Рыбный Мурман. 1965 г. Июнь.

В тесной связи с жизнью -1 Закончен учебный год в сот политического просвещения. Сей­ час уже можно подвести итоги. Для Мурманской судоверфи они характерны тем, что в семинарах и кружках возросло количество слушателей. Занимался примерно каждый четвертый человек. Это помимо того, что рабочие и слу­ жащие посещали вечерние шко­ лы рабочей молодежи, техникумы и высшие учебные наведения. Сложность научаемых проблем современности требовала от про­ пагандистов значительных теоре­ тических знаний и методического мастерства. При кабинете поли­ тического просвещения судоверфи работало четыре постоянно дейст­ вующих семинара пропаганди­ стов. Здесь товарищи получали не только теоретическую помощь. Помимо инструктивных лекций, проводился анализ хода занятий, их достоинств и недостатков. Об­ суждались факты, и примеры из жизни коллектива, рассматривал­ ся опыт организации самостоя­ тельной работы слушателей и другие вопросы. Вот семинар в корпусно-ко­ тельном цехе. Им руководил про­ пагандист инженер главного уп­ равления «Севрыба» Владимир (Яковлевич Антропов. Владимир Яковлевич всегда умел найти главное, просто, доходчиво, инте­ ресно раскрыть слушателям ту или иную тему. В период между лекцией и семинаром Владимир Яковлевич не один раз беседовал со слушателями, проводил кон­ сультации по интересующим их вопросам. В составе семинара в основном были слушатели, кото­ рые не имели среднего образова­ ния, и пропагандист проводил за­ нятия но методу активной беседы. — Для того, чтобы сразу за­ владеть вниманием, — рассказы­ вает тов. Антропов, — чтобы вызвать интерес к занятиям, бе­ седу я начинал с какого-либо конкретного, хорошо известного факта. Например, нри изучении темы о социалистическом госу­ дарстве и о превращении нашего государства в общенародное, мы начали беседу с того, что слуша­ тели семинара называли имена своих товарищей, избранных де­ путатами местных советов, чле­ нами завкома профсоюза и дру­ гих общественных организаций. Слушатели самостоятельно подо­ шли к вопросу о подлинной демо­ кратии нашего общественного строя и о широком участии тру­ дящихся в управлении государ­ ством. Когда на семинаре шла речь ©б успехах строительства комму­ низма, о механизации и автома­ тизации производства, ветераны судоверфи — а их в кружке было много — вспоминали, каким бы­ ло это предприятие раньше, ка­ ким стало сейчас. Нри проведе­ нии бесед здесь старались не об­ ходить острых вопросов и не представлять все в розовом свете. Для наглядности и лучшего закрепления знаний но пройден­ ным темам пропагандист исполь­ зовал высказывания выдающихся деятелей советской литературы и искусства, произведения Мак­ сима Горького, Владимира Мая­ ковского, Михаила Шолохова, ча­ сто обращался к кинофильмам на историко-революционные темы. Все это помогало лучше осмысли­ вать организующую роль Комму­ нистической партии. И слушате­ ли, и пропагандист со временем не считались. Занимались и час, и два, и больше. — Мы старались, — говорит Владимир Яковлевич, — чтобы у нас не осталось неясных вопро­ сов, чтобы мы всегда приходили к единому мнению. И у нас это получалось. Надо сказать, что Антропов очень тщательно готовился к за­ нятиям, изучал произведения Маркса, Энгельса, Ленина, посе­ щал семинары для пропаганди­ стов, вел записи последователь­ ности изложения тем. Владимир Яковлевич после работы часто бывал в цехе, беседовал со свои­ ми слушателями. Личное обще­ ние, задушевные беседы е ними позволяли Антропову быть в кур­ се жизни коллектива, насыщать свой рассказ конкретными приме­ рами. Он беседовал также с сек­ ретарем партийной организации цеха Б. Ф. Тарасовым о жизни партийной организации, разгова­ ривал с начальником цеха А. Я. Денисовым, выясняя ход выпол­ нения производственного плана и социалистических обязательств, состояние дел на участках, руко­ водимых слушателями семинара. В трубопроводном цехе семина­ ром руководил начальник цеха Владимир . Альфредович Остров­ ский. 17 слушателей — это ин­ женерно-технические работники цеха, в основном коммунисты, люди с богатым жизненным опы­ том. Интерес к занятиям здесь в какой-то степени все время под­ держивался тем, что форма их постоянно менялась. Один раз слушатели выступали по заранее подготовленным вопросам, в дру­ гой раз без такой подготовки. Иногда пропагандист сразу давал все вопросы, которые будут раз­ бираться на семинаре. Перед ка­ ждым занятием обязательно кто- нибудь выступал с оозором сооы- ч тий за рубежом и внутри страны. — Самое ценное, — делится Владимир Альфредович, — слу­ шатели вносили практические предложения но улучшению орга­ низации производства, по улуч­ шению трудовой дисциплины, ус­ ловий труда и быта рабочих. Пре­ творение этих предложений в жизнь во многом помогло цеху выйти из отстающих и стать од­ ним из передовых цехов судовер­ фи. Например, было внесено предложение объединить всех»га­ зосварщиков завода в нашем це­ хе. Был подготовлен приказ ди­ ректора, и все газосварщики за­ вода переданы нам. Улучшилась .загрузка самих газосварщиков, которые раньше испытывали не­ достаток в работе, резко сократи­ лись простои трубопроводчиков за счет более правильного ис­ пользования оборудования и рас­ становки рабочей силы. Это пред­ ложение родилось, .когда мы изу­ чали кооперирование и специали­ зацию в области промышленного производства между социалисти­ ческими странами. Былда предло­ жения и но качеству продукции, по улучшению условий труда, по промышленной эстетике. Боль- шйнство их принято к исполне­ нию, часть уже внедрена. На судоверфи, кроме круж.ков и семинаров, работало несколько школ коммунистического труда. Школой коммунистического труда, цеха топливной аппаратуры вто­ рой год руководила инженер-нор­ мировщик Зоя Николаевна Нос­ кова. В прошлом учебном году в школе занималось 29 рабочих, а в этом году занятия посещало уже 43. Занятия по темам пропа­ гандист проводила сама. А по специальным вопросам вели лучшие производственники, спе­ циалисты. Изучение некоторых тем переносилось прямо на про­ изводственные участки. Так, по­ сле небольшой беседы: «Повыше­ ние производительности труда — наша главная задача» доводчицы Анна Щепина и Людмила Ивано­ ва демонстрировали выполнение операции но доводке распылите­ лей. И хоть эти две работницы имеют почти одинаковую произ­ водительность труда, приемы у них разные. Наблюдавшим было видно, что одна из них достигала такой производительности с мень­ шей утомляемостью, чем другая. И теперь каждая доводчица стре­ мится работать так, чтобы дать наивысшую производительность при меньшей затрате труда. На каждом занятии обязатель­ но проводились 10— 15-минут­ ные политинформации. Хорошо научились делать обзоры токарь Галина Шкиленко, Анна Щепина, Нина Силина и Людмила Влады­ кина. Слушатели этой школы ор­ ганизовывали культпоходы в те­ атр, кино. Потом устраивалось обсуждение фильма или прочи­ танной книги. Очень часто бесе­ да, которая начиналась на заня­ тии, не сразу заканчивалась, ее обсуждение могло продолжаться еще несколько дней. — Когда мы проходили тему о коммунистическом воспитании трудящихся, — рассказывает Зоя Николаевна, —- было приведено немало примеров добросовестного труда, высокого сознания общест­ венного долга, коллективизма, то­ варищества,' честности и правди­ вости. По тут же с большим воз­ мущением говорили и о том, что у нас в цехе не все еще ведут себя достойно. Возмущались пове­ дением токаря Кротова, который не выполняет нормы, выпускает продукцию низкого качества, на­ рушает , трудовую дисциплину. Говорили о токаре Шульгине, по­ зволяющем себе появляться на работе в нетрезвом виде, о свер­ ловщике Сенцове, допускавшем случаи неправильного поведения в семье. И когда расходились товарищи с занятия, было ясно, что разго­ вор нужно продолжить. На следу­ ющий день, зайдя в перерыв на доводочный участок, я застала своих слушателей продолжающи­ ми вчерашний разговор. Послу­ шала и предложила прочесть кое- что из книги «Заповеди твоей жизни». В течение нескольких дней мы читали и беседовали о гуманных отношениях, между людьми, о красоте человеческой, о взаимном уважении к семье. Зоя Николаевна Носкова счи­ тает, что организация лекций, культпоходов и занятий по пере­ даче опыта дает возможность не прекращать работу школы ком­ мунистического труда и в летние месяцы, так, чтобы встречаться не реже одного раза в неделю. — Подводя итоги учебного го­ да, — говорит Зоя Николаевна,— думается, что результаты его вид­ ны уже в том, что 17 человек в нашей школе носят высокое зва­ ние ударников коммунистического труда. Многие наши товарищи — передовики производства, актив­ но участвующие в общественной жизни. Можно было бы привести мно­ го других примеров успешной ра­ боты пропагандистов. В течение учебного года, помимо занятий школ, кружков, семинаров, у нас было проведено 5 экономических и теоретических конференций. Так, например, в техническом от­ деле прошла конференция на те­ му «Эстетика на промышленном предприятии». Конференция при­ няла рекомендации по повыше­ нию культуры производства и внедрению эстетики труда. Сей­ час в каждом цехе разработаны конкретные мероприятия. Во мно­ гих цехах оборудование уже по­ крашено в приятные для глаз то­ на, ремонтируются бытовые и служебные помещения, появились цветы на рабочих местах, улуч­ шился уход за рабочими костюма­ ми. Вся многообразная пропаганди­ стская, лекционная, организа­ ционно-партийная работа, безус­ ловно, сказалась на деятелынгсти коллектива судоремонтного объ­ единения. Он справился с планом прошлого года, -успешно трудится и сейчас. Однако работа коллектива объ­ единения могла быть значитель­ но лучше, если бы нам удалось- устранить недостатки в идеелаги- ческой работе и в сети- политиче­ ского просвещения. Много было хорошего, но были и недостатки, и на них нельзя закрывать гла­ за. Biiiли слушатели, которые не изучали рекомендованную ратуру, не вели записей лекций^ и рассказов пропагандистов. Это приводило к пассивности на се­ минарах и беседах, к недостаточ­ ному усвоению положений марк­ систско-ленинского учения по ак­ туальным проблемам современно­ сти. Партийные организации слипо- до'кового и слесарно-сборочного дехов (секретари С. Д. Бокарев и А. И. Белых) недостаточно вника­ ли в ход политических занятий. Поэтому на занятиях отсутство­ вало много слушателей, иные со­ беседования переносились. Недо­ статочно работали над подготов­ кой материала пропагандисты Н. "II. Семенков, А. С. Пакулин, Г. И. Кулаков. Были и другие недостатки. Завершив учебный год, про­ пагандисты и слушатели должны тщательно проанализировать и удачи и промахи с тем, чтобы хорошо подготовиться к учебе в следующем году. А главное, не­ смотря на то, что официально учебный год закончился, надо за­ креплять полученные знания, по­ стоянно вникать во все события в стране и за рубежом. Е. ФИЛИЧЕВ, заведующий , кабинетом политического просвещения судоремонтно­ го объединения «Судо­ верфь». В ПАРТОРГАНИЗАЦИЯХ ПРОМЫСЛОВЫХ СУДОВ Экипаж БМР'Г «Некрасов» —■ участник соревнования «стоты- еячников». Высокое обязательст­ во подкрепляется практическими делами. Промышляя на Дальнем Западе, на первое нюня коллек­ тив добыл в переводе на свежье 43.82G центнеров рыбы. Вырабо­ тано 29.982 центнера продук­ ции. Возглавляя соревнование моря­ ков, парторганизация привлекает к f Boej* работе широкий беспар­ тийный актив, отбирая лучших производственников в ряды КПСС. Недавно на партийном собра­ нии обсуждалось заявление о при­ еме в кандидаты КПСС старшего мастера по добыче рыбы тов. Зяблицева. На промысле он по­ казывает личный пример в труде, умеет организовать дело. Высту­ пая на собрании, коммунисты по­ ложительно характеризовали сво­ его товарища по труду. Член партии тов. Потапов • уже много лет знает тов. Зябли­ цева как дисциплинированного и инициативного моряка. В тра­ ловый флот он пришел из рядов Советской Армии. Военная закал­ ка, исполнительность пригоди­ лись ему в морском деле. На рыбном промысле тов. Зяблицев вырос от матроса до старшего ма­ стера по добыче рыбы. За хоро­ шую работу мастеру присвоено почетное звание ударника комму­ нистического труда. Коммунисты тт. Калеманов и Богомолов говорили о том, что моряк тов. Зяблицев — чуткий и отзывчивый человек, никогда не оставит товарища в беде, придет ему на помощь. На партийном собрании едино­ гласно решено: принять стар­ шего мастера по добыче рыбы Н. А. Зяблицева кандидатом в члены КПСС. * * * За пять месяцев нынешнего года судовые и береговые парт­ организации тралового флота при­ няли в ряды КПСС 80 лучших производственников. БЕСЕДЫ АГИТАТОРОВ Моряки БМРТ «Планета» в за­ вершающем году семилетки опре­ делили для себя высокий рубеж — добыть за сезон ]00 тысяч центнеров рыбы. Партийная ор­ ганизация корабля направила всю массово-политическую и агитаци­ онную работу на претворение в жизнь этой задачи. Агитаторы ознакомили моряков с решениями мартовского Плену­ ма ЦК КПСС. В своих беседах они подчеркивали большую роль моряков в увеличении продуктов питания для трудящихся. Веду­ щая тема бесед агитаторов— «Дви­ жение за коммунистический труд — закономерный процесс и важ­ ный фактор ускорения строитель­ ства коммунизма». Будучи на БМРТ, заместитель начальника флота тов. Руснаков сделал до­ клад о работе тралового ‘флотгц призвал моряков «Планеты» ус­ пешно выполнить принятые соци­ алистические обязательства по добыче рыбы. Экипаж траулера борется за почетное звание коллектива ком­ мунистического труда. Имена луч­ ших производственников заносят­ ся на Доску почета. 12 лучшим производственникам присвоено звание — ударник коммунистиче­ ского труда. Агитаторы обобщили опыт передовиков соревнования и рассказали об их работе на вах­ тах. Моряки БМРТ «Планета» до­ стойно несут предпраздничную вахту. За пять месяцев добыто- 45.480 центнеров рыбы, из кото­ рой выработано 29.631 центнер высококачественной рыбной про­ дукции. ДОКЛАДЫ И ЛЕКЦИИ ДЛЯ МОРЯКОВ Партийная организация БМРТ «Новиков-Прибой», экипаж кото­ рого борется за досрочное выпол­ нение годового плана, умело на­ ладила лекционную пропаганду среди моряков. Находясь вдали от Родины, моряки всегда в курсе важнейших событий в нашей стране и за рубежом. Докладчики и лекторы корабля систематически выступают перед моряками. На корабле прочитаны доклады: «95 лет со дня рожде­ ния В. И. Ленина», «Первое мая — день солидарности трудящихся всех стран мира», «20-летие ве­ ликой Победы советского^ народа над фашистской Германией». Моряки прослушали несколько интересных и содержательных лекций. Тематика их такова: «О' характере отношений между соци­ алистическими странами», «Осво­ бодительная борьба в Латинской Амери!?е», «Итоги работы сессии > Верховного Совета СССР пятого созыва», «Перспективы развития Мурманской области».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz