Рыбный Мурман. 1965 г. Июнь.
В тесной связи с жизнью -1 Закончен учебный год в сот политического просвещения. Сей час уже можно подвести итоги. Для Мурманской судоверфи они характерны тем, что в семинарах и кружках возросло количество слушателей. Занимался примерно каждый четвертый человек. Это помимо того, что рабочие и слу жащие посещали вечерние шко лы рабочей молодежи, техникумы и высшие учебные наведения. Сложность научаемых проблем современности требовала от про пагандистов значительных теоре тических знаний и методического мастерства. При кабинете поли тического просвещения судоверфи работало четыре постоянно дейст вующих семинара пропаганди стов. Здесь товарищи получали не только теоретическую помощь. Помимо инструктивных лекций, проводился анализ хода занятий, их достоинств и недостатков. Об суждались факты, и примеры из жизни коллектива, рассматривал ся опыт организации самостоя тельной работы слушателей и другие вопросы. Вот семинар в корпусно-ко тельном цехе. Им руководил про пагандист инженер главного уп равления «Севрыба» Владимир (Яковлевич Антропов. Владимир Яковлевич всегда умел найти главное, просто, доходчиво, инте ресно раскрыть слушателям ту или иную тему. В период между лекцией и семинаром Владимир Яковлевич не один раз беседовал со слушателями, проводил кон сультации по интересующим их вопросам. В составе семинара в основном были слушатели, кото рые не имели среднего образова ния, и пропагандист проводил за нятия но методу активной беседы. — Для того, чтобы сразу за владеть вниманием, — рассказы вает тов. Антропов, — чтобы вызвать интерес к занятиям, бе седу я начинал с какого-либо конкретного, хорошо известного факта. Например, нри изучении темы о социалистическом госу дарстве и о превращении нашего государства в общенародное, мы начали беседу с того, что слуша тели семинара называли имена своих товарищей, избранных де путатами местных советов, чле нами завкома профсоюза и дру гих общественных организаций. Слушатели самостоятельно подо шли к вопросу о подлинной демо кратии нашего общественного строя и о широком участии тру дящихся в управлении государ ством. Когда на семинаре шла речь ©б успехах строительства комму низма, о механизации и автома тизации производства, ветераны судоверфи — а их в кружке было много — вспоминали, каким бы ло это предприятие раньше, ка ким стало сейчас. Нри проведе нии бесед здесь старались не об ходить острых вопросов и не представлять все в розовом свете. Для наглядности и лучшего закрепления знаний но пройден ным темам пропагандист исполь зовал высказывания выдающихся деятелей советской литературы и искусства, произведения Мак сима Горького, Владимира Мая ковского, Михаила Шолохова, ча сто обращался к кинофильмам на историко-революционные темы. Все это помогало лучше осмысли вать организующую роль Комму нистической партии. И слушате ли, и пропагандист со временем не считались. Занимались и час, и два, и больше. — Мы старались, — говорит Владимир Яковлевич, — чтобы у нас не осталось неясных вопро сов, чтобы мы всегда приходили к единому мнению. И у нас это получалось. Надо сказать, что Антропов очень тщательно готовился к за нятиям, изучал произведения Маркса, Энгельса, Ленина, посе щал семинары для пропаганди стов, вел записи последователь ности изложения тем. Владимир Яковлевич после работы часто бывал в цехе, беседовал со свои ми слушателями. Личное обще ние, задушевные беседы е ними позволяли Антропову быть в кур се жизни коллектива, насыщать свой рассказ конкретными приме рами. Он беседовал также с сек ретарем партийной организации цеха Б. Ф. Тарасовым о жизни партийной организации, разгова ривал с начальником цеха А. Я. Денисовым, выясняя ход выпол нения производственного плана и социалистических обязательств, состояние дел на участках, руко водимых слушателями семинара. В трубопроводном цехе семина ром руководил начальник цеха Владимир . Альфредович Остров ский. 17 слушателей — это ин женерно-технические работники цеха, в основном коммунисты, люди с богатым жизненным опы том. Интерес к занятиям здесь в какой-то степени все время под держивался тем, что форма их постоянно менялась. Один раз слушатели выступали по заранее подготовленным вопросам, в дру гой раз без такой подготовки. Иногда пропагандист сразу давал все вопросы, которые будут раз бираться на семинаре. Перед ка ждым занятием обязательно кто- нибудь выступал с оозором сооы- ч тий за рубежом и внутри страны. — Самое ценное, — делится Владимир Альфредович, — слу шатели вносили практические предложения но улучшению орга низации производства, по улуч шению трудовой дисциплины, ус ловий труда и быта рабочих. Пре творение этих предложений в жизнь во многом помогло цеху выйти из отстающих и стать од ним из передовых цехов судовер фи. Например, было внесено предложение объединить всех»га зосварщиков завода в нашем це хе. Был подготовлен приказ ди ректора, и все газосварщики за вода переданы нам. Улучшилась .загрузка самих газосварщиков, которые раньше испытывали не достаток в работе, резко сократи лись простои трубопроводчиков за счет более правильного ис пользования оборудования и рас становки рабочей силы. Это пред ложение родилось, .когда мы изу чали кооперирование и специали зацию в области промышленного производства между социалисти ческими странами. Былда предло жения и но качеству продукции, по улучшению условий труда, по промышленной эстетике. Боль- шйнство их принято к исполне нию, часть уже внедрена. На судоверфи, кроме круж.ков и семинаров, работало несколько школ коммунистического труда. Школой коммунистического труда, цеха топливной аппаратуры вто рой год руководила инженер-нор мировщик Зоя Николаевна Нос кова. В прошлом учебном году в школе занималось 29 рабочих, а в этом году занятия посещало уже 43. Занятия по темам пропа гандист проводила сама. А по специальным вопросам вели лучшие производственники, спе циалисты. Изучение некоторых тем переносилось прямо на про изводственные участки. Так, по сле небольшой беседы: «Повыше ние производительности труда — наша главная задача» доводчицы Анна Щепина и Людмила Ивано ва демонстрировали выполнение операции но доводке распылите лей. И хоть эти две работницы имеют почти одинаковую произ водительность труда, приемы у них разные. Наблюдавшим было видно, что одна из них достигала такой производительности с мень шей утомляемостью, чем другая. И теперь каждая доводчица стре мится работать так, чтобы дать наивысшую производительность при меньшей затрате труда. На каждом занятии обязатель но проводились 10— 15-минут ные политинформации. Хорошо научились делать обзоры токарь Галина Шкиленко, Анна Щепина, Нина Силина и Людмила Влады кина. Слушатели этой школы ор ганизовывали культпоходы в те атр, кино. Потом устраивалось обсуждение фильма или прочи танной книги. Очень часто бесе да, которая начиналась на заня тии, не сразу заканчивалась, ее обсуждение могло продолжаться еще несколько дней. — Когда мы проходили тему о коммунистическом воспитании трудящихся, — рассказывает Зоя Николаевна, —- было приведено немало примеров добросовестного труда, высокого сознания общест венного долга, коллективизма, то варищества,' честности и правди вости. По тут же с большим воз мущением говорили и о том, что у нас в цехе не все еще ведут себя достойно. Возмущались пове дением токаря Кротова, который не выполняет нормы, выпускает продукцию низкого качества, на рушает , трудовую дисциплину. Говорили о токаре Шульгине, по зволяющем себе появляться на работе в нетрезвом виде, о свер ловщике Сенцове, допускавшем случаи неправильного поведения в семье. И когда расходились товарищи с занятия, было ясно, что разго вор нужно продолжить. На следу ющий день, зайдя в перерыв на доводочный участок, я застала своих слушателей продолжающи ми вчерашний разговор. Послу шала и предложила прочесть кое- что из книги «Заповеди твоей жизни». В течение нескольких дней мы читали и беседовали о гуманных отношениях, между людьми, о красоте человеческой, о взаимном уважении к семье. Зоя Николаевна Носкова счи тает, что организация лекций, культпоходов и занятий по пере даче опыта дает возможность не прекращать работу школы ком мунистического труда и в летние месяцы, так, чтобы встречаться не реже одного раза в неделю. — Подводя итоги учебного го да, — говорит Зоя Николаевна,— думается, что результаты его вид ны уже в том, что 17 человек в нашей школе носят высокое зва ние ударников коммунистического труда. Многие наши товарищи — передовики производства, актив но участвующие в общественной жизни. Можно было бы привести мно го других примеров успешной ра боты пропагандистов. В течение учебного года, помимо занятий школ, кружков, семинаров, у нас было проведено 5 экономических и теоретических конференций. Так, например, в техническом от деле прошла конференция на те му «Эстетика на промышленном предприятии». Конференция при няла рекомендации по повыше нию культуры производства и внедрению эстетики труда. Сей час в каждом цехе разработаны конкретные мероприятия. Во мно гих цехах оборудование уже по крашено в приятные для глаз то на, ремонтируются бытовые и служебные помещения, появились цветы на рабочих местах, улуч шился уход за рабочими костюма ми. Вся многообразная пропаганди стская, лекционная, организа ционно-партийная работа, безус ловно, сказалась на деятелынгсти коллектива судоремонтного объ единения. Он справился с планом прошлого года, -успешно трудится и сейчас. Однако работа коллектива объ единения могла быть значитель но лучше, если бы нам удалось- устранить недостатки в идеелаги- ческой работе и в сети- политиче ского просвещения. Много было хорошего, но были и недостатки, и на них нельзя закрывать гла за. Biiiли слушатели, которые не изучали рекомендованную ратуру, не вели записей лекций^ и рассказов пропагандистов. Это приводило к пассивности на се минарах и беседах, к недостаточ ному усвоению положений марк систско-ленинского учения по ак туальным проблемам современно сти. Партийные организации слипо- до'кового и слесарно-сборочного дехов (секретари С. Д. Бокарев и А. И. Белых) недостаточно вника ли в ход политических занятий. Поэтому на занятиях отсутство вало много слушателей, иные со беседования переносились. Недо статочно работали над подготов кой материала пропагандисты Н. "II. Семенков, А. С. Пакулин, Г. И. Кулаков. Были и другие недостатки. Завершив учебный год, про пагандисты и слушатели должны тщательно проанализировать и удачи и промахи с тем, чтобы хорошо подготовиться к учебе в следующем году. А главное, не смотря на то, что официально учебный год закончился, надо за креплять полученные знания, по стоянно вникать во все события в стране и за рубежом. Е. ФИЛИЧЕВ, заведующий , кабинетом политического просвещения судоремонтно го объединения «Судо верфь». В ПАРТОРГАНИЗАЦИЯХ ПРОМЫСЛОВЫХ СУДОВ Экипаж БМР'Г «Некрасов» —■ участник соревнования «стоты- еячников». Высокое обязательст во подкрепляется практическими делами. Промышляя на Дальнем Западе, на первое нюня коллек тив добыл в переводе на свежье 43.82G центнеров рыбы. Вырабо тано 29.982 центнера продук ции. Возглавляя соревнование моря ков, парторганизация привлекает к f Boej* работе широкий беспар тийный актив, отбирая лучших производственников в ряды КПСС. Недавно на партийном собра нии обсуждалось заявление о при еме в кандидаты КПСС старшего мастера по добыче рыбы тов. Зяблицева. На промысле он по казывает личный пример в труде, умеет организовать дело. Высту пая на собрании, коммунисты по ложительно характеризовали сво его товарища по труду. Член партии тов. Потапов • уже много лет знает тов. Зябли цева как дисциплинированного и инициативного моряка. В тра ловый флот он пришел из рядов Советской Армии. Военная закал ка, исполнительность пригоди лись ему в морском деле. На рыбном промысле тов. Зяблицев вырос от матроса до старшего ма стера по добыче рыбы. За хоро шую работу мастеру присвоено почетное звание ударника комму нистического труда. Коммунисты тт. Калеманов и Богомолов говорили о том, что моряк тов. Зяблицев — чуткий и отзывчивый человек, никогда не оставит товарища в беде, придет ему на помощь. На партийном собрании едино гласно решено: принять стар шего мастера по добыче рыбы Н. А. Зяблицева кандидатом в члены КПСС. * * * За пять месяцев нынешнего года судовые и береговые парт организации тралового флота при няли в ряды КПСС 80 лучших производственников. БЕСЕДЫ АГИТАТОРОВ Моряки БМРТ «Планета» в за вершающем году семилетки опре делили для себя высокий рубеж — добыть за сезон ]00 тысяч центнеров рыбы. Партийная ор ганизация корабля направила всю массово-политическую и агитаци онную работу на претворение в жизнь этой задачи. Агитаторы ознакомили моряков с решениями мартовского Плену ма ЦК КПСС. В своих беседах они подчеркивали большую роль моряков в увеличении продуктов питания для трудящихся. Веду щая тема бесед агитаторов— «Дви жение за коммунистический труд — закономерный процесс и важ ный фактор ускорения строитель ства коммунизма». Будучи на БМРТ, заместитель начальника флота тов. Руснаков сделал до клад о работе тралового ‘флотгц призвал моряков «Планеты» ус пешно выполнить принятые соци алистические обязательства по добыче рыбы. Экипаж траулера борется за почетное звание коллектива ком мунистического труда. Имена луч ших производственников заносят ся на Доску почета. 12 лучшим производственникам присвоено звание — ударник коммунистиче ского труда. Агитаторы обобщили опыт передовиков соревнования и рассказали об их работе на вах тах. Моряки БМРТ «Планета» до стойно несут предпраздничную вахту. За пять месяцев добыто- 45.480 центнеров рыбы, из кото рой выработано 29.631 центнер высококачественной рыбной про дукции. ДОКЛАДЫ И ЛЕКЦИИ ДЛЯ МОРЯКОВ Партийная организация БМРТ «Новиков-Прибой», экипаж кото рого борется за досрочное выпол нение годового плана, умело на ладила лекционную пропаганду среди моряков. Находясь вдали от Родины, моряки всегда в курсе важнейших событий в нашей стране и за рубежом. Докладчики и лекторы корабля систематически выступают перед моряками. На корабле прочитаны доклады: «95 лет со дня рожде ния В. И. Ленина», «Первое мая — день солидарности трудящихся всех стран мира», «20-летие ве ликой Победы советского^ народа над фашистской Германией». Моряки прослушали несколько интересных и содержательных лекций. Тематика их такова: «О' характере отношений между соци алистическими странами», «Осво бодительная борьба в Латинской Амери!?е», «Итоги работы сессии > Верховного Совета СССР пятого созыва», «Перспективы развития Мурманской области».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz