Рыбный Мурман. 1965 г. Март.
Тралы, лучшие для и промысла хека В «Рыбном Мурмане» уже со общалось о том, что экипаж тра улера «Север» выполняет экспе риментальные работы в районе банки Джорджес. На борту ко рабля находятся специалисты уп равления тралового флота и По лярного научно-исследователь ского института рыбного хозяйст ва. Задача рейса — выбрать луч шую конструкцию трала для лова хека, сельди, аргентииы, скапа, на лима для судов бортового трале ния типа «Муром» и «Пионер», отработать схемы спуска и г*?дъ- ема тралов. Проведенные испытания показы вают, что только два трала отли чаются высокой уловнстостью. Это 20-мегровый трал в донном вари анте, разработанный лаборатори ей техники промышленного рыбо ловства ПИНРО под руководст вом кандидата технических наук П. А. Старовойтова, и трал 27,1 метра. Основным отличием трала 27,1 метра от двадцатиметрового яв ляется то, что крылья у первого представляют собой как бы ла сточкин хвост. Пластины мешка кроятся не по прямой, а с циклом одна вторая, то есть срезается один узел по прямой и две нитки — по косой ячее. На постройку трала 27,| метра «идет капроновая дель из нитки 10,7/34. Трал этот намного легче два дцатиметрового. На верхнюю под бору его ставится всего лишь 50— 60 шаровых металлических кух- тылей, в то время как на двадца тиметровый — 100—110 штук. От сюда при одинаковой скорости траления число оборотов главной машины уменьшается на десять. А это позволяет экономить топ ливо. Еще раз хочу подчеркнуть, что по удобству, прочности, уловисто- сти наиболее пригодны для обло ва рыбы в Дальних Западных районах только эти тралы. Если оба они будут на промысловых судах, то экипажи смогут в зави симости от погоды, района про мысла, грунтовых условий, ассор тимента рыбы и ее поведения над грунтом и других факторов при менять тот, который будет наибо лее эффективным. Следует сказать, что определить лучшие тралы удалось не сразу. Вначале промысловая обстановка была очень сложной. Следовало выйти в рейс в начале января, а мы вышли в конце октябре. Хек, аргеитина держались небольшими разрозненными пятнами. Даже БМРТ, работающие в непосредст венной близости друг от л^уга параллельными курсами, имели разнообразные по величине и ас сортименту уловы. После долгих и бесплодных по исков стабильных промысловых скоплений лека, сельди, аргенти- ны группа БМРТ вынуждена бы ла перейти работать на материко вый свал в район каньона Витч (южная часть банки Джорджес). Вместе с группой перешли гуда и мы. К этому времени почти опреде лилось вооружение и оснастка двадцатиметрового трала и трала 27,1 метра. Приходилось 'стра- нять и переделывать только мело чи. Нашли наилучший вариаш, вооружения нижней и верхней подбор, крыльев вытяжными концами для бесквартропного ме тода работы. Спуск-подъем трала проходил нормально, скручивания кабелей не наблюдалось. Нижняя подбора трала 27,1 метра поды малась на борт и выбрасывалась без затруднений. Работая тралом 27,1 метра в группе БМРТ на облове налима, наш экипаж добился хороших ре зультатов. На параллельных кур сах с БМРТ за одинаковое время траления имели почти такие же уловы (от 5—7 тони до 10—12 тонн). С двадцатиметровым тралом пришлось поработать дольше. Времени на его доводку было за трачено значительно больше. Этот трал вооружался в соответствии со схемами ПИНРО и указаниями члена бригады, сотрудника лабо ратории добычи Полярного ин ститута гов. Наумова В. М. Он проявил большую находчивость, приложил много труда и умения при усовершенствовании схемы и вооружения трала. Во всей работе по разработке схем вооружения, оснастки тра лов, набивки грунтропов прини мали самое активное участие все члены бригады: инженер экспери ментальной группы тов. Григорь ев Э. П., старший мастер по до быче — наставник тов. Попов А. И. и другие. Когда двадцатиметровый 1 рал был вооружен облегченным меш ком, давшим положительные ре зультаты еще в 1958 году при об лове сельди в Северном Море, де ла пошли более успешно. Уловы налима значительно увеличились и стали такими же, как у трала 27,1 метра. Морякк «Севера» стали рабо тать двумя тралами. На левом борту стоял двадцатиметровый трал в донном варианте, а на пра вом — трал 27,1 метра. Нам очень мешала штормовая погода, но суточная добыча налима состав ляла около 30—35 тонн. Дважды пришлось запросить у руководства флотом «добро» пе рейти на облов скапа и баттерфиша в район банки Фенук, расположен ной миль на 300—350 юго-запад нее банки Джорджес. Скап—рыба более ценная по сравнению с на лимом. Кроме того, из него мож но готовить балыки, не уступаю щие по вкусовым качествам ску- невым. На облове скапа тралы зареко мендовали себя также хорошо. Зэ один час тридцать минут уловы достигали девяти и более тонн. Интересно отметить то, что два дцатиметровым тралом с утяже ленным мешком уловы также до стигали 12—15 тонн. Для работы на скапе это очень важно. Скап — рыба очень тяжелая, и при обильных уловах необходимо, что бы мешок был прочным. Полагаем, что оба трала на устойчивых концентрациях хека и сельди будут работать также хо рошо и промысловики дадут им только положительную оценку. Весь личный состав траулера трудился хорошо и в работе брал пример с таких скромных, замеча тельных тружеников моря, как третий помощник капитана Евсе ев В. Ф., старший помощник Кук- лин Л. Г., старший мастер по до быче Крупко М. К., мастера по добыче Карагаев Ф. Д., Сидоров Ю. П., матросы Карасев К. В.в Шитов А. Д., Гойко К. Д., Аси- нин Г. А., Харинов В. Д., засоль щик Кривенков Е. М. А. КОНЯЕВ, заместитель начальника отдела добычи управления тралового фло та, начальник рейса. Н е и н с т р у м е н т ы , а г о р ь к и е с л е з ы Говорить о значении качества судоремонта не приходится. Имен но от надежности ремонта зави сит время нахождения рыболов- * т т т г м в промысле. Наши су доремонтники стремятся выпол нять порученную работу с выда чей гарантийных паспортов. Но ?это, к сожалению, не всегда полу чается. ; • S : . ; Самым больным местом уже на протяжении многих лет у нас ос тается снабжение инструментом. Его не только не хватает, но и тот, который получаем, такой, что*го дится лишь на свалку. Нет у нас ключей «звездочка», хотя проиа- : йе О дство их в стране налажено. Зато получаем ключи штампован ные, которыми в наших условиях работать невозможно. Выпускает их Ташкентский инструменталь ный завод. Заказы на изготовление ключей миогда даем на соседние родст венные предприятия. Это невы годно. Ключ одноконечной «звез дочки» на 24 миллиметра стоит 4 рубля. Получаем паяльные лампы и тут же их ремонтируем, а затем спи сываем. К сожалению, на этих лампах нет штампа с адресом из готовителя. Зато брак налицо. Слесарям, как известно, часто приходится пользоваться ножов ками. Ножовочные полотна, кото рые мы получаем, исключительно едам ВЫСТУПЛЕНИЙ плохие. Они быстро ломаются, зубья на них «садятся». Нельзя сказать ни ч е г о хо рошего и о слесарных тис ках. Иногда они не выдер живают и одного рабочего дня. Они изготовлены из чугуна, с большими зазорами. Когда зажи маешь деталь, губки перекашива ются, работать очень неудобно. А делали бы тиски стальные, они были бы и долговечные, и в ра боте удобнее. Стыдно должно быть и инстру ментальщикам Псковского завода, откуда мы получаем трехкулачко вые патроны. Они не выдержива ют и недельного срока, а стои мость их тридцать рублей штука. Узнать адреса других бракоде лов можно на ленинградской базе «Росглавста-нкоинструментс н а б - сбыта», откуда мы получаем инст румент. Технологи инструментального хозяйства нашего завода ссыла ются на то, что на инструменты установлены определенные стан дарты, и никто их изменять не будет. Все это так. Но речь идет о настоящих инструментах, а не ка ком-то подобии их. В. СОЛОДЯЖНИКОВ, ин женер первого судоремонт ного завода Мурманской судоверфи, Б. ТУДЕЛЬ, слесарь-инструментальщик. Ц Е Н Н Ы Е П О С О Б И Я МУРМАНА „НЕВЕСЕЛАЯ СТАТИСТИКА" Факты, изложенные в коррес понденции, опубликованной под таким заголовком в номере газе ты от 7 февраля, правильны. За необеспечение своевремен ного отхода траулера «Лоцман» на промысел капитану Давыдову А. А. объявлен выговор. Опоздав шие н отходу мастер по добыче рыбы Брылев и матрос Елмаков лишены рейсовой премии. Капитан траулера «Водник» Вайгин понижен в должности до старшего помощнина. Капитан траулера «Ржев» Гилязутдиков, помполит Тяпин, старший механик Турянсний, не обеспечившие своевременный от ход судна (сами они не опаздыва ли к отходу, как ошибочно ука зано в корреспонденции), лишены половины рейсовой премии. Все случаи нарушений общест венного порядка сейчас рассмат риваются на заседаниях комиссии, созданной при парткоме тралово го флота. (, А. АНОХИН,. главный капитан управле ния тргловего флота, За последние годы радиолока тор стал для моряков поистнне незаменимым прибором. Без него не мыслится даже самое малое судно. Но до сих пор еще не до конца изучены и не используются полностью богатейшие возможно сти РЛС. Особенно много «темных пятен» в области применения ра диолокаторов для предотвраще ния столкновения судов. Это объ ясняется отчасти тем, что судово дители подчас не знают техниче ских основ РЛС, и тем, что у них не хватает должного практическо го опыта. Опыт же накапливается быстрее, когда постоянно под ру кой имеется хорошее пособие, обобщающее многолетний опыт судоводителей, дающее точные и верные рекомендации для самых различных условий плавания. Таким, очень удачным практи ческим пособием; на наш взгляд, является книга И. Л. Бухановско- го «Радиолокационные методы су довождения», выпущенная в кон це 1964 года издательством «Тран спорт». Как бы непосредственным приложением к ней издан «Сбор ник задач по использованию ради олокатора для предупреждения столкновения судов» Ю. К. Бара нова и М. М. Лескова. И. Л. Бухановский давно и хо- Книги о практическом использо вании радиолокатора в судовож дении рошо известен морякам целым ря дом своих трудов по йспользова- нию радиолокатора на море. В последней книге на убедительной теоретической основе он дает све дения о технических принципах работы РЛС, о чтении радиолока ционного изображения, об управ лении-станцией, об использовании картосчислительной приставки, а также обо всех остальных спосо бах определения места. С кратким теоретическим обос нованием даны вопросы определе ния элементов движения обнару женных судов и точности этих элементов. Показаны величины случайных и систематических ошибок, возникающих как из-за погрешностей прибора, так и по вине оператора. Хорошее понима ние сути этих вопросов поможет судоводителю критически подхо дить к знанию своего места при плавании вблизи берегов и в уз костях, поможет также наиболее точно определить элементы дви жения встречного судна. Последние главы посвящены современным методам использо вания РЛС в целях радиолокаци онной проводки судив, проводке с помощью береговых станций. Большое количество высококаче ственных иллюстраций позволяет судоводителю наглядно убедить ся в правильности использования им станции в различных режимах работы и случаях. На практических примерах от мечены преимущества и недостат ки способов использования РЛС, когда изображение ориентирова но в диаметральной плоскости или по линии истинного меридиана, а также в смешанном режиме. Представляют особый интерес сведения о серийном радиолокаци онном маяке-ответчике «Огонек». Имеются ли в этих двух книгах недостатки? Очевидно, имеются. Да и сами авторы просят нахо дить и не скрывать их. За корот кий срок трудно дать качествен ную оценку пособиям. Многое надо проверить жизнью, опытом. Но уже сейчас можно взять на себя смелость заявить: книга Бу* хановского и «Сборник задач» Ба ранова и Лескова в сравнении с другими подобными книгами — очень хорошие и практически по лезные. Ю. ТАРАСЮК, штурман дальнего плавания. н а б о р т у —ш е п о р м д о х В минувшее воскресенье ра ботники капитанской службы управления тралового флота про веряли санитарно-техническое состояние судов, находящихся в порту, а также организацию вах тенной службы. Мне также до велось участвовать в этом рейде. То, что нам пришлось увидеть и услышать, свидетельствует о неудовлетворительном выполне нии Устава службы на судах ры бопромыслового флота многими экипажами траулеров бортового траления. На палубе траулера «Латвия» (вахтенный штурман тов. Мис- сюра) полно снегу. Отличитель ные огни также под снегом. Но мер корабля едва различим. Флаг порван... Факты сами по себе безобраз ные. Но возмущают не только они. За несколько дней до этого рейда моринспекторы сделали серьезное замечание капитану тов. Крылову 0. С. Последовал специальный приказ начальника флота. Но, как видно, он не возы мел нужного действия. А что это за судно? Номера не видно, на трубе целая шапка снега, много снега в кормовой ча сти. • - ! : ■ < Разобрались. Оказался «Мор- шанск». На вахте в это время находился старший штурма» тов. Рябичков. На траулере «Челюскинец Павлов» подобная же картина. Плюс разбросанные концы, шлю почные тали и грязь. Не было доски вахтенной службы.. Зато был вахтенный штурман тов. Ляпин. А какой толк от того, что он на ходился на судне? А о том, что увидели на трау лере «Курейка» (находящемся в ремонте), стоит рассказать под робнее. Пришли мы на судно, на палубе — ни души. Решили сыграть тревогу. Добрый десяток минут били в колокол пока по явилась одна живая душа. Осталь ные во главе с вахтенным штур маном тов. Карповым в салоне играли в карты. Оттуда доноси лась легкая музыка. У вахтенно го был вид типичного стиляги, к тому же небритого. А о внешнем и внутреннем ви де корабля и говорить не прихо дится. В каютах грязь. В одной даже остались висеть хвосты от вяленой рыбы. Уголь и вода, ви димо, расходовались без учета остойчивости судна. Крен кораб ля на левый борт достигал семи восьми градусов. На траулере «Запорожье» кар тина не лучше. Шлюпки расчех лены, в них полно снегу и льда, На палубе грязь, снег, щепки, хлеб. Но, видимо, все это по ду ше вахтенному второму помощ нику капитана тов. Донцу. Ну, а были ли корабли, на ко торых не сделали замечаний? —* спросят моряки. К сожалении^та- ких судов в минувшее воскрес сенье было раз-два и обчелся. Можно назвать траулер «Слава» (капитан тов. Новосельский), траулер «Рига». Думается, что все нарушения, о которых рассказано в коррес понденции, да и все остальные станут предметом специального обсуждения в управлении флота и виновные понесут наказание. Но одних административных мер мало. Надо, чтобы капитаны, пом- политы, партийные организации кораблей взяли санитарно-техни ческое состояние судов и органи зацию вахтенной службы под по стоянный, неослабный контроль. Дело это большой государственной важности. Чем больше порядка на траулерах, чем лучше их тех ническое и санитарное состояние» тем дольше будут плавать трау леры без ремонта, лучше 6y?vr производственно - экономические результаты работы флота. В. Е В ГЕН Ь Е В ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz