шеф-повар нальет в миску ду­ шистого, наваристого борща до са­ мых кромок миски. — Где ж ты так научился ва­ рить, браток? У тещи? — 3 ШУКСе, — ответит повар. Да, здесь учат готовить вкус­ ную и сытную пищу. В специаль­ ном классе-камбузе курсанты поварского отделения с успехом познают законы кулинарии. В этом же классе проводит практи­ ческие занятия с будущими масте- рами-консервщиками инженер-тех­ нолог Алевтина Петровна Дель- сал£ Сегодня — первое занятие с новой группой курсантов. Ребята с белых куртках и фартуках очи­ щают тресковую печень, раскла­ дывают ее в банки, дозируют в них соль и специи, закатывают. Пройдет время, и их же товарищи по школе, преподаватели будут дегустировать консервы, изготов­ ленные здесь. ...День заполнен до отказа. 120 учебных часов в день прово­ дится в ШУКСе. А когда наста­ нет вечер и курсанты уйдут к се­ бе в общежитие, чтобы там еще посидеть часок-другой над книга­ ми, в своем кабинете над расписа­ нием уроков склонится Сергей Иванович Полозов. Все ли готово для занятий? Не задержит ли ил какое-нибудь обстоятельство? Наука полюбит промедлений. На­ до все п о д г о т о в и т ь , вее учесть, чтобы в учебном процессе не потерялось ни единой минуты. 30 лет ШУКСу, и все эти годы Сергей Иванович проработал в его стенах. Он последний покидает училище, чтобы завтра с утра снова начать свое важное дело. ШУКС живет. Е. РЫБНИКОВ. В кабинете радиолокации идет настройка РЛС «Нептун». Справа налево: курсант ШУКС£ М. Н. МАКАРОВ, преподаватель А. Е. АЛ- СУФЬЕВ, курсанты В. С. КОРОБ, А. А. ПИМЕНОВ и В. А. ШИ* РИКО В. • К о л ы б е л ь Идут занятия в лаборатории электрических машин. Разобраться в сложных схемах курсаатам помогает преподаватель П. #. ПУШ КАРЕВ (крайний справа). •*Фото1К.-Моисеева. В день 30-летия ШУКСа от души поздравляем его славный коллектив преподавателей и сер. дечно благодарим за колоссаль­ ный и благородный Груд по под­ готовке и воспитанию специа­ листов промысловых кораблей. В Мурманском траловом фло­ те основная масса мастеров по добыче — выпускники ШУКСа. Знания, практические навыки тралового дела они с успехом применяют в борьбе за высокие уловы. Многие мастера по до­ быче стали опытными капитана, ми-промысловиками. Опорно- показательным траулером «Бе­ луга» командует В. А. Егоров. Один из больших морозильных траулеров возглавляет сейчас бывший тралмейстер В. Ф. Му­ синов. Мастером по добыче в прошлом работал капитан Н. Ф. Стромилмн. Все они вы­ шли из ШУКСа. • Наши тралмейстеры — нас­ тоящие знатоки промыслового дела, стяжавшие себе славу на всех бассейнах страны. Свой опыт и знания они щедро пе­ редавали промысловикам При­ балтики, Дальнего Востока, Азэво-Черноморского рыбо­ ловного флота. Долгое время учили балтийцев своему мас­ терству В. И.Задунаев, В. Н. Реэвов. С дальневосточниками делились опытом И. Е. Бу­ ров, и А. Г. Захаров. И сегод­ ня азово-черноморских рыба­ ков обучает наш мастер по до­ быче А. И. Кравцов. Везде, где нужна помощь* моряки Мурмана охотно идут навстречу. Так знания и практические кавыки, получен­ ные мастерами по добыче в ШУКСе, нашли свое примене­ ние за пределами Баренцева моря. Зерна знаний, брошен­ ные преподавателями школы, проросли щедро. В. ПОПОВ, начальник отдела добычи тралового флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz