Рыбный Мурман. 1965 г. Март.

Высшему мореходному училищу—15 лет Заполярная кузница кадров Курс на развитие океаническо- рыбной промышленности, создает- го рыболовства, взятый Коммунн- ся аспирантура. <тической партией Советского Хотя наш вуз находится за Союза и Советским^ правительств Полярным кругом, он становится лом после Великои Отечествен- все более популярным среди мо- ион воины, потребовал много вы- ряков нашей страны. За 15 сококвалифицированных специа­ листов, которые хорошо бы вла­ дели новыми техническими сред­ ствами судовождения, поисковой и промысловой техникой, могли бы грамотно эксплуатировать слож­ ные механизмы и оборудование судов рыбной промышленности, могли бы совершенствовать и развивать эту технику. Поэтому в феврале 1950 года было принято р еше н и е об от­ крытии в городе Мурманске высшего технического учебного заведения для подготовки . ииже- неров-судоводителей и инжепероз- судомехаников. ряков нашей страны, за it>лет су­ ществования училища сделано 9 выпусков, а в этом году будет десятый, юбилейный ^выпуск ин­ женеров для судов рыбной про­ мышленности. Училище подгото­ вило уже около полутора тысяч специалистов. Его выпускники занимают командные должности на всех рыбопромысловых бас­ сейнах нашей страны. Многие из них работают капитанами на круп­ ных промысловых судах. В Мур­ манском траловом флоте, напри- мер, выпускник училища Быст­ ров Ю. Н. командует траулером «Гоголь», Чесноков А. С. — «Жи­ гулевском», Чурилов А. И. — ка­ питан-директор плавбазы «Со­ ветск», Осокин Г. П. — капитан В. - Это пока что единственное не только в Советском Союзе, но и я мире учебное заведение по подго- «Мурманска», Палинин А. товке командных кадров для ры- капитан «Пушкина», «баловного флота. В марте этого года исполняется 15 лет со дня его основания. Несмотря на свою молодость, Мурманское высшее мореходное училище имеет хорошую матери­ альную и техническую базу для учебной и научной работы: учеб- вые кабинеты и мастерские, обо­ рудованные новейшей техникой, ла­ боратории для практических за- „ -пятни и экспериментальных работ, -большую библиотеку с читаль­ ным залом, учебно-научное судно «Бата иск». Много выпускников судомеха­ нического факультета также на­ значено на высшие командные должности. Приведу несколько примеров: Гальянов А. П. (1-й выпуск) — главный инженер глав­ ка «Севрыба», Егоров Ю. Ф. — главный инженер «Севрыбхолод- Наше Мурманское высшее мореходное училище с этого года передано в ведение Государст­ венного производственного коми­ тета по рыбной промышленности СССР. Таким образом, наш кол­ лектив вошел в состав дружной семьи рыбаков. Уже принято ре­ шение о расширении материаль­ ной базы училища. Скоро будет построено еще одно общежитие для курсантов и большой учебный корпус. В училище будет увели­ чен прием. Наш коллектив встре­ тил это постановление с большим энтузиазмом и принял решение сделать наше училище вузом вы­ сокой культуры образования и принять все меры к тому, чтобы из Мурманского мореходного учи­ лища выпускались только отлич­ ные специалисты, инженеры с ши­ роким научно-техническим круго­ зором. Е. ПОРТНОВ, ректор Мурманского выс­ шего мореходного училища. ' 0 0 ес 0 0 0 0 0 0 *е 0 0 0 е 0 0 6 0 0 0 0 0 0 0 0 0 & Декан судоводительского факультета Алексей Иванович Полтав­ цев поздравляет выпускников училища с успешной сдачей государ­ ственных экзаменов. На снимке (слева направо): Алексей Иванович ПОЛТАВЦЕВ, выпускники Георгий Михайлович РЕЙТМАН, Валерий Иванович ЧЕРНЕЦО В и Владимир Иванович АНЩУКОВ. Фото К. Моисеева. Будут опытные инженеры-электрики Для меня все началось в конце августа 1952 года с телефонного флота». Другие — в управлениях звонка из Мурманска. В это вре- тралового и сельдяного флотов, управления главка «Севрыба», в Профессорско - преподаватель­ ский коллектив училища состоит из опытных педагогов, из которых многие имеют ученые степени и звания. Такие преподаватели, как Бубер Б. И., Быховский Ю. И., Василь­ ев В. М., Возницкий Й. В., Логи- рыбной нов К В., Ольховский В. Е., Пол­ тавцев А. И., Фокеев Л. М., Че­ репанов Б. Е., проработавшие в училище более Ю лет, своим са­ моотверженным трудом показали пример отношения к выполнению служебного долга, внесли боль­ шой вклад в становление учили­ ща. У них есть чему поучитвЬя яашим молодым преподавателям, тоже- окончившим наше училище: тт. -Каценельсону, Клочко, Лики* производствен­ ном комитете по рыбной промыш­ ленности СССР. Совсем недавно в училище от-ч крыто электротехническое отделе­ ние при судомеханическом фа­ культете, на котором готовятся инженеры-электромеханики для флота рыбной промышленности. Мурманское высшее мореходное училище открыло в 1959 году за­ очную подготовку инженеров для промышленности. нов, Виктор Вихров... Они уже давно окончили училище и рабо­ тают на крупных инженерных мя я жил в Ленинграде. Вызывал должностях, да и сделанные ими организатор и первый ректор Мур- лабораторные установки замене- манского высшего мореходного ны новыми, более современными и Сейчас на заочном отделении по .пяти специальностям учится около 1.200 студентов. Уже около двух­ сот человек получили дипломы инженеров. Ежегодно в училище принимает­ ся 200 юношей (а с 1965 года — 350), решивших стать моряками. И в училище их влечет не толь­ ко морская- романтика, а настоящая любовь к нелегкому, по почетному труду моряка про­ училища — Николай Павлович Раевский. Он сообщил о моем из­ брании по конкурсу и просил бы­ стрее приезжать и приступать к делу, так как «по электротехнике еще никого и ничего нет». Это оказалось чистейшей правдой — не было ни преподавателей, ни лаборантов, не было лабораторий, и всего остального тоже не было. Зато были курсанты — отличные, веселые парни, многое повидав­ шие на своем недолгом веку, не боявшиеся ни трудной, ни черной работы. С их помощью начали создавать лабораторию. Частично использовали оборудование, при­ надлежавшее среднему мореход­ ному училищу. Кое-что достали на складах «Мурмансельди» и трал- флота. Очень многое сделали свои­ ми руками. Целыми вечерами не выходили из лаборатории Евге­ ний Слащев, Владимир Куприя- совершенными. Но эти первые учебные макеты и приборы береж­ но хранятся в лаборатории, как драгоценные реликвии. В то же вились сами. Наконец, в 1962 году пришло правительственное распо­ ряжение, которого мы так долго добивались, — произвести первый набор будущих инженеров-элек- тромехаников. Сейчас в училище развернуты лаборатории, оона* щенные самым современным пер-, воклассным оборудованием. Не­ большие по площади, они по каче-: время пришел в лабораторию и ству приборов и постановке учео- первый ее лаборант — Борис Фе­ дорович Яворский, ныне заведую* щий электротехническими лабора­ ториями училища. За истекшие двенадцать лет он приложил не­ мало труда и творческого вдохно­ вения, чтобы создать лаборатор­ ную базу электротехники. Наши курсанты теперь справедливо гор­ дятся и любят эту лабораторию. В конце пятидесятых годов ста­ ло ясно, что прогресс рыбопромыс- ных работ не уступают аналоги*!-'. ным лабораториям лучших ленин­ градских и московских вузов. Увеличилось число преподавате­ лей кафедры. Но главное наше богатство —• замечательные курсанты-электро­ механики, такие, как Печеркил, Мошков, Челбаев, Урсул, Лепету- хнн, Васенин, Ковылянскнй и мно­ гие другие. Можно уже сейчас с уверенностью сказать, что из этих лового флота неминуемо потребу- ребят получатся отличные инже­ неры-электрики по автоматике 4 электроприводу. Ю. БЫХОВСКИЙ, кандидат технических наук, заведующий кафедрой элек­ тротехники МВМУ. ет, чтобы на судах были высококва­ лифицированные специалисты по электромеханике и автоматике., Мы начали постепенно заготавли­ вать оборудование, перестраивали и расширяли лаборатории, гото- ну, * Павлутину, Подгаевскому, мыслового флота. В отличие от Томскому, Храпову и другим. прошлых лет курсантский состав Мурманское высшее мореходное училища пополнился людьми, ко- учклшце — один из центров на- торые пришли с производства и учно-исследовательской работы в многие из которых имеют плава- «областн технической эксплуата* тельный стаж на судах. Рыбодо- цни флота рыбной промышленно- бывающие предприятия направля- сти и промыслового судовожде- ют в училище* своих лучших ра- Р Один день в высшей мореходке Е Мурманское высшее ста дневального по старой мор- группой были на плавбазе «Дау*. ния. На кафедрах училища при активном участии курсантов- раз­ рабатываются научные проблемы, имеющие теоретический интерес и большое практическое значение, а также ■составляются различные методические и учебные пособия. Курсантское проектно-конструк­ торское бюро выполняет интерес­ ные работы по заказам предприя­ тий рыбной промышленности. При училище организуются курсы повышения квалификации руководящих работников флота Флоте, ботников. С производственным стажем по специальности пришли в училище курсант Журавлев В. В., имею­ щий свидетельство судоводителя малотоннажных судов, курсанг Чередников А. Н. ходил боцма­ ном на промысловых судах, Ти- фанёк А. И, — электрорадионави­ гатором. Многие курсанты были матросами, кочегарами и мотори­ стами, а многие служили в Совет­ ской Армии и Военно-Морском мореходное училище от- скол традиции висит рында, мечает свое пятнадцати- Тут же, у знамени училища, — настенная надпись, рассказываю­ щая об открытии в Мурманске летие. В один из пред- юбилейных дней мы по- р ¥ й Ж бывали в лабораториях, высшего мореходного училища. аудиториях и на кафед­ рах училища, познако­ мились со многими кур­ сантами и преподавате­ лями и ведем об этом наш рассказ. рия». Колоссальное впечатление от теплохода. Хотя многие выли к море впервые, но практикой все остались очень довольны. Неко­ торые думают в очередной от­ пуск опять пойти плавать».В этой же группе оказался парторг кур­ са Георгий Кузнецов. — Интересно, сколько у ваб У красиво оформленной учи­ лищной газеты собралась группа курсантов. Нет, это не юбилей­ ный выпуск. Газета посвящена партийных товарищей? Дню Советской Армии. Сделано — Если считать комсомола Небольшой вестибюль здорово. А вот и ее творцы: глав- цев будущими коммунистами* ный художник курсант 4 курса то все> _ шутит он. — к судомеханического факультета Вообще-то много: каждый седьмой Аскольд Ларионов и ответствен- курсант — член партии... У нас ный редактор Вениамин Михай- сейчас напряженное время. С лович Сазонов, сотрудник учи- практики вернулись на три с по- лища. ловиной месяца позже, и поэтому — Скоро выйдет и юбилей- приходится заниматься по уплот- учебного корпуса. У ме- ный, — рассказывают они. — В номере будет много материалов об истории создания училища, о строительстве жилого и учебного корпусов, о наших выпускниках, о научной работе курсантов и много других заметок. В перерыве курсанты заполня- ненной программе. А скоро уж экзамены. Хотим сдать историю партии досрочно. — А что у вас сейчае за лек­ ция? — По сопромату. Говорят, со­ промат сдал — считай себя стар­ шекурсником. У лаборатории металловеде- . \ % , 4 I * . . I* м •. л* » •• Еще вчера эти ребята были курсантами. И хотя на рукавах у них еще остались курсантские нашивки, сегодня они уже молодые специалисты, Фото К- Моисеева. ют коридоры. Вот рядом — вто- ния — образцы работ, выполиен- рокурсники судоводительского фа- ны* курсантами. Много деталей культета. Ребята солидные. Боль- ««*■■«- В m ii лаб" ' “ р"* : курсанты-механики делают сле- шая половина из них с рабо- сарно-токарные и сварочные ра- чей, армейской или флотской за- боты. Сейчас здесь занятия. В жалкой. Комсорг группы Влади- приоткрытую дверь видны кур- мир Кобец говорит: «Мы только саиты>работающие у станков. ЧТО вернулись € практики. Всей (Окончание на 4-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz