Рыбный Мурман. 1965 г. Июнь.
«УЧАТО ЧКИНА Ш А Р А » Нет, кажется, такой работы, которую ие мог бы выполнить на траулере «Восток» судовой токарь Яков Александрович Фелюш- кнн. Ему присвоено звание ударника коммунистического труда, ко торое он с честью оправдывает своей работой. НА СНИМКЕ: Я. А. ФЕЛЮШКИН . В минувшем рейсе отлично потрудился э к и п аж «Ма- т< 1 чк 1 ‘::а Шара;». За <S7 суток работы с группой промысловых судов коллектив рефрижератора принял более 83 тысяч центнеров рыбы. Ил этого количества рыбы изготовлено 59 тысяч 315 цент неров мороженой продукции и 345 тонн рыбной муки. Очень важно, что экипаж «Ма- точкина Шара» обратил самое серьезное внимание на выработку муки. Этот продукт является ис ключительно ценным для сель ского хозяйства как белковая до бавка к кормам, содержащая так называемый «фактор роста» жи вотных и птицы. Можно сказать, что 345 тони рыбной муки дадут стране дополнительно молока, масла, мяса и яиц 150t)—1701) тонн. По калорийности это рав но или даже несколько больше, чем количество пищевой продук ции, так называемого активного мяса, содержащегося в достав ленных 5900 тоннах несделан ной рыбы. Перед экипажем «Маточкина Шара» в рейсе стояла задача так организовать приемку рыбы от траулеров, чтобы создать каждо му из них равные условия для максимального вылова. При атом надо было эффективно использо вать технику, а так как рефри жератор вышел в рейс имея боль шой недокомплект рыбообработ чиков, то становится понятным, какие трудности првшлось преодолевать. Не каясь и не оправдываясь. •• Критические замечания, вы сказываемые работниками Мур манского рыбокомбината в адрес яесотарного комбината по поводу неудовлетворительного качества ящиков и бочек, поставляемых вами рыбообработчикам, не могут ве волновать наш коллектив. Ста новится просто неловко. Выступая на днях в «Рыбном Лурмане» с передовой статьей, «чальннх отдела технического «евтроля рыбокомбината тов. Та расова писала: «Только в преш аем году контролерами отдела 1 ыло забраковано пятнадцать с ««Левиной тысяч бочек, постав ленных Мурманским лесотарным комбинатом». И что удивительно, утверждает Тарасова, «наши по ставщики никак не реагируют на справедливые замечания». Это, конечно, не так. В нашем коллективе объявлена беспощад ная война браку. Этот вопрос по стоянно находится в центре вни мания партийной, профсоюзной и комсомольской организаций. Еже месячно подводя итоги соревно вания между цехами и участками, мы, наряду с показателями по выполнению плана, также рас сматриваем положение с качест вом. И там, где имел место брак, виновные несут не только мораль ную, но и материальную ответст венность. Прежде всего они на калываются рублем. Не, как бы там ни было, с заме чаниями рыбообработчиков не со гласиться нельзя. Действительно, нередко иа рыбокомбинат мы от гружаем заплесневевшие, сырые ящики и бочки. А что делать? Складских помещений мы не имеем. Тара в штабелях месяцами лежит под открытым небом. Ее по ливают дожди, засыпает пыль. Наши же сушильные мощности далеко не удовлетворяют производ ственные потребности. Разговор о реконструкции комбината все также остается неоконченным уже на протяжении многих лет. Одно время был даже составлен проект реконструкции цехов. Но он остал ся на бумаге. Вот и получается, как в заколдованном кругу. Ко роче говоря, усилия коллектива комбината в повышении качества продукции сводятся на нет. И мы согласны с тов. Тарасо вой — пора вмешаться в это дело главку «Севрыба» и принять не обходимые меры. К. ЧУТКОВА, председатель завкома Мурманского лесо тарного комбината. &azxaxzzzzzzzzzz3xca3ccca3axcccm 7z7ttsrr^ САПОГИ .ПРОСЯТ КАШИ- В детских книжках можно уви деть такие картинки. Кот заметил мышь и навострил уши: «Ага, сейчас я тебя поймаю!» И по гнался за ней. Мышь шмыг в са пог. Кот следом. И что же? До машний грызун выскочил через дырявый носок, а преследователь остался без завтрака. Так вот: этот дырявый сапог художник срисовал наверняка с нашей рыбацкой обуви к концу срока ее носки. А срок .этот нема лый — двенадцать месяцев. ’ Мы стараемся беречь сапоги пуще глаза, потому что они очень нужны нам в работе, сами пони маете, рыбу в океане ловить — не по асфальту прогуливаться. И подобьем подошвы, и закатаем. Но все равно обувь частенько «просит каши». Она явно не выдерживает верму носки, установленную ш управления тралового флота. И матросам, как правило, приходит ся, если можно так выразиться, вынашивать штурманов (тем реже приходится надевать шшги). Спрашивается, нельзя ли все это привести в соответствие: мат росам срок носки снизить, ска жем, до восьми месяцев, а командному составу, наоборот, увеличить до двух лет? К тому же ПРОМОДА сапожной мазью, выделяемой на суда, в лучшем случае можно сма зывать колеса телег, но отнюдь не обувь. Это тоже нужно учесть. Вообще вопрос в рыбацкой спецодежде заслуживает самого серьезного внимания. На трауле- рах не хватает хлопчатобумажных кембинеаонов, а также прорезинен* иых иерчаток, в которых очень удобно работать на рыбной фаб рике. Тут тоже се срокам» мы ве в ладах. Мяв вадоь saw ! М ш кш и З вопрос, как покраска судов. Нор мы выделения краски учитывают лишь площадь палубы и других надстроек. Но ведь на кораблях много всяких механизмов, тру бопроводов и других технических средств, площадь покраски ко торых трудно учесть, и она вооб ще не принимается во внимание. Вот боцманы и вынуждены раз водить краски пожиже, красить пореже, для «парада». А по су ществу металлические части ко раблей быстро ржавеют, выходят из строя, внешний вид судов не казистый. Я хорошо понимаю: мы долж ны эко-номить в большом и малом. Это закон нашего народного хо зяйствования. Но кому нужна экономия, когда мы сберегаем ко пейки, а теряем тысячи, тем бо лее, если дело касается быта и работы людей, технического со стояния флота. . А. КОРОТКИХ, матрос БМРТ «Достоевский», ^ Работа усложнялась еще в тем, что экипаж рефрижератора был укомплектован людьми с семи различных предприятий рыбной промышленности. Они не звали ДРУГ друга, большинство никогда ранее не сталкивалось с обра боткой рыбы. Все эти трудности руководству ба:и удалось нреодолеть. В ходе рейса экипаж стал дружным, ра ботоспособным. Судовые новаторы внесли много усовершенствова ний, что способствовало увеличе нию производительности труда. Уепеху способствовала н при мененная капитаном тов. Зайце вы* комплексная система органи зации работы рефрижератора и промысловых кораблей. Экипажи траулеров имели равные условия для вылова. Для этого был уста новлен твердый почасовой график сдачи улова каждым траулером (не менее двух раз в сутки). Рефрижератор не мог одно- вреМ)енно принимать и обра батывать рыбу разнообразного ассортимента. Возможности для сортировки рыбы но породам и размерам здесь очень и очень ограничены из-за несоответствия расфасовочного оборудования тре бованиям технологии. Сортировка рыбы на транспортере, па кото ром производится ее укладка в противни, снижала производи тельность морозильных камер вдвое. По предложению тов. Зай цева сортировали рыбу по поро дам сами моряки промысловых судов. Экипажи справлялись с этой работой при суточных уло вах до 40—45 тонн. Ускорению приемки улова и повышению качества продукции способствовал и определенный по рядок загрузки и сдачи контейне ров, или, как их моряки называ ют, «авосек». Рыба первого пос ле очередной сдачи улова укла дывалась в контейнеры, разме щаемые в самой дальней части нерабочего борта. Концевые кон тейнеры крепились намертво к концевому девятиметровому грунтропу, а две-три «авоськи» крепились к грунтропу через скобы, что обеспечивало вх сме щение по длине грунтропа. Сле дующий грунтроп набивался так же и соединялся е нервым м т. д. При передаче улова на рефри жератор свежая рыба последних часов траления шла в начале евязки грунтропов, а рыба вось- ми-десятя часов хранения была в конце. При обильной сырьевой ба зе, когда было ясно, что рефри жератор не сможет заморозить всю сданную на него рыбу, улов ранних сроков направлялся на выработку муки. Почасовой график сдачи уловов кораблями обеспечивал равномер ность работы экипажей и ритмич ную работу рефрижератора. Не требовалось затрат труда на ак кумулирование рыбы. Она посту пала в загрузочный буякер моро зильной установки прямо .из кон тейнеров. При хороших ‘ уловах такой порядок работы обеспечи вал приемку и переработку непре рывным потоком до 180 тонн ры бы. 115— 117 тонн из этого ко личества шло на заморозку, ос тальное — на муку. Максималь ная приемка достигала 225 тонн в сутки. Количество сданной экипажа ми рыбы первого сорта определя лось каждому промысловому суд ну, исходя из количества заморо женной базой рыбы за сутки и числа сданных контейнеров. Для контроля средний Вес контейне ров проверялся динамометром. Пользоваться ... динамометром очень несложно, бл подвешивал ся на гак стрелы, С помощью ко торой «аввшш» еерегуужалась ев елздннюя шмщадкм на.прием- яую площадку рыбофабрмки. Взвешивать можно как «дну «авоську», так и связку их из двух-трех штук. Как я уже говорил, нопаеевой график сдачи улова способство вал равномерной загрузке техно логического оборудования. Но не все капитаны производственных рефрижераторов уяснили себе это. Вот, скажем, на «Советске» считали, что более эффективна так называемая «свободная прак тика» сдачн улова. Первые три дня после прихода на промысел «Советск» так и работал (отка зался от предложения руководст воваться схемой «Маточкина Шара»), Но он был в течение-не скольких часов завален рыбой с судов, сдавших почти одновремен но свой суточный улов, и в тече ние полутора суток должен €ыл прекратить приемку, чтобы замо розить принятую рыбу. Выработ ка готовой продукции резко сни зилась. Надо переходить на организа цию приемки рыбы по схеме тов. Зайцева. Она резко повышает вы работку мороженой п р о д у к ц и и . Позднее экипаж «Советска» чак- же стал работать по этой схеме. А когда пришел на промысел про изводственный рефрижератор «Грумант», тов. Чурилов, капи тан .«Советска», уже сам реко мендовал эту схему. Вполне понятно, что забот у капитана рефрижератора при ней прибавляется. Надо следить за хо дом промысла прикрепленных для сдачи улова траулеров, иметь с ними надежную связь. На «Ма- точкином Шаре» это делалось так. На утреннем радиосовеща нии капитан тов. Зайцев устанав ливал сроки сдачи улова каждо му кораблю. За 20—30 минут до этого срока с траулера сообщали, сколько у них контейнеров с ры бой и на каком борту. Это возве ли.™ до минимума сократить вре мя на передачу рыбы. 26—2$ «авоськи» передавались за 17—* 20 минут даже при евлымм ВСТ* ре и волнении моря. В начале статьи я уже отме чал, что на рефрижераторах ее» условий для сортировки рыби» Щ породам и размерам. Производит*! сортировку на промысловом жв* рабле — • дело тоже сложнее**а, по-моему, и не нужное. По требованию действующа! стандартов к мелкому окуню, яй* пример, надо относить окуня ве сам менее 600 граммов (в раз-* деланном виде), а к крупному от 600 граммов и выше. Ловится же окунь весом от 500 до 7QQ граммов (вес в разделанном ви< де). Попробуйте на глаз отличить, скажем, окуня весом 580 грам* мов от окуня, весящего 620 грам мов? Трудная задача. А на вечйх каждую рыбину взвешивать будешь. Надо отказаться от таких неразумных требований. Интересы потребителей этим ущемлены не будут, так как содержание несьб* добных частей рыбы 8 процент ном отношении практически ОТ размеров рыбы не зависит. Пище^ вые и вкусовые качества у ры$Ы одного косяка и примерно одявй* ко.вого возраста также практичен ски одинаковы. <‘ Особо крупные экземилчрй, которых не так много, втсори*в<£ $ывать необходимо, так как * м0« розильныб устройства <дан W проходят. ' , * *1 М. СВИТАШЕВ, зависти тедь кауаЛкнш^ *Севрм$* холодфлота*# •■. . .л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz