Рыбный Мурман. 1965 г. Июнь.
Они уходили в море, когда еще яо-волчьи выла январская вьюга и над заливом, продрогшем от жестокого мороза, стоял белый, плотный туман. Сейчас моряки большого морозильного траулера «Н. Островский» вернулись в порт. Позади сто сорок суток пла вания. Сто сорок беспокойных и похожих друг на друга, как беле сые волны взбунтовавшегося мо ря, рыбацких дней и ночей. Впро чем, нет. Были радости, огорче ния, напряженность трудовых будней, нокаждый день отличался от предыдущего. Нес новые забо ты, новые успехи. Бой за большую рыбу Уже у Нордкапа, место, кото рое моряки называют «Кухней ветров», судно встречает 6 -балль- иый шторм. На мостике, в окружении ум- вых и надежных приборов несет вахту второй помощник капитана, комсомолец Набиль Вахитов. Он только что сменил своего колле гу — третьего помощника Викто ра Рекечина. Виктор еще мало опытный штурман, поэтому капи тану Юрию Николаевичу Дунаеву приходится его контролировать, учить. А сейчас капитан может быть спокоен. В салоне, где собрался весь экипаж, идет большой разговор. Моряки подводят итоги работы за прошлый год, анализируют ошиб ки, принимают новые обязатель ства на год. В четвертом квартале судно станет в двухмесячный ре- монт. Надо это учесть. . — Выловим 77.000 центнеров рыбы, — решили моряки. — А ко Дню рыбака дать сверх рейсо вого задания 2.450 центнеров от личной рыбопродукции. Потом, когда за кормой остались тысячи пройденных миль, а трюма были полны рыбой, в свое обязатель ство внесли коррективы: — за оставшееся время промысла до полнительно выработать 5.500 центнеров. Идет белоснежный красавец- траулер навстречу штормам, ту манам. Идет на большую рыбу. У Лабрадора море меняет свою окраску. В темно-синюю морскую бесконечность вклиниваются бе лые пятна льднн. Колючий ветер, еще не забытый от родных бере тов, жжет лицо, руки. Холодно. Ртутный столбик опустился до 15 градусов. Туго приходится мастерам по добыче. 1Ге успевают трал выта щить из воды, как он покрывает ся коркой льда. Старший^ мастер Игорь Курамшин, его помощник Владимир Лысый ловко орудуют траловой иглой, иногда согревая закоченевшие руки своим дыха нием. Пусть холодно, нестерпимо холодно, но трал должен уйти за корму исправным. Идет бой за большую рыбу. Пока палубная команда зани мается спуском-подъемом трала, шкерщики пользуются моментом, идут греться. Но не успевают с наслаждением перекурить, снова становятся за рыбодел. Слышится однообразный й торопливый стук те иепромысло'вые глубины. За эти десять минут днем вылавлива ли до 15 тонн рыбы. Фабрика ра ботала на полную мощность. Вот тогда и открылись прекрасные качества третьего помощника ка питана Виктора Рекечина. Он не считался со временем. Отстояв 8 часов вахты, Виктор первым выходил на помощь рыбо обработчикам. Понимал, что те перь все зависело от того, как сумеет развернуться производст венная команда. И когда за 14 суток набрали 700 тонн рыбы, Виктор пришел к капитану и ска зал: — При выгрузке рыбопродук ции на базу направьте работать в трюм грузчиком. Ухманом может быть кто-нибудь другой. рядами на выгрузку рыбы, тогда, как Кузьмин категорически отка зался. Да, можно согласиться с Юрием Николаевичем Дунаевым, что управлению флота пора вы работать расценки за работу при разгрузке. Но Кузьмин пошел тогда против всего коллектива, хотя хорошо знал, что помощь нужна. Горячо и резко говорили на собрании комсомольцы. — Вы не моряк, — бросили обвинение Кузьмину Юлия Маев- ская и электрик Сергей Копач,— выразив мнение всех. — Вы мо жете подвести и в более трудную минуту. А матрос Кузьмин даже не по краснел. Даже не признал свои ошибки. И правильно поступил 140 дней и ночей головорубов, обезглавленная трес ка подается нод ножи щкерщиков. Минута — и 11— 14 рыбин, об работанных умелыми руками Лео нида Лебедева, идут в мойку. Лео нид — бригадир первой комп лексной смены. Он задает тон в работе. На фабрике рыба, блестящая от воды, попадает на расфасовоч ный стол. Быстро укладывают ее в противни Юрий Близна и Бо рис Путилов. Требуются считан ные секунды, чтобы заполнить противень, набросить крышку, зажать ее скобами и загрузить в тележку. А через 3 часа рыбу от- глазирует Алексей Закревский, упакует в ящики. Забегая вперед, можно сказать, что через руки Алексея Закрев- ского прошла половина груза. Это немало — 1585 тонн. Ледовая обстановка у Лабрадо ра становилась все тяжелее. Норд- вестовый ^етер нес с собой плот ные снежные заряды. Улс<вы на чали спадать. Ю. Н. Дунаев при нял решение перейти на Джорд- жес-банку. Первое короткое траление при несло 5 тонн хека. Неплохой улов! Решили остановиться. Кань он Лидония очень мал но размеру. 10 минут хода с тралом, а даль- капитан, списав его с судна. В море не нужен лишний балласт. Иногда для того, чтобы понять, с кем работаешь — моряком или только называющим себя так, требуется немного времени. И не П е С Н И Н в Д О К С З Н О М ошибся капитан Дунаев, увидев в ^ штурмане Рекечинс морскую хватку. Пусть он еще теряется на мостике в сложной обстановке. Это дело времени. К концу рейса Виктор уже са мостоятельно нес вахту. В семье не без урода В напряженной обстановке про мысла стирались грани ' между ночью и днем. Счет времени вели вахтами, количеством уложенной в трюм рыбы. Незаметно подходил первомайский праздник. Незадол го до него комсомольцы (их на судне 18) провели собрание. На повестке дня — два вопроса: разбор персонального дела матрог са Кузьмина и об организации художественной самодеятельности. Говорят, в семье не без урода. Матрос Кузьмин крепкий, здоро вый моряк, с ним не сравнится в силе секретарь комсомольской организации Юлия Маевская. Эта маленькая, хрупкая девушка ста новилась рядом с остальными мо- Моряки «Н. Островского» умели не только хорошо работать, но и весело отдыхать. — Быть судовому концерту, — сказали тогда комсомольцы на со брании. Откуда только что взялось. Ра ботали, жили рядом и не знали артистических способностей мно гих моряков. Объявились даже поэты. Они сочинили частушки, в которых остроумно и тонко были подмечены недостатки в работе, в быту. Никто не видел, когда готови лись самодеятельные артисты к концерту. Так же, как и раньше, работали, только может чуть меньше отдыхали, чуть меньше засиживались после обеда в са лоне. И вот над океаном в канун первомайского праздника под ак компанемент аккордеона, на кото ром уже в рейсе научился играть технолог Олег Вадневский, по лилась родная и задушевная ме лодия «Белокрылой чайки». Потом хор спел песню из кинофильма «Координаты неизвестны». Дружными и теплыми аплодис ментами наградили моряки рефри жераторного машиниста Николая Смирнова, исполнившего «Москов ские окна», Галю Нозарешо, Лю бовь Загуменную за песни «Мы вас подождем» и «Венок Дуная». Частушки в исполнении Игоря .Курамшина, Владимира . Лыеова, Сергея Александровича Бородуля вызвали смех и оживление моря ков. Далеко за полночь, окончился праздничный концерт. Капитан Ю. Н. Дунаев Капитаном он ходит только год» Коммунист. В этом рейсе экипаж под его командованием-вылови! рекордное для этого судна коли чество рыбы — почти 50 тысяч центнеров. — Нельзя гнаться только з* большими цифрами, — говори» Юрин Николаевич. Надо всегда помнить о себестоимости продук ции. В прошлом году экипаж хоть и выполнил план на ПО про центов, но был допущен перерас ход сетематериа.тов, топлива, вы лов на сутки промысла был ниже, чем на передовых судах. Об этом говорили коммунисты на открытом партийном сойрамии. Избрали бюро экономического ана лиза, предложили не реже одного раза в месяц подводить итоги ра боты за это время. — Приходится сталкиваться с трудностями, — продолжает раз говор капитан.— Ценник, который имеется на судне, давно устарел. Цены в нем выражены в старом исчислении, многие синтетические материалы не занесены. Кроме того, плановый отдел, составляя калькуляцию, учитывает расход топлива не по фактическим дан ным, а но расчетным. Эти дан ные устарели, так как все суда сейчас ловят рыбу на болыпм скоростях. Кадитан-директор Ю. Н. Ду наев одним из первых поддержал в печати разговор о возможности вылова большими морозильными траулерами 100 тысяч центнеров рыбы. Это были не пустЫе слова. Они основывались на экономиче ском расчете, вере в людей, в свои силы. В. х р я ш к о в . К О Г Д А М А С Т Е Р - КОМАНДИР ПРОИЗВОДСТВА Новый четырехцилиндровый дизель В последнее время админи страция и общественные ор ганизации Мурманской судо верфи стали больше уделять внимания повышению роли мастера на производстве, как командира среднего звена предприятия. Да это и не слу чайно. Раньше в некоторых цехах мастера были заняты чем угод но, только не организацией производства и воспитанием рабочих. И как следствие это го, допускалось много брака, промысловые корабли система тически задерживались в ре монте. Теперь, когда каждый ма стер стал чувствовать постоян ную поддержку в своей рабо те со стороны руководства и общественных организации и конкретными делами отчиты ваться за свою деятельность, положение резко изменилось. В коллективах цехов, на уча стках развернулось действен ное соревнование за рост про изводительности труда, за по вышение качества продукции. Теперь на судоверфи уже де сятки бригад, которые но при меру передовых бригадиров тт. Донскова, Максимова и Сейткова стали ремонтировать механизмы только с выдачей гарантийного паспорта. Всем этим хорошим переме нам в немалой степени спо собствует и личный пример мастера, как организатора и наставника рабочих. Кому, например, неизвестно у нас имя старейшего мастера уча стка литейного цеха Ивана Александровича Лагунова. Уже тридцать один год тру дится он на Мурманской судо верфи, снискав себе славу ма стера золотые руки. Он помог многим молодым рабочим в совершенстве овла деть избранной профессией, выйти на широкий жизненный путь. Всегда с благодарностью отзываются об Иване Алек сандровиче рабочие А. Горин и Ю. Корсаков, которым помог он стать хорошими литейщи ками. На участке старшего масте ра тов. Лагунова не бывает производственного брака. За отличные показатели цех уже несколько месяцев подряд удерживает переходящее Красное знамя. Там, где мастер постоянно чувствует себя ответственным за совершенствование органи зации труда и обеспечение ритмичной работы, где он вни мателен к каждому подчинен ному, там и неизменный успех. Именно так обстоит дело на участках мастеров Петра Ива новича Попутгсикова из ко тельно-сварочного цеха и Ва лерия Ивановича Черняева из доково-слипового цеха. Теперь наши мастера имеют специальные фонды для пре мирования передовых рабочих, обеспечивающих высокие тем пы и отличное качество. А это повышает материальную заин тересованность. В. СУДАРЕВ, мастер трамспортно -хозяйствен ного цеха Мурманской судоверфи. Объединение Перкинс (Пи терборо) приступило к выпус ку новых судовых дизелей, при конструировании которых учтен опыт эксплуатации че- тырехцилиндровых дизелей Перкинс па грузовых автома шинах и тракторах. Новые ди зели Перкинс 4, 236 с объемом цилиндров 3,86 литра разви вают максимальную мощность 72 л. с. при 250 об/мин и дли тельную — 62 л. с. при 225 об/мин. Дизель удобен для установки па мелких су дах благодаря небольшим раз мерам, малому удельному весу, а также низкому расходу топ лива и длительному сроку службы. Дизель, <во многом схожий с шестицилиндровым судовым двигателем Перкиис 6,354,' по ставляется в комплекте с ре дукторами Борг Вернер, обес печивающими получение пере даточных отношений 1,523:1; 2,1:1; 2,57:1 и 2,909:1 для дизе лей левостороннего вращения и 1,91:1 — для дизелей право стороннего вращения. Дизель охлаждается пресной водой. Впрыск топлива осуще* ствляется топливным насосом через форсунки, имеющие не сколько отверстий. Камеры сгорания цилиндров образованы выемками тороидальной фор мы в головках поршней. Элеал> ростартериый пуск дизеля про изводится с помощью 12-воль- реитовой аккумуляторной бата реи. Электрооборудование й стартер, укрепленный с левой стороны блока цилиндров, эк* раннрованы с целью подавле ния радиопомех. Журнал «Мировое суде? строение и флот» J 6 1, 1965 г. ! w w n a a / w va aaaaaaa / w w n a a a a a a a a a a a a a a / vaa / v / w w w w w v w w w w n a a a a a a a / w w v w v a A' 'Ж Ъ ш а л j ВЫСТУПЛЕНИИ т ш во уложенных в ящик банок С консервами. К тому же в условий ях промысла пересчет будет держивать перегрузку продукции, что недопустимо. Что касается количества по-> врежденных банок, а, кстати, в «ЧТОБЫ НЕ БЫЛО БРАКА консервами в ящиках неприемле- недостачи банок в тарных местааь, И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ» мое и ненужное. то 110 Документам склада дообра* В ответ на корреспонденцию, По действующему законополо- ботки консервов количество их С опубликованную под таким заго- жению грузоотправитель несет от- организацией «Севрыбхолодфло ловком в «Рыбном Мурмане» от 9 ветственность за количество и ка- та>> не увеличилось. июня 1965 года, сообщаю, что чество груза, находящегося в тар- предложение автора заниматься ном месте. Грузоперевозчик ни- переючетом количества банок с когда не пересчитывает количест- М. СВИТАШЕВ, замести- i*" тель начальника управлений «Севрыбхолодфлот*, Г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz