Рыбный Мурман. 1965 г. Март.
П Е Р В Ы Й был пересесть на СРТ. Эдик появил ся в каюте капита на, обросший ще тиной рыжеватых волос. Блуждаю щим взглядом помутневших глаз он окинул каюту и, увидев вместо одного двух человек, не зная, кто из нас капитан, ни к кому не об ращаясь, сказал: — Товарищ капитан, пересади те меня на плавбазу. — Вы что в море первый раз? — спросил Евгений Ннканоронич. — Нет. Ходил на плавбазе. Там качка почти не чувствуется, а здесь муторно. Трое суток в рот ничего не брал, обессилел совсем. —Вот и зря, что не ели. В мо ре, как бы тошно ни было, есть надо обязательно. И не лежать в койке, а ходить, работать необхо димо. Труд — лучший лекарь от ЦЖОРЯКАМ . уходящим и океан, морской болезни*. родные н друзья всегда же- — Нет. Я уже убедился, что на лают попутных ветров. Если бягэти среднем траулере не приживусь, желания сбывались Но чаще все- не перенести мне качки, го вместо попутного ветра дует . — Перенесете и еще хорошим встречный, да еше как дует: толь- матросом станете, если послушае- но ванты гудят, а через полубак тесь моего совета... на палубу волны обрушивают тон ны воды, мириады брызг с шумом разбиваются о стекла ходовой рубки. Т*к было и с нами, когда «Баймак» вышел в море. «Баймак» — средний граулер шпа «Океан». Его бортовой по- Не знаю, поверил ли Элик сло- мер 70$ Он упорно взбирается на ва-м бывалого • моряка, только крутую океанскую волну, потом ушел оп от капитана несколько летиг с нее, как в бездну. Пере- успокоенным. А иа следующий валивается.с борта па борт, будто день я увидел его в столовой и для того, чтобы стряхнуть с себя обратил внимание Жукова: лишний груз, снова взбирается па — Смотрите, Евгений Никашк гребень волны, и снова его носовая рович, а ваш совет взят матро- часть скрывается » пучине. сом иа вооружение. В этой муторной качке проходят — Отойдет. Эту школу ярохо- сутки, вторые,.третьи. Некоторые дяг все, кто решил связать свою матросы, в их числе и Юра Чер- жизнь с морем, нов, бывавшие а Атлантике не один Когда «Баймак» выхолил из раз, скисли. Укачало их море. Но Тюва-губы, капитан сказал, что ребята крепились. К завтраку, обе- суток через пять будем на про- ду и ужину они появлялись в сто- мысле. Разыгравшийся шторм, ловой, и хотя.у них не было аппе- встречные волны и ветер едержи- тита, старались через силу прогло- вали ход корабля. Вместо 40 миль тип, пищу. Глядя на осунувшиеся, за вахту проходили 30. Но как побледневшие луца, можно было ни странно, через четверо суток попять: тяжко парням. Но вери- «Баймак» лег в первый дрейф, лось, что эти сдюжат. Они муже- Этому обстоятельству помогли ка- етвонио боролись с морской бо- питан СРТ-719 Павел Алексаид- дезиью и победили ее. Сдался бы- рович Ваганов и наш радист Ана- jjo лишь один Эдик Шевалдни. толий Григорьевич Полеводов, Он шел пассажиром и должен избранный па переходе предсела- Моряки благодарят ]|<т* ежедневно в адрес коллектива ироизведствеиногв (^фрнжератвра «Даурия» приходят радиограммы, в которых экипажи промысловых кораблей благодарят моряков плавба зы за помощь в их работе. Вот некоторые из радиограмм: «Машинная команда траулера «Шелонь» благодарит ме хаников «Даурии» за быстрый и высококачественный ремонт вала. Установка работает хорошо. Старший механик АНОШКИН». «Сердечно благодарю медицинских работников плавбазы «Даурня» за оказанную мне помощь. Чувствую себя отлично. Старший механик траулера «Черновцы» САЛДЕР». «Экипаж траулера «Акула» сердечно благодарит коллек тив плавбазы за чуткость и инициативу в проведении ремонта заводского характера в тяжелых метеорологических условиях. Просим объявить благодарность электросварщику Шевченко, вахтенным матросам, рыбообработчикам, участвовавшим * швартовке, выгрузке рыбы. Капитан МИЩЕНКО, старший механик ШИЛОВ, предсудкома ТИМЧУРА». «Просим от имени экипажа траулера «Перекоп» выразить благодарность товарищам Немешину, Гончарову за добросо вестное выполнение работы по ремонту и настройке радиоло катора. Капитан БУЛГАКОВ, начальник радиостанции КОРКИН». ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ „РЫБНОГО МУРМАНА* «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В МОРЕ» В ответ на корреспонденцию, правлен шпиль. Две лебедки из- епубликованную под таким заго- готавливаются в плавмастерской лобком в номере газеты от 24 фев- «Резец». В Тюва-губе находятся раля, сообщаю, что для механиза- инструктор, инженеры техниче- ими твулоемких тбот в Тюва- СКОГО 0тдела м добычи рыбы’ ко~ J ' торые на месте уточняют все во- тубу отправлена грузовая лебед- «росы, связанные с механизацией ка и в скором времени будет от- трудоемких процессов. «НА ПРОМЫСЛЕ СЕЛЬДИ» Указанные в этой корреспондент срока резко возросла потребность ции факты имели место. Ввиду не- в мелкоячейных сетях. Для обе- благоприятных гидрометеорологи- спечения промысла все мастерские ческих условий плавбазы вынуж- и фабрика орудий лова переведе- дены были находиться в районе ны на изготовление сетей 24— острова. В настоящее время они 26 мм. Сети направляются в мо- перешлн в район промысла. ре на отходящих плавбазах. В связи с большими уловами и Н. ШАПОВАЛОВ, появлением мелкой сельди почтр начальник управления «Мур ка месяц ранее предполагаемого мансельдь». Р Е Й Ф тельм Судового комитета. тогда как на. других судах поста- была поднята двадцать . пятая Дело в том, что Ваганов обиа- новка порядка была закончена на сеть. Л дальше... Восемьдесят се- ружнл у Лофотенских островов -три—четыре часа раньше. тей с вожаком, поводцами и кух- хорошие скопления сельди, а По- Впервые за многие сутки манн- тылями исчезли. Кого винить? Мо- яеводов вовремя поймал в эфире тая позволил себе дать настоя- жет быть, виноват Космовский. UH эту приятную весть. Капитан при- щий отдых. Уходя с мостика, оп сращивал вожак из разных бухт* казал застопорить ход и лечь но- сказал вахтенному штурману: Но тогда виноват и Алексанов} сом на волну, чтобы команда мог- — Разбудите меня в семь ча- почему не проверил качество ра ла набрать порядок. сов. боты своего помощника? Вину На палубе работать было рн- А утро следующего дня принес- можно взвалить и на штурманов, скованно, поэтому Сергей Андрее- ло новые заботы. Боцман Хайру- Стоя на вахте, они должны были вич Алексанов — старший мастер лип латал разбитый ночыо штор- внимательно следить за порядком, лова — увел матросов на корму, и мом деревянный настил палубы, время от времени подрабатывать там они начали комТгяектовать по- Матросы и мастера добычи гото- машиной, чтобы судно не рыска- рядок из сетей. Помощник Алек- вили ящик и рыбодел. Когда все ло па вожаке, как пес иа цепи, санова — Николай Иванович Кос- было готово, приступили к вы- Но следует ли обвинять людей* мовекин стал готовить капроно- борке сетей. Их в порядке сто сбрасывая со счетов восьмибалль-. вый вожак: сращивать его из не- пить штук. Первые три пришли пый шторм, что бушевал ночью? скольких бухт. Один из матросов перепутанными, без единой рыбеш- Ему под силу не только капроно- подкачивал воздух в кухтыли. ки. вые, но даже геркулесовые вожа-, Без шума и суеты на судне каж- — Они всегда такие, — успо- кн. дый занимался своим делом. каивает капитан. — Посмотрим, j-j0 этот разговор о причинах Теперь все зависело ог капита- что дальше будет. несчастья состоялся позже. Надо на, от его опута и умения найти ...Меня Жуков покорил своей было, не теряя времени, искать по- сельдяной косяк. Запущен «Ло- тактичностью, выдержкой, самоот- рядок. А пока в эфир ушло ра дар». Евгений Никаноровмч емот- вержениы-м трудолюбием. Он ни дионзвещение: «Два СРТ утеряй рит на следы автоматического са- разу ни на кого не повысил голо- порядок в 80 сетей. В случае об- мопнеда, оставляемые нм на бу- са. С людьми, если они даже про- наружен\ 1 Я сообщить СРТ-709»* маге, но то, что он видит, не винились, разговаривает спокой- теперь уЖе не только на «Баима- радует. «Лодар» показывает лишь но, стараясь разъяснить, в чем ке^ ,|0 и па других судах, naxq- маленькне разреженные стайки причина допущенной ими оплош- дящихся у Лофотен, штурманы О.__ __ пристально вглядывались вдаль! не мелькнут ли гще на фоне че^р- ной, как вороново крыло, волне белые кухтыли. И они мелькнули. Их заметил» п * сами моряки семьсот девятого., сельди. Проходит несколько часов, моста, чтобы не повторить ее в - П0^ 01Ц11 «кошкй» Космовишй и все эти несколько часов Kami- будущем. Стоя иа мостике, он не * каиил ОДШ1 пз ннх, „ вскоре таи, как завороженный, следит за подменяет штурманов, а советует, сн{£ а заррохотапа сететржуюя затеями прибора. Время от вре- что и как надо сделать, чтобы машниз заваливая палубу мени Жуков командует рулевому: обеспечить успех. сельдью Матросы засыпали ею — Возьмите 2/0^ Жуков принадлежит к той ш pu6^ a_ быстро переме- — На курсе 270°, - доклады- плеяде прогрессивных капитанов 1Шмачи'■ солью и укладывали в вает матрос Юрий Чернов. сельдяного флота, которые умеют g0I>iiH • \ Через десять — пятнадцать ми- дерзать, искать, пробовать. Он * нут новая команда: один из тех, кто в числе первых Сам того не подозревая, к ^ — Пойдем иа норд, держите успешно ловил сельдь тралом и ™ Жуков впервые о . у 360е! сегодня убежден, что дрифтер- Ф-*>т. В промысловой сводке ой — Есть 360е! иые сети больше двух лет не про- указал вылов в девять тонн. . $ И так много раз меняется курс живут. Их должны заменить бо- в три часа ночи, когда послед! корабля. Он ходит не по прямой, лее эффективные орудия лова— сеть.была поднята на па у у, а галсами, чтобы расширить гра- трал и кошельковый невод. улов уложен в бочки, ок«за., , ницы поиска. И вдруг появились Но для этого надо, чтобы оме- чт0 П€ФВЫИ Дрейф ыл записи плотных концентраций лымн были не только капитаны- Ь трюмы уложил*^ i сельди на глубине 50 метров. Не одиночки, а и руководители «Мур- ДОести. ^ с сельды0 , > зря потеряно пять часов. Кося«к мансельди». От них целиком за- тыРе Раза больше задания, есть. Остается так расположить висит внедрение трала на про- С утра и без малого ^до утра порядок, чтобы встал оп па пути мысле. Не уговаривать капита- работали люди на палубе, отры- поднимающейся наверх сельди. нов, а требовать надо, чтобы они ваясь лишь для того, чтобы на* Теперь уже и волны не помеха, учились у тех, кто уже умеет ра- скоро перекусить. И все это в-ре- Вся палубная команда па рабочих ботать тралом, быстрее овладева- мя капитан почти не покидал мо- местах. ли их опытом. стика. Лишь иа несколько минут — Пошел!—командует капитан. ...Капитан оказался прав. В он появился в радиорубке, чт°^ * За борт плюхнулся первый кух- следующих сетях заиграло, за- послушать промысловый совет* тыль с вожаком, за ним черной искрилось живое серебро рыбы. Hactpoeiwe у Жукова было от- эмеей заскользили • в воду сети. Загрохотала сететрясная машина, менное. Трудно было проследить за лов- и на палубу посыпалась сельдь. — ч То, рады улову? — ст*рос»л кн-ми руками матросов и мастеров — Килограммов по пятьдесят я Евгения Никаноровича. лова. Пока одна сеть уходила вна сеть будет, — сказал вахтен- ___ __ответил о н .— Меня ра- воду, они успевали на ходу привя- иый штурман. ^ чт^ мод ВТОрой помощин* зывать поводны и кухтыль к дру- — Поживем— увидим, — ответил ддьв*ин Иннокентьевич Вирин нре- гои- катили. красно удерживает корабль т*ри На выметку порядка ушло 30 А дальше уже не по пятьдесят, выб0рке порядка. А это дело не- мниут. а по сто килограммов сельди при- легкое Растут ребята. Хорошими — Могло бы и меньше, —- го- холилось на сеть. Их поднимали ка т ,танами будут... ворит капитан,—но ведь это пер- на палубу одну за другой, сплошь вый дрейф. Пока люди были пол- покрытые серебристой фольгой, тора месяца на берегу, нарушился Настроение у матросов подия- обычный ритм. Но все равно лось. Нет, не зря они трудились, управились ребята хорошо. Океан щедро расплачивался сво- Трудно судить, что де! 1 ь гряду- ими дарам-и за их тяжелый труд, щий готовит команде. Первый Однако^ радость была прежде- дрейф «Баймака» начался слиш- временной. Никто на , судне не ком поздно. Последние сети скры- знал, что команду ждет большая лись в воде в 21 час 25 минут, беда. О ней узнали, когда па борт Так закончился на среднем тра улере «Баймак» первый дрейф. А его обычно промысловики всегда считают самым неудачным, как домашние хозяйки — первый блин. Б. ФЕДОРОВ. Борт СРТ-Р-709 Северная Атлантика. х г Ж у &ШЖ' V.y.'.*.s v V.V.* ШФШ '/А’.-.'»;•:*.v.v: ш т ХОДИЛИ МЫ в АТЛАНТИКУ... РАССКАЗЫВАЕТ КАПИТАН ТРАУЛЕРА «ШЕЛОНЬ» М. Н. БИРИН — Вот мы и закончили первый лу.. Матрос И. Ф. Сямин, старший в нынешнем году рейс. Ходили иа машинист А. И. Савченков, вто- промысел в Атлантику. На Лаб- рой механик Е. Г. Никулинский радоре, в суровых зимних уело- да и другие товарищи показывали виях ловили треску. Сначала со- настоящий пример в труде, лили ее в бочки — не было в Всего за рейс мы выловили районе промысла производствен- 360 тонн рыбы. Это на 50 тонн ного рефрижератора, а потом при- больше, чем предусматривалось был «Советск», и работать стало квартальным заданием, веселее. Коллектив «Советска» Сейчас в районе Лабрадора ра- давно уже зарекомендовал себя как оперативный экипаж, умею щий четко, без «срывов» произ водить бесконтактный прием уло вов от бортовых траулеров. К нам он подходил почти каждый день и принимал па 12-^14 и более тонн рыбы. Затем мы стали рабо- I ™ 1 « Г п Г ботают более пятнадцати экипажей ческая линия. Он берет только 30 п л н кораблей бортового траления, но тонн в сутки. Естественно, в ожи-- рефрижер т pi они ноставлены в очець стеснен- Дании разгрузки суда простаи- ные обстоятельства. Сырьевая вают. А что такое простой при хо- В районе Лабрадора было хо- база позволяет брать ежесуточно рошей промысловой обстановке* лодно. Рыба на палубе замерзала но 15—20 тонн рыбы, а имею- объяснять не приходится, даже под брезентом. Представляе- щисся там рефрижераторы не обе- Сейчас у нас стоянка. Продлит- те, каково приходилось матро- спечивают прием всей рыбы, ея она дней двенадцать. А там мы сам. Но работали они очень хоро- «Даурия» пробудет в море до снова пойдем в Атлантику, будем шо. И вообще весь экипаж ста- 26—27 марта, а у «Груманта» бороться за выполнение своих р*ательно относился к своему де- вышла из строя одна технологи- социалистических обязательств. 5 -Щъ ттж ?' Штт*. сдали свежей изводственные 260 тонн.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz