Рыбный Мурман. 1965 г. Март.

П ОЛЯРНАЯ , ночь сливает свин­ цовое море и тяжслое от снежных обликов небо в одну чер­ но-густую бесконечность. Только по огням рыбацких судов можно догадаться: море кончается не у борту, как кажется, а оно так же велико, как и эта темнота. Огнен много. Один далекие, слабые, как сумеречные звезды, другие яркие, живые. А когда наступает день, огни гаснут, и тогда на фоне серого го­ ризонта вырисовываются силуэты пахарей моря. Идут тяжелые «шведы», приземистые «поляки», чем-то похожие на них «финны» и, как живые свидетели обнов­ ления тралового флота, промельк­ нут между ними длиииотрубые, низконосые, исцелованные ветра­ ми всех румбов, побитые морем траулеры-старички. Немного оста­ лось их. И каждый — это стра­ ница истории флота. .Тридцать три года бороздит Баренцево море траулер «Семга». За это время прошел он столько миль, что ими с лихвой покроется расстояние до Луны и обратно. Рыбой, выловленной им, можно в течение года кормить такой го­ род, как Ленинград. Но мне хочется рассказать не о *Сёмге», а о людях, которые на­ чинали свою рыбацкую биографию «месте с ним. Их у нас трое. Один из них — Телов Павел Ва­ сильевич, капита?!. — Телов? Это какой Тело.*? Ге­ рой Социалистического Труда? — частенько спрашивают у меня. Павел Васильевич шутит: — Нас, Теловых, можно на каж­ дом корабле встретить. И все су­ доводители,- все земляки. Одной крепкой поморской закалки . Повелось исстари у архангель­ ских поморов: мужчины в море, женщины управляются с хозяй­ ством, растят детей. А чуть под­ растут сыновья и идут в море по нелегкой дороге дедов, прадедов, отцов. — У вас в семье так же было? M SШш Ш ! ■Щкт ■шш — Нет. Отец пахал землю всю жизнь, дед тоже. А он стал моряком. В семнад­ цать мальчишеских лет. 1930 год. Страна поднималась в лесах новостроек. Развивалась и рыбная промышленность. Флот Мурмапа пополнился первыми су­ дами отечественной постройки. Нужны были кадры, рабочие руки. Павла Васильевича направили па старый, переоборудованный под рыболовное судно военный ко­ рабль «Налим». — Укачивало в первом рейсе? — Конечно. Только не было вре- ренький локатор, э на «Наваге» и этого не было. Тумаи — как в потемках, глу­ бину измерить — вручную. Одна­ ко работали безаварийно и нлаи выполняли. В этом же 1954 году без малою 50 тысяч центнеров выловили. Безусым пареньком пришел в траловый флот Павел Васильевич Телов. А сейчас уже сетка мор­ щин избороздила лицо. Поседели виски. Это от забот. Ловится ры­ ба — кажется, не о чем беспо­ коиться. А капитан Телов о дру­ гом думает. План дается и па кон- мир. Титович ушел в рейс и боль­ ше не вернулся. Потом уже и Аиуфрнй Титович трижды чувст­ вовал ледяное дыхание смерти, но не испугался, не сбежал. Это был вызов. Это был поединок между буйством моря и характером че­ ловека. Человек вышел победителем. За тридцать лет, проведенных в мо­ ре, Титович разлучался . с ним только на время отпуска да стоя­ нок в порту. В суровую годину воевал здесь, на Севере, на сто­ рожевых кораблях. Награжден двумя орденами и тремя медаля- вич любил и умел. И работоть •приходилось много. По двадцать часов в сутки. Это без преувели­ чения. Потому что в море нужно работать, потому что рыба лови-, лась хорошо, потому что народ­ ный стол требовал все больше про­ дуктов моря. А. Т. САВАСТЕЕВ. мени привыкать. Через двенад­ цать часов после выхода в море, опомниться еще не успел, а на палубу подняли две тонны рыбы. Тошнило. Сбегаю к борту — и опять в рыбный ящик работать. Еле рейс выдержал. Полный груз тогда привезли. Кому не понятно то гордое вы­ ражение: «полный груз»? Это пол­ ная отдача сил. На бившем боевом корабле меньше всего дума.ън о бытовых удобствах.- Кубрик — на 12 мест. Тут н спали, тут и отдыхали, тут и обедали. — Несешь бачок со щами под полубак, волиа на пути накроет, вода попадет во щи — для при­ правы. Одекду высушить было негде. Трудно было учиться. Рыба ло­ вилась хорошо. Времени не хва­ тало. И все же выкраивал из овоего отдыха несколько минут, чтобы спуститься в трюм. Инте­ ресно, кая засольщики работают. Освоился, два года работал в трюме, йотом — помощником трал­ мейстера, клипфискиым мастером. После войны окончил ШУКС. Но­ вые трудности, новые заботы. Павел Васильевич с уважением говорит о первом капитане, при­ нявшем его на мостик, — Павле Андреевиче Овчинникове. Это ои научил его искусству промыслови­ ка. Здоро*вые зерна упали на хо­ рошую почву. Как-то зимой работали в Цент­ ральном районе. Дело не клеи­ лось. Когда подняли очередные «колеса», Павел Васильевич ска­ зал: — ну, хватит кататься! Это были не пустые слова, а ве­ ра в свою силу, умение. Следую­ щий подъем принес тонну рыбы. Капитаном Павел Васильевич стал внезапно. Вызвали его в управление, сказали: «Принимайте «Навагу» и идите в море». 31 декабря. Мороз, темень, снежные заряды, парение залива. Страшно стало. Отказывался, про­ сил направить капитана-иастав- ника. Направили... в апреле. Смешно. А было совсем нелегко. Скромно оснащен приборами трау­ лер «Сёмга» — эхолот да ста­ сервы, и жир, н клипфнск. А ка­ кие консервы из печени пикши? Значит, надо идти на треску. Нелегкая должность капитана- промысловнка. Но предложите >• П. В. ТЕЛОВ. Павлу Васильевичу иную жизнь, иную профессию — и он откажет­ ся, не сможет ои уйти от моря, Та*ов капитан «Семги». Второй ветеран на «Семге» ъг матрос Савастеев Ануфрин Тито- внч. На судне его уважают за пря­ моту и откровенность, за солид­ ный возраст и опытность в рабо­ те, за то, что 30 лет не изменял морю. За прямоту избрали в судовой комитет, за опыт назначен стар­ шиной вахты, а преданность мо­ рю — всеми почитаема. Тем бо­ лее, что причин возненавидеть его было много. Их было два брата. Владимир Титович и Ануфрий Титович. Оба моря-ки, оба избрали нелегкий ры­ бацкий путь. Но однажды Влади- V* Л % - ми. После войны вернулся в тра­ ловый флот. Я не устану удивляться муже­ ству и твердости этого моряка. Работал ведь засольщиком, по­ мощником тралмейстера. Заработ­ ки побольше, места «потеплее». Но перешел в матросы. А это зна­ чит, к общим неудобствам и труд­ ностям морской работы надо при­ бавить постоянные неприятные ощущения от холодных соленых брызг. И еще одна характерная черта в Титовиче. Ои очень мало сменил кораблей. На «Ленинграде» . ходил шесть с половиной, на «Челюскинце Павлове» — п«ть лет. Видимо, пришлись по праву экипажам этих судов трудолюбие и честность этого человека. Ведь не зря в 1952 году его наградили медалью «За трудовое отличие». Тяжелая, но честная жизнь за плечами Аиуфрия Титовича. Пра­ вильная жизнь. Только об одном он жалеет, что вовремя не стал учиться. Ведь м-иогие его одно­ годки сейчас командуют траулера­ ми, возглавляют машинные коман­ ды. Зато детей своих сумел вы­ вести в люди. Старший сын окон­ чил медицинский институт, млад­ ший и #очь — десятилетку. И первое, что скажет старый моряк новичку: — Учись!. Под стать Телову и Савастееву мастер по обработке рыбы Дмит­ рий Прокопьевич Романкевич. Его трудовая биография началась ра­ но. Так рано, что пришлось при­ бавить возраст. Иначе не прини­ мали на работу. Не положено, го­ ворили. Хорош ростом,. и силой матушка-природа не обидела, •да годков маловато. — Всех деревенских ребят одо­ левал, —- смеется Дмитрий Про­ копьевич. — Наравне с мужчина­ ми носил кирпичи. Первые кир­ пичи московского за.вода «Дина­ мо». Это было в 1932 году. А на следующий год Дмитрий Прокопьевич стал моряком. «Сма­ нил» бывший председатель базо­ вого комитета тралового флота Иван Иванович Казакевич. Сильные руки нужны были на флоте. Даже больше чем где-либо» А работать Дмитрий Прокопье­ Д. П. РОМАНКЕВИЧ. Дмитрий Прокопьевич сначала работал учеником клипфискйоге мастера, затем мастером. Выра­ батывали по 30—35 тони клип- фиска за рейс. И это кроме повсе­ дневных мелочей и забот. Находи­ ли даже время (в порядке конт­ роля) с приходом в порт прове­ рять санитарное состояние у сво­ их соперников. Кстати, неплохо было бы сейчас вспомнить о забытой традиции. С первых дней войны Дмитрий Прокопьевич па Северном фронте. Его отдельный разведывательно- саперный батальон выполнял сложные боевые операции. В де­ кабре 1941 года — первое тяже­ лое ранение. Однополчаме вынесли его с поля боя. Один из них—мо­ ряк тралового флота. Его фамилий Заморов, работает технологом йа БМРТ. Вслед за первым ранени­ ем '— второе, 'третье. Всего семь., Щедро метила воина. Дмитрий Прокопьевич награж­ ден орденом Отечественной войны I I степени, медалями. Тогда же в суровые дни испытаний партия приняла его в свои ряды. Перед заброской в тыл противника — так было нужно, так подсказыва­ ла совесть. * * * В удостоверении на годность щ плаванию морского судна значите, ся: рыболовный траулер «Семгам, год постройки — 1931,' материал- сталь. Сталь не выдерживает. Снашивается, не может противо­ стоять морю. В этом году протру­ бит «Сёмга» последний раз тремя прощальными гудками — и это бу­ дет последней точкой в его био­ графии. Сталь тоже имеет опреде-. лепную крепость. А люди? Они —< крепче стали. Они живут, рабо* тают. В. х р я ш к о в , второй помощник капитана траулера «Сёмга». С О Р Е В Н У Е Т С Я С Е М Ь Я И З Ю М С К И Х i Они познакомились еще в шко­ ле фабрично-заводского учениче­ ства. Петр занимался в группе токарей, Тоня училась слесарному делу. Внешне да и характерами были разные. Уравновешенный, спокойный парень и острая па язык, веселая девушка. Только одна черта была общая — стрем­ ление к мастерству. Любознатель­ ность — это у тгнх в крови. Не проходило дня во время практики, чтобы Тоня оставила в покое своих наставников. Покажи то, растолкуй другое.. А Петр, тот молча наблюдал за работой ста- ночников, старался до всего дой­ ти своим умом, своей сообрази­ тельностью. Так же молча он переносил и любовь к общительной Тоне, мол­ ча переживал, когда в заводском клубе девушка не отказывалась от приглашении парней на танцы. А он, стеснительный и робкий, стоял в сторонке и наблюдал, как валь­ сировала Топя. Но чего в жизни не бывает. Тоня и сама не знает, чем приглянулся тихий парень, только и она влю­ билась в Петра. Прошло время, и они стали выходить па работу из одной квартиры, а вечером вме­ сте возвращались домой. — Оставила бы ты, Тоня, рабо­ ту, — часто говорил муж. — За­ работки у меня хорошие, прожи­ вем без нужды. Топя сердилась. Зачем это ей уходить с завода, если она хочет работать. А однажды, выведен­ ная из терпения настойчивостью Петра, она вспылила: — Думаешь, что только ты нужен производству, а я, женщи­ на,.так себе? Мол, без меня обой­ дутся? Оно, конечно, на мне свет клином не сошелся, но и я нуж­ на заводу не меньше, чем ты. Ты стал токарем-утшерсалом, но и я не отстану. Принципиально. Ясно? Тоня стала задерживаться после смены. «В чем дело?» — думал Петр, занимаясь с детьми. Однажды домой Тоня верну­ лась очень оживленной, радост­ ной. *. , — Что-нибудь случилось? — спросил Петр. — Ничего особенного, — пыта­ лась скрыть свою радость жена. Но ссть такие события, кото­ рые не утаишь. На другой день бригадир сборщиков Юдин, встре­ тившись с Петром в мехаио-сбо- рочном, заметил: — Слыхал, Петро? Тоня-то твоя на разряд сверловщика еда- - ла. Утрет она тебе нос. Петру стало ясно, почему в последнее «ремя Тоия задержи­ валась на работе. И от этого новость вдвойне стала приятней. Пожалуй, с этого и началось негласное соревнование между мужем и женой. Стоял в механо­ сборочном цехе резьбошлифоваль- нын станок, а специалистов, спо­ собных работать па нем, не бы­ ло. — Не попробовать ли мне освоить станок? — задумался Петр Изюмский. Он запасся в технической библиотеке литера­ турой -и теперь вечера проводил с книгами. Как-то утром Петр по­ дошел к мастеру Вяликову. — Разреши, Порфирьич, испы­ тать резьбошлнфовальный. — Отчего ж нельзя, это можно, только сумеешь ли? — Попробую. Мастер немало удивился, когда токарь уверенно взялся за дело. И теперь, при -необходимости, Изюмский выполняет все работы на резьбошлнфовальиом. Однажды Петр зашел после смены на сборочный участок, где работает его жена. Какова же была его растерянность, когда не застал Тоню у знакомого верста­ ка. — Жену ищешь? — с улыбкой спросил бригадир Мироновский. — Только напрасно ищешь здесь. Вон она тебе позванивает с кра­ на,—поднял глаза Мироновский,— Временно она за крановщицу. Права у нее на это есть. Экзаме­ ны сдала на «отлично». Над головой проплыл мостовой кран, и из его кабины улыбнулась мужу Тоия. А потом у Антонины появился ученик Игорь Ружни- ков. Изюмская настойчиво обуча­ ла парня мастерству. Он оказался способным, быстро перенял опыт и сейчас по праву считается хо­ рошим слесарем. А Изюмский тер­ пеливо работал с выпускниками производственно-технического учи­ лища. Пятнадцать подростков пе­ реняли у него передовые приемы труда. Большинство из них в на­ стоящее время не только выпол­ няет , но и значительно перекры­ вает нормы выработки. У Петра Илларионовича есть, конечно, ч& му поучиться. Свою личную семи­ летку он завершил за четыре года и семь месяцев. Продукция, со­ шедшая со станка Изюмского, ми«* нует отдел технического контрок ля. Клеймо, поставленное тока-: рем, крепкая гарантия высокого качества. Недавно в семье Изюмс-ких про* изошли два знаменательных собы* тия. Петру Илларионовичу при­ своили почетное звание ударнмма: коммунистического труда, а Ан* тонину Степановну коллектив ма­ шиностроителей, избрал депутатом Кандалакшского городского Сове­ та депутатов трудящихся. А кто же у них победитель в соревновании? Это определить трудно. Сборочный участок, где работает Антонина, уже давно стал участком коммунистического труда. Изюмская тоже ударница. Впрочем, не так уж важно, кто из них выйдет победителем. Гораздо важнее — их добросовестность в работе, их стремление внести до­ стойный -вклад в дело строитель4* ства комм\миз>ма., А. ВАНДИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz