Рыбный Мурман. 1965 г. Март.
П ОЛЯРНАЯ , ночь сливает свин цовое море и тяжслое от снежных обликов небо в одну чер но-густую бесконечность. Только по огням рыбацких судов можно догадаться: море кончается не у борту, как кажется, а оно так же велико, как и эта темнота. Огнен много. Один далекие, слабые, как сумеречные звезды, другие яркие, живые. А когда наступает день, огни гаснут, и тогда на фоне серого го ризонта вырисовываются силуэты пахарей моря. Идут тяжелые «шведы», приземистые «поляки», чем-то похожие на них «финны» и, как живые свидетели обнов ления тралового флота, промельк нут между ними длиииотрубые, низконосые, исцелованные ветра ми всех румбов, побитые морем траулеры-старички. Немного оста лось их. И каждый — это стра ница истории флота. .Тридцать три года бороздит Баренцево море траулер «Семга». За это время прошел он столько миль, что ими с лихвой покроется расстояние до Луны и обратно. Рыбой, выловленной им, можно в течение года кормить такой го род, как Ленинград. Но мне хочется рассказать не о *Сёмге», а о людях, которые на чинали свою рыбацкую биографию «месте с ним. Их у нас трое. Один из них — Телов Павел Ва сильевич, капита?!. — Телов? Это какой Тело.*? Ге рой Социалистического Труда? — частенько спрашивают у меня. Павел Васильевич шутит: — Нас, Теловых, можно на каж дом корабле встретить. И все су доводители,- все земляки. Одной крепкой поморской закалки . Повелось исстари у архангель ских поморов: мужчины в море, женщины управляются с хозяй ством, растят детей. А чуть под растут сыновья и идут в море по нелегкой дороге дедов, прадедов, отцов. — У вас в семье так же было? M SШш Ш ! ■Щкт ■шш — Нет. Отец пахал землю всю жизнь, дед тоже. А он стал моряком. В семнад цать мальчишеских лет. 1930 год. Страна поднималась в лесах новостроек. Развивалась и рыбная промышленность. Флот Мурмапа пополнился первыми су дами отечественной постройки. Нужны были кадры, рабочие руки. Павла Васильевича направили па старый, переоборудованный под рыболовное судно военный ко рабль «Налим». — Укачивало в первом рейсе? — Конечно. Только не было вре- ренький локатор, э на «Наваге» и этого не было. Тумаи — как в потемках, глу бину измерить — вручную. Одна ко работали безаварийно и нлаи выполняли. В этом же 1954 году без малою 50 тысяч центнеров выловили. Безусым пареньком пришел в траловый флот Павел Васильевич Телов. А сейчас уже сетка мор щин избороздила лицо. Поседели виски. Это от забот. Ловится ры ба — кажется, не о чем беспо коиться. А капитан Телов о дру гом думает. План дается и па кон- мир. Титович ушел в рейс и боль ше не вернулся. Потом уже и Аиуфрнй Титович трижды чувст вовал ледяное дыхание смерти, но не испугался, не сбежал. Это был вызов. Это был поединок между буйством моря и характером че ловека. Человек вышел победителем. За тридцать лет, проведенных в мо ре, Титович разлучался . с ним только на время отпуска да стоя нок в порту. В суровую годину воевал здесь, на Севере, на сто рожевых кораблях. Награжден двумя орденами и тремя медаля- вич любил и умел. И работоть •приходилось много. По двадцать часов в сутки. Это без преувели чения. Потому что в море нужно работать, потому что рыба лови-, лась хорошо, потому что народ ный стол требовал все больше про дуктов моря. А. Т. САВАСТЕЕВ. мени привыкать. Через двенад цать часов после выхода в море, опомниться еще не успел, а на палубу подняли две тонны рыбы. Тошнило. Сбегаю к борту — и опять в рыбный ящик работать. Еле рейс выдержал. Полный груз тогда привезли. Кому не понятно то гордое вы ражение: «полный груз»? Это пол ная отдача сил. На бившем боевом корабле меньше всего дума.ън о бытовых удобствах.- Кубрик — на 12 мест. Тут н спали, тут и отдыхали, тут и обедали. — Несешь бачок со щами под полубак, волиа на пути накроет, вода попадет во щи — для при правы. Одекду высушить было негде. Трудно было учиться. Рыба ло вилась хорошо. Времени не хва тало. И все же выкраивал из овоего отдыха несколько минут, чтобы спуститься в трюм. Инте ресно, кая засольщики работают. Освоился, два года работал в трюме, йотом — помощником трал мейстера, клипфискиым мастером. После войны окончил ШУКС. Но вые трудности, новые заботы. Павел Васильевич с уважением говорит о первом капитане, при нявшем его на мостик, — Павле Андреевиче Овчинникове. Это ои научил его искусству промыслови ка. Здоро*вые зерна упали на хо рошую почву. Как-то зимой работали в Цент ральном районе. Дело не клеи лось. Когда подняли очередные «колеса», Павел Васильевич ска зал: — ну, хватит кататься! Это были не пустые слова, а ве ра в свою силу, умение. Следую щий подъем принес тонну рыбы. Капитаном Павел Васильевич стал внезапно. Вызвали его в управление, сказали: «Принимайте «Навагу» и идите в море». 31 декабря. Мороз, темень, снежные заряды, парение залива. Страшно стало. Отказывался, про сил направить капитана-иастав- ника. Направили... в апреле. Смешно. А было совсем нелегко. Скромно оснащен приборами трау лер «Сёмга» — эхолот да ста сервы, и жир, н клипфнск. А ка кие консервы из печени пикши? Значит, надо идти на треску. Нелегкая должность капитана- промысловнка. Но предложите >• П. В. ТЕЛОВ. Павлу Васильевичу иную жизнь, иную профессию — и он откажет ся, не сможет ои уйти от моря, Та*ов капитан «Семги». Второй ветеран на «Семге» ъг матрос Савастеев Ануфрин Тито- внч. На судне его уважают за пря моту и откровенность, за солид ный возраст и опытность в рабо те, за то, что 30 лет не изменял морю. За прямоту избрали в судовой комитет, за опыт назначен стар шиной вахты, а преданность мо рю — всеми почитаема. Тем бо лее, что причин возненавидеть его было много. Их было два брата. Владимир Титович и Ануфрий Титович. Оба моря-ки, оба избрали нелегкий ры бацкий путь. Но однажды Влади- V* Л % - ми. После войны вернулся в тра ловый флот. Я не устану удивляться муже ству и твердости этого моряка. Работал ведь засольщиком, по мощником тралмейстера. Заработ ки побольше, места «потеплее». Но перешел в матросы. А это зна чит, к общим неудобствам и труд ностям морской работы надо при бавить постоянные неприятные ощущения от холодных соленых брызг. И еще одна характерная черта в Титовиче. Ои очень мало сменил кораблей. На «Ленинграде» . ходил шесть с половиной, на «Челюскинце Павлове» — п«ть лет. Видимо, пришлись по праву экипажам этих судов трудолюбие и честность этого человека. Ведь не зря в 1952 году его наградили медалью «За трудовое отличие». Тяжелая, но честная жизнь за плечами Аиуфрия Титовича. Пра вильная жизнь. Только об одном он жалеет, что вовремя не стал учиться. Ведь м-иогие его одно годки сейчас командуют траулера ми, возглавляют машинные коман ды. Зато детей своих сумел вы вести в люди. Старший сын окон чил медицинский институт, млад ший и #очь — десятилетку. И первое, что скажет старый моряк новичку: — Учись!. Под стать Телову и Савастееву мастер по обработке рыбы Дмит рий Прокопьевич Романкевич. Его трудовая биография началась ра но. Так рано, что пришлось при бавить возраст. Иначе не прини мали на работу. Не положено, го ворили. Хорош ростом,. и силой матушка-природа не обидела, •да годков маловато. — Всех деревенских ребят одо левал, —- смеется Дмитрий Про копьевич. — Наравне с мужчина ми носил кирпичи. Первые кир пичи московского за.вода «Дина мо». Это было в 1932 году. А на следующий год Дмитрий Прокопьевич стал моряком. «Сма нил» бывший председатель базо вого комитета тралового флота Иван Иванович Казакевич. Сильные руки нужны были на флоте. Даже больше чем где-либо» А работать Дмитрий Прокопье Д. П. РОМАНКЕВИЧ. Дмитрий Прокопьевич сначала работал учеником клипфискйоге мастера, затем мастером. Выра батывали по 30—35 тони клип- фиска за рейс. И это кроме повсе дневных мелочей и забот. Находи ли даже время (в порядке конт роля) с приходом в порт прове рять санитарное состояние у сво их соперников. Кстати, неплохо было бы сейчас вспомнить о забытой традиции. С первых дней войны Дмитрий Прокопьевич па Северном фронте. Его отдельный разведывательно- саперный батальон выполнял сложные боевые операции. В де кабре 1941 года — первое тяже лое ранение. Однополчаме вынесли его с поля боя. Один из них—мо ряк тралового флота. Его фамилий Заморов, работает технологом йа БМРТ. Вслед за первым ранени ем '— второе, 'третье. Всего семь., Щедро метила воина. Дмитрий Прокопьевич награж ден орденом Отечественной войны I I степени, медалями. Тогда же в суровые дни испытаний партия приняла его в свои ряды. Перед заброской в тыл противника — так было нужно, так подсказыва ла совесть. * * * В удостоверении на годность щ плаванию морского судна значите, ся: рыболовный траулер «Семгам, год постройки — 1931,' материал- сталь. Сталь не выдерживает. Снашивается, не может противо стоять морю. В этом году протру бит «Сёмга» последний раз тремя прощальными гудками — и это бу дет последней точкой в его био графии. Сталь тоже имеет опреде-. лепную крепость. А люди? Они —< крепче стали. Они живут, рабо* тают. В. х р я ш к о в , второй помощник капитана траулера «Сёмга». С О Р Е В Н У Е Т С Я С Е М Ь Я И З Ю М С К И Х i Они познакомились еще в шко ле фабрично-заводского учениче ства. Петр занимался в группе токарей, Тоня училась слесарному делу. Внешне да и характерами были разные. Уравновешенный, спокойный парень и острая па язык, веселая девушка. Только одна черта была общая — стрем ление к мастерству. Любознатель ность — это у тгнх в крови. Не проходило дня во время практики, чтобы Тоня оставила в покое своих наставников. Покажи то, растолкуй другое.. А Петр, тот молча наблюдал за работой ста- ночников, старался до всего дой ти своим умом, своей сообрази тельностью. Так же молча он переносил и любовь к общительной Тоне, мол ча переживал, когда в заводском клубе девушка не отказывалась от приглашении парней на танцы. А он, стеснительный и робкий, стоял в сторонке и наблюдал, как валь сировала Топя. Но чего в жизни не бывает. Тоня и сама не знает, чем приглянулся тихий парень, только и она влю билась в Петра. Прошло время, и они стали выходить па работу из одной квартиры, а вечером вме сте возвращались домой. — Оставила бы ты, Тоня, рабо ту, — часто говорил муж. — За работки у меня хорошие, прожи вем без нужды. Топя сердилась. Зачем это ей уходить с завода, если она хочет работать. А однажды, выведен ная из терпения настойчивостью Петра, она вспылила: — Думаешь, что только ты нужен производству, а я, женщи на,.так себе? Мол, без меня обой дутся? Оно, конечно, на мне свет клином не сошелся, но и я нуж на заводу не меньше, чем ты. Ты стал токарем-утшерсалом, но и я не отстану. Принципиально. Ясно? Тоня стала задерживаться после смены. «В чем дело?» — думал Петр, занимаясь с детьми. Однажды домой Тоня верну лась очень оживленной, радост ной. *. , — Что-нибудь случилось? — спросил Петр. — Ничего особенного, — пыта лась скрыть свою радость жена. Но ссть такие события, кото рые не утаишь. На другой день бригадир сборщиков Юдин, встре тившись с Петром в мехаио-сбо- рочном, заметил: — Слыхал, Петро? Тоня-то твоя на разряд сверловщика еда- - ла. Утрет она тебе нос. Петру стало ясно, почему в последнее «ремя Тоия задержи валась на работе. И от этого новость вдвойне стала приятней. Пожалуй, с этого и началось негласное соревнование между мужем и женой. Стоял в механо сборочном цехе резьбошлифоваль- нын станок, а специалистов, спо собных работать па нем, не бы ло. — Не попробовать ли мне освоить станок? — задумался Петр Изюмский. Он запасся в технической библиотеке литера турой -и теперь вечера проводил с книгами. Как-то утром Петр по дошел к мастеру Вяликову. — Разреши, Порфирьич, испы тать резьбошлнфовальный. — Отчего ж нельзя, это можно, только сумеешь ли? — Попробую. Мастер немало удивился, когда токарь уверенно взялся за дело. И теперь, при -необходимости, Изюмский выполняет все работы на резьбошлнфовальиом. Однажды Петр зашел после смены на сборочный участок, где работает его жена. Какова же была его растерянность, когда не застал Тоню у знакомого верста ка. — Жену ищешь? — с улыбкой спросил бригадир Мироновский. — Только напрасно ищешь здесь. Вон она тебе позванивает с кра на,—поднял глаза Мироновский,— Временно она за крановщицу. Права у нее на это есть. Экзаме ны сдала на «отлично». Над головой проплыл мостовой кран, и из его кабины улыбнулась мужу Тоия. А потом у Антонины появился ученик Игорь Ружни- ков. Изюмская настойчиво обуча ла парня мастерству. Он оказался способным, быстро перенял опыт и сейчас по праву считается хо рошим слесарем. А Изюмский тер пеливо работал с выпускниками производственно-технического учи лища. Пятнадцать подростков пе реняли у него передовые приемы труда. Большинство из них в на стоящее время не только выпол няет , но и значительно перекры вает нормы выработки. У Петра Илларионовича есть, конечно, ч& му поучиться. Свою личную семи летку он завершил за четыре года и семь месяцев. Продукция, со шедшая со станка Изюмского, ми«* нует отдел технического контрок ля. Клеймо, поставленное тока-: рем, крепкая гарантия высокого качества. Недавно в семье Изюмс-ких про* изошли два знаменательных собы* тия. Петру Илларионовичу при своили почетное звание ударнмма: коммунистического труда, а Ан* тонину Степановну коллектив ма шиностроителей, избрал депутатом Кандалакшского городского Сове та депутатов трудящихся. А кто же у них победитель в соревновании? Это определить трудно. Сборочный участок, где работает Антонина, уже давно стал участком коммунистического труда. Изюмская тоже ударница. Впрочем, не так уж важно, кто из них выйдет победителем. Гораздо важнее — их добросовестность в работе, их стремление внести до стойный -вклад в дело строитель4* ства комм\миз>ма., А. ВАНДИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz