Рыбный Мурман. 1965 г. Июнь.

«УЧАТО ЧКИНА Ш А Р А » Нет, кажется, такой работы, которую ие мог бы выполнить на траулере «Восток» судовой токарь Яков Александрович Фелюш- кнн. Ему присвоено звание ударника коммунистического труда, ко­ торое он с честью оправдывает своей работой. НА СНИМКЕ: Я. А. ФЕЛЮШКИН . В минувшем рейсе отлично потрудился э к и п аж «Ма- т< 1 чк 1 ‘::а Шара;». За <S7 суток работы с группой промысловых судов коллектив рефрижератора принял более 83 тысяч центнеров рыбы. Ил этого количества рыбы изготовлено 59 тысяч 315 цент­ неров мороженой продукции и 345 тонн рыбной муки. Очень важно, что экипаж «Ма- точкина Шара» обратил самое серьезное внимание на выработку муки. Этот продукт является ис­ ключительно ценным для сель­ ского хозяйства как белковая до­ бавка к кормам, содержащая так называемый «фактор роста» жи­ вотных и птицы. Можно сказать, что 345 тони рыбной муки дадут стране дополнительно молока, масла, мяса и яиц 150t)—1701) тонн. По калорийности это рав­ но или даже несколько больше, чем количество пищевой продук­ ции, так называемого активного мяса, содержащегося в достав­ ленных 5900 тоннах несделан­ ной рыбы. Перед экипажем «Маточкина Шара» в рейсе стояла задача так организовать приемку рыбы от траулеров, чтобы создать каждо­ му из них равные условия для максимального вылова. При атом надо было эффективно использо­ вать технику, а так как рефри­ жератор вышел в рейс имея боль­ шой недокомплект рыбообработ­ чиков, то становится понятным, какие трудности првшлось преодолевать. Не каясь и не оправдываясь. •• Критические замечания, вы­ сказываемые работниками Мур­ манского рыбокомбината в адрес яесотарного комбината по поводу неудовлетворительного качества ящиков и бочек, поставляемых вами рыбообработчикам, не могут ве волновать наш коллектив. Ста­ новится просто неловко. Выступая на днях в «Рыбном Лурмане» с передовой статьей, «чальннх отдела технического «евтроля рыбокомбината тов. Та­ расова писала: «Только в преш­ аем году контролерами отдела 1 ыло забраковано пятнадцать с ««Левиной тысяч бочек, постав­ ленных Мурманским лесотарным комбинатом». И что удивительно, утверждает Тарасова, «наши по­ ставщики никак не реагируют на справедливые замечания». Это, конечно, не так. В нашем коллективе объявлена беспощад­ ная война браку. Этот вопрос по­ стоянно находится в центре вни­ мания партийной, профсоюзной и комсомольской организаций. Еже­ месячно подводя итоги соревно­ вания между цехами и участками, мы, наряду с показателями по выполнению плана, также рас­ сматриваем положение с качест­ вом. И там, где имел место брак, виновные несут не только мораль­ ную, но и материальную ответст­ венность. Прежде всего они на­ калываются рублем. Не, как бы там ни было, с заме­ чаниями рыбообработчиков не со­ гласиться нельзя. Действительно, нередко иа рыбокомбинат мы от­ гружаем заплесневевшие, сырые ящики и бочки. А что делать? Складских помещений мы не имеем. Тара в штабелях месяцами лежит под открытым небом. Ее по­ ливают дожди, засыпает пыль. Наши же сушильные мощности далеко не удовлетворяют производ­ ственные потребности. Разговор о реконструкции комбината все также остается неоконченным уже на протяжении многих лет. Одно время был даже составлен проект реконструкции цехов. Но он остал­ ся на бумаге. Вот и получается, как в заколдованном кругу. Ко­ роче говоря, усилия коллектива комбината в повышении качества продукции сводятся на нет. И мы согласны с тов. Тарасо­ вой — пора вмешаться в это дело главку «Севрыба» и принять не­ обходимые меры. К. ЧУТКОВА, председатель завкома Мурманского лесо­ тарного комбината. &azxaxzzzzzzzzzz3xca3ccca3axcccm 7z7ttsrr^ САПОГИ .ПРОСЯТ КАШИ- В детских книжках можно уви­ деть такие картинки. Кот заметил мышь и навострил уши: «Ага, сейчас я тебя поймаю!» И по­ гнался за ней. Мышь шмыг в са­ пог. Кот следом. И что же? До­ машний грызун выскочил через дырявый носок, а преследователь остался без завтрака. Так вот: этот дырявый сапог художник срисовал наверняка с нашей рыбацкой обуви к концу срока ее носки. А срок .этот нема­ лый — двенадцать месяцев. ’ Мы стараемся беречь сапоги пуще глаза, потому что они очень нужны нам в работе, сами пони­ маете, рыбу в океане ловить — не по асфальту прогуливаться. И подобьем подошвы, и закатаем. Но все равно обувь частенько «просит каши». Она явно не выдерживает верму носки, установленную ш управления тралового флота. И матросам, как правило, приходит­ ся, если можно так выразиться, вынашивать штурманов (тем реже приходится надевать шшги). Спрашивается, нельзя ли все это привести в соответствие: мат­ росам срок носки снизить, ска­ жем, до восьми месяцев, а командному составу, наоборот, увеличить до двух лет? К тому же ПРОМОДА сапожной мазью, выделяемой на суда, в лучшем случае можно сма­ зывать колеса телег, но отнюдь не обувь. Это тоже нужно учесть. Вообще вопрос в рыбацкой спецодежде заслуживает самого серьезного внимания. На трауле- рах не хватает хлопчатобумажных кембинеаонов, а также прорезинен* иых иерчаток, в которых очень удобно работать на рыбной фаб­ рике. Тут тоже се срокам» мы ве в ладах. Мяв вадоь saw ! М ш кш и З вопрос, как покраска судов. Нор­ мы выделения краски учитывают лишь площадь палубы и других надстроек. Но ведь на кораблях много всяких механизмов, тру­ бопроводов и других технических средств, площадь покраски ко­ торых трудно учесть, и она вооб­ ще не принимается во внимание. Вот боцманы и вынуждены раз­ водить краски пожиже, красить пореже, для «парада». А по су­ ществу металлические части ко­ раблей быстро ржавеют, выходят из строя, внешний вид судов не­ казистый. Я хорошо понимаю: мы долж­ ны эко-номить в большом и малом. Это закон нашего народного хо­ зяйствования. Но кому нужна экономия, когда мы сберегаем ко­ пейки, а теряем тысячи, тем бо­ лее, если дело касается быта и работы людей, технического со­ стояния флота. . А. КОРОТКИХ, матрос БМРТ «Достоевский», ^ Работа усложнялась еще в тем, что экипаж рефрижератора был укомплектован людьми с семи различных предприятий рыбной промышленности. Они не звали ДРУГ друга, большинство никогда ранее не сталкивалось с обра­ боткой рыбы. Все эти трудности руководству ба:и удалось нреодолеть. В ходе рейса экипаж стал дружным, ра­ ботоспособным. Судовые новаторы внесли много усовершенствова­ ний, что способствовало увеличе­ нию производительности труда. Уепеху способствовала н при­ мененная капитаном тов. Зайце­ вы* комплексная система органи­ зации работы рефрижератора и промысловых кораблей. Экипажи траулеров имели равные условия для вылова. Для этого был уста­ новлен твердый почасовой график сдачи улова каждым траулером (не менее двух раз в сутки). Рефрижератор не мог одно- вреМ)енно принимать и обра­ батывать рыбу разнообразного ассортимента. Возможности для сортировки рыбы но породам и размерам здесь очень и очень ограничены из-за несоответствия расфасовочного оборудования тре­ бованиям технологии. Сортировка рыбы на транспортере, па кото­ ром производится ее укладка в противни, снижала производи­ тельность морозильных камер вдвое. По предложению тов. Зай­ цева сортировали рыбу по поро­ дам сами моряки промысловых судов. Экипажи справлялись с этой работой при суточных уло­ вах до 40—45 тонн. Ускорению приемки улова и повышению качества продукции способствовал и определенный по­ рядок загрузки и сдачи контейне­ ров, или, как их моряки называ­ ют, «авосек». Рыба первого пос­ ле очередной сдачи улова укла­ дывалась в контейнеры, разме­ щаемые в самой дальней части нерабочего борта. Концевые кон­ тейнеры крепились намертво к концевому девятиметровому грунтропу, а две-три «авоськи» крепились к грунтропу через скобы, что обеспечивало вх сме­ щение по длине грунтропа. Сле­ дующий грунтроп набивался так же и соединялся е нервым м т. д. При передаче улова на рефри­ жератор свежая рыба последних часов траления шла в начале евязки грунтропов, а рыба вось- ми-десятя часов хранения была в конце. При обильной сырьевой ба­ зе, когда было ясно, что рефри­ жератор не сможет заморозить всю сданную на него рыбу, улов ранних сроков направлялся на выработку муки. Почасовой график сдачи уловов кораблями обеспечивал равномер­ ность работы экипажей и ритмич­ ную работу рефрижератора. Не требовалось затрат труда на ак­ кумулирование рыбы. Она посту­ пала в загрузочный буякер моро­ зильной установки прямо .из кон­ тейнеров. При хороших ‘ уловах такой порядок работы обеспечи­ вал приемку и переработку непре­ рывным потоком до 180 тонн ры­ бы. 115— 117 тонн из этого ко­ личества шло на заморозку, ос­ тальное — на муку. Максималь­ ная приемка достигала 225 тонн в сутки. Количество сданной экипажа­ ми рыбы первого сорта определя­ лось каждому промысловому суд­ ну, исходя из количества заморо­ женной базой рыбы за сутки и числа сданных контейнеров. Для контроля средний Вес контейне­ ров проверялся динамометром. Пользоваться ... динамометром очень несложно, бл подвешивал­ ся на гак стрелы, С помощью ко­ торой «аввшш» еерегуужалась ев елздннюя шмщадкм на.прием- яую площадку рыбофабрмки. Взвешивать можно как «дну «авоську», так и связку их из двух-трех штук. Как я уже говорил, нопаеевой график сдачи улова способство­ вал равномерной загрузке техно­ логического оборудования. Но не все капитаны производственных рефрижераторов уяснили себе это. Вот, скажем, на «Советске» считали, что более эффективна так называемая «свободная прак­ тика» сдачн улова. Первые три дня после прихода на промысел «Советск» так и работал (отка­ зался от предложения руководст­ воваться схемой «Маточкина Шара»), Но он был в течение-не­ скольких часов завален рыбой с судов, сдавших почти одновремен­ но свой суточный улов, и в тече­ ние полутора суток должен €ыл прекратить приемку, чтобы замо­ розить принятую рыбу. Выработ­ ка готовой продукции резко сни­ зилась. Надо переходить на организа­ цию приемки рыбы по схеме тов. Зайцева. Она резко повышает вы­ работку мороженой п р о д у к ц и и . Позднее экипаж «Советска» чак- же стал работать по этой схеме. А когда пришел на промысел про­ изводственный рефрижератор «Грумант», тов. Чурилов, капи­ тан .«Советска», уже сам реко­ мендовал эту схему. Вполне понятно, что забот у капитана рефрижератора при ней прибавляется. Надо следить за хо­ дом промысла прикрепленных для сдачи улова траулеров, иметь с ними надежную связь. На «Ма- точкином Шаре» это делалось так. На утреннем радиосовеща­ нии капитан тов. Зайцев устанав­ ливал сроки сдачи улова каждо­ му кораблю. За 20—30 минут до этого срока с траулера сообщали, сколько у них контейнеров с ры­ бой и на каком борту. Это возве­ ли.™ до минимума сократить вре­ мя на передачу рыбы. 26—2$ «авоськи» передавались за 17—* 20 минут даже при евлымм ВСТ* ре и волнении моря. В начале статьи я уже отме­ чал, что на рефрижераторах ее» условий для сортировки рыби» Щ породам и размерам. Производит*! сортировку на промысловом жв* рабле — • дело тоже сложнее**а, по-моему, и не нужное. По требованию действующа! стандартов к мелкому окуню, яй* пример, надо относить окуня ве­ сам менее 600 граммов (в раз-* деланном виде), а к крупному от 600 граммов и выше. Ловится же окунь весом от 500 до 7QQ граммов (вес в разделанном ви< де). Попробуйте на глаз отличить, скажем, окуня весом 580 грам* мов от окуня, весящего 620 грам­ мов? Трудная задача. А на вечйх каждую рыбину взвешивать будешь. Надо отказаться от таких неразумных требований. Интересы потребителей этим ущемлены не будут, так как содержание несьб* добных частей рыбы 8 процент­ ном отношении практически ОТ размеров рыбы не зависит. Пище^ вые и вкусовые качества у ры$Ы одного косяка и примерно одявй* ко.вого возраста также практичен ски одинаковы. <‘ Особо крупные экземилчрй, которых не так много, втсори*в<£ $ывать необходимо, так как * м0« розильныб устройства <дан W проходят. ' , * *1 М. СВИТАШЕВ, зависти тедь кауаЛкнш^ *Севрм$* холодфлота*# •■. . .л

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz