Рыбный Мурман. 1965 г. Июнь.

;» уити в восточном паправле- !. Дрйдя до Западного склона рдаягкой баикн,-^. Н. Демидов а$уйс-пл там' хфвтую : кйнцент- Гию' тшхйтг и скоро набрал пол- ; трюмы рыбы. А вот во флоте ПИОНЕРЫ ТРАЛОВОГО ЛОВА Иван Николаевич Демидов. Oil поступил на судно матросом, хотя и имел диплом штурмана малого плавания. Вскоре он был назна­ чен штурманом, а потом и капи­ таном. Самый молодой среди ка­ питанов тралового флота того в 1919 году в Порчннхе. времени, И. Н. Демидо» отличался Я рад тому, что мне довелось быть одним из зачинателей совет­ ского тралового лова. Вместе со мной на траулеры пришли десятки людей. Много сил и энергии отда­ ли они развитию тралового флота. С одним из них, штурманом дальнего плавания Спиридоном Петровичем Леонтьевым, я позна­ комился Был он в то время капитаном траулера «Камбала». Я всегда знал его как человека скромного до застенчивости, не любившего бросать слов на ветер. Для того чтобы лызаать его на разговор, надо было задеть за самое чувст* вительиое место, а таким чувст­ вительным местом у С. П. Леон­ тьева была работа тралового фло­ та, которому он отдал 23 года сво­ ей жизни. Спиридон Петрович открыл Кол- гуевскнй промысловый район, Се- Мпого труда и забот отдал капи- где «Пинагор»? Послали два тра- тан С. П. Леонтьев развитию тра* улера на розыски; те обошли все лового дела. Умер он в октябре прибрежные районы 1942 года в возрасте 57 лет. В 1920 году двадцатилетним юношей пришел в траловый флот Мотовский залив, а пропавшего траулера нет как нет. Наконец из Мурманска по радио приходит сообщение: «Пинагор» прибыл с полным гру­ зом, ловил там-то и там-то, реко­ мендуем перейти в этот район группе траулеров. Иван Николаевич рос па промы­ словой работе, учился сам и учил в траловом фло!е и уйду. Надо же побывать и в дальнем плава­ нии, посмотреть, как люди живут. Слушая эти речи, я с сомнением качал головой и говорил о том, чго по себе знаю, как трудно рас­ статься с траловым флотом тому, кто полюбил это дело, сроднился с просторами Баренцева моря. Впоследствии он признался, что я был прав. Демидов, иногда потваривал о том, что надо бы перейти на суд­ но дальнего плавания. Когда же ему отвечали: «А плавание ia пределы семьдесят четыре — семь­ десят пять градусов северной ши­ роты разве не дальнее?» — Анд­ рей Павлович задумывался и го­ ворил: «Пожалуй, это верно. К тому же везде работать надо». В 1935 году он был награжден — Раньше ие ушел, а теперь не орденом Трудового Красного Зиа- на редкость жизнерадостным, весе­ лым характером и скоро стал все­ общим любимцем. Зимой 1921—1922 года, во вре­ мя стоянки траулеров в-Архан­ гельском порту, все штурманы в порядке производственной практи ки получили задание одному тралу. Мало кто взялся за это дело. Некоторые даже оби­ делись. — Мы, — говорили они, — мо­ ряки, а не вязальщики сетей. И. Н. Демидов же не только свят других. В 1930 году он сдал экза- уйду и подавно, — сказала он мен па звание штурмана дальне- как-то, когда я напомнил ему о га плавания и был назначен капи- ^прежних намерениях. -— Чем боль­ ше изучаешь глубины моря, тем больше они манят к -себе; И ведь в каждый рейс ешь что-нибудь т находишь новое... ♦ « и узиа- Канитаня дальнего плавания вере-западный склон Центрально- зал несколько тралов разных си- го района и позднее Юго-запад­ ный склон Гусиной - банки. Все открытые им районы Баренцева моря: ежегодно посещают суда тралового флота и берут богатые уловы. Капитан С. П. Леонтьев пережммгл каждую неудачу тра­ лового флота, как личное* огорче­ ние. Ofi часто говорил: «Как мало «*ы еще знаем свое море, какие у нас неусовершенствованные ору щщш лова» — и прилагал все силы, «габы улучшить траловую тех- fMHtjr. ; . . *••г Леонтьев хорошо знал тралы фазных систем, сам изобретал но­ вые конструкции. По последней его модели был изготовлен трал, Названный «тралом Леонтьева». На испытаниях он показал непло­ хие результаты. Еще в 1923 году, стремясь об­ легчить сбрасывание за борт мот- и.центральных бобинцев, С. П. Леонтьев предложил снабдить траулеры стрелами. Над его пред­ ложением смеялись, говорили, что стрела испортит... вид судна. Спи­ ридон Петрович спорить не стал, но у себя на траулере «Треска» ввел это приспособление. Скоро все увидели, что нововведение С. П. Леонтьева, облегчив труд команды, ускорило спуск трала, и начали устанавливать стрелы на других: траулерах. С тех пор это приспособление стало неотъемле- •Ф* ^астыр каждого промыслово­ го траулера, при чем его можно видеть теперь не только на совет­ ских судах, но и на иностранных. решения сделать туда рейс, но мне отвечали: «Зачем }зря время те­ рять?» — и на этом разговор кон­ чался. Наконец, воспользовавшись тем, что мой очередной маршрут проходил недалеко от облюбован­ ного мною района, я решил посе­ тить его, и мое предположение оп­ равдалось. Рыбу я. нашел. В 1939 году траловый флот за берётся заменить трал- полтора месяца выловил на Деми- ' Довекой банке полмиллноиа цент- стем, но и вооружил их, то есть сшил отдельные части и посадил на подбору. Одновременно он изу­ чил шмила починки трала, и в результате стал : разбираться трале, как в раскрытой книге. Вскоре И. Н. Демидову приш­ лось применить свои знания на деле. В 1Ю году траулер «Окунь», где И. Н. Демидов слу­ жил штурманом, собирался выйти в море, f lo тралмейстер загулял и к огходу судна не явился. Что было делать? Терять дорогое про­ мысловое время? Тогда к капита­ ну явцлея И. II. Демидов и зая­ вил, что мёйстера. — И досталось- же мне в тот рейс, — вспоминал -. Демидов,— надо было нести и вахту штурма­ на и вахту тралмейстера. Но с делом он справился и лиш­ ний раз доказал, насколько важно для судоводителя знать технику тралового лова. В 1928 году И. И. Демидов пла­ вал капитаном па траулере «Пина­ гор», единственном в то время суд­ не, ие имевшем радиостанции. Од­ нажды его траулер ловил рыбу на Варгаевекой банке. В трал попадал мелкий окунь. И. Н. Демидову это ие нравилось, и он решил «под шу­ мок г"' таном поискового траулера. Когда капитаны промысловых траулеров узнавали, что И. Н. Демидов об­ наружил косяки рыбы, они шли в указанный район с полной уверен­ ностью, чго вернутся с богатым связать по Уловом. И. Н. Демидов никогда не Дмд£ея Петровича Новожилова а ^ знал с I&20 года. Он илавал тог- В 193/ году, работая на поиско- да штурма1Юм. Э то был спокой- вом траулере «с ссурнец», Н. И. пы^ выдержанный человек. Не Демидов открыл на центральной 5 Ы.10 случая, чтобы он вышел из возвышенности новую рыбную себя, ‘ никто не слышал от него банку, названную его именем. Это ri)v5oro слста. Говорить о себе, о богатейший промысловый район, с^ ей |)з5оте т ?1е лю6ил? изобилуютии треском н морским одним и i лучших капитанов Иван Николаевич расска- меии. > Великая С) гечественпая война застала А. П. Новожилова ив должности капитана поискового траулера «Кир». Вместе со свовм кораблем он был призван в Воен­ но-Морской Флот н охранял зна­ комые ему но промыслу коммуни­ кации Баренцева моря. А. П. Но­ вожилов проявил себя отличным боевым командиром и был на­ гражден орденом Отечественной воины I I степени it медалью «3» боевые заслуги». ' « Умер Андрей Петрович ва 6oj«y воешдоэ 1944 года. кораблв в сентябре • Моряки ' градового * фяетв вр#- окупем. пи пн п в гсяя гралового флота. э^аал: В 1932 году Андрей Петрович шли за сорок пять лет большой я -г Меня давно тянуло на север, первым уш£л далеко на восток славный нуть. Неузнаваемо вре- Вай- образился Мурман. Ключом бьет в . где но всем данным должна быгь Баренцева моря, к острову рыба. Несколько раз просил раз- гач# где „ и 0дио - перов рыбы. рыбных косяков. Плавая капитаном траулера, ных им районах И. Н. Демидов в беседах со мной флот вылавливал не раз говорил: центнеров рыбы. - — Вот поработаю еще немного А. П. Новожилов, как и И. Н промысловое ж тн ь на цо берегах, которые в судно никогда ие ловило рыбу, помню безлюдными и лустыины- Здесь ои открыл новый промыело- мн..Советские корабли бороздят вый район с хорошей концентра-1просторы -не только Баренцева цией рыбы, обширным и удобным моря, но Северо-Западной Атлав-_ для траления плато. тики. Выросли н продолжают рв- Он хорошо знал орудия лова. В с™ мужественные, опытные морв- первые годы существования тра- ки* прекрасно освоившие сложное лового флота сам вязал сети и искусство тралового лова. Это го- сшивал тралы. Стечение ряда лет ворит о том, что перед траловым А. П. Новожилов плавал капита- флотом Советского Союза откры- пом па поисковых траулерах и ™ широкие перспективы, что ояь *» был одним иу луцшнх разведчиков одержит еще -немало -Флесттщж- ; В обнаружен- промысловый производственных побед и пока­ жет свой флаг, в те* водак, куда -еще не заходило ш еднф промысловое судно. С. КОПЫТОВ, капитан. ные . в это время поднялась Здравствуй, пионерское лето! тревога: IHHm4<HIUI!UllllltlHIIIII!lllllllll!UI1IIIIIIIIIHIIIIMIItflinilllt<IH]|inill!IIH«ini ПОТЕРЯННЫЕ ЧАСЫ (Начало на 3-й стр.). 15 апреля. Уловы речки упа- 17 апреля. Заловился окунь « глубине 580—620 метров. У « с нале ваеров (в порту не да- яи). Наращиваем кабеля. 18 апргля. Туман. Радиолока­ тор «Омар» ие работает. Он я до этог» много pa;t выходил из строя. И апреяя. На борту 12 кон- wfteepoe с треской. С «Рыбногв Иуряана» сообщили, что прянн- м » т контейнеры с ершвм, тре- «Чг и «сю рыбу других пород В4Д» солить. 2в апреля На счету экипажа с начала рейса 400 тонн рыбы, «домысел «дет хорош». Не на 26 траулеров остался один |кРыбный Минин». Каждый экипаж может сда»ь в сутки не более 10 «аво­ сек» с рыбой. А получается, что сдаем это количестве рыбы за двое суток. 21 апреля. Рыбу берем под сель. Хорошо, что есть бочки. 22 апреля, ( ’дали девять «аво­ сек» с ершом и шесть с треской. Брать рыбу в чердаки не разре­ шают. А ведь мы через три неде­ ля будем в порту и с пей ничего ие случится. Но начальников мно- г§^ и никто не берет смелости Д 1 ть такое разрешение. Между «РЫБНЫЙ МУРМАН» Яндекс 55654 тем, наготавливая рыбу в черда­ ки, мы могли бы выполнить план. 29 апреля. Рейс, закончен. На счету экипажа 449 тонн вылов- ленней рыбы, 8 тонн выработан­ ное клинфиека. Траулер взял курс на Мурманск... — Не подумайте, — говорит тов. Квмягин, — что я специально сгущал краски. Так было. Нехват­ ка плавбаз и производственных рефрижерагорев отрицательно сказалась на работе экипажей тралового флота. Усугубила жение и неудовлетворительная организация промысла. Квнечнв, и нашим экипажем была допущены промахи, не все шло у нас гладко. Но если бы не многочасовые простом, то можно было бы не только выполнить план, но и намного перекрыть его. Прочитав этот дневник, руко­ водители промысла, капитаны плавбаз и производственных реф­ рижераторов могут сослаться на «объективные» Причины, скажем, на то, что техника только что ос­ ваивалась, на трудные условия работы в море и т. д. А разве нельзя было заранее нредусмотреть последствий, оли- санник в дневнике. Разве нельзя было в ходе промысла опе­ ративнее Р’имать вопросы? Конеч­ но, можнИ кJ1 нЯ f&fjj j Второго июня первая партия детей рыбаков уехала в Анапу. 40 дней ребята проведут на берегу Черного моря в пионер­ ском лагере «Северное сия­ ние». 600 девочек и мальчи­ ков будут плескаться в море, собираться у пионерских кост­ ров, участвовать в обществен­ ной жизни лагеря. Перед отъездом было много шуму и волнении. Вот собра­ лись ребята около своей пие- нервожатой Розы Ивановны Ковальчук и о чем-то олсив- ленно беседуют. Роза Ивановка — студентка историко-филологического фа­ культета Мурманского педин­ ститута. Б ее отряде 46 ребят. Она немножко волнуется, ведь едет она нионераджатой в пер­ вый раз. Сейчас вместе с вос­ питательницей, тоже студент­ кой пединститута, Галиной Ва­ сильевной Рыбиной отмечает своих ребят. Много волнении у тек, кто впервые провожает своег» ре­ бенка в столь далекий путь. Волнуется и Александра Дени­ совна Баландина, работница тралввого флота. Ее дочь Надя едет впервые в пионерский ла­ герь. Наде очень хочется ско­ рее доехать до лагеря, до моря, сегодня у нее очень хорошее настроение. С радостью едет в пионерлагерь и Коля Федев. Колю провожает мама, папа его, Николай Д5штриевич Фе­ дев, матрос СРТ-707, сейчас в далеком плавании. Коля уенв- каивает свею маму, говорит, irro они вместе с напой при­ едут домом. Да, счастливы отъезжающие дети. А вот стоит грустная де­ вочка. Это Лена Алексеева. Она сегодня не едет в лагерь, а только провожает своего бра­ та. А ей так хочется поехать вместе с ними. Мы успокаива­ ем ее, говорим, что во второй очереди будет еще лучше. Наступают последние ми­ нуты. Мамы дают наказы. Про­ щаются с ребятами. И вот поезд медленно отхо­ дит от перрона. До свидания, Заполярный край! Здравствуй, южное лето! Л. ЛЁВЕНДОРСКАЯ. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Тип. «Полярная правда». Зак. 3140. ПН -06539.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz