Рыбный Мурман. 1965 г. Июнь.

Они уходили в море, когда еще яо-волчьи выла январская вьюга и над заливом, продрогшем от жестокого мороза, стоял белый, плотный туман. Сейчас моряки большого морозильного траулера «Н. Островский» вернулись в порт. Позади сто сорок суток пла­ вания. Сто сорок беспокойных и похожих друг на друга, как беле­ сые волны взбунтовавшегося мо­ ря, рыбацких дней и ночей. Впро­ чем, нет. Были радости, огорче­ ния, напряженность трудовых будней, нокаждый день отличался от предыдущего. Нес новые забо­ ты, новые успехи. Бой за большую рыбу Уже у Нордкапа, место, кото­ рое моряки называют «Кухней ветров», судно встречает 6 -балль- иый шторм. На мостике, в окружении ум- вых и надежных приборов несет вахту второй помощник капитана, комсомолец Набиль Вахитов. Он только что сменил своего колле­ гу — третьего помощника Викто­ ра Рекечина. Виктор еще мало­ опытный штурман, поэтому капи­ тану Юрию Николаевичу Дунаеву приходится его контролировать, учить. А сейчас капитан может быть спокоен. В салоне, где собрался весь экипаж, идет большой разговор. Моряки подводят итоги работы за прошлый год, анализируют ошиб­ ки, принимают новые обязатель­ ства на год. В четвертом квартале судно станет в двухмесячный ре- монт. Надо это учесть. . — Выловим 77.000 центнеров рыбы, — решили моряки. — А ко Дню рыбака дать сверх рейсо­ вого задания 2.450 центнеров от­ личной рыбопродукции. Потом, когда за кормой остались тысячи пройденных миль, а трюма были полны рыбой, в свое обязатель­ ство внесли коррективы: — за оставшееся время промысла до­ полнительно выработать 5.500 центнеров. Идет белоснежный красавец- траулер навстречу штормам, ту­ манам. Идет на большую рыбу. У Лабрадора море меняет свою окраску. В темно-синюю морскую бесконечность вклиниваются бе­ лые пятна льднн. Колючий ветер, еще не забытый от родных бере­ тов, жжет лицо, руки. Холодно. Ртутный столбик опустился до 15 градусов. Туго приходится мастерам по добыче. 1Ге успевают трал выта­ щить из воды, как он покрывает­ ся коркой льда. Старший^ мастер Игорь Курамшин, его помощник Владимир Лысый ловко орудуют траловой иглой, иногда согревая закоченевшие руки своим дыха­ нием. Пусть холодно, нестерпимо холодно, но трал должен уйти за корму исправным. Идет бой за большую рыбу. Пока палубная команда зани­ мается спуском-подъемом трала, шкерщики пользуются моментом, идут греться. Но не успевают с наслаждением перекурить, снова становятся за рыбодел. Слышится однообразный й торопливый стук те иепромысло'вые глубины. За эти десять минут днем вылавлива­ ли до 15 тонн рыбы. Фабрика ра­ ботала на полную мощность. Вот тогда и открылись прекрасные качества третьего помощника ка­ питана Виктора Рекечина. Он не считался со временем. Отстояв 8 часов вахты, Виктор первым выходил на помощь рыбо­ обработчикам. Понимал, что те­ перь все зависело от того, как сумеет развернуться производст­ венная команда. И когда за 14 суток набрали 700 тонн рыбы, Виктор пришел к капитану и ска­ зал: — При выгрузке рыбопродук­ ции на базу направьте работать в трюм грузчиком. Ухманом может быть кто-нибудь другой. рядами на выгрузку рыбы, тогда, как Кузьмин категорически отка­ зался. Да, можно согласиться с Юрием Николаевичем Дунаевым, что управлению флота пора вы­ работать расценки за работу при разгрузке. Но Кузьмин пошел тогда против всего коллектива, хотя хорошо знал, что помощь нужна. Горячо и резко говорили на собрании комсомольцы. — Вы не моряк, — бросили обвинение Кузьмину Юлия Маев- ская и электрик Сергей Копач,— выразив мнение всех. — Вы мо­ жете подвести и в более трудную минуту. А матрос Кузьмин даже не по­ краснел. Даже не признал свои ошибки. И правильно поступил 140 дней и ночей головорубов, обезглавленная трес­ ка подается нод ножи щкерщиков. Минута — и 11— 14 рыбин, об­ работанных умелыми руками Лео­ нида Лебедева, идут в мойку. Лео­ нид — бригадир первой комп­ лексной смены. Он задает тон в работе. На фабрике рыба, блестящая от воды, попадает на расфасовоч­ ный стол. Быстро укладывают ее в противни Юрий Близна и Бо­ рис Путилов. Требуются считан­ ные секунды, чтобы заполнить противень, набросить крышку, зажать ее скобами и загрузить в тележку. А через 3 часа рыбу от- глазирует Алексей Закревский, упакует в ящики. Забегая вперед, можно сказать, что через руки Алексея Закрев- ского прошла половина груза. Это немало — 1585 тонн. Ледовая обстановка у Лабрадо­ ра становилась все тяжелее. Норд- вестовый ^етер нес с собой плот­ ные снежные заряды. Улс<вы на­ чали спадать. Ю. Н. Дунаев при­ нял решение перейти на Джорд- жес-банку. Первое короткое траление при­ несло 5 тонн хека. Неплохой улов! Решили остановиться. Кань­ он Лидония очень мал но размеру. 10 минут хода с тралом, а даль- капитан, списав его с судна. В море не нужен лишний балласт. Иногда для того, чтобы понять, с кем работаешь — моряком или только называющим себя так, требуется немного времени. И не П е С Н И Н в Д О К С З Н О М ошибся капитан Дунаев, увидев в ^ штурмане Рекечинс морскую хватку. Пусть он еще теряется на мостике в сложной обстановке. Это дело времени. К концу рейса Виктор уже са­ мостоятельно нес вахту. В семье не без урода В напряженной обстановке про­ мысла стирались грани ' между ночью и днем. Счет времени вели вахтами, количеством уложенной в трюм рыбы. Незаметно подходил первомайский праздник. Незадол­ го до него комсомольцы (их на судне 18) провели собрание. На повестке дня — два вопроса: разбор персонального дела матрог са Кузьмина и об организации художественной самодеятельности. Говорят, в семье не без урода. Матрос Кузьмин крепкий, здоро­ вый моряк, с ним не сравнится в силе секретарь комсомольской организации Юлия Маевская. Эта маленькая, хрупкая девушка ста­ новилась рядом с остальными мо- Моряки «Н. Островского» умели не только хорошо работать, но и весело отдыхать. — Быть судовому концерту, — сказали тогда комсомольцы на со­ брании. Откуда только что взялось. Ра­ ботали, жили рядом и не знали артистических способностей мно­ гих моряков. Объявились даже поэты. Они сочинили частушки, в которых остроумно и тонко были подмечены недостатки в работе, в быту. Никто не видел, когда готови­ лись самодеятельные артисты к концерту. Так же, как и раньше, работали, только может чуть меньше отдыхали, чуть меньше засиживались после обеда в са­ лоне. И вот над океаном в канун первомайского праздника под ак­ компанемент аккордеона, на кото­ ром уже в рейсе научился играть технолог Олег Вадневский, по­ лилась родная и задушевная ме­ лодия «Белокрылой чайки». Потом хор спел песню из кинофильма «Координаты неизвестны». Дружными и теплыми аплодис­ ментами наградили моряки рефри­ жераторного машиниста Николая Смирнова, исполнившего «Москов­ ские окна», Галю Нозарешо, Лю­ бовь Загуменную за песни «Мы вас подождем» и «Венок Дуная». Частушки в исполнении Игоря .Курамшина, Владимира . Лыеова, Сергея Александровича Бородуля вызвали смех и оживление моря­ ков. Далеко за полночь, окончился праздничный концерт. Капитан Ю. Н. Дунаев Капитаном он ходит только год» Коммунист. В этом рейсе экипаж под его командованием-вылови! рекордное для этого судна коли­ чество рыбы — почти 50 тысяч центнеров. — Нельзя гнаться только з* большими цифрами, — говори» Юрин Николаевич. Надо всегда помнить о себестоимости продук­ ции. В прошлом году экипаж хоть и выполнил план на ПО про­ центов, но был допущен перерас­ ход сетематериа.тов, топлива, вы­ лов на сутки промысла был ниже, чем на передовых судах. Об этом говорили коммунисты на открытом партийном сойрамии. Избрали бюро экономического ана­ лиза, предложили не реже одного раза в месяц подводить итоги ра­ боты за это время. — Приходится сталкиваться с трудностями, — продолжает раз­ говор капитан.— Ценник, который имеется на судне, давно устарел. Цены в нем выражены в старом исчислении, многие синтетические материалы не занесены. Кроме того, плановый отдел, составляя калькуляцию, учитывает расход топлива не по фактическим дан­ ным, а но расчетным. Эти дан­ ные устарели, так как все суда сейчас ловят рыбу на болыпм скоростях. Кадитан-директор Ю. Н. Ду­ наев одним из первых поддержал в печати разговор о возможности вылова большими морозильными траулерами 100 тысяч центнеров рыбы. Это были не пустЫе слова. Они основывались на экономиче­ ском расчете, вере в людей, в свои силы. В. х р я ш к о в . К О Г Д А М А С Т Е Р - КОМАНДИР ПРОИЗВОДСТВА Новый четырехцилиндровый дизель В последнее время админи­ страция и общественные ор­ ганизации Мурманской судо­ верфи стали больше уделять внимания повышению роли мастера на производстве, как командира среднего звена предприятия. Да это и не слу­ чайно. Раньше в некоторых цехах мастера были заняты чем угод­ но, только не организацией производства и воспитанием рабочих. И как следствие это­ го, допускалось много брака, промысловые корабли система­ тически задерживались в ре­ монте. Теперь, когда каждый ма­ стер стал чувствовать постоян­ ную поддержку в своей рабо­ те со стороны руководства и общественных организации и конкретными делами отчиты­ ваться за свою деятельность, положение резко изменилось. В коллективах цехов, на уча­ стках развернулось действен­ ное соревнование за рост про­ изводительности труда, за по­ вышение качества продукции. Теперь на судоверфи уже де­ сятки бригад, которые но при­ меру передовых бригадиров тт. Донскова, Максимова и Сейткова стали ремонтировать механизмы только с выдачей гарантийного паспорта. Всем этим хорошим переме­ нам в немалой степени спо­ собствует и личный пример мастера, как организатора и наставника рабочих. Кому, например, неизвестно у нас имя старейшего мастера уча­ стка литейного цеха Ивана Александровича Лагунова. Уже тридцать один год тру­ дится он на Мурманской судо­ верфи, снискав себе славу ма­ стера золотые руки. Он помог многим молодым рабочим в совершенстве овла­ деть избранной профессией, выйти на широкий жизненный путь. Всегда с благодарностью отзываются об Иване Алек­ сандровиче рабочие А. Горин и Ю. Корсаков, которым помог он стать хорошими литейщи­ ками. На участке старшего масте­ ра тов. Лагунова не бывает производственного брака. За отличные показатели цех уже несколько месяцев подряд удерживает переходящее Красное знамя. Там, где мастер постоянно чувствует себя ответственным за совершенствование органи­ зации труда и обеспечение ритмичной работы, где он вни­ мателен к каждому подчинен­ ному, там и неизменный успех. Именно так обстоит дело на участках мастеров Петра Ива­ новича Попутгсикова из ко­ тельно-сварочного цеха и Ва­ лерия Ивановича Черняева из доково-слипового цеха. Теперь наши мастера имеют специальные фонды для пре­ мирования передовых рабочих, обеспечивающих высокие тем­ пы и отличное качество. А это повышает материальную заин­ тересованность. В. СУДАРЕВ, мастер трамспортно -хозяйствен­ ного цеха Мурманской судоверфи. Объединение Перкинс (Пи­ терборо) приступило к выпус­ ку новых судовых дизелей, при конструировании которых учтен опыт эксплуатации че- тырехцилиндровых дизелей Перкинс па грузовых автома­ шинах и тракторах. Новые ди­ зели Перкинс 4, 236 с объемом цилиндров 3,86 литра разви­ вают максимальную мощность 72 л. с. при 250 об/мин и дли­ тельную — 62 л. с. при 225 об/мин. Дизель удобен для установки па мелких су­ дах благодаря небольшим раз­ мерам, малому удельному весу, а также низкому расходу топ­ лива и длительному сроку службы. Дизель, <во многом схожий с шестицилиндровым судовым двигателем Перкиис 6,354,' по­ ставляется в комплекте с ре­ дукторами Борг Вернер, обес­ печивающими получение пере­ даточных отношений 1,523:1; 2,1:1; 2,57:1 и 2,909:1 для дизе­ лей левостороннего вращения и 1,91:1 — для дизелей право­ стороннего вращения. Дизель охлаждается пресной водой. Впрыск топлива осуще* ствляется топливным насосом через форсунки, имеющие не­ сколько отверстий. Камеры сгорания цилиндров образованы выемками тороидальной фор­ мы в головках поршней. Элеал> ростартериый пуск дизеля про­ изводится с помощью 12-воль- реитовой аккумуляторной бата­ реи. Электрооборудование й стартер, укрепленный с левой стороны блока цилиндров, эк* раннрованы с целью подавле­ ния радиопомех. Журнал «Мировое суде? строение и флот» J 6 1, 1965 г. ! w w n a a / w va aaaaaaa / w w n a a a a a a a a a a a a a a / vaa / v / w w w w w v w w w w n a a a a a a a / w w v w v a A' 'Ж Ъ ш а л j ВЫСТУПЛЕНИИ т ш во уложенных в ящик банок С консервами. К тому же в условий ях промысла пересчет будет держивать перегрузку продукции, что недопустимо. Что касается количества по-> врежденных банок, а, кстати, в «ЧТОБЫ НЕ БЫЛО БРАКА консервами в ящиках неприемле- недостачи банок в тарных местааь, И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ» мое и ненужное. то 110 Документам склада дообра* В ответ на корреспонденцию, По действующему законополо- ботки консервов количество их С опубликованную под таким заго- жению грузоотправитель несет от- организацией «Севрыбхолодфло ловком в «Рыбном Мурмане» от 9 ветственность за количество и ка- та>> не увеличилось. июня 1965 года, сообщаю, что чество груза, находящегося в тар- предложение автора заниматься ном месте. Грузоперевозчик ни- переючетом количества банок с когда не пересчитывает количест- М. СВИТАШЕВ, замести- i*" тель начальника управлений «Севрыбхолодфлот*, Г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz