Рыбный Мурман. 1965 г. Июнь.
К О Г Д А С В Е Р К А Е Т « М А Я К » 1 011 СТОИТ у причала пятым корпусом, и его никак нельзя отличить от других ОРТ. У большинства из них мятые бока, проступающие ржавые пятна н завал всевозможных предметов на палубе. И только ступив на борт, ощущаешь, как внимание сразу приковывается его темными фа нерными глазницами на месте окон рулевой рубки. Возможно, такие, выжженные морем глаза, были у других траулеров, но здесь >— в ремонте — многие из них все-таки уже приобрели более правый вид. А двести девятнадцатый всего несколько дней тому назад стал к причалу, и, посмотрев на его не зрячие окна, на его разбитое пле чо — смятую шлюпку на рострах >— невольно почувствуешь, что ен и сейчас слегка дрожит, не ус-нокоившись еще от удара пос ледней волны, настигшей его где- вибудь около Рыбачьего. 110ЖАК0ВЫЙ КАНАТ, ухо- дивший в воду с носа траулера в сторону ветра, с оче редным рывком всего судна вверх выскочил из воды, заиграл, как гитантская струна, — и штурман замер — сейчас лопнет вожак, не выдержит. Но судно, повиснув на долю секунды в состоянии неве сомости, врезалось еще ожесто ченней в новую волну, расколов ее своим корпусом, как колуном, н еще одну, следующую, рассе кая, словно ножом, вожаковым канатом. Рулевой отпрянул назад. Потом подался к штурвалу, закрывая лицо и голову руками. Старпома ударило в грудь, лицо и швырну ло спиной на переборку — он так и оставался какое-то мгнове ние стоять, вжатый в переборку. Сразу погас свет, и в нескольких секундах тишины, установившейся после удара волны, было только слышно, как стекает вода, да чу дилось, что где-то, потрескивая, горит электропроводка, потому что запах гари после короткого замы кания стоял в воздухе. Вода за лила приборы, распределительные электрические коробки и щиты. Старпом, придя в себя, по смотрел на окна — ветер и брыз ги теперь свободно рвались в рубку — не только стекол не было, даже деревянные рамы раз летелись по частям и лежали на ыалубе вместе с битым стеклом. Отметив про себя, что рулевой — матрос Дудоров снова, как ни в чем не бывало, крутит рулевое колесо, удерживая судно носом на Ветер, старпом вызвал на мостик боцмана, сам же вышел на крыло ^смотреться. Правая шлюпка стояла на месте, но в ее непригод ности сомневаться не приходи лось. Из радиорубки выскочил ка штан — там тоже было по коле но воды. Он подменил мокрого с головы до ног старпома Христоева и вызвал замену матросу. Через несколько часов три окна вз пяти были закрыты брезентом н досками, и судно походило на раненого, которому завязали гла за. Наутро взяли улов: только хо рошей рыбы 10 тонн. 12-балль ный шторм, гулявший двое суток, сильно потрепал сети и попав шую в них рыбу. м APT был на исходе. Март — третий месяц рей са — событиями был богат не обычайно. Может, потому, что это женский месяц... А он стал жен ским для всего экипажа, хотя на судне ни одной женщины не было. Началось это еще перед выхо дом в море. Однажды Александра Мезенинова окружили в коридоре: — Признавайся! Посмотрел на ребят — девать ся некуда — смутившись, отве тил: — Дочка. А в штормовом в рыбном янва ре пришла телеграмма второму 25 декабря 1964 года ушел из .род ного порта СРТ-219 «Маяк». 24 мая нынешнего года он вернулся в род ной порт. На счету экипажа 6781 центнер рыбы, а не 4155 центнеров, как планировалось. Вместо 17.065 рублей дано прибыли 120.980 руб лей. Себестоимость продукции сни жена за рейс на 13,9 процента. И еще один показатель — 95,2 про цента составила продукция первого сорта, а планировалось 92 процента. Нестандартной продукции не было совсем По добыче «Маяк» занимает сей час второе место в сельдяном фло те. Очерк Т. Викторова посвящен некоторым из тех, кто принес доб рую славу своему кораблю. «смотри» третий механик встре чал не раз. И смотрел. Теперь вспоминает, что етар- мех старался всегда помочь я разъяснить. Василий Сергеевич хороший, чуткий товарищ. gECH.V в море не видно. Все те же тучи, все та же вода. Но весна пришла — уже потому, что н парнях заиграла молодость. Правда, это был уже май, но ведь море. Дима Бочкарев повесил на па лубе грушу. Не настоящую бок- ________ ____ . уходят в порт, двое: на мостике— старпом, у ма- серную грушу. Обыкновенный питан, Леонид Минеевич Озеров, сдавая суда подменным коман- шины—третий механик. Ооа сидят кухтыль. Но какое это имеет аиа- в одиночестве, пока не нодни- ченик. Тем более, что сам Дима— мается к выборке сетей по-моло- настоящий боксер. Его вся море- дому шумливая, острая на словцо ходка ;шала; и ег0 удар ют штурману Сергею Барышеву. Ка- многие экипажи телеграмму ему сразу не отдал, дам, все знали. Поздравил по радио. Торжествен- Вскочили, загалдели... но. — К порту уже готовились. Но март, женский месяц, при- нее еще трех дочерей — матросам всех денег не заработаешь. Всей рыбы не Выловишь, палубная команда. многие спортсмены в Мурманске. И тогда старпом Геннадий Ва- у Груши собиралась вся молодежь Льву Брейхману и Николаю Го- Нредеудкома подумал: «Ну вот, сильевич будет метаться по руб-— „ Гожик, и Брейхман. и Бары- жнку и мастеру но добыче Ивану я же знал...» ке от рулевого колеса до машин-шев, и Дудоров, даже юнга За- Даниловичу Ефременко... Но тут'кто-то выкрикнул: ного телеграфа, а потом к окну хорук покидал камбуз.. А потом где-то откопали оправ- — Больше ходили. Немногоили на крыло мостика — и это д0 бывший штангист матрос дание: когда родятся девочки— осталось... Надо всем вместе в его движение, сопровождаемое Демшевский выступил ^копкурен- быть миру... порт, на своем судне... Что там звонким звяканьем машинного тег том jf3 ЛОмика и двух Звяьших — Л ' ~ пР°Дставился в»ео- рядить. Кто хочет, пусть уходит... леграфа, станет едва ли не глав- подвесных блоков сделали* • «тан- кий сухощавый парень, Ушли двое... Но,третьему меха- ным в сутолоке рыбацких будней Гу j j Штанге выходил з! гтарвоа подавая огрубелую руку. нику надо было уйти — -все при- — берутся сети, берется рыба. ; Геннадий Васильевич, «пенсвп- — Лучший матрос, — сказал няли это — Саша Медеников А у рукоятки пуска дви- нер», как иногда он в шутку сам старпом Геннадий Васильевич спешил на экзамен. А помощник гателя в ож ид ании за- СС 5 Я называл. Но штангу подни- Христоев, — заочник 5-го курса мастера по добыче? Ну и пусть, стывает третий механик Кузне- мал небрежно, и все восхищались высшего мореходного. Замену сразу нашли — Николай цов. Чередуются ходы: малый и говорили, что для него нужно — Нредеудкома, — отрекомен- Гожик из тех матросов, которые, средний, вперед, назад. Руки вы- енять с фундамента лебедку. ^ довал его и вожак коммунистов в случае чего, заменяют и боцма-полняют работу, вспоминают и вш а у*же середина мая, радист Владимир Петрович Стаей- на, и бондаря... действуют. Дзынь!.. Он подался СРТ-219 «Маяк» готовился сви- ный. Брейхману надолго запомнилось вперед, чтобы моментально запус- маться с промысла. — Сколько же вам лет? — это собрание. Ему очень но ду- тить двигатель... т | вот «МАЯК» стоит у прича- спросил я Брейхмана. же была команда, но все же неСтарпом смотрел в окно на го- ла Сначала я слышу не- — 26, — ответил он. думал, что все останутся на про- товую оборваться сетку, мыслен- сколько жалоб — вот, мол, второе Различными путями приходят мысле. Радостно было уже от того, но отсчитывал секунды — судно, мест0 „ 0 сельдяному флоту, в га- люди к морю. Жизнь многогранна, что так ошибся. стоявшее носом на ветер, вали- ;1етах цашумели управлеццы а и каждый человек идет но своей А те двое? Так один же не в лось вправо, на кухтыли, на се- встретить не могли. Да что вс'трс- грани. Многие грани сходятся где- счет. ти. Он зло дергал ручку телегра- чать, хотя бы причал дали сразу, то в вершине тогда люди вме- ту|ЕДКНИКОВЛ вспоминали... Фа-- ио машина не отзывалась и а то на рейде мариновали — и сте приходят к морю или к небу, — Немного непонятный па- не работала. Он наклонился к юлько потом катер подослали..., или к тайге. Но в этих различных plMlbj но интересный и стоящий,— раструбу переговорной трубы, ду- а старпом примиряется: нам-то, путях много похожего, общего, говорит секретарь комсомольской нул так, что там, у машины, на старым, уж ладно, все видели, а Один из таких общих законов^ организации Гожик. — Очень Другом конце переговорной трубы вот молодежь... Ведь команда у тот, по которому, чем дольше был редко механики в салоне появля- вылетел свисток, издав жалкий нас буквально двадцати-двадцати путь к морю, тем крепче человек, ются в рейсе. Даже шея в темных последний звук. Оттуда донесся пяти лет тем сильнее характер. пятнах. А этот — не подумаешь,растерянный голос третьего меха- ]{0 потом разговор переходит к Лев Брейхман окончил радио- что механнк. ника: другому. О рейсе, о команде, техникум. Но работать не ириш- ...Дипломы об окончании учи-Двигатель не запускается... — Пять месяцев в море, устал? лось — пошел служить в армию. Лцща «обмыли». Говорили все Стармеха в машинное отде-— я спрашиваю Гожика. После армии поехал в Мурманск, при-этом, что «обмывают» новуюленив! С-рочно! — j[e очень, — говорит он. — Поступил в высшее мореходное жизнь и новые города. Саша ду- ~ Сейчас... Все зависят от того, какая комак- училшце. Обстоятельства сложи- мал 0 Мурманске, в котором он Вскоре на новую вспышку яро-да на судне... И старпом Христоев лись так, что с четвертого курса однажды побывал на практике, с™ старпома из переговорной поясняет: пришлось уйти. Так он попал на «Обмыт» крепко потому от Ле- трубы донесся спокойный голос СРТ-219. иинграда последним «прости» был «Деда» Яковлева. ...С каждым днем нетерпение строгий выговор в комсомольской~ Васильич, поехали дальше. __________ г____________л______ нарастало’. Скоро конец рейса, учетной карточке. И вот прошел Александр вытирает обтиркои помощь товарищу. Очень легко план давно выполнен. Матросы почти год его работы в сельдяном масляное пятно на ладони, немно- бЬ1Л0 работать с. такими людьми, выходили на палубу веселее. Час- флоте, на СРТ-219. Гожик зналго смущенно рассказывает об этом «Маяк» стоит у причала, — тенько исчезала строгость капи- историю Медсникова и предложил случае. Ему и сейчас непонятна выжженные морем глаза закрыты тана и проступало другое его ка- ребятам подумать, все взвесить. паническая растерянность на фанерными щитами. Но скоро при- чество, обычно припрятанное, — Зтот выговор надо было" сни-той вахте, когда двигатель отка- плотники, маляры, соберут в, доброта. И в каютах, и в кубри- мать. Парень и простой, и акку- ’зался работать. новую дорогу. Невольно думается, ках, и в салоне все чаще были ратпый, и дисциплинированный, Заело топливную планку. Стре- какая счастливая случайность слышны разговоры о земле, о бе- и помочь готов всегда. Весь рейс мительно спустившийся но трапу свела этих людей и судно с хо- реговых делах, о семьях. копался в книгах — к экзаменам стармех, ни слова не говоря, по-рошим названием «Маяк». И еще Льва Брейхмана пригласил к готовился... дошел к двигателю и, может, то, что, пожалуй, засверкать под- себе капитан. Дело в том, что А в протоколе получилось обид- только один раз скосил глаза на линным светом имя «Маяк» заста- Брейхман в начале рейса был из- но сухо: «Учитывая хорошую'ра- третьего механика: дескать, смот- вили люди, без которых оно оета- бран председателем судового ко- боту комсомольца Меденикова и ри. И ушел после того, как дви- лось бы всего лишь ничего не митета, а тут радиограмма... отличное поведение в быту и на гатель задышал быстро и ровно, значащим словом. Капитан, моложавый* чисто вы- работе, комсомольское собраниеЭто спокойное стармеховское Т. ВИКТОРОВ, бритый, с удовольствием носмот- единогласно постановило: строгий рел на матроса — палуба палу- выговор снять», бой, а после работы в чистом хо- та ЛАДИМИР Александрович т- двт. Да и знал его уже хорошо. И -О Володя — новый третий не важно, что молодой хотя и механик положил на стол креп- редко случается, что «профсоюз- кие1 0ТЛивающие темной бронзой руки — в машинном масле, в — Команда но возрасту моло дая, очень дружная. Не считаясь с личным временем, выходили ва ным богом» избирают одного из самых молодых. — Вот... РДО из порта, пред лагают остаться на полтора меся- кулаке ссадинах — с традиционным ком ком обтирки, зажатым в одном ца... Брейхман прикусил губу — не ханик. Не из говорливых третии ме- соглася-тся ребята... Домой рвут ся. В первый же день — только попал на судно — почувствовал Капитан посмотрел на Брейх- себя чужим. Все уже сработались мана, Брейхман на капитана. Но — понимают друг друга с нолу- нонять не смог, что думает сам слова — а он нет. Но после вах- капитан? А капитан, кажется, и ты его позвал старпом: сам сомневался — ведь уже 3 — Пойдем на палубу, — там месяца в море — да и непогода не завал рыбы, поможем, отступала ни на час. Потом Володя признался, что — Пошли в салон. Зови на соб- только на палубе он стал своим в ранне. команде. Палуба сразу познако- Открыли собрание без всяких мила его с людьми, формальностей. Капитан встал и Через несколько дней он уже прочитал радиограмму. Доложил о по-хозяйски спускался в машину, результатах промысла. О том,-что Ночью с 4 часов вахту стоят ‘— Первый рейс производственного рефрижератора «Хибинские горы» был очень трудным, — говорит четвертый механик Леонид Павлович Хмызенко.— Пришлось осваивать новые механизмы, прибо* ры. Но это не помешало нам с честью справиться с поставленной задачей. Машинная команда вышла победительницей из всех труд ностей. НА СНИМКЕ: четвертый механик Леонид Павлович ХМЫЗЕН- КО (справа) н моторист Анатолий Григорьевич БЕРЕЗИН за регу лировкой зазоров клапанов главного двигателя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz