Рыбный Мурман. 1965 г. Март.
РОЖДЕННЫЙ В ТРИДЦАТЬ ПЯТОМ % I ’ • • * * • , • Л 20 марта школа усовершенст вования командных кадров нлав- сост#вд будет отрезать свое три дцатилетие. Вся история вашей нлшлы неразрывно связана с раз витием и ростом ■промыслового флота Мурмана. Созданный по решению Комму нистической партии и Советского правительства первый в стране траловый флот быстро рос, попол нялся судами, осваивал новые промысловые районы. Для кораб лей нужны были квалифициро ванные специалисты, способные решать поставленные задачи по развитию рыболовства на Крайнем Севере.’ В Мурманске организует ся морской рыбопромысловый техникум (ныне мореходное учи лище). Однако флот настолько быстро рос, что техникум был не в состоянии обеспечить корабли специалистами. Тог'да по инициативе А. И. Ми кояна в марте 1935 года был «оэдан учебно-курсовой комбинат, впоследствии реорганизованный в ИУКС-. Перед ним была поставле на задача: из числа лпытных про мысловиков подготовить для фло та рыбного' Мурмана необходимых специалистов. Уже в довоенные годы из стен этого учебного заведения ушли на флот около двух тысяч судо водителей, судомехаников, радио операторов, мотористов. После окончания Отечественной войны партия и правительство уделяют исключительное внима ние увеличению добычи рыбы. Траловый флот Мурманска попол няется современными судами, оснащенными новой техникой, создаете* сельдяной флот, увели чивается число транспортных су дов. И перед нашей школой ста вится важная задача — обеспе чить промысловые суда квалифи цированными кадрами. ‘ Школа с честью справилась с этой задачей. За послевоенные годы мы подготовили флотам более 2 тысяч судоводителей, около 2 тысяч судомехаников, около тысячи радиоеиециалистов, 500 мастеров по добыче и обра ботке рыбы. При ШУКСе организованы се минары по электрорадионавига- ционным приборам, на которых за 3—4 месяца судоводители полу чают теоретические знания и практические навыки по эксплуа тации этой сложной техники. Да ст аточяо сказать, что с 1958 года на семинарах обучено 1.035 ка питанов и штурманов, 260 радно- снсцналистов. Выпускники «колы с честью трудятся на промысловых кораб лях. Школа вправе гордиться бывшими своими курсантами, та кими, как Герой Социалистиче ского Труда А. Я. Маклаков, ка питаны БМРТ В. Ф. Мусинов, A. П. Швецов, Н. Г. Богомолов, B. А. Враиди, Ю. В. Манихин, ка питаны траулеров Е. И. Нобужа- ев, Н. Д. Полукаров, капитаны сельдяного флота А. Б. Борисен ко, В. И. Евстигнеев, В. И. Иль ченко, В. И. Ланевой, А. М. Лиш- невский, И. И. Лянлиев, Е .П. Цыварев и многими другими. Б школе сложился хороший преподавательский коллектив, много сил отдающий подготовке специалистов для рыбопромысло вого флота. Многие годы обучают промысловиков лучшие наши пре подаватели С. И. Баранов, А. П: Дельсаль, А. Г. Краснощек, П. Я. Пушкарев, И. С. Солодов, Б. М. лодые преподаватели А. В. Ал- еуфьев, В. И. Лунин, Г. Ф. Кузь мин. История нашей школы являет» ся подтверждением того, каку» огромную заботу проявляют наша Коммунистическая партия и Со ветское правительство о повышен нии специальных знаний труже ников рыбодобывающей промыш ленности. С. ПОЛОЗОВ, заместитель директора ШУКСа по учеб- , ной части. Вайсберг. Хорошо работают и мо На снимке, группа преподавателей ШУКСа (справа налево) А. Г. КРАСНОЩЕК, заведующий учебной частью С. И. ПОЛОЗОВ, С. И. БАРАНОВ, Л. Я. ПУШ КАРЕВ, К. К. УТКИН н А. П. ДЕЛЬСАЛЬ. М Ы ВХОДИМ в главный учебный корпус школы усо вершенствования команд ного-«ла всостава. В коридо рах безлюдно и тихо. Неволь те -останавливаешься — туда ли мы попали? Но вот из-за закры тых дверей слышатся голоса. Кто- то объясняет новый материал, *то-то отвечает преподавателю за данный урок. Безлюдье временно, тишина — относительна. Настает неремена, и коридоры заполняются курсантами, слушателями семина ров. Так было в этот момент, так бы ло тридцать лет назад, так было всегда все эти годы. С промысло вых кораблей, траулеров, сейне ров, шхун приходили сюда мат росы, мастера-спецйалисты, судо водители. Они садились за столы, осваивались с непривычной обста новкой, овладевали трудными мор скими науками. Потели от напря жения лбы, скрипели перья. Тя желее стальных Члопарей деревян ная ученическая ручка. Но надо, понимаете, было надо! Флот, но вый промысловый флот требовал, звал специалистов. В эти двери входили, робея, матросы, а уходили на корабли штурманы, капитаны, радисты, ме ханики. И сегодня ШУКС все так же кропотливо и настойчиво гото вит знатоков дела промысловому флоту. Ведь жизнь не останавли вается, прибывают новые кораб ли, оснащенные современными электрорадиоиавигациопными при борами. Здесь учатся даже инженеры. В классе преподавателя Валентина Дмитриевича Долгополова идут занятия семинара по электрона- вигационному оборудованию. У некоторых слушателей на груди— значки-ромбики. Инженеры? В ШУКСе? На этот вопрос ответил нам один из обладателей значка- ромбика Александр Александро вич Сысоев. — А что тут удивительного? — сказал он. — Мурманское высшее мореходное училище я закончил десять лет назад. Но ведь за это время многое в электроиавнга- ционном оборудовании измени-* лось, появились новые приборы, современная рыбопоисковая ап паратура. Чтобы использовать их по-настоящему, надо их изучить. Вот поэтому мы и здесь. Рядом с А. А. Сысоевым си дит тоже бывший выпускник выс шего мореходного училища Эду ард Павлович Минько. Он плавал последний раз в должности стар шего помощника капитана на •большом морозильном траулере «Северное сияние». — Лучшие слушатели семина ра, — говорит о них В. Д. Долго- полов. — Инженеры, но учатся без зазнайства, во все' тонкости работы аппаратуры стараются вникнуть. Заведующий учебной частью Сергей Иванович Полозов при глашает нас в электротехийчеокую лабораторию. Приглашение это имело особый смысл. Гостям ведь всегда хотят показать самое луч шее. А электротехническая лабо ратория — гордость коллектива школы. Здесь все изготовлено ру ками курсантов. Модели электри ческих схем, панели электрощитов, всевозможные наглядные посо бия — все это смонтировано под руководством преподавателя Пет ра Яковлевича Пушкарева. — В среднем мореходном учи лище нет такой лаборатории, — с гордостью и удовлетворением го ворит он. — А у нас — вот она. В это время помещение запол нили курсанты. Пришли на заня тия радисты. Среди них наше вни мание привлек рослый парень в матросской форменке. Это Анато лий Мнхайлеико. — Скажите, пожалуйста, где вы работали рагтьше? — Был матросом па сейнере Беломорской базы гослова. Очень люблю радиотехнику. Попросил начальство — пошли навстречу, направили учиться в ШУКС. С удовольствием занимаюсь люби мым делом. Но флоту нужны не только знающие судоводители, механики и радисты. После трудной вахты мо ряк подходит к «амбразуре» кам буза. — Налей-ка водолазную, шеф. Что-то море бьет. И шеф-повар нальет в миску ду шистого, наваристого борща до са мых кромок миски. — Где ж ты так научился ва рить, браток? У тещи? — 3 ШУКСе, — ответит повар. Да, здесь учат готовить вкус ную и сытную пищу. В специаль ном классе-камбузе курсанты поварского отделения с успехом познают законы кулинарии. В этом же классе проводит практи ческие занятия с будущими масте- рами-консервщиками инженер-тех нолог Алевтина Петровна Дель- сал£ Сегодня — первое занятие с новой группой курсантов. Ребята с белых куртках и фартуках очи щают тресковую печень, раскла дывают ее в банки, дозируют в них соль и специи, закатывают. Пройдет время, и их же товарищи по школе, преподаватели будут дегустировать консервы, изготов ленные здесь. ...День заполнен до отказа. 120 учебных часов в день прово дится в ШУКСе. А когда наста нет вечер и курсанты уйдут к се бе в общежитие, чтобы там еще посидеть часок-другой над книга ми, в своем кабинете над расписа нием уроков склонится Сергей Иванович Полозов. Все ли готово для занятий? Не задержит ли ил какое-нибудь обстоятельство? Наука полюбит промедлений. На до все п о д г о т о в и т ь , вее учесть, чтобы в учебном процессе не потерялось ни единой минуты. 30 лет ШУКСу, и все эти годы Сергей Иванович проработал в его стенах. Он последний покидает училище, чтобы завтра с утра снова начать свое важное дело. ШУКС живет. Е. РЫБНИКОВ. В кабинете радиолокации идет настройка РЛС «Нептун». Справа налево: курсант ШУКС£ М. Н. МАКАРОВ, преподаватель А. Е. АЛ- СУФЬЕВ, курсанты В. С. КОРОБ, А. А. ПИМЕНОВ и В. А. ШИ* РИКО В. • К о л ы б е л ь Идут занятия в лаборатории электрических машин. Разобраться в сложных схемах курсаатам помогает преподаватель П. #. ПУШ КАРЕВ (крайний справа). •*Фото1К.-Моисеева. В день 30-летия ШУКСа от души поздравляем его славный коллектив преподавателей и сер. дечно благодарим за колоссаль ный и благородный Груд по под готовке и воспитанию специа листов промысловых кораблей. В Мурманском траловом фло те основная масса мастеров по добыче — выпускники ШУКСа. Знания, практические навыки тралового дела они с успехом применяют в борьбе за высокие уловы. Многие мастера по до быче стали опытными капитана, ми-промысловиками. Опорно- показательным траулером «Бе луга» командует В. А. Егоров. Один из больших морозильных траулеров возглавляет сейчас бывший тралмейстер В. Ф. Му синов. Мастером по добыче в прошлом работал капитан Н. Ф. Стромилмн. Все они вы шли из ШУКСа. • Наши тралмейстеры — нас тоящие знатоки промыслового дела, стяжавшие себе славу на всех бассейнах страны. Свой опыт и знания они щедро пе редавали промысловикам При балтики, Дальнего Востока, Азэво-Черноморского рыбо ловного флота. Долгое время учили балтийцев своему мас терству В. И.Задунаев, В. Н. Реэвов. С дальневосточниками делились опытом И. Е. Бу ров, и А. Г. Захаров. И сегод ня азово-черноморских рыба ков обучает наш мастер по до быче А. И. Кравцов. Везде, где нужна помощь* моряки Мурмана охотно идут навстречу. Так знания и практические кавыки, получен ные мастерами по добыче в ШУКСе, нашли свое примене ние за пределами Баренцева моря. Зерна знаний, брошен ные преподавателями школы, проросли щедро. В. ПОПОВ, начальник отдела добычи тралового флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz