Рыбный Мурман. 1965 г. Март.

Тралы, лучшие для и промысла хека В «Рыбном Мурмане» уже со­ общалось о том, что экипаж тра­ улера «Север» выполняет экспе­ риментальные работы в районе банки Джорджес. На борту ко­ рабля находятся специалисты уп­ равления тралового флота и По­ лярного научно-исследователь­ ского института рыбного хозяйст­ ва. Задача рейса — выбрать луч­ шую конструкцию трала для лова хека, сельди, аргентииы, скапа, на­ лима для судов бортового трале­ ния типа «Муром» и «Пионер», отработать схемы спуска и г*?дъ- ема тралов. Проведенные испытания показы­ вают, что только два трала отли­ чаются высокой уловнстостью. Это 20-мегровый трал в донном вари­ анте, разработанный лаборатори­ ей техники промышленного рыбо­ ловства ПИНРО под руководст­ вом кандидата технических наук П. А. Старовойтова, и трал 27,1 метра. Основным отличием трала 27,1 метра от двадцатиметрового яв­ ляется то, что крылья у первого представляют собой как бы ла­ сточкин хвост. Пластины мешка кроятся не по прямой, а с циклом одна вторая, то есть срезается один узел по прямой и две нитки — по косой ячее. На постройку трала 27,| метра «идет капроновая дель из нитки 10,7/34. Трал этот намного легче два­ дцатиметрового. На верхнюю под­ бору его ставится всего лишь 50— 60 шаровых металлических кух- тылей, в то время как на двадца­ тиметровый — 100—110 штук. От­ сюда при одинаковой скорости траления число оборотов главной машины уменьшается на десять. А это позволяет экономить топ­ ливо. Еще раз хочу подчеркнуть, что по удобству, прочности, уловисто- сти наиболее пригодны для обло­ ва рыбы в Дальних Западных районах только эти тралы. Если оба они будут на промысловых судах, то экипажи смогут в зави­ симости от погоды, района про­ мысла, грунтовых условий, ассор­ тимента рыбы и ее поведения над грунтом и других факторов при­ менять тот, который будет наибо­ лее эффективным. Следует сказать, что определить лучшие тралы удалось не сразу. Вначале промысловая обстановка была очень сложной. Следовало выйти в рейс в начале января, а мы вышли в конце октябре. Хек, аргеитина держались небольшими разрозненными пятнами. Даже БМРТ, работающие в непосредст­ венной близости друг от л^уга параллельными курсами, имели разнообразные по величине и ас­ сортименту уловы. После долгих и бесплодных по­ исков стабильных промысловых скоплений лека, сельди, аргенти- ны группа БМРТ вынуждена бы­ ла перейти работать на материко­ вый свал в район каньона Витч (южная часть банки Джорджес). Вместе с группой перешли гуда и мы. К этому времени почти опреде­ лилось вооружение и оснастка двадцатиметрового трала и трала 27,1 метра. Приходилось 'стра- нять и переделывать только мело­ чи. Нашли наилучший вариаш, вооружения нижней и верхней подбор, крыльев вытяжными концами для бесквартропного ме­ тода работы. Спуск-подъем трала проходил нормально, скручивания кабелей не наблюдалось. Нижняя подбора трала 27,1 метра поды­ малась на борт и выбрасывалась без затруднений. Работая тралом 27,1 метра в группе БМРТ на облове налима, наш экипаж добился хороших ре­ зультатов. На параллельных кур­ сах с БМРТ за одинаковое время траления имели почти такие же уловы (от 5—7 тони до 10—12 тонн). С двадцатиметровым тралом пришлось поработать дольше. Времени на его доводку было за­ трачено значительно больше. Этот трал вооружался в соответствии со схемами ПИНРО и указаниями члена бригады, сотрудника лабо­ ратории добычи Полярного ин­ ститута гов. Наумова В. М. Он проявил большую находчивость, приложил много труда и умения при усовершенствовании схемы и вооружения трала. Во всей работе по разработке схем вооружения, оснастки тра­ лов, набивки грунтропов прини­ мали самое активное участие все члены бригады: инженер экспери­ ментальной группы тов. Григорь­ ев Э. П., старший мастер по до­ быче — наставник тов. Попов А. И. и другие. Когда двадцатиметровый 1 рал был вооружен облегченным меш­ ком, давшим положительные ре­ зультаты еще в 1958 году при об­ лове сельди в Северном Море, де­ ла пошли более успешно. Уловы налима значительно увеличились и стали такими же, как у трала 27,1 метра. Морякк «Севера» стали рабо­ тать двумя тралами. На левом борту стоял двадцатиметровый трал в донном варианте, а на пра­ вом — трал 27,1 метра. Нам очень мешала штормовая погода, но суточная добыча налима состав­ ляла около 30—35 тонн. Дважды пришлось запросить у руководства флотом «добро» пе­ рейти на облов скапа и баттерфиша в район банки Фенук, расположен­ ной миль на 300—350 юго-запад­ нее банки Джорджес. Скап—рыба более ценная по сравнению с на­ лимом. Кроме того, из него мож­ но готовить балыки, не уступаю­ щие по вкусовым качествам ску- невым. На облове скапа тралы зареко­ мендовали себя также хорошо. Зэ один час тридцать минут уловы достигали девяти и более тонн. Интересно отметить то, что два­ дцатиметровым тралом с утяже­ ленным мешком уловы также до­ стигали 12—15 тонн. Для работы на скапе это очень важно. Скап — рыба очень тяжелая, и при обильных уловах необходимо, что­ бы мешок был прочным. Полагаем, что оба трала на устойчивых концентрациях хека и сельди будут работать также хо­ рошо и промысловики дадут им только положительную оценку. Весь личный состав траулера трудился хорошо и в работе брал пример с таких скромных, замеча­ тельных тружеников моря, как третий помощник капитана Евсе­ ев В. Ф., старший помощник Кук- лин Л. Г., старший мастер по до­ быче Крупко М. К., мастера по добыче Карагаев Ф. Д., Сидоров Ю. П., матросы Карасев К. В.в Шитов А. Д., Гойко К. Д., Аси- нин Г. А., Харинов В. Д., засоль­ щик Кривенков Е. М. А. КОНЯЕВ, заместитель начальника отдела добычи управления тралового фло­ та, начальник рейса. Н е и н с т р у м е н т ы , а г о р ь к и е с л е з ы Говорить о значении качества судоремонта не приходится. Имен­ но от надежности ремонта зави­ сит время нахождения рыболов- * т т т г м в промысле. Наши су­ доремонтники стремятся выпол­ нять порученную работу с выда­ чей гарантийных паспортов. Но ?это, к сожалению, не всегда полу­ чается. ; • S : . ; Самым больным местом уже на протяжении многих лет у нас ос­ тается снабжение инструментом. Его не только не хватает, но и тот, который получаем, такой, что*го­ дится лишь на свалку. Нет у нас ключей «звездочка», хотя проиа- : йе О дство их в стране налажено. Зато получаем ключи штампован­ ные, которыми в наших условиях работать невозможно. Выпускает их Ташкентский инструменталь­ ный завод. Заказы на изготовление ключей миогда даем на соседние родст­ венные предприятия. Это невы­ годно. Ключ одноконечной «звез­ дочки» на 24 миллиметра стоит 4 рубля. Получаем паяльные лампы и тут же их ремонтируем, а затем спи­ сываем. К сожалению, на этих лампах нет штампа с адресом из­ готовителя. Зато брак налицо. Слесарям, как известно, часто приходится пользоваться ножов­ ками. Ножовочные полотна, кото­ рые мы получаем, исключительно едам ВЫСТУПЛЕНИЙ плохие. Они быстро ломаются, зубья на них «садятся». Нельзя сказать ни ч е г о хо­ рошего и о слесарных тис­ ках. Иногда они не выдер­ живают и одного рабочего дня. Они изготовлены из чугуна, с большими зазорами. Когда зажи­ маешь деталь, губки перекашива­ ются, работать очень неудобно. А делали бы тиски стальные, они были бы и долговечные, и в ра­ боте удобнее. Стыдно должно быть и инстру­ ментальщикам Псковского завода, откуда мы получаем трехкулачко­ вые патроны. Они не выдержива­ ют и недельного срока, а стои­ мость их тридцать рублей штука. Узнать адреса других бракоде­ лов можно на ленинградской базе «Росглавста-нкоинструментс н а б - сбыта», откуда мы получаем инст­ румент. Технологи инструментального хозяйства нашего завода ссыла­ ются на то, что на инструменты установлены определенные стан­ дарты, и никто их изменять не будет. Все это так. Но речь идет о настоящих инструментах, а не ка­ ком-то подобии их. В. СОЛОДЯЖНИКОВ, ин­ женер первого судоремонт­ ного завода Мурманской судоверфи, Б. ТУДЕЛЬ, слесарь-инструментальщик. Ц Е Н Н Ы Е П О С О Б И Я МУРМАНА „НЕВЕСЕЛАЯ СТАТИСТИКА" Факты, изложенные в коррес­ понденции, опубликованной под таким заголовком в номере газе­ ты от 7 февраля, правильны. За необеспечение своевремен­ ного отхода траулера «Лоцман» на промысел капитану Давыдову А. А. объявлен выговор. Опоздав­ шие н отходу мастер по добыче рыбы Брылев и матрос Елмаков лишены рейсовой премии. Капитан траулера «Водник» Вайгин понижен в должности до старшего помощнина. Капитан траулера «Ржев» Гилязутдиков, помполит Тяпин, старший механик Турянсний, не обеспечившие своевременный от­ ход судна (сами они не опаздыва­ ли к отходу, как ошибочно ука­ зано в корреспонденции), лишены половины рейсовой премии. Все случаи нарушений общест­ венного порядка сейчас рассмат­ риваются на заседаниях комиссии, созданной при парткоме тралово­ го флота. (, А. АНОХИН,. главный капитан управле­ ния тргловего флота, За последние годы радиолока­ тор стал для моряков поистнне незаменимым прибором. Без него не мыслится даже самое малое судно. Но до сих пор еще не до конца изучены и не используются полностью богатейшие возможно­ сти РЛС. Особенно много «темных пятен» в области применения ра­ диолокаторов для предотвраще­ ния столкновения судов. Это объ­ ясняется отчасти тем, что судово­ дители подчас не знают техниче­ ских основ РЛС, и тем, что у них не хватает должного практическо­ го опыта. Опыт же накапливается быстрее, когда постоянно под ру­ кой имеется хорошее пособие, обобщающее многолетний опыт судоводителей, дающее точные и верные рекомендации для самых различных условий плавания. Таким, очень удачным практи­ ческим пособием; на наш взгляд, является книга И. Л. Бухановско- го «Радиолокационные методы су­ довождения», выпущенная в кон­ це 1964 года издательством «Тран­ спорт». Как бы непосредственным приложением к ней издан «Сбор­ ник задач по использованию ради­ олокатора для предупреждения столкновения судов» Ю. К. Бара­ нова и М. М. Лескова. И. Л. Бухановский давно и хо- Книги о практическом использо­ вании радиолокатора в судовож­ дении рошо известен морякам целым ря­ дом своих трудов по йспользова- нию радиолокатора на море. В последней книге на убедительной теоретической основе он дает све­ дения о технических принципах работы РЛС, о чтении радиолока­ ционного изображения, об управ­ лении-станцией, об использовании картосчислительной приставки, а также обо всех остальных спосо­ бах определения места. С кратким теоретическим обос­ нованием даны вопросы определе­ ния элементов движения обнару­ женных судов и точности этих элементов. Показаны величины случайных и систематических ошибок, возникающих как из-за погрешностей прибора, так и по вине оператора. Хорошее понима­ ние сути этих вопросов поможет судоводителю критически подхо­ дить к знанию своего места при плавании вблизи берегов и в уз­ костях, поможет также наиболее точно определить элементы дви­ жения встречного судна. Последние главы посвящены современным методам использо­ вания РЛС в целях радиолокаци­ онной проводки судив, проводке с помощью береговых станций. Большое количество высококаче­ ственных иллюстраций позволяет судоводителю наглядно убедить­ ся в правильности использования им станции в различных режимах работы и случаях. На практических примерах от­ мечены преимущества и недостат­ ки способов использования РЛС, когда изображение ориентирова­ но в диаметральной плоскости или по линии истинного меридиана, а также в смешанном режиме. Представляют особый интерес сведения о серийном радиолокаци­ онном маяке-ответчике «Огонек». Имеются ли в этих двух книгах недостатки? Очевидно, имеются. Да и сами авторы просят нахо­ дить и не скрывать их. За корот­ кий срок трудно дать качествен­ ную оценку пособиям. Многое надо проверить жизнью, опытом. Но уже сейчас можно взять на себя смелость заявить: книга Бу* хановского и «Сборник задач» Ба­ ранова и Лескова в сравнении с другими подобными книгами — очень хорошие и практически по­ лезные. Ю. ТАРАСЮК, штурман дальнего плавания. н а б о р т у —ш е п о р м д о х В минувшее воскресенье ра­ ботники капитанской службы управления тралового флота про­ веряли санитарно-техническое состояние судов, находящихся в порту, а также организацию вах­ тенной службы. Мне также до­ велось участвовать в этом рейде. То, что нам пришлось увидеть и услышать, свидетельствует о неудовлетворительном выполне­ нии Устава службы на судах ры­ бопромыслового флота многими экипажами траулеров бортового траления. На палубе траулера «Латвия» (вахтенный штурман тов. Мис- сюра) полно снегу. Отличитель­ ные огни также под снегом. Но­ мер корабля едва различим. Флаг порван... Факты сами по себе безобраз­ ные. Но возмущают не только они. За несколько дней до этого рейда моринспекторы сделали серьезное замечание капитану тов. Крылову 0. С. Последовал специальный приказ начальника флота. Но, как видно, он не возы­ мел нужного действия. А что это за судно? Номера не видно, на трубе целая шапка снега, много снега в кормовой ча­ сти. • - ! : ■ < Разобрались. Оказался «Мор- шанск». На вахте в это время находился старший штурма» тов. Рябичков. На траулере «Челюскинец Павлов» подобная же картина. Плюс разбросанные концы, шлю­ почные тали и грязь. Не было доски вахтенной службы.. Зато был вахтенный штурман тов. Ляпин. А какой толк от того, что он на­ ходился на судне? А о том, что увидели на трау­ лере «Курейка» (находящемся в ремонте), стоит рассказать под­ робнее. Пришли мы на судно, на палубе — ни души. Решили сыграть тревогу. Добрый десяток минут били в колокол пока по­ явилась одна живая душа. Осталь­ ные во главе с вахтенным штур­ маном тов. Карповым в салоне играли в карты. Оттуда доноси­ лась легкая музыка. У вахтенно­ го был вид типичного стиляги, к тому же небритого. А о внешнем и внутреннем ви­ де корабля и говорить не прихо­ дится. В каютах грязь. В одной даже остались висеть хвосты от вяленой рыбы. Уголь и вода, ви­ димо, расходовались без учета остойчивости судна. Крен кораб­ ля на левый борт достигал семи­ восьми градусов. На траулере «Запорожье» кар­ тина не лучше. Шлюпки расчех­ лены, в них полно снегу и льда, На палубе грязь, снег, щепки, хлеб. Но, видимо, все это по ду­ ше вахтенному второму помощ­ нику капитана тов. Донцу. Ну, а были ли корабли, на ко­ торых не сделали замечаний? —* спросят моряки. К сожалении^та- ких судов в минувшее воскрес сенье было раз-два и обчелся. Можно назвать траулер «Слава» (капитан тов. Новосельский), траулер «Рига». Думается, что все нарушения, о которых рассказано в коррес­ понденции, да и все остальные станут предметом специального обсуждения в управлении флота и виновные понесут наказание. Но одних административных мер мало. Надо, чтобы капитаны, пом- политы, партийные организации кораблей взяли санитарно-техни­ ческое состояние судов и органи­ зацию вахтенной службы под по­ стоянный, неослабный контроль. Дело это большой государственной важности. Чем больше порядка на траулерах, чем лучше их тех­ ническое и санитарное состояние» тем дольше будут плавать трау­ леры без ремонта, лучше 6y?vr производственно - экономические результаты работы флота. В. Е В ГЕН Ь Е В ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz